Машина на льнозаводе 5
«Захар Иванович» или «трехтонка» – грузовой автомобиль ЗИС-5
В настоящее время грузовые автомобили используются для доставки самых разнообразных товаров и для предоставления услуг. Современные грузовики оборудованы по последнему слову техники, что обеспечивает удобство для водителя и безопасность на дороге. Но в годы Великой Отечественной даже самые простые грузовые автомобили совершали настоящие подвиги – это и транспортировка вооружений, боеприпасов и доставка продовольствия. Чего стоит доставка продовольствия по «Дороге жизни» в окружённый Ленинград. О таком «трудяге» и пойдет речь в данной статье.
ЗИС-5 («трехтонка», «Захар», «Захар Иванович») — советский грузовик грузоподъемностью 3 тонны; второй по массовости грузовик 1930-1940-х годов (первое место занимал ГАЗ-АА). Во время ВОВ – один из основных транспортных автомобилей Красной Армии. Производился на Автомобильном заводе имени Сталина с 1933 по 1948 год. Во время войны упрощенная военная модификация ЗИС-5В выпускалась заводами ЗИС (1942—1946 годы) УльЗИС (1942—1944 годы) и УралЗИС (1944—1947 годы).
В 1931 году завод Автомобильное Московское Общество (АМО) был перестроен, и приступил к сборке нового грузовика АМО-2. Агрегаты и узлы для автомобиля поставлялась из Америки. Вскоре АМО-2 модернизировали, и свет увидели АМО-3 и АМО-4. АМО-3 (грузоподъемность 2,5 тонны) в 1933 заводу был вновь серьезно модернизирован. Новый автомобиль получил название ЗиС – Завод имени Сталина. Автомобили АМО – 3 и ЗИС – 5 в отличие от предшественника изготавливались полностью из деталей советского производства.
Первая партия ЗИС – 5, состоящая из 10 машин была собрана в июне 1933 года. На конвейер ЗиС-5 был поставлен 1 октября 1933 года без предварительной сборки опытного экземпляра. Простота конструкция позволила начать сборку, без каких либо серьезных сбоев. Серийная сборка нового автомобиля была запущена в кратчайшие сроки.
Конструкция «трехтонки» (данное прозвище ЗиС-5 получил в народе, в войсках его также называли «Захар Ивановичем») была классической для того времени. Конструкцию разработали практически «с нуля» инженеры АМО-ЗИС: Важинский Е.И., Лялин В.И. и Строканов Б.Д.. Главными акцентами при разработке стали упрощение автомобиля и повышение ремонтопригодности. Кроме этого, требовалось повысить качество эксплуатационных характеристик – увеличение проходимости и грузоподъемности автомобиля.
Рабочий объем двигателя был увеличен до 5,55 литра, а мощность форсирована до 73 л.с. Также переделали радиатор и воздушный фильтр, модернизировали карбюратор. Изменениям подверглись оба моста, карданный вал, коробка переключения передач и рама. На заднем мосту значительно увеличили дорожный просвет, передние тормоза были заменены на механический привод. Кабина ЗиС-5 значительно отличалась от кабины предшественника. На грузовике ее сделали без брезентовой боковины.
В годы войны выпуск автомобилей постоянно наращивался. Если в первый месяц собиралось всего шесть-семь машин в день, то спустя некоторое время количество составляло уже десятки и сотни. Грузовик отлично зарекомендовал себя на бездорожье и быстро завоевал репутацию надежной и неприхотливой техники. Как правило, грузили на ЗиС-5 4-5 тонн, даже несмотря на то, что машина была рассчитана на перевозку трех тон. Несмотря на постоянный перегруз, машина шла спокойно, без надрыва. Улучшения характеристик удалось добиться благодаря установке низкооборотного двигателя. Тяговые возможности ЗиС-5 сильно приблизились к полноприводным грузовым автомобилям (ввиду повышенной проходимости, машина могла эксплуатироваться на дорогах любых категорий круглый год).
Недостаточная жесткость на скручивание несущей рамы (небольшое упущение в конструкции) сыграла на повышение проходимости, поскольку при преодолении неровностей повышался рабочий ход колес. Модернизированный двигатель без проблем запускался при отрицательных температурах, а для его работы подходил любой низкосортный бензин. В снаряженном состоянии грузовик мог буксировать прицеп массой до 3,5 тонн. Пробег до первого капремонта составлял 100 тысяч км.
