Машина победа история создания

70 лет «Победы»: история ГАЗ-М-20

В 1946 году с конвейера Горьковского автозавода сошла первая «Победа». Расскажем, как машина, которую изначально забраковал Сталин, сумела превзойти все, что до нее выпускал отечественный автопром

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Сталинградская битва, окончившаяся 2 февраля 1943 года, стала переломным этапом не только военных действий Великой Отечественной, но и истории отечественных легковых автомобилей. Следующий день после окончания этого величайшего сражения оказался, по сути, днем рождения нового автомобиля: 3 февраля 1943 г. на совещании в Наркомсредмаше конструктор Горьковского автозавода Андрей Липгарт доложил о ходе разработок новых машин, среди которых была и ГАЗ-25 «Родина».

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Это был принципиально иной автомобиль, не имевший ничего общего со всем, что выпускалось советским автопромом ранее. Машина создавалась по эскизам художника Вениамина Семенова. Однако сама концепция нового автомобиля была предложена еще в 1940 году: машина под индексом ГАЗ-11-80 имела трехдверный кузов, и под капотом у нее должен был стоять 6-цилиндровый, 78-сильный двигатель.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Так или иначе, но первый прототип автомобиля был построен к 27-й годовщине Октябрьской революции, 6 ноября 1944 года. Как и задумывалось, машина имела понтонный кузов, а под капотом стоял 6-цилиндровый двигатель. Спустя два месяца был построен второй прототип, но уже с менее мощным мотором, который получил маркировку ГАЗ-М-20.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

19 июня 1945 года в Кремле состоялся показ обоих автомобиле высшему руководству страны. По легенде, первое, что не устроило Сталина при осмотре автомобилей, было название. «Почем собираетесь Родиной торговать?» – спросил он у создателей автомобиля.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Конструкторы смутились, но тут же было предложено другое название, которое потом и вошло в историю отечественного автомобилестроения, – «Победа». Впрочем, это легенда, а вот что не устроило вождя в реальности, так это то, что под капотом ГАЗ-М-25 стоял 6-цилиндровый двигатель. По его мнению, такой мотор делал автомобиль слишком шикарным и фактически уравнивал его с ЗИС-110.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

На фото слева направо: Л.В. Косткин, А.Д. Просвирин, В.И. Борисов, А.М. Кригер и А.А. Липгарт.

В итоге ГАЗ-М-25 был забракован, а вот ГАЗ-М-20 с «четверкой» под капотом был утвержден. При этом, прежде чем окончательно одобрить автомобиль, Сталин поинтересовался, есть ли у этого мотора резервы для модернизации, и лишь убедившись в этом, принял судьбоносное решение.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Спустя год машины начали сходить с конвейера. Автомобиль был настоящей победой над старой автомобильной школой. Он имел двухобъемный несущий кузов без выступающих элементов, независимую переднюю подвеску, 12-вольтовое оборудование, гидравлические тормоза и даже часы с автозаводом. Переднее сиденье снабжалось регулировкой, а салон украшала имитация карельской березы.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Однако в 1948 году, когда уже было выпущено пять с небольшим тысяч автомобилей, их выпуск был приостановлен в связи с массовыми недостатками: сказывалась технологическая сложность производства, наложившаяся на беспрецедентно короткое время запуска в серию. Недостатков было действительно немало, причем и серьезных, и несколько надуманных.Так, высокие военные начальники были недовольны тем, что не могли сидеть на заднем диване в папахе, поскольку упирались ею в потолок. Спустя три месяца, после устранения всех недочетов, машину вновь пригнали на высокий суд в Москву, где уже сам Сталин, поерзав на заднем сиденье, дал добро на продолжение выпуска автомобиля.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Глубокая модернизация коснулась не только заметных деталей, но практически всего автомобиля. К примеру, была модернизирована технология производства кузова: на него теперь тратилось меньше олова. Салон обзавелся отопителем, а двери – дополнительными уплотнителями. Коробка передач получила синхронизаторы, а ручка переключения передач переехала на рулевую колонку. Подумали на заводе и о машинах, отправляемых в районы с тропическим климатом. В частности, на них устанавливались иные термостаты. И «Победа» начала свое триумфальное шествие, да так эффектно, что спустя два года Польша купила у Советского Союза лицензию на производство ГАЗ-М-20 и производила их в разных вариациях под собственным названием «Варшава» вплоть до 1973 года.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Не меньше модификаций ГАЗ-М-20 сходило и с конвейера Горьковского автозавода. К примеру, за все время производства «Победы» только машин такси было выпущено порядка 37,5 тыс. ГАЗ-М-20А отличались наличием шашечек на борту, дешевой и, что немаловажно, легко моющейся дерматиновой обивкой сидений, а также зеленым огоньком за лобовым стеклом.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Выпускал завод и кабриолеты – ГАЗ-М-20Б. Ради придания кузову дополнительной жесткости потребовалось внести в конструкцию дополнительные силовые элементы, в связи с чем машина, несмотря на отсутствие металлической крыши, потяжелела на 35 кг. Матерчатый же верх, натягиваемый на поперечные дуги, до поры хранился на полке за задним сиденьем.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Была «Победа» и в модификации кареты скорой помощи. Но выпускалась она не на заводе. Специализированный автомобиль перекраивали из серийных машин в мастерских Мосздравотдела, где вместо целикового сиденья второго ряда устанавливали разрезное. Его спинки при необходимости складывались, и тогда в машину через крышку багажника проталкивались носилки с больным. К интересной особенности можно отнести то, что рост больного не должен был превышать 180 см, иначе он бы не поместился на носилки и, соответственно, в машину.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

В 1954 году свет увидели три первых полноприводных ГАЗ-М-72. Машина была симбиозом легковой ГАЗ-М-20 и ГАЗ-69. От обычной «Победы» она отличалась внушительным клиренсом в 350 мм, вездеходной резиной, а также передними крыльями с заниженными колесными арками и щитками, прикрывающими задние колеса. Последнее было сделано, чтобы на бездорожье машина меньше пачкалась. Формально это уже была не «Победа». В серию машина пошла в 1955 году, а в 1956-м свет увидела ее модернизированная версия ГАЗ-М-72Б с двигателем увеличенной до 65 л.с. мощности.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

В том же году вышел ГАЗ-М-20Г. Автомобиль выпустили всего в двух экземплярах для КГБ. Внешне он мало отличался от обычной «Победы», зато под капотом здесь стоял 6-цилиндровый 90-сильный двигатель с автоматической коробкой. Автомобиль преследования спокойно мог разогнаться до 130 км/ч и выше.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Были и такие «Победы», которые выпускались в единственном экземпляре. Так, в 1948 году был создан ГАЗ-30. Разрабатывалась эта машина совместно с НАМИ, однако до серийного производства так и не дошла. Седаны тогда были не в чести.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Не менее интересна «Победа» ГАЗ-26. От серийных автомобилей ее отличала вставка между передней и задней дверью. Но эта была не вариация не тему правительственного лимузина, а всего лишь лаборатория на колесах. На этом автомобиле проходили испытания узлы и агрегаты будущего ЗИМ (ГАЗ-12).

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Всего с 1946 по 1958 год с конвейера завода сошло 235 999 автомобилей. «Победа» заставила всерьез заговорить о советском автопроме не только в странах соцлагеря, которые остро нуждались в недорогих и комфортабельных автомобилях, но и на Западе.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Лестные отзывы шли об автомобиле со всего света, и в первую очередь все поражались исключительной выносливости этого автомобиля. Немудрено, что некоторые экземпляры без проблем дожили до наших времен.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Помимо гражданских и машин специального назначения, «Победа» так же была востребована и в спорте. Обтекаемая аэродинамическая форма машины позволила без особых доработок построить в 1950 году автомобиль ГАЗ «Победа-Спорт» для заездов на среднюю скорость.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Позже доведенная до ума с точки зрения аэродинамики и мощности двигателя машина установила всесоюзные рекорды скорости на дистанциях 50,100 и 300 км, пройдя эти участки со средней скоростью в 159,9, 161,2 и 147,2 км/ч.

Источник

История ГАЗ М20 Победа

ГАЗ-М-20 «Победа» — советский легковой автомобиль, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе в 1946—1958 годах. Заводской индекс модели — ГАЗ М-20. Первый советский легковой автомобиль с несущим кузовом и один из первых в мире крупно серийно выпускавшихся с кузовом полностью понтонного типа — без выступающих крыльев и их рудиментов, подножек и фар. 28 июня 1946 года начался серийный выпуск автомобилей «Победа». Всего было выпущено 235 999 машин, включая 14 222 кабриолетов и 37 492 такси.

История создания ГАЗ М-20

В конце зимы 1943 года Липгарт, участвуя в массовом совещании Наркомсредмаша, представил новый план разработки новых автомобилей. Среди этого списка была и «Победа», которая уже имела четкий чертеж и приблизительные технические характеристики. Этот автомобиль отличался оригинальным внешним видом и неплохой производительностью, поэтому конструкторы, дизайнеры и инженеры сразу принялись за ее разработку.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Андрей Липгарт и Кириллов осматривают первый пластиковый макет ГАЗа М-20

Спустя почти год, способом графопластики, был продемонстрирован первый на территории СССР полноразмерный макет автомобиля, изготовленный из дерева.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Первый прототип ГАЗ М-20 (1944 год)

Но работа постоянно двигалась вперед и уже осенью 1944 года Липгарт первым проведет небольшой тест-драйв образца Победы. Этот экземпляр обладал двумя молдингами радиатора, дисками колес, взятыми из Эмки (ГАЗ М1), шестицилиндровым двигателем и роскошными подфарниками. Кстати, задние двери открывались не назад (как принято), а вперед. Задние и передние крылья автомобиля образовывали своеобразные щели, которые делали кузов не цельным, а «разделенным» на отдельные элементы. Это немного не соответствовало первоначальной задумке конструкторов, поэтому они вновь принялись совершенствовать эту модель.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Первый тест-драйв ГАЗ М-20, вместе с ГАЗ-11-73 и Opel Kapitän, лето 1945 год

19 июня 1945 года готовый ГАЗ М-20 был представлен самому вождю Сталину. Глянув на этот автомобиль, у Сталина не возникло никаких эмоций. Он лишь скептически добавил: “Надо принять машину с четверкой, машина хорошая”. Аргументировал он это тем, что такой автомобиль склоняется к модели высокого класса, который не очень бы был приемлем для обычных граждан. Но именно убеждения Липгарта по поводу того, что машина очень экономна, по сравнению с другими, дали свои плоды и вождь разрешил пускать в производство Победу.

В первые годы Победы шла на экспорт во многие страны Европы, но заметно отличалась от тех экземпляров, что шли на продажу на территории Союза. Последнюю модернизацию Победа понесла в 1955 году. Тогда в автомобиль был установлен радиоприемник, радиатор получил более красивую облицовку и новую эмблему, руль стал немного иным и в центре имел кольцевую кнопку сигнала, а двигатель был увеличен до 52-55 л.с. Эта серия Победы получила индекс ГАЗ М-20В.

Не возникает никаких сомнений, что Победа позволила другим странам по другому взглянуть на автопром СССР. Автомобиль весьма успешно экспортировался в Бельгию, страны Западной Европы, Англию и даже США. О ней ходили легенды, ее любили и уважали, а самое главное – что она стала одной из самых ярких страниц в истории Советского Союза.

Внешний вид автомобиля ГАЗ-М-20 Победа

ГАЗ М20 на первый взгляд казался обычным автомобилем, нацеленным удовлетворить средний класс населения. Но стоит только поближе осмотреть дизайн «Победы», как сразу же находишь все новые и новые детали, которые в совокупности формируют весьма насыщенный и яркий внешний вид.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Первая серия «Победы» с удлиненной облицовкой радиатора, 1946 год

Этот автомобиль выглядел даже чересчур современно, не только по сравнению с другими советскими автомобилями, но и многими иностранными марками. Спереди было много хрома, который придавал «Победе» дорогой вид, а сужающийся капот – элегантности. Дизайнеры не один раз переделывали кузов автомобиля, доводя его до неоспоримого совершенства.

Фигурные пороги, эксклюзивные дверные ручки, тщательно проработанный бампер, рубины фонарей и гармонично подобранный цвет кузова – все это создавало ощущение полного комфорта и не вызывало никаких нареканий. К тому же, конструкторы предусмотрели и то, чтобы сами колеса не выступали за крылья, обеспечивая чистоту кузову даже при езде по грязным дорогам. Что касается технических новшеств, но именно «Победа» первой на территории Советского Союза обзавелась указателями поворота и сигналами тормоза.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Горьковский завод. Конструкторы возле первого экземпляра «Победы»

Кстати, конструкторы ГАЗа М20 долго не могли определиться и с выбором более подходящего мотора: одни настаивали на четырехцилиндровом Dodge D5 американского производства, а другие хотели оставить шестицилиндровую версию этого же мотора, который был установленный ранее в автомобиле ГАЗ-11-73.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

1955 ГАЗ-М-20В «Победа»

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Всего же с июня 1946 года было выпущено 235999 автомобилей М-20.

Особенности двигателя «Победы»

Подбирая более подходящий двигатель для «Победы» автоконструктор Липгарт сравнивал и анализировал много разных вариантов. Наконец его выбор упал на американца «Dodge-D5». Это был 6-цилиндровый нижнеклапанный мотор, который производился еще с 1928 года и многочисленными испытаниями доказал свою надежность.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Четырехцилиндровый двигатель Dodge D5, изготовленный для «Победы»

Он отличался приличной мощностью (до 62 л.с), наличием термостата, качественной системой фильтрации, жароупорными седлами выпускных клапанов, современной системой вентиляции, плавающим маслоприемником и подшипниками коленчатого типа. Первоначально такие моторы устанавливались на ГАЗ М-11, самоходных установках и даже легких танках.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Чертеж двигателя для ГАЗ М-20

Не смотря на все визуальные преимущества кузова ГАЗ М-20 «Победа», недостатки со временем начали проявлять себя. Первым делом касается это аэродинамики, сила которой находиться в передней части, и даже при небольших порывах ветра автомобиль начинает заметно «уносить» в сторону.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Кузов ГАЗ-М20 «Победа»

Конструкция самого кузова цельная, с поперечной балкой подвески и внушительным толом. Приятным удивлением для покупателей стало наличие багажника. Но как показала практика, из-за большого веса крышки багажника, петли быстро ломаются.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Первые испытания на прочность кузова ГАЗ-М20

Бампер «Победы» массивный, из толстой стали, с трехслойным хромированием.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Если говорить об обзорности Победы, то здесь есть к чему придраться. Во-первых – это маленькое заднее стекло. Оно изготавливалось из сталинита и советских завода и очень часто попадалось с браком (кривизна, волнистость). Во-вторых – это отсутствие обогрева стекла. Что касается печки, то она работает отлично и может быстро согреть зимой, а также – качественно обдуть передние стекла. Но эта роскошь доступна только во время движения. Стоит только остановить автомобиль и о своей чудо-печке можно забыть.

Руль у Победы очень удобный, большой и легко крутиться. По большому счету, системой управления можно гордиться. Ее конструкция проста, но очень надежна. Тормоза на ГАЗ М20 установлены барабанные, но их недостатком являются изогнутые манжеты, которые в зимний период часто подтекают. Особого внимания заслуживает ручник. Он имеет внушительные размеры и располагается под приборной панелью.

С опытом водители заметили: для того, чтобы первая передача включалась тихо, надо было вначале включить вторую, а затем – на первую. Сцепление, при этом, всегда держать выжатым. Именно в Победе были такие инновации, как обдув, печка и электронные указатели поворотов.

Экспорт в страны Европы и мира

Именно благодаря этому автомобилю об СССР заговорили другие страны. Победа стала одним из первых легковых автомобилей, который пустили огромными партиями на экспорт для массового использования. К ее уровню дотягивал, разве что, Москвич-400. До этого времени от Советского Союза могли поступать только некоторые грузовики, и то небольшими партиями.

ГАЗ М20 «Победа» мгновенно приглянулась финнам, которые чаще всего ее использовали для такси. Но уже за короткий строк она обрела большую популярность странах Скандинавии и заказы на этот автомобиль поступали регулярно. Кстати, Бельгия тоже почти сразу сумела рассмотреть это «чудо на колесах» и даже умудрялась через собственных дилеров самостоятельно ввозить Победу в Англию и США.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Модель ГАЗа М-20, изготовленная на экспорт. Австрия, город Вена, 1951 год

На этот автомобиль никаких нареканий не было, а от западных братьев поступали только хорошие отклики и слова благодарности. В 1952 году англичане провести тест-драйв «Победы» и в известном автожурнале «Motor» сделали весьма ожидаемое заключение: «Интересный автомобиль, комфортабельный, имеет достойное качество изготовления, высокую проходимость и яркий внешний вид. Но уж слишком шумная она и с плохой динамикой».

В 1953 году уже американцы захотели протестировать нашу Победу и даже опубликовали в журнале «Cars» подробный обзор модели. Их вывод тоже можно назвать весьма удовлетворительным. США хвалило Победу за хорошую конструкцию, но утверждали, что она «копирует» их отечественного Форда, а еще – слишком тяжелая и не обладает хорошей мощностью. Но время шло и многие западные страны, перенимая опыт у своих соседей, каждый год создавали все новые и новые модели автомобилей.

И вот уже к 1957 году Победа позиционировала себя как устаревшая, малофункциональная и неудобная модель. Но, даже не смотря на такой «приговор», ее популярность не падала, особенно на родине.

ГАЗ М-20 «Победы стала настоящей звездой экрана. Этот автомобиль прославился благодаря фильмам «Дело № 306», «К Черному морю», «Выйти замуж за капитана», «Иван Бровкин на целине», «Дело «пестрых»», «Журов» и т.д.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

1000-й экземпляр Победы сошел с конвейера, 1948 год

Источник

Легендарный автомобиль «Победа» — история, модификации и возобновление производства

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Некоторое время назад ГАЗ продлил срок действия патентных прав на автомарку «Победа». На этой волне появились предположения о том, что знаменитая модель СССР скоро может вернуться на автомобильный рынок.

«Победа» — советский легковой автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) в 1946-1958 годах. Заводской индекс модели — М20. Является «преемником» модели М-1 («эмка») и представляет третье поколение легковых машин ГАЗ. «Победа», помимо легковой версии, имела различные модификации — такси, пикап, «скорая помощь», внедорожник, гоночный автомобиль и даже аэросани. «Победа» также производилась по лицензии за границей и пользовалась большим спросом за рубежом.

Проектирование автомобиля М20 «Победа»

Серийный выпуск автомобилей «Победа» начался 28 июня 1946 года. Всего до 31 мая 1958 года было выпущено 241.497 машин, включая 14.222 кабриолетов и 37.492 такси.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Тогда же были проведены закупки и сравнительные испытания целого ряда иностранных легковых моделей среднего класса, давшие информацию о последних тенденциях в мировом автомобилестроении и позволившие сформировать требования к форме кузова и динамическим показателям собственной перспективной «легковушки».

На её основе на заводе определились с основными конструктивными элементами будущего автомобиля, включая использование несущего кузова, гидравлических тормозов и независимой передней подвески.

«Победа» — культовый легковой автомобиль СССР, заслуживающий реинкарнации

В том же 1938 году заводской художник-конструктор Валентин Бродский сделал первые наброски автомобиля с обтекаемым каплевидным кузовом, имеющим плоскую боковину без выступающих крыльев.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история созданияЭскиз автомобиля с обтекаемым кузовом, выполненный Валентином Бродским для ГАЗа в 1938 году

Стремясь улучшить обзорность с места водителя и одновременно сделать форму автомобиля более обтекаемой, Бродский предусмотрел в своём проекте использование панорамного лобового стекла, однако технологии производства больших гнутых стёкол с высокими оптическими качествами в те годы ещё не существовало, поэтому вместо одного гнутого стекла им были применены четыре плоских — два больших средних, установленных в виде буквы V, и два расположенных по бокам от них маленьких.

К работам над легковыми автомобилями ГАЗ вернулся 3 февраля 1943 года, после совещания Народного комиссариата средней промышленности, на котором был одобрен предложенный заводом послевоенный модельный ряд

Фары были полностью утоплены в крыльях, однако при этом всё ещё сохранялась полукруглая маска радиатора как самостоятельный элемент архитектуры передней части автомобиля.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

В 1940 году своё видение нового перспективного автомобиля ГАЗа также представил молодой московский художник Владимир Арямов. Его проект двухдверного седана-фастбэка, иногда упоминаемый под обозначением ГАЗ-11-80, отличала также весьма передовая форма кузова, имевшего плоскую боковину без выступающих крыльев и плоский передок без выступающей решётки радиатора.

С началом Великой Отечественной войны все работы над перспективными легковыми автомобилями были свёрнуты, а основные мощности автозавода загружены выпуском грузовиков и продукции военного назначения.

Производство М20 «Победа»

К работам над легковыми автомобилями ГАЗ вернулся 3 февраля 1943 года, после совещания Народного комиссариата средней промышленности, на котором был одобрен предложенный заводом послевоенный модельный ряд. Основную работу по проектированию автомобиля вёл главный конструктор завода Андрей Липгарт. За разработку шасси отвечал Анатолий Кригер, кузова — Александр Кириллов.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Изначально автомобиль проектировался в двух вариантах: М25 с шестицилиндровым двигателем рабочим объёмом 2,7 литра, в полном соответствии с полученным заданием и М20 с экономичным четырёхцилиндровым мотором объёмом 2,1 литра.

19 июня 1945 года, после прохождения государственных приёмочных испытаний, предсерийные экземпляры «Победы» были продемонстрированы в Москве высшему государственному и партийному руководству во главе с Иосифом Сталиным

Числа «20» и «25» в обозначениях автомобилей отражали их принадлежность к новой линии моделей ГАЗа с двигателями уменьшенного по сравнению с довоенными образцами рабочего объёма. Динамические качества «Победы» с четырёхцилиндровым двигателем примерно соответствовали «эмке» — М-1, заменить которую в народном хозяйстве было основной задачей новой модели.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания«Победа» в кузове «пикап»

В работе над дизайном перспективной модели принял участие сотрудник Народного комиссариата среднего машиностроения Юрий Долматовский. Он взял за основу довоенные наработки Бродского, отказался от дополнительных секций лобового стекла, заменил выпуклую маску радиатора на плоскую, продолжающую поверхность передних крыльев, а фары разместил в верхней части крыльев.

«Это автомобиль исключительно русский. Самая сильная сторона “Победы” — способность передвигаться по любым дорогам. На “Победе“ не надо бояться быстрой езды по плохим дорогам, даже когда автомобиль полностью нагружен» (The Motor, 1952 год)

Окончательный облик будущей «Победы» был выработан в работах художника-конструктора Вениамина Самойлова — именно в его эскизах появляется оригинальное оформление с широко разнесёнными фарами и характерной «трёхэтажной» горизонтально-полосной облицовкой передка, заходящей на передние крылья.

К лету 1944 года была завершена подготовка плазовых чертежей, выполнены мастер-модель для изготовления кузова и деревянный демонстрационный макет автомобиля.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история созданияДемонстрационный макет «Победы» / Лето 1944 года

6 ноября того же года был испытан первый ходовой образец автомобиля в варианте М-25 (шестицилиндровом).

После войны, наряду с возобновлением производства последней довоенной серийной модели ГАЗ-11-73, на заводе началась активная подготовка к серийному выпуску принципиально нового автомобиля.

19 июня 1945 года, после прохождения государственных приёмочных испытаний, предсерийные экземпляры «Победы» были продемонстрированы в Москве высшему государственному и партийному руководству во главе с Иосифом Сталиным.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Для серийного производства был выбран более дешёвый и экономичный четырёхцилиндровый вариант, а обозначение модели окончательно закрепилось как М20 «Победа».

Существует версия, что автомобиль изначально хотели назвать «Родина», но когда в июне 1944 года Иосифу Сталину показали образец будущего серийного автомобиля, он спросил: «И почём мы будем Родину продавать?». Тогда Сталину сообщили второй вариант названия, который и был одобрен. Однако, на самом деле это просто красивая легенда, поскольку с самого начала проектирования будущего автомобиля, в него было заложено официальное название «Победа», в честь скорой Победы Советского народа над нацистской Германией. Название «Родина» предлагалось для следующей модели, М-21, и никогда не выходило за стены завода.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

26 августа 1945 года вышло постановление Государственного Комитета Обороны (ГКО) «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности», предписывавшее освоить выпуск новой модели легкового автомобиля среднего класса. Первая «Победа» сошла с конвейера 28 июня 1946 года.

В 1959 году ОКБ Камова, на основе «Победы», были разработаны аэросани «Север-2»

Тысячный автомобиль сошёл с конвейера в феврале 1948 года — это событие было увековечено заводским фотографом Николаем Добровольским, благодаря чему мы можем судить о деталях отделки машин, выпущенных в этот период. Изображённая на фотографии машина — уже с «двухэтажной» облицовкой радиатора, но ещё с ободками фар, окрашенным под цвет кузова, а не в хроме, как на более поздних автомобилях 2-й производственной серии.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Модификации «Победы» — внедорожник и аэросани

В послевоенные годы с уходом морально устаревшего ГАЗ-61 и запуском в производство «Победы» был поднят вопрос о создании нового отечественного комфортабельного легкового автомобиля повышенной проходимости.

Внедорожник, получивший индекс М72, был создан на базе кузова «Победы» и агрегатов армейского вездехода ГАЗ-69. От М20 для этого автомобиля были взяты наружные кузовные панели и несущий каркас кузова, который был видоизменён и дополнительно усилен.

В отличие от М20, у М72 была совершенно новая подмоторная рама, рассчитанная на крепление рессорной подвески переднего моста.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история созданияМ-2 «Победа» / Фото: Andshel

А в 1959 году ОКБ Камова, на основе «Победы», были разработаны аэросани «Север-2». Их выпуск был налажен на авиационном заводе «Прогресс» в городе Арсеньев (Приморский край). Установленный на лыжи кузов серийного автомобиля М20 «Победа» с авиационным мотором АИ-14 мощностью 260 л.с. был превращён в быстроходный транспорт для северных районов страны в период зимнего бездорожья.

«Победа», наряду с «Москвичом-400», была одним из первых советских легковых автомобилей, широко направлявшихся на экспорт

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история созданияАэросани «Север-2» на основе М20 «Победа» / Фото: Alf van Beem

Экспорт и выпуск по лицензии автомобиля «Победа»

С 1951 года «Победа» в Польше на заводе FSO (Fabryka Samochodów Osobowych) по лицензии выпускалась под маркой Warszawa («Варшава»). Машина выпускалась до 1973 года с различными модернизациями. В частности, поздние модификации приобрели двигатель с перенесёнными наверх клапанами и кузова — «универсал» (Warszawa 223K, «комби»), «пикап» (Warszawa 200P) и «седан» (Warszawa 203 и 204, c 1964 года). С 1956 года автомобили собирались из польских комплектующих.

Всего было выпущено 253 тыс. автомобилей — чуть больше, чем оригинальных «Побед».

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история созданияМодернизированная FSO Warszawa (слева) и FSO Warszawa 203 в кузове «седан» (справа)

«Победа», наряду с «Москвичом-400», была одним из первых советских легковых автомобилей, широко направлявшихся на экспорт — в Финляндию, где её любили таксисты, скандинавские страны, Австрию и Бельгию.

Уже в 1950-е годы «Победы» с правым рулем появились в Великобритании, где их продавали бельгийские дилеры ГАЗа, и в США, куда их ввозили из Европы частные лица.

Английский журнал The Motor в 1952 году отмечал: «Это автомобиль исключительно русский. Самая сильная сторона “Победы” — способность передвигаться по любым дорогам. На „Победе“ не надо бояться быстрой езды по плохим дорогам, даже когда автомобиль полностью нагружен».

В 1957 году американский журнал Science and mechanics, проведя тест-драйв тёмно-серой «Победы» 1956 года выпуска, отмечил продуманные детали конструкции: «жалюзи радиатора, настроечная игла в карбюраторе, буксировочные крюки, набор инструмента», высокое качество хромировки и подгонки деталей.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Новая «Победа» — возобновление выпуска автомобиля

ГАЗ-М20 «Победа» — культовый легковой автомобиль СССР, заслуживающий реинкарнации. В интернете достаточно часто появляются различные рендеры возрожденной «Победы». На них, чаще всего, новая версия легендарного автомобиля представлена в кузове седан. Но есть и другие вариации, в том числе — внедорожник «Победа».

Какой могла бы быть новая «Победа», продемонстрировал 3D-моделист Сергей Баринов. Дизайнер переосмыслил на современный лад ключевые элементы дизайна классической «Победы». Теоретически она могла бы стать конкурентом лифтбекам Porsche Panamera и Mercedes-AMG GT4Door Coupe.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Стоит отметить, что автоэксперты считают маловероятным то, что отечественная модель возродится в этом кузове, так как в данный момент на рынке в большей степени доминируют кроссоверы и внедорожники.

Именно поэтому художник портала «Наавторассе.ру» решил продемонстрировать то, что может представлять из себя ГАЗ М20 «Победа» 2021-2022 в стиле премиального внедорожника.

Говоря о внешнем виде новой «Победы», стоит отметить, что он получился достаточно брутальным и даже футуристичным

Стоит отметить, что по мнению автора этих рендеров, за основу мог бы быть взят немецкий Volkswagen Touareg, так как компания Volkswagen сотрудничает с российским предприятием в ряде областей. Если так произойдет в действительности, то стоимость российской модели точно будет не выше «немца».

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Говоря о силовой части внедорожника ГАЗ М20 «Победа» 2021-2022, можно с высокой долей вероятности ожидать, что она также будет позаимствована у крупного внедорожника от Volkswagen.

«Победа», это не просто машина, а один из символов славных истории, традиций и мощи нашей страны.

Это значит, что базовым станет мотор с рабочим объемом 2,0 литра, который выдает 249 л.с., но этот агрегат будет предложен только в базовых вариациях автомобиля. А для более «загруженных» топовых версий вполне мог бы подойти турбированный агрегат на 3,0 литра на 340 л.с.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Говоря о внешнем виде новой «Победы», стоит отметить, что он получился достаточно брутальным и даже футуристичным. Уже судя по тому, что в передней части установлена своеобразная светодиодная оптика, можно говорить о том, что автомобиль будет иметь современное оснащение.

При этом, защитный пластиковый обвес по периметру кузова дизайнер решил покрасить в белый цвет, что кажется не совсем практичным, но в то же время придает автомобилю премиальности.

Машина победа история создания. Смотреть фото Машина победа история создания. Смотреть картинку Машина победа история создания. Картинка про Машина победа история создания. Фото Машина победа история создания

Будем ожидать возрождение легендарного автомобиля в ближайшем будущем. Ведь «Победа», это не просто машина, а один из символов славных истории, традиций и мощи нашей страны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *