Машины постоянного тока формулы для расчета
Основные уравнения двигателя постоянного тока (ДПТ)
В этой статье описаны основные формулы, величины и их обозначения которые относятся ко всем двигателям постоянного тока.
В результате взаимодействия Iя тока якоря в проводнике L обмотки якоря с внешним магнитным полем возникает электромагнитная сила создающая электромагнитный момент М который приводит якорь во вращение с частотой n.
Противо ЭДС двигателя Eя
При вращении якоря пазовый проводник пресекает линии поля возбуждения с магнитной индукцией B и в соответствии с явлением электромагнитной индукции в проводнике наводится ЭДС Eя направленная навстречу Iя. Поэтому эта ЭДС называется противо ЭДС и она прямо пропорциональна Ф магнитному потоку и частоте вращения n.
Ce — постоянный коэффициент определяемой конструкцией двигателя.
Применив второй закон Кирхгофа получаем уравнение напряжения двигателя.
где ∑R — суммарное сопротивления обмотки якоря включающая сопротивление :
Ток якоря Iя
Выразим из формулы 2 ток якоря.
Частота вращения якоря
Из формул 1 и 2 выведем формулу для частоты вращения якоря.
Электромагнитная мощность двигателя
Электромагнитный момент
где: ω = 2*π*f — угловая скорость вращения якоря, Cм — постоянный коэффициент двигателя (включает в себя конструктивные особенности данного двигателя)
Момент на валу двигателя, т.е. полезный момент, где М0 момент холостого хода;
Курсовая работа: Расчет машины постоянного тока
Название: Расчет машины постоянного тока Раздел: Рефераты по физике Тип: курсовая работа Добавлен 20:30:07 04 апреля 2011 Похожие работы Просмотров: 4363 Комментариев: 19 Оценило: 4 человек Средний балл: 4.8 Оценка: неизвестно Скачать | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
h, мм | 80–200 | 225–315 | 355–500 |
t, мм | 10–20 | 15–35 | 18–40 |
Ориентировочно число пазов можно определить по формуле:
(2.4)
отношение
При выбранном Z t1 :
(2.5)
Число эффективных проводников в пазу (целое число):
(2.6)
Максимальное число коллекторных пластин:
(2.7)
где – число элементарных пазов в одном реальном и
;
Напряжения между соседними коллекторными пластинами:
(2.8)
(2.9)
где DК – диаметр коллектора и при полузакрытых пазах DК = (0,65–0,85) D.
Число коллекторных пластин уточняют путём сравнения вариантов:
Таблица 2.1 Варианты выполнения обмотки якоря
Число витков в секции (целое число):
(2.10)
Уточненное значение линейной нагрузки:
(2.11)
Скорректированная длина якоря:
(2.12)
Окружная скорость коллектора:
(2.13)
(2.14)
Предварительное значение плотности тока в обмотке якоря:
(2.15)
где
Предварительное сечение эффективного провода:
(2.16)
Для всыпных обмоток с полузакрытыми пазами из таблицы 2.4 [1] выбираем круглый провод марки ПЭТВ при классе нагревостойкости B:
Определяем сечение эффективного проводника:
3. Расчет геометрии зубцовой зоны
Площадь поперечного сечения обмотки, уложенной в один полузакрытый паз:
(3.1)
где – диаметр одного изолированного провода;
– число элементарных проводников в одном эффективном;
– число витков в секции;
– число элементарных пазов в одном реальном;
– коэффициент заполнения паза изолированными проводниками
.
Высота паза ;
Ширина шлица ;
Высота шлица ;
(3.2)
где – допустимое значение индукции в зубцах; КС – коэффициент заполнения пакета якоря сталью, КС = 0,95.
Большой радиус паза:
(3.3)
Меньший радиус паза:
(3.4)
Расстояние между центрами радиусов:
(3.5)
Минимальное сечение зубцов якоря:
(3.6)
Рис. 3.1 Полузакрытые пазы овальной формы с параллельными сторонами зубцов
Составляется эскиз пазов овальной формы по рис. 3.1.
Предварительное значение внутреннего диаметра якоря и диаметра вала:
(3.7)
Предварительное значение ЭДС:
(3.8)
где – коэффициент;
Предварительное значение магнитного потока на полюс:
(3.9)
Для магнитопровода якоря принимается сталь марки 2312. Индукция в сечении зубцов:
(3.10)
4. Расчет обмотки якоря
Длина лобовой части витка:
(4.1)
Средняя длина полувитка обмотки якоря:
(4.2)
где –длина якоря, приближенно для машин без радиальной вентиляции
.
Полная длина проводников обмотки якоря:
(4.3)
Сопротивление обмотки якоря при температуре 20 °С:
(4.4)
Сопротивление обмотки якоря при температуре 75 °С:
(4.5)
Масса меди обмотки якоря:
(4.6)
Расчет шагов обмотки:
Шаг по коллектору :
(4.7)
Первый частичный шаг :
(4.8)
где å – дробное число, с помощью которого Y1 округляется до целого числа
5. Определение размеров магнитной цепи
Высота спинки якоря (см. рис. 3.1):
(5.1)
Магнитная индукция в спинке якоря:
(5.2)
где – площадь поперечного сечения спинки якоря с учетом аксиальных каналов диаметром d.
Предельно допустимое значение магнитной индукции в спинке якоря Bj =1.4¸1.45 Тл.
Ширина выступа полюсного наконечника:
(5.3)
где из п. 1.13.
Ширина сердечника главного полюса:
(5.4)
Индукция в сердечнике:
(5.5)
где для четырех полюсной машины.
Для стали 3411 предельно допустимая индукция
Размеры главного полюса показаны на рис. 5.1
Рис. 5.1 Полюсный наконечник главного полюса.
(5.6)
где ВС – индукция в станине, ВС = 1,3 Тл.
(5.7)
(5.8)
Наружный диаметр станины:
(5.9)
Внутренний диаметр станины:
(5.10)
Высота главного полюса:
(5.11)
где d – воздушный зазор; d = 0,0018
6. Расчетные сечения магнитной цепи
Сечение воздушного зазора:
(6.1)
(6.2)
Минимальное сечение зубцов якоря:
SZ из п. 3.7
Сечение спинки якоря:
(6.3)
Сечение сердечников главных полюсов:
(6.4)
где
из п. 5.5
7. Средние длины магнитных линий
Коэффициент воздушного зазора, учитывающий наличие пазов на якоре:
(7.1)
Расчетная длина воздушного зазора:
(7.2)
(7.3)
(7.4)
Сердечник главного полюса:
Воздушный зазор между главным полюсом и станиной:
(7.5)
(7.6)
8. Индукция в расчетных сечениях магнитной цепи
Индукция в воздушном зазоре:
(8.1)
Индукция в сечении зубцов якоря:
(8.2)
Индукция в спинке якоря:
из п. 5.1
Индукция в сердечнике главного полюса:
из п. 5.4
Индукция в станине:
(8.3)
где для четырех полюсной машины;
9. Магнитное напряжение отдельных участков магнитной цепи
Расчётная величина | Расчётная формула | Ед. изм. | 0,5Fdн | 0,75Fdн | Fdн | 1,1Fdн | 1,15Fdн | 1,2Fdн |
ЭДС | E | В | 53,35 | 80 | 106,7 | 117,4 | 122,7 | 128 |
Магнитный поток | Вб | 0,006 | 0,009 | 0,012 | 0,0132 | 0,0138 | 0,0144 | |
Магнитная индукция в воздушном зазоре | Тл | 0,305 | 0,457 | 0,61 | 0,67 | 0,7 | 0,732 | |
МДС воздушного зазора | Fd =1,6∙10 6 Bd Ld | А | 1054,45 | 1581,67 | 2108,9 | 2319,39 | 2425,235 | 2530,68 |
Магнитная индукция в зубцах якоря | Bz =Kz Bd | Тл | 0,805 | 1,21 | 1,61 | 1,77 | 1,85 | 1,93 |
Напряжённость магнитного поля в зубцах якоря | Hz | А/м | 140 | 410 | 3600 | 11700 | 16400 | 23700 |
Магнитное напряжение зубцов | Fz =2Hz Lz | А | 5,6 | 16,456 | 144,49 | 469,6063 | 658,25 | 951,2539 |
Магнитная индукция в спинке якоря | Тл | 0,465 | 0,6975 | 0,93 | 1,023 | 1,0695 | 1,116 | |
Напряжённость магнитного поля в спинке якоря | Hj | А/м | 73 | 96 | 205 | 252 | 282 | 320 |
Магнитное напряжение в спинке якоря | Fj =Hj Lj | А | 2,26 | 3,39 | 14,53 | 4,972 | 5,198 | 5,424 |
Магнитный поток главного полюса | Fг =sг Fd | Вб | 0,007275 | 0,01091 | 0,01455 | 0,016 | 0,0167 | 0,0175 |
Магнитная индукция в сердечнике главного полюса | Тл | 0,55 | 0,825 | 1,1 | 1,21 | 1,256 | 1,32 | |
Напряжённость магнитного поля в сердечнике главного полюса | Hг | А/м | 81 | 136 | 213 | 246 | 261 | 283 |
Магнитное напряжение сердечника главного полюса | Fг =2Hг Lг | А | 13,467 | 22,61 | 35,41 | 40,90 | 43,395 | 47,053 |
Магнитная индукция в воздушном зазоре между главным полюсом и станиной | Bс п =Вг | Тл | 0,55 | 0,825 | 1,1 | 1,21 | 1,256 | 1, 32 |
Магнитное напряжение воздушного зазора между главным полюсом и станиной | Fс п =1,6∙10 6 Bг Lс п | А | 102,6313 | 153,947 | 205,4 | 225,789 | 234,373 | 246,315 |
Магнитная индукция в станине | Тл | 0,65 | 0,98 | 1,30 | 1,43 | 1,50 | 1,56 | |
Напряжённость магнитного поля в станине | Нс | А/м | 535 | 898 | 1590 | 2300 | 2890 | 3560 |
Магнитное напряжение станины | Fc =Hс Lс | А | 93,827 | 157,49 | 278,852 | 403,37 | 506,844 | 624,348 |
Суммарная МДС на пару полюсов | FS =Fd +Fz +Fj +Fг +Fc n +Fc | А | 1272,235 | 1935,563 | 2787,58 | 3464 | 3873,295 | 4405,07 |
МДС переходного слоя | Fdjz =Fd +Fz +Fj | А | 1060,05 | 1601,52 | 2267,9 | 2793,97 | 3088,68 | 3487,358 |
10. Расчет параллельной обмотки возбуждения
Необходимая МДС параллельной обмотки:
(10.1)
Средняя длина витка катушки параллельной обмотки:
(10.2)
Толщина изоляции принимается приближенно
при диаметрах якоря до
.
.
Сечение меди параллельной обмотки:
(10.3)
где –коэффициент запаса;
– коэффициент, учитывающий увеличение сопротивления меди при увеличении температуры до 75 0 С.
Номинальная плотность тока принимается:
(10.4)
Число витков на пару полюсов:
(10.5)
Номинальный ток возбуждения:
(10.6)
Полная длина обмотки:
(10.7)
Сопротивление обмотки возбуждения при температуре 20 ° С:
(10.8)
Сопротивление обмотки возбуждения при температуре 75 ° С:
(10.9)
Масса меди параллельной обмотки:
(10.10)
11. Коллектор и щетки
Ширина нейтральной зоны:
(11.1)
Принимается ширина щетки:
(11.2)
Поверхность соприкосновения щетки с коллектором:
(11.3)
При допустимой плотности тока , число щеток на болт:
(11.4)
Поверхность соприкосновения всех щеток с коллектором:
(11.5)
Плотность тока под щетками:
(11.6)
Активная длина коллектора:
(11.7)
12. Расчет обмотки добавочных полюсов
МДС обмотки добавочных полюсов для машин постоянного тока без компенсационной обмотки находится в пределах:
(12.1)
Число витков на один полюс:
(12.2)
где ад – число параллельных ветвей обмотки добавочных полюсов, ад =1
Предварительное сечение проводников:
(12.3)
где , при IP23
Принимаем сердечник добавочного полюса длиной :
при равной длине якоря
Ширина сердечника
Средняя длина витка обмотки добавочного полюса:
(12.4)
где –ширина катушки добавочного полюса;
и
– односторонний размер зазора между сердечником добавочного полюса и катушкой с учетом изоляции сердечника;
при диаметрах якоря D до 0,5 м.
Полная длина проводников обмотки:
(12.5)
12.7 Сопротивление обмотки добавочных полюсов при температуре 20 0 С:
(12.6)
Сопротивление при температуре 75 0 С:
(12.7)
Масса меди обмотки добавочных полюсов:
(12.8)
Электрические потери в обмотке якоря:
(13.1)
Электрические потери в обмотке добавочных полюсов:
(13.2)
Электрические потери в параллельной обмотке возбуждения:
(13.3)
Электрические потери в переходном контакте щеток на коллекторе:
(13.4)
где – потери напряжения в переходных контактах
Потери на трение щеток о коллектор:
(13.5)
где – давление на щётку
;
– коэффициент трения щетки
;
Потери в подшипниках и на вентиляцию:
Принимаем
Масса стали ярма якоря:
(13.6)
Условная масса стали зубцов якоря с овальными пазами:
(13.7)
Магнитные потери в ярме якоря:
(13.8)
где – удельные потери в ярме якоря:
(13.9)
где – удельные потери в стали для
и
;
– частота перемагничивания
;
Магнитные потери в зубцах якоря:
(13.10)
где
(13.11)
(13.12)
(13.13)
Конструкция двигателя постоянного тока
В данной работе был выполнен расчет двигателя постоянного тока параллельного возбуждения: исполнения по степени защиты – IP22, по способу охлаждения – IC01, изоляция класса В, за основу была взята машина серии 2П.
В частности был произведен расчет главных размеров двигателя, выбрана и рассчитана обмотка якоря, произведен расчет и проверка магнитной цепи машины, также расчет параллельной обмотки возбуждения, щеточно-коллекторного узла и добавочных полюсов. В заключении был произведен расчет потерь и коэффициента полезного действия машины и сделан подробный чертеж машины постоянного тока с приведенной спецификацией.
Список используемой литературы
1. Вольдек А.И. Электрические машины. – Л.: Энергия, 1978.
2. Виноградов Н.В. Производство электрических машин. – М.: Энергия, 1970.
3. Иванов – Смоленский А.В. Электрические машины. – М.: Энергия, 1980.
4. Копылова И.П. Электрические машины. – М.: Энергоатомиздат, 1986.
5. Проектирование электрических машин. / Под ред. Копылова И.П. – М.: Энергия, 1980.
- Как проверить мультиметром питание в проводке автомобиля
- Посчитать трейд ин авто с пробегом