Во время ВОВ конструкцию грузовика ЗИС-5 сильно упростили. Для производства кабины использовалось дерево и фанера, а крылья начали гнуть из проката (до войны применялась штамповка). На передних колесах демонтировали тормоза. Та же судьба постигла правую фару. Количество откидывающихся бортов уменьшили до одного. Под конец войны довоенная комплектация была частично восстановлена.
В 1946—1948 годах выпускалась переходная (к ЗИС-150) модель ЗИС-50. Данная машина оснащалась двигателем ЗИС-120 (дефорсированным до 80 л.с.). Расход топлива составлял 30 л на 100 км. Учитывая все модификаций (было разработано 25 модификаций 19 из которых были поставлены на производство), выпуск автомобилей данной модели продолжался до 1958 года, а если учесть глубоко модернизированный Урал ЗИС – 355М – до 1965 года.
ЗИС-5 также экспортировался в другие страны. Например в 1934 году партия из 100 шт. 5 была продана в Турцию. Экспортный вариант ЗИС-5 отличался никелированным радиатором и наличием бампера, состоящим из двух никелированных стальных полос. Позднее экспортировалась модификация ЗИС-14 имеющая удлиненную колесную базу, а также автобус ЗИС-8. В 1930-е годы автобусы и грузовики ЗИС экспортировались в Афганистан, Иран, Ирак, Китай, Испанию, Литву, Латвию, Румынию, Монголию, Эстонию и Турцию. Достаточно большой парк ЗИСов образовался после Советско-финской войны в Финляндии, ну и конечно, на оккупированных в 1941—1944 годах Германией территориях СССР.
Модификации:
ЗИС-5В — упрощенная модификация военного времени;
ЗИС-5У — модификация с зенитным пулеметом на специальной турели в кузове;
ЗИС-5УС — имела приспособлениями для подвески носилок;
ЗИС-6 — шестиколесный грузовик повышенной проходимости, грузоподъемность 4 тонны. На шасси ЗИС-6 летом-осенью 1941 года устанавливались первые установки реактивного залпового огня БМ-13, БМ-8 «Катюша». В 1935 году на шасси ЗИС-6 были собраны экспериментальные автобусы ЗИС-6 «Люкс», в 1939 году на шасси ЗИС-6К был создан тяжелый бронеавтомобиль БА-11,;
ЗиС-8 — автобус;
ЗИС-10 — седельный тягач, грузоподъемность 3,5 тонны;
ЗИС-11 — удлиненное шасси для пожарных автомобилей;
ЗИС-12 — удлинённое шасси специального назначения;
ЗИС-13 — газогенераторная модификация на шасси ЗИС-14;
ЗИС-14 —шасси специального назначения;
ЗИС-15, ЗИС-15К — модернизированный грузовик, предназначавшийся для замены ЗИС-5. Отличался обтекаемой кабиной и оперением, удлиненной и усиленной рамой, усовершенствованным двигателем и увеличенным бензобаком;
ЗИС-16 — городской автобус;
ЗИС-16C — санитарный автобус;
ЗИС-19 — строительный самосвал;
ЗИС-21 — газогенераторная модификация;
ЗИС-22 — полугусеничный грузовик грузоподъемностью 2,5 т;
ЗИС-22М — модернизация полугусеничного грузовика;
ЗИС-30 — газобаллонная модификация;
ЗИС-32 — полноприводный грузовик;
ЗИС-33, ЗИС-35ш — съемные комплекты полугусеничных движителей;
ЗИС-36 —полноприводный шестиколесный грузовик;
ЗИС-41 — газогенераторная модификация упрощенной конструкции;
ЗИС-42, ЗИС-42М — полугусеничный грузовик грузоподъемностью 2,25 т с новой конструкцией гусеничного движителя;
ЗИС-44 — санитарный автобус;
ЗИС-50 — модификация ЗИС-5В оснащенная двигателем ЗИС-120 (мощность 90 л.с.);
АТ-8 — экспериментальный артиллерийский тягач, имеющий сдвоенную силовую установку из двигателей ЗИС-16 и гусеничный движитель от танка Т-70;
АТ-14 — экспериментальный артиллерийский тягач, имеющий сдвоенную силовую установку из двигателей ЗИС-5МФ.
ЛЭТ — экспериментальный электромобиль;
ЗИС-ЛТА — полугусеничный лесовозный автомобиль.
