Машины с четырьмя фарами
Миф о четырехфарной “Волге”.
История началась с фото «Волжанки» встреченной в Москве в далёком 1983г на Большой Дорогомиловской.
Слушайте, это и впрямь была мощь! По меркам тех лет четырехглазая “волжанка” казалась покруче иной иномарки. Сами по себе “волги”, конечно не считались редкостью – на дорогах 24-х хватало. Но особый статус модели, как самого престижного на тот момент советского автомобиля, который в принципе мог купить поймавший удачу за хвост соотечественник, определял и всеобщую зависть, и легкую атмосферу благоговения.
Четыре фары вполне себе в бээмвешном духе, весьма необычные конусовидные колпаки на колесах. Но тогда узнать что-то дельное об этой машине не удалось.
И тут всплывает фото наших дней. Интрига!
Самое любопытное, что и сегодня в век, когда почти вся информация доступна по первому клику, про “четырехглазые” “волжанки” достоверно известно не так уж и многое. Зато слухов, догадок, фантазий и вымысла на эту тему выше крыши.
Но дефицит информации – это, пожалуй, главный в мире катализатор любопытства!
Людская молва приписывала четырехфарные “двадцатьчетверки” проделкам бельгийцев из экспортной конторы “Скалдия-Волга”. Кто-то считал такие машины заказной серией, созданной на ГАЗе для советских космонавтов, другие видели в повышенной глазастости отсылки к “кэгэбешному” транспорту (ага, наверное для лучшей маскировки), третьи что-то слышали о лимитированных партиях “волжанок” с четырьмя фарами не то для Финляндии, не то для Бразилии… Правда, как всегда, оказалась гораздо более прозаичной.
Собственно говоря, согласно изначальной концепции ГАЗ-24 должен был выпускаться в исполнении с четырехцилиндровым и шестицилиндровым двигателем и соответственно двумя или четырьмя передними фарами. Повышенная глазастость должна была намекать на более высокий статус модели. Тоже самое, к слову, справедливо и в отношении, например, BMW 3-й серии в первом кузове Е21. Базовые 316, 318 шли с одиночными кругляшами, топовые 320 и 323 со сдвоенными.
Если присмотреться, можно заметить, что сдвоенные фары на опытной “Волге” сделаны несколько по другой схеме, нежели на той, что встретилась нам на Большой Дорогомиловской. Прежде всего по диаметру они, судя по всему, чуть меньше стандартных. Кроме того, обратите внимание на хромированную окантовку окружающую решетку радиатора и саму подкладку, на которой смонтированы фары. Совершенно другая схема, короче говоря.
Черная “Волга” с Дорогомиловки не такая – здесь “очечник” под фары стилистически представляется единым целым с решеткой радиатора да и сами фары крупнее.
Сколько не искал информации по таким “волгам”, большинство сходится на том, что это скорее всего не спецсерия, а довольно высококачественное народное, а правильнее сказать, кооперативное творчество. На многочисленных ремонтных предприятиях и автобазах Советского времени чего только не придумывали, вплоть до обрезания крыши, превращавшее 24-й седан в кастомный 24-й кабриолет.
Сложно, наверняка, сказать откуда в принципе пошла мода на глазастость. Кроме неоспоримой мудрости о том, что чем больше, тем лучше и уже имевшем место быть опыте 408-го “Москвича”, четырехфарные версии которого считались более престижными, можно вспомнить и ГАЗовских раллистов, которые устанавливали дополнительные фары для лучшей светоотдачи. Причем, если судить по съемкам тех лет, некоторым не хватало даже четырех глаз, приходилось ставить шесть… Вполне возможно, что увидев такие машины советские кулибины посчитали в уме потенциальную прибыль и засучили рукава.
Не такие уж многочисленные фотографии четырехфарных “волжанок” дошедшие до наших дней скорее подтверждают версию о кустарном происхождении подобных решеток. Трещины и неровности “очечников” говорят сами за себя…
В общем большинство склонялось все-таки к “кооперативной версии” происхождения четырехглазых очечников, но окончательно все точки над i расставить не получалось. Вот до этого самого момента, пока не удалось связаться с Владимиром Никитичем Носаковым, главным конструктором ГАЗа и отличным дизайнером.
И вот какой мы получили ответ.
“4-х фарные «Волги» ГАЗ не выпускал.
Но экспериментальных варианта было два варианта:
1-й: двойное освещение для спортивных соревнований (по 2 больших стандартных)
2-й: вариант для «Волги»-люкс с двигателем V-6 c 4-фарной системой по типу ВАЗ-2103. Было изготовлено для испытаний 4 опытных образца с такими двигателями и такими фарами и с изменённой облицовкой радиатора.
Несмотря на проведенные испытания, решение о производстве на ЗМЗ двигателей V-6 принято не было, и «Волга»-люкс (и её 4-фарная декорация) не состоялись до появления ГАЗ-3102 уже с прямоугольными фарами.
Других 4-х фарных «Волг» ГАЗ не изготовлял.
Исключением можно считать недоразумение с двумя игрушками «Волга», у которых 4 фары возникли для светового-игрового эффекта и кто-то тогда же посчитал, что такие «Волги» могут появиться в производстве”.
Вместе с ответом на вопрос, Владимир Никитич прислал свой эскиз Волги с четырехфаным исполнением.
Вот так. Четко и по делу. Заодно и разъяснилась ситуация с масштабной моделью “Волги”, которая получила четырехфарную систему освещения исключительно ради пущего эффекта.
Спасибо большое, Владимир Никитич!
Автомобильное сообщество
14.5K постов 37.2K подписчика
Правила сообщества
Добро пожаловать в автомобильное сообщество!
-Публикация видео с тематикой ДТП (исключение: авторский контент с описанием).
-Нарушать правила сайта.
-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.
-Рекламировать что бы то ни было.
-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).
-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.
-Создавать интересный контент.
-Участвовать в жизни сообщества.
-Предлагать темы для постов.
-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.
-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.
-Изображать коняшку при комментировании.
Насчет 24 кабриолета
На самом деле там такой потенциал был, для модернизаций.
та версия,с маленькими парными фарами,сильно смахивает на импалу 64′
Было бы здорово, если Волга Люкс с V-6 в серию пошла.
Вот такая «Волга» у меня была. Тоже недоумевал по поводу количества фар
насчитал только три, видимо левое крыло еще капитальнее уебали
У нас была командирская Волга в части такая (фото есть в дембельском альбоме). До сих пор помню номер 20-91 ЛВА. Служил во Львове, в погранотряде. На цифру «20» и с серией ЛВА начинались номера относящиеся к КГБ. Сейчас на работе, не могу эту фотку выложить.
Круто было бы еще узнать о ВАЗовских восмерках с 4х-глазными фарами. Встречался с такой, она была экспортная из Болгарии.
странно, почему перестали выпускать, красиво же смотрится
у меня во дворе стояла такая 24ка с 4 глазами,довольно интересно смотрелась
З.Ы. О чем это я. Да так автомобиль «Волга» навеял :))
Я за свое детство видел 4-фарные Волги пару-тройку раз.
Это был пример относительно популярного кустарного «тюнинга».
Сегодня в Барнауле видел 4-х фарную. Удивился. Такую видел ток в детстве. Еще и вечером пост этот увидел.
Статью в вики надо писать.
На пересечении Ул. Яна Райниса и Светлогорского проезда раньше такая стояла, сейчас не знаю.
У нас в Бердске ездит черная волга как на заглавном фото. Но по решетке вроде видно, что не так аккуратно сделаны двойные фары. Когда-нибудь сфотаю)
У нас по Сыктывкару в 80-х ездила четырёхфарная милицейская Волга.
От шахи с незначительными переделками.
Ответ на пост «Вид на осеннюю Волгу»
Тоже вид на осеннюю Волгу
Я маленькая лошадка, и мне живется несладко
ГАЗ 24
Очередной фотопост испорченной машины. Все как вы любите.
Про советскую ностальгию пишите в комменты.
Волга ГАЗ-24
Вот такую красавицу знакомый сфоткал в СПб.
Приятно удивил
Времена меняются, вкусы тоже.
И снова здравствуйте! На глаза попался пост про Импалу (https://pikabu.ru/story/yeto_gangsta_bro_chevrolet_impala_19. ). И, почему-то, она напоминала мне отцовскую машину.
Вспомнилось, как я ненавидела его тягу к раритету. Денег особо не было, поэтому у нас был исключительно русский автопром. Машины он любил менять, как сейчас меняют телефоны. Гараж у нас находился на сопке, на самой верхней полке, с невероятно крутым обрывом. В общем, пьяным до гаража лучше не пытаться добираться. Но, ха-ха! Не в случае с моим отцом. Решил он на своей белой красотке (ГАЗ-24-10) заехать в гараж. Не рассчитал малость с управлением и перевернулся с обрыва, как неугодный спартанцам боец. Машина в щи, а у папы на коленке синяк. Хэппи энд.
Пришлось брать новую. Взял так же Волгу 24-10, но уже чёрную, как у элиты в советское время.
Только она служила нам долго и исправно. Батя этой девочке уделял времени больше, чем мне. В классе 6м я уже начинала ненавидеть эту машину. У моих одноклассников родители на иномарках катаются, а мой папа на этой развалине. Я так и сказала ему (уже в 9м классе я начинала шутить):
— Зачем ты её вечно ремонтируешь? Столько денег в неё вбухиваешь? Проще новую купить и не российскую! А твоей уже место в музее подметают!
Почему я тогда осталась с зубами и целой? Не знаю. Порой его терпение заставляет меня завидовать.
Вот и уехала я жить в город побольше, отучилась, в планах начать сдавать на права. Звонок. «ВСМЫСЛЕ ВЫ ЕЁ ПРОДАЛИ. »
Только повзрослев, я поняла какая она была крутая. И как бы я хотела её себе забрать, как семейную реликвию, как воспоминания о хорошем. У папы сейчас иномарки разные раз за разом, а я скучаю по Волге. По времени, когда мы на ней на моря ездили и голубыми китайскими сланцами крабов ловили. Как шашлыки устраивали на природе. Как из неё всегда орала самая крутая музыка. Как я легко, уставшая после прогулок, могла во весь рост развалиться и спать. Эх.
Легенды и мифы древнего ГАЗа: четыре фары, V-образные моторы, полный привод и другие факты и вымыслы о 24-й «Волге»
Только про суперзвёзд ходит столько слухов, сколько выдумывали про 24-ю. Ещё бы, она и была суперзвездой!
Трое спереди, трое сзади. И ещё двое в багажнике
На 21-й «Волге» передний диван был в самом деле трёхместным диваном. Когда на свет появилась более прогрессивная 24-я, то передние сидения стали вроде как раздельными, но они по‑прежнему вмещали троих. Никакой магии: к пассажирскому креслу крепился довольно массивный подлокотник, который превращался… нет, не в элегантные шорты, а в узенькое посадочное местечко.
Эта откидушка не прижилась и после первого серьёзного, как сейчас сказали бы, рестайлинга была упразднена.
Что до универсалов ГАЗ-2402, то это был, простите за пафос, первый в истории советского автопрома 7-местный автомобиль с тремя полноценными рядами сидений. Более того, он был единственным в своём роде, пока на свет не появилась Lada Largus.
Больше моторов, мощных и V-образных!
Самым ходовым движком для 24-й стал простой и крепкий как отбойный молоток 2,4-литровый 4-цилиндровый агрегат приличной по тем голодным временам мощности в 95 л. с. Конструкция 8-клапанного ЗМЗ-24Д отличалась не только сумасшедшим ресурсом (300 тысяч километров — рекорд, который не побили даже товарищи из Тольятти), но и широким применением алюминиевых сплавов при изготовлении блока цилиндров, поршней, головки блока, впускного коллектора. За сменные гильзы, существенно упрощающие капитальный ремонт двигателя в полевых условиях, отдельный поклон.
Четыре цилиндра, конечно, дело хорошее, но это же «Волга», люкс! Как на счёт могучих «вэшек»? Ведь под капотом 24-й места вагон — ставь не хочу. Среди таксистов ходила молва, дескать, на 24-е ставили моторы из высшей лиги: V-образные 6- и даже 8-цилиндровые движки. Молва молвой, но изначально на ГАЗе так и планировали. Правда, этим планам не суждено было сбыться. Точнее, V6 «Волге» так и не достался, а V8 ставили только на правительственные «догонялки». Агрегат от «Чайки» объёмом 5,5 литров и мощностью 195 л. с. трудился в паре с 3-ступенчатым «автоматом» и позволял людям в погонах разгонять 24-ю аж до 200 км/ч.
Откуда брались четырхфарные «Волги»
Стандартная ГАЗ-24 выпускалась с двумя фарами. Но были и «четырехглазые».
Идея обозначать количеством фар уровень комплектации модели родилась не у нас, хотя советский автопром и отметился в ней одним из первых (об экспортном “408-м” мы расскажем в другой раз).
Четырехфарная ГАЗ-24-14 “Волга” образца 1966 года. Внешние отличия только в облицовке радиатора, под капотом – 2,6-литровый V6.
Что касается “Волги”, то все началось с заводских дизайнеров, которые еще в 1966-м решили наделить четырьмя фарами топовую версию перспективной модели ГАЗ-24. Идея была утверждена и как будто согласована, но.
Тогда планировалось, что “новая” “Волга” получит на выбор четыре варианта моторов: 4-х, 6-ти и 8-цилиндровый плюс дизель. И машины с наиболее мощными моторами должны была получить четыре фары. Но поскольку “Волгу-люкс” с V-образными двигателями на конвейер не поставили, тема четырех фар для ГАЗа была закрыта. Но откуда тогда четырехфарные “Волги”, которые нет-нет да попадаются на фото или на улицах? Попробуем разобраться.
Такой могла быть “Волга” с моторами V6 и V8, но из-за отсутствия таких силовых агрегатов в серию версия “Люкс” не пошла.
Заводской вариант
По свидетельству Владимира Носакова, главного конструктора и руководителя легкого производства ГАЗа, серийных ГАЗ-24 с четырьмя фарами на заводе не производили. Но тем не менее “официальные” 4-хфарные “Волги” существовали. В 1966 г. было собрано как минимум два опытных экземпляра версии ГАЗ-24-14 с мотором V6 и четырьмя фарами меньшего чем обычно диаметра (5,5 дюйма вместо 7). Кроме того, штучно собирали автомобили для спортивных соревнований с четырьмя стандартными фарами.
Итальянский проект
Дело было в далеком 1971-м, когда в Турине “Волге” дали 4 фары и другие узлы от Fiat. Многие подробности этой истории так и останутся забытыми. Известно лишь, что фиатовцы, окрыленные успехом проекта с моделью Fiat 124/ВАЗ-2101, захотели поучаствовать в апгрейде “Волги”, заодно поддержав свой не особо удачный бизнес-класс Fiat 130. Вроде бы по своей инициативе итальянцы закупили пару “двадцатьчетверок” и в Турине осовременили их, использовав детали и целые агрегаты от своего “сто тридцатого”.
Попытка итальянцев скрестить ГАЗ-24 с люксовым Fiat-130.
Спроектированная еще в 1965 году “Волга” получила новую облицовку передка под четыре прямоугольных фары, стилистически согласованный с ней капот, крышку багажника без выштамповки, утопленные ручки дверей, широкие колеса и новый салон. Самое главное – обновленной “Волге” предлагался мощный 136-сильный двигатель V6 и автоматическая коробка передач.
Имелось в виду, что такой “нафаршированный” автомобиль можно будет смелее продвигать на рынках развитых стран. В Турин для знакомства с итальянской “Волгой” съездил главный конструктор ГАЗа по легковым автомобилям, но смысла в такой модели отечественный руководители не разглядели: рынок был потрясен топливным кризисом и покупать крупный и тяжелый автомобиль с мотором-”шестеркой” никто бы не стал.
Четыре больших
И тем не менее, рядовые граждане изредка встречали на улицах “Волги” с четырьмя фарами – стандартными диаметром 7 дюймов в стандартной же облицовке, “умноженной” на два. Многим непосвященным казалось, что это заводская комплектация – настолько ловко компоновались “очки” для пары фар из двух обычных облицовок.
Четыре родные фары на “Волгах” оформляли как сдвоенными штатными “оправами”, так и с использованием облицовки промышленного производства. Отличия – в наличии или отсутствии стыка деталей между фарами.
Впрочем, облицовка под четыре фары в фабричном исполнении тоже существовала. Очевидно, ее изготавливало какое-то предприятие в рамках программы товаров народного потребления, ведь изготовить штамп для этой несложной детали в те годы не представляло особого труда. Также не составляет труда установить на “телевизоре” передка вторую пару кронштейнов фары, которые поставлялись в запчасти как ремонтная вставка крыла.
.
Пластиковое оформление передка – продукт мелкого предприятия или ручная работа неизвестного мастера.
Пластик рулит
И тем более тому или иному развитому промышленному предприятию (а то и кооперативу) несложно было наладить отливку из пластмассы решетки под четыре фары в стиле облицовки ГАЗ-2410.В принципе, и толковый умелец вполне мог в одиночку создать такое изделие. Благодаря тому, что темный пластик визуально ужимал диаметр “больших” 7-дюймовых стандартных фар, они не казались такими громоздкими при попарном размещении, как в случае с хромированной облицовкой.
Две, но прямоугольные
ДА, мы не удержались и решили показать читателям “Волгу” всего лишь с парой фар – зато не с круглыми, а с прямоугольными.
Похоже, такая “Волга” с прямоугольными фарами существовала в единственном экземпляре.
Облицовка явно не кустарная. Как утверждает человек, представивший эту машину в интернете, данный экземпляр принадлежал некогда главному конструктору автозавода. А создавалась такая версия как выставочный образец, машина даже якобы экспонировалась на автошоу в Бельгии – стране, где наши легковушки не только хорошо продавались, но и собирались крупноузловым методом.
Настоящие загадки
Увы, мы не можем говорить, что раскрыли тут все секреты четырехфарных “Волг” – даже если оставим за скобками любительский тюнинг и самодельные конструкции. Масштабы отечественного автопрома и деятельность внешнеторговых организаций во главе с “Автоэкспортом” обусловили множество конструкций, наверное, уже навсегда забытых или как минимум необъяснимых.
Совершенно неизвестная версия “Волги” ГАЗ-2410. Грубоватой решеткой вызывает ассоциации с оформлением американских пикапов и внедорожников.
Среди них – четырехфарная “Волга” с явно американскими мотивами. Что это – выставочный образец, дилерская доработка или тюнинг неизвестного мастера в одной из стран, куда в лучшие времена экспортировали “двадцатьчетверки”? Следов монтажа наши дизайнеры здесь не обнаружили. Может быть, когда-нибудь мы расшифруем и эту загадочную страничку нашей автомобильной истории.