Машина на педальной тяге

Педали будущего: сравнительный тест-драйв детских машин из СССР

Машина на педальной тяге. Смотреть фото Машина на педальной тяге. Смотреть картинку Машина на педальной тяге. Картинка про Машина на педальной тяге. Фото Машина на педальной тяге

Дети – наше будущее. А значит, все лучшее – детям. Что ни говори про Советский союз, но тогда даже автомобили у детей были свои, причем без очередей и нереальных цен. Мы прониклись темой машин с мускульным приводом (чем не muscle-car!) и затеяли невероятную вещь – сравнительный тест-драйв педальных автомобильчиков 1960 – 1970 годов.

[su_capital_letter_new_2 letter=’М’ text=’ы раздобыли аутентичные, уникальные образцы педальных автомобилей, подобрали лучших тест-пилотов, пригласили самых креативных фотографов своей страны. Но вот беда – тест-пилотами были дети, и они развели нас, как… детей.’]

Нет, они не ленились и не игнорировали наших просьб, они по полной программе откатали несколько машин, примерялись к салонам, заценили багажники, но… Ничего не стали рассказывать нам, отделавшись коротким «Понравилось!». При том, что между собой обсуждали какие-то моменты детально и очень даже живо.

Пришлось нам самим делать выводы о впечатлениях малышни от нашего педального автопарка – на основе наблюдений за процессом испытаний и по выразительной мимике суровых тест-пилотов.

Автомобили теста

Из всего многообразия педального автопарка великой страны мы выбрали наиболее известные модели, которые были распространены на всей территории СССР.

машина выпускалась в 1964 – 1977 гг. на ЧКПЗ – Челябинском кузнечно-прессовом заводе. Кстати, завод этот имеет некоторое отношение к «взрослому» автопрому, поскольку в военное время отпочковался от московского ЗИЛа. Внешне Малыш представляет собой обобщенный образ «легковушек» той поры.

Машина на педальной тяге. Смотреть фото Машина на педальной тяге. Смотреть картинку Машина на педальной тяге. Картинка про Машина на педальной тяге. Фото Машина на педальной тяге

педальный автомобиль производства одного из ленинградских предприятий, выпущен в начале 1970-х годов относительно небольшим тиражом. Тяжеловесный дизайн a la премиум-класс «семидесятых».

Машина на педальной тяге. Смотреть фото Машина на педальной тяге. Смотреть картинку Машина на педальной тяге. Картинка про Машина на педальной тяге. Фото Машина на педальной тяге

педальный автомобиль с таким названием выпускался, естественно, в Москве, причем – на настоящем автомобильном заводе МЗМА/АЗЛК. В нашем тесте представлено второе поколение (1974 – 1994 гг.) в кузове, напоминающем Москвич-412. Это был самый массовый педальный автомобиль в СССР, годовой выпуск (работал подвесной конвейер!) составлял 100 – 120 тыс. штук. Кстати, весной мы делали одиночный тест этой прекрасной машины.

производилась на Львовском заводе автопогрузчиков в 1980 – 1993 гг. Отличалась прочным несущим кузовом и развитым электрооборудованием, стилистически намекала на Жигули. В нашем тесте эта модель представлена в поздней, послерестайлинговой версии.

Посадка – высадка

Ключевой для многих взрослых момент удобства посадки и высадки детям совершенно не важен – а ведь ни один педальный автомобиль в СССР не имел открывающихся дверей, в любом случае для посадки приходилось перешагивать через борт и втискивать коленки под торпедо.

Природная подвижность и гибкость тела позволяет малышам игнорировать это обстоятельство. В принципе, выходить из педального автомобильчика сложнее, чем садиться в него. Однако, помощь взрослых имела место только в тех случаях, когда родители желали силой своего авторитета прервать затянувшийся тест-драйв.

Органы управления

Руль любого педального авто соединен с рулевой трапецией напрямую через короткую сошку, безо всякого передаточного механизма. Такое картинговое решение тут приемлемо: баранка точная, сервис минимальный, стоимость невысокая, обратных ударов по рулю на педальных скоростях нет. По нашим наблюдениям, напряжения от пилотов такой руль требовал только если на автомобильчике пытались ездить по грунтовой поверхности.

Педали привода соединены с продольными тягами (фактически – с шатунами), которые приводят во вращение коленчатый вал – т.е. заднюю ось машины. С которой, кстати, жестко соединено всего лишь одно колесо – обычно левое, а второе вращается на задней оси свободно. То есть у всех педальных машин одно ведущее колесо – поскольку с дифференциалом здесь никто заморачиваться не стал. Достичь скорости более 7-8 км/ч при такой схеме привода малышам было затруднительно, даже на ровной поверхности.