Технические характеристики:
Год выпуска – 1933;
Масса – 3,1 тонны;
Габариты
Длина – 6,06 м;
Высота – 2,16 м;
Ширина – 2,23 м;
Двигатель – карбюраторный ЗИС;
Мощность – 76 л.с.;
Скорость по дороге — 60 км/ч;
Запас хода — 200 км;
Всего произведено – около 532000;
Экипаж – 2 человека.
Подготовлено по материалам:
http://hobbyport.ru
http://www.battlefield.ru
http://litnik.pp.ua
http://russianarms.mybb.ru
Стрельба, пожар и 10 разбитых машин: BMW X5 таранил всех подряд на МКАД
Водитель BMW X5 на МКАД устроил массовое ДТП, пытаясь уйти от погони. По информации РИА «Новости», на съезде на Варшавское шоссе в сторону Подольска нарушитель протаранил несколько автомобилей.
«На требования полицейских остановиться водитель BMW не реагировал, его догнали на Симферопольском шоссе, где загорелся от стрельбы бензобак», — рассказал собеседник агентства.
Сотрудники ДПС пытались остановить BMW X5, прострелив колеса, но это не помогло — кроссовер продолжал ехать по кольцевой на огромной скорости. Затем водитель попытался объехать пробку между отбойником и машинами в левом ряду. В итоге задел, по предварительным данным, 10 транспортных средств и через несколько метров врезался в такси — оно слетело с дороги, и «Волгу», которая из-за сильного удара загорелась.
За водителем на BMW гнались в общей сложности шесть полицейских экипажей, при стрельбе одна из пуль попала нарушителю в шею, сообщает телеграм-канал Mash. Когда автомобиль остановился, мужчина бросился бежать, но его удалось задержать, комментирует официальный представитель МВД России Ирина Волк. Водителем оказался 23-летний Сергей Новиков.
Также в телеграм-каналах появилась информация, что водитель BMW X5 ранее был замечен за опасным вождением. Представители МВД эту информацию пока не комментируют. Напомним, неделю назад на Кутузовском проспекте столкнулись два автомобиля. За рулем BMW, который стал виновником ДТП, был автоблогер Саид Губденский. Он и пассажир, который находился в машине блогера, погибли. Водитель часто нарушал ПДД и неоднократно привлекался с административной ответственности.
Бензин, давай, до свидания! 10 крутых электромобилей по цене Lada Vesta и KIA Rio
Не платить за бензин — мечта любого автовладельца. Электрические авто экологичны и практически идеальны для города. В Интернете можно найти немало подобных машин, которые помогут сэкономить на топливе. Стоит ли отказываться от бензина и дизеля в пользу авто на батарейках?
Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock, © ТАСС / Сергей Савостьянов
Почему нужно покупать электромобиль?
Департамент транспорта Москвы напомнил автомобилистам, что все электромобили могут парковаться в столице бесплатно. Таким образом власти хотят поддержать экологичный транспорт. Кроме того, обладатели электрокаров не платят транспортный налог и бесплатно заряжаются на городских АЗС.
Только с начала года на платных парковках около 10 тыс. раз остановились 1,1 тыс. электромобилей. Чаще всего это были Nissan Leaf, Tesla Model S, Mitsubishi i-MiEV и TH!NK City.
Разброс цен на электромобили с пробегом в Москве большой. Всё зависит от марки, модели и состояния. Можно подобрать машину и в другой стране — действуют нулевые пошлины на ввоз в Россию, поэтому цена не изменится.
Фото © ТАСС / Михаил Почуев
Но аттракцион невиданной щедрости может закончиться — с 2022 года при ввозе электрических машин на территорию России придётся заплатить 15% от таможенной стоимости. Пока действуют прежние условия, эти машины можно купить по приятной цене. Но из чего выбрать? На Auto.ru и Avito много приличных вариантов.
Лидер российского рынка автомобилей. За машину 2011 года выпуска с правым рулём и пробегом в 60–80 тыс. километров на Auto.ru просят всего 315 тыс. рублей. В обслуживании Nissan Leaf не дороже своих собратьев — Nissan Micra и Nissan Note. Запас хода японского электромобиля — 180 километров.
Ещё один дешёвый электромобиль японского производства, который можно купить в России. За машину 2011 года с пробегом в 117 тыс. километров на Auto.ru просят 370 тыс. рублей. Запас хода i-MiEV невелик — всего 150 километров. Но этого вполне достаточно даже для крупного города.
Электрический Golf редко продают в России, зато в соседней Белоруссии их много. За хетчбэк 2016 года с пробегом в 80 тыс. километров продавцы просят меньше миллиона рублей. Е-Golf попадают в республику из Германии. Запас хода у электрического Golf примерной такой же, как у конкурентов, — 150–180 км.
