Машина на которой ездил фантомас
Это «Богиня»: ушедшая в отрыв любимая машина Фантомаса
Французский стиль, французский шик – эти понятия знакомы каждому. Чувство прекрасного не изменило и конструкторам компании Citroën, когда в 1955 году на Парижском автосалоне они представили новый автомобиль DS 19. Это по-французски – «богиня».
Согласитесь, красавец! Выглядит почти как современный спорткар. На самом деле это более дешевая версия DS ID19.
Машина отличается более скромной комплектацией. Но главное, это ее неповторимая внешность. Все-таки умеют во Франции создавать красивые машины.
Выпускать ее начали в 1956 году, наш экземпляр 1967-го. Автомобиль обтекаемый, с длинным ниспадающим капотом из алюминиевого сплава, тонкими стойками и глазастыми фарами. Воздухозаборник радиатора умело спрятан под передний бампер. Крыша выполнена из пластика. Бамперы с резиновыми клыками: так проще расталкивать другие автомобили на парковке узких европейских улочек. Габаритные огни необычно расположены сверху стоек и напоминают сопла реактивного двигателя.
А под капотом… запасное колесо. А также 4-цилиндровый, бензиновый, карбюраторный двигатель мощностью 91 лошадиная сила.
В салоне скромно, элегантно и со вкусом. Сиденья велюровые, очень мягкие. Есть ремни безопасности. Зеркало заднего вида стоит на передней панели. На рулевой колонке – рычаг переключения механической 4-ступенчатой коробки.
Но самое интересное начинается, когда заводишь автомобиль. Он поднимается!
Все дело в уникальной системе, объединяющей гидропневматическую подвеску, руль и тормоза. Благодаря этому можно серьезно менять высоту клиренса. Есть три режима: для шоссе, города и бездорожья.
При входе в поворот жесткость подвески увеличивается, ради лучшей устойчивости и управляемости.
Фары тоже, как сказали бы сегодня, интеллектуальные. Внутренние следуют за поворотом, а наружные изменяют положение в зависимости от загрузки. Несмотря на спортивную внешность, на ходу это степенный, мягкий переднеприводный автомобиль.
И один из первых в мире, на котором серийно устанавливались дисковые тормоза. Модель выпускали до 1967 года. ID19 и его старший собрат DS стали настоящими символами свободы дизайнерской мысли. На такой машине летал неуловимый Фантомас, а французы выстроились за ней в очередь в первый же день презентации.
Это настоящий европейский щеголь. С точки зрения технологий он не просто опередил свое время – он ушел в отрыв.
В России продают идеальный «Citroen Фантомаса»
В описании к бордовому Citroen указано, что он был собран на португальском заводе Citroen Lusitania S.A. Большую часть жизни DS провел в южных широтах, а в Россию был переправлен только в 2016 году, когда его выкупил местный коллекционер. Перед продажей «машину Фантомаса» тщательно отреставрировали – теперь она вновь в идеальном состоянии.
В салоне установлены бежевые кресла с новой обивкой, постелены чистые коврики. Оригинальную радиолу немецкой компании Blaupunkt было решено сохранить.
Сосланы в СССР: 250 раритетных машин в подмосковном поле
Под капотом Citroen DS установлен 2,0-литровый бензиновый агрегат, развивающий 90 лошадиных сил. Он работает в паре с пятиступенчатой механической коробкой передач и приводом на передние колеса. Если верить продавцу, за всю жизнь французский хэтчбек успел проехать только 5600 километров.
Данный Citroen также засветился на экране, но не во Франции, а в России: раритетный хэтчбек принял участие в съемках «Вечернего Урганта» на Первом Канале и проехал по улицам предновогодней Москвы.
Ранее на продажу выставили Ford Mustang Eleanor, который снимался в культовом фильме «Угнать за 60 секунд». Нового владельца ищет седьмой по счету экземпляр из одиннадцати, сделанных специально для съемок.
От зубцов и боеприпасов до автомобиля Фантомаса: история и современность CITROËN
Citroën B10. Прибл. 1924–1925 гг.
На заводе Ситроен наладил производство качественных зубчатых колес и вложил в это дело большую часть своего наследства, а потом получил патент. Шестерни оказались популярными — их покупали в Бельгии, Англии, увозили даже в Москву. Появилась первая серьезная прибыль, и тогда же будущая эмблема автомобильной марки, перевернутая V (именно так на схемах изображают конические шестеренки). Во Франции этот значок именуется «двойной шеврон».
Mors 8/10 CV Type N. 1910
В годы Первой мировой войны Ситроену удалось убедить правительство Франции в том, что он способен за три месяца наладить производство боеприпасов — французская армия тогда плохо снабжалась. Военные полагали, что это нереально, но Андре взял несколько кредитов и заключил договор с правительством. Новые заводы и правда выросли буквально за три месяца и начали выпускать больше снарядов, чем все остальные производства, вместе взятые. Чертежи своего первого автомобиля Ситроен заказал инженерам тогда же, в годы войны. Когда наступило мирное время, у него уже были, во-первых, наработки, во-вторых, хорошая команда специалистов, а в-третьих, деньги от выполненных военных заказов.
Citroën Type C6 Berline Taxi. 1929–1932 гг.
Андре Ситроен использовал в Европе те же методы, что и Генри Форд в Америке, — ему удалось изменить тогдашнее представление о личном автомобиле. Предприниматель начал с малолитражек, которые только и были по карману среднестатистическому французу в послевоенные годы. Первая модель, Citroën А, вышла в свет в 1919-м, и уже тогда автозавод ухитрялся собирать до ста автомобилей в день (по тем временам невероятно много). Эталоном автомобилестроения по-прежнему была Америка, поэтому Андре не ленился изучать опыт производства «Бьюиков» и «Студебекеров»: пройдет всего четыре года, и на его заводе будут собирать не сто, а триста машин в день.
Citroën Type A (5CV). 1919–1922 гг.
Французский предприниматель отлично понимал, что многое ему может дать качественная реклама, и придумал кучу интересного. Например, на заводе начали собирать игрушечные копии настоящих Citroën. Французские дети радостно катались на них, лишний раз привлекая к марке внимание взрослых. Потом Андре добился установки дорожных указателей с фирменным знаком своего автозавода. Наконец, в моду вошли «рекламные пробеги», когда группа специалистов просто отправлялась в какой-нибудь регион страны на автомобиле марки, громко нахваливая его по громкоговорителю. На стоянках проводились всевозможные розыгрыши и лотереи. Народу нравилось, и число покупателей после таких пробегов росло.
Citroën 2CV. 1949–1961 гг.
В 1922 году Андре Ситроен начал серию научных экспедиций на своих автомобилях. Это была уже даже не столько реклама, сколько, как сказали бы сегодня, тест-драйв в необычных условиях. На базе модели В2 разработали несколько гусеничных машин, и сначала участники пересекли на них Сахару, а потом весь Черный континент. После Африки Ситроен увлекся Азией и в 1931-м собрал еще одну большую экспедицию во главе с именитыми учеными. Она получила название «Желтое путешествие», или «Желтый рейд». Впоследствии этот маршрут неоднократно повторяли другие исследователи.
Citroën Traction Avant 11CV Commerciale (11D). 1955–1957 гг.
Ситроен первым начал приглашать посетителей, в том числе иностранных туристов, на экскурсии на свои заводы. В ходе таких туров можно было своими глазами увидеть европейский автомобильный конвейер, понаблюдать за этапами производства. Модельный ряд Citroën к тому времени существенно расширился: выходила культовая модель 5CV Trefle — «дамская» по внешним признакам, с тремя сиденьями, которые были расположены в виде листка клевера; линейка С, включавшая Citroën С4 и С6, причем последний разгонялся до 105 км/ч; а также другие модели — качественные современные авто с гидравлическими тормозами, передним приводом, независимой подвеской и, конечно же, запоминающимся дизайном, который впоследствии станет чуть ли не главным козырем Citroën.
У Андре Ситроена был особый подход к вопросу кадров, примерно как у Генри Форда. Он считал: для того чтобы наладить массовое производство, необходимо собрать лучших инженеров и хорошо оплачивать их труд. Для примера: в 1920 году начальник кузовного производства на его заводе получал 1000 франков ежемесячно, через три года эта сумма уже утроилась. Сотрудники предприятия вспоминали, что имелась и система поощрений: в конце года лучшим работникам вручали в качестве бонуса конверт с заслуженными бонусами, а иногда и с акциями предприятия. Интересно, что в конкурентной борьбе за европейский рынок с Фордом Ситроен использовал методы своего соперника.
Citroën Traction Avant 11CV Familiale Taxi (11D). 1955–1957 гг.
Но в 1934-м грянул кризис, и для компании начались не самые безоблачные времена. Сказалась и горячность самого Андре, который любил вкладывать деньги в авантюрные проекты: банки перестали доверять ему, количество исков по долгам возросло, и братья Мишлен, основные кредиторы автозавода, начали понемногу прибирать к рукам дело всей жизни Андре. В январе 1935-го изумленному Ситроену пришлось уйти с должности президента компании и отдать контрольный пакет акций, что подкосило его. Он заболел и умер спустя несколько месяцев.
В годы немецкой оккупации конструкторы Citroën продолжали работать в обстановке строжайшей секретности. После войны выпуск ряда старых моделей был возобновлен. В 1948-м в Париже прошел автосалон, где показали модель 2СV. Она не была ни мощной, ни выдающейся в плане красоты, но стала крайне популярной из-за доступности и простой конструкции, что в послевоенные годы было актуальнее всего. Модель оказалась настолько удачной, что вплоть до 1990-го ее выпускали без каких-либо серьезных изменений.
Citroën 2CV 4×4 Sahara (прототип). 1959 г.
Настоящий фурор произвела на посетителей Парижского автосалона в 1955 году новая футуристическая модель DS. Только за дни работы выставки на нее поступило 80 тысяч заказов, ведь помимо космической внешности автомобиль оснастили современными техническими наработками: гидропневматической подвеской, подвижными фарами, полуавтоматической коробкой передач. Впоследствии было придумано много разных модификаций, и модель собирали еще 20 лет — всего выпустили около полутора миллионов экземпляров.
Citroën DS 19 Cabriolet. 1960–1961 гг.
Прекрасные дамы искренне полюбили модель AMI 6, которая вышла в 1961 году. Отличалась она довольно смелым наклоном заднего стекла под обратным углом. А уж лимузиноподобный SM, разработанный к 1970-му, и вовсе стал визитной карточкой компании, притом что у него под капотом был еще и 170-сильный мотор Maserati.
Из практичных, но запоминающихся моделей Citroën также стоит отметить внедорожник Mehari, выпускавшийся с 1968-го по 1988-й. Машина была совсем легкая — 570 кг, с двигателем объемом 600 кубических сантиметров, — но какая у нее была проходимость! Добавьте к этому яркую, но непритязательную внешность: ни окон, ни дверей, только мягкий верх, — вот почему модель стала хитом в развивающихся странах, а в Европе ее активно использовали в сельском хозяйстве, в лесничествах и на службе в полиции.
Citroën Méhari, 1983
Во Франции Citroën был настолько же народной маркой, как у нас «Москвичи», «Запорожцы» и «Жигули», так что, само собой, его постоянно снимали в кино.
В 1965 году на экраны выходит лента «Фантомас разбушевался», и в фильме фигурирует летающий Citroën DS. У авто выдвижные консоли—крылья и хвост, в багажнике — турбореактивный двигатель. Любопытно, что, хотя полеты машины были экранным трюком, советские ученые в тот период серьезно занялись проектом летающего автомобиля. Машины французской марки присутствуют и в знаменитых комедиях про жандарма — «Жандарм женится», «Жандарм и инопланетяне», а также в многочисленных фильмах с Пьером Ришаром и в относительно новых лентах, таких как «Амели».
В трейлере фильма «Фантомас разбушевался» можно увидеть, как взлетает Citroën DS знаменитого кинозлодея
Что касается автомобиля Фантомаса, то, поговаривают, в Прибалтике есть несколько предприимчивых коллекционеров, которые, отреставрировав старый DS и прикупив голубую маску, отлично зарабатывают на свадьбах, с комфортом отвозя молодоженов в ЗАГС и обратно в образе гениального кинозлодея.
Отметим, что экстравагантность не всегда шла на пользу Citroën. В 1970-х грянул нефтяной кризис, а модели компании не были особо экономичными в плане потребления топлива. Поэтому продажи снова резко упали, как и в начале 1930-х. Пришлось временно сменить имидж и слиться с компанией Peugeot, что грозило полной потерей индивидуальности, хотя и помогло сохранить производство. Так Citroën существовал вплоть до 1990-х — это был концерн из двух марок, каждая из которых стремилась подчеркнуть свое отличие от другой. Последнее в итоге позволило компании выйти из кризис, и тут впору вернуться к африканской теме.
1990-е годы — период возрождения компании Citroën. Самыми яркими моделями стали ZX, Хantia, которая продавалась с одиннадцатью вариантами двигателей, коммерческий фургон Berlingo, несколько минивэнов, а также модель Saxo.
Citroën Saxo VTS. 1996–1997 гг.
Сегодня, как и прежде, популярна вся линейка С, а также продукция премиального подразделения DS, для которого даже разработана отдельная эмблема.
Особенно полюбился автолюбителям космический хетчбэк С4 — у него было несколько модификаций, но самая выдающаяся и стильная — та, у которой заднее стекло наклонено в обратную сторону, она сейчас не выпускается. Зато появился впечатляющий кроссовер С4 Cactus, при одном только взгляде на экстерьер которого вопросы о технических характеристиках кажутся уже не столь важными.
В России «Кактуса» пока нет, а вот немного смешной, на первый взгляд, но при внимательном рассмотрении весьма гармоничный и комфортный в управлении «кубик» С3 Picasso довольно часто можно встретить на российских дорогах. Имя у него, конечно, нетривиальное, но что говорить, если даже бюджетный, народный, практичный, простой и доступный седан французы гордо назвали Citroën C-Elysee.
Citroën C4 Cactus. 2014–2018 гг. (спецификация для британского рынка)
Автомобили-звезды кино. Citroen DS (машина Фантомаса)
Одним из таких автомобилей является Citroen DS, некогда безумно популярная модель известной французской марки. Она стала супергеройским автомобилем отрицательного персонажа и запомнилась нам по виртуозным пируэтам в воздухе и погонями, когда главный злодей французских шпионских комедий Фантомас, уходил от комиссара Жюва. Мало кто знает, что Citroen DS заняла третье место на конкурсе «Автомобиль века» и была любимым автомобилем Шарля де Голля. Что же предшествовало появлению DS на, тогда еще, черно-белых экранах и почему она стала настолько популярна во Франции и во всей Европе, попробуем разобрать в этом обзоре.
История Citroen DS
Все началось в 1938 году, когда возникла острая необходимость сметь флагмана компании Traction Avant, на что-то более новое и привлекательное. Дизайн автомобиля был разработан меньше чем за год. По задумке конструкторов, модель получилась весьма футуристической и революционной для своего времени: обтекаемый кузов, большая площадь остекления, низкая посадка, цельный хвост, закрывающий задние колеса, несимметричность клиренса носовой части и кормы. Коэффициент аэродинамического сопротивления, благодаря плавным и стремительным линиям кузова, был ниже, чем у любого автомобиля в мире. Стремительности кузову добавляли тонкие стойки крыши, необычный угол наклона заднего стекла и наклона крыши. В интерьере тоже было не мало необычных элементов, таких как односпицевый руль и зеркало, которое крепилось не к потолку, а на панели приборов. На первый взгляд идея довольно-таки глупая, ибо задние пассажиры будут закрывать обзор, но не стоит забывать от низкой посадке задней части машины, которая не позволяет задним пассажирам закрывать линию обзора.
От Traction Avant были позаимствованы двигатель, коробка передач и еще ряд узлов и агрегатов, которые считались вершинами инженерного искусства того времени и не было повода менять их на что-либо другое. Начало Второй мировой войны, надолго отложило выпуск Citroen DS и к вопросу о новой модели вернулись только в 1955 году, это и стал днем рождения и началом двадцатилетней истории выпуска одного из самых узнаваемых автомобилей на земле.
После окончания Второй мировой, Citroen продолжил выпуск Traction Avant, ввиду отсутствия возможностей для запуска новых моделей, однако спустя 10 лет автомобиль настолько устарел, что объем продаж не позволял больше перекрывать издержки на производство и руководство завода вспомнило про довоенный концепт нового массового автомобиля. В 1955 году на Парижском автосалоне состоялась презентация долгожданной новинки и DS повергла всех посетителей в легкий шок, сопровождавшийся бурей оваций. В первую неделю на завод потупило боле 80 000 заказов на DS. Автомобиль получил неофициальное прозвище «богиня», благодаря созвучию «De-eS» со словом «Deesse», что переводится как «Богиня».
Машина поразила всех не только своим необычным внешним видом, но техническими характеристиками. Низкий коэффициент аэродинамического сопротивления сделало автомобиль с 76-сильным двигателем весьма экономичным и маневренным. Что касается двигателя, то он был позаимствован у предыдущей модели и глубоко переработан.
Двигатель Citroen DS
Автомобиль снабжен 1,9 литровым двигателем выдающим при 4500 оборотах 76 л.с. Он был взят с модели Traction Avant и модернизирован таким образом, чтобы силовая установка не утратила своей надежности и простоты в обслуживании, но при этом выдавала заметно больше мощности. Специально для этого разработали новый блок цилиндров из алюминиевого сплава и новую головку блока с полусферической архитектурой. Клапана располагались под углом, а распредвал имел нижнее расположение (OHV). Кроме того, был установлен двухкамерный карбюратор, а также диафрагменный насос подачи топлива.
Подвеска и трансмиссия
Мягкость подвески была обеспечена установкой гидропневматических стоек на передние и задние оси. Основная же архитектура представляла собой независимую переднюю и заднюю подвеску со стабилизаторами поперечной устойчивости. Спереди были установлены поперечные Г-образные рычаги, сзади — продольные. Использовалось сухое однодисковое сцепление с периферийными пружинами и четырехступенчатая коробка передач с синхронизаторами (кроме первой и задней скорости).
Особую мягкость и плавность ходу предавала централизованная гидросистема, которая объединяла в себе ГУР, гидропневматичекую подвеску, гидропривод КПП и гидравлическую тормозную систему. Что касается оснащения машины Фантомаса, то в багажник был установлен миниатюрный турбореактивный двигатель плюс консольные крылья и хвост, которые выдвигались при помощи контроллера, установленного в салоне машины. Естественно, всего это не было на реальных автомобилях и подобные трюки возможны были только на экранах, но самое смешное, что наши, тогда еще, советские спецслужбы в серьез заинтересовались подобными технологиями.
В те годы нашим ученым была дана установка изобрести летающий автомобиль, но скорее всего все наработки, реализовались только в фильме «Черная молния», которая имеет много общего с серией фильмов о Фантомасе, так как Citroen DS для французов, был все равно что 21-я Волга для нас. Кроме того, Citroen DS так же как ГАЗ-21, снимался и снимается до сих пор во многих фильмах, в числе которых: «Господин никто», «Васаби», «Менталист», «Назад в будущее 2», «Время», «Оружейный барон» и многие другие, включая мультфильмы.
Самый большой ляп фильма “Фантомас против Скотлэнд-Ярда”.
Поздравляю всех читателей с Новым Годом и желаю всем мира, счастья и благополучия! Сегодня хотел бы предложить вашему вниманию несколько необычный рассказ как раз к новогодним праздникам — ведь фильмы про приключения Фантомаса у нас часто показывают в эти дни.
В 1967 году на экраны вышел третий и, увы, последний фильм французского режиссера Андрэ Юнебеля про неуловимого злодея Фантомаса – “Фантомас против Скотлэнд-Ярда”. Советские зрители увидели фильм годом спустя.
Помню, впервые я смотрел этот фильм ребенком еще в кинотеатре, потом — многократно по телевизору. Каждый раз снова переживаешь за героев, улыбаешься неповторимому французскому юмору, изучаешь мрачную атмосферу английской глубинки. С детства я присматривался к иностранным машинам в кадре, пытался понять где какая модель.
Что и говорить, фильм замечательный, обессмертивший своих создателей. Актеры, исполнявшие главные роли – Луи де Фюнес, Жан Марэ, Милен Демонжо – блистательно выполнили свою работу, полностью погружая зрителей в атмосферу этого комедийно-приключенческого детектива.
Но вот сколько я не смотрел этот фильм, никогда не обращал внимания на одну маааленькую деталь, выдающую особенности съемок этого фильма с головой! И только совсем недавно, пересматривая эту картину в очередной раз, с изумлением и не веря собственным глазам, увидел, КАКИЕ машины снимались в этом фильме.
Хотя, полагаю, нет нужды пересказывать сюжет, позволю себе напомнить, что действие сюжета проходит в ВЕЛИКОБРИТАНИИ (если точнее, то в Шотландии). А это означает, что все машины должны быть… праворульными. Не так ли?
И в начале фильма, пока идут роли, мы действительно видим съемки английских городов и загородных дорог. Тут соблюдена полная аутентичность и к режиссеру вопросов нет.
Но вот когда уже сюжет начинает разворачиваться, то что мы видим? А видим мы то, что меньше всего ожидали – автомобили с рулем, расположенным слева! Можете сами убедиться! Вот во двор замка въезжает Rolls-Royce Silver Cloud владельца замка лорда Макрэшли. Руль на машине – слева.
Вот древний Ford-T, на котором немного чудаковатый персонаж пришел на помощь нашим героям, попавшим в западню в лесу. Руль на машине также слева.