Машина со спецсигналами мультик
Инструкция по мигалкам: кому нужно уступать, а кому — не обязательно
Зачем нужны разные цвета, чьи мигалки сильнее, когда они имеют преимущество, есть ли уголовная ответственность за отказ уступить дорогу и как доказать свою правоту
Какие бывают мигалки
Проблесковые маячки могут быть как съемными, так и стационарными. Согласно ГОСТу, мигалки должны устанавливаться на крышу транспортного средства или над ней так, чтобы обеспечивалась видимость со всех сторон. На практике некоторые спецслужбы ставят маячки в фальшрадиаторные решетки или на специальные сигнальные балки в передней части автомобилей.
Также правила допуска транспортных средств к эксплуатации запрещают установку маячков внутри салона. Сами маячки могут представлять собой как вращающиеся лампы накаливания, так и ксеноновые лампы-вспышки, либо мигающие светодиоды. В России маячки могут быть синего, красного, оранжевого и бело-лунного цветов. Зеленый цвет, который использовался в СССР, сейчас запрещен.
Оранжевый или желтый маячок
Оранжевые мигалки устанавливаются на транспорт коммунальных служб, машины частных охранных предприятий, автомобили, перевозящие опасные или негабаритные грузы, а также машины сопровождения таких перевозок. Кроме того, оранжевыми маячками в обязательном порядке оснащается вся автомобильная техника, использующаяся на аэродромах. Основная задача — сделать транспорт более заметным, особенно в условиях недостаточной видимости.
Преимуществ на дороге оранжевый или желтый маячок не дает, однако машины коммунальных и дорожных служб в процессе работы имеют право отступать от некоторых требований дорожных знаков и разметки при условии обеспечения безопасности. Например, разворачиваться в технологических разрывах автомагистралей. Обязанность других водителей — не препятствовать работе техники.
Бело-лунный
Белые маячки устанавливаются на инкассаторские и почтовые автомобили с цветографической раскраской, которые используются для перевозки денег и других ценных грузов. При этом речь идет только о маячках, а белые стробоскопы категорически запрещены. Никаких преимуществ на дороге такие маячки не дают и могут использоваться только в случае нападения на транспорт для привлечения внимания правоохранительных служб.
Какие преимущества у мигалок
Преимущественное право проезда на дороге дают только синие маячки вместе со специальным звуковым сигналом. В таком случае при приближении спецтранспорта другие водители должны уступить дорогу, то есть, согласно формулировкам ПДД, не начинать, возобновлять или продолжать движение, а также не осуществлять маневры, которые могут вынудить спецтранспорт изменить направление движения или скорость. А при одновременном включении красного маячка водитель обязан уступить дорогу не только спецтранспорту, но и сопровождаемым им автомобилям. Кроме того, спецтранспорт с синими маячками и звуковым сигналом может игнорировать указания светофора, но не команды регулировщика.
Что будет за непредоставление преимущества
Согласно ч.1 статьи 12.17 КоАП РФ непредоставление преимущества транспорту с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами наказывается штрафом в размере 500 руб., но в Москве или Санкт-Петербурге сумма составляет 3000 рублей. Однако если речь идет о машинах оперативных служб со специальной раскраской (пожарные, полиция, скорая помощь, МЧС и другие), то в качестве наказания предусматривается уже лишение права управления на срок от 1 до 3 месяцев, либо только малый штраф в 500 рублей.
Стоит отметить, что использование мигалок без звукового сигнала несет лишь информационную функцию, и уступать дорогу спецтранспорту в этом случае водитель не обязан.
В Госдуму поступали законопроекты, предлагающие увеличить штраф до 1500 руб., срок лишения прав — до одного года, а в случае тяжкого вреда здоровью или смерти человека ввести прямую уголовную ответственность. Предполагалось при причинении вреда здоровью ввести ограничение свободы на срок до трех лет, а в случае смерти — до пяти лет с запретом на определенные виды деятельности. Однако эти проекты приняты не были.
Можно ли избежать ответственности
Оспорить наказание за непредоставление преимущества спецтранспорту с включенными спецсигналами можно только в случае, когда уступить дорогу было невозможно физически. Например, в условиях затора на дороге, при поломке транспортного средства, либо других форс-мажорных обстоятельствах. Лучший защитой водителя может стать запись с видеорегистратора, либо показания свидетелей. Также можно отправить запрос в компетентные органы на предоставление записей с городских камер видеонаблюдения.
От каких правил может отступить автомобиль с синей мигалкой?
Добрый день, уважаемый читатель.
Правила дорожного движения дают некоторые преимущества автомобилям, на которых включен проблесковый маячок синего цвета.
При этом, поскольку большинству водителей не приходится управлять автомобилями со спецсигналами, многие даже и не задумываются о том, какие именно преимущества дают синие мигалки.
Больше того, практика показывает, что далеко не каждый водитель спецавтомобиля (скорой помощи, полиции, пожарной охраны) имеет четкое представление о том, от требований каких пунктов правил разрешается отступить.
В данной статье речь пойдет о правилах, которые может проигнорировать автомобиль со спецсигналами, а также о правилах, которые являются обязательными абсолютно для всех.
Нарушает ли ПДД водитель автомобиля со спецсигналами?
Правила использования проблесковых маячков описаны в главе 3 правил дорожного движения. Обратимся к пункту 3.1:
Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.
Основные правила, которые должен знать каждый водитель:
Однако в рамках данной статьи нас в первую очередь интересует не приоритет перед другими транспортными средствами, а пункты правил, которые можно проигнорировать.
Важно понимать, что автомобиль с включенным синим маячком имеет право отступить от требований некоторых пунктов правил. То есть, водитель может эти пункты проигнорировать. Однако нарушением это не является и водитель не может быть привлечен к административной ответственности.
Также нужно обратить внимание и на фразу «при условии обеспечения безопасности движения» из пункта 3.1. Из нее можно сделать вывод о том, что если автомобиль со спецсигналами, нарушающий требования правил, попадет в ДТП (не сможет обеспечить безопасность движения), то одним из виновников ДТП будет водитель этого автомобиля.
От каких правил может отступить автомобиль с синей мигалкой?
Пункты ПДД | Комментарий |
раздел 6 (кроме сигналов регулировщика) | можно проигнорировать сигналы любых светофоров (круглых, реверсивных и т.п.), то есть автомобиль может проехать на красный сигнал светофора |
раздел 8 | можно не использовать сигналы поворота, не занимать крайнее положение на проезжей части перед поворотом, разворачиваться и ехать задним ходом там, где это запрещено |
раздел 9 | можно использовать для движения любую часть дороги (в том числе встречную полосу, разделительную полосу, обочину, тротуар, реверсивную полосу) |
раздел 10 | можно превысить разрешенную скорость движения |
раздел 11 | можно выполнить обгон там, где это запрещено |
раздел 12 | можно выполнить остановку или поставить автомобиль на стоянку где угодно и как угодно |
раздел 14 | можно не снижать скорость перед пешеходными переходами и рядом с автобусами для перевозки детей |
раздел 15 | можно пересечь железную дорогу в любом месте и не учитывать сигналы светофора и положение шлагбаума |
раздел 16 | можно останавливаться в любом месте на автомагистрали, разворачиваться через технологические разрывы разделительной полосы, двигаться задним ходом |
раздел 17 | можно осуществлять сквозное движение и стоянку с работающим двигателем в жилой зоне и на дворовых территориях |
раздел 18 | можно ездить по выделенным полосам для общественного транспорта |
приложение 1 | можно проигнорировать любые дорожные знаки |
приложение 2 | можно проигнорировать любую дорожную разметку |
Примечание. В таблице выше не приведен раздел 13 ПДД, регламентирующий правила проезда перекрестков, хотя от требований пунктов этого раздела автомобиль с включенным синим маячком может отступить. Дело в том, что все пункты раздела 13 определяют приоритет (преимущественное право) проезда различных перекрестков. Однако синий маячок (без звукового сигнала) приоритет проезда не изменяет.
Какие правила должен соблюдать автомобиль с мигалкой?
Пункты ПДД | Комментарий |
раздел 1 | Должен знать и выполнять требования ПДД. |
раздел 2 | Должен иметь необходимые для управления документы, страховку, следить за техническим состоянием автомобиля, выполнять обязанности, связанные с ДТП, использовать ремни безопасности. Запрещено управление автомобилем в состоянии опьянения, пересечение организованных колонн, использование телефона при движении, опасное вождение. |
раздел 3 | Должен уступать дорогу другим транспортным средствам, у которых включен синий проблесковый маячок и специальный звуковой сигнал. |
раздел 6 (только сигналы регулировщика) | Должен выполнять требования сигналов регулировщика. |
раздел 7 | Должен использовать аварийную световую сигнализацию и знак аварийной остановки. |
раздел 19 | Должен соблюдать правила использования световых приборов. |
раздел 20 | Должен соблюдать правила буксировки. |
раздел 22 | Должен соблюдаться правила перевозки пассажиров (по количеству пассажиров, по перевозке детей в детских креслах, по перевозки людей на грузовиках, по посадке и высадке пассажиров). |
раздел 23 | Должен соблюдать правила перевозки грузов. |
Примечание. В приведенных выше таблицах не отражены разделы, которые по смыслу не относятся к использованию синих мигалок: раздел 4 (относится к пешеходам), раздел 5 (относится к пассажирам), раздел 21 (относится к учебным автомобилям), раздел 24 (относится к велосипедам и мопедам), раздел 25 (относится к гужевым повозкам и прогону животных), раздел 26 (относится к автомобилям физических лиц). Правила из указанных разделов в любом случае не распространяются на автомобили с мигалками.
В заключение нужно отметить, что вопреки распространенному мнению, проблесковый маячок синего цвета позволяет отступить от требований не всех пунктов правил дорожного движения, а только некоторых.
Тем не менее привилегии для спецавтомобилей довольно серьезные. И при грамотном использовании синих мигалок водитель может получить серьезное преимущество по отношению к остальным участникам движения.
Как у городских служб появились мигалки и сирены
В январе 1966 года по улицам Москвы впервые проехали автомобили со световыми и звуковыми сигналами единого образца. Сиренами, мигалками и проблесковыми маячками стали оснащать машины специальных городских служб — милиции, скорой помощи, пожарной охраны. О том, как это происходило, сегодня можно узнать благодаря документам, которые хранятся в Главархиве Москвы.
О проблемах со спецсигналами в 1960-х говорится в письме исполняющего обязанности начальника управления охраны общественного порядка Мосгорисполкома П.Ф. Благовидова. 11 января 1966 года он сообщал председателю исполкома Моссовета Владимиру Промыслову, что в столицу поступают автомобили со световыми сигналами, цвет которых устанавливают сами производители, не учитывая интересы городских служб.
Благовидов приводит примеры. По его словам, патрульные и пожарные машины, а также кареты скорой помощи, автомобили Мосгаза и техпомощи оснащались мигалками от темно-синего цвета до красного. Благовидов жаловался, что в столице много спецмашин вообще без световых сигналов — вместо них установлена сирена. Такая неупорядоченность создает проблемы, так как сотрудники ГАИ не всегда могут понять, автомобиль какой службы перед ними и имеет ли он право свободного проезда.
Еще один документ, который хранится в Главархиве Москвы, рассказывает, как городские власти решили проблему, на которую жаловался Благовидов. Уже через 11 дней после того письма, 22 января 1966 года, исполком Моссовета ввел систему специальных световых и звуковых сигналов для транспорта городских служб. Кроме того, документ регулировал порядок их использования.
Согласно ему весь спецтранспорт должен был оснащаться сиренами и проблесковыми маячками. Вводилось четкое разделение по цвету: у скорой помощи мигалки стали желтыми, у пожарной охраны — красными, у милиции — фиолетовыми, а у аварийных городских служб — голубыми.
Все специальные автомобили могли требовать права свободного проезда при помощи световых сигналов в любое время суток, а вот включать сирену разрешалось только днем. Чтобы оснастить спецтранспорт мигалками, нужно было получить разрешение в отделе по регулированию уличного движения ГАИ.
С 1966 года цвета спецсигналов для каждой из служб не раз менялись. Корректировались и правила их использования.
Познакомиться с этими и другими историческими документами можно в читальных залах Главархива Москвы. Для посетителей открыты документы органов власти, организаций и учреждений города, личные собрания, а также фотографии, аудиозаписи, видеоматериалы. Кроме того, фонды Главархива Москвы используются при проведении выставок и реализации образовательных проектов.
Применение специальных звуковых и световых сигналов – кому разрешено?
Скорой медицинской службой.
Полицией (в т. ч. и ГИБДД). Противопожарной службой.
Аварийно-спасательной службой. Прокуратурой.
Службой перевозок Центробанка и Гохрана.
Автоинспекцией военного ведомства. Спецслужбой Минсвязи.
Федеральной Службой Охраны.
Федеральной Службой Безопасности.
Федеральной Службой Охраны.
Федеральной Службой Безопасности.
Автоинспекцией военного ведомства.
Выполняются строительные работы;
Происходит погрузка, транспортировка и разгрузка сломанных (разбитых) ТС;
Перевозятся потенциально опасные грузы;
Перевозятся детские группы;
Производится сопровождение ТС, перевозящих опасные грузы;
Производится сопровождение пешеходов или велосипедистов, организованных в соответствующие группы.
Правилами дорожного движения разрешено применение специальных звуковых и световых сигналов.
Однако порядок применения жестко регламентирован действующим законодательством.
В случае несанкционированной установки и использования средств спецсигналов автовладелец рискует получить штраф (см. ниже).
Общая информация
Специальные сигналы применяются для оповещения иных участников дорожного движения. Каждый из них несет свою функцию, если одни являются просто предупреждающими, то вторые требуют от остальных участников дорожного движения совершения каких-либо действий.
Спецсигналы, указанные в третьем разделе ПДД можно использовать, только имея на то соответствующее разрешение.
Список структур, имеющих право на применение световых и звуковых сигналов, устанавливается правительством РФ. В свою очередь, должностные лица установленных структур определяют конкретный список автомобилей, на которых будут установлены средства для подачи световых (звуковых) спецсигналов.
Типы спецсигналов
На территории Российской Федерации используются следующие типы спецсигналов:
Таковой список определен третьим разделом Правил дорожного движения. Этим же разделом установлены правила пользования световыми и звуковыми спецсигналами.
Синего и сине-красного цвета
Синий проблесковый маячок могут использовать:
Из них, проблесковый маячок красного света могут использовать:
При этом красный маячок может использоваться только совместно с синим, а не вместо него.
Включать синий (сине-красный) спецсигнал можно только при выполнении важного, экстренного служебного задания: поимка преступника, следование к больному или к месту пожара и т.д. В том числе использовать сине-красный маячок можно при сопровождении организованной колонны транспортных средств (или одного ТС). В таком случае сопровождаемые ТС приравниваются к тем, на которых включены спецсигналы.
При использовании синих или сине красных маячков водитель может не соблюдать сигналы светофора, правила дорожных знаков, разметки и прочее. В том числе он может двигаться по встречной полосе дорожного движения. Единственное, водителю запрещено нарушать сигналы дорожного регулировщика, однако тот при виде автомобиля с включенными спецсигналами обязан незамедлительно обеспечить проезд для него. Пользоваться своим преимуществом водитель может только при условии, что он убедится в безопасности дорожного движения, так как с него не снимается ответственность за совершенное ДТП.
Увидев световые маячки синего и красного цветов, и услышав звуковой сигнал, иные участники дорожного движения должны обеспечить беспрепятственный проезд спецтранспорту: принять к обочине, уступить дорогу на повороте (перекрестке) и т.д.
Пешеходы и велосипедисты, которые собирались пересечь дорогу по оборудованному переходу, должны остановиться и дождаться, пока проедут ТС с включенными спецсигналами.
Всем водителям запрещается обгонять машину с включенными маячками. Исключение – когда указанная машина стоит на месте. В таком случае водители должны притормозить до такой скорости, чтобы иметь возможность немедленно остановиться (как правило, стоящая машина с включенными синими маячками сообщает об опасности впереди).
Желтого или оранжевого цвета
Оранжевый проблесковый маячок могут использовать транспортные средства:
Включать маячок можно непосредственно при выполнении указанных действий.
Желтый и оранжевый специальные сигналы не дают никаких преимуществ водителям перед остальными участниками дорожного движения. Они лишь сообщают о повышенной опасности транспортного средства и акцентируют на этом внимание остальных водителей. В то же время, при выполнении строительных, ремонтных и некоторых других работ транспортным средствам разрешается немного отступать от требований нескольких дорожных знаков и видов разметки. Например, они могут игнорировать знак «Остановка и стоянка запрещены».
Бело-лунного цвета
Проблесковые маячки бело-лунного цвета могут устанавливаться только на автомобилях почтовой связи и транспортных средствах, перевозящих ценные грузы: деньги, драгоценные металлы и прочее. Так, указанный сигнал используют автомобили инкассаторской службы.
Маячок бело-лунного цвета включается только при прямой опасности нападения на указанное транспортное средство (например, при попытке ограбить). Водитель при этом не получает преимущества перед иными участниками дорожного движения: он также должен соблюдать требования дорожных знаков, разметки и прочих правил дорожного движения.
Бело-лунный маячок служит для привлечения внимания, чтобы очевидцы могли заметить попытку нападения на транспортное средство со спецсигналом. Вместе с маячком всегда включается специальная звуковая сирена.
Ответственность за незаконную установку специальных сигналов
Как указано выше, за несанкционированную установку и использование средств для подачи спецсигналов в отношении ответственных лиц может быть применено административное наказание согласно статье 12.4 КоАП. Так, пункт 2 статьи предусматривает следующую ответственность за незаконную установку перечисленных выше спецсигналов:
При этом во всех случаях помимо штрафа за проблесковый маячок предусмотрено снятие и безвозвратная конфискация средств для подачи спецсигналов. Ответственное лицо может быть наказано даже в том случае, если водитель не включал специальные сигналы, а просто двигался по дорогам общего пользования на указанном транспортном средстве. Если это возможно, средства для подачи специальных сигналов будут конфискованы прямо на месте, если нет – машину отправят на штрафстоянку.
«Средние пальцы вижу регулярно». Водители «скорых» — об автомобилистах
Водители автомобилей скорой помощи работают сутки через двое. Чтобы получить право сесть за руль «скорой» нужно оформить профессиональные водительские права минимум двух категорий и накатать пять лет стажа в городских условиях. Некоторые работают за рулем «скорой» всю жизнь, а кто-то еще и успевает совмещать.
Водители из Санкт-Петербурга, с которыми пообщался Autonews.ru, оказались совершенно разными: крепкие крупные парни со шрамами на лице, некоторые напоминают профессоров из американских сериалов, а есть и совсем обычные пенсионеры. К своей работе относятся без пафоса, критикуют подход к оформлению ДТП, заставленные машинами дворы и автомобилистов, которые до последнего не уступают им дорогу.
Почему водители мешают «скорым» и как себя вести
«Некоторые водители упертые и просто не пускают, хотя я еду с «мигалкой». Я выдыхаю, объезжаю таких и еду дальше. Нервничать и истереть не нужно. Иногда возникает путаница из-за того, что мы включаем только мигалку, а сирена не работает. Некоторые водители рассуждают так: если ты едешь с мигалками, значит ты поедешь и «красный», и дальше можешь помчаться не по правилам. Но мы в принципе, если едем на вызов, даже не срочный, все равно включаем спецсигналы. Водители вокруг расступаются, пропускают. А я встаю с ними рядом на светофоре. После этого они решают: «Ах, раз так, значит, ты никуда не спешишь! Зачем тогда мигалки включил, я тебя вообще тогда не буду пускать!»
«Мигалки в любом случае включаются всегда. Просто чтобы обозначить, что я могу в любой момент отступить от правил и что-то нарушить. А чтобы получить непосредственное преимущество, надо включить звуковой сигнал и убедиться, что тебя пропускают и все видят».
«Многие обычные граждане не понимают, что мигалкой мы себя просто обозначаем. На светофоре начинают нервничать, куда-то щемиться. А я просто привлекаю внимание. Да, я пока не нарушаю и не спешу, но через секунду может поступить сигнал от выездной бригады».
«Такое чувство, что в автошколах вообще не объясняют водителям, как вести себя, когда рядом появляется машина со спецсигналами. Я проводил замер: на одинаковые расстояния в одни и те же больницы только с мигалкой, а потом — вместе с сиреной. Оказалось, что я доезжаю быстрее без сирены. Потому что люди теряются, не знают, как себя вести и очень мешают. Начинают пытаться припарковаться, куда-то лезть и создают мне проблемы».
«Как себя вести, когда видите «скорую»? Не надо делать лишних телодвижений. Я сам знаю, что делать и как вас объехать. Если что, и деваться некуда, мы выйдем на встречку и всех объедем. Если есть место — подвинься, если нет — просто не дергайся. Главное, чтобы водители меня увидели».
Чего нельзя делать на дороге
«Самое раздражающее — это телефоны! Потому что водители едут носами в телефонах, даже не слышат мигалку. А когда включаем «кря-кря», они начинают дергаться, создают аварийные ситуации. Потому что начинают нервничать. Еще есть те, кто не смотрят в зеркала, играют в «шашки». Таксисты — отдельная категория».
«Если есть вероятность ДТП, женщины бросают руль и закрывают глаза — поэтому именно их машины, как правило, неуправляемы. Это статистика, я на ДТП отработал много лет, видел и слышал это много раз. Спрашиваю, почему она не ушла от столкновения, что произошло? И первое, что они говорят, это про то, как закрыли лицо руками. Это инстинкты. Мало женщин, которые водят, как мужчины. Самая страшная категория — женщина, которая не обладает быстрой реакцией».
Почему «скорым» приходится выезжать на встречную полосу
«Выезжать на встречную полосу каждый раз очень страшно. А такая необходимость возникает нередко. Если в лоб прилетит встречная машина, это минимум — материальный ущерб, а максимум — трупы. И виноват будет еще и сам водитель «скорой». Потому что в ПДД говорят, что мы должны убедиться в том, что нас пропускают».
«Мне не страшно, но боюсь я не встречных машин. А тех водителей, кто сидит в телефонах и едут вперед, придерживая руль коленкой. Такие меня точно никогда не увидят, и при таких маневрах мне просто приходится входить обратно в кучу в своем ряду. То есть, если встречка не пропускает, пытаемся втиснуться обратно».
«Мне на встречной полосе средние пальцы показывали. Я ехал по встречной полосе, вез ребенка новорожденного в критическом состоянии. Пришлось выходить на обгон, и водитель из встречной машины показал мне эти неприятные жесты. Пока за ними не едешь, им все равно. А вот если их ребенка так везти, то говорили бы, что еду я слишком медленно».
«Недавно в Москве была ситуация, когда автомобилиста на Toyota RAV4 обвинили в том, что он действовал неправильно, не пропустил «скорую». Но ему ведь некуда был деваться, поэтому он просто остановился и дал «скорой» проехать. В ПДД нет никакого прямого указания, как действовать в такой ситуации. А его потом еще водитель «скорой» подрезал. На это время у него было».
«Сейчас водители стали адекватнее, кто-то левее расходится, кто-то — правее, освобождают целые полосы. Это не всегда бывает, но большая часть относится с пониманием. Мне кажется, это началось года 3-4 назад. В головах что-то поменялось. Еще многие ездили в Европу, видели, как там пропускают спецтранспорт. Там люди расходятся и среднюю часть оставляют для «скорой», встают елочкой. И у нас тоже так стали делать. И тут если один начал, то и другие следуют этим правилам».
Кто будет виноват в ДТП со спешащей «скорой»
«Есть два правила с «мигалками» — они не дают тебе преимущества на дороге, а только обозначают тебя на ней. А если с мигалками и спецсигналами ты отступил от правил дорожного движения и попал в ДТП, то в 100% случаев ты будешь виноват. При любом раскладе. Потому что профессиональный водитель «скорой» должен сначала убедиться, что его увидели на дороге и спрогнозировать ситуацию. Да, нам по ПДД должны уступать дорогу, но сначала нужно 100 раз перепроверить».
«Я попадал в ДТП и меня признавали виноватым. Мне сказали: «Выплачивай материальный ущерб». Ничего справедливого в этом нет. Это за границей, если вы не уступили спецтранспорту, он может пойти на таран. А у нас за каждую царапину приходится отвечать. Вторая работа у меня — спасатель МЧС. Меня за каждую царапину на спасательной машине просто вздернут».
«Сейчас много новых машин перебили. Дали новые машины, и вот они уже стоят и ждут ремонта, потому что дают их непонятно кому. Некоторые врубают сирены и не убеждаются в безопасности. Уровень водителя разный, иногда водители не справляются. Вот недавно был новый Ford, и через два дня он уже на боку лежит. Ехал, не убедился, ему в бочину въехали».
«Страховка? Не смешите меня. В любом случае виноватый водитель будет платить».
Как нападают на водителей «скорых»
«Примеров нападений много. Большинство водителей с этим сталкивается регулярно — приезжаем на вызов, идет госпитализация, а кто-то из родственников или соседей в неадекватном состоянии. И вместо того, чтобы помочь с транспортировкой, они препятствуют движению «скорых», начинают руками-ногами коверкать автомобиль — кто по зеркалу, кто по стеклу. Чтобы не увозили».
«Недавно водитель приехал на вызов. Звуковую сигнализацию он отключил, а световая работала. Мы просто обязаны ее оставлять. Бригада пошла к пациенту, а водитель сидел в машине. И тут бабушка вышла на балкон, увидела машину. Схватила чугунный утюг и сбросила на крышу. Сказала, что нечего тут моргать и светить. И взять с нее нечего».
Почему «скорые» перекрывают дворы
«Есть люди, которые во дворе подходят к машине скорой помощи и говорят: «Убери машину, это мое место, мне надо припарковаться, чего ты здесь встал?» У меня написано на бортах «Реанимация», но такие даже не читают. Я им отвечаю, что, мол, не бутерброды тут встал поесть. Я стою и жду, когда вынесут больного, ведь счет идет на секунды. Автолюбители на это не смотрят».
«Мы не имеем права выходить и отлучаться от автомобиля. При этом если больной идти не может, но легче 100 кг, то врач должен сам как-то донести пациента. Только если тяжелее 100 кг, вызывают МЧС. Поэтому врачам приходится бегать по квартирам, просить помочь жильцов. А мы стоим, караулим автомобиль».
«На «доезд» нам дают 20 минут — это нормально. Но во дворах огромная проблема, особенно с гетто- новостройками. Дома строят, а подъездов нет. Приезжаем в дом-корабль, а подъезд посередине. И все, приходится пробираться. Или врачи пешком идут, а мы ждем».
«Раньше во дворах постоянно начинали сразу сигналить и назойливо моргать «дальним». Но сейчас чаще дают задний ход — и спокойно уезжают. Многое зависит от человека и воспитания. Если я могу, то отъеду. Проще от конфликта уйти. Но я могу и больного караулить».
Чем нравится работать в «скорой»
«Я на «скорой» с 94 года. Нравится график — сутки отработал, два дня выходной. Можно на дачу, отдохнуть. Бывает, график меняется и можно свои дела поделать. Особенно в будни удобно. Но неофициально можно проработать и сутки. Так врачам удобнее, мы под них подстраиваемся».
«Это тяжелая работа, но мне нравится. Нравится со спецсигналами гонять, тем более, что у меня новый Ford Transit».
«Выходим на сутки, работаем с утра до утра. Иногда просто не вылезаешь из машины. Больше всего вызовов по вечерам — с 19 вечера и до ночи — это называется «объезд». Но из-за коронавируса работы прибавилось, постоянно ездим с утра до утра. А так вызовы разные — и ДТП, и на балконе с 16 этажа висит кто-то. Но самое обидное, когда машину вызывают, мы приезжаем, а это просто пьяные. И к кому-то мы не успели».
«У нас зарплата как у обычных бюджетников — 40-45 тыс. рублей. Нет никаких льготных санаториев, все проще. Но больничный платят, учебный отпуск для заочников оплачивают, 28 дней отпуска — в общем, нормальный социальный пакет. Хотя за последние два года нагрузка выросла».