Отличная, хоть и не самая популярная электрическая машина для города. Минимальный ценник на автомобиль 2014 года с пробегом в 80 тыс. километров — всего 600 тыс. рублей. Запас хода — 140 километров.
Ford Focus III Electric
Третье поколение Ford Focus популярно в России и без электрической версии. Но для города электрическая модификация самое то — за единственный автомобиль 2015 года с пробегом в 67 тыс. километров, который продают на Auto.ru, сейчас просят всего 860 тыс. рублей. Запас хода — 160 километров.
Этот автомобиль часто называют «Camry на батарейках», но в России большой популярностью китайский электрический седан не пользуется. Тем не менее электрические машины этой модели можно купить в России примерно за полтора миллиона рублей. За эти деньги можно получить 2019 год выпуска, минимальный пробег (до 5 тыс. километров) и приличное оснащение: кожаный салон, климат, навигацию и запас хода в 420 километров.
Chevrolet Spark III EV
Эта машина никогда не продавалась в России официально, но попала в страну из США и стран Европы. Небольшой автомобиль В-класса 2015 года продают на Auto.ru за 850 тыс. рублей. За эти деньги потенциальный покупатель получает пробег в 80 тыс. километров и АКБ с запасом хода в 140 километров.
Пятидверный корейский хетчбэк продают на Auto.ru за 1,3 млн рублей. Это лишь на 50 тыс. дороже, чем KIA Rio в максимальной комплектации. За эти деньги покупатель получит автомобиль 2017 года выпуска с пробегом в 60 тыс. километров. Hyundai IONIQ комплектуется АКБ с запасом хода в 280 километров, салоном с комбинированной кожей, климат-контролем, парковочным пакетом и ассистентом движения в городе.
Бензиновые версии этого автомобиля в России продают уже давно, а вот электрические машины — редкость. За стоимость топового KIA Rio можно купить электрический KIA Soul первого поколения. Уже в базе — кожаный салон, мультируль и АКБ с запасом хода в 300 километров.
Баварский электрохетчбэк 2015 года продают примерно за 1 млн рублей. За эти деньги можно купить автомобиль с пробегом в 42 тыс. километров. Более свежие машины дороже на 200–300 тыс. Запас хода BMW i3 первого поколения — 130 километров.
Если есть деньги, то можно подобрать электромобиль от законодателя моды — американской компании Tesla. Например, Model S обойдётся в 7–14 млн рублей. В последнем случае это будет Tesla Model S Plaid Plus с двигателем мощностью 1100 л.с. До 100 км/ч машина разгоняется за две секунды. Запас хода — более 800 км.
Самая бюджетная легковая «электричка»— это Tesla Model 3, которая стоит от 4,4 до 6 млн рублей. Она же самая «медленная» — до 100 км/ч разгоняется за 5,6 сек. Запас хода — 430 км.
Если вам по какой-то причине нужна быстрая, экологичная и комфортабельная грузовая фура, то можно заказать за 18 млн рублей модель Tesla Semi. Следует отметить, что пустой грузовик разгоняется до 100 км/ч на уровне спорткара — за 5 сек., а полностью загруженный — за 20 сек. Запас хода — 800 км.
Электрический спорткар Tesla Roadster обойдётся примерно в 20 млн рублей. Машина разгоняется до 100 км/ч за две секунды, максимальная скорость — 400 км/ч, запаса хода хватит почти на 1 тыс. км.
«Куда ехать, брат?» Пранкеров отправили в колонию после угона BMW в Москве
Суд приговорил к реальным срокам блогеров, угнавших «в шутку» премиум-такси
Трое граждан Казахстана — 24-летний Рамир Хасанов, 29-летний Айдын Тусупов и 31-летний Ерсин Думшебай — в конце марта угнали такси ради розыгрыша. Они вызвали автомобиль BMW на Пресненскую набережную Москвы. Двое блогеров сели в салон иномарки и попросили водителя открыть багажник, якобы чтобы помочь их другу загрузить пакеты с покупками.
Когда таксист вышел из автомобиля, один из фигурантов дела пересел за руль и дал по газам, его друг на заднем сидении заснял происходящее. Третий злоумышленник снимал на камеру уезжающую иномарку и реакцию таксиста.
«Брат, угнали машину, ребята! Что чувствуешь, братуха? Куда ехать, брат?» — спрашивает на видео мужчина за рулем. Его друг отвечает, что чувствует адреналин.
Во время расследования полиция выяснила, что задержанные вели блог в социальных сетях и регулярно снимали видеоролики с различными розыгрышами.
Сегодня, 24 ноября Пресненский суд Москвы вынес решение по делу о шутке с угоном такси. Судья уточнила во время слушаний, что за рулем во время угона такси был Тусупов, на пассажирском сидении снимал происходящее Думшебай, Хасанов остался вместе с водителем. Как отметила судья, после того, как Тусупов отъехал с места на чужой машине, Хасанов, видя реакцию таксиста, сразу не объяснил происходящее. Думшебай также не пытался помешать Тусупову и вернуть машину.
«Думшебай, Тусупов, Хасанов признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 166 УК, им назначено наказание в виде реального лишения свободы сроком на три года шесть месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима», — передала ТАСС представитель суда.
Именно о таком наказании, отмечает РИА «Новости», просил суд прокурор. Блогеров взяли под стражу в зале суда.
У одного из осужденных, Рамира Хасанова ранее уже были проблемы с законом из-за его пранков на родине блогера, в Казахстане. В марте 2020 года он напугал пассажиров метро Алма-Аты. Хасанов начал демонстративно кашлять в вагоне, полном людей, поднося ко рту салфетку с бутафорской кровью.
Помощник пранкера снимал реакцию окружающих, видео выложили в интернет. В итоге Хасанова арестовали на десять суток за мелкое хулиганство. Представитель департамента полиции города Салтанат Азирбек назвала его действия «кощунством «ради так называемого хайпа». Юноша публично извинился за тот поступок и утверждал, что не хотел никого напугать.
5 причин, почему не следует ставить зимой на автомобиль литые диски
Впрочем, для начала не лишним будет сказать, что у литых дисков масса достоинств. Например, это сравнительно небольшой вес, что в свою очередь улучшает динамику автомобиля и снижает расход топлива. Про красоту литых дисков и вовсе не стоит упоминать, не так ли? Все мы видим на дороге разнообразие их размеров, форм и дизайна. Ко всему прочему, их легко подобрать фактически к любой модели автомобиля, начиная от самых дешевых и заканчивая эксклюзивными экземплярами. Ну и надежности у «литья» хватает — в околонулевых температурах им не страшны легкие удары. И все же, при всех плюсах этих «катков», мы бы рекомендовали зимой ездить на более скромных и недорогих вариантах.
Все дело в том, что в наши широты по температурному режиму сильно отличаются от европейских. Зимой температура может падать до −20, а то и «минус 30» градусов, особенно в европейской части России. А чуть подальше столбик термометра не редко показывает температуру −40 и ниже. Стоит ли говорить, что в такие морозы свойства металла, из которого сделан литой диск (а это, как правило, сплав алюминия, магния, титана, кремния и прочих составляющих) существенно меняются. И если в −20 «литье» становится менее прочным, то при −40 и ниже такие диски сродни хрусталю — хрупкие, ломкие. И даже если вам не удалось сломать за зиму ни одного диска, то потратиться, как минимум, на ремонт придется всенепременно. А это недешево.
И здесь, пожалуй, стоит руководствоваться не красотой, а практичностью. Ведь на самом деле, нет большой разницы, ездишь ли ты зимой на «штамповках» с колпаками или на «литье», когда диски вечно в грязи. Поверьте, их красоты никто не заметит, равно, как никто не заметит, что литые диски усложняют вам эксплуатацию автомобиля. А вы заметите.
Из-за сложности рисунка и частокола спиц литые диски отлично забиваются снегом и покрываются наледью. В свою очередь это приводит к дисбалансу, и, как следствие, к биению в руле. И это не только сильно утомляет и напрягает водителя, но и сокращает ресурс подвески. Добавим к этому и тот факт, что литые диски с более тяжелыми зимними покрышками сравниваются по массе со стальными. И расход топлива уже не будет для вас прежним, как минимум до конца зимней эксплуатации автомобиля.
А ведь есть еще и сложные покрытия литых дисков, которые очень не любят агрессивную среду, в которую зимой у нас превращаются все дороги разом. Подводя итог, можно сказать, что «литье», конечно же, можно использовать зимой, но только если в кошельке много денег и вы эксплуатируете свой автомобиль в городе с хорошим дорожным покрытием и почищенными дорогами. В иных случаях альтернативы стальной штамповке нет.