Машины душегубки в краснодаре
Машина смерти
Злодеяния фашистов на Кубанской земле в период оккупации
В преддверии важного праздника — Дня Победы в Великой Отечественной войне «МК» на Кубани» вспоминает о печальных страницах истории Краснодарского края в период немецко-фашистской оккупации.
Именно этот регион вошел в летописи войны как экспериментальная площадка для гестаповских «машин смерти» — душегубок. Всего же на Кубани за несколько месяцев захватчиками было убито более 61 тыс. 500 мирных жителей.
Замысел врага по овладению Кубанью и всем Кавказом состоял в том, чтобы окружить и уничтожить советские войска южнее и юго-восточнее Ростова и овладеть Северным Кавказом.
В ходе упорных боев гитлеровцам удалось к началу сентября 1942 года занять почти всю территорию Краснодарского края, за исключением городов Сочи, Туапсе, Геленджик и прилегающих к ним районов.
Той лояльности к оккупантам, на которую немцы рассчитывали, они не дождались. Сопротивление захватчикам нарастало. Чтобы сломить волю к сопротивлению, запугать население, фашисты очень быстро вернулись к проверенным бесчеловечным методам борьбы — безжалостно истребляли всех: женщин, детей, стариков, инвалидов.
В Краснодаре фашисты впервые в истории Второй мирой войны применили душегубки. Назначение этой автомашины вначале держалось в строжайшей тайне. Крытый 6—7-тонный грузовик с дизельным двигателем был обит внутри железом и снабжен герметически закрывающейся дверью. По специальной трубе через решетку в полу в кузов поступали отработанные газы, содержащие окись углеводорода высокой концентрации. Запертые в машине люди погибали от газа. При посадке в машину загружалось до 80 человек, которых предварительно раздевали. Трупы зарывали в противотанковом рву в районе завода измерительных приборов. Всего за несколько месяцев оккупации на территории Краснодарского края гитлеровцы расстреляли, повесили, удушили газами в машинах-душегубках и замучили в застенках гестапо более 61 тысячи человек. Кровь стынет при одном упоминании о технике истребления советских людей.
Факты применения душегубок в Краснодаре впоследствии рассматривались на Нюрнбергском процессе над нацистскими преступниками.
Когда корреспонденты «Красной звезды» подготовили материал об использовании в Краснодаре душегубок, его напечатали не сразу: никто не мог поверить, что такое возможно.
Беспощадно зверствовали палачи в городах Ейске, Армавире, Кропоткине, Новокубанске, Усть-Лабинске, Крымском, Мостовском районах и многих других городах, станицах и хуторах края.
Зверскую расправу учинили фашисты 13 ноября 1942 года над мирными жителями рабочего поселка Михизеева Поляна Ярославского (Мостовского) района. Они выгнали из поселка всех граждан с детьми, раздели и расстреляли их из пулеметов и автоматов. Раненых пристреливали из пистолетов, докалывали штыками, детей добивали ударами головой о деревья. Всего было убито 207 человек, из них 72 женщины и 105 детей.
В том же Мостовском районе оккупанты полностью уничтожили рабочий поселок Фарский, расстреляв 186 его жителей, главным образом женщин и детей. Люто зверствовали фашисты. В Армавире бандиты расстреляли 6680 граждан, в Кропоткине — 2000, в станице Лабинской (ныне город Лабинск) — более 25 тыс. человек…
Трудно назвать хутор, станицу, тем более город, где бы изверги не оставили своего кровавого следа. За малейшее подозрение в связях с партизанами расстреливали целые семьи, а дома сжигали. Многих граждан гитлеровские варвары погребли заживо в бывшем бомбоубежище-штольне на территории цементного завода.
Железным катком прошла оккупация по жизни многих кубанцев. Душегубки, виселицы, застенки гестапо — эти средневековые методы фашисты насаждали своим режимом.
В станице Славянской 12 августа фашисты арестовали около тысячи граждан, из которых 60 человек в возрасте от 15 до 65 лет на следующий день расстреляли.
Устанавливаемые повсюду виселицы должны были внушать страх и повиновение. Ямы, овраги, противотанковые рвы и другие подобные места массовых захоронений жертв фашистских захватчиков появились в это время во многих городах и районах Кубани. А потом их число умножилось… И именно в этом, а не в лакированной поверхности «нового порядка» была страшная суть оккупационного режима.
25 ноября в станице Гостагаевской фашисты арестовали 134 местных жителя, в том числе 27 детей. Три дня их держали в холодном сыром здании, не давая есть и пить, а 27 ноября с помощью подъехавшей душегубки все 134 человека были удушены.
Вершиной изуверств стало уничтожение в городе Ейске воспитанников детского дома крайсобеса. Подъехав к детдому на машинах, фашисты грубо забросали в них детей, говоря, что повезут их на работу. 214 девочек и мальчиков вывезли за город и живьем закопали.
Образованная в марте 1943 года краевая комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков Кубани действовала шесть лет, по 1949 год. По ее данным, подтвержденным документально, в Краснодарском крае было убито, замучено оккупантами и их пособниками 61 тыс. 540 человек. Их хоронили в братских могилах…
14—17 июля 1943 года в Краснодаре состоялся первый в стране судебный процесс по делу о зверствах фашистов и их пособников на территории города Краснодара и Краснодарского края. Представителем от общественности на процессе был, в том числе, и писатель Алексей Толстой.
К 70-летию этой даты «МК» на Кубани» готовит отдельный материал, следите за нашими выходами.
Впервые фашистские «душегубки» применили в Краснодаре
Читайте также:
12 февраля жители Кубани отметят 75-летие со дня освобождение Краснодара от немецко-фашистских захватчиков. С августа 1942 по февраль 1943 года во время оккупации только в Краснодаре погибли 11 472 человека. Более половины из них нацисты отправили в последний путь, отравив выхлопным газом. О том, как некоторым краснодарцам удалось выйти живыми из «машины смерти» «Блокноту Краснодара» рассказала заведующая экскурсионным отделом музея имени Е.Д. Фелицына Светлана Катунина.
Первыми жертвами оккупантов стали евреи, жившие в Краснодаре. Их вывезли за нынешнюю территорию завода ЗИП (ранее это была северная окраина города, а за ними были сады и виноградники совхоза № 1), раздели, расстреляли и скинули всех в одну яму. Действие повторялось несколько дней. Яму размером 9 на 9 метров и глубиной 2,5 метра вырыли еще до оккупации, но для чего она была нужна, точно неизвестно и по сей день.
«Душегубками» называли немецко-фашистский газовый автомобиль «Газваген», представлявший собой мобильную газовую камеру, которую нацисты применяли для массового истребления гражданского населения на оккупированной территории СССР и Восточной Европы и военнопленных. Выпуская в камеру угарный и выхлопной газ, фашисты отправляли жертв в последний путь.
Кузов имел форму вагона без окон, внутри обит оцинкованным железом. Пол тоже был железным и на нем лежала деревянная решетка. Дверь кузова обита резиной, с помощью автоматического замка плотно закрывалась. На полу автомашины под решеткой находились две металлические трубы, в которых были частые полусантиметровые отверстия; от поперечной трубы вниз через отверстие оцинкованного пола выходила резиновый шланг, на конце которого шестигранная гайка с резьбой, соответствующей резьбе на конечности выхлопной трубы мотора.
Этот шланг навинчивался на выхлопную трубу, и при работающем моторе все выхлопные газы идут во внутрь кузова этой герметически закрытой машины. В результате скопления газов находящийся в кузове человек через непродолжительное время умирал.
22 августа 1942 года машины-душегубки подъехали к городской больнице № 3, располагавшейся на месте нынешней краевой детской больницы напротив парка им. М. Горького, где лечили душевно больных людей. 320 человек из больницы (пациентов и медперсонал) нацисты умертвили и закопали в недостроенном противотанковом рве, за виноградником совхоза № 1, в нескольких сотнях метров от места расстрела евреев.
Всего в Краснодарском крае в «душегубках» хладнокровно убито около 6700 человек. Фашисты же считали, будто в машинах смерти умирать легко. Практически благое дело совершают, «не мучают, дают заснуть».
Отмечаются случаи, когда из «душегубок» людям удавалось спастись.
История «душегубки»: кто и как использовал газовую камеру на колесах
В Третьем Рейхе история использования газовых фургонов для убийства евреев, поляков, цыган, душевнобольных и заключенных на оккупированных территориях началась с нацистской программы эвтаназии в 1939 году. Удушение газом показалось нацистам вполне подходящим вариантом, так что, недолго думая, решение начали приводить в исполнение.
Первыми жертвами стали польские и еврейские заключенные психиатрических больниц. Свидетели сообщают, что с декабря 1939 года передвижные газовые камеры использовались для убийства заключенных лечебниц в Померании, Восточной Пруссии и Польше. Фургоны использовали зондеркоманды Герберта Ланге, и их участие должно было ускорить процесс убийства. Во время Войны зондеркоманды, укомплектованные из пленных, использовались для того, чтобы облегчить работу СС – последние психологически не справлялись с регулярными массовыми казнями. Благодаря такому маневру отпадала необходимость перевозить пленников в газовые камеры, а потом в похоронные рвы или крематории.
Мобильные камеры смерти работали по тем же принципам, что и стационарные газовые камеры: из стальных баллонов через резиновый шланг водитель выпускал чистый СО в специальную герметичную конструкцию, которая имела форму коробки и размещалась на шасси. Газвагены напоминали передвижные фургоны или грузовики для доставки грузов и для маскировки их называли Kaiser’s Kaffee Geschäft, что в переводе означает «кофейня Кайзера».
В августе 1941 года шеф СС Генрих Гиммлер присутствовал на демонстрации массового расстрела евреев в Минске, после которого его стошнило. Вернув себе самообладание, Гиммлер решил, что следует найти альтернативные методы истребления людей, чтобы меньше травмировать чувствительные арийские сердца. Он приказал изучить более «удобные» способы убийства, которые были бы менее нервирующими для палачей. Потрясающий до ужаса цинизм…
Подчиненные Гиммлера стали искать выход и нашли его. Альберт Видманн из Криминально-технического института в РСХА (штаб имперской безопасности) и офицер СС Артур Небе, глава имперской криминальной полиции, вместе разработали метод использования выхлопных газов в мобильных фургонах.
Кстати, оба эти находчивых господина активно участвовали в создании Программы умерщвления «Т-4» – человеконенавистнической программе нацистов, направленной на убийство людей, которые, с точки зрения официальной идеологии, были недостойны жизни в «великом арийском обществе». Проще говоря, это были люди с инвалидностью, психическими отклонениями, наследственными болезнями (или просто те, кто болел более 5ти лет). Изначально таких людей стерилизовали, а потом решили, что проще и дешевле будет их истреблять, причем не важно, в каком возрасте.
Через несколько дней в Могилеве Небе и доктор Видманн провели эксперимент с ядовитым газом. В местном сумасшедшем доме в герметично закрытой комнате с двадцатью-тридцатью больными провели две трубы. Снаружи была припаркована машина, выхлопная труба которой шлангом была соединена с отверстием в стене. Двигатель машины был включен, и угарный газ начал просачиваться в помещение. Через восемь минут люди в комнате все еще были живы. Но когда в ход пошла вторая машина – все несчастные погибли уже через несколько минут.
Так появился полноценный «газваген», хотя нечто похожее использовал Ланге полутора годами ранее. Но теперь не нужно было тратиться на установку специальных баллонов и СО. Новые фургоны были специально сконструированы так, что смертоносные выхлопные газы по металлическим трубам отправлялись в герметичные грузовые отсеки, до отказа набитые обреченными. В большинстве случаев жертвы задыхались и отравлялись угарным газом и другими токсинами, содержащимися в выхлопах, когда фургоны перевозили их в свежие ямы или овраги для массового захоронения. Но некоторые просто теряли сознание и тогда оказывались заживо погребенными.
К июню 1942 года основной производитель газовых фургонов, Gaubschat Fahrzeugwerke GmbH, поставил 20 газовых фургонов в двух моделях, рассчитанных на 30-50 и 70-100 человек. К концу войны не осталось ни одного газового фургона. Об их существовании впервые стало известно в 1943 году во время судебного процесса над нацистскими коллаборационистами, участвовавшими в отравлении газом примерно 30-60 мирных жителей в Краснодаре. Часто казнями занимались айнзацгруппы – нацистские «эскадроны смерти», массово истреблявшие население на оккупированных территориях. Иногда им в этом помогали особо ретивые местные жители.
Вам, наверное, кажется, что на такие чудовищные преступления были способна только кровожадные нацисты? Отнюдь. Еще до того, как в Германии были освоены эти фургоны смерти, их уже вовсю использовали наши НКВДшники. Правда, в России такое новаторство в народе называли «душегубками». Считается, что изобретателем таких фургонов был Исай Берг, работник НКВД, со всей ответственностью подходивший к исполнению решений «троек» – созданных приказом Ежова репрессивных органов. Борцы с «антисоветчиной» выносили такое количество смертных приговоров, что часть повинных приходилось уничтожать в «газвагенах». Как показала эксгумация останков жертв, на черепах некоторых трупов не было следов пулевых ранений, что укрепило версию использования мобильных газовых камер.
По показаниям офицера НКВД Николая Харитонова в 1956 г., Берг сыграл важную роль в производстве газовых фургонов. Берг стал начальником административно-хозяйственного отдела Московского НКВД летом 1937 года, ему было поручено наблюдение за Бутовским полигоном. Берг должен был подготовить место к массовым расстрелам жителей Москвы и сделать так, чтобы эти казни проходили «гладко». Согласно показаниям Федора Чеснокова, члена расстрельной команды Берга, использовались грузовики, которые были снабжены клапанами, через которые газ мог направляться внутрь транспортных средств.
Сам Берг не пережил «большую чистку»: обвинили палача, как и полагается, в «троцкизме» и очень скоро расстреляли. Кстати, среди предъявленных обвинений ему вменяли и использование «газвагенов». Так бесславно окончил свои дни главный палач Бутовского расстрельного полигона и предполагаемый изобретатель «душегубки».
Впервые фашистские «душегубки» применили в Краснодаре
Читайте также:
12 февраля жители Кубани отметят 75-летие со дня освобождение Краснодара от немецко-фашистских захватчиков. С августа 1942 по февраль 1943 года во время оккупации только в Краснодаре погибли 11 472 человека. Более половины из них нацисты отправили в последний путь, отравив выхлопным газом. О том, как некоторым краснодарцам удалось выйти живыми из «машины смерти» «Блокноту Краснодара» рассказала заведующая экскурсионным отделом музея имени Е.Д. Фелицына Светлана Катунина.
Первыми жертвами оккупантов стали евреи, жившие в Краснодаре. Их вывезли за нынешнюю территорию завода ЗИП (ранее это была северная окраина города, а за ними были сады и виноградники совхоза № 1), раздели, расстреляли и скинули всех в одну яму. Действие повторялось несколько дней. Яму размером 9 на 9 метров и глубиной 2,5 метра вырыли еще до оккупации, но для чего она была нужна, точно неизвестно и по сей день.
«Душегубками» называли немецко-фашистский газовый автомобиль «Газваген», представлявший собой мобильную газовую камеру, которую нацисты применяли для массового истребления гражданского населения на оккупированной территории СССР и Восточной Европы и военнопленных. Выпуская в камеру угарный и выхлопной газ, фашисты отправляли жертв в последний путь.
Кузов имел форму вагона без окон, внутри обит оцинкованным железом. Пол тоже был железным и на нем лежала деревянная решетка. Дверь кузова обита резиной, с помощью автоматического замка плотно закрывалась. На полу автомашины под решеткой находились две металлические трубы, в которых были частые полусантиметровые отверстия; от поперечной трубы вниз через отверстие оцинкованного пола выходила резиновый шланг, на конце которого шестигранная гайка с резьбой, соответствующей резьбе на конечности выхлопной трубы мотора.
Этот шланг навинчивался на выхлопную трубу, и при работающем моторе все выхлопные газы идут во внутрь кузова этой герметически закрытой машины. В результате скопления газов находящийся в кузове человек через непродолжительное время умирал.
22 августа 1942 года машины-душегубки подъехали к городской больнице № 3, располагавшейся на месте нынешней краевой детской больницы напротив парка им. М. Горького, где лечили душевно больных людей. 320 человек из больницы (пациентов и медперсонал) нацисты умертвили и закопали в недостроенном противотанковом рве, за виноградником совхоза № 1, в нескольких сотнях метров от места расстрела евреев.
Всего в Краснодарском крае в «душегубках» хладнокровно убито около 6700 человек. Фашисты же считали, будто в машинах смерти умирать легко. Практически благое дело совершают, «не мучают, дают заснуть».
Отмечаются случаи, когда из «душегубок» людям удавалось спастись.
Репрессии, казни, душегубки: 10 фактов об оккупации Краснодара
Ровно 78 лет назад в 1943 году Краснодар в ходе освободительной операции был освобожден от немецких войск. Полностью очистить Кубань от фашистской нечисти Красной Армии удалось только через несколько месяцев в октябре. О том, как краснодарцы выживали в оккупации, как освобождался город, рассказывает ИА KrasnodarMedia.
1. Оккупация Краснодара длилась 186 дней с 9 августа 1942 года по 12 февраля 1943 года. Все это время жители города подвергались репрессиям и казням.
2. Пока столица Кубани находилась в руках неприятеля, были убиты 11 472 краснодарца. Их них 2 178 — дети. В сентябре 1942 года немцы провели «перепись» населения Краснодара. По данным оккупантов, тогда в городе проживало 151 024 человека. Во время оккупации погиб каждый 13 житель кубанской столицы.
3. Почти семь тысяч погибших жителей Краснодара были убиты в душегубках — машинах с герметичными фургонами, в которые подавались выхлопные газы. Впервые немцы опробовали работу Gaswagen в Польше, но только в Краснодаре их начали применять для умерщвления местных жителей в столь крупных масштабах.
4. На территории Краснодара немцы устроили несколько концлагерей для советских солдат и офицеров. Пленные размещались на участке, где сейчас располагается стадион «Динамо», также на улице Воронежской рядом с мясокомбинатом, неподалеку от Затона, рядом с кожевенным заводом и на перекрестке улиц Красной и Хакурате. Часть пленных была убита при взятии Краснодара Красной Армией.
5. Жителей города фашисты в период оккупации изолировали от советских новостей. Все радиоприемники у горожан изъяли. Тогда группа старшеклассников школы № 42 собрала свой радиоприемник, а сводки Совинформбюро распространяла с помощью написанных от руки листовок. 19 января 1943 года руководителя группы школьников-подпольщиков Володю Головатого схватили немцы. 17-летнего комсомольца безжалостно казнили. В 1965 году именем школьника назвали улицу Ярмарочную в Краснодаре.
6. Центр города части Красной Армии взяли уже в 2 часа ночи 12 февраля. После начались бои за окраины города. Выявлять места дислокаций прячущихся немцев красноармейцам помогали горожане. Уже днем город был взят, а части 46-й армии начали располагаться на стоянку. Жители города высыпли на улицы и встречали советские войска с неподдельной радостью и слезами.
7. Красный флаг, который стал символом освобождения города взвился на здании крайкома партии на пересечении улиц Красной и Гимназической. Первыми подняли знамя победы сержанты взвода конной разведки 121-го полка 9-й горнострелковой дивизии Даниил Васюков, Елмухаммед Ишкинин и Хангирей Адалгиреев.
8. Шесть месяцев фашисткой оккупации превратили город в руины. Краснодар стал одним из 15 городов СССР с самыми значительными разрушениями. В городе практически сравняли с землей 160 предприятий, 119 магазинов, три театра, шесть рабочих клубов, пять институтов, три гостиницы и Дом колхозника, девять больниц, 20 детских яслей, три трамвайных парка, городской водопровод, электростанцию, сотни жилых домов. Общий ущерб городу в ценах 1945 года превысил два миллиарда рублей.
9. До лета 1943 года немцы продолжали бомбить Краснодар, ведь линия фронта пролегала на расстоянии всего в 40-60 км от кубанской столицы, где дислоцировались соединения Красной Армии, госпитали, склады снабжения.
10. В 1948 году уроженец Краснодара, фронтовик и художник Петр Ружейников закончил картину «Вступление частей Красной Армии в Краснодар 12 февраля 1943 года». На полотне автор изобразил момент встречи советских войск жителями города. В центре композиции танк, который движется по улице Седина. Вдоль улицы стоят ликующие горожане. Ружейников был одним из тех, кто освобождал столицу Кубани от немецко-фашистских войск. С помощью своей работы он рассказал, как радовались жители города победе Красной Армии. Картина хранится в Краснодаре в музее имени Коваленко.