Машины для рекультивации земель
Сельское хозяйство | UniversityAgro.ru
Агрономия, земледелие, сельское хозяйство
Популярные статьи
Приложения для Android
Рекультивация земель
Рекультивация земель — комплекс инженерно-технических, мелиоративных, агротехнических и иных мероприятий, направленных на восстановление биологической продуктивности, хозяйственной ценности нарушенных земель и улучшение условий окружающей среды.
Нарушенные земели
Нарушенные земли — земли, которые утратили свою первоначальную хозяйственную ценность или стали представлять угрозу окружающей среде посредством изменения почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного ландшафта в результате производственной деятельности человека.
61% нарушения земель приходятся на территории разработки месторождений полезных ископаемых, их переработки и геологоразведочных работ, 27% — на торфоразработки. В 1997 году площадь нарушенных земель от добычи полезных ископаемых и геологоразведочных работ составляла около 700 тыс. га, торфоразработок — более 300 тыс. га.
Согласно данным Государственного научно-исследовательского института земельных ресурсов, в зависимости от горно-геологических условий месторождений полезных ископаемых на 1 млн т открытой добычи угля нарушается от 2,6 до 43 га земельных угодий, железной руды — от 14 до 640 га, марганцевой руды — от 76 до 600 га, фосфоритов — от 22 до 77 га. Нарушение земель с ухудшением экологической обстановки может происходить также при подземной разработке месторождений вследствие деформации поверхности, например, провалов грунта, складирования выработанных пород, загрязнения промышленными выбросами, нефтепродуктами, сточными водами, буровыми растворами и шламом при бурении и эксплуатации скважин.
Нарушение земель происходит при прокладке магистральных трубопроводов, строительстве дорог и каналов. При этом происходит ухудшение ландшафтов, структуры землепользования, усиливаются эрозионные процессы, нарушается баланс грунтовых и поверхностных вод, заболачиваются или иссушаются близлежащие земли, снижается их продуктивность.
Нарушение земель преимущественно выражено в районах с высокой плотностью населения и развитой промышленностью, в которых резервы введения новых земель в сельскохозяйственное использование почти исчерпаны. По этой причине актуальным является вопрос включения в общий баланс сельскохозяйственных угодий нарушенных земель, подлежащих рекультивации.
Согласно данным государственного земельного учета, по состоянию на 1 января 1999 года площадь нарушенных земель в России составляла 1,19 млн га. Основная часть нарушенных земель сосредоточена в районах интенсивного земледелия с высокой плотностью населения.
В России отмечается тенденция роста темпов нарушения земель в Западной и Восточной Сибири, Дальнем Востоке на 15-20% в год, в Центрально-Черноземной зоне, особенно в Курской и Белгородской областях. Из землепользования этих зон для железорудной промышленности выведено свыше 30 тыс. га ценных черноземных и серых лесных почв.
Рекультивация земель
Рекультивация позволяет вернуть нарушенные земли в состав сельскохозяйственных угодий, использовать их под леса, водоемы, зоны отдыха, жилищное и промышленное строительство. Рекультивации могут подлежать выемки карьеров, торфоразработки, породные отвалы шахт и карьеров, площадки буровых скважин и т.п.
Проблема рекультивации в условиях постоянно увеличивающейся площади нарушенных земель приобретает большое социально-экономическое и экологическое значение. Вопрос рекультивации должен включаться в проекты строительства и реконструкции предприятий, в схемы землеустройства территориально-производственных комплексов.
При соблюдении научнообоснованных технологий рекультивации нарушенных земель возможно в течение 3-5 лет превратить в высокопродуктивные угодья. В России рекультивировано более 2200 тыс. га нарушенных земель.
Некоторые горные породы характеризуются эффективным плодородием. Достижения современного земледелия, разработанные технологии создания антропогенных почв, методы биологического освоения рекультивированных участков и управления почвообразовательным процессом в техногенных ландшафтах позволяет использовать эти горные породы в целях создания продуктивных сельхозугодий, а также для улучшения экологических условий применительно к конкретной природной зоне или территории.
В зависимости от требований растений к условиям произрастания, были выделены несколько эколого-трофических групп растений:
Мегатрофы — сельскохозяйственные культуры, предъявляющие наиболее высокие требования к почвенной (эдафической) среде: рожь, пшеница, овес, ячмень, кукуруза, сорго, просо, гречиха, подсолнечник, клещевина, арбуз, житняк, кострец.
Мезотрофы — культуры менее требовательные к почвенной среде: горох, чина и другие зернобобовые.
Олиготрофы — культуры, способные произрастать в специфических условиях, например, при высокой кислотности и засоленности почв, неблагоприятных воздушном или водном режимах почв. Подразделяются на галофиты, аргиллофиты, ацидофиты, псаммофиты, метофиты и другие.
Эвритрофы — культуры, обладающие способностью к симбиотической фиксации азота, позволяют обеспечить продуктивность на уровне старопахотных ненарушенных почв. К ним относятся: люцерна, эспарцет, вязель, донник, лядвенец, астрагал и другие бобовые травы.
Мощность рекультивированного почвенного слоя определяют в зависимости от биологических особенностей культур, состава горных пород и насыпного слоя. Для черноземных почв, например, она составляет от 1-1,5 до 2-2,5 м, что позволяет создать условия для развития корневой системы и растения, приближающиеся к нормальным.
Горные породы, обладающие фитотоксичными свойствами, то есть содержащими избыток легкорастворимых солей, пирит, подвижные формы железа и алюминия, породы ранних геологических возрастов, например, мел и юра мезозойские, карбон и девон палеозойский с неблагоприятными агрофизическими и агрохимическими свойствами являются наиболее проблемными для рекультивации под сельскохозяйственные угодья.
Для специфических и сложных условий Подмосковного угольного бассейна, где фитотоксичные породы во вскрышной толще составляют до 40—60%, были разработаны технологии, позволяющие создать на месте нарушенных земель сельскохозяйственные участки с урожайностью на уровне зональных показателей. Например, в Новомосковском районе Тульской области на рекультивированных землях получают до 4-4,5 т/га зерна.
На карьерах Московской области пашню создают нанесением на поверхность отвалов слоя глауконитового песка. Внесение азотных удобрений позволяет увеличить урожайность этих земель на 30-50%, по сравнению с обычными почвами.
Бросовые земли могут быть использованы для создания крупных специализированных сельскохозяйственных предприятий.
Егорьевское фосфоритное месторождение является хорошим примером успешной рекультивации земель. В условиях Курской магнитной аномалии получены положительные результаты от формирования искусственных почв на породах отвалов и прилегающих низкопродуктивных угодьях, которое было осуществлено посредством нанесения слоя чернозема и окультуривания потенциально плодородных пород.
Вскрышные породы в зоне Курской магнитной аномалии по степени пригодности для освоения и ввода в сельскохозяйственный оборот подразделяют на:
Машины для рекультивации земель
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Рекультивация нарушенных земель и земельных участков. Восстановление биологического разнообразия
Best available techniques. Disturbed lands reclamation. Restoration of biological diversity
Дата введения 2017-12-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации материалов и технологий» (ФГУП «ВНИИ СМТ») совместно с Обществом с ограниченной ответственностью «Инновационный экологический фонд» (ООО «ИНЭКО»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 113 «Наилучшие доступные технологии»
4 В настоящем стандарте реализованы нормы Директивы Европейского парламента и Совета 2004/35/ЕС* «Об экологической ответственности в отношении предупреждения и ликвидации вреда окружающей среде» (Directive 2004/35/СЕ of the European Parliament and of the Council of 21 April 2004 on environmental liability with regard to the prevention and remedying of environmental damage)
6 ИЗДАНИЕ (август 2019 г.) с Поправкой (ИУС 1-2018)
Введение
Основное назначение настоящего стандарта заключается в повышении уровня безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, охраны объектов животного, растительного мира и других природных ресурсов, имущества юридических и физических лиц, государственного и муниципального имущества.
Нарушение земель происходит при разработке месторождений полезных ископаемых, прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, при использовании арендуемых земель и территорий сельскохозяйственного назначения, а также при ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений, территорий размещения отходов производства и потребления.
Нарушение земель может привести к следующим негативным последствиям:
— торможение процессов почвообразования;
— ослабление самоочищающей способности почв и земель;
— накопление вредных веществ в растениях, из которых они прямо или опосредствованно (через продукты питания) попадают в организм человека и животных;
— нарушение почвенного покрова, гидрологического режима местности, образование техногенного рельефа:
— изменение качественного состояния земель;
— отрицательное воздействие на сохранение, восстановление и устойчивое использование биологических ресурсов;
— уменьшение и потеря биологического разнообразия;
— активизация эрозионных и других опасных природных процессов;
Рекультивации подлежат нарушенные земли всех категорий, а также прилегающие земельные участки, полностью или частично утратившие продуктивность в результате негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности. В статье 9 Конституции Российской Федерации закреплено, что земля, наравне с другими природными ресурсами, используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Проведение работ по рекультивации нарушенных земель предусмотрено в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» [1], Лесном [2] и Земельном кодексах Российской Федерации [3].
В декабре 2012 г. был утвержден статистический инструментарий [Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы. Форма N 2-ТП (рекультивация)] для осуществления федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы [4].
На современном этапе развития российской экономики перед бизнесом стоит задача практического объединения трех взаимосвязанных целей: экономической эффективности, экологической ответственности и социальной активности. При этом основное внимание следует уделить достижению синергетического эффекта при практической реализации высоких экологических обязательств и их положительного воздействия на финансово-экономические показатели и конкурентоспособность бизнеса (особенно в средне- и долгосрочном периодах) [7]. Это возможно при переходе на модель технологического нормирования на основе наилучших доступных технологий (НДТ) и эффективном применении информационно-технических справочников (ИТС) НДТ, разрабатываемых совместно с бизнес-сообществом.
В то же время ИТС НДТ, разрабатываемые во исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. N 2178-р [8], формируются с учетом норм европейского права и не предусматривают включение разделов, посвященных рекультивации нарушенных земель и земельных участков, в состав справочников: «Горнодобывающая промышленность. Общие процессы и методы»; «Добыча и обогащение руд цветных металлов»; «Добыча и обогащение железных руд»; «Добыча нефти»; «Добыча природного газа»; «Добыча и обогащение угля»; «Добыча драгоценных металлов», предназначенных для предприятий, деятельность которых может приводить к нарушению земель.
В настоящее время существует проблема отсутствия полной и достоверной информации о возможностях применения стандартизованных НДТ рекультивации нарушенных земель и земельных участков в целях восстановления биологического разнообразия.
Осуществляемое в рамках Проекта взаимодействие с компаниями энергетического сектора показало, что в указанных компаниях успешно реализованы технологии рекультивации нарушенных земель и земельных участков, включая агротехнические приемы в целях сохранения биологического разнообразия.
Технологии рекультивации нарушенных земель и земельных участков, разработанные (в том числе в целях развития традиционных технологий) и реализованные на нескольких предприятиях российского энергетического сектора в рамках Проекта [9], созданы на основе достижений науки и техники, наиболее эффективной реализации целей охраны окружающей среды и, где уместно, экономической целесообразности при условии технической возможности их применения. При этом наряду с традиционными технологиями рекультивации нарушенных земель и земельных участков, требующих восстановления почвенного плодородия, также применяются технологии рекультивации нарушенных земель и земельных участков в целях восстановления и сохранения биоразнообразия, основанные на применении комплекса работ по восстановлению территорий, ландшафта и экосистем, до состояния, приближенного к первоначальному.
В соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. N 1458 [10] и Методических рекомендаций по определению технологии в качестве наилучшей доступной*, утвержденных Приказом Минпромторга России от 31 марта 2015 г. N 665 [11], а также положениями ГОСТ Р 54097 эти технологии, прошедшие успешную апробацию в течение 6 лет, могут позиционироваться как НДТ рекультивации нарушенных земель и земельных участков.
Данные технологии используют при восстановлении нарушенных земель для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
Кроме того, в течение многих лет в компаниях энергетического сектора для приемки рекультивированных земель успешно применяют отраслевые и региональные регламенты, определяющие состав и порядок работы комиссии по приемке земель после проведения рекультивационных работ, перечень предъявляемых комиссии по приемке земель документов, гарантийные обязательства недропользователей после завершения рекультивационных работ и после приемки рекультивированных земель и земельных участков, форму гарантийного паспорта на рекультивированные земли и земельные участки и др., что позволяет с высокой эффективностью реализовывать рекультивацию нарушенных земель и земельных участков.
Основные положения по экологическому оздоровлению нарушенных земель в городских поселениях изложены в монографии [12].
Настоящий стандарт подготовлен с учетом основных положений Директивы ЕС [13] и Тематической стратегии защиты почв в ЕС [14], имеющихся в Российской Федерации технологий, оборудования, сырья, других ресурсов, а также с учетом климатических, экономических и социальных особенностей Российской Федерации.
Объектом стандартизации являются НДТ.
Аспектом стандартизации является восстановление биологического разнообразия.
В настоящий стандарт могут вноситься изменения и дополнения, что связано с достижениями научно-технического прогресса и появлением новых подходов и технологий в области рекультивации нарушенных земель и земельных участков.
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на деятельность:
— при землеустройстве, учете, инвентаризации, картографировании и паспортизации нарушенных земель;
— отраслевом и территориальном прогнозировании и планировании рекультивационных работ;
— проведении проектных и изыскательских работ по рекультивации земель и земельных участков, ранее нарушенных предприятиями, организациями и учреждениями по добыче и переработке полезных ископаемых, а также предприятиями, проводящими строительные или иные работы и деятельность, вызвавшие нарушение земель;
— проектировании работ по рекультивации в составе проектов горных и других предприятий, технология которых включает процессы нарушения и рекультивации земель;
— проектировании линейных, гидротехнических и других сооружений, строительство которых связано с нарушением земельных угодий;
— определении критериев приоритетности работ по рекультивации нарушенных земель для снижения возможных негативных последствий;
— проведении работ по рекультивации нарушенных земель.
Настоящий стандарт не распространяется на деятельность, связанную с выполнением работ на землях и территориях, загрязненных радиоактивными веществами.
Положения, установленные в настоящем стандарте, предназначены для применения в нормативно-правовой, нормативно-методической, технической и проектно-конструкторской документации, а также в научно-технической, учебной и справочной литературе применительно к процессам рекультивации нарушенных земель и земельных участков и восстановления природных ландшафтов, обеспечивая при этом защиту окружающей среды и здоровья людей, а также для пользователей следующих информационно-технических справочников НДТ: «Горнодобывающая промышленность. Общие процессы и методы», «Добыча и обогащение руд цветных металлов», «Добыча и обогащение железных руд», «Добыча нефти», «Добыча природного газа», «Добыча и обогащение угля», «Добыча драгоценных металлов».
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 17.4.2.01 Охрана природы. Почвы. Номенклатура показателей санитарного состояния
ГОСТ 17.4.3.01 Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб
ГОСТ 17.4.3.03 Охрана природы. Почвы. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ
ГОСТ 17.4.3.06 Охрана природы. Почвы. Общие требования к классификации почв по влиянию на них химических загрязняющих веществ
ГОСТ 17.4.4.02 Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа
ГОСТ 17.5.1.01-83 Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения
ГОСТ 17.5.1.02 Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации
ГОСТ 17.5.1.03 Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель
ГОСТ 17.5.3.04 Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель
Машины для рекультивации земель
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27 июля 2018 г. N РН-09-01-36/15783 «Разъяснения по правилам рекультивации и консервации земель»
Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2 Правил).
В ходе консервации земель проводятся мероприятия по уменьшению степени деградации земель, предотвращению их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, осуществляемые при прекращении использования нарушенных земель. Консервация земель проводится, если устранение негативных последствий путем рекультивации земель невозможно в течение 15 лет (п.п. 2, 7 Правил).
В соответствии с п. 5 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, Росприроднадзор осуществляет государственный земельный надзор, в том числе за соблюдением обязанностей по рекультивации земель при:
разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые;
осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.
На основании п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.
В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и не установлены, то обязанности по рекультивации земель возлагаются на собственников земельных участков, иных обладателей прав на земельные участки, а также на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (в отношении земель, не предоставленных гражданам или юридическим лицам, и в иных случаях) (п. 4 Правил).
Рекультивация земель должна осуществляться в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель (п. 8 Правил).
Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель или в виде отдельного документа в иных случаях (п. 10 Правил). Требования к содержанию проекта рекультивации земель предусмотрены в п. 14 Правил.
Иные проекты рекультивации земель, которые разработаны в виде отдельных документов, подлежат согласованию с правообладателями земельных участков, а также с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в случае проведения рекультивации земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 15 Правил).
Согласование проектов рекультивации земель с Росприроднадзором Правилами не предусмотрено.
Лица, обязанные проводить рекультивацию земель, должны направить уведомление об утверждении проекта рекультивации земель, проекта консервации земель с приложением утвержденного проекта в Росприроднадзор (в случае, если планируется проведение рекультивации, консервации земель, оборот которых не регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») (п. 24 Правил).
Сроки, в которые необходимо разработать проект рекультивации земель и приступить к рекультивации земель, определяются в соответствии с решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (п. 26 Правил).
Лица обязаны приступить к рекультивации земель в соответствии с утвержденным проектом в срок не позднее, чем 7 месяцев со дня совершения действия (окончания деятельности), в результате которых произошла деградация земель, либо со дня выявления деградации земель, в случаях, если:
решением, договором или проектной документацией срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены;
произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании;
произошло нарушение земель в результате природных явлений.
В выдаваемых Росприроднадзором предписаниях о необходимости проведения рекультивации земель необходимо предусматривать требования разработать проект рекультивации и начать работы по рекультивации в течение 7 месяцев со дня получения предписания (с целью обеспечения возможности согласования проекта) (п. 26 Правил).
При завершении работ по рекультивации, консервации земель лицом, обеспечившим проведение работ, подписывается акт о рекультивации земель, консервации земель с приложениями, соответствующий требованиям п. 30 Правил. Копия акта в 30-дневный срок подлежит представлению в Росприроднадзор (п. 31 Правил).
В случаях, когда работы по рекультивации, консервации земель выполнены с отступлением от утвержденного проекта рекультивации, проекта консервации земель или с иными недостатками, в результате которых не обеспечено соответствие качества земель требованиям, установленным п. 5 Правил, лицо, выполнившее такие работы, обязано безвозмездно устранить имеющиеся недостатки (п. 33 Правил).
Временно исполняющий обязанности Руководителя | Р.Х. Низамов |
Обзор документа
С 20 июля 2018 г. действуют утвержденные Правительством РФ Правила проведения рекультивации и консервации земель. Приведены разъяснения по отдельным нормам.
В частности, если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков, то обязанности по рекультивации земель возлагаются на собственников земельных участков, иных обладателей прав на земельные участки, а также на органы исполнительной власти и местного самоуправления (в отношении земель, не предоставленных гражданам или юрлицам, и в иных случаях).
Рекультивация земель должна проводиться по специальному проекту. Он подготавливается в составе проектной документации на возведение, реконструкцию объекта капстроительства, если такие мероприятия приведут к деградации земель или в виде отдельного документа в иных случаях.
Проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I-V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения упомянутых отходов, подлежат государственной экологической экспертизе.
Согласование проектов рекультивации земель с Росприроднадзором не предусмотрено.
Лица обязаны приступить к рекультивации земель в соответствии с утвержденным проектом в срок не позднее чем 7 месяцев со дня совершения действия (окончания деятельности), в результате которых произошла деградация земель, либо со дня выявления деградации земель в отдельных случаях.