Машины в финляндии на которых можно ездить с 15 лет
Почему в Финляндии так мало аварий? Сравнили финскую и русскую систему получения водительских прав
Почти у 80% граждан Финляндии в 15 лет есть водительские права. Большую часть года на дорогах страны лежит снег, его никто не счищает до асфальта и не поливает реагентами. Тем не менее количество аварий здесь значительно ниже, чем в России.
Как получить водительские права?
Перед началом обучения в автошколе все граждане получают справку у врача и подают заявление в полицию. Там им выдают свидетельство о том, что гражданин ранее не привлекался и разрешают обучаться. Разрешение действует один год. Обучение здесь стоит от 120 до 180 тысяч рублей.
Учиться в автошколе можно с 15 лет. В этом возрасте могут выдать права на мопед со скоростью 45 км/ч, через год на мотоцикл. Однако права на вождение автомобиля можно получить лишь с 18 лет. Однако дело не в достижении определенного возраста, а в системе обучения.
Первый этап длится два месяца. Обучение можно проходить на одном их пяти языков, в том числе на русском. У вас будет 20 часов теории и не менее 20 часов практики. Также на сайте автошколы размещены задания, которые ученики должны выполнять самостоятельно. Система следит за тем, сколько времени ученик потратил на ответы. После этого инструктор решает, готов ли учащийся к сдаче экзамена.
Экзамен на водительские права
Будущий водитель сдает экзамен в полиции: полчаса дается на теорию и час на практику. Казалось бы, система очень похожа на нашу. Тем не менее, после этого вам выдадут временные права на два года. Дальше следует второй и третий этапы обучения. Вы будете ездить по городу и вести электронный дневник для вашего инструктора. Спустя время водителя снова приглашают в автошколу. Официально — для улучшения навыков, но на самом деле, инструктор проверит ваши успехи в вождении. Инструктор укажет на ошибки и даст рекомендации. Если все в порядке, наступает третий этап.
Вас ждем углубленная теория на один час и два часа вождения с инструктором. Поездка обязательно состоится зимой, чтобы потренировать навыки вождения на скользкой дороге. Далее ученик проходит заключительный этап — двухчасовое вождение на полигоне. Летом его заливают смесью воды и масла, а зимой превращают в каток. После прохождения можно получать постоянные права. Их выдают один раз и до 70 лет. После этого возраста для граждан вводятся ограничения.
Нарушение ПДД
После второго и третьего этапов инструктор решает, готов ли ученик с временными правами к получению постоянных. В целом обучение может занять от полугода до двух лет.
В случае, если вы еще не получили постоянные права, вы должны быть очень внимательны на дороге. За нарушение одного правила в течение года или трех в течение двух лет вам в лучшем случае выдадут временные права еще на два года. Если нарушений больше, то о постоянных правах можно забыть.
MUMILAND.RU
Сказочный мир путешествий
Получение водительских прав в Финляндии
Финляндия, в общем-то, автомобильная страна. При населении около 6 миллионов человек, в 2012 году, согласно данным Управления по безопасности движения Финляндии (Liikenteen turvallisuusvirasto) Trafi, в Суоми насчитывалось 3 миллиона 600 тысяч обладателей прав на вождение (тех или иных) транспортных средств, а это 80% населения в возрасте от 15 лет. Ну и еще (если эта информация интересна) водителей-мужчин больше чем водителей-женщин, но не намного, всего на 4%. А теперь немного информации о том, как получают водительское удостоверение в Финляндии.
Водитель любого транспортного средства должен иметь водительское удостоверение (права), соответствующие категории управляемого транспортного средства. Управляя ТС вы всегда должны иметь при себе водительское удостоверение. Водительские права не являются официальным документом, удостоверяющим вашу личность. Тем не менее, при утере (или краже) прав, всегда сообщайте об этом в полицию, так как ваши персональные данные могут быть использованы, как понимаете, не по назначению или вообще в противозаконных целях.
Как получить водительское удостоверение в Финляндии
Категории транспортных средств (ТС) в Финляндии
Различных категорий ТС в Финляндии достаточно много: AM, A1, A2, A, B, BE, T, LT, C1, C1E, C, CE, D1, D1E, D и DE. Пример водительского удостоверения (с сайта www.poliisi.fi) представлен ниже.
Если зайдете на официальный сайт Ассоциации автошкол Финляндии, то увидите именно такой перечень. Кстати, обучение в автошколе возможно и на русском языке (правда это далеко не во всех автошколах, придется поискать).
Кто может получить права на вождение и с какого возраста?
С 16 лет можно водить легкие мотоциклы (права категории А1). При достижении 18 и более лет категория прав постепенно увеличивается до А2 и А соответственно. А вот права на вождение автомобиля (максимальная масса до 3,5т, перевозка до 8 человек) можно получить только при достижении 18 лет. При этом поступить в автошколу можно и при неполных 18 годах, но при условии, что к моменту окончания слушателю исполнится 18 лет.
К обучению вождению финны относятся серьезно. Именно поэтому начинающие водители в Финляндии достаточно уверенно чувствуют себя за рулем, а не являются непредсказуемой опасностью для остальных участников дорожного движения, как у нас (конечно, я не про всех наших начинающих, есть и много тех, кто свое водительское удостоверение получал честно). Также при обучении начинающего водителя в Финляндии особое внимание уделяется тому, чтобы обучаемый приобрел не только навыки вождения, но и ощутил себя ответственным водителем, ответственным перед другими участниками дорожного движения, знал правила безопасности и экологические нормы.
С января 2013 года требования к обучению еще более ужесточились, еще больше увеличилось количество часов практического вождения в автошколах, появились занятия, в которых ситуации на дорогах отрабатывают в группах и добавилась еще одна стадия обучения. Все эти вроде бы положительные нововведения были направлены на еще большее повышение безопасности на дорогах но, само собой, весьма сильно повлияли на итак немаленькую стоимость обучения в автошколах Финляндии (которая резко повысилась на сотни евро). Стоимость обучения на категорию B после этого стала колебаться в пределах 1800‑2100 евро, а в некоторых автошколах достигла 2400‑2600 евро (за все этапы обучения). Собственно говоря, спустя девять месяцев новый закон о водительских правах был признан неудачным (пока не очень понятно, почему) и начались работы по обновлению закона. Что будет изменено, станет понятно только в начале 2014 года.
Итак, сейчас обучение идет в три этапа. После сдачи экзамена первого, промежуточного этапа (получасовой экзамен на компьютере и практическое вождение), сначала выдают временное водительское удостоверение (действует в течении двух лет). Далее есть очень хорошая и полезная вещь. А именно. Если начинающий водитель дважды в течение одного года, либо трижды в течение двух лет будет обвинён в нарушении правил дорожного движения, то ему будет вынесен запрет на управление транспортным средством. При наличии таких нарушений следующее водительское удостоверение также будет временным.
После того, как водитель получил временные права, в срок от полугода до двух лет он должен пройти второй и третий этапы обучения, которые опять включают в себя не только теорию вождения, но и улучшение навыков практического вождения (прохождение поворотов, вождение в темное время суток, на скользком треке и т.д.). И только после успешного прохождения этих этапов выдаются постоянные права.
Также следует отметить, что практическое вождение в автошколах Финляндии делится на две части: летнюю и зимнюю (тоже очень полезная практика). Только после прохождения обеих частей практики выдается постоянное водительское удостоверение.
Срок действия водительского удостоверения в Финляндии
Водительские права (мопеды, мотоциклы, легковые автомобили и тракторы) действуют 15 лет. При достижении водителем возраста 45 лет необходимо представить в полицию (опять-таки по месту жительства) справку от врача или оптика о состоянии зрения. После достижения водителем возраста 70 лет права выдаются сроком на 5 лет.
Обмен российского водительского удостоверения на водительское удостоверение Финляндии
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Финляндия очень интересная с точки зрения автомобилистов страна. Дороги там заснеженные, как у нас, финны любят ездить быстро, как мы, но смертность на дорогах и количество аварий на душу населения у них в разы ниже, чем у нас.
В чем дело? Вот как отвечает на этот вопрос Александр Долгих:
80% граждан Финляндии старше 15 лет имеют права. При этом на дорогах у них большую часть года снег и лед, дороги до асфальта никто не чистит и реагентами не поливает. Как им удается в условиях, в которых автодороги любой другой европейской страны превращаются в недвижимую кучу металла, почти не попадать в аварии?
Все дело в автошколах. Перед началом обучения нужно получить справку у семейного доктора или у врача в поликлинике, сделать две фотографии и подать заявление в полицию. В полиции кандидата в водителя проверят и, если все ок, выдадут ему разрешение на обучение, которое действует один год. Обучение стоит от 1800 до 2600 евро за все этапы.
Учиться в автошколе можно с 15 лет. В 15 лет дадут права на мопед, скорость которых не превышает 45 км/ч. В 16 лет дадут права на мотоцикл, но права на тяжелый мотоцикл и автомобиль дадут только в 18. Однако дело не в возрасте. А в системе обучения. Она состоит из трех этапов.
Три этапа плюс экстрим
Первый этап обучения длится два месяца. Обучение можно проходить на одном их пяти языков, в том числе на русском (правда, инструктора с русским языком придется поискать). Курс состоит из теории (20 часов) и практики (не менее 20 часов). Ещё 20 часов занимает самообразование — на сайте автошколы размещены задания, которые нужно выполнять. При этот система следит, сколько времени курсант потратил на ответы.
Если после этого инструктор считает, что учащегося можно допустить к экзаменам, кандидат в водители сдает экзамены в полиции. Полчаса уходит на теорию, ещё час уйдет на езду по городу. Вроде бы все очень похоже на нашу систему, но нет. Потому что даже если ты сдал с первого раза, тебе дадут только временные права сроком на два года.
А дальше начинается второй и третий этапы обучения. Второй этап — это практика. В течение него нужно не просто ездить, а ещё вести электронный дневник, который будет читать ваш инструктор в автошколе. Как только инструктор сочтет, что подопечный «созрел», его снова пригласят в автошколу, где его ждет еще немного теории и часовая поездка с инструктором по городу. Официально — для улучшения навыков, по факту — для того, чтобы посмотреть насколько продвинулся водитель в умении водить машину. На этом этапе инструктор указывает на ошибки, говорит, на что обратить внимание и что потренировать. Если все нормально, то через некоторое время наступает третий этап.
Третий этап. Это углубленная теория на один час и двухчасовая поездка с инструктором. На третьем этапе поездка будет обязательно зимней. Для отработки навыков езды на скользком покрытии.
После этого кандидат в водители проходит заключительный курс обучения — экстремальное двухчасовое вождение на специальном полигоне. Летом его заливают смесью воды и масла, а зимой превращают в каток. Такие полигоны есть в каждом округе Финляндии, в Хельсинки их целых два. После этого можно получать постоянные права. Их выдают один раз и до 70 лет. После семидесяти можно продолжать ездить, но будут некоторые ограничения. Однако я не сказал о двух очень важных нюансах.
Нюанс первый. Второй и третий этапы обучения не заканчиваются экзаменами. После них инструктор решает готов ли ученик с временными правами к получению постоянных или ему стоит поучиться ещё. Все обучение может занять от полугода до двух лет.
Нюанс второй. Пока ты не получил постоянные права, ты должен ездить очень внимательно. За нарушение одного Правила в течение одного года или трех Правил дорожного движения в течение двух лет кандидату в лучшем случае выдадут временные права еще на два года. Если нарушений больше, то о постоянных правах в большинстве случаев можно забыть.
Вот так. Жёстко. Долго. Дорого. Но зато на дорогах безопасно, никто не носится, как угорелый. Говорят, что финны не любят быстро ездить. Любят. Просто они понимают, где это можно делать, а где нельзя.
Вот что пишут читатели в интернете:
— Один из главных факторов сдерживания нарушений, это система штрафов, и штрафы, мама не горюй! Минимальный штраф за превышение 175€, и это всего за 6 км. Для информации, полиция экзаменами и выдачей ВУ в Фин не занимается. У них другие обязанности. спокойная жизнь граждан.
— «При этом на дорогах у них большую часть года снег и лед, дороги до асфальта никто не чистит и реагентами не поливает.»
Как человек живущий в Финляндии уже 8 лет опровергаю данный пассаж:
1) Дороги в Финляндии разделяются на категории и те что относятся в первой (и частично ко второй) чистятся именно до асфальта. Причем чистятся весьма оперативно — по мере выпадения снега он убирается даже если снегопад еще не прекратился. К уборке готовятся заблаговременно — если по прогнозу погоды снег выпадет завтра с утра, дорожники будут готовы чистить дороги с полуночи
2) Химические реагенты в Финляндии применяются очень активно. Опять-же заблаговременно — дороги поливают до того, как на них может образоваться наледь. Чаще всего это делается ночью, наверное поэтому оно и незаметно
— Обучение стоит от 1800 до 2600 евро за все этапы
Как готовят водителей в Германии и Финляндии
Новость взята с сайта «За рулем»
В России проходит очередная реформа обучения в автошколах – видимо, далеко не последняя. И мы почему-то вновь идем своим путем, не оглядываясь на мировой опыт. Такой вывод можно сделать после посещения автошкол в Финляндии и Германии.
СУОМИ: ОТ ВРЕМЕННОГО К ПОСТОЯННОМУ
Финляндия – одна из самых автомобилизированных стран Европы. Расстояния большие, значительная часть населения живет на хуторах и в маленьких городках – без машины никак! По данным местного управления по безопасности движения, права имеют свыше 3,6 млн финнов, при том что население страны – лишь 6 млн человек. Водительское удостоверение есть у 80% граждан старше 15 лет! Собственно, поступать в автошколу дозволено именно с 15 лет, чтобы получить права категории АМ (мопеды, скорость не выше 45 км/ч). В 16 лет можно пойти учиться водить настоящий мотоцикл (категория А1) – но тяжелый байк, как и автомобиль, доверят лишь с 18 лет.
Зайдя на официальный сайт Ассоциации автошкол, я сразу обнаружил, что учиться и сдавать экзамен можно на одном из пяти языков, включая русский. Правда, преподают на великом и могучем далеко не во всех школах – придется поискать. Есть учебник по вождению на русском, который почему-то стоит вдвое больше, чем на финском (34 евро против восемнадцати). Но есть же!
Перед поступлением необходимо получить медицинскую справку (ее выдаст семейный доктор или врач в поликлинике), сделать две фотографии и подать заявление в полицию по месту жительства – мол, хочу получить водительское удостоверение. В полиции проверят кандидата по разным базам данных, после чего выдадут разрешение, которое действует год. Придется заплатить от 1800 до 2600 евро, но это – за все этапы обучения, а их несколько.
Первый (основной) курс длится примерно два месяца. За это время надо пройти теорию (20 часов) и практические занятия по вождению (не менее 20 часов). Еще как минимум 20 часов следует посвятить самообразованию: автошкола на своем сайте размещает задания, которые нужно выполнить. Причем программа отслеживает, сколько времени курсант потратил на ответы.
Инструктор по вождению полагает, что курсант чувствует себя достаточно уверенно? Значит, можно допустить его к экзаменам. Не больше получаса вы проведете за компьютером, отвечая на вопросы по теории, и час дается на экзамен по вождению, который проходит на улицах города. Сдал всё с первого раза? Рано радоваться! Поначалу выдадут лишь временное водительское удостоверение, которое действует в течение двух лет. И расслабиться не дадут: сразу начинается второй этап обучения, а затем и третий; длятся они от полугода до двух. Задача молодого водителя в это время – не нарушать ПДД, иначе постоянных прав не видать. Если зафиксируют одно нарушение в течение года или три в течение двух лет, временные права обменяют на еще одно временное удостоверение – это в лучшем случае. Ведь могут и вообще отобрать!
Второй этап – практика. Надо не просто ездить, стараясь соблюдать правила, но и вести электронный дневник самостоятельного обучения – его обязательно читает преподаватель! Когда тот видит, что «клиент созрел», новичка снова приглашают в автошколу, где его ждет небольшой курс теории и часовая поездка с инструктором. Формально – для улучшения навыков вождения, но на самом деле преподаватели внимательно изучают, насколько продвинулся молодой водитель. По ходу дела ему указывают на ошибки, объясняют, на что нужно обратить внимание. Все хорошо? Тогда можно через некоторое время перейти к третьему, углубленному этапу обучения.
Он состоит из небольшого теоретического курса (1 час) и поездки с инструктором в обычных условиях (2 часа). Вроде это уже было? Вовсе нет! Если второй этап обычно проходит летом, то третий посвящен отработке навыков зимней езды.
Венец учебы – обучение экстремальным приемам вождения (2 часа) на специальном полигоне. Такие есть практически в каждом крупном городе, а в Хельсинки их два. Зимой полигон превращают в каток, летом заливают специальной смесью из воды и масла. На полигонах отрабатывают вождение на скользкой дороге, что для такой северной страны, как Финляндия, очень важно. И, похоже, не очень важно в России…
Кстати, второй и третий этапы экзаменами не заканчиваются, тут другая система оценок: готов ли претендент получить постоянные права или ему надо еще поучиться? Постоянные права в Финляндии выдают один раз и практически на всю жизнь – они действуют до достижения 70‑летнего возраста. Можно, конечно, управлять автомобилем и дальше, но с определенными ограничениями. Впрочем, это совсем иная тема.
ГЕРМАНИЯ: СРАЗУ НА УЛИЦУ
Прежде чем записаться в одну из многочисленных немецких автошкол, придется пройти совсем не формальные процедуры. Во‑первых, предстоит получить справку у окулиста (это можно сделать у врача или в обычном магазине «Оптика»). Тест занимает пять минут и обойдется в 6–7 евро. В справке напишут, нужны очки или нет. Второй шаг – подача заявления и двух фотографий в местный орган власти (услуга обойдется в 25 евро). Если хотите учиться не на немецком языке, приготовьтесь доплатить 20 евро. Третий этап – занятия на курсах первой помощи (и получение подтверждающей справки). Они обычно проводятся по субботам, занимают от четырех до шести часов и обойдутся примерно в 20 евро. Занятия, как говорят, не очень сложные и интересные, а полученные навыки пригодятся в жизни.
атем можно записаться в любую автошколу, какая понравится. Цена за один час вождения с инструктором разная, но в среднем для категории B составляет 30 евро. А весь курс обучения обойдется примерно в 2000 евро (многое зависит от количества часов практического вождения). Строгих норм наката нет, – инструктор отправит подопечного на экзамен, только когда сочтет его действительно готовым.
Как правило, на езду отводится не меньше 20 часов. Обязательно нужно отъездить четыре часа по автобану, еще четыре – в темное время, а дальше – как решит инструктор. График занятий составляется индивидуально. Урок не может длиться дольше двух часов. Особенно тщательно отрабатываются маршруты, на которых предстоит сдавать экзамен.
Но прежде надо пройти теоретическую подготовку: в течение 14 часов преподаватели читают лекции, помогают решать задачи. Билеты