Машина на армянских номерах какие проблемы в краснодарском крае
В Краснодаре владельцы машин с армянскими номерами решили пожаловаться в прокуратуру из-за проблем с ГИБДД
Юга.ру объясняют, почему на Кубани сотрудники ГИБДД второй год арестовывают машины с армянскими номерами и как их владельцы хотят решить проблему
Напомним, проблемы у владельцев машин с армянскими номерами начались летом 2020 года. Тогда по всей России стали проверять автомобили с иностранными номерами, арестовывать их и отправлять на штрафстоянки.
В ГИБДД объясняли, что цель проверок — найти водителей автомобилей из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), не вставших на учет в России. Особенно рьяно инспекторы взялись за машины из Армении.
Из-за этого в Краснодаре автомобилисты записали обращение к президенту с просьбой решить проблему, а спустя год собрались около таможни, потому что ситуация так и не разрешилась.
Как в России оказалось так много машин с армянскими номерами? В 2014 году Армения вступила в Евразийский таможенный союз (ЕАЭС). Это значит, что автомобили из этой страны могут свободно передвигаться по дорогам России. С 2014 по 2020 год в Армении действовали льготные правила ввоза транспортных средств из иностранных государств — пошлины за них уплачивались существенно ниже, чем в России. Купить в этой стране машину, например, из Японии, жителям России было значительно выгоднее.
Поток льготно растаможенных автомобилей из Армении хлынул в страны ЕАЭС в 2018 году, когда в силу вступил обновленный Таможенный кодекс. Он отменил контроль, связанный с оформлением процедуры временного ввоза, и пост на границе России и Грузии стал пропускать все армянские автомобили без прохождения каких-либо таможенных процедур (проще говоря, по «зеленому коридору»).
Стоит отметить, что на тот момент граждане стран ЕАЭС могли не ставить автомобиль на учет в своей стране, если он стоял на учете в другой. А растаможить и поставить на учет машины в Армении можно было даже по временной прописке. Всё это позволило за несколько лет ввезти в Россию около 300 тыс. армянских автомобилей.
Когда всё ужесточилось? В 2020 году, после окончательного вступления в силу Договора присоединения Армении к ЕАЭС и большого количества таких машин на дорогах России. У органов ГИБДД возникли вопросы о законности нахождения автомобилей в стране. Выяснилось, что машины, ввезенные в Армению в льготный период (с 2014 по 2020 годы), можно использовать исключительно на ее территории, а в других странах ЕАЭС — только после уплаты разницы в таможенных пошлинах.
Кроме того, распоряжаться автомобилем может только гражданин Армении или человек, постоянно проживающий на ее территории. Получилось, что россияне, которые купили такие машины, стали нарушителями таможенного законодательства.
К чему это привело? Автовладельцы заявили, что столкнулись с «репрессивными действиями» со стороны ГИБДД и Федеральной таможенной службы. На них стали оформлять протоколы по ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ (Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов о временном ввозе с отметкой таможенных органов). За повторное нарушение грозит штраф в размере 5 тыс. рублей либо лишение прав на 3 месяца.
Инспекторы требуют от водителей документы о таможенном оформлении, затем арестовывают машины и отправляют их на платные штрафстоянки. Собственники уже больше года судятся с ГИБДД, чтобы вернуть машины. За это время за содержание автомобилей на стоянках набежали суммы, превышающие саму стоимость машин.
Чтобы избежать проблем, автомобилисты должны поставить их на учет. Но для этого надо заплатить разницу в пошлинах. На таможнях армянские машины задерживают. Против их владельцев возбуждают административные дела по ч. 1 ст.16.2 КоАП (Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию), и к разнице в пошлинах добавляется штраф (50% от рыночной стоимости автомобиля). Часто выходят суммы в несколько раз больше стоимости самой машины.
Если собственник откажется выполнить требования, автомобиль могут забрать и продать, а деньги от продажи пойдут государству. А если сумма неуплаченных платежей больше 2 млн рублей, против автовладельца могут возбудить уголовное дело по ст. 194 УК РФ (Уклонение от уплаты таможенных платежей).
Больше года власти России не могут найти решение проблемы. Представитель общероссийского общественного движения «Авто Союз» в Краснодарском крае Сергей Шубин рассказал порталу 93.RU, что проблема владельцев машин с армянскими номерами похожа на проблему обманутых дольщиков.
По его словам, два с половиной года Армения и Россия не соблюдали условия договора — со стороны обеих стран не было таможенного контроля, который должен был проводится в соответствии с п. 33 Договора о присоединении. В Армении машины переоформляли на россиян, умалчивая об ограничениях, в Россию автомобили заезжали свободно.
«Не было оповещений, уведомлений людей. Не возбуждались дела по линии ФТС [Федеральной таможенной службы], работало сарафанное радио. Человек приезжал, покупал машину и пользовался ей, всё было отлично. Создавался массовый ввоз этих автомобилей, бесконтрольный», — заявил Шубин.
Теперь люди второй год не могут решить проблему. Они обращались в Минфин, Минюст, Минпром, МВД и на таможню. Власти обещали придумать, как эксплуатировать армянские автомобили в России. За год с лишним решения так и не нашлось, а сотрудники ГИБДД продолжают требовать таможенные документы.
После того как владельцы машин 7 сентября собрались около Краснодарской таможни, представитель ведомства Татьяна Бурмистрова сказала Юга.ру, что «участники встречи обсудили проблемные вопросы и наметили пути их решения», а ситуация находится на отдельном контроле у руководства таможни.
В качестве положительного примера Шубин привел Казахстан. Там владельцам армянских машин разрешили до 2023 года поставить их на временный учет без доплаты разницы таможенных платежей. Затем автомобили приобретут статус ЕАЭС.
И что теперь будут делать автомобилисты? В среду, 15 сентября, Краснодарский краевой суд рассмотрит три жалобы ГИБДД к автомобилистам по ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ (Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов о временном ввозе с отметкой таможенных органов).
Сергей Шубин заявил журналисту Юга.ру, что эту статью нельзя применять к владельцам армянских автомобилей, ведь с 2018 года временный ввоз на такие машины не оформляется. Заседание пройдет в открытом режиме. После него краснодарцы хотят направиться в краевую прокуратуру и подать коллективное заявление о незаконности действий госавтоинспекторов.
«Вы не в Армении»: в Краснодарском крае идет облава на авто с зарубежными номерами
Машины увозят на штрафстоянки до тех пор, пока на них не поставят российские номера
По всей России и в Краснодарском крае в частности начались массовые рейды, направленные на машины с армянскими и абхазскими номерами. Водителей останавливают, проверяли документы, просят предъявить документы о постановке на учет в Российской Федерации. Когда такой бумаги не оказывается, машины прямо с места забирают на штрафстоянку.
И случаи это не единичные. Последние годы жители Краснодарского края активно стали покупать и ездить на авто, купленных в Армении или Абхазии. Почему? Ответ кроется в сумме растаможки.
Она ниже нашей примерно в 5 раз. Одна и та же машина, причем среднего ценового диапазона, на российских номерах и из вышеуказанных стран обходится дешевле примерно на 200 тысяч рублей. Ощутимая экономия, согласитесь.
Это все подкреплялось заверениями в абсолютной юридической законности и прозрачности. Выходило, что люди просто экономили существенную сумму. Когда особо предприимчивые граждане смекнули, что спрос велик и – вероятнее всего – будет долог, начали предлагать допуслугу. В частности, избавляли покупателя от всех бумажных хлопот. За отдельную плату, разумеется. Некоторые даже машины сами выбирали для клиента. Одним словом, рынок подстроился.
С 16 июля в Краснодаре начались массовые изъятия авто с номерами Абхазии и Армении. Основной аргумент инспекторов – накопленные штрафы, либо отсутствие права нахождения этой машины на территории России.
В ответ водители пеняют на таможню.
Решить проблему с авто их владельцы пришли сперва к зданию ГИБДД в Краснодаре, но там ответа не получили. Затем они, больше 40 человек, пришли к приемной президента на Карасунской.
Мнение полиции
Правоохранители решили растолковать свою точку зрения и обосновать необходимость транспортировки авто с армянскими номерами на штрафстоянку, сразу на федеральном уровне.