Эргономика

Понятно, что вопросами комфорта тут особенно никто не озадачивался, главное, чтобы большая игрушка не травмировала ребенка и была минимально пригодна для использования. Сиденья поначалу обивали дермантином с поролоновой подкладкой, в 1980-е они стали цельнопластмассовыми.

На некоторых советских миникарах была предусмотрена регулировка длины хода педалей – для подстройки под длину ног и рост водителя. Но на протестированных экземплярах такой опции нет. Еще один вариант подгонки машины под водителя – за счет смещения взад-вперед сиденья или его спинки, в нашем случае такая возможность есть только у Москвича. Но мы сиденья не двигали и разность в росте компенсировали за счет угла сгиба колен тест-пилотов.

Практичность

У детей и взрослых понятия практичности совершенно разные. Точнее, дети о ней даже не думают, а взрослым главное, чтобы автомобиль поместился в лифте и на балконе, да еще чтобы детали от него подольше не отваливались. В этом плане молодцы конструкторы Невы и Львовянки, у которых лобовое стекло сымитировано прочной металлической рамкой. А почти настоящее стекло Малыша и Москвича хоть и сделано из толстого плексигласа, непростительно хрупкое и в условиях активной эксплуатации долго не живет. Зато у Малыша очень крепкий руль, а ведь он тоже страдает при сезонном хранении машины на антресолях или ее переноске-перевозке на улицу.

Машина на педальной тяге. Смотреть фото Машина на педальной тяге. Смотреть картинку Машина на педальной тяге. Картинка про Машина на педальной тяге. Фото Машина на педальной тяге

Багажник Невы невелик, но печенька с газировкой должны поместиться

Что касается того или иного, как пишут в инструкциях к педальным машинкам, «игрового эффекта», то он безусловно шире у Невы. Поскольку только у нее есть открывающиеся капот и багажник. Включающиеся фары (применять квадратную батарейку 3336Л!) есть у всех, но у Львовянки к тому же второй кнопкой включаются проблесковые маячки на капоте. Крутизна!

Источник

KUNST! Детские игры взрослых инженеров

Машина на педальной тяге. Смотреть фото Машина на педальной тяге. Смотреть картинку Машина на педальной тяге. Картинка про Машина на педальной тяге. Фото Машина на педальной тяге

Каковы характеристики педального автомобиля? Заявленная мощность — 0,33 л.с. Хотя это — отдача взрослого, а ребёнок развивает гораздо меньше. Запас хода — покуда хватит сил, а расход топлива зависит от аппетита седока.

Мечта об автомобиле начинается с детства. Но в пятилетнем возрасте рассчитывать на то, что тебе на Новый год подарят Ferrari или Porsche, не приходится. Или всё же можно? Ещё как! Прибыль есть прибыль, и коли можно извлечь её из клиента, которому впору вытирать сопли, ни один автопроизводитель не откажется.

История педальных автомобилей начиналась аж в годах. Стоило Карлу Бенцу сконструировать свой первый трёхколёсный самодвижущийся экипаж с ДВС, как уже через десять лет ушлые американцы стали выпускать такой же, но на мускульной тяге. Называлось это чудо зарождающегося автопрома велокаром. К сожалению, имя изобретателя похоронено в архивах американского патентного бюро. Известно, однако, что самый первый велокар был рассчитан на взрослого потребителя. Который, кстати, новинку проигнорировал.

Вернулись к идее веломобиля лет через двадцать. На этот раз автоконцерны решили взяться за изготовление велокаров для детей. Маленькие автомобильчики с педальным приводом внешне копировали взрослые модели. А новый бизнес служил одновременно двум целям — рекламе и получению прибыли от непрофильного производства.

После Первой мировой войны компания Citroen наладила производство игрушечной копии своей рабочей лошадки 5CV. Машинка была фирменного ярко-жёлтого цвета «цитрон». Продавали её через официальных дилеров, а такой был даже в молодой Советской России. В СССР привезли лишь одну такую игрушку, и она была мгновенно продана. Но кому — неизвестно.

Соотечественник Андре Ситроена, Этторе Бугатти, пошёл другим путём — сделал копию своей спортивной модели Type 35. Игрушка получила собственное имя Type 52, и её даже включили в официальные каталоги марки. Что, кстати, очень путало покупателей, ведь модель была далеко не малюткой: длина составляла 3,3 метра. Правда, к 1929 году Type 52 лишили педалей и превратили в подростковый электромобиль с мотором. Но электромобили — это уже совсем другая история.

Первые педальные машинки делали из той же стали, что и автомобили для взрослых. Отчасти поэтому Вторая мировая война положила конец и детскому бизнесу Ситроена и Бугатти. Но после войны индустрия педальных машин не только восстановилась, но и пережила настоящий бум. Подешевел алюминий, появились пластмассы.

В годах ударниками педального фронта стали британские автопроизводители. Фирма Austin наладила выпуск модели Junior40, похожей на реальную машину Austin A40. Эта английская педальная игрушка оказалась самой популярной на Западе. Без какого бы то ни было рестайлинга автомобильчик выпускался до 1971 года, и своих покупателей нашли 32 тысячи педальных «Юниоров».

Советский Союз не отставал от веяний мировой моды. Ещё в годы на свет появились опытные образцы детских автомобилей, которые затем пошли в серию. Интересно, что со временем трансформировался только дизайн. А технически игрушки не претерпевали принципиальных изменений. В течение полувека сохранялась конструкция: несущий кузов, педальный привод возвратно-поступательного типа, зависимая подвеска.

На эту платформу советские конструкторы надевали самые разные кузова. После войны почётное право таким образом рекламировать свою продукцию досталось Московскому заводу малолитражных автомобилей. С годов, когда предприятие переименовали в АЗЛК, здесь действовала отдельная конвейерная линия, с которой сходили миниатюрные копии «Москвичей».

Стоили эти игрушки будь здоров — около 30 рублей (ползарплаты молодого инженера). А сколько их было выпущено за полвека — никто точно не знает. Известно лишь, что в СССР педальные машинки всегда были в страшном дефиците. При этом в дружественных социалистических странах они продавались свободно.

С началом перестройки детский конвейер на АЗЛК остановили. Отечественные велокарчики пропали с прилавков, а с падением железного занавеса их место быстро заняли иностранные. Сейчас в России можно купить педальный автомобильчик любой иностранной марки. Но не всякая машина с фирменным шильдиком может считаться оригинальной.

Только в Ferrari и Porsche производство каров педальных поставлено на поток. Обе фирмы обзавелись дочерними подразделениями Ferrari Toys и Porsche Toys. По их заказу фабрики игрушек делают и педальные машинки, и электрические, и коллекционные модельки, и мягкие игрушки. Ferrari Toys сотрудничает даже с известным производителем конструкторов Lego.

Обе фирмы обновляют модельный ряд педальных каров в среднем каждый год. Но большинство модификаций изготовляется мизерными партиями — от ста до тысячи штук. Эти товары — раритеты от рождения. Они расходятся по коллекционерам и фанатам, которых дилеры заранее извещают о новинках. Народных машинок у именитых брендов поменьше. Такими, например, стали педальные Porsche 911 и Cayenne, Ferrari Enzo и F1. Все они простые, пластиковые, без каких-либо наворотов. И, кстати, совсем небольшие — для детей до шести лет.

Другие производители выпускают детские автомобильчики от случая к случаю. За последние пять лет на рынке появились педальные Audi TT, Alfa Romeo 8C, BMW M6 Convertible и Z4, Mercedes-Benz SL, Jaguar XK, VW New Beetle, даже новый Fiat 500. Все эти модели автопроизводители делали не сами — они лишь выдавали лицензии игрушечным фирмам. Поэтому машинки отличаются друг от друга только формой да цветом кузова и сиденья. И цены у них близки: в разных магазинах они продаются по долларов.

Источник

Ретроспектива: детские педальные автомобили и их характеристики

Сегодня мы поговорим о транспорте — автомобилях, но не бензиновых, а педальных. И более того — детских. Да-да, речь о тех самых советских педальных машинках, настоящей детской мечте тех времен. К слову, на сегодняшний день стоимость педального автомобиля в хорошем состоянии может составлять до двухсот тысяч рублей. Иронично, ведь в то время вряд ли кто мог подумать, что стоимость детской машинки сравняется с обычным полноценным автомобилем.

Машина на педальной тяге. Смотреть фото Машина на педальной тяге. Смотреть картинку Машина на педальной тяге. Картинка про Машина на педальной тяге. Фото Машина на педальной тяге

Сейчас конечно, этим никого не удивишь — аккумуляторные, с электроприводом, на дистанционном пульте или прямым управлением, самых разных дизайнов, расцветок и моделей, дешевые, с минимальным набором функций и дорогие — «лакшери» машина по цене полноценного отечественного автомобиля, напичканные «полным фаршем», а также пластиковые веломобили, чьи аналоги заполонили нишу сферы услуг, где за условные сто рублей ваш ребенок может сделать круг или парочку по площади или дорожке в парке развлечений. Но как это водится, прежде всё было несколько иначе…

Машина на педальной тяге. Смотреть фото Машина на педальной тяге. Смотреть картинку Машина на педальной тяге. Картинка про Машина на педальной тяге. Фото Машина на педальной тяге
Приобрел вот такое вот чудо для реставрации и решил покопаться немного в истории. Увы, протестировать ходовые качества мне не удалось по объективным причинам — я в него не помещаюсь. 😉

Подобную машинку в качестве артефакта я застал у своего приятеля в далёких девяностых. Педали вырваны, корпус местами смят от частых ДТП, а потому приводить машину в движение приходилось исключительно ногами. Благо, что руль был на месте. И влезали в сей автомобиль мы вдвоём. Увы, за давностью лет не помню марку. Но по рассказам товарища, принадлежала игрушка раньше отцу, а ему досталась уже в наследство. А ведь по воспоминаниям родителей и родственников, многим о такой технике приходилось только мечтать по нескольким причинам. Большие и маленькие автомобили объединяла такая черта, общая для всех — они были в дефиците, а что важнее, стоили дорого. К примеру, педальный «Москвич» мог обойтись от 25 рублей до 35, что согласитесь, не мало для тех лет. Вторая причина, как уже упоминалось — это пресловутый дефицит, на всех желающих автомобилей не хватало, как больших, так и маленьких.

Машина на педальной тяге. Смотреть фото Машина на педальной тяге. Смотреть картинку Машина на педальной тяге. Картинка про Машина на педальной тяге. Фото Машина на педальной тяге
Производство педальных машин «Москвич» АЗЛК, 1970 год. Москвичи выпускались в трех сериях, в двух последних менялся лишь внешний вид, да и то незначительно

А производились «Москвичи» педальные на масштабном конвейере, самом настоящем, о чём говорят сохранившиеся фото и кинохроника. Выпускали их порядка 200 тысяч в год, потому машинка эта была наиболее распространена у счастливых маленьких автовладельцев, нежели другие марки. Помимо возможности «толкать» педали, в этой машине была опция включения фар, работающих от батарейки типа «Планета», на 4,5 вольта. Увы, только передние фары, задние хайтека были лишены, потому стояли обычные катафоты.

Машина на педальной тяге. Смотреть фото Машина на педальной тяге. Смотреть картинку Машина на педальной тяге. Картинка про Машина на педальной тяге. Фото Машина на педальной тяге
Здесь рабочие задние фары-габариты — модификация владельца, заводская комплектация снабжалась лишь катафотами

Машина на педальной тяге. Смотреть фото Машина на педальной тяге. Смотреть картинку Машина на педальной тяге. Картинка про Машина на педальной тяге. Фото Машина на педальной тяге
Педальный «Москвич» первой серии. Их ещё называли в народе «циклоп», из-за наличия декорирующей радиаторной решетки по центру. Отсюда сходство с глазом мифического существа.

К слову о «Москвичах» первой серии…

Их производство началось на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) в 1959 году. Игрушка имела иностранный прототип — автомобильчик итальянской фирмы «Giordani», созданный по мотивам дизайна американского автомобиля Studebaker Champion 1950 года. Есть версия, что у фирмы «Giordani» были куплены штампы для производства или же некоторое количество комплектов кузовов — на это косвенно указывает то, что у самых ранних из известных «Москвичей» имеются штампованные элементы, присутствующие у итальянского прототипа и отсутствующие у машин выпуска 1960 года.

Машина на педальной тяге. Смотреть фото Машина на педальной тяге. Смотреть картинку Машина на педальной тяге. Картинка про Машина на педальной тяге. Фото Машина на педальной тяге
Автомобиль Studebaker Champion

Первые серийные машинки имели трубчатую раму в виде отдельного конструктивного элемента. В 1960 году конструкция была значительно переработана, появился кузов с несущими лонжеронами, а рама была упразднена. Хотя внешний вид автомобилей практически не изменился, специалисты насчитывают довольно много отличий между «Москвичами» самой ранней модификации и начала крупносерийного выпуска — рамка лобового стекла, крепление переднего бампера, руль, форма молдингов, колеса на подшипниках (ранние были на втулках скольжения). Также появился звуковой сигнал в виде клаксона с грушей (на ранних аппаратах сигнал размещался в центре рулевого колеса).

Машина на педальной тяге. Смотреть фото Машина на педальной тяге. Смотреть картинку Машина на педальной тяге. Картинка про Машина на педальной тяге. Фото Машина на педальной тяге
Обратите внимание на не совсем типичный стиль. Обусловлено это бурным развитием реактивной авиации и космонавтики, начавшееся в 50-е годы ХХ века. Это был тренд, мейнстрим и запрос общества, поспевая за которым автомобили перенимали черты воздушных судов и космических аппаратов. Этакий футуризм.

Владельцы машинок в наше чудное время спорят, где на заводе устанавливались клаксоны — внутри или снаружи кузова? Заводская инструкция дает на это четкий ответ — внутри, но указано, что при желании владельца, сигнал может быть перенесен на наружную сторону кузова. Кроме того, в 1960 году появилась традиция на номерном знаке размещать год выпуска и название производителя: МЗМА (Московский Завод Малолитражных Автомобилей или с 1969 года АЗЛК (Автомобильный Завод имени Ленинского Комсомола). Эта традиция сохранилась вплоть до окончания производства «педальников» на этом заводе.

Машина на педальной тяге. Смотреть фото Машина на педальной тяге. Смотреть картинку Машина на педальной тяге. Картинка про Машина на педальной тяге. Фото Машина на педальной тяге
Педальный «Москвич» был оборудован по последнему слову техники, а именно освещением, позволявшим заигравшимся детишкам возвращаться домой без боязни темноты и прячущихся в ней бабаек. Данное техническое решение для конца 50-х годов считалось новаторским, и, помимо москвичей, было реализовано только на педальной машинке «Малыш», выпускавшейся Челябинским Кузнечно-Прессовым Заводом в 70-е годы. Ныне данную фичу можно увидеть и на других моделях авто, подвергшихся моддингу при реставрации

По мере серийного выпуска вносились некоторые изменения в конструкцию машинок, но они имели уже чисто декоративный характер. Педальные «Москвичи» первой серии выпускались вплоть до 1973 года, когда им на смену пришли автомобили второй серии, уже полностью разработанные на АЗЛК.

Машина на педальной тяге. Смотреть фото Машина на педальной тяге. Смотреть картинку Машина на педальной тяге. Картинка про Машина на педальной тяге. Фото Машина на педальной тяге
Педальная машинка «Малыш»

Интересно, что для сборки «педальников» на заводе был построен отдельный подвесной конвейер, а годовой тираж детских автомобилей достигал 200000 штук. Автомобили не только продавались по всему СССР, но и массово шли на экспорт, причем не только в социалистические страны. Поставкой этой продукции за границу, как и «взрослых» автомобилей, занималось Всесоюзное Объединение «Автоэкспорт», созданное в 1956 году для экспорта и импорта автомобилей, мотоциклов и велосипедов. Педальные «Москвичи» особенно были популярны в Болгарии и Венгрии, где их немало сохранилось до нашего времени и существуют клубы поклонников этих массивных игрушек, а также музеи. Детские «Москвичи» продавались в магазинах и часто использовались на пунктах проката в парках и на стадионах, а также, обычно, присутствовали в ассортименте игрушек детских садов. На «Москвичи» завод давал годовую гарантию, исчислявшуюся со дня покупки.

Машина на педальной тяге. Смотреть фото Машина на педальной тяге. Смотреть картинку Машина на педальной тяге. Картинка про Машина на педальной тяге. Фото Машина на педальной тяге
Слева на право: педальный «Москвич» первой серии, второй, «Москвич-2141», «Муравей»

Но не только «Москвичами» едины, тем более это не первые автомобили для детей. Выпускались также и «Победы», и «ЗИМ», и «Орь», и даже «Оренбуржец», а также другие модели разных заводов и артелей. Более того, встречались образцы от рукастых и смекалистых «кулибиных», в единичных экземплярах различных причудливых форм и расцветок, благо что конструкция простая и надёжная, как автомат Калашникова.

А теперь разберем технику по отдельности. Список будет не полный, разберем наиболее примечательные образцы техники.

Машина на педальной тяге. Смотреть фото Машина на педальной тяге. Смотреть картинку Машина на педальной тяге. Картинка про Машина на педальной тяге. Фото Машина на педальной тяге
Педальный автомобиль «Урал» выпускался Челябинским Кузнечно-прессовым заводом в период в 1957 по 1964 годы. За этот период было выпущено 67 тысяч машинок. Габариты машинки впечатляют: длина 80 см, ширина 55 см, высота 55 см, вес 23 кг. Радиус разворота 180 см. Максимальная скорость 8 км/ч. Предназначен для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Кузов, изготовленный из штампованного стального листа толщиной 1,5 мм, установлен на штампованной раме, состоящей из двух лонжеронов. Передний мост состоит из двух полуосей с поворотными цапфами, двух колес, свободно вращающихся на шарикоподшипниках, и поперечной тяги, связывающей цапфы с рулевым управлением. Задний мост состоит из коленчатого вала, вращающегося на шарикоподшипниках, с закрепленными на валу двумя колесами: одно ведущее, второе ведомое.

Машина на педальной тяге. Смотреть фото Машина на педальной тяге. Смотреть картинку Машина на педальной тяге. Картинка про Машина на педальной тяге. Фото Машина на педальной тяге

Рулевое управление состоит из штампованного металлического руля, закрепленного на рулевой колонке, связано с передними колесами через поперечную тягу. Приводной механизм состоит из педалей, связанных тягами-шатунами с задним мостом и ведущим колесом, закрепленном на нем. Тяги закреплены на заднем валу так же через шарикоподшипники. Так совершенно ходовая часть не была выполнена ни на одной педальной машинке. Всего в ходовой насчитывается 10 шарикоподшипников (по два на каждое ведомое колесо и 4 на заднем валу). Благодаря этому, а также большому диаметру колес (26 см) и длине тяг педалей (34 см) педальный Урал, несмотря на вес, имеет легкий ход и большой накат.

Машина на педальной тяге. Смотреть фото Машина на педальной тяге. Смотреть картинку Машина на педальной тяге. Картинка про Машина на педальной тяге. Фото Машина на педальной тяге
Заложенный конструкторами в машинку запас прочности позволял выдерживать нагрузки, кратно превышавшие штатные

Машина на педальной тяге. Смотреть фото Машина на педальной тяге. Смотреть картинку Машина на педальной тяге. Картинка про Машина на педальной тяге. Фото Машина на педальной тяге
Автомобиль ГАЗ-М20 «Победа» — прототип «Урала»

Машина на педальной тяге. Смотреть фото Машина на педальной тяге. Смотреть картинку Машина на педальной тяге. Картинка про Машина на педальной тяге. Фото Машина на педальной тяге
А вот и прототип игрушки — ГАЗ-А

Машина на педальной тяге. Смотреть фото Машина на педальной тяге. Смотреть картинку Машина на педальной тяге. Картинка про Машина на педальной тяге. Фото Машина на педальной тяге
А вот угадать, на что похож педальный автомобиль «Орь», решительно невозможно. Маленькое чудовище, рожденное хтоническим разумом.

Довольно своеобразная на вид машинка. Выпускалась в городе Орск. Названа эта машинка в честь реки Орь, которая впадает в реку Урал и на которой стоит город Орск.
Ценители говорят, что такие машинки не распространялись по территории Союза, а продавались исключительно там, где были сделаны. Корпус из пластика. Чего-то примечательного, кроме внешности, нет.

«Малыш М2»

Машина на педальной тяге. Смотреть фото Машина на педальной тяге. Смотреть картинку Машина на педальной тяге. Картинка про Машина на педальной тяге. Фото Машина на педальной тяге

Педальный автомобиль «Малыш» выпускался на ЧКПЗ (Челябинский кузнечно-прессовый завод) с 1965 по 1977 годы. Габариты машинки составляют: длина 117 см, ширина 48 см, высота 48 см (по рулю). Вес 16 кг.
Завод взял на себя весь цикл производства педальных машинок от разработки технической документации до изготовления отдельных элементов декора как из металла (бампера, колпаки фар, колеса), так и из пластика (руль, задние фонари). Единственный элемент, который заимствовали, стал плафон салона от автомобиля ГАЗ М-20. Его так же, как и на педальном «Москвиче» 1 серии, использовали в качестве фар.
На что похожа машинка, гадать можно долго, ведь передняя решетка напоминает ЗИМ, задняя часть — «Чайку», покаты капота как у УАЗ 469. Но все прозаичнее — это просто собирательный образ от конструкторов завода-изготовителя. Несмотря на простоту конструкции (у «Малыша» нет амортизаторов, как на «Москвичах») и форм, он и сейчас является одной из самых желанных машинок для коллекционеров.

«Оренбуржец»

Машина на педальной тяге. Смотреть фото Машина на педальной тяге. Смотреть картинку Машина на педальной тяге. Картинка про Машина на педальной тяге. Фото Машина на педальной тяге

Машинка «Оренбуржец» выпускались только в одноименном городе и распространялась там же, минуя рассылку в другие регионы нашей огромной страны. Известно, что она выпускалась Оренбургским машзаводом в конце 80-х — начале 90-х годов.
В тот период предприятие специализировалось на производстве гражданской продукции. Крупнейший оборонный завод страны изготавливал катера, отопительные котлы, пылесосы, стиральные машины, примусы — всего 60 наименований товаров. По самым скромным подсчетам, с конвейеров ежегодно съезжало от 50 до 80 тысяч машинок. Авторами сей проекта выступили инженеры Института технической эстетики г. Баку. Автомобиль имел угловатую форму, кузов изготавливался из дюрали методом гибки, остальные детали из пластика.

«Ракета»

Машина на педальной тяге. Смотреть фото Машина на педальной тяге. Смотреть картинку Машина на педальной тяге. Картинка про Машина на педальной тяге. Фото Машина на педальной тяге

Техника, история которой достойна отдельной статьи, так как выпускали схожие образцы, как в виде ракет, так и самолетов, чуть ли не с появления их больших прототипов во многих странах. И примечательно ещё то, что сей модельный ряд весьма редкий и желанный для коллекционеров, а потому ценники там космические. Тут стоит сделать ремарку. Выпускалось «Ракет» довольно много, часто они поставлялись в парки развлечений и детские сады. Казалось бы, сохраниться их тоже должно было огромное количество хотя бы в более-менее удобоваримом состоянии. Всему виной корпус из алюминия. Так, ну и что? Алюминий же не подвержен ржавчине, а значит большая часть автомобильчиков должна были дойти до наших дней чуть ли не в идеальном состоянии… но всему виной 90-е, с которыми наступили трудные и голодные времена. Спрос на цвет. мет значительно не падает, потому многие машинки отправились в пункты металлоприёма и на переплавку.

Конкретно эта модель появилась примерно в 1957 году и стала отражением начала эры покорения космоса, что будоражило людей в то время. Ранние варианты имели цепной привод задних колёс, практически как у обычного велосипеда, но потом решили, что идея не шибко удачная и сделали «традиционное» для педальных машинок управление. Потому с ракетой её роднит только название и внешний вид, так как скорость, увы, снизилась. Интересно, что изначально машинка называлась «Стрела», но после полёта в космос Юрия Гагарина её переименовали в «Ракету».

Конь педальный

Машина на педальной тяге. Смотреть фото Машина на педальной тяге. Смотреть картинку Машина на педальной тяге. Картинка про Машина на педальной тяге. Фото Машина на педальной тяге

Одна из самых первых машинок подобного типа, имя которой стало нарицательным, прочно закрепилось в языке и фольклоре. А ещё это одна из самых любимых и желанных игрушек советских детей, а теперь уже и взрослых коллекционеров.

Интересно, что данные изделия производились достаточно большим тиражом и на некоторых предприятиях выпускались вплоть до 1990 года, однако их сохранность, это довольно специфичная тема. Все потому, что изделия эти довольно хрупкие. При активной игре их разламывали в полный фарш и некондицию.

Доподлинно неизвестно, когда точно началось производство данной игрушки, однако исследователи и коллекционеры выяснили, что советские конструкторы вдохновились точно такой же педальной игрушкой, очень популярной в Англии 40 — 50-х годов. Сама компания называлась G & J Lines, а легендарная модель носила имя Nizefella. Фоток, к сожалению, не нашел. Назвали транспорт, кстати, в честь самой легендарной беговой лошади, которая на протяжении нескольких лет была абсолютным чемпионом всех английских гонок.

Советская версия лошади мало отличалась от западного образца, однако создатели решили раскрасить ее в привычные яркие цвета, а сама конструкция была одновременно достаточно простой, но в то же время надежной. Впрочем, стоит отметить, что хоть поначалу педальный конь и был заветным желанием многих детей, его достаточно высокая стоимость не позволяла десяткам тысяч семей порадовать собственных детей. Ну а со временем появились альтернативы в виде полноценных машинок, стоящих приблизительно столько же, или лишь немногим дороже, так что популярность изделия, начиная с 70х годов, начала постепенно падать.

Машина на педальной тяге. Смотреть фото Машина на педальной тяге. Смотреть картинку Машина на педальной тяге. Картинка про Машина на педальной тяге. Фото Машина на педальной тяге

Самыми крупными производителями педальных коней были такие заводы, как московский «Салют» и омский авиационный завод «Полет». Качество изделий было достаточно хорошим и до наших времен дожило множество моделей, особенно из поздних серий. Тем не менее, важно понимать, что внешние декоративные элементы коней почти всегда терялись в процессе эксплуатации, так что найти изделие в первозданном виде совсем не так просто.

Краткая история

Но мы немного отвлеклись. Углубимся в историю. А история этих машинок началась в 30-е годы 20-го века. Шла индустриализация, развитие и экономический подъем молодой страны ударными темпами. Тут так кстати появилась тема с автомобилями и народ буквально заболел, то тут, то там устраивая автопробеги. Это увлечение не прошло мимо производства игрушек и само собою, педальных машин. Бум был так ярок, что даже провели первый детский автопробег на сей машинках по маршруту Москва-Ногинск-Москва. В данном знаменательном событии участвовало около сотни участников от 10 до 16 лет. На все про все ушло четыре дня, а протяженность маршрута составила 110 километров, притом, что двигались со скоростью 8-10 километров в час. Затейником всего этого мероприятия стала текстильная фабрика «Трехгорка» и редакция «Мурзилки».

Машина на педальной тяге. Смотреть фото Машина на педальной тяге. Смотреть картинку Машина на педальной тяге. Картинка про Машина на педальной тяге. Фото Машина на педальной тяге
Мурзилка, 1934 год, №7

Ребята двигались не в одиночку, колону машинок сопровождали воспитатели и участники других кружков. Время от времени устраивали привал для отдыха. По прибытию на конечную, в Ногинск, дали парад всех автомобилей-участников пробега, после чего отдохнули несколько дней и отправились назад, в обратный путь. Занимательно то, что ни один автомобиль не сломался, а также никто не отказался от сей затеи. Можно сказать, прошли путь с честью и достоинством, не смотря на все возможные тяготы. По итогу участникам раздали памятные призы — различные конструкторы для моделирования, в том числе и радио, а также слесарные инструменты, фотоаппараты и пионерские костюмы, что по тем временам вполне себе существенно и ценно.

Машина на педальной тяге. Смотреть фото Машина на педальной тяге. Смотреть картинку Машина на педальной тяге. Картинка про Машина на педальной тяге. Фото Машина на педальной тяге

Но это частности, а мы возвращаемся к общей теме. Да, начался автомобильный бум во всех смыслах и сферах. Потому детских педальных машинок было много, но и стоили они соответственно. Правда, как уже упоминалось, народ нашел выход и кое-что мастерил самостоятельно — одна треть машинок были кустарного производства. Поэтому по Москве и Подмосковью каталось много самоделок. Тоже своего рода хобби и гик-тема. Но вскоре началась Великая Отечественная Война и о теме педального автопрома забыли, переключившись на куда более важные задачи.

Об этой теме вспомнили лишь в 50-х, когда страна начала восстанавливаться из разрухи, которую принесла война. Появились новые модели автомобилей — «ЗиС», «Победа», и «Москвич». Естественно, по ним делали выпуск и педальных игрушек. И так до 90-х годов, ничего в этой простой конструкции по сути не менялось — несущий металлический кузов, зависимая подвеска и, разумеется, педальный привод.

В шестидесятые выпускали уже «Урал». В семидесятые вышли такие марки автомобилей как «Нева», «Зиронька» и «Муравей». В восьмидесятых «Радуга» и «Орь». Производилось это добро на московском заводе АЗЛК — там был расположен самый большой конвейер детских педальных автомобилей.

Машина на педальной тяге. Смотреть фото Машина на педальной тяге. Смотреть картинку Машина на педальной тяге. Картинка про Машина на педальной тяге. Фото Машина на педальной тяге
«Нева», отличался открывающимся багажником сзади и капотом впереди, под которым был макет самого настоящего четырехцилиндрового двигателя. Производитель: Ленинград, завод «ЛАЗ»

Машина на педальной тяге. Смотреть фото Машина на педальной тяге. Смотреть картинку Машина на педальной тяге. Картинка про Машина на педальной тяге. Фото Машина на педальной тяге
Редчайший зверь — педальная машина «Зiронька». Производилась в послевоенные годы в г. Львов. На сегодня сохранившихся экземпляров гораздо меньше «Уралов».

На крупных заводах, как правило, имелось дизайнерское бюро, которые время от времени обновляло модельный ряд игрушек. Ну и само собою, не все игрушки продавались централизованно, а реализовывались непосредственно в городе производства, к примеру как «Оренбуржец» или «Орь» — Оренбурге и соответственно, Орске.

На восьмидесятые годы стоимость сей машинки составляла 33 рубля. Местами по стране дороже или дешевле, всё зависело от конфигурации и исполнения тачки — какие-то имели звуковой сигнал или как у «Москвича», работающие фары. Продавали их через советскую сеть детских магазинов «Детский мир». Занимательный факт: многие машинки поступали прямиком в санатории и детские лагеря по специальной программе. Потому, некоторые модели, к примеру, «Нева», до наших чудных дней не дожили, а если и дожили, то в весьма убитом состоянии, для которых реставрация представляет целую операцию с привлечением нехилых средств.

В среднем, педальное авто весило от 10 до 16 килограмм, в зависимости от материалов и комплектации. В магазины их поставляли в деревянных ящиках, проявляя заботу о сохранности кузова. Несмотря на высокую стоимость детского автомобиля, при поступлении в продажу они почти сразу же раскупались. Производство последних детских педальных автомобилей происходило до 1995-1996 годов. Ну а в наше время их заменили электронные автомобили из Китая разных ценников и качеств.

На данный момент если они и представляют интерес, то лишь для частных музеев и коллекционеров. Временами, впрочем, энтузиастами устраиваются детские соревнования и гонки. А вот в Великобритании, к примеру, подобные чемпионаты устраиваются до семи раз в год. Также проводятся во Франции, Италии и Гонконге.

В следующий раз, возможно, разберем некоторые примечательные модели подробнее, а также западные и европейские образцы.

Машина на педальной тяге. Смотреть фото Машина на педальной тяге. Смотреть картинку Машина на педальной тяге. Картинка про Машина на педальной тяге. Фото Машина на педальной тяге

Инструкция для Кулибиных. Сделай автомобиль своей мечты сам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *