Машины постоянного тока специального назначения
Специальные машины постоянного тока
Глава сорок седьмая
СПЕЦИАЛЬНЫЕ МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА
47.1. Вентильный двигатель
Вентильные двигатели являются разновидностью двигателей постоянного тока, у которых коллекторно-щеточный узел заменен полупроводниковым коммутатором.
Наличие коллекторно-щеточного узла в двигателях постоянного тока осложняет их эксплуатацию (так как требуются периодическая замена щеток и чистка коллектора), ограничивает их предельную мощность, не позволяет применять их в агрессивных и взрывоопасных средах. Вентильные двигатели лишены этих недостатков. Применение их началось относительно недавно и связано с развитием полупроводниковой техники. В настоящее время серийно выпускаются вентильные двигатели относительно небольшой мощности.
Полупроводниковый коммутатор в вентильных двигателях выполняет те же функции, что и коллекторно-щеточный узел в обычных двигателях постоянного тока, т. е. изменяет направление тока в проводниках секций обмотки якоря при переходе из зоны действия полюса одной полярности в зону действия полюса другой полярности. Это необходимо делать, для того чтобы вращающий момент, создаваемый током, протекающим в секции, всегда сохранял одно и то же направление.
Чтобы исключить скользящий контакт в цепи якоря, для вентильных двигателей обычно применяют обращенную конструкцию машины постоянного тока. В этой конструкции обмотку якоря размещают на неподвижном статоре, а полюсы — на роторе.
Магнитное поле возбуждения может создаваться электромагнитным путем, для чего на полюсах размещают обмотку возбуждения, получающую питание от сети постоянного тока через расположенные на валу ротора контактные кольца.
Как известно, мощность возбуждения в несколько десятков раз меньше мощности якоря, поэтому работа щеточного контакта в этой цепи протекает более надежно, чем в якорной. Наряду с электромагнитным в вентильных двигателях часто применяется магнитоэлектрическое возбуждение. Для этого в полюсах устанавливают постоянные магниты. В этом случае скользящий контакт будет отсутствовать как в цепи якоря, так и в цепи возбуждения. Такие двигатели называют бесконтактными двигателями постоянного тока. Для пояснения принципа действия вентильного двигателя на рис. 47.1 изображена его принципиальная схема. Для сопоставления на рис. 47.2 дана схема коллекторного двигателя постоянного тока в обращенном варианте. У последнего коллектор неподвижен, а щетки механически связаны с валом машины и вращаются вместе с ротором.
У коллекторного двигателя секции подсоединяются к коллекторным пластинам, а в вентильном двигателе — через реверсивный управляемый полупроводниковый ключ — непосредственно к сети постоянного тока.
Рис. 47.1. Схема вентильного двигателя с замкнутой обмоткой якоря
Для момента времени, изображенного на рис. 47.2, показано распределение тока в секциях обмотки якоря. При повороте полюсов и щеток секции 1, 2, 3 и т. д. поочередно переходят в зону действия нижнего полюса, и соответственно в них будет изменяться направление тока. У вентильного двигателя для того же момента времени (рис. 47.1) ток в обмотку якоря поступает через ключи 1 и n. Остальные вентили в это время закрыты. Распределение тока в секциях обмотки якоря будет таким же, как и на рис. 47.2.
При повороте полюсов, когда секция 1 перейдет в зону действия нижнего полюса, ключи 1 и n закроются, а откроются ключи 2 и n+1 и т. д. В результате для любых моментов времени распределение тока в обмотке якоря будет таким же, как и у коллекторного двигателя, а вращающий момент, создаваемый проводниками обмотки якоря при протекании по ним тока, будет иметь неизменное направление.
Рис. 47.2. Обращенный двигатель постоянного тока
Для поочередного включения ключей в зависимости от углового положения полюсов в двигателе предусматриваются специальные устройства — датчики углового положения ротора.
Датчик положения состоит из возбудителя, соединенного непосредственно с валом двигателя, и чувствительных элементов, в которых при определенных положениях возбудителя должен появиться сигнал на переключение ключей полупроводникового коммутатора. Существует большое разнообразие датчиков, в которых используются чувствительные элементы, реагирующие на изменение различных видов энергии: магнитной, электрической, световой и др.
В большинстве случаев обмотку якоря вентильного двигателя нецелесообразно выполнять с таким же большим числом секций, как и у коллекторных двигателей. С уменьшением числа секций сокращаются число полупроводниковых приборов и размеры преобразователя. Обычно вентильные двигатели выполняют с числом секций 2—4. Наибольшее распространение получили трех секционные двигатели. Обмотка якоря может быть замкнутой (по типу обмотки якоря машины постоянного тока) и разомкнутой.
Рис. 47.3. Вентильный двигатель с трех секционной разомкнутой обмоткой якоря
Рис. 47.4. Вентильный двигатель с трех секционной обмоткой якоря
На рис. 47.3 показана упрощенная схема двигателя с трех секционной разомкнутой обмоткой якоря. В полупроводниковых коммутаторах в качестве ключей, включающих и отключающих секции обмотки якоря, используются тиристоры или транзисторы. Тиристоры применяются в двигателях средней и большой мощности, а транзисторы — в двигателях малой мощности.
Секции обмотки якоря могут подключаться к сети через двойные или одинарные ключи. В первом случае (рис. 47.4) ток в секции может протекать в двух направлениях, при этом улучшается использование обмотки якоря, повышается мощность двигателя, но усложняются схема и размеры полупроводникового коммутатора.
Во втором случае (рис. 47.3) использование обмотки якоря ухудшается, но уменьшаются размеры полупроводникового коммутатора. Включение обмоток якоря через одинарные ключи применяется в двигателях малой мощности.
Как следует из сказанного, вентильный двигатель состоит из трех функционально связанных между собой частей; собственно электродвигателя Д, датчиков положения ДП и полупроводникового коммутатора ПК (рис. 47.5).
Механические характеристики вентильных двигателей при большом числе секций подобны аналогичным характеристикам коллекторных двигателей. При ограниченном числе секций, когда каждая из них будет иметь большое число витков, механические характеристики из-за влияния индуктивности L(L
w2) отклоняются от линейного характера и тем сильнее, чем больше L (рис. 47.6).
Рис.Функциональная схема вентильного двигателя
Рис. 47.6. Механические характеристики вентильного двигателя: 1 — без учета индуктивности секции; 2 — с учетом индуктивности
Регулировать частоту вращения вентильных двигателей можно теми же способами, что и в коллекторных двигателях. Широкое применение находят широтно-импульсный способ регулирования напряжения, для чего используется имеющийся полупроводниковый коммутатор (см. § 46.11).
47.2. Двигатели с гладким якорем
У таких двигателей на якоре отсутствуют зубцы и пазы (рис. 47.7). Проводники 1 обмотки укладывают на гладкую предварительно изолированную цилиндрическую поверхность сердечника 3 якоря. После этого на обмотку сверху накладывают бандаж 2 из стеклоленты и пропитывают ее в эпоксидных компаундах. В результате этого обмотка надежно закрепляется на якоре и приобретает монолитную конструкцию.
Рис. 47.7. Поперечный разрез двигателя с гладким якорем
Машины постоянного тока с гладким якорем в некоторых случаях имеют определенные преимущества по сравнению с машинами с зубчатым якорем. Эти машины могут иметь меньший момент инерции, за счет чего повышается их быстродействие. Снижение момента инерции происходит из-за уменьшения объема якоря вследствие возможности повышения индукции в воздушном зазоре В, (см. § 19.2), что невозможно в машинах с зубчатым якорем, в которых увеличение индукции ограничивается насыщением зубцов.
Двигатели с гладким якорем применяют также в тех случаях, когда ожидаются тяжелые условия коммутации (например, в качестве тяговых двигателей). Улучшение коммутации в таких машинах происходит вследствие того, что у них из-за отсутствия стальных зубцов реактивная ЭДС коммутируемых секций будет в 2—4 раза меньше, чем в машинах с зубчатым якорем.
В двигателях с гладким якорем по пути магнитного потока из полюса 4 в якорь появляется большой немагнитный промежуток, размер которого равен сумме радиального размера обмотки якоря и воздушного зазора менаду якорем и статором. Этот немагнитный промежуток в несколько раз превышает воздушный зазор в машинах с зубчатым якорем.
Наличие такого немагнитного промежутка в двигателях с гладким якорем имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительное проявление сказывается в уменьшении влияния поперечной реакции якоря на магнитное поле машины. В результате этого уменьшается размагничивающее действие реакции якоря, благодаря чему повышается перегрузочная способность машины. Отрицательной стороной является значительное (в 1,5—3 раза) увеличение размеров обмотки возбуждения, так как для проведения магнитного потока через больший немагнитный промежуток требуется увеличение ее МДС, что приводит к возрастанию потерь в ней. Кроме того, у этих двигателей возрастают добавочные потери от вихревых токов в обмотке якоря. Возрастание этих потерь происходит вследствие того, что проводники, лежащие на поверхности якоря, будут вращаться в сильном магнитном поле полюсов. В машинах с зубчатым якорем поле в пазу, где лежат проводники обмотки, мало и поэтому добавочные потери невелики. Наряду с этим у двигателей с гладким якорем полностью исчезают магнитные потери в зубцах якоря. При рациональном проектировании таких машин полные потери и КПД их могут иметь примерно такие же значения, как и у машины с зубчатым якорем.
47.3. Двигатели постоянного тока с печатными обмотками якоря
Двигатели постоянного тока с печатными обмотками обладают малым моментом инерции, большой перегрузочной способностью и применяются в быстродействующих приводах. Они имеют два конструктивных варианта: с цилиндрическим якорем и дисковым якорем.
Цилиндрический якорь с печатной обмоткой (рис. 47.8) изготовляют в виде полого цилиндра 1 из изоляционного материала, на внешнюю и внутреннюю поверхности которого электрохимическим путем наносят медную обмотку.
Рис. 47.8. Цилиндрический якорь с печатной обмоткой
Обмотку якоря подсоединяют к коллектору 2, который имеет обычное исполнение. Коллектор и цилиндрический якорь вращаются вместе.
Машина имеет два статора — внешний и внутренний. Внешний статор имеет обычное для машин постоянного тока исполнение. На нем размещают полюсы машины. Внутренний статор 3 представляет собой неподвижный цилиндр из ферромагнитного материала и служит для проведения магнитного потока. Его закрепляют на одном из подшипниковых щитов через подшипники на валу машины.
Рис. 47.9. Дисковый якорь с печатной обмоткой
Дисковый якорь (рис. 47.9) представляет собой тонкий диск из электроизоляционного материала, на обе стороны которого нанесена обмотка. Этот диск располагается на валу машины и вращается между полюсами, создающими поток в осевом направлении. В машине отсутствует коллектор, а щетки скользят по поверхности диска, соприкасаясь непосредственно с проводниками.
Вращающаяся часть якоря машин с печатными обмотками имеет небольшую массу, благодаря чему снижается момент инерции. В этих машинах для возбуждения часто применяют полюсы из постоянных магнитов.
Двигатели с цилиндрическим якорем имеют мощность от нескольких сотен ватт до нескольких киловатт, а двигатели с дисковым якорем — несколько десятков или сотен ватт.
47.4. Тахогенераторы постоянного тока
В некоторых случаях требуется преобразовать скорость какого-либо механизма в электрический сигнал—напряжение. Для этой цели применяют специальные электрические машины, называемые тахогенераторами. Тахогенератор постоянного тока является генератором постоянного тока небольшой мощности и имеет обычную для этих машин конструкцию. Он может иметь электромагнитное или магнитоэлектрическое возбуждение. Вал тахогенератора сочленяют с валом механизма, скорость которого необходимо измерить.
Основной характеристикой тахогенератора является зависимость напряжения на выводах его якоря от скорости: UГ=f(ω). Требуется, чтобы эта зависимость имела линейный характер.
Аналитическое выражение характеристики UГ=f(ω) можно получить из равенства, аналогичного (45.1):
Учитывая, что E=сωФ и Ia=UГ/RНГ, после преобразования получим
Если принять переходное падение напряжения в щеточном контакте ΔUЩ=0, то будем иметь
Здесь коэффициент определяет крутизну выходной характеристики тахогенератора UГ=f(ω). Крутизна выходной характеристики обычно находится в пределах от 3 до 100 мВ/(об/мин). Крутизна характеристики зависит от сопротивления нагрузки. Для уменьшения влияния нагрузки выбирают
.
47.5. Электромашинные усилители
Электромашинные усилители (ЭМУ) являются разновидностью генераторов постоянного тока. ЭМУ предназначены для работы в системах автоматического регулирования. Они управляют относительно большими мощностями с помощью относительно малой мощности, подаваемой на обмотку возбуждения. Отношение мощности, снимаемой с якоря усилителя, РВЫX к мощности, подаваемой на обмотку возбуждения, РBX называется коэффициентом усиления:
Простейшим ЭМУ является обычный генератор независимого возбуждения. Но коэффициент усиления этого генератора невелик и составляет от 30 до 100. Для повышения точности работы систем автоматического регулирования потребовалось создание специальных электрических машин (ЭМУ) с коэффициентом усиления, равным 103—105. Наиболее широкое распространение в настоящее время получили ЭМУ поперечного поля. Они’ представляют собой генератор постоянного тока чаще всего двухполюсного исполнения (рис. 47.10). На коллекторе усилителя устанавливается двойной комплект щеток, смещенных относительно друг друга на 90°. Щетки, расположенные по оси q, принято называть поперечными, а по оси d — продольными. Поперечные щетки q замкнуты накоротко, а к щеткам d присоединяется нагрузка. На статоре по продольной оси размещаются несколько обмоток возбуждения, которые в ЭМУ принято называть обмотками управления (ОУ). На рис. 47.10 показана одна из них. Если через эту обмотку пропустить небольшой ток управления IУ, то он создает относительно малый поток управления ФУ, который при вращении якоря индуцирует в его обмотке ЭДС Е2. Направление этой ЭДС в проводниках обмотки показано на рис. 47.10 (слой, ближний к внешней поверхности якоря). Максимальное значение этой ЭДС будет между щетками q—q. Так как цепь этих щеток замкнута накоротко, то вследствие небольшого сопротивления поперечной цепи даже при сравнительно небольшом значении Е2 по якорю и через щетки q—q потечет значительный ток I2. Его направление совпадет с направлением ЭДС Е2. Этот ток, протекая по обмотке якоря, создает поток реакции якоря Ф2, направление которого совпадает с осью q. Поток Ф2 во много раз больше потока ФУ.
Рис. 47.10. Электромашинный усилитель поперечного поля
Поток Ф2 индуцирует в той же обмотке якоря ЭДС Е3, действующую между щетками d—d. Направления ЭДС Е3 и обусловленного ею тока в якоре I3 показаны на рис. 47.10 (внутренний слой). Ток нагрузки I3, протекая по обмотке якоря, создает поток реакции якоря Фа3, направленный навстречу потоку управления ФУ. Поток Фа3 во много раз больше потока ФУ, поэтому для нормальной работы усилителя поток Фа3 необходимо скомпенсировать. С этой целью на статоре располагают компенсационную обмотку (КО). Ее включают последовательно с якорем и нагрузкой. Для более полной компенсации реакции якоря эту обмотку выполняют распределенной по пазам статора. На рис. 47.11 показан поперечный разрез пакета статора. Он, так же как и пакет якоря, собран из отдельных листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм. В листах вырублены три вида пазов: большие, средние и малые. Распределение обмоток по пазам показано на рис. 47.11.
МДС компенсационной обмотки FK рассчитывают обычно так, чтобы она была больше МДС реакции якоря Fа3. С помощью резистора RШ, К, шунтирующего эту обмотку, регулируется степень компенсации реакции якоря. При FK=Fа3 в машине будет полная компенсация, при FK Fа3 — перекомпенсация. Наиболее часто ЭМУ работает с небольшой недокомпенсацией.
Для улучшения коммутации тока нагрузки IЗ по продольной оси предусмотрены дополнительные полюсы. По поперечной оси у ЭМУ малой и средней мощности дополнительные полюсы обычно не устанавливают, так как ток I2 относительно невелик. Для того чтобы обеспечить более легкие условия коммутации для этого тока, иногда его еще больше снижают за счет включения в поперечную цепь дополнительной обмотки. Эту обмотку размещают в пазах среднего размера. Она создает поток, направленный согласно с потоком Ф2.
Рис. 47.11. Лист статора электромашинного усилителя поперечного поля
Из рассмотрения принципа действия ЭМУ поперечного поля следует, что он имеет двухступенчатое возбуждение, за счет чего у него достигается высокий коэффициент усиления. Входная мощность первой ступени равна , а выходная
(RУ и R2 — сопротивления обмотки управления и поперечной цепи). Для второй ступени входной мощностью является
, а выходной U3I3. Соответственно коэффициенты усиления ступеней
а результирующий коэффициент усиления ЭМУ равен их произведению:
Для увеличения коэффициента усиления магнитную систему ЭМУ выполняют ненасыщенной, что снижает мощность возбуждения. Кроме большого коэффициента усиления ЭМУ поперечного поля имеет относительно высокое быстродействие.
47.6. Сварочный генератор
Для электросварки необходимо, чтобы внешняя характеристика генератора U=f(I) имела крутопадающий характер. На рис. 47.12 представлена схема такого генератора, выпускаемого в СССР для сварочных работ.
На статоре располагают расщепленные полюсы, т. е. полюс каждой полярности состоит из двух частей. У одного частичного полюса сердечник имеет увеличенное сечение и поэтому слабо насыщен, а у другого, наоборот, сечение уменьшено, вследствие чего он имеет повышенное насыщение.
Обмотка возбуждения присоединена к одной из основных щеток и к щетке в, установленной между основными щетками, расположенными на геометрической нейтрали.
Рис. 47.12. Сварочный генератор
При нагрузке, когда по якорю проходит ток, он создает МДС реакции якоря Fa направление которой выбирается навстречу полю частичных полюсов N1, S1 и согласно с полем полюсов N2S2. Так как полюсы N1 и S1 слабо насыщены, то их потоки сильно уменьшаются, потоки полюсов N2 и S2 остаются почти без изменения, поскольку они имеют сильное насыщение. При этих условиях суммарный поток одноименных полюсов будет с ростом тока уменьшаться и внешняя характеристика приобретет падающий характер.
Ток возбуждения генератора будет слабо зависеть от нагрузки, так как напряжение на обмотке возбуждения определяется потоком полюсов N2 и S2, который остается практически постоянным.
Рис. 47.13. Внешние характеристики сварочного генератора
Внешние характеристики таких генераторов показаны на рис. 47.13. Сварочный ток (ток короткого замыкания) устанавливают с помощью резистора RB в цепи возбуждения.
47.7. Магнитогидродинамические машины
Магнитогидродинамическими машинами (МГД-машинами) называются машины, в которых преобразование энергии связано с перемещением жидкости или газа в магнитном поле. Они могут работать как в генераторном, так и в двигательном режимах. Главными их достоинствами являются отсутствие движущихся частей и относительная простота процесса непосредственного преобразования тепловой энергии в электрическую.
Конструктивно МГД-машины состоят из канала 1 (рис. 47.14), через который проходит жидкость или газ, электромагнита 2, в поле которого размещается этот канал, и электродов 3, к которым в двигательном режиме подводится ток, а в генераторном снимается индуцированная ЭДС.
Рис. 47.14. Магнитогидродинамическая машина
При работе МГД-машин в генераторном режиме (МГД-генератор) через канал чаще всего непрерывно пропускают электропроводящий газ — плазму. Плазма состоит из продуктов сгорания природного топлива (угля, нефти, газа) и небольшой добавки (0,1—1 % по массе) щелочных металлов или их солей, обладающих низким потенциалом ионизации. Благодаря этой добавке продукты сгорания приобретают электропроводность, т. е. становятся низкотемпературной плазмой.
Прежде чем попасть в канал МГД-генератора, плазма проходит через сопло и ускоряется до больших скоростей. На входе в канал она имеет температуру 2500—3000 К, а на выходе — не менее 2000 К, поскольку при меньших температурах плазма теряет проводимость. При движении плазмы в магнитном поле на электродах появляется постоянная ЭДС, подобная той, которая возникает в проводниках электромеханического генератора. Эта ЭДС вызывает ток в подключенной к электродам нагрузки. Для увеличения индуцируемой ЭДС и повышения мощности в МГД-генераторе применяют высокие скорости движения плазмы (1000—2000 м/с) и большие индукции магнитного поля. Для создания сильных магнитных полей в МГД-генераторе целесообразно использовать сверхпроводниковые магнитные системы (см. § 39.6).
47.8. Серии машин постоянного тока
Основной серией машин постоянного тока общего назначения, которую выпускает в настоящее время отечественная промышленность, является серия 2П. Основное исполнение серии 2П охватывает диапазон мощностей от 0,37 до 200 кВт. Машины серии выполняют с высотой оси вращения от 80 до 315 мм.
Электродвигатели серии 2П предназначены для работы как от источников постоянного тока, так и от тиристорных преобразователей. Номинальное напряжение якорной цепи 110, 220, 440 и 600 В, Возбуждение независимое, номинальное напряжение возбуждения 110 или 220 В. Шкала номинальных частот вращения серий двигателей базируется на. синхронных частотах вращения двигателей переменного тока при частоте сети 50 Гц 3000, 1500, 1000, 750, 600, 500 об/мин. Частота вращения электродвигателей может регулироваться как изменением напряжения якорной цепи, так и уменьшением тока возбуждения.
По степени защиты от воздействия окружающей среды двигатели серии 2П имеют два исполнения: IP 22 и IP 44 (по ГОСТ ). Первое из них соответствует защищенному исполнению, а второе — закрытому.
Электродвигатели с высотой оси вращения h≤100 мм выполняются двухполюсными, а с h≥112 мм — четырех-полюсными.
Режим работы машин серии 2П продолжительный. Средний срок службы 12 лет, средний ресурс 30000 ч.
Структура обозначений применяемых для машин серий
В настоящее время осваивается новая серия машин постоянного тока — серия 4П. По сравнению с серией 2П она имеет улучшенные массогабаритные показатели. У всех машин серии 4П имеется распределенная компенсационная обмотка, а магнитопроводы статора и якоря у них выполняются шихтованными.
У ряда машин серии 4П статоры выполнены по типу статоров асинхронных двигателей и не имеют явно выраженных полюсов (см. рис. 40.12). Компенсационная обмотка, а иногда и обмотка возбуждения равномерно распределяются но пазам. Такое выполнение статора позволяет при его изготовлении применять хорошо отработанную технологию производства статоров асинхронных двигателей, что снижает трудоемкость изготовления в 2,5 раза и уменьшает материалоемкость на 15—20 %.
Контрольные вопросы и задания
1. Объясните принцип действия и конструкцию машины постоянного тока.
2. Какие обмотки для якорей машин постоянного тока применяются? Из каких условий выбирается тип обмотки?
3. Какое влияние на работу машины постоянного тока оказывают поперечная и продольная реакции якоря?
4. Как и для какой цели выполняется компенсационная обмотка?
5. При каких условиях в машине постоянного тока будет прямолинейная, замедленная и ускоренная коммутация? Где и вследствие чего индуцируется реактивная ЭДС?
6. Сопоставьте внешние и регулировочные характеристики генераторов постоянного тока с различными способами возбуждения.
7. Объясните вид скоростных характеристик двигателей постоянного тока при различных способах возбуждения.
8. Как производится пуск двигателей постоянного тока?
9. Какие способы регулирования частоты вращения двигателей постоянного тока Вы знаете? Укажите возможные диапазоны регулирования для каждого способа?
10. Какие способы применяются для торможения двигателей постоянного тока?