По их словам, владелец все же должен зарегистрировать свое транспортное средство в течение 10 дней с момента прибытия на территорию России при том, что на авто будут перемещаться по стране дольше года.
Другими словами, гражданин России, управляющий машиной, которая зарегистрирована в одной из стран ЕврАзЭс, считается нарушителем до тех пока, у него не будет постоянного места жительства в том же государстве, где числится авто.
Во всех остальных случаях нужно в течение 10 дней ставить машину на учет в России и, соответственно, платить за растаможивание, а это деньги существенные. И в полиции непреклонны.
Выход из ситуации один – ставить на авто российские номера со всеми вытекающими отсюда бюрократическими и финансовыми нюансами.
Ответа, как быть владельцам авто, и кто будет платить за простой машин на спецплощадках, пока нет. Люди готовят обращения в суды.
Почему в России начались гонения машин с армянскими номерами? Разбираемся, что происходит
В Краснодаре люди собирались возле таможни, чтобы привлечь к себе внимание
Владельцы машин вышли на улицу
Коллаж: Артем Краснов / 74.RU, Тipichkras / Т.me
О проблемах с автомобилями на армянских номерах известно уже не первый год. Более 300 000 человек с разных уголков России купили в Армении недорогие машины, оформили их в собственность, привезли домой и через несколько лет узнали, что это незаконно.
В Краснодаре 7 сентября напротив здания Федеральной таможенной службы собрались владельцы автомобилей на армянских номерах. Люди недовольны тем, что сейчас автомобили с армянскими номерами начали изымать у владельцев. Год назад собственники даже записывали обращение к президенту России Владимиру Путину, в котором просили остановить задержание и арест машин, разрешить ставить авто на учет без растаможки, а также направить оплату штрафов и налогов в бюджет РФ.
Почти два года идут суды, пока машины продолжают забирать и ставить на штрафстоянки — за них, кстати, тоже надо платить. Журналист 93.RU попыталась разобраться, что сейчас происходит с армянскими автомобилями.
Откуда в России такие машины и что с ними не так?
В 2014 году Армения вступила в Евразийский таможенный союз, и следующие 6 лет у нее были льготные правила растаможки машин. При ввозе необходимо было заплатить всего 10% стоимости машины, в то время как в России этот показатель превышал 50%. Помимо низкой стоимости, иностранные номера не фиксируют камеры на дорогах.
В 2020 году против владельцев машин с армянскими номерами начали массово оформлять протоколы по ст. 12.1 КоАП РФ («Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке»). За повторное такое нарушение штраф достигает 5000 рублей или лишение прав до 3 месяцев. Также у водителей могут изъять документы и госномера. Почему о собственниках автомобилей вспомнили только год назад — неизвестно. Ни одно министерство и ведомство не может объяснить это людям.
Сотрудники ГИБДД могут забрать машину посреди дороги
Фото: Аracrimea / Т.me
Чтобы избежать наказания, нужно заплатить разницу в пошлине. Но проблема в том, что эта сумма зачастую превышает стоимость самого автомобиля.
— Если бы законы сразу применялись, такого количества автомобилей с армянскими номерами в принципе бы не ввезли на территорию России. Долгое время было молчаливое согласие делать так, но вдруг всё изменилось. Шквал обращений к юристам идет по всей России, и вопросы касаются как машин с армянскими номерами, так и с другими иностранными регзнаками, — рассказывал автоюрист Лев Воропаев.
Наша проблема похожа на проблему обманутых дольщиков
Член координационного совета Общероссийского общественного движения «Авто Союза», представитель в Краснодарском крае Сергей Шубин рассказал журналисту портала 93.RU, что проблема владельцев машин с армянскими номерами похожа на проблему обманутых дольщиков.
— Два с половиной года государственные органы двух стран не соблюдали условия договора, в результате чего образовалась такая ситуация. ФТС [Федеральная таможенная служба] бездействовала. Не было оповещений, уведомлений людей. Не возбуждались дела по линии ФТС, работало сарафанное радио. Человек приезжал, покупал машину и пользовался ей, всё было отлично. Создавался массовый ввоз этих автомобилей, бесконтрольный, — рассказал Сергей.
Из Армении в Россию везли много элитных машин
Фото: Артем Краснов / 74.RU
По словам Шубина, Правительство России не идет навстречу людям, ничего не объясняет. При этом, когда в похожей ситуации оказались граждане Казахстана, им разрешили поставить машины на временный учет без доплат разницы платежей:
— Сейчас машины считаются иностранным товаром. В 2023 году они станут обладать нужным статусом, то есть их легко можно будет продать и поставить на учет. Осталось 1,5 года, и они приобретут нужный статус. Раз уж люди попали в эту ловушку, почему бы не пойти им навстречу? Не может так быть, чтобы 300 000 человек в один миг стали контрабандистами и преступниками.
Представитель «Авто Союза» добавил, что по закону никакие таможенные документы при въезде не оформляются, при этом сотрудники ГИБДД их требуют. Сейчас машины стоят и гниют на платных стоянках, штрафы набегают больше стоимости машины.
Машины отвозят на штрафстоянки по всей России
Фото: Аracrimea / Т.me
— У многих машины так стоят, пока суды идут и не заканчиваются. Хотя суды — это отдельная тема. Так вот, суммы за стоянку набежали уже больше, чем стоимость автомобиля. Согласитесь, ехать за 20-летними авто люди с достатком не будут. В основном туда ехали люди с небольшим достатком. Или многодетные за бусами [микроавтобусами] — если трое детей и больше, нужно куда-то ставить кресла. А теперь вдруг одномоментно им сказали: «Ребята, вы вне закона, вы должны доплатить».
Суть в том, что, если автомобиль стоил 500 000 рублей, теперь за него нужно доплатить более 1 миллиона рублей. То есть малообеспеченным людям, чтобы оплатить разницу, придется продать свою квартиру. При этом многие покупали машины в кредит.
Почему абхазские машины ввозить можно, а армянские — нет?
Шубин объяснил, что россияне приезжают в Абхазию и покупают машины по «левым» схемам. Чаще всего граждан России оформляют в качестве фиктивных работников в подставные фирмы. После этого человек выезжает по путевым листам. Далее водители оформляют временный ввоз и при необходимости просто переписывают путевые листы.
— Сейчас эту схему прижали. 20 дней дают пересечь границу, если это правило нарушено, то машину не впустят. Это изначально мошенническая схема. Армянские автомобили тем и отличаются, что всё происходило законно: человек приезжал в Армению, оформлял временную прописку и ставил машину на учет. Автомобиль оформляется на собственника, на гражданина, происходит купля-продажа.
Популярностью пользуются микроавтобусы
Фото: Валерия Дульская / 93.RU
Про ситуацию с абхазскими автомобилями журналисту 93.RU рассказал и краснодарец Евгений, который ездил на такой машине год. Мужчина подтвердил схему с фиктивным трудоустройством — на россиянина оформляют генеральную доверенность на три года с правом представления в ГИБДД, суде, банках и других органах. После этого водитель пересекает границу как наемный рабочий абхазской фирмы и оформляет временный ввоз.
— Эти фирмы существует недолго, это не совсем однодневки, они живут около года. Обязательно, чтобы было юрлицо. Потом фирму разваливают. В Сочи есть брокеры, которые занимаются декларациями, вот у них за деньги можно сделать все необходимые документы. Когда срок доверенности истекает, машину можно переоформить на кого угодно и ездить дальше, — рассказал Евгений.
И что теперь делать людям?
По словам Сергея Шубина, ошибку допустила как российская сторона, так и армянская. В Армении переоформляли машины на гражданина России, умалчивая об ограничениях. Автомобили спокойно пропускали на границе с Грузией, затем с Россией — нигде таможенные органы не требовали декларации.
— Если бы всё было соблюдено, никто бы не оказался в этой ситуации. Дикая, жуткая ситуация, которая свалилась одномоментно. ФТС и ГИБДД к этим машинам не имели претензий 2,5 года, а потом всех назвали контрабандистами.
Люди второй год пытаются решить свою проблему, но Минфин, Минюст, Минпром, ФТС, МВД показывают друг на друга пальцем, и получается замкнутый круг. Сейчас владельцы армянских машин обивают пороги ведомств и министерств с просьбой помочь разобраться в ситуации и встать на сторону людей. Пока что в ответ приходят лишь отписки.
Портал 93.RU будет следить за ситуацией и направит запросы в уполномоченные органы.
Обновлено в 14:00: Пресс-секретарь Краснодарской таможни Татьяна Бурмистрова рассказала журналисту 93.RU, что 7 сентября состоялась рабочая встреча руководства Краснодарской таможни с инициативной группой собственников транспортных средств, ввезенных из Республики Армения. Участники обсудили проблемные вопросы и наметили пути решения. В настоящее время рассматриваемые вопросы находятся на отдельном контроле у руководства Краснодарской таможни.
Заехали в тупик. Что ждет российских владельцев автомобилей с армянскими номерами
Владельцы автомобилей с армянскими номерами стучат во все двери высоких кабинетов, чтобы не лишиться своих машин.
Первые сообщения о задержаниях автомобилей с государственными номерами Республики Армения появились в публичном пространстве 1 июля прошлого года. Инспекторы ГИБДД сразу в нескольких регионах России принялись останавливать такие машины и в случае, если за рулем находился не гражданин братской республики, в соответствии с частью 1 статьи 12.3 КоАП РФ выписывали на водителя штраф за отсутствие необходимых регистрационных и таможенных документов. В отдельных случаях полицейские также отправляли авто на штрафстоянку, что позволяет делать эта статья административного кодекса.
Практика довольно быстро распространилась по стране и всколыхнула общественность, так как по нашим дорогам сейчас ездит порядка 300 тыс. таких автомобилей. Люди, купившие машины в Армении, оказались в положении виноватых с реальной перспективой потерять собственность, за которую они заплатили. И это притом, что никаких преград для покупки авто в Армении и их эксплуатации на территории России прежде не было. Более того, на многочисленные запросы автовладельцев имеются официальные ответы из таможенных и правоохранительных органов, которые прямо указывали, что ограничений в перемещении армянских машин по нашим дорогам нет. Таких документов на бланках госструктур масса в открытом доступе в интернете, и наличие этих бумаг никто не отрицает. И вот такой поворот. Вернее, тупик. А, как известно, вырулить из него можно, только сдав задним ходом до места разворота.
Трагедия положений
История началась в 2015 году, когда был создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Армения стала членом союза почти одновременно с Россией, Беларусью и Казахстаном. Позже в организацию вошел Кыргызстан. Естественно, что в момент создания ЕАЭС во всех странах были разные пошлины на импортные автомобили. Чтобы привести все к общему знаменателю, требовалось время.
Таким образом, Армения получила льготы на растаможку импортных автомобилей, но вместе с этим правом были и обязанности, о которых продавцы авто с армянскими номерами покупателям почему-то не сильно рассказывали. В частности, импортные автомобили, согласно договору, имеют статус иностранных товаров, из чего следует, что «Республика Армения обеспечит использование товаров, в отношении которых применяются более низкие ставки ввозных таможенных пошлин по сравнению со ставками пошлин ЕТТ ЕАЭС, только в пределах своей территории и примет меры по недопущению вывоза таких товаров на территории других государств – членов Евразийского экономического союза без доплаты разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ЕТТ ЕАЭС, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при ввозе товаров на территорию Республики Армения… Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация вправе определить порядок прибытия указанных товаров на свою территорию» (Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписан в г. Минске 10 октября 2014 года (ред. от 11 апреля 2017 года)).
Проще говоря, иномарки, прибывшие в Армению, должны оставаться в Армении. Исключение составляют только те машины, на которых ездят сами владельцы, в обязательном порядке граждане этого государства – они имеют право беспрепятственно перемещаться на своих авто по территории стран, входящих в ЕАЭС.
Как следует из дальнейшего развития событий, Армения своих обязательств в плане сдерживания экспансии дешевых иномарок в Россию и Казахстан не выполнила.
Первыми «щель в заборе» заметили профессиональные перекупщики. Они очень быстро поняли, что в Армении можно приобрести автомобили по ценам в полтора-два раза ниже, чем в России, и открыли новое направление бизнеса. Ехали в братскую республику, оформляли машины по доверенности и возвращались на Родину.
Ну и как же без дополнительных «плюшек»? За армянские иномарки не надо было платить транспортный налог, и регистрационные номера братской республики не читаются нашими комплексами фотовидеофиксации нарушений – гоняй как хочешь. Это, кстати, сослужило плохую службу всем владельцам армянских иномарок – российские автолюбители люто невзлюбили хитрых и безнаказанных лихачей, что существенно снизило общественную поддержку хозяев машин из Армении в трудное время, то есть сейчас.
Главными же козырями в покупке авто в Республике Армения выступали те самые ответы из официальных структур, где говорилось о законности их использования, и фактор 2023 года, когда все товары Армении автоматически станут товарами Таможенного союза, что позволит зарегистрировать машины в России без растаможки.
Относительно второго пункта все верно. А вот с первым – проблема. Непонятно, чем руководствовались наши официальные органы, когда направо и налево выдавали ответы об отсутствии ограничений на пользование в нашей стране иномарками из Армении. Мнения автоэкспертов расходятся. Одни склоняются к тому, что сверхлояльное отношение к армянским иномаркам было продиктовано политическими мотивами: чтобы не портить отношения с нашим союзником. Другие списывают эту чехарду на неповоротливость бюрократической машины, не позволившей быстро и правильно свести требования ЕАЭС и российское законодательство. Как бы там ни было, но результат таков, что следом за профессиональными автокупцами в Армению устремились простые россияне, которые увидели редкую возможность купить хорошее и задешево. Дальше – больше, и вот уже по дорогам России колесит порядка 300 тыс. машин с армянскими номерами. А потом пришел 2020-й, когда был подписан Протокол о внесении изменений в Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе, который, как говорится, закрыл лавочку: Армения начала применять в отношении транспортных средств ставки ввозных таможенных пошлин, установленные ЕТТ ЕАЭС. Покупать там машины стало невыгодно, и тема затихла сама собой. Чего нельзя сказать об армии армянских иномарок, ввезенных в Россию раньше. Здесь все, напротив, накалилось до предела – ГИБДД в полном соответствии с законом стала тормозить машины с номерами «АМ». Автовладельцы принялись записывать видеообращения на имя президента РФ с мольбой о помощи.
Полный цугцванг
В шахматах есть такое положение, в котором любой ход игрока ведет к ухудшению его позиции. Называется оно цугцванг. Именно это труднопроизносимое понятие полностью передает ситуацию, в которой оказались владельцы машин с армянскими номерами.
Сейчас любой из них каждую минуту, что находится на дороге, рискует попасть в поле зрения сотрудников ГИБДД и нажить кучу неприятностей, вплоть до потери транспортного средства – случаи продажи армянских иномарок с торгов у нас в стране уже были. Выходов немного, и все они дорогостоящие:
Первый – зарегистрировать автомобиль в соответствии с требованиями российского законодательства. Это значит, что владельцу придется оплатить таможенную пошлину, которая в разы превышает цену машины. Понятно, что такая возможность есть у очень малого процента этой категории граждан.
Второй способ – поставить машину в гараж и не трогать ее до 2023 года, когда можно будет оформить авто без растаможки. Этот путь тоже нельзя назвать гуманным.
Третий – поехать в Армению и там продать свой автомобиль. Тут есть подводные камни, потому что сначала надо туда доехать, а это будет сделать непросто ввиду наличия на трассах сотрудников ГИБДД, которые не дремлют. Но и те, кто доберется до границы с братским государством, вряд ли останутся в выигрыше, так как цена на машины резко упала и продать, а не отдать свою «ласточку» будет очень проблематично.
Четвертый – реализовать машину на запчасти. При всей внешней логичности этого пути он категорически не рекомендован, так как машина ввезена, документы оформлены, следовательно, нет никакой гарантии, что потом к гражданину не придут из официальных структур и не потребуют предъявить товар, который по закону нельзя никому передавать и тем более разбирать на составляющие.
Пятый – поехать в Армению и получить гражданство этой страны. Тоже, стоит признаться, не самый простой и дешевый вариант сохранения возможности ездить на машине.
Кажется, спасения нет. Тем более если учесть приобретенный негативный имидж владельцев армянских машин, а значит, на поддержку широких масс шоферской братии рассчитывать не приходится.
– В 2020 году вступили в силу изменения в Договоре о присоединении Армении к Евразийскому экономическому союзу. Там есть формулировка: «Распоряжаться автомобилем, прошедшим регистрацию в Армении, имеет право только гражданин Армении или лицо, постоянно проживающее на территории Армении». В данной ситуации владелец должен зарегистрировать свое транспортное средство в течение 10 дней с момента прибытия на территорию России, притом что на авто будут перемещаться по стране дольше года, – категоричен в своем мнении президент Союза транспортников Кубани Иван Петров.
Но тут на помощь отчаявшимся автовладельцам пришли депутаты.
Равнение на Нур-Султан
– Мне поступают письма с просьбами о помощи от владельцев автомобилей с государственными регистрационными знаками Республики Армения со всех концов страны. Обращений тысячи. Среди них большинство от граждан, которые купили машины именно из-за их низкой стоимости и для личного пользования, а теперь эти люди оказались заложниками ситуации. Естественно, мы не имеем права оставаться в стороне и будем прилагать все усилия, чтобы изменить положение вещей, – говорит депутат Государственной Думы РФ Светлана Бессараб. – Вместе с группой депутатов мы уже ведем работу в данном направлении и предлагаем применить у нас опыт Казахстана, где проблему успешно решили. Там было объявлено, что все армянские леворульные автомобили можно поставить на временный учет всего за 11 тысяч тенге – порядка 2 тысяч рублей. Владелец машины в итоге получал регистрационный номер государственного образца, но желтого цвета и не имел права продавать автомобиль, кроме как обратно в Республику Армению. Таким образом сразу сняли вопрос с оплатой транспортного налога, а кроме того, системы фиксации нарушений стали «видеть» эти машины. По сути, в Казахстане очень эффективно, быстро и без существенных затрат для граждан ввели в правовое поле порядка 22 тысяч машин с армянскими номерами и не ущемили права их владельцев. У нас проблема глобальнее, но и опыт Казахстана вполне применим. Главное при решении этой задачи поставить во главу угла интересы наших граждан, которые не по своей воле оказались в трудном положении.
Данная инициатива имеет значительные шансы на успех, что, как это ни удивительно, вызвало немало негативных отзывов. В основном люди выражали недовольство по поводу уравниловки: мол, перекупщики наварились, лихачи нарушили все, что возможно, а теперь им все простят.
– Мне абсолютно понятна позиция людей, которые выступают против предложения пойти по пути Казахстана в вопросе решения проблемы машин с армянскими номерами. Не секрет, что немало оборотистых граждан воспользовались лазейками в законах и неповоротливостью бюрократического аппарата для личного обогащения. Но в данном случае я предлагаю вспомнить высказывание императрицы Екатерины II: «Лучше оправдать десять виновных, чем осудить одного невиновного». Очень много людей поехали за машинами в Армению с последними деньгами. А нередко и с кредитными. Для них машина – единственный способ заработка. И, на мой взгляд, совершенно недопустимо их ущемлять, – комментирует депутат Законодательного Собрания Краснодарского края Денис Хмелевской. – Но даже в случае принятия казахского пути я не стал бы ставить точку в этой истории. Необходимо найти виновных в том, что эта ситуация вообще стала возможной. Ведь имеется масса официальных ответов и разъяснений государственных органов, где черным по белому сказано, что никаких ограничений для машин с армянскими номерами в России нет. А потом эти же чиновники очень быстро, что называется, «переобулись» и заняли совершенно противоположную позицию. Но ведь к тому времени у нас уже были сотни тысяч пострадавших. Что это: безответственность, некомпетентность, умысел ответственных лиц? В этом должны разобраться компетентные органы и дать ответ, потому что только жесткая реакция на подобные кульбиты является гарантией, что такая проблема не возникнет снова.
Исходя из динамики развития ситуации, можно лишь делать прогнозы о судьбе владельцев армянских иномарок. Наиболее предпочтительным и логичным выглядит поход по пути Казахстана. Тем более что практически все депутаты, вне зависимости от партийной принадлежности, настаивают на необходимости всем помочь. В общем, можно считать, что проблема будет решена в ближайшие месяцы. По крайней мере, очень хочется в это верить.