Машине место в россии усилился дефицит парковок в новостройках
В России заметили дефицит парковок в новых домах
За последние пять лет в России усилился дефицит паркингов в новостройках, рассказали «Известиям» застройщики и риелторы. Автолюбители ставят машины на газоны, тротуары и места для пожарной спецтехники.
По данным системы мониторинга и анализа новостроек bnMap.pro, в Казани в 2017 году на 1 тысячу квадратных метров новостроек приходилось в среднем 2,49 машино-места, в настоящее время — 1,95 места. В Краснодарском крае этот показатель снизился с 0,67 до 0,58, в Самарской области — с 0,86 до 0,68, в Ленинградской области — с 3,1 до 2,7.
Материалы по теме
Красный шик
«Рост цен не прекратится»
В Москве коэффициент обеспеченности машино-местами одной квартиры (речь идет только о новых домах комфорт-класса) сократился с 0,7 в 2016 году до 0,5 в 2021-м. В бизнес-классе показатель упал с 1,2 до 0,9, в премиум-классе — с 2,1 до 1,6, подсчитали для издания эксперты Capital Group.
Как отмечают участники рынка, строительство паркингов становится менее рентабельным и интересным для застройщиков, так как спрос сконцентрирован на жилье. На фоне увеличивающихся цен на квартиры покупательная способность граждан падает, и вместо паркинга они выбирают дополнительные квадратные метры жилой площади. В итоге автомобили оказываются на газонах и прочих не предназначенных для них местах, рассказали эксперты.
Ранее стало известно, что в 2022 году российских водителей ждут новые автомобильные штрафы, поправки планируется внести в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). За проезд и парковку на газоне теперь придется заплатить до 4 тысяч рублей, на детских и спортивных площадках — до 5 тысяч.
Машине — место: в России усилился дефицит парковок в новостройках
В России усилился дефицит парковок в новостройках. В частности, в домах комфорт-класса Москвы коэффициент обеспеченности машино-местами одной квартиры за последние пять лет снизился с 0,7 (количество машин на семью) в 2016 году до 0,5 в 2021-м, бизнес-класса — с 1,2 до 0,9, премиум-класса — с 2,1 до 1,6. Об этом «Известиям» сообщили девелоперы и риелторы. Из-за роста цен на недвижимость, в том числе паркинги, граждане всё реже могут себе позволить их покупку, что усугубляет ситуацию с местами во дворах, отмечают эксперты.
Мало места
За последние пять лет в России усилился дефицит паркингов в новостройках. По данным системы мониторинга и анализа новостроек bnMap.pro, в Казани в 2017 году на 1 тыс. кв. м новостроек приходилось в среднем 2,49 машино-мест, сейчас — 1,95, в Краснодарском крае было 0,67, а стало 0,58, в Самарской области показатель сократился с 0,86 до 0,68, а в Ленинградской области — с 3,1 до 2,7.
В Москве коэффициент обеспеченности машино-местами одной квартиры в домах комфорт-класса снизился с 0,7 в 2016 году до 0,5 в 2021-м, бизнес-класса — с 1,2 до 0,9, премиум-класса — с 2,1 до 1,6, сообщили «Известиям» аналитики Capital Group.
— Высокий спрос на квартиры благодаря льготной ипотеке в последние полтора года, резко возросшие цены и себестоимость строительства — всё это оттягивает спрос от машино-мест на жилье, делает строительство паркингов всё менее рентабельным и всё менее интересным для застройщиков, — объяснила тенденцию председатель совета директоров компании «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова.
Согласно нормативам градостроительного проектирования, на одну квартиру должно приходиться одно машино-место в стандартном жилье, отметил руководитель аналитического центра «Циан» Алексей Попов. Однако сейчас показатель в городах-миллионниках действительно снизился в среднем до 0,7–0,8, сказал он.
— В реальности эти цифры не всегда соблюдаются. Причина простая: следование нормативам приведет к избытку пустующих парковок, поэтому застройщики закладывают в проекты столько мест, сколько смогут продать, — пояснил управляющий партнер компании «ВекторСтройФинанс» Андрей Колочинский.
Цена машино-места в подземном паркинге в новостройках массового сегмента Москвы составляет 1–3 млн рублей, в высокобюджетных проектах — 7–17 млн, сказал он. По данным «Авито Недвижимости», средняя стоимость парковочного места на подземной стоянке во II квартале 2021 года составила 750 тыс. рублей по России и 1,5 млн рублей в Москве.
Такие расценки обусловлены высокой себестоимостью возведения подземных парковок, а также дороговизной земельных участков, отметил Андрей Колочинский. На фоне растущих цен на квартиры покупательная способность граждан падает, и вместо паркинга люди выбирают дополнительные квадраты жилой площади, сказал руководитель центра новостроек федеральной компании «Этажи» Сергей Зайцев.
В итоге автомобили ставят на газон, тротуар, места для стоянки пожарной спецтехники и так далее, добавил Андрей Колочинский.
— Особенно заметен дефицит в спальных районах Москвы и городах-спутниках (Балашиха, Реутов, Красногорск). Каждый свободный участок двора, в том числе газоны, сразу занимается автомобилями, что негативно влияет как на качество среды, так и на комфортность проживания, — сказала партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая.
Перспективы будущего
Покупатели премиального и элитного жилья в Москве приобретают меньше машиномест в новостройках, поскольку сегодня чаще пользуются такси и каршерингом, отметили в Capital Group.
Но дефицит парковочных мест приводит к резкому ухудшению качества городской среды в местах новой массовой застройки, сказал генеральный директор ГК «Ферро-Строй» Григорий Ваулин. Изменяется концепция закрытого двора без машин, так как автомобилисты со временем нарушают внутренние правила парковки. Это чревато ухудшением социальной ситуации, конфликтами между соседями. Ухудшается, безусловно, и трафик, отметил он.
Помимо высокой стоимости паркингов, машино-мест в новостройках становится меньше и из-за длительных сроков реализации таких проектов, указал руководитель направления разработки продукта ГК «А101» Павел Брызгалов. Пик спроса на машино-места приходится не на раннюю стадию строительства дома, как в случае с квартирами, а примерно через два-три года после его заселения. Покупатели склонны решать свои жизненные задачи поэтапно: сначала купить квартиру, сделать ремонт и переехать, и только после приходят в офисы продаж за машино-местами, пояснил он.
Можно проектировать и строить коммерческие парковочные места впрок, расценивая это как инвестиции в городскую среду, чтобы в нужный момент ответить на формирующийся спрос, уверен Павел Брызгалов.
— Радикальным и однозначным решением проблемы нехватки парковочных мест представляется опыт Токио, где жители не имеют права купить машину до тех пор, пока не приобретут для нее парковочное место, — сказал он.
По мнению Григория Ваулина, для решения проблемы необходимо переходить на менее затратные технологии строительства парковочных мест. В частности, более экономичный и эффективный вариант — наземные паркинги из металлоконструкций, пояснил он.
Парковки в новостройках: нужно ли сокращать количество машино-мест
Рост количества автомобилей в России втягивает застройщиков в бесконечную гонку объемов парковочных пространств и увеличивает стоимость жилья. Об этом заявил вице-премьер России Марат Хуснуллин на форуме «Дни лидеров муниципального управления», передает «Интерфакс».
По мнению вице-премьера, нормативы на парковочные пространства — серьезный вопрос. «Сегодня мы строим огромное количество парковочных пространств, увеличивая тем самым нагрузку на стоимость квадратного метра жилья, но при этом у нас дороги неспособны пропустить такое количество машин», — отмечает Хуснуллин.
«Власти Москвы и Московской области уже несколько лет внедряют механизмы, благодаря которым за автомобиль платит его владелец, а не все горожане. В регионах же продолжают повышать норматив», — приводит пример Хуснуллин. По его мнению, необходимо пересмотреть нормативы парковочных мест.
Девелоперы и риелторы рассказали, как влияют парковки на стоимость жилья и нужно ли менять нормативы.
Нормативы парковочных мест в ЖК
Нормативными документами в сфере строительства (в частности, СП 42.133330.2011) принята средняя обеспеченность автотранспортом в размере 350 машин на 1 тыс. человек. В прошлом году право регулировать его отдали регионам. В Москве приняты свои региональные нормативы градостроительного проектирования, которыми определяется порядок расчета потребности в местах постоянного и временного хранения автомобилей. Первый параметр считается, исходя из СНиП, СП (сводов правил), а также балльной оценки потребности в машино-местах. Второй — исходя из суммарной поэтажной площади объекта, коэффициента урбанизации и коэффициента доступности общественного транспорта. Для каждого проекта эти значения будут индивидуальными.
По данным ЕРЗ.РФ, в среднем по России обеспеченность строящихся многоквартирных домов машино-местами составляет 0,1 машино-место на одну квартиру. В 84,9% строящихся многоквартирных домов вообще нет машино-мест. В тех домах, где машино-места имеются, строится в среднем 0,65 машино-места на одну квартиру. Доля домов с встроенными или пристроенными паркингами за последние годы выросла незначительно — с 14% до 15,1%.
Почему нужно сокращать число парковочных мест
При проектировании жилых комплексов сегодня требуется отдавать приоритет современным городским концепциям — с грамотно разведенными пешеходным и автомобильным потоками, удобными подъездами для разгрузки и машино-местами, расположенными под землей, считает директор по продукту девелоперской компании «Брусника» Елена Еременко. По ее словам, подземных машино-мест не может и не должно быть много: не каждый житель готов потратить на паркинг от 750 тыс. до 1 млн руб.
«Текущие нормативы способствуют появлению в городах двух типов проектов. Первый представляет собой высотные дома, окруженные безжизненными парковочными полями. Бесплатность таких машино-мест иллюзорна. Не важно, есть у покупателя автомобиль или нет, цена стоянки будет включена в стоимость квадратного метра. Во втором типе проектов девелоперы организуют многоуровневый наземный паркинг на краю участка. Такие паркинги, как правило, остаются невостребованными и превращаются в пустые памятники нормативам», — говорит Елена Еременко.
Елена Еременко, директор по продукту компании «Брусника»:
— Выход один — число парковочных мест должно стать ограничивающим фактором. Городу невыгодно создавать инфраструктуру для транспорта, который более 90% времени стоит без дела. Автовладельцу машина принадлежит 24 часа 365 дней в году, но пользуется он ею всего 7% времени.
Ограничительные меры, безусловно, должны сочетаться с развитием, оптимизацией и популяризацией общественного транспорта. Предполагаем, что в таком случае о необходимости иметь автомобиль задумаются жители не только центральных, но и отдаленных районов.
Парковки нужно оставить
По оценке компании «Метриум», машино-место в новостройках Москвы включается в стоимость лота во многих проектах высокобюджетного сегмента. В массовых новостройках и бизнес-классе оно приобретается отдельно, и зачастую девелопер продает машино-место в лучшем случае по себестоимости, а в худшем — себе в убыток. Подобная инициатива может привести к росту цен на паркинги в новостройках и общему обострению проблемы с хранением личного автомобиля, считает управляющий партнер компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE) Надежда Коркка.
В Москве пересмотр нормативов обеспеченности парковками в меньшую сторону нецелесообразен, поскольку автомобилей становится все больше и рано или поздно в каждом регионе возникнут проблемы с парковкой, уверена Надежда Коркка. По ее мнению, нужен более глубокий и системный подход к решению проблемы размещения автомобилей жителей при строительстве жилья. «Можно, например, внедрять эффективные мировые и отечественные практики повышения доступности машино-мест и прорабатывать вопрос размещения наземных паркингов на муниципальных неиспользуемых землях вблизи строящихся микрорайонов. Также для жителей нужно предусмотреть на таких землях механизм сбора средств для строительства гаражных комплексов по аналогии с ЖСК», — считает эксперт.
По оценке председателя совета директоров компании «Бест-Новострой» Ирины Доброхотовой, уменьшение необходимой под паркинги площади ничего не даст, если параллельно не трогать нормативы плотности застройки по крайней мере в мегаполисах. «При фактически максимально возможной плотности застройки (25 тыс. кв. м на гектар) почти невозможно построить столько квартир, чтобы хоть какому-то проценту не хватило парковочного места даже при действующих нормативах. 25 тыс. кв. м — это шестисекционный 15-этажный дом, который займет площадь участка менее 2 тыс. кв. м. Если даже в нем будет 400 квартир, то площади под парковочные места понадобится 6 тыс. кв. м. Как ни крути, все размещаются», — поясняет эксперт. То есть, если снизить норму обеспеченности машино-местами, полезной площади участка все равно не освободить.
Обеспеченность парковочными местами
Кирилл Холопик, генеральный директор Института развития строительной отрасли, руководитель портала «Единый ресурс застройщиков»:
— Обеспеченность парковочными местами в новостройках в последние годы увеличивается. Это связано с повсеместным внедрением нормативов градостроительного проектирования, включающих в себя требования к количеству мест для хранения автомобилей. До 2016 года в новостройках в среднем по России обеспеченность парковочным пространством составляла лишь 0,3 места на строящуюся квартиру, в 2016–2018 годах — 0,6, а в 2019-м и 2020-м — более 1,0. Казалось бы, идет улучшение по формальным показателям. На самом деле все не так благополучно. Во-первых, это чаще всего уличное парковочное пространство, которым распоряжается власть. Завтра эти парковки могут исчезнуть или их могут сделать платными. Во-вторых, одно и то же уличное парковочное пространство используется жильцами всех близлежащих домов. Поэтому расчеты застройщиков нередко лукавы.
Наличие машино-мест в доме — важная составляющая для обеспечения комфорта проживания. При оценке потребительских качеств новостройки за это добавляются баллы, что влияет на ее позицию в топе новостроек. Однако есть еще и показатели комфорта самого паркинга.
В России усилился дефицит парковок в новостройках
За последние пять лет в России усилился дефицит паркингов в новостройках, сообщили
«Известиям» девелоперы и риелторы.
По данным системы мониторинга и анализа новостроек bnMap.pro, в Казани в 2017 году на 1 тыс. квадратных метров новостроек приходилось в среднем 2,49 машиномест, сейчас 1,95, в Краснодарском крае было 0,67, а стало 0,58, в Самарской области показатель сократился с 0,86 до 0,68, а в Ленинградской области с 3,1 до 2,7.
В Москве коэффициент обеспеченности машиноместами одной квартиры в домах комфорт-класса снизился с 0,7 в 2016 году до 0,5 в 2021-м, бизнес-класса с 1,2 до 0,9, премиум-класса с 2,1 до 1,6, сообщили аналитики Capital Group.
«Высокий спрос в последние полтора года на квартиры благодаря льготной ипотеке, резковозросшие цены и себестоимость строительства — все это оттягивает спрос от машиномест на жилье, делает строительство паркингов все менее рентабельным и все менее интересным для застройщиков«, — объяснила тенденцию председатель совета директоров компании «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова.
Согласно нормативам градостроительного проектирования, на одну квартиру должно приходиться одно машиноместо в стандартном жилье, отметил руководитель аналитического центра «Циан» Алексей Попов. Однако сейчас показатель в среднем в городах-миллионниках, действительно снизился до 0,7-0,8.
На фоне растущих цен на квартиры, покупательская способность граждан падает, и вместо паркинга люди выбирают дополнительные квадраты жилой площади, сказал руководитель центра новостроек федеральной компании «Этажи» Сергей Зайцев.
В итоге автомобили ставят на газон, тротуар, места для стоянки пожарной спецтехники и
так далее, добавил управляющий партнер «ВекторСтройФинанс» Андрей Колочинский.
Подробнее читайте в эксклюзивном материале «Известий»:
Материал подготовил Дмитрий Герасимов
Машине — место: в России усилился дефицит парковок в новостройках
Что стало причиной и как можно решить проблему.
В России усилился дефицит парковок в новостройках. В частности, в домах комфорт-класса Москвы коэффициент обеспеченности машино-местами одной квартиры за последние пять лет снизился с 0,7 (количество машин на семью) в 2016 году до 0,5 в 2021-м, бизнес-класса — с 1,2 до 0,9, премиум-класса — с 2,1 до 1,6. Об этом «Известиям» сообщили девелоперы и риелторы. Из-за роста цен на недвижимость, в том числе паркинги, граждане всё реже могут себе позволить их покупку, что усугубляет ситуацию с местами во дворах, отмечают эксперты.
За последние пять лет в России усилился дефицит паркингов в новостройках. По данным системы мониторинга и анализа новостроек bnMap.pro, в Казани в 2017 году на 1 тыс. кв. м новостроек приходилось в среднем 2,49 машино-мест, сейчас — 1,95, в Краснодарском крае было 0,67, а стало 0,58, в Самарской области показатель сократился с 0,86 до 0,68, а в Ленинградской области — с 3,1 до 2,7.
В Москве коэффициент обеспеченности машино-местами одной квартиры в домах комфорт-класса снизился с 0,7 в 2016 году до 0,5 в 2021-м, бизнес-класса — с 1,2 до 0,9, премиум-класса — с 2,1 до 1,6, сообщили «Известиям» аналитики Capital Group.
— Высокий спрос на квартиры благодаря льготной ипотеке в последние полтора года, резко возросшие цены и себестоимость строительства — всё это оттягивает спрос от машино-мест на жилье, делает строительство паркингов всё менее рентабельным и всё менее интересным для застройщиков, — объяснила тенденцию председатель совета директоров компании «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова.
Согласно нормативам градостроительного проектирования, на одну квартиру должно приходиться одно машино-место в стандартном жилье, отметил руководитель аналитического центра «Циан» Алексей Попов. Однако сейчас показатель в городах-миллионниках действительно снизился в среднем до 0,7−0,8, сказал он.
— В реальности эти цифры не всегда соблюдаются. Причина простая: следование нормативам приведет к избытку пустующих парковок, поэтому застройщики закладывают в проекты столько мест, сколько смогут продать, — пояснил управляющий партнер компании «ВекторСтройФинанс» Андрей Колочинский.
Цена машино-места в подземном паркинге в новостройках массового сегмента Москвы составляет 1−3 млн рублей, в высокобюджетных проектах — 7−17 млн, сказал он. По данным «Авито Недвижимости», средняя стоимость парковочного места на подземной стоянке во II квартале 2021 года составила 750 тыс. рублей по России и 1,5 млн рублей в Москве.
Такие расценки обусловлены высокой себестоимостью возведения подземных парковок, а также дороговизной земельных участков, отметил Андрей Колочинский. На фоне растущих цен на квартиры покупательная способность граждан падает, и вместо паркинга люди выбирают дополнительные квадраты жилой площади, сказал руководитель центра новостроек федеральной компании «Этажи» Сергей Зайцев.
В итоге автомобили ставят на газон, тротуар, места для стоянки пожарной спецтехники и так далее, добавил Андрей Колочинский.
— Особенно заметен дефицит в спальных районах Москвы и городах-спутниках (Балашиха, Реутов, Красногорск). Каждый свободный участок двора, в том числе газоны, сразу занимается автомобилями, что негативно влияет как на качество среды, так и на комфортность проживания, — сказала партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая.
Покупатели премиального и элитного жилья в Москве приобретают меньше машиномест в новостройках, поскольку сегодня чаще пользуются такси и каршерингом, отметили в Capital Group.
Но дефицит парковочных мест приводит к резкому ухудшению качества городской среды в местах новой массовой застройки, сказал генеральный директор ГК «Ферро-Строй» Григорий Ваулин. Изменяется концепция закрытого двора без машин, так как автомобилисты со временем нарушают внутренние правила парковки. Это чревато ухудшением социальной ситуации, конфликтами между соседями. Ухудшается, безусловно, и трафик, отметил он.
Помимо высокой стоимости паркингов, машино-мест в новостройках становится меньше и из-за длительных сроков реализации таких проектов, указал руководитель направления разработки продукта ГК «А101» Павел Брызгалов. Пик спроса на машино-места приходится не на раннюю стадию строительства дома, как в случае с квартирами, а примерно через два-три года после его заселения. Покупатели склонны решать свои жизненные задачи поэтапно: сначала купить квартиру, сделать ремонт и переехать, и только после приходят в офисы продаж за машино-местами, пояснил он.
Можно проектировать и строить коммерческие парковочные места впрок, расценивая это как инвестиции в городскую среду, чтобы в нужный момент ответить на формирующийся спрос, уверен Павел Брызгалов.
— Радикальным и однозначным решением проблемы нехватки парковочных мест представляется опыт Токио, где жители не имеют права купить машину до тех пор, пока не приобретут для нее парковочное место, — сказал он.
По мнению Григория Ваулина, для решения проблемы необходимо переходить на менее затратные технологии строительства парковочных мест. В частности, более экономичный и эффективный вариант — наземные паркинги из металлоконструкций, пояснил он.