Летательная машина год создания
История летающего автомобиля: от XIX века до наших дней
С того времени, как был создан первый в мире автомобиль, многих изобретателей посещала идея поднять это замечательное средство передвижения в воздух. На протяжении многих лет создавались проекты летающих автомобилей, как перспективные, так и откровенно неудачные. Чего греха таить. Стоя в пробке, нередко возникает мысль: — «Ах, если бы мой rio умел летать!». Но вернемся к реальности и проследим историю создания и развития этого экзотического вида транспорта.
12 ФОТО
1. «Ариэль», воздушный паровой экипаж Хенсона, 1841 год.
В 1841 году Уильям Сэмюэл Хенсон и Джон Стрингфеллоу запатентовали первый в мире проект летательного аппарата, весьма похожего по конструкции на современные летающие автомобили. Однако из-за не вполне удачных испытаний и нехватки средств проект через несколько лет был закрыт.
2. Автоплан Кертиса, 1917 год.
Данный гибрид самолета с автомобилем был представлен в 1917 году на Панамериканской авиационной выставке. Автомобиль был изготовлен из алюминиевого сплава, в нем были установлены пластиковые окна, а в салоне даже был обогреватель для пассажиров. Но увы – конструкция не прошла первых испытаний, а дорабатывать ее не стали из-за начала Первой мировой войны.
Автожир, являющийся одним из немногих удачных предшественников современных прототипов летающих автомобилей. В свое время данный летательный аппарат пользовался популярностью, и однажды даже с его участием был снят рекламный ролик, где PCA-2 приземлялся на лужайке Белого дома.
4. Аэромобиль Уотермана, 1937 год.
Чтобы построить этот автомобиль, Уотерман модифицировал 6-цилиндровый двигатель Студебекера мощностью в 100 л.с. Но в серийное производство автомобиль не пошел — несмотря на многочисленные усилия изобретателя, всего было построено лишь пять таких аппаратов.
5. ConVairCar Model 118, 1947 год.
Летающий автомобиль ConVairCar действительно мог летать, о чем свидетельствует это фото испытательного полета в Калифорнии. Однако из-за нехватки топлива часовой демонстрационный полет закончился аварийной посадкой, в результате которой прототип был разрушен. Водитель остался цел, но с мечтой о летающем авто компании пришлось распрощаться.
6. Ford Levacar, 1959 год.
Этот одноместный прототип был показан на «Ротонда Форд» в Дирборне, штат Мичиган. Разработчики обещали, что автомобиль сможет летать со скоростью до 800 км в час. Однако дальше прототипа, увы, дело не продвинулось.
7. Аэрокар, 1966 год.
Аэрокар был одним из наиболее перспективных прототипов летающего автомобиля – построенный концепт развивал скорость в 120 км/ч на земле и до 200 км/ч в полете. Более того, автомобиль послужил прообразом для создания персонажа диснеевского мультфильма «Самолеты».
8. AVE Mizar, 1973 год.
Компания AVE решила пойти легким путем в создании летающего автомобиля – они совместили самолет Cessna Skymaster и автомобиль Ford Pinto. Что примечательно, в прототипе использовались оба двигателя: и самолетный и автомобильный. Но испытательный полет закончился ужасной аварией, надолго отбившей у многих желание создавать летающие авто.
9. Sky Commuter, 1990 год.
Компания Boeing потратила 6 миллионов долларов на разработку этого концепт-кара, однако он так и не был доведен до испытаний. Однако прототип, который должен был взлетать при помощи турбированных роторов – это весьма интересная идея.
Летающий автомобиль с системой вертикального взлета и посадки стал работой всей жизни американского изобретателя Пола Моллера, однако из-за проблем с Комиссией по ценным бумагам и наложенных на его компанию штрафов до реального производства дело пока не дошло.
11. Terrafugia, 2009 год.
Первый успешный полет на Terrafugia был совершен в 2009 году. Данное авто можно заказать уже сегодня за 196 тысяч долларов, однако аппарат, который в полной мере будет соответствовать авиационным стандартам и потребностям потребителя пока находится на стадии прототипа.
Довольно красивый летающий автомобиль с наиболее удачной на сегодняшний день конструкцией. AeroMobil 3.0 вмещается на стандартной автостоянке, может взлетать и садиться на любой более-менее ровной поверхности длиной от 100 метров, и работает на обычном бензине.
Золотой век наступившего будущего: история летающих автомобилей (1890-1968)
Еще до того, как братья Райт совершили свой первый полет в 1903 году, люди широко представляли себе будущее, в котором летающие автомобили – или аэрокары – это жизненная реалия, которая избавит общество от дорожных заторов и суеты.
Первый патент на аэрокар запросил Джон Эмори Гарриман в 1910 году, но его автомобиль так и не был построен.
Год спустя Уолдо Уотерман спроектировал машину под странным названием «Waterman Whatsit». Она оставалась недостроенной до 1932 года, затем изобретатель переработал её и переименован в «Arrowplane», а ещё позже в «Arrowbile». В 1937 году этот проект стал первым летающим автомобилем.
«Помяните мое слово: сочетание самолета и автомобиля придет. Вы можете улыбаться, но оно все равно придет.
Генри Форд, 1940
Ноябрь 1947
Летающий автомобиль ConVairCar Model 118 во время испытательного полета. Гибридное авто разработал Теодор П. Холл для компании Consolidated Vultee Aircraft из Сан-Диего, штат Калифорния, но машина так и не поступила в серийное производство. При тестировании пилот был вынужден совершить аварийную посадку, когда в транспортном средстве неожиданно закончилось топливо – он ориентировался на топливный датчик автомобиля, а не самолёта.
Фото: FPG / Hulton Archive / Getty Images
1890
Компания «Au Bon Marche» выпустила в Париже это забавное футуристическое объявление примерно в 1890 году.
Фото: Transcendental graphics / Getty Images
«К 1953 году автомобили устареют, потому что самолёты будут курсировать по земле, а также летать над ней».
Сэр Филипп Гиббс, «Послезавтра: Что будет с миром», 1928.
Апрель 1924
Автомобиль с крыльями и пропеллером, торчащим из решетки радиатора, на Таймс-Сквер, Нью-Йорк. Это изобретение A. Х. Рассела из города Натли, Нью-Джерси.
Фото: Hulton Archive / Getty Images
1924
Машина А.Х. Рассела, вид сбоку.
Фото: Ullstein Bild / Getty Images
1928
Этот аэрокар с неподтвержденной способностью летать теоретически имел тройную функцию: автомобиль, самолет и лодка.
Фото: Keystone / Getty Images
1937
Задняя часть аэромобиля Уотермана, крылья удалены.
Фото: Sdasm Archives
1937
Аэромобиль Уотермана в полете.
Фото: Sdasm Archives
«Вместо автомобиля в каждом гараже, будет стоять «вертолет». Эти крошечные «вертолеты» будут заполнить небо, как велосипеды во времена нашей юности заполняли довоенные дороги».
Гарри Бруно, Aviation Publicist, 1943.
1937
Аэрокар Gwinn был разработан как небольшой, легкий в использовании, персональный биплан. Построили всего два таких аэрокара.
Фото: San Diego AIR & Space Museum Archives
1937
Разработки резко прекратились, когда одна из двух единиц техники разбилась и погиб прославленный летчик Фрэнк Хоукс и его пассажирка Нэнси Лав.
Фото: San Diego AIR & Space Museum Archives
Если говорить о «золотом веке летающих автомобилей», то он пришелся на 1940-е и 1950-е годы. В 1946 журнал LIFE написал об аэрокаре Роберта Фултона, что он может взлететь с взлетно-посадочной полосы у себя за домом и долетать до аэропорта Ла-Гуардия (в северной части Куинса в Нью-Йорке). Там машине удаляли крылья, хвост и пропеллер, а затем автолюбитель ехал на Бродвей, чтобы посмотреть шоу. Расстояние в 96.5 км (60 миль) преодолевалось всего за 25 минут.
У «Аэрофибии» (Airphibian) Фултона был существенный недостаток: крылья и хвостовую часть приходилось оставлять в аэропорту, а затем возвращаться, чтобы забрать их и лететь обратно домой.
То же самое можно сказать о ConVairCar Теодора Холла. Крылья и хвостовая часть прикреплялись к крыше прототипа, построенного в 1946 году. Были разработаны две модели Convair: 116 и улучшенная 118. Но интерес к ним оказался не так велик, и производственную программу пришлось свернуть.
Январь 1946
Авто NX59711 Теда Холла. Максимальная скорость движения достигала 60 миль в час, а скорость полета 110mph. Холл разработал его для десантников и спецназовцев.
Фото: Keystone-France / Gamma-Keystone / Getty Images
1947
Обломки разбившегося Convair Model 118, который совершил вынужденную посадку в Нэшнл-Сити, Калифорния.
Фото: San Diego AIR & Space Museum Archives
1950
Модель воздушной машины фирмы «Stout» со снятыми крыльями припаркована у обочины дороги.
Фото: San Diego AIR & Space Museum Archives
«Ваш летающий автомобиль будущего – это уже настоящее».
Motor Trend Magazine, ноябрь 1957 год.
29 ноября 1966
У аэрокара Мултона Тейлора имелись крылья, которые можно было снять и сложить в буксируемый прицеп.
Фото: Уолт Уорон / The Enthusiast Network / Getty Images
Совсем недавние прототипы летающего автомобиля были построены с вентиляторами в кольцевом обтекателе и лётным модулем вертикального взлёта и посадки (СВВП). Но они столкнулись с (по-видимому) непреодолимыми проблемами: невыносимым шумом, высоким расходом топлива и запредельной ценой.
Пожалуй, безопасность была и остаётся величайшим камнем преткновения для производства летающих автомобилей. Люди с большим трудом и непостоянным успехом избегают аварий на суше, что уж и говорить о воздушном пространстве.
29 ноября 1966
«Аэрокар» Молтона Тейлора.
Фото: Стивен Келли / The Enthusiast Network / Getty Images
1968
Плакат с летающим автомобилем для детского музыкального фильма «Читти-читти бэнг-бэнг».
Фото: Movie poster image art / Getty Images.
Кто изобрел самолет? Кто создал самолет? Кто придумал самолет?
Самолетом принято называть воздушное судно, которое предназначено для осуществления полетов в Земной атмосфере за счет силовой установки, предающей тягу аппарату. В состав агрегата входят неподвижные части, такие как крылья и сам фюзеляж. Основным отличием от аэростата и дирижабля является использование аэродинамики, а не аэростатики, которая создает подъемную силу в процессе полета.
Впервые термин «самолет» был применен в 1857 году капитаном Н.М. Соковниным. Он данное слово применил для управляемого аэростата. Также в 1863 году журналист А.В. Эвальд использовал слово «самолет» в своей статье «Воздухоплавание». В статье было первое предложение создания подобного летательного аппарата с названием «самолет».
История
Кто придумал самолет?
Первые исторические упоминания о летательных аппаратах были еще в древнеиндийской литературе. В ней описаны гипотетические летательные машины – виманы. В фольклоре практически всех народов существует упоминание о летательных аппаратах, таких как ковер-самолет или ступа, в которой летала Баба Яга.
Первым испытателем, который предложил полноценную концепцию летательного агрегата с отдельным двигателем и фиксированным крылом, стал англичанин Джордж Кейли. Его труды датируются концом XVIII века.
Труды Дж. Кейли в авиационной области
Наработки Кейли начал осуществлять с 1796 года, когда начал активно изучать полет птиц. В 1799 году был изготовлен серебряный диск, на который был нанесен придуманный им летательный аппарат, а на обратной стороне диска была нанесена диаграмма сил, которая позволяет осуществить полет. Нанесенное на диск устройство было очень похоже на лодку, но все же оно имело основные детали самолета. В силу этого можно сказать, что Дж. Кейли может считаться человеком, который продумал все основные детали самолетов.
С 1804 года исследователь проводит ряд экспериментов, связанных с аэродинамическими свойствами. За счет этого им была создана новая ротативная установка для исследований поверхностей. С помощью этой установки удалось измерять силу подъема предметов в зависимости от углов атаки. Нужно отметить, что данные были достаточно точными. В итоге после экспериментов был создан им первый планер, который мог пролететь до 27 метров, при этом площадь крыла составляла почти 1 кв. м.
К 1808 году был создан еще один планер с большой площадью крыла и искривленным профилем. Агрегат испытывали на привязи и в свободном полете. За счет полученных данных Кейли опубликовал первые в истории статьи про авиацию. В статьях идет речь о возможности создания конвертоплана с дискообразными несущими поверхностями и полиплана. Данные диски разбиты на 4 сегмента, которые вращаются, за счет этого создается подъемная сила.
Еще одно творение данного конструктора было зафиксировано в статье журнала Mechanics Magazine. В ней шла речь об управляемом парашюте, который оснащен горизонтальными плоскостями.
Все же наибольшими достижениями Кейли является создание летательных аппаратов в полную величину. Первая машина была построена в 1809 году. Машина была оснащена неподвижными крыльями и имела вырез для посадки пилота. Подъем должен осуществляться с помощью машущих крыльев, но в итоге агрегат так и не полетел. Второй аппарат был изготовлен в 1894 году по тому же принципу, что и предшественник. Основным отличием стало наличие колесного шасси и фюзеляжа в виде лодки. В качестве силовой установки выступал сам пилот, а точнее его мышцы. В итоге проведенные испытания показали, что при разгоне с уклона была возможность отрыва от земли, но только с небольшим грузом. Поднять взрослого человека не удалось.
Конструктор занимался проектированием других летательных аппаратов, таких как дирижабли, но дальше разработок дело не пошло.
Кто изобрел самолет?
Разработки Уильяма Хенсона
Данное изобретение можно приписать английскому конструктору Уильяму Хенсону, который в 1849 году получил патент на разработку проекта самолета.
Летательный аппарат Хенсона также обозначали как «паровой воздушный экипаж». Крыло агрегата имело в своем строении лонжероны, нервюры и стойки, все это получило дальнейшее развитие в самолетостроении. Обшивка крыла была двухсторонней, поскольку нервюры имели разную кривизну обводов. Для облегчения конструкции были использованы продольные балки, это позволило сделать крыло пустотелым и более легким.
Летательный аппарат Хенсона
Крыло крепилось к верхней части фюзеляжа. В самом корпусе был установлен двигатель, который приводил в движение два винта толкающего типа. Также фюзеляж имел место для пассажиров и экипажа.
Хвостовое оперение крепилось к задней части корпуса. Оно имело подвижные детали, а именно рули направления, что касается киля, то он был неподвижный. Конструкция аппарата не имела элеронов, в силу чего мог возникать крен, но конструктор решал данную проблему за счет изменения оборотов винтов. Все это творение имело трехосное шасси с передним колесом.
Разработки Николая Афанасьевича Телешова
Что касается Российской Империи, то первый летательный аппарат был предложен конструктором Н.А. Телешовым еще в 1864 году. Проект конструктора имел название «система воздухоплавания», которая по первоначальному замыслу должна иметь возможность перевозки 120 пассажиров на борту. Данный самолет проектировался как цельнометаллический моноплан с крылом, расположенным на верхней части корпуса. Прямоугольное сечение внутренней части фюзеляжа должно было иметь две пассажирские палубы.
Нужно отметить, что предлагаемое крыло имело малое удлинение при больших геометрических параметрах самого фюзеляжа. Крылья имели немного изогнутый профиль и заострения к концам. Двойная обшивка позволила увеличить их прочность при снижении общего веса. За счет ферменной конструкции и системы расчалок крылья должны были выдерживать большие перегрузки.
Управление аппаратом осуществлялось за счет системы рулей направления и высоты. Всю конструкцию в воздух должен был поднять паровой двигатель, который вращал один винт толкающего типа. Нужно отметить, что сама силовая установка была размещена в средней части корпуса, а с винтом ее соединял большой вал. Для смещения центра тяжести в полете машина должна оснащаться дополнительным грузом, который нужно было перемещать с носовой части в хвостовую или наоборот. Самолет не имел собственной системы шасси, поэтому разбег осуществлялся с применением шасси-тележки. Конечно же, все это так и не было воплощено в реальность.
Разработки самолета Александром Федоровичем Можайским
Морской офицер А.Ф. Можайский в конце XIX века активно начал работы по созданию летательного аппарата, который в дальнейшем был изготовлен в натуральную величину. К сожалению, подробные данные об испытаниях сохранить не удалось. Все же некоторые источники утверждают, что полноценный полет так и не состоялся. Максимальным достижением был кратковременный отрыв аппарата с пилотом. В качестве силовой установки использовался паровой двигатель с недостаточной мощностью.
Это далеко не все мировые разработки летательных аппаратов, которые использовали паровые двигатели в качестве силовых установок. Все же основной проблемой неудач была недостаточная база наработок в области аэродинамики и конструирования аппаратов для полета.
Кто создал самолет?
Первый самолет в мире, который смог осуществить отрыв и полет. Разработки братьев Райт.
Первый удачный опыт конструирования самолета, который смог взлететь, принадлежит братьям Райт. Уилбур и Орвил Райты окрестили свое детище как «Флайер-1». Первый полет данного летательного средства состоялся 17. 12.1903 года. После отрыва от Земли машина пробыла в воздухе 59 секунд, за которые удалось пролететь 260 метров. На этом конструкторы не остановились, доработанная модель в 1904 году смогла впервые выполнить полет по кругу. Еще через год, в 1905 году, был выполнен дальний полет на 39 километров по замкнутой траектории.
Самолет оснастили бензиновым двигателем и винтом из дерева, все это было установлено на деревянном каркасе из ели. Размах крыльев в аппарате был равен 12 метрам, а масса 283 килограмма. Нужно отметить, что сама силовая установка, которая выдавала 9 кВт, весила 77 килограмм. На постройку всей машины братья потратили порядка тысячи долларов. Полноценного шасси самолет Райтов не имел, для запуска использовали стартовую катапульту с деревянным рейсом направления.
Начало авиастроения в России
Нужно отметить, что создание самолетов немного отставало от мировых наработок, поскольку большую ставку делали на создание дирижаблей, которые планировали использовать в военных целях. Также больше предпочитали создание вертолетов. Ярким примером является «Аэромобиль» конструктора В.В. Татаринова, которому в 1909 году было выделено на постройку 50 тысяч рублей. Кроме этого, было много пожертвований и всевозможной помощи от спонсоров. В итоге на проект потрачены колоссальные деньги, а результат нулевой. После провала данного проектирования практически ни один конструктор не мог получить субсидии на развитие собственных проектов, среди которых было много перспективных.
Все же после удачи братьев Райт правительство России решило обзавестись собственными летательными машинами. При этом покупать самолет «Флайер-1» не стали. Решено создать аппарат собственными силами, только была одна проблема – конструкторы России никогда не видели самолет и незнакомы с особенностями его создания. В силу этого было отмечено множество неудач и аварий еще при разбеге агрегатов.
Первой успешной летательной машиной, которая смогла пролететь несколько десятков метров без аварии, стал самолет Кудашева. Профессор политехнического института Киева Александр Кудашев в июне 1910 года смог пролететь на аппарате собственной конструкции.
Разработки Игоря Сикорского
Наиболее известной разработкой И. Сикорского, конечно же, является самолет «Илья Муромец», который был изготовлен на основе аппарата «Русский витязь». Нужно отметить, что машина принципиально новая и значительно отличалась от первого аппарата. Было изменено все, кроме общей схемы конструкции. Над созданием трудилась группа лучших конструкторов страны во главе с Игорем Сикорским.
«Муромец» был оснащен четырьмя двигателями типа «Аргус» с мощностью в 100 лошадиных сил. Это позволило аппарату обладать весьма большой подъемной силой. С 1915 года некоторые модели оснащались двигателем типа Р-БВ3, он имел 6 цилиндров и оснащался водным радиатором охлаждения. Данный летательный аппарат поистине может считаться первым в мире самолетом для пассажирских перевозок, поскольку имел отдельный от кабины экипажа салон, спальные комнаты и даже туалет с ванной. Также на борту аппарата имелось электрическое освещение и отопление от двигателя. Большим толчком в развитии авиастроения послужило начало Первой мировой войны.
Первый самолет «Илья Муромец» был изготовлен осенью 1913 года. Еще на испытаниях машины удалось установить несколько мировых рекордов. Первый рекорд по грузоподъемности был зафиксирован 12.12.1913 года, когда удалось совершить полет с 1.1 тонны полезного груза на борту. Ровно через месяц был установлен рекорд с 16 человеками и одной собакой на борту агрегата, при этом общая масса достигла 1,2 тонны. Управление самолетом осуществлял сам конструктор Сикорский.
В 1914 году на базе «Муромца» был изготовлен гидроплан с более мощными двигателями, это был самый большой гидроплан в мире до начала 1917 года.
Данной машине принадлежит первый полет по дальности, когда был осуществлен перелет из Петербурга в Киев всего с одной посадкой. При полете была достигнута и максимальная высота полета в 2 километра, при этом на борту было 10 человек. Все это состоялось 05.06.1914 года. Маршрут полета удалось пройти за 6,5 часов.
Все эти достижения и наработки послужили дальнейшему развитию авиационной отрасли как в России, так и во всем мире.