Ливрея что это автомобиля
Ливрея автомобиля
Последние сезоны команда «Ред Булл» сохраняла стабильность в вопросе использования ливреи, сохраняя один и тот же стиль (за исключением тестов 2015 года, о чём мы поговорим ниже). Недавний разлад с «Рено» и последовавший разрыв соглашения с «Инфинити» привели к тому, что в преддверии сезона-2016 команда Квята и Риккардо подготовит обновлённую раскраску. «Ред Булл» продемонстрирует ливрею на совместном мероприятии с «Пумой» 17 февраля, и пока можно только гадать, идёт ли речь о консервативном возвращении к раскраске, например, 2012 года или чём-то более неожиданном. Между тем в прошлом «быки» не раз радовали нас нестандартным подходом при разукрашивании гоночных автомобилей!
2004: ливрея-банка
«Ред Булл» стал новым владельцем команды «Ягуар» 15 ноября 2004 года. Соответственно, подготовку к сезону-2005 пришлось вести в спешке, и тщательная работа над новой ливреей явно не была первой на повестке дня. А между тем уже 24 ноября команде предстояло на старом автомобиле «Ягуара» R5 участвовать в тестовой сессии в Барселоне. В итоге на своих первых испытаниях «Ред Булл» использовал раскраску, по сути позаимствованную у баночки с газировкой. Смотрелось неплохо, но к тестам новой машины «быки» перешли к иному варианту, существенно уменьшив количество серого цвета.
2005: «Звёздные войны» в Монако
Red Bull RB1 и «Звёздные войны»
Фото: Red Bull Media House
Уже в свой первый сезон в Формуле-1 в «Ред Булл» сумели продемонстрировать креативность и любовь к сотрудничеству с миром кинематографа — последняя перешла к австрийцам по наследству от «Ягуара». Заводская команда «Форда» в своё время продвигала третьего «Терминатора», ну а «Ред Булл» на Гран-при Монако 2005 года активно рекламировал очередную часть «Звёздных войн». К проекту подошли глобально: помимо особой раскраски машин облачили механиков в наряды имперских штурмовиков, по пит-лейну перемещались Дарт Вейдер и R2D2, а на стартовой решётке вместе с ними «тусил» Чубакка. Было здорово!
2006: подиум для Супермена
«Супермены»-гонщики и Red Bull RB2
Год спустя «Ред Булл» вновь связался в Монако с кинопремьерой. На сей раз конюшня рекламировала очередную версию «Супермена», в честь чего в фирменные красные плащи облачились Дэвид Култхард, Кристиан Клин и резервный гонщик команды Роберт Дорнбос. И ведь помогло: Култхард внезапно финишировал третьим. При этом по ходу уик-энда Кристиан Хорнер неосмотрительно пообещал голым прыгнуть в бассейн «Ред Булл», если кто-то из его гонщиков поднимется на подиум. В итоге британец сдержал обещание – правда, всё-таки обернувшись в плащ Супермена.
2007: благотворительность в Сильверстоуне
Red Bull RB3 в ливрее для Wings for Life
Фото: Red Bull Media House
«Быки» приучили нас и к тому, что им не чужда благотворительность. «Ред Булл» давно сотрудничает с фондом Wings for Life, помогая собирать денежные средства на изучение новых методов лечения травм спины. И вот на Гран-при Великобритании 2007 года болельщики Ф-1 получили возможность разместить свои фотографии на боевых болидах команды RB3 взамен на небольшое пожертвование для фонда. Из огромного количества мини-фото и были составлены ливреи на гонку в Сильверстоуне.
2008: прощальная гонка Култхарда
Специальная ливрея для Дэвида Култхарда
Гран-при Бразилии 2008 года являлся для Дэвида Култхарда последним в Формуле-1 в качестве боевого гонщика. На «Интерлагосе» машину шотландца раскрасили в непривычный белый цвет, вновь рекламируя фонд Wings for Life. Надо отметить, что в данном случае ФИА и Берни Экклстоун дали добро на то, чтобы две машины «быков» оказались раскрашены совсем по-разному. Увы, гонка Култхарда длилась недолго: он попал в аварию уже в первом повороте, так и завершив сезон, в котором у него было немало инцидентов.
2012: Wings for life, новая итерация
Фото: Red Bull Media House
На Гран-при Великобритании 2012 года «Ред Булл» вновь предложил болельщикам «разукрасить» автомобиль с помощью своих фотографий. Алгоритм прежний: миниатюрное фото в обмен на пожертвование в пользу фонда Wings for Life. На сей раз ливрея в целом повторяла традиционную, просто на машине словно проступили пиксели.
Необычный вид носа Red Bull RB8
Фото: Red Bull Media House
2015: «зебра» на тестах
Фото: Red Bull Media House
На зимних тестах перед сезоном 2015 года «Ред Булл» взял на вооружение ливрею-камуфляж, которую обычно используют автоконцерны при обкатке секретных новинок. Раскраска, из-за которой RB11 обозвали «зеброй», помогала «Ред Булл» до поры до времени скрыть от конкурентов некоторые аэродинамические нюансы. Впрочем, унылость двигателя в любом случае не позволила «быкам» выиграть хотя бы один Гран-при.
Посмотрим, что команда Матешица, Хорнера и Марко придумает на этот раз.
Заглавное фото: Red Bull Media House
Табачно-алкогольную эпоху сменила энергетическая. Оставим старческое «раньше было лучше» и просто насладимся лучшими гоночными ливреями прошлого
1. Martini
Представляете сурового Юху Канкунена, потягивающего мартини с вишенкой после напряженного заезда? За 1980-е белая Lancia Delta стала самой узнаваемой раллийной машиной. Пилоты, сойтись с которыми сам Вальтер Рерль считал за честь, выиграли на ней кучу гонок и титулов. Но довольно прошедшего времени! Сегодня у нас есть Porsche 918 в цветах Martini Racing — он вернет ливрее ореол романтики и мужества.
3. Rothmans
Рекорд Штефана Беллофа на Нюрбургринге, три чемпионских титула в Ф-1, победа в ралли «Париж-Дакар»… Однако в этой succes strory есть и мрачная глава: именно на бело-синем Williams разбился Айртон Сенна.
5. Jagermeister
В состав этого травяного ликера входят 56 ингридиентов, а сложный рецепт его приготовления держится в секрете. Вкус — специфический. Зато продвигают его немцы очень просто: поддерживают рок-фестивали и украшают бока гоночных машин. Да, рыжие «гончие» с оленем Jagermeister никогда не были самыми быстрыми, зато брали яркостью.
6. Warsteiner + BMW M
Не спорьте: М3 в фирменных М-цветах — одна из красивейших туринговых машин за всю историю (если не самая красивая). Подозреваем, что спонсор подбирался под цвет дисков, а никак не наоборот. И конечно, такая вещь, как M3, просто не имела права быть медленной. Факт: Эрик ван де Поэль выиграл на ней титул в 87.
7. John Players Special
Колин Чемпен изобрел не только граунд-эффект, двойное шасси и активную подвеску: он первым додумался разместить на гоночных машинах рекламу. Все еще будете утверждать, что реклама — слабый двигатель?
8. Castrol
Где только не бывали кастроловские болиды: месили грязь в ралли, побеждали на двух и четырех колесах и даже ставили рекорд скорости на суше. Сейчас две крутые Honda Civic гоняют в WTCC. Как гоняют? Круто!
9. 555
Это один из тех редких случаев, когда курение полезно, ведь если бы не сигареты State Express 555, у нас бы не было сине-золотых Subaru. Представляете, все они были бы разных цветов: черные, желтые, красные, зеленые, белые… Скука!
10. Repsol
Даже если вы не следите за мотогонками, то этот черно-оранжевый окрас вы точно видели. Например, в забористом блокбастере. Или сериале про докторов. Или в собственном дворе: готовы спорить, что самая громкая Honda вашего района — пижонская CBR1000 Repsol
Реклама, которую мы запомнили навсегда: легендарные гоночные ливреи и цвета
Из гоночных болидов получаются столь выразительные рекламные щиты, что заложенный в них потенциал продолжает работать спустя десятилетия после разрыва контрактов. К чему это приводит – разбираем сегодня в продолжении разговора о фирменных цветах автомобильных брендов.
Бьёт по глазам
В прошлый раз мы поговорили о национальных гоночных цветах и узнали, откуда взялись красные Феррари, серебристые Мерседесы и зелёные Ягуары, а также вспомнили легенду о жёлтом Ламбо и историю возникновения двух полосок через весь кузов. Но если говорить о ярких цветах, то стоило бы упомянуть ещё один, относящийся к автоспорту, и при этом уже никоим образом не связанный с исторической привязкой к стране-участнице. Всё дело тут было в маркетинге, о котором сегодня и разговор.
Новозеландец Брюс Макларен основал марку имени себя в 1963 году. Изначальная ориентация бренда была только на гонки, дорожных моделей McLaren тогда не выпускал. По сути, это была гоночная команда, задействованная в нескольких дисциплинах – Макларен создавал болиды для Формулы-1 и для американской гонки Инди-500, а также строил «прототипы» с закрытыми колёсами. Первым был McLaren M1A.
Тогда как раз начинался массовый отход от национальных гоночных цветов – итальянской машине не обязательно было быть красной (впрочем, к Феррари это не относилось и не относится), а английской – зелёной, и так далее. Команды получили возможность наносить на болиды логотипы спонсоров и красить кузова в соответствующие цвета. В автоспорте начиналась новая эпоха – со спонсорскими деньгами и… цветным телевидением. И проблему с первым обстоятельством Макларену помогло решить второе: чтобы привлечь побольше внимания и получить финансовую поддержку, команда решила перекрасить свои автомобили в ярко-оранжевый цвет.
Оранжевое настроение
На фото: McLaren M6A, 1967
До этого все машины McLaren были окрашены в сочетания серебристого с чёрным, синим или красным, белого с чёрным или были полностью красными или синими. Но чтобы хорошо смотреться на экране телевизора, а также с трибун и в зеркалах заднего вида, машины должен быть максимально яркими – как вы понимаете, Макларен собственноручно вывел одно из золотых правил современного автомобильного маркетинга.
Первой машиной, получившей оранжевый цвет, стала M6A, задействованная в североамериканском кубке Can-Am. Приём сработал, и даже когда команда получила спонсорскую поддержку, машины McLaren из различных серий продолжали оставаться оранжевыми – понятие «racing livery» («гоночной ливреи») тогда только зарождалось, и можно было лепить логотипы спонсоров рядком, прямо поверх собственной оранжевой краски.
Но этот период подошёл к закату в 1973 году, когда формульная «конюшня» Макларена получила поддержку Marlboro – красно-белая раскраска стала одной из первых полноценных гоночных ливрей, и вместе с тем одной из самых легендарных. Уже ставший традиционным «оранж» ушел из McLaren не сразу – например, болид для заокеанских гонок M16C Indy 500 Race Car в 1973-1974 годах всё ещё красился в оранжевый, но именно успехи в Ф-1 со временем сделали McLaren легендарной командой – и таковой же ныне воспринимается красно-белая гоночная ливрея.
Однако традиционный оранжевый цвет вернулся в McLaren в 1993-м, когда компания представила первый в своей истории дорожный автомобиль – суперкар McLaren F1. А в 1997-м формульная команда сменила спонсора, и на смену красному и белому пришли другие цвета. С тех пор окраска формульных машин McLaren поменялась несколько раз (было даже слияние с другой легендой, когда болиды McLaren-Mercedes были в полном смысле слова «серебряными стрелами»), а вот оранжевый неизменно присутствует в цветовой гамме дорожных машин – F1, пришедшего ему на смену MP4-12C и нынешнего P1.
Драйв ей к лицу
Помимо красно-белых цветов Marlboro поклонники гонок могут вспомнить ещё несколько гоночных ливрей, навсегда отпечатавшихся в памяти. Колин Чепмен, основатель формульной конюшни Lotus, в 1974 году был первым, кто решился разместить рекламу сигарет на бортах своего болида. Из сигаретных брендов, также засветившихся в Формуле-1 и других топовых гоночных сериях, достаточно упомянуть ещё Rothmans, BAT и Camel – и ведь знаменитый верблюд «наследил» не только в «Формуле», но и в трофи-рейдах, ралли-рейдах и классическом ралли.
Тесно связана с гоночным миром нефтеперерабатывающая промышленность – c конца 1960-х Gulf Oil гордо нёс свои цвета в Ле Мане, бренд STP до сих пор активно рекламируется через NASCAR, масло Castrol прочно ассоциируется с ралли, а Repsol – с мотогонками. Не уступают и алкогольные бренды: фирменный цвет ликёра Jagermeister окрашивает кузова кольцевых машин, спортпрототипов и дрэгстеров, а вермут Martini делит с гоночными командами победы в самых различных категориях, от Формулы-1 и Ле Мана до ралли и лодочных гонок F1 Powerboat. Из гоночных болидов получились столь выразительные рекламные щиты, что они врезаются в память на долгие годы даже после разрыва контрактов!
Но даже среди этих примеров есть фигурант, стоящий особняком. Как известно, большинство вышеописанных коллабораций приводило к появлению различных ограниченных серий дорожных автомобилей, окраска кузовов которых повторяла знаменитые гоночные ливреи. В среде тюнинга это также популярный приём – выкрасить свой автомобиль в цвет, в котором «почти такая же машина» блистала на мировых автодромах. Но однажды контракт гоночной команды со спонсором привел к появлению фирменного цвета у целой автомобильной марки. Речь, конечно же, о Subaru и цвете «World Rally Blue».
Заводская раллийная команда Subaru заключила контракт с британской сигаретной маркой «State Express 555» в 1993 году. С того же момента их машины получили синий цвет кузова и начертанные через боковины три жёлтые пятёрки.
Дела в мировом раллийном чемпионате шли хорошо, и через несколько лет образ синей Импрезы работал на аудиторию даже без пятёрок – из-за запрета на табачную рекламу название сигарет «спрятали» в названии самой машины, а на бортах остались лишь жёлтые скобочки – кстати, подобным образом McLaren и Ferrari маскировали надписи «Marlboro» на своих формульных болидах… В конце сезона 2008 года Subaru ушла из чемпионата, но все эти годы эти цвета были фирменными для раллийной команды – жёлтым был начертан логотип, а синий использовался как основной. И как невозможно представить Ferrari без красного, точно так же невообразимы сегодня автомобили Subaru без цвета «World Rally Blue». Вот так синий гоночный цвет, почти утерянный в своё время французами, вернулся и в мир автоспорта, и в мир гражданского автопрома – стараниями японского автомобильного бренда, раллийной команды и британского табачного спонсора…
Как известно, ввиду запретов на рекламу сигарет в 2000-х табачные деньги практически ушли из автоспорта, но на их место пришли новые. Самый свежий и яркий пример – это, конечно Red Bull, имеющий две фирменные команды Ф-1, собственный гоночный трек высшей категории, серию аэрогонок и программы поддержки во множестве гоночных серий по всему миру. Не так давно это был просто энергетический напиток, а сегодня уже приходится размышлять на тему: а не отнимут ли они у Subaru «гоночный синий», если захотят выпускать автомобили?
Бывает и по-другому
А может быть, следующим крутым гоночным цветом будет розовый? Ведь в начале сезона Формулы-1 2017 года все смеялись над «розовыми пантерами» Force India в цветах спонсора BWT (технологии водоснабжения), но машины поехали неплохо, поэтому – кто знает? Ведь едва ли кто-то считал хорошей идеей красить машины в оранжевый, пока до этого не додумался Макларен. А сегодня этот цвет – один из «канонических» гоночных, наравне с красным и желтым. И характер машины ныне во многом определяется именно тем, насколько «гоночный» у неё цвет. В этой связи вспоминается Melkus RS 1000, который в жёлтом отчаянно хотел быть похож на Lamborghini Miura, а в красном – на Ferrari Dino 206 GT.
Заигрывания с гоночными цветами не прекращаются по сей день – например, марки Ford и Mazda продвигают свои собственные оттенки красного и синего. Впрочем, история автопрома, особенно советского, знавала немало случаев, когда цвет автомобиля никак не опирался на традиции спорта или суперкаров – достаточной вспомнить красный Запорожец или зелёный УАЗ… Обо всём этом – в следующий раз.
10 самых знаменитых гоночных ливрей
Табачно-алкогольную эпоху сменила энергетическая. Оставим старческое «раньше было лучше» и просто насладимся лучшими гоночными ливреями прошлого
1. Martini
Представляете сурового Юху Канккунена, потягивающего мартини с вишенкой после напряженного заезда? За 1980-е белая Lancia Delta стала самой узнаваемой раллийной машиной. Пилоты, сойтись с которыми сам Вальтер Рерль считал за честь, выиграли на ней кучу гонок и титулов. Но довольно прошедшего времени! Сегодня у нас есть Porsche 918 в цветах Martini Racing – он вернет ливрее ореол романтики и мужества.
2. Gulf
Ford GT40. Стив Маккуин. Ле-Ман. Нужно ли что-то еще? Много лет подряд оранжево-голубая мантия была олицетворением слова «гонка». Легенда? Да, пожалуй, это про Gulf.
3. Rothmans
Рекорд Штефана Беллофа на Нюрбургринге, три чемпионских титула в Ф-1, победа в ралли «Париж-Дакар». Однако в этой succes strory есть и мрачная глава: именно на бело-синем Williams разбился Айртон Сенна.
4. Marlboro
Наверное, нет такой гоночной серии, в которой бы не задавали жару красно-белые «ковбои Мальборо». Ралли, Indy, NASCAR, MotoGP. И, конечно, «Формула-1». McLaren конца 80-х, эпохальное сражение двух гениев: Сенны и Проста. Да, тут есть что вспомнить.
5. Jagermeister
В состав этого травяного ликера входят 56 ингридиентов, а сложный рецепт его приготовления держится в секрете. Вкус – специфический. Зато продвигают его немцы очень просто: поддерживают рок-фестивали и украшают бока гоночных машин. Да, рыжие «гончие» с оленем Jagermeister никогда не были самыми быстрыми, зато брали яркостью.
6. Warsteiner + BMW M
Не спорьте: М3 в фирменных М-цветах – одна из красивейших туринговых машин за всю историю (если не самая красивая). Подозреваем, что спонсор подбирался под цвет дисков, а никак не наоборот. И конечно, такая вещь, как M3, просто не имела права быть медленной. Факт: Эрик ван де Поэль выиграл на ней титул в 87.
7. John Players Special
Колин Чемпен изобрел не только граунд-эффект, двойное шасси и активную подвеску: он первым додумался разместить на гоночных машинах рекламу. Все еще будете утверждать, что реклама – слабый двигатель?
8. Castrol
Где только не бывали кастроловские болиды: месили грязь в ралли, побеждали на двух и четырех колесах и даже ставили рекорд скорости на суше. Сейчас две крутые Honda Civic гоняют в WTCC. Как гоняют? Круто!
9. 555
Если бы не сигареты State Express 555, у нас бы не было сине-золотых Subaru. Представляете, все они были бы разных цветов: черные, желтые, красные, зеленые, белые. Скука!
10. Repsol
Даже если вы не следите за мотогонками, то этот черно-оранжевый окрас вы точно видели. Например, в забористом блокбастере. Или сериале про докторов. Или в собственном дворе: готовы спорить, что самая громкая Honda вашего района – пижонская CBR1000 Repsol
Читайте нас на сайте, в Facebook, в VK, в Instagram.
Смотрите наш новый видеоблог «Высший пилотаж» с различными интересными и крутыми автомобильным роликами.
Ноябрьский номер в продаже: