Машина с чайкой на капоте

Чайка ГАЗ-13 и ее заокеанские прототипы (30 фото)

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

Чайка ГАЗ‑13
Ударник коммунистического труда
К 1959 году гонка между США и СССР приобрела широкий общественный характер. Сверхдержавы — соперники в атомной теме и освоении космоса — стали демонстрировать друг другу достижения и в более приближенных к жизни простых граждан сферах. В 1959‑м прошли советская выставка в Нью-Йорке и американская в Москве, в Сокольниках. На обеих среди прочего демонстрировали достижения автомобильной промышленности.

В Нью-Йорке, в частности, представили Чайку ГАЗ‑13 (серийное производство машины начали в январе, а впервые ее показали за рубежом в 1958 году, в Брюсселе). Конечно, на американскую публику советский представительский седан не произвел большого впечатления, тем более что откровенно напоминал Packard 1955 года. Но американское влияние тогда коснулось практически всех производителей. А в Европе автомобилей класса Чайки почти никто и не делал, разве что Rolls-Royce да французская фирма Facel.

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

Строгость и выдержанность салона поддерживает отделка серым цветом.

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

И не ленились же гравировать надписи к крутилкам и рычажкам!

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

Забавно, что показания спидометра в десять раз меньше истинной скорости.

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

Под роскошным по тем временам приемником — управление системой вентиляции.

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

Кнопочное управление коробкой передач — шик конца 1950‑х. Режим Т — для тяжелых условий: когда не включается высшая передача. Режима парковки нет, так что о ручнике забывать нельзя ни в коем случае.

Для СССР Чайка, наряду с главным «членовозом» ЗИЛ‑111, была действительно революционной машиной. Она разительно отличалась от ЗИМа, попытки модернизировать который и привели к созданию совершенно нового автомобиля. Правда, «птица» на решетке радиатора впервые появилась еще на опытном образце модернизированного ГАЗ‑12 ЗИМ, но ничего другого ГАЗ‑13 от предшественника не унаследовал. Зато обзавелся двигателем V8 мощностью 195 л.с. (на прототипе стоял 180‑сильный мотор), автоматической коробкой передач с кнопочным переключением, усилителями рулевого управления и тормозов, электростеклоподъемниками. Просторный кузов длиной 5600 мм покоился на Х‑образной раме. Вот только кондиционера, в отличие от американских аналогов, ГАЗ-13 не имел.

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

Инструкция по эксплуатации столь же основательна, как и сама Чайка.
Автомобили хорошо иллюстрируют эпоху, в которой родились. А Чайка просто идеально символизирует свое время. Гагарин еще не полетел в космос, но советский спутник уже потряс мир. Как раз в 1959 году советская станция Луна‑3 впервые сделала фотографии загадочной обратной стороны спутника Земли. В СССР начали производство первого собственного транзисторного приемника Атмосфера, а первый секретарь Хрущев полетел в Вашингтон на новейшем ТУ‑114. В стране происходили и иные заметные перемены — началась эпоха массового домостроения. Неказистые панельные дома, которые позднее прозвали хрущёвками, стали для многих спасением от подвалов и бараков‑общежитий. Никто же не предполагал, что они простоят полвека! И ко всему этому — новая советская машина, щедро украшенная хромом, солидная, массивная, но в то же время стремительная.

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

ГАЗ‑13С
СЕМЬЯ КРЫЛАТЫХ
Прототипы ГАЗ‑13 появились в 1958 году, серийное производство стартовало в начале 1959‑го. Автомобиль оснащали двигателем V8 (5,53 л, 195 л.с.) и трехступенчатой автоматической коробкой передач. Максимальная скорость — 160 км/ч.

Помимо стандартных седанов в небольших количествах делали лимузины ГАЗ‑13А с внутренней перегородкой, кабриолеты ГАЗ‑13Б, санитарные универсалы для обслуживания высокопоставленных пациентов ГАЗ‑13С, которые изготавливал завод РАФ. Стро­или и кинооператорские автомобили с массивной площадкой перед передним бампером и съемным тентом над задней частью крыши. Такие машины, в частности, производили в Чернигове, на заводе «Кинотехника». Всего до апреля 1981 года ­собрали 3179 автомобилей.

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

Прототип ГАЗ‑13, 1958 год

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

Киносъемочная Чайка ОСАД‑3

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

ГАЗ‑13Б
Знак почета

Низким баритоном урчит огромная «восьмерка». Нажимаю кнопку с буквой Д — и ощущаю легкий толчок: включилась первая. Осторожно отпускаю педаль тормоза… Разгон Чайки не поражает стремительностью: 195 сил на две с лишним тонны снаряженной массы — это по нынешним меркам немного. Но ход машина набирает уверенно. А спортивного разгона от огромного седана никто и не требовал, особенно от этого.

Ездовыми повадками Чайка вполне логично напоминает американских ровесников. Машина мягко демпфирует любые неровности, заметно кренится в поворотах, но при аккуратном рулении старательно и, главное, умело обеспечивает пассажирам комфорт. Водителю, конечно, тоже, но он, хоть и сидит на таком же массивном мягком диване и оперирует всего двумя педалями, всё же работает. Вписывать длиннющий седан в повороты непросто, особенно с непривычки. Производительность насоса усилителя рулевого управления зависит от оборотов двигателя — на малых руль заметно тяжелее, чем на высоких. В какой-то момент руль словно «подкусывает», и вдруг он неожиданно становится легким. Тормоза довольно эффективны, а педаль тугая и требует привыкания.

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

Не столько роскошь, сколько строгость и солидность. Тут место серьезным пассажирам.

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

Еще одно достижение советского автопрома — электростеклоподъемники.
Но главное не это. Основное отличие от американских аналогов состоит в том, что Чайка с ее строгим салоном, отделанным серым, цвета офицерской парадной шинели времен СССР, сукном, совершенно не располагает к легкомыслию, навеваемому автомобилями производства США.

Неудивительно, ведь Чайку нельзя было купить — ее можно было только заслужить. По легенде, несколько машин правительство СССР подарило советским знаменитостям, но тоже, скорее, не как частным лицам, а как живым символам могущества социализма. Небольшое количество «тринадцатых» работало в загсах и Интуристе, где они радовали новобрачных и обслуживали высокопоставленных гостей. Но к подавляющему большинству Чаек в СССР прилагался высококвалифицированный немногословный шофер, «униформа» из непременно серых плаща, пальто, костюма, шляпы и каракулевой шапки, просторная квартира (отнюдь не в хрущёвке) с домработницей в придачу, дача за высоким забором и отдых в привилегированном санатории. Строгость и выдержанность салона Чайки прекрасно гармонировала с огромным кабинетом с массивным столом и дубовыми панелями на стенах, украшенными строгими портретами. Потому-то в этой машине нет места панибратской пестроте, характерной для ее заокеанских ровесников.

Полетное задание
Кто бы мог представить, что новинка 1959 года, вполне вписывающаяся, как сказали бы теперь, в тренд автомобильного прогресса рубежа 1950–1960‑х, застрянет во времени, как Челюскин во льдах?

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

Справа от двигателя — «гармонь» усилителя тормозов, сжимающаяся и разжимающаяся при работе.
Новый, относительно молодой лидер СССР, сменивший Никиту Сергеевича, успел состариться и одряхлеть, сменились пяток президентов США. В космос слетал уже не только Гагарин, но и экипажи из нескольких человек. На орбите даже состыковались советский Союз и американский Аполлон. СССР наводнили вполне современные для 1970‑х годов Жигули. Даже Волга и ЗИЛ стали совсем другими, а в Горьком продолжали — вплоть до 1981 года! — неспешно (штук по сто пятьдесят в год) собирать ГАЗ‑13, чей дизайн выглядел уже музейным. Впрочем, и традиционные пассажиры Чаек менялись не сильно. Поэтому-то в те годы я и представить себе не мог, что когда-нибудь так близко познакомлюсь с космически недоступной машиной: посижу и за рулем, и даже на номенклатурном заднем диване. А вот ведь, познакомился!

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

Автомобили хорошо иллюстрируют эпоху, в которой родились. А Чайка просто идеально символизирует свое время.
Благодарим Андрея и Евгения Жариновых за предоставленный автомобиль.

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

«Июльский дождь», 1966 год
ЭКРАННЫЙ ОБРАЗ
За несколько десятилетий Чайки сыграли в отечественном кино немало эпизодических, но заметных ролей. Как правило, они возили положительных руководителей большого ранга — штатских и военных, иногда дипломатов. Порой черные машины просто мелькали на улицах, побуждая постовых милиционеров торопливо брать под козырек.

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

«Укрощение огня», 1972 год

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

Дизайн Чайки поражал советских граждан смелыми аэрокосмическими линиями и богатством декора. Но те, кто был хоть немного знаком с американской автомобильной стилистикой тех лет (а после выставки США, прошедшей в Сокольниках в 1959‑м, таковых стало довольно много), понимали, что именно заокеанские решения стали образцом для советских художников.

Конечно, даже на рубеже 1960‑х годов было понятно, что Чайку делали по американским лекалам. Но по каким и в какой степени? Написано на эту тему немало, но на многие вопросы внятных ответов по-прежнему нет. Попробуем их найти, разложив ГАЗ‑13 если не на атомы, то хотя бы на молекулы.

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

В 1956 году в НАМИ состоялась закрытая (только для специалистов) выставка советских легковых автомобилей и зарубежных моделей, закупленных для изучения в качестве аналогов для перспективных отечественных разработок. Среди них был Packard Patrician, который и послужил основой для разработки дизайна Чайки. Американская фирма уже переживала не лучшие времена, но стилистика ее машин оставалась на достойном уровне. Кроме того, свою роль сыграло давнее уважение к марке, привечаемой высшим руководством страны еще с 1930‑х годов. Так, основные узлы и агрегаты лимузина ЗИС‑110 были копией паккардовских.

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

Ходовой прототип ГАЗ‑13 появился в 1958 году, к производству приступили в самом начале 1959‑го. Для советского автопрома многое в машине было революционным — в частности, двигатель V8, автоматическая коробка передач (такую, правда, уже применяли на Волге ГАЗ-М21, но не очень успешно), гидроусилитель руля и вакуумный усилитель тормозов, электростеклоподъемники. Семиместный кузов смонтировали на раме. У предыдущего горьковского представительского автомобиля ГАЗ‑12 ЗИМ кузов был несущим, но Чайка, разумеется, получилась тяжелее. Впрочем, полная масса ГАЗ‑13 превышала массу предшественника всего на 185 кг.

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

Важное новшество ГАЗ‑13 состо­яло в том, что его несущая рама — не лестничного типа, а Х‑образная, более легкая. Такой прогрессивной рамы не имели не только Паккарды, но и большинство иных американских автомобилей тех лет.

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

Передняя подвеска ГАЗ‑13 традиционная: двухрычажная, пружинная, с телескопическими амортизаторами — такая схема применялась на большинстве автомобилей тех лет. Некоторые американские фирмы, в том числе Packard и Chrysler, увлекались в те годы торсионами. А на Кадиллаки ставили уже и пневматику, причем спереди — в качестве опции. Но для нашей страны такие решения были, конечно, неприемлемы. Сзади у ГАЗ‑13 — традиционные продольные рессоры.

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

Флагманом автопрома США в те годы была компания Cadillac. Именно ее автомобили в середине 1950‑х годов получили Х‑образную раму, на которую очень похожа (но при этом не является точной копией!) чáйковская.

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

В основе автоматической коробки передач Чайки (а сначала и Волги) лежал агрегат Ford, но очень сильно переделанный. Необычно и эффектно выглядели кнопки управления коробкой передач.

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

Фактура панели приборов и сами круглые циферблаты Чайки немного похожи на те, что применялись в середине 1950‑х на автомобилях Packard. Но лишь похожи. Кнопочное управление коробкой передач у Чайки от Крайслера. Именно эта компания некоторое время применяла подобное управление.

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

Серийный двигатель ГАЗ‑13 рабочим объемом 5,52 литра (диаметр цилиндра 100 мм, ход поршня 88 мм) имел степень сжатия 8,5 и развивал 195 л.с. На прототипы, как вспоминали создатели автомобиля, ставили экспериментальный 4,8‑литровый агрегат мощностью 180 л.с., унифицированный по поршням с новым мотором ГАЗ‑21. Обратите внимание: справа от двигателя ГАЗ‑13 видна характерная гармошка ­вакуумного усилителя тормозов.

Источник

Модели советских автомобилей. Автомобиль «Чайка»: технические характеристики и фото

ГАЗ-13 «Чайка» – одна из самых известных репрезентативных (представительских) советских машин высокого класса, которая выпускалась с 1959 по 1981 год на Горьковском автозаводе. Всего изготовили около 3200 авто этой марки.

История

Руководство страны приняло решение о том, что легковые автомобили ГАЗ-13 не будут доступны широкой общественности. Рядовые граждане могли позволить себе максимум «Волгу». Поэтому «Чайка», которую выпускал Горьковский автозавод, предназначалась только для служебного использования. ГАЗ-13 был у министров, руководителей крупнейших предприятий и первых секретарей обкомов. Единичные экземпляры советские чиновники дарили известным людям. Все остальные могли лишь мечтать об этой машине, так как купить её рядовому гражданину было просто нереально.

Если сравнить по дизайну все автомобили в Советском Союзе, то «Чайка», пожалуй, будет самой красивой машиной того периода. Недаром в крупных городах ГАЗ-13 использовали во Дворцах бракосочетаний. Основные достоинства «Чайки» – возможность опускать и поднимать стёкла и антенну нажатием кнопки, а также автоматическая коробка передач.

Первый прототип ГАЗ-13 существенно отличался от машин, запущенных после в серийное производство. Над задним колесом отсутствовал второй молдинг, а задние фонари и стоп-сигналы были очень похожи на «паккардовские». Машина была окрашена в два цвета – светло-бежевый и тёмно-вишнёвый. И, самое главное, – капот украшал летящий истребитель, а решётку радиатора – изображение чайки.

В начале 1958 года на ЭКСПО (Всемирная выставка) в Брюссель был отправлен бирюзово-молочный экспериментальный образец Э-2 с позолоченной решёткой и надписью на капоте «Чайка». Также имелось украшение на капоте в виде этой птицы. Первые образцы ГАЗ-13 очень напоминали «Паккард», поэтому дизайн был немного видоизменён.

Но советские новшества лишь пошли машине на пользу. Над созданием ГАЗ-13 работал огромный творческий коллектив испытателей, конструкторов, инженеров завода: Б. Греков, М. Мокеев, О. Пелюшенко, П. Сыркин, В. Гнетнев, Г. Пономарев, Н. Юшманов, В. Соловьёв. Многие конструктивные решения этого «железного коня» были новшеством в отечественном автомобилестроении. Двухрядный верхнеклапанный двигатель имел мощность 195 л. с. и объём 5,5 литров. Рабочая смесь готовилась четырёхкамерным карбюратором. Даже полностью нагруженный автомобиль мог легко разогнаться до 160 км/ч. Расход бензина на 100 километров составлял примерно 20 литров горючего. Инженеры применили абсолютно новые агрегаты – усилитель тормозов, гидроусилитель руля, автоматическую коробку передач. Ни одна отечественная машина до «Чайки» не содержала столько технических новинок.

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

Несущий элемент ГАЗ-13 – Х-образная рама, к которой в шестнадцати местах крепился кузов. Использовать торсионную подвеску инженеры не решились, поэтому задняя ходовая часть имела полуэллиптические продольные рессоры, а спереди стоялая обычная независимая пружинная подвеска. У большинства экземпляров ГАЗ-13 был четырёхдверный кузов с тремя рядами сидений. Внутренняя перегородка отсутствовала. В комфортабельном и просторном салоне «Чайки» свободно помещалось семь человек. Система отопления прекрасно обогревала весь салон. Дополнительные удобства обеспечивали электроприкуриватели и пепельницы, кнопочное управление подъёмом стёкол и антенны, бардачок рядом с приборной панелью, а также приёмник с автонастройкой и парой динамиков для пассажиров, сидящих сзади.

Также выпускались «Чайки» ГАЗ-13С, переоборудованные Рижским автобусным заводом в медицинские машины. Заказчиком выступал, естественно, «Минздрав». Медучреждения, имеющие в автопарке такие «Чайки» назывались в народе «кремлёвскими».

ГАЗ-13: характеристики

Первый автомобиль этой марки появился в 1959 году. Выпустил его известный Горьковский автозавод. Дизайн был разработан по образцам американских производителей, которые являлись в то время законодателями моды на машины. «Чайка» имела следующие технические характеристики:

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

Двигатель

На все легковые автомобили ГАЗ-13 ставили восьмицилиндровый V-образный мотор. Поршни, головки цилиндров и блок цилиндров изготавливались из сплава алюминия. Гильзы цилиндров мотора – «мокрые», сменные, чугунные. Верхние части цилиндров оснащены износостойкими вставками. А коленчатый вал инженеры установили на пяти коренных подшипниках, которые имели тонкостенные вкладыши. У каждой шатунной шейки коленчатого вала было по два шатуна.

Система зажигания

Распределитель зажигания с октан-корректором, а также вакуумным и центробежным регуляторами крепился к корпусу привода одним болтом. Автомобиль «Чайка», цена которого сейчас довольно высока и доходит до 100 000 долларов, не имеет пусковой рукоятки.

Система смазки мотора

Она является комбинированной. То есть под давлением смазываются шатунные и коренные подшипники, втулки оси коромысел, валика распределителя и подшипники распределительного вала. Смазка остальных узлов происходит путём разбрызгивания. Масляный насос – двухсекционный, шестеренчатый. Из основной секции смазывается главная магистраль мотора, а из дополнительной – водно-масляный радиатор и центробежный фильтр.

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

Карбюратор

Все автомобили ГАЗ-13 оснащены вертикальным четырёхкамерным карбюратором типа К-114. Горючая смесь подаётся только из двух смесительных камер. Остальные являются вторичными и используются исключительно при высоких нагрузках и больших скоростях.

У каждой пары смесительных ёмкостей есть своя поплавковая камера, подводящая бензин к клапану подачи. В этой камере находятся подвешенные и сбалансированные поплавки, по которым можно увидеть уровень топлива через смотровое окошко.

Автоматическая коробка

Содержит планетарный ряд шестерён, который даёт три передачи вперёд и задний ход. Включение передач осуществляют два многодисковых сцепления и два ленточных тормоза. Давление масла для смазки коробки, подпитки гидротрансформатора, включения сцеплений и тормозов создаётся с помощью двух насосов. За плавность включения передач отвечает система гидравлического управления, влияющая на нагрузки двигателя и скорость автомобиля.

Карданная передача

Включает два комплекта валов: заднего – карданного и переднего – промежуточного. Вилки шарниров находятся в одной плоскости. В инструкции сказано, что карданные шарниры необходимо смазывать исключительно трансмиссионным маслом до тех пор, пока оно не появится из предохранительного клапана крестовины. Различные консистентные смазки (солидол и др.) не подходят для шарниров, так как не проникают во время работы к иголкам. Для шлицевого соединения также необходима жёсткая смазка.

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

Эксплуатация

Автомобиль «Чайка» никогда не относился к категории товаров народного потребления. ГАЗ-13 использовали в качестве персонального транспорта для руководства страны (преимущественно первых секретарей и министров). Так что «Чайка» выдавалась как часть положенных привилегий для высшей номенклатуры. Именно на этом автомобиле в 1980 году погиб белорусский коммунист П. М. Машеров, занимавший должность секретаря ЦК. Также кабриолеты ГАЗ-13 использовали на парадах, применяли в качестве сопровождающих машин и подавали при встрече зарубежных политиков высшего ранга. Ну и, конечно, несколько «Чаек» было в распоряжении «Интуриста» для сдачи в аренду в качестве свадебных лимузинов.

Проект модернизации

Так как модельный ряд машин в США обновлялся на ежегодной основе, автомобиль «Чайка» к концу 50-х попросту утратил визуальную свежесть дизайна. Поэтому советские инженеры в 1961 году предприняли попытку обновления внешности легендарной машины. На фотографиях прототипа тех лет заметен ряд новшеств в оформлении: более квадратная форма бампера, четыре уменьшенные фары под широкими козырьками, установка горизонтально-полосной решётки радиатора на всю ширину машины. Боковина «Чайки» не изменилась. Немного другой стала задняя часть. Это предложение не приняли к серийному производству, и в последующие годы внешний вид автомобиля ГАЗ-13 «Чайка» практически не менялся.

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

Модификации

Практически все автомобили ГАЗ-13 имели четырёхдверные закрытые кузова. На моделях этой марки было три ряда сидений без перегородки.

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

На базе «Чайки» сделали несколько парадных фаэтонов. Например, у лидеров Германии (Ульбрихта и Хонеккера) был парадный ГАЗ-13 с высоким поручнем в салоне.

«Чайка» в сувенирной и игровой продукции

Масштабные модели советских автомобилей этой марки стали выпускаться в 90-х годах фирмой «Агат». Поначалу салон игрушечных машин был белый, а потом его сделали чёрным. В 2007 году пластмассовое днище «Чаек» поменяли на металлическое. Модели «Тантала» и «Агата» различаются цветом и формой колпаков на колёсах. На «агатовских» моделях стояли полностью металлизированные колпаки. Также у них была более светлая фурнитура в сравнении с «танталовскими». На базе «агатовских» моделей мастера-одиночки выпускали киносъёмочные «Чайки».

Машина с чайкой на капоте. Смотреть фото Машина с чайкой на капоте. Смотреть картинку Машина с чайкой на капоте. Картинка про Машина с чайкой на капоте. Фото Машина с чайкой на капоте

Медицинский универсальный автомобиль ГАЗ-13С выпускался также на базе «агатовского» прототипа компанией «Скейл» и В. Сальниковым. Фаэтон ГАЗ-13Б делали как мастера-одиночки, так и «Агат». В 2006 году компания «Автотайм» выпустила модель автомобиля «Чайка» с перегородкой в салоне. В основном игрушечные машины окрашивали в три цвета – чёрный, чёрно-белый и красно-белый. Помимо этого было и очень много модификаций («Скорая помощь», ГАИ, такси), которые никогда не существовали в реальности. В 2009 году в рамках программы «Машины-легенды СССР» от компании «ДеАгостини» появилась масштабная модель ГАЗ-13 чёрного цвета.

Интересные факты

Автомобиль «Чайка» является машиной первого класса, которая собиралась исключительно вручную. По разным данным, было изготовлено от 1900 до 3200 единиц, включая 7-8 кабриолетов и 20 универсалов. Все авто были чёрного цвета. И только для одной модели сделали исключение. Эту белую «Чайку» подарили Валентине Терешковой. Существовал и красный ГАЗ-13. Он принадлежал начальнику пожарной охраны Москвы. В 1958 году на выставке в Брюсселе дизайн и конструкцию «Чайки» отметили Гран-при.

По указанию Л. И. Брежнева автомобиль «Чайка» специально изготовили для патриарха Пимена. До этого он ездил на «Ниссане», подаренном правительством Японии. Всё дело в том, что Пимен уже давно оформил заказ на ГАЗ-13, так как ЗиС-110 (машина бывшего патриарха) морально устарела. Но советские чиновники задерживали решение данного вопроса. Брежнев же сказал, что езда русского патриарха на японской машине является политической диверсией. После этого автомобиль для Пимена изготовили в кратчайшие сроки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *