Машина охраны мвд рб
«Рубеж», «Забор-Барьер» и их «коллеги». Изучаем спецавтотехнику заграждения МВД РБ и стран мира
Уже в течение месяца на улицах Минска мы видим обилие необычной спецтехники силовиков, которая прежде появлялась в городе либо очень редко, либо не «светилась» вообще. Читатели часто задают нам вопрос: «Что это за машины?» Cегодня рассказываем про мобильные заграждения.
Передвижные автомобильные заградительные комплексы — относительно новое явление в типологии спецтехники силовиков. На вооружении МВД такие машины появились всего пять лет назад. У нас всю подобную технику уже успели прозвать системой «Рубеж», что, строго говоря, неправильно. «Рубеж» — это только один из типов, причем не самый массовый. Есть и другие разновидности.
Система «Забор-Барьер»
Самой первой системой мобильных заграждений был не «Рубеж», а «Забор-Барьер». Специалисты впервые увидели эти машины на выставке «Человек и безопасность 2015», а широкая публика — на параде, посвященном 100-летию белорусской милиции, который проходил в марте 2017 года. Именно их ошибочно принимают за «Рубеж». Но все же это «Забор-Барьер».
Пикап Ford Ranger — в принципе редкая «птица» в наших краях. Это третье поколение «глобального» среднеразмерного пикапа Ford (заводской индекс — Т6), предназначенное для продажи по всему миру. Любопытно, что проектированием конкретно этой версии занималось австралийское подразделение корпорации Ford. Сборка таких пикапов налажена в США, ЮАР, Аргентине, Нигерии, Вьетнаме и Таиланде.
В Беларуси официально продавались Ranger тайской сборки. Представители МВД в качестве базы для заградительного комплекса выбрали самую топовую версию Double Cab в комплектации Limited — c тонировкой задних стекол, обогревом передних сидений, подсветкой грузового отделения, дугами в кузове, литыми дисками R17, двухзонным климат-контролем, кожаной отделкой салона, электрорегулировкой сиденья водителя и задними датчиками парковки.
А «навеска» (собственно, та самая система «Забор-Барьер») — это разработка минской фирмы «Автомобильные конструкции» (торговая марка «АКтава»). В транспортном положении «Забор-Барьер» представляет собой простой каркас из труб прямоугольного сечения, сверху на котором закрепляются раскладные секции сетчатого заграждения. При желании каркас можно демонтировать и использовать базовый автомобиль без него.
В боевое положение «Забор-Барьер» переводится вручную силами двух сотрудников. Время развертывания — буквально пара минут. Силовики могут находиться как на земле за ограждением, так и на верхнем уровне.
Поскольку заграждение прозрачное, то спецавтомобиль может перемещаться и маневрировать в развернутом положении довольно быстро. Собственно, ради этого ограждение и сделано прозрачным. Водители «Забор-Барьеров» даже отрабатывают синхронное маневрирование с развернутым заграждением.
Как минимум шесть «Забор-Барьеров» регулярно выезжают на улицы Минска. Любопытно, что на все машины установлены обычные гражданские номерные знаки.
Система «Рубеж»
Штурмовой заградительный комплекс «Рубеж» — совсем новая разработка. Она появилась на свет только в прошлом году и впервые была показана на выставке Mileх-2019. «Рубеж» — детище Госкомвоенпрома РБ, изготовленное силами ОАО «Агат — Электромеханический завод».
Это гораздо более сложное с инженерной точки зрения изделие, чем «Забор-Барьер». Здесь уже не банальная «клетка» из обычных прямоугольных труб, а конструкция сложной формы. Это и заградительный комплекс, и штурмовой трап антитеррора в одном флаконе. Штурмовой трап и заградительный щит не устанавливаются на автомобиль единовременно — осуществляется смена навесного оборудования.
База — Ford Explorer, в данном случае пятого поколения. Но оборудование не привязано к какой-то одной модели внедорожника или пикапа, а может устанавливаться на любой подходящий по размерам автомобиль.
Складной щит — система, которая трансформируется в заграждение с небольшими отверстиями для обеспечения обзорности. Таким образом, с развернутым щитом «Рубеж» тоже может перемещаться, но делать ему это менее удобно, чем «Забор-Барьеру». Зато сотрудники лучше защищены. Ширина заградительного щита в развернутом положении — 6 м, высота — 3 м.
У «Рубежа» есть яркие стробоскопы, встроенные в щит. Они призваны «воздействовать на людей повторяющимися яркими световыми вспышками». Также на «Рубеж» могут устанавливаться средства звукового давления.
Отличить «Рубеж» от «Забор-Барьера» в боевом положении легко. «Забор-Барьер» полностью сетчатый, ограждение «Рубежа» — комбинированное, состоящее из листов металла со вставками из сетки.
Есть и официальное описание: «При обеспечении мероприятий по охране общественного порядка один спецавтомобиль „Рубеж“ позволяет заместить работу 24 бойцов спецподразделений». Пока на улицах Минска замечена только одна такая машина.
Спецмашина заграждения на базе БРДМ-2
Эта техника впервые появилась в городе в воскресенье 6 сентября. Назначение у нее ровно то же, что и у «Забор-Барьера» с «Рубежом», только в качестве базового транспортного средства используется бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2, советская разработка начала 1960-х гг. Серийный выпуск БРДМ-2 был прекращен еще в 1989-м, так что для переоборудования в передвижные заградительные комплексы использовались не новые броневики.
Такую систему в СМИ тоже называют «Рубеж», но на самом деле она наверняка называется как-то по-другому. Точной информации об обозначении и изготовителе в открытом доступе пока нет. Машина явно проектировалась и изготавливалась в авральном порядке с целью увеличения и расширения парка заградительных комплексов.
Особенность — почти полностью глухие щиты с небольшими прорезями. Именно это и сыграло злую шутку. На сетчатом щите, как у «Забор-Барьера», надпись не оставишь.
Заградительные комплексы на базе БРДМ-2 обладают сразу несколькими недостатками. Ввиду плохой обзорности на них почти невозможно синхронно маневрировать, можно двигаться только вперед и то «на ощупь». На верхнем уровне бойцам стоять неудобно. По сути такие машины в развернутом положении превращаются не в мобильные, а в стационарные барьеры.
Спецтехника заграждения у силовых структур других государств
Передвижные заградительные комплексы, конечно же, не белорусское изобретение. Подобная техника состоит на вооружении силовых структур многих стран.
Так выглядит, например, югославский бронетранспортер для сил милиции BOV-M. Это разработка фирмы TAM периода второй половины 1970-х гг. Такие машины и сегодня служат в полиции современной Сербии.
Машина аналогичного назначения чехословацкого производства называется OKV-P. По сей день состоит на вооружении полиции Чехии.
Интересно с инженерной точки зрения реализована словацкая «спецмашина контроля бунтов» Bozena Riot на базе строительного мини-погрузчика с бортовым поворотом. Любопытная особенность — исключительно дистанционное управление. Недостаток — низкая собственная транспортная скорость. К месту событий словацкого «робокопа» необходимо доставлять на трейлере.
Наследники черных воронков. Изучаем микроавтобусы МВД РБ
Уже который месяц на улицах Минска мы видим обилие необычной спецтехники силовиков, которая прежде появлялась в городе либо очень редко, либо не «светилась» вообще. Что это за машины? Мы уже рассказали про мобильные заграждения, бронетехнику и водометы. Сегодня изучаем совершенно новое явление, массово возникшее только в этом году, — «характерные бусы» МВД РБ.
Словосочетание «характерный бус» сегодня знают и понимают все белорусы. Микроавтобусы с тонированными или зашторенными стеклами, часто без номерных знаков, нередко с людьми без формы и опознавательных знаков, но в масках или балаклавах. Начиная примерно с мая такие машины почти каждый день можно видеть на улицах Минска и других городов Беларуси.
Черный воронок — исторический предшественник
Одним из символов НКВД СССР эпохи сталинских репрессий был черный воронок — автомобиль ГАЗ М-1, или «Эмка». Его использовали органы внутренних дел в своей работе. Справедливости ради надо сказать, что использовался он не потому, что обладал какими-то выдающимися качествами, а просто потому, что это был один из самых массовых легковых автомобилей своего времени. И да, абсолютное большинство «Эмок» сходили с конвейера окрашенными в черный цвет. В частном пользовании таких машин почти не было, поэтому они прочно ассоциировались именно с «органами». Упоминание этого автомобиля есть, например, в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова, а уж в фильмах, воспроизводящих ту эпоху, эти машины присутствуют непременно.
После «Эмки» столь же символичного автомобиля с такой же «славой», пока существовал СССР, не появилось. Но «серьезная заявка на победу» пришла из Беларуси в 2020 году. Машины с белорусских улиц, появление которых непроизвольно заставляет вспомнить исторические черные воронки, изготовлены разными производителями и окрашены в разные цвета, но доминирует синий.
Синий воронок — новая реальность
В июне мы опубликовали статью про темно-зеленые МАЗы-«автозаки». И назвали их тогда «символами эпохи». Имелась в виду 14-летняя эпоха начиная с выборов 2006 года и до выборов нынешних. Теперь тот символ эпохи однозначно «повержен». Символом наших дней по всем признакам становится именно «характерный бус».
Когда именно было закуплено много бусов для МВД, точно не известно, но активизировались они и стали заметны на улицах в мае — июне 2020 года. У «зеленого автозака» появились «младшие братья». И первыми из них стали Volkswagen Transporter T5. Помните первые робкие цепи солидарности еще во времена сбора подписей и регистрации кандидатов? Первые «неизвестные в гражданской одежде» и черных масках приезжали на задержания именно на синих VW T5 без номеров.
Буквально парочка единиц таких машин имелась в МВД и раньше: одна точно есть у «Стрелы», известны экземпляры оперативно-дежурной службы МВД — в темно-синем окрасе со светлыми дверями. Однако в историю автотранспорта белорусских силовиков VW T5 войдет, пожалуй, именно как «характерный бус» уличных задержаний.
Затем ассортимент марок и моделей расширялся, а количество бусов увеличивалось просто на глазах. К VW T5 добавились «маленькие» Ford Transit Custom турецкой сборки и большие Ford Transit российской сборки. Какова причина их появления? Она очевидна — силовики на бусах гораздо более мобильны, чем на тяжелых «автозаках». Два десятка бусов с тактическими задачами справятся лучше, чем два-три «специальных фургона для перевозки личного состава МАЗ-Купава 573150 на шасси МАЗ-533603-240Р2».
Ford Transit Custom — прямой «коллега» и «одноклассник» VW T5, но такой славы, как «тэ-пятый», все же не снискал. Он остается на вторых ролях, но не перестает быть среднеразмерным «характерным бусом».
Автомобили этой модели были у МВД и раньше — тоже темно-синие, но с голубой полосой. Несколько таких работают в оперативно-дежурной службе Минска. Именно Ford Transit Custom с бортовым номером 6202 доставил из РОВД на Окрестина нашу журналистку Дарью Спевак с коллегами.
Постепенно Ford и VW стали, пожалуй, самыми массовыми марками «характерных бусов». Больше всего их в Минске, но встречаются они и во всех областных центрах.
Сами эти бусы вряд ли сколь-либо серьезно отличаются от аналогичных машин, находящихся в собственности у граждан или организаций. Но какое-то специальное дополнительное оснащение у них, предположительно, все-таки есть. Однако проще узнать технические подробности о новых истребителях Су-30СМ, заступивших на боевое дежурство, чем какие-то нюансы комплектации «характерных бусов». Но кое-какие наблюдения и выводы сделать все же можно.
Имперские «Штурмовики»
Эти микроавтобусы впервые гордо показали в марте 2017 года — на параде, посвященном 100-летию белорусской милиции. Тогда диктор обозначил их просто как «специальные автомобили Volkswagen Crafter».
Плюс защитные решетки на окнах и мощный кенгурятник. Да, это не что иное, как современная «тачанка», штурмовой автомобиль СОБРа. Вооруженное ограбление банка, захват заложников и тому подобные события — для появления в городе по таким поводам белорусская фирма «Автомобильные конструкции» и создавала данный тип спецавтомобилей. На параде 2017 года ездили три такие машины.
9 августа 2020 года, еще до того, как закрылись избирательные участки, стало понятно, что «специальных автомобилей Volkswagen Crafter» гораздо больше, чем три. С тех пор «штурм-мобили» можно почти всегда видеть в составе колонн техники силовиков.
Дежурят они и в городе. Кстати, сотрудникам в полной амуниции в них вполне комфортно даже в жару. Каждый такой автомобиль оборудован мощным кондиционером.
На улицах Минска большинство таких машин используются без кенгурятников и решеток на окнах. Но эти аксессуары легко снимаются и вновь монтируются. Для задержания «участников несанкционированных массовых мероприятий» кенгурятники не нужны, но на складах они наверняка припасены.
Появились у силовиков и автомобили аналогичного назначения на базе экзотического MAN TGE. Сдвижные двери с двух сторон — верный признак того, что перед нами именно штурмовой бус спецназа. Об этом же говорит и дополнительная защита перед бампером — с таким на таран идти спокойнее. С высокой степенью вероятности предположим, что к этому MAN TGE тоже приложили руку «Автомобильные конструкции».
Более премиальные Mercedes-Benz Sprinter стали «светиться» совсем недавно. Оказывается, бусы этой модели тоже есть у силовиков, причем в различных «богатых» цветах и в различных вариантах по высоте крыши.
Настоящий бенефис Mercedes-Benz Sprinter состоялся в прошлое воскресенье во время «Партизанского марша». Здесь хорошо видно, что это тоже транспорт спецназа, со сдвижными дверями по обе стороны кузова.
За радиаторной решеткой у этих микроавтобусов установлены стробоскопы. Накрышные кондиционеры на некоторых машинах присутствуют. Номерные знаки — общегражданские.
Как показала практика, штурмовой автомобиль спецназа вполне подходит и для транспортировки задержанных. Такие случаи были отмечены неоднократно.
Полноразмерные бусы «для перевозки личного состава»
Отличие «обычных» бусов ОМОНа от микроавтобусов спецназа — одна сдвижная дверь по правому борту. По сути, здесь все как у маршруток. Самый популярный большой бус ОМОНа — Ford Transit восьмого поколения.
Вспомните дизайн всех микроавтобусов аналогичной размерности других производителей. У кого он самый «злобный»? Именно у Ford Transit.
Строгий черный цвет только усиливает впечатление. В компании «автозаков» и водометов большой Ford Transit выглядит отнюдь не чужеродно. Вряд ли дизайнеры создавали машину именно такой, представляя ее в подобной компании, но получилось брутально и даже в чем-то пугающе.
Впрочем, не все Ford Transit у силовиков зловеще-черные. Есть и машины в светлом окрасе. Помимо версий в макси-базе и с высокой крышей есть короткобазные с низкой крышей.
У самых больших версий часто есть «рюкзак». Именно так на профессиональном сленге называют навесной багажник.
Что силовики возят в таком багажнике — нам не известно, но «характерных бусов», оснащенных «рюкзаками», мы видели довольно много.
Были замечены на улицах и переоборудованные из цельнометаллических фургонов «грузопассы» Ford Transit с отсеком для задержанных в кормовой части. Такие машины делала компания «Автомобильные конструкции».
Гордость отечественного автопрома — микроавтобус МАЗ 281040 — также поставили на службу «под ружье». Помповое. Только у в/ч 3214 таких экс-китайских бусов белорусской сборки не меньше шести.
По сути, «характерные бусы» внешне не отличаются от общегражданских микроавтобусов, междугородних маршруток и т. п. Но есть в них что-то такое, что позволяет безошибочно идентифицировать такие автомобили в транспортном потоке, даже когда встроенные в радиаторную решетку стробоскопы не включены. Любой водитель легко узнает эти машины, а уж пешеходы распознают за версту. Может быть, это аура и соответствующая энергетика?
«Защитник», новые «Рубежи» и не только. Изучаем весеннее обновление спецтехники силовиков
Спецтехнику МВД обновляют регулярно. Уже достаточно давно белорусским силовикам грех жаловаться на недостаточную оснащенность. В общем-то они и не жалуются, по крайней мере в СМИ таких сообщений не появлялось. Особенно сейчас, когда темпы обновлений бьют все рекорды прошлых лет. К весне 2021 года «ассортимент» особого спецтранспорта вновь увеличился. Что изменилось, что добавилось?
Начнем с той техники, которая хоть и появлялась на улицах Минска в демонстрационном режиме по случаю выставок и парада 9 мая, но до 27 марта 2021 года не была задействована в реальных мероприятиях. Речь о броневике для спецподразделений «Защитник».
«Защитник» черного цвета
Кратко мы уже рассказывали об этой машине. Напомним основные моменты. Шасси — МАЗ-631708, двигатель — ЯМЗ-7511 мощностью 400 л. с., масса — 19 800 кг.
Хоть базовое шасси здесь от бескапотного грузовика, броневик выполнили по капотной схеме. Собственно, с грузовиком здесь общие только рама, мосты, двигатель и агрегаты трансмиссии. Все остальное — оригинальное. Почему капотник? Вся общемировая практика постройки таких машин склоняется к капотным вариантам. По периметру «Защитника» смонтированы широкоугольные видеокамеры наблюдения с инфракрасным диапазоном для обеспечения движения в темное время суток, есть автоматическая система пожаротушения. Система кондиционирования и вентиляции раздельная: у водителя и командира свой кондиционер, у бойцов — свой. Автономных отопителей в десантном отделении два. Еще один отопитель — для командира и водителя.
Бронекорпус — собственная оригинальная разработка 140-го ремонтного завода в Борисове. Хоть завод и называется ремонтным, он обладает недюжинными производственными и конструкторскими возможностями. Так что фирменная большая эмблема в виде птицы с головой девы украшает радиаторную решетку с полным основанием. Эта птица, согласно средневековым русским легендам, считается райской. Иногда она прилетает на землю и поет вещие песни о грядущем блаженстве.
Внутри установлены так называемые взрывозащищенные сиденья. Мало того что сам корпус рассекает взрывную волну, так еще и сами сиденья амортизируют и нивелируют последствия ее воздействия. Есть противоосколочная защита и внутри корпуса. Это специальный материал, который «улавливает» осколки и пули, если они, предположим, залетят через заднюю дверь. Такое «улавливание» пуль — это борьба с рикошетами.
Задняя дверь боевого отделения одновременно является и откидным трапом. Считается, что по нему удобнее, быстрее и безопаснее десантироваться.
Есть у машины и сугубо милицейские атрибуты. К ним относится громкоговоритель «Смерч 2 ГД», который выдает 123 децибела. Установлен он, скорее всего, под капотом. Из описания «Смерча»: «Скрытое размещение рупора позволяет автомобилю, ничем не выделяющемуся в транспортном потоке, в нужный момент заявить о своих полномочиях, осуществляя эффект внезапности и способствуя успеху проводимой операции». Есть еще импульсные светодиодные устройства красного и синего цвета. Если «Защитник» включит их все, то по ПДД необходимо будет принять вправо и остановиться.
В общем, это серьезный спецброневик для серьезной антитеррористической работы.
Новые «Рубежи» и «Заградители»
О спецтехнике заграждения мы готовили отдельный материал. Один из главных его постулатов заключался в том, что нельзя всю такую технику называть «Системой Рубеж». Потому что «Рубежом» в прошлом году был всего один автомобиль, остальные были куда более простыми «Забор-Барьерами».
В сезоне весна-2021 все меняется — теперь «Рубежей» много. Точное количество, конечно, неизвестно. Но, похоже, по массовости более сложная и дорогая «Система Рубеж» теперь превосходит «Забор-Барьеры», что монтировались на пикапах Ford Ranger. Носителями новых «Рубежей» стали пикапы Toyota HiLux.
Если прежде подобная заградительная техника применялась только в Минске, то теперь она появилась и в регионах. Как минимум один новый «Рубеж» на базе Toyota HiLux видели в Бресте. А с Ford Ranger каркасы систем заграждения демонтировали. По улицам они ездили со снятым спецоборудованием.
Прицепы с колючей проволокой «Заградитель» конструктивно не изменились, но визуально их стало явно больше, чем было летом-осенью 2020 года. Новый факт: хоть конструктивная схема и является российской, производство «Заградителей» освоено в Беларуси. Их изготавливает республиканское унитарное производственное предприятие «Четырнадцать». Это ИК-14, исправительная колония в Новосадах.
Тягачами для «Заградителей» прежде были только UAZ Patriot и «буханки». Сейчас к ним добавился и газовский микроавтобус «Соболь».
Пополнение в стане «характерных бусов»
Такое явление, как «характерные бусы», мы также отдельно и подробно разбирали.
Ассортимент таких машин у МВД довольно разнообразен, но 27 марта были замечены экземпляры, которые на фото прежде не попадали. Речь о полноприводных Mercedes-Benz Sprinter. «Обычные» Sprinter имелись уже в прошлом году, а вот Sprinter 4×4, похоже, все-таки новинка. Помните, во время «марша на Куропаты» микроавтобусы с силовиками заезжали в прямом смысле слова в чистое поле за МКАД? Этот опыт был явно учтен, и, вероятно, поэтому новые машины — с полным приводом.
О новых фургонах MAN TGE мы также рассказывали. До сих пор не ясным остается истинное назначение этих автомобилей. Может быть, это все-таки машины медицинской службы? Медицинские спецмашины со сдвижными дверями по обе стороны редко, но бывают. Но зачем тогда скорой помощи «кенгурятники»? И на машины медслужбы Внутренних войск не наносятся наклейки 103 — по этому номеру нельзя вызвать медиков из ВВ.
Другая догадка, озвученная форумчанами, — перед нами штурмовые бусы, «загримированные» под кареты скорой помощи. Но один борт у них глухой, без остекления, что для штурмового микроавтобуса не логично. С другой стороны, на крышах этих машин установлены три видеокамеры — слева, справа и сзади. В большинстве ситуаций они способны компенсировать отсутствие видимости через глухой борт.
Точной информации о том, какая роль отведена этим автомобилям, у нас нет. Но белые MAN TGE, уже без красных полос, ездили рядом с «Защитником» и новыми «Рубежами», а на водителях была форма оливкового цвета, ношение которой не практикуется в структурах Минздрава и Минсксанавтотранса.
Новая техника спецсвязи
На видео с событий 27 марта попала еще одна бронированная машина с номерными знаками Внутренних войск, которая прежде в «боевом» режиме на улицы Минска не выезжала. На выставках ее показывали, на парадах она ездила, а сейчас началась реальная эксплуатация.
Это комбинированная радиостанция Р-186 «Богатырь-2» на базе броневика МЗКТ-490100-19 семейства Volat V1. Изготовитель базового бронеавтомобиля — Минский завод колесных тягачей, а радиооборудование устанавливает ОАО «АГАТ — системы управления». Станция предназначена «для организации открытой и засекреченной телефонной связи, передачи данных по КВ- и УКВ-радиоканалам, через сеть оператора сотовой связи, станцию спутниковой связи в движении и на стоянке, на оперативном и оперативно-стратегическом уровнях управления».
Р-186 «Богатырь-2» входит в состав средств связи и телекоммуникации, которыми обеспечиваются командиры, командующие и высшее руководство Вооруженных сил. Проще говоря, это чуть ли не генеральский броневик связи на случай серьезных «заварушек». Внутри специальной модификации Volat V1 — УКВ- и КВ-радиостанции, модемы, коммутаторы, станция спутниковой связи, оборудование для работы в сетях 3G/4G, комплексная навигационная система.
Создатели этой спецмашины подчеркивают, что «ее с успехом можно использовать на различных уровнях управления для выполнения задач и в мирное время». Известно, что радиостанция «Богатырь-2» обеспечила устойчивую спутниковую связь с использованием отечественного спутника связи «Белинтерсат-1» на всех этапах международного конкурса специалистов связи «Уверенный прием», проводившегося в рамках «Армейских международных игр — 2020», а также позволила организовать прямые видеотрансляции игр между городами Минск, Борисов, Барановичи, Осиповичи и Гродно.
Кроме всего вышеперечисленного у Внутренних войск появились свежие пазики для перевозки личного состава. «Старые» пазики, напомним, были выставлены на продажу. Новых водометов и автозаков замечено не было.
Процесс обновления автопарка МВД идет постоянно, и за описанными в статье машинами, можно предположить, последуют новые.