Машина легенда о волке
Машина легенда о волке
А любовь – ненависть,
Тогда сгинет зло окружающее нас!
— Уф, мрачный дядечка, что ж натворил этот бедняга, что его обрекли на подобное существование? – Ада, с восторгом, граничащим с неоправданным страхом, вытерла покрывшийся испариной лоб.
Она даже не поняла, почему купила книгу о волшебниках и проклятиях, но на прилавке она обнаружила ее лежащую отдельно, словно покинутую всеми, и невольно открыла первую страницу. С первых же слов ее начала бить какая-то дрожь предвкушения, и не раздумывая, она заплатила за книгу. И вот сейчас уютно устроившись на своем диване, Ада почти поверила, что присутствовала при вынесении этого грозного приговора. Она словно услышала, как гром прогрохотал в небе, а колдун исчез в мистическом тумане. Ада понятия не имела, действительно ли она ощутила на своей коже капли дождя или ее фантазия сыграла с ней плохую шутку, но все было так реалистично, что она вздрогнула. Девушка откинула книгу в сторону и тяжело вздохнула.
Довольно симпатичная, но замкнутая и погруженная в свой собственный мир книг, Ада в свои девятнадцать лет была абсолютно невежественна в отношениях между противоположным полом, и хоть ей нравились парни, ее застенчивость не давали ей шанса на взаимные чувства. Стоило ей только открыть рот, чтобы сказать что-то остроумное понравившемуся мальчику, оттуда вылетали непонятная чушь вперемешку с заиканиями и словами паразитами а, о, м, и тому подобное. Это вызывало сильнейшее раздражение у собеседника, а девушка, краснея и стыдясь своего ненавистного языка, подвергающего ее подобному унижению, давно научилась избегать подобных обстоятельств. Но что самое удивительное, что среди друзей, которых у нее было не счесть, она была остроумной, веселой, никогда не отчаивающимся центром компании. Тогда почему ей не удавалось завести друзей среди других? Ада уверяла себя, что именно потому, что все ее теперешние друзья были друзьями детства, а дети всегда отличаются своей непосредственностью и легкостью в общении. И хотя она была достаточно начитанной и интересной собеседницей, ей удавалось это относительно тех мужчин которые не вызывали в ней интерес. Поэтому ничуть не удивительно, что у нее не было ни мужа, ни парня, ни даже поклонника. Хоть это ее иногда расстраивало, Ада верила, что мужчина, предназначенный только для нее, еще встретится на ее пути, и тогда красноречие не подведет ее.
А пока таинственный принц находился в поисках своей Ады, она позволила себе мечтать и грезить о нем, читая романы и волшебные истории, каждый раз представляя себя на месте прекрасной героини.
Эра выбивалась из последних сил, пекла пироги на праздники, выращивала все возможное на своем маленьком огороде, затем сама же продавала, но деньги, которые она как не пыталась прятать, отец находил, словно знал заранее. Она даже пыталась прятать в сарае, в сене, в банке с мукой, под матрас, но все было зря.
Еще одной проблемой для девушки была ее внешность, которая притягивала внимание мужчин, и только всевозможными ухищрениями она сумела сохранить свое честь. То, что ее отец еще был жив, удерживало парней на расстоянии, но от мужчин в деревне, где она продавала овощи, ей приходилось держать ухо востро, боясь, что в один из дней ее не сможет никто защитить от унизительных притязаний грубых мужланов.
Как она и ожидала, отца дома не было, скорее всего, он пропадал, там, где и всегда, ловя удачу за хвост. Эра даже не представляла, сколько задолжал ее папа, но теперь она старалась тратить все деньги, которые зарабатывала, на продукты, муку, зерно, картошку и необходимые семена, которые собиралась посадить осенью на своем огороде. Хоть отец и возмущался, что в доме нет ни гроша, но на столе теперь всегда был свежий сыр, горячий хлеб из печи, немного мяса, из которого она готовила то рагу, то жаркое. На костях она обычно варила похлебку, иногда даже был пирог с мясом, хотя это и случалось крайне редко. Вот и сейчас после тяжелого дня, Эра повязала полотенцем талию и стала к печи, от которой ее щеки запылали, и сделали ее еще краше.
Ее отец Рудольф Браундмауер, но все упорно называли его Руди, был настолько худ, что казалось, мог поломаться от ветра. Руки напоминали плетья, вечно висящие вдоль тела, а ноги были настолько тощими, что неизвестно как они держали своего хозяина. Но что самое удивительное в нем было, так это глаза такие подвижные и живые, что порой казалось, что они чьи угодно, но только не этого еще довольно молодого по возрасту мужчины, но выглядевшему на десять лет старше. В сущности, когда-то Руди был примерный семьянин и фермер, но после смерти жены, которая так и не смогла справиться с простудой, он начал медленно угасать, и только забота тринадцатилетней дочери не дала опуститься ему еще ниже. Эра делала все, убирала, готовила, доила корову, кормила кур. Пока отец еще вспахивал огород и засеивал его зерном, прожить было не сложно, но к великому огорчению девочки, отца затянули в свои сети азарт и вино. Руди перестал собирать урожай, зерно и овощи гнили на грядках, а он пропадал с утра до вечера в пивной за картами. Все заботы взяла на себя Эра, не в силах справится с большим огородом, она очистила себе небольшой участочек земли, где сажала овощи, и все бы ничего да вот только дождь был либо редкостью в тех краях, и ей приходилось каждый день таскать воду, либо же лил несколько дней подряд, заливая все толщей воды. Огромной поддержкой была и корова, которая каждый день давала им молока, но с годами самым большим, что удавалось Эре надоить, было полведра, и этого едва хватало им самим. Еще у них было три несушки и в доме всегда были свежие яйца. Правда с холодами курочки почти не неслись, а когда пришлось совсем туго, одну из них пришлось зарезать, чтобы хоть как-то пережить зиму, за ней последовала и вторая, но на третью Эра так и не смогла поднять топор, ведь те три-пять яиц, которые она давала, кормили ее и Рудольфа. Девушка с годами превратилась в прекрасную юную женщину и мужчины заглядывались на нее, но ни один, как она думала, не хотел себе жену без приданного. Эра экономила на всем, заворачивая деньги в платочек и пряча под матрас, но однажды когда урожай пропал от сильной засухи, и на столе не было ничего кроме черствого хлеба, она решила купить еды в деревне. Какого же было ее удивления, когда она не обнаружила свои скудные сбережения.
Какие мифы мог использовать Томм Мур в «Wolfwalkers»?
11 декабря на Apple TV+ состоится премьера полнометражного мультфильма «Wolfwalkers» от Томма Мура и студии Cartoon Saloon. В основе сюжета снова лежат мифология и фольклор Ирландии, всегда вдохновляющие режиссера.
Сюжет «Wolfwalkers» (Волки-перевёртыши) разворачивается в XVII веке вокруг девочки Робин, приехавшей в Ирландию вместе с отцом-охотником. Он должен истребить последнюю стаю волков, которых люди издревле считают злыми животными и боятся. Героиня встречает в лесу девочку-оборотня Меб, и после этого знакомства Робин начинает по ночам превращаться в волка.
Главные героини мультфильма — кадр из трейлера
Попробуем разобраться, на основе каких мифов и легенд могла быть создана эта работа Томма Мура.
В ирландской мифологии существует множество историй о волках, вервольфах, оборотнях или фаоладах, как их называли кельты. Это связано с тем, что в Средневековой Ирландии водилось множество волков, приносивших людям немало бед. Из-за этого в народном сознании образ волка мифологизировался. Охота на волков велась постоянно, и к концу XVIII века в Ирландии эти звери были окончательно истреблены.
Важный элемент мифов о волках — идея оборотничества, а именно, превращения человека в волка. Волков-оборотней можно разделить на три типа. Одни способны превращаться по своему желанию с помощью магических средств (например, зачарованный пояс или шкура, волшебная мазь). Другие превращаются периодически и неконтролируемо (обычно ночью). Третьи — это люди, превращенные в волков колдунами или высшими силами. Например, существует ряд ирландских преданий, в которых святые, желая наказать людей за какие-либо грехи, превращают их в волков. Также с волками традиционно ассоциируются берсерки — яростные, как дикие звери, воины, безумные в бою.
Главные героини «Wolfwalkers» Робин и Меб способны принимать облик волков. Судя по всему, Робин можно отнести ко второму или третьему типу оборотней: она становится волком не по своей воле и явно не может управлять этим превращением. При этом не исключено, что девочку прокляли. Меб же владеет магией, она регулярно превращается в волка, будто с рождения является оборотнем.
Меб и Робин в обличии волков
Мы обнаружили ирландские предания об оборотнях, содержание которых очень напоминает уже известные детали сюжета мультфильма.
В средневековой ирландской работе Cóir Anmann («Пригодность имён»), которая, вероятно, была основана на более ранних традициях, рассказывается о легендарном воине-оборотне по имени Лайнех Фаэлад. Говорят, что он был предком племени оборотней, которые обитали в восточной Ирландии в XII веке.
В летописях валлийского историка Ненния оборотни (фаолады) — это потомки волка, но при том все же люди. Первым из них был тот самый легендарный воин-вервольф Лайнех Фаэлад, родственник королей Осрайге, который оборачивался волком и ходил резать стада как настоящий волк. Его многочисленное потомство унаследовало ту же черту, но в довольно своеобразной форме: «Чтобы принять облик зверя, они выходили из собственных тел, оставляя те лежать, точно трупы, и вселялись в волчью плоть».
По словам Cóir Anmann: «Он был человеком, который привык становится волком, то есть к волчьему образу, то есть к волчьим формам, которые он использовал, и его потомки охотились, и они убивали стада по волчьей манере, так что за это его называли Лайнех Фаэлад, потому что он был первым из них, кто принял форму волка». (Да, мы знаем насколько «не по русски» звучит эта фраза, но вы же поняли смысл?)
Вервольфы на средневековых кельтских миниатюрах
В текстах средневековых поэм (De Mirabilibus Hibernie (О чудесах Ирландии) епископа Патрика из Дублина и De hominibus qui se vertunt in lupos (Люди, которые превращают себя в волков) тоже описываются люди, которые способны превращаться в волков, покидая свои человеческие тела. Травмы, полученные ими в волчьем обличии, отражаются и на человеческих телах, и мясо их добычи появляется у них во рту. Пока они пребывают в волчьей форме, их человеческие тела уязвимы, и их друзья и семьи не должны их трогать. Этот мотив отражает фольклорную веру в то, что души могут покидать тело и путешествовать, но не могут вернуться, если тело побеспокоили.
Возможно, эта вера связана с тем, что в конце Средневековья была возрождена античная теория метемпсихоза. Данная теория предполагала возможность переселения души из одного тела в другое — от человека к животному, от растения к камню. Церковь, естественно, считала это ересью, с которой нужно бороться, но вера в метемпсихоз отразилась в легендах и сказках.
Судя по всему, сюжет мультфильма опирается именно на эту легенду о фаоладах. Из трейлеров можно понять, что главная героиня Робин превращается в волка, пока спит. «Ты волк, когда спишь, и девочка, когда бодрствуешь» — объясняет ей Мэб. Визуально это выглядит так, будто ее дух в виде волка покидает спящее человеческое тело. Можно предположить, что, пока Робин находится в облике волка, ее человеческому телу будет грозить опасность. Это же не считается за спойлеры?
Робин превращается в волка во сне
Еще одна героиня «Wolfwalkers» — девочка-оборотень Меб. Пока что довольно загадочный персонаж. Мы знаем, что она живет в лесу с волками и может перевоплощаться в одного из них. Мир волков-перевертышей — явно потусторонний, связанный с волшебством и духами. Он противопоставляется миру людей, на это указывает даже цветовая гамма: человеческий мир тусклый и серый, а мир духов яркий, волшебный. Не исключено, что Меб — человеческий ребенок, похищенный духами и выросший среди них (такой сюжет часто встречается в ирландском фольклоре, подробнее об этом расскажем ниже). Но под сомнение эту теорию ставит образ матери девочки, показанный в раннем трейлере.
На одном из кадров мы видим, как Меб забирается на руки к женщине — очевидно, ее матери. Камера отдаляется и становится ясно, что женщину и ребенка как бы обнимает огромная фигура антропоморфного волка — это либо отец, либо символический образ волка-прародителя (у древних кельтов были представления о богах-животных). Если это действительно родители Меб, значит, она «ходящая с волками» по своему происхождению, а может быть — полукровка, дочь человеческой женщины и волка. Между прочим, существует ирландский сказочный сюжет о волке-колдуне, похищающем принцесс. Правда, в этой сказке волк пожирал своих пленниц по частям, а вовсе не думал заводить с ними семью.
Кадр из трейлера мультфильма
Интересно происхождение имени героини. В ирландской мифологии существует королева Мэдб (или Мэб) — воинственная божественная правительница. В кельтской поэме о могиле королевы Мэдб она зовется «белокурой волчьей царицей». Как думаете, случайно ли имена мифической королевы и девочки-оборотня совпадают?
Волки также были символом древних ирландцев, живших ближе к природе. В частности, вой волчьей стаи не считался, как сейчас, чем-то зловещим. Вместо этого его полагали волнующим и мелодичным. Возможно, через противопоставление дикой девочки Меб и городских жителей Томм Мур хочет показать, как важна связь с природой и что потеряли люди цивилизации, отдалившись от природного мира.
Мы увидим ирландскую природу в уникальном визуальном стиле Томма Мура
В других мультфильмах Томма Мура тоже воплощаются самые разные кельтские мифологические и фольклорные мотивы, использует режиссер и сюжеты ирландских легенд. «Тайна аббатства Келлс» основана на легенде о Келлской книге, а «Песнь моря» повествует о мифических шелки. Подробнее об этом — в нашей предыдущей статье.
Но какие мифологические сюжеты и мотивы может воссоздать ирландский режиссер в своих предстоящих работах, помимо «Wolfwalkers»?
В кельтском фольклоре часто фигурируют фейри — разнообразные сверхъестественные существа. К фейри относятся эльфы, феи, сиды, а также банши, лепреконы, лианан ши и многие другие. В мультфильме Тома Мурра «Песнь моря» мы видели сидов. Эшлинг из «Тайны Келлс», скорее всего, фея или лесной дух, хотя об этом не говорится напрямую. Не исключено, что в будущем режиссер покажет нам свое видение других волшебных существ из кельтского фольклора — например, эльфов или лепреконов (сложно представить более ирландского персонажа!)
Кельтские фейри в представлении художника Брайана Фрауда
В кельтском фольклоре распространен сюжет о детях-подменышах. Если у фейри рождался уродливый или больной ребенок, они похищали человеческое дитя, оставляя взамен своё. Ребенок, попавший в мир духов, воспитывается фейри как один из них. И в мир людей ему возврата нет. Том Мурр делает героями своих картин именно детей, так что есть вероятность, что он использует этот сюжет.
Томм Мур обращается и к раннехристианским легендам Ирландии. Один из самых известных персонажей этих легенд — Святой Патрик. Возможно, однажды режиссер представит свое видение многочисленных легенд о нем.
А как вы думаете, к каким источникам обратится Томм Мур? Останется ли он верен ирландской тематике или попробует воплотить сюжеты из мифологии и фольклора других стран? Пишите в комментарии свои предположения и теории!
Автор статьи: Мария Гринкевич
Редактор: Дима Шрамко
Гаечка что-то замыслила
Решила попробовать себя в покадровой анимации
Решила попробовать себя в анимации. Моя первая покадровая 2D анимация, на создание этого шедевра, ушел 1 месяц + прокачала свою стрессоустойчивость. Я как новичок в этой сфере, скажу вам, что очень трудно разбираться во всех этих программах, придумывать персонажа изучать его движение. Это трудно, но очень интересно) И я думаю, что у меня получилось достаточно неплохо. Мой инстаграм : https://www.instagram.com/artgoose_/?hl=ru
Проект мультфильма по произведениям Ивана Ефремова
Тайна Дан, биохимик
«Есть только один настоящий путь в космос – от избытка сил, с устроенной планеты на поиски братьев по разуму и культуре. А для этого человек должен обеими ногами крепко стоять на Земле, переделывая её радостным трудом и становясь всё богаче и крепче духовно». Иван Ефремов «Лезвие бритвы»
Глаза моих собеседников, художников излучают доброту и горят энтузиазмом. Интервью с ними оказалось одним из самых приятных в моей жизни.
– Слава, что представляет из себя ваш проект 37-я звёздная?
– Спасибо, что наш проект так заинтересовал вас и вызывает внимание у любителей и не только любителей научной фантастики.
Как уже вы сказали ранее, наш проект задумался как художественно-анимационное воплощение мира и образов творчества Ивана Ефремова. Анимация как жанр и форма выражения очень схожа с научно-фантастической литературой в том, что и там, и тут художник (писатель) или группа авторов, сами конструируют и фантазируют мир, который хотят открыть человеку, своему современнику. Также анимация (в отличие от игрового кино), как и написанная книга для читателя, оставляет зрителю свободу для своего личного воображения, для дальнейшей фантазии увиденного, что важно для продолжения жизни образов, героев произведения в мыслях и чувствах каждого неравнодушного зрителя. Поэтому мы выбрали подобную форму выражения. Фильм или сериал (об этом мы также ещё размышляем) будет совмещать сложившиеся традиции классической анимации с уже давно современными трехмерными цифровыми технологиями.
– На какой стадии разработки находится проект в настоящее время?
– Сейчас – самый ответственный и кропотливый этап, подготовительно-концептуальный, и тут есть ряд направлений: 1. Работаем над характерами образов героев, над их физически-эмоциональным состоянием в различных ключевых точках сценария 2. Над технической сферой космических аппаратов и их динамикой движения 3. Над образом планеты «железной звёзды» и её обитателями.
Рецензия на мультфильм «Легенда о волках» от автора «Песни моря»
Кадр из мультфильма «Легенда о волках»
Обе полнометражные работы ирландца Томма Мура, «Тайна Келлс» и «Песнь моря», номинировались на «Оскар», и обе проигрывали проектам Disney: сначала «пиксаровскому» «Вверх» (в целом справедливо), затем — «Городу героев» (в целом возмутительно). «Легенде о волках», вероятно, предстоит та же обидная процедура, поскольку впереди опять маячит Pixar со своей «Душой», с ней будет тяжеловато тягаться. Впрочем, до апрельской церемонии еще нужно, что называется, дожить, так что пока будем опираться на собственные впечатления. Они такие: на сегодняшний день это лучший мультфильм 2020 года.
Вокруг «Легенды» сложилась несколько парадоксальная ситуация. С одной стороны, даже не превзойти, а просто повторить успех «Песни моря» — задача почти неосуществимая. С другой, как будто бы никто и не сомневался, что Мур и его соратник по студии Cartoon Saloon Росс Стюарт (здесь он впервые официально занимает половину режиссерского кресла) с ней справятся.
«Легенда о волках» («Wolfwalkers»), Томм Мур и Росс Стюарт
Справились — и довольно изящно. В «Песне» их уникальный визуальный язык с необычной, нарочито двухмерной рисовкой и странными перспективами кадра, был доведен до совершенства. «Легенда» не пытается отшлифовать отшлифованное, а лишь опирается на него — и делает шаг в сторону: плоское изображение города, вдохновленное кельтской живописью (так выглядели первые два фильма Мура), соседствует с нежной «европейской» скетчевостью лесов, напоминающей о пастелях «101 далматинца». Вообще в каждом кадре присутствует редкая для современной анимации изобретательность: ленту будет нередко тянуть поставить на паузу, чтобы поразглядывать экран.
Содержательно «Легенда о волках» тоже отличается от предшественников — это отчетливо профеминистское кино. В «Тайне Келлс» на первом плане находился мальчик, в «Песне моря» фигурировали брат и сестра, здесь все крутится вокруг двух девочек, не вписывающихся в стереотипные гендерные роли: это томбой-охотница Робин Гудфеллоу (окей, отсылка к Шекспиру) и хищная дикарка Меб. Себя очень легко соотносить с этими героинями: история не строится на формуле с Избранным (Избранной), и для того, чтобы оказаться на их месте, не требуется особой судьбы.
Какие мифы мог использовать Томм Мур в «Wolfwalkers»?
11 декабря на Apple TV+ состоится премьера полнометражного мультфильма «Wolfwalkers» от Томма Мура и студии Cartoon Saloon. В основе сюжета снова лежат мифология и фольклор Ирландии, всегда вдохновляющие режиссера.
Сюжет «Wolfwalkers» (Волки-перевёртыши) разворачивается в XVII веке вокруг девочки Робин, приехавшей в Ирландию вместе с отцом-охотником. Он должен истребить последнюю стаю волков, которых люди издревле считают злыми животными и боятся. Героиня встречает в лесу девочку-оборотня Меб, и после этого знакомства Робин начинает по ночам превращаться в волка.
Попробуем разобраться, на основе каких мифов и легенд могла быть создана эта работа Томма Мура.
В ирландской мифологии существует множество историй о волках, вервольфах, оборотнях или фаоладах, как их называли кельты. Это связано с тем, что в Средневековой Ирландии водилось множество волков, приносивших людям немало бед. Из-за этого в народном сознании образ волка мифологизировался. Охота на волков велась постоянно, и к концу XVIII века в Ирландии эти звери были окончательно истреблены.
Важный элемент мифов о волках — идея оборотничества, а именно, превращения человека в волка. Волков-оборотней можно разделить на три типа. Одни способны превращаться по своему желанию с помощью магических средств (например, зачарованный пояс или шкура, волшебная мазь). Другие превращаются периодически и неконтролируемо (обычно ночью). Третьи — это люди, превращенные в волков колдунами или высшими силами. Например, существует ряд ирландских преданий, в которых святые, желая наказать людей за какие-либо грехи, превращают их в волков. Также с волками традиционно ассоциируются берсерки — яростные, как дикие звери, воины, безумные в бою.
Главные героини «Wolfwalkers» Робин и Меб способны принимать облик волков. Судя по всему, Робин можно отнести ко второму или третьему типу оборотней: она становится волком не по своей воле и явно не может управлять этим превращением. При этом не исключено, что девочку прокляли. Меб же владеет магией, она регулярно превращается в волка, будто с рождения является оборотнем.
Мы обнаружили ирландские предания об оборотнях, содержание которых очень напоминает уже известные детали сюжета мультфильма.
В средневековой ирландской работе Cóir Anmann («Пригодность имён»), которая, вероятно, была основана на более ранних традициях, рассказывается о легендарном воине-оборотне по имени Лайнех Фаэлад. Говорят, что он был предком племени оборотней, которые обитали в восточной Ирландии в XII веке.
В летописях валлийского историка Ненния оборотни (фаолады) — это потомки волка, но при том все же люди. Первым из них был тот самый легендарный воин-вервольф Лайнех Фаэлад, родственник королей Осрайге, который оборачивался волком и ходил резать стада как настоящий волк. Его многочисленное потомство унаследовало ту же черту, но в довольно своеобразной форме: «Чтобы принять облик зверя, они выходили из собственных тел, оставляя те лежать, точно трупы, и вселялись в волчью плоть».
По словам Cóir Anmann: «Он был человеком, который привык становится волком, то есть к волчьему образу, то есть к волчьим формам, которые он использовал, и его потомки охотились, и они убивали стада по волчьей манере, так что за это его называли Лайнех Фаэлад, потому что он был первым из них, кто принял форму волка». (Да, мы знаем насколько «не по русски» звучит эта фраза, но вы же поняли смысл?)
В текстах средневековых поэм (De Mirabilibus Hibernie (О чудесах Ирландии) епископа Патрика из Дублина и De hominibus qui se vertunt in lupos (Люди, которые превращают себя в волков) тоже описываются люди, которые способны превращаться в волков, покидая свои человеческие тела. Травмы, полученные ими в волчьем обличии, отражаются и на человеческих телах, и мясо их добычи появляется у них во рту. Пока они пребывают в волчьей форме, их человеческие тела уязвимы, и их друзья и семьи не должны их трогать. Этот мотив отражает фольклорную веру в то, что души могут покидать тело и путешествовать, но не могут вернуться, если тело побеспокоили.
Возможно, эта вера связана с тем, что в конце Средневековья была возрождена античная теория метемпсихоза. Данная теория предполагала возможность переселения души из одного тела в другое — от человека к животному, от растения к камню. Церковь, естественно, считала это ересью, с которой нужно бороться, но вера в метемпсихоз отразилась в легендах и сказках.
Судя по всему, сюжет мультфильма опирается именно на эту легенду о фаоладах. Из трейлеров можно понять, что главная героиня Робин превращается в волка, пока спит. «Ты волк, когда спишь, и девочка, когда бодрствуешь» — объясняет ей Мэб. Визуально это выглядит так, будто ее дух в виде волка покидает спящее человеческое тело. Можно предположить, что, пока Робин находится в облике волка, ее человеческому телу будет грозить опасность. Это же не считается за спойлеры?
Робин превращается в волка во сне
Еще одна героиня «Wolfwalkers» — девочка-оборотень Меб. Пока что довольно загадочный персонаж. Мы знаем, что она живет в лесу с волками и может перевоплощаться в одного из них. Мир волков-перевертышей — явно потусторонний, связанный с волшебством и духами. Он противопоставляется миру людей, на это указывает даже цветовая гамма: человеческий мир тусклый и серый, а мир духов яркий, волшебный. Не исключено, что Меб — человеческий ребенок, похищенный духами и выросший среди них (такой сюжет часто встречается в ирландском фольклоре, подробнее об этом расскажем ниже). Но под сомнение эту теорию ставит образ матери девочки, показанный в раннем трейлере.
На одном из кадров мы видим, как Меб забирается на руки к женщине — очевидно, ее матери. Камера отдаляется и становится ясно, что женщину и ребенка как бы обнимает огромная фигура антропоморфного волка — это либо отец, либо символический образ волка-прародителя (у древних кельтов были представления о богах-животных). Если это действительно родители Меб, значит, она «ходящая с волками» по своему происхождению, а может быть — полукровка, дочь человеческой женщины и волка. Между прочим, существует ирландский сказочный сюжет о волке-колдуне, похищающем принцесс. Правда, в этой сказке волк пожирал своих пленниц по частям, а вовсе не думал заводить с ними семью.
Интересно происхождение имени героини. В ирландской мифологии существует королева Мэдб (или Мэб) — воинственная божественная правительница. В кельтской поэме о могиле королевы Мэдб она зовется «белокурой волчьей царицей». Как думаете, случайно ли имена мифической королевы и девочки-оборотня совпадают?
Волки также были символом древних ирландцев, живших ближе к природе. В частности, вой волчьей стаи не считался, как сейчас, чем-то зловещим. Вместо этого его полагали волнующим и мелодичным. Возможно, через противопоставление дикой девочки Меб и городских жителей Томм Мур хочет показать, как важна связь с природой и что потеряли люди цивилизации, отдалившись от природного мира.
Но какие мифологические сюжеты и мотивы может воссоздать ирландский режиссер в своих предстоящих работах, помимо «Wolfwalkers»?
В кельтском фольклоре часто фигурируют фейри — разнообразные сверхъестественные существа. К фейри относятся эльфы, феи, сиды, а также банши, лепреконы, лианан ши и многие другие. В мультфильме Тома Мурра «Песнь моря» мы видели сидов. Эшлинг из «Тайны Келлс», скорее всего, фея или лесной дух, хотя об этом не говорится напрямую. Не исключено, что в будущем режиссер покажет нам свое видение других волшебных существ из кельтского фольклора — например, эльфов или лепреконов (сложно представить более ирландского персонажа!)
В кельтском фольклоре распространен сюжет о детях-подменышах. Если у фейри рождался уродливый или больной ребенок, они похищали человеческое дитя, оставляя взамен своё. Ребенок, попавший в мир духов, воспитывается фейри как один из них. И в мир людей ему возврата нет. Том Мурр делает героями своих картин именно детей, так что есть вероятность, что он использует этот сюжет.
Томм Мур обращается и к раннехристианским легендам Ирландии. Один из самых известных персонажей этих легенд — Святой Патрик. Возможно, однажды режиссер представит свое видение многочисленных легенд о нем.
А как вы думаете, к каким источникам обратится Томм Мур? Останется ли он верен ирландской тематике или попробует воплотить сюжеты из мифологии и фольклора других стран? Пишите в комментарии свои предположения и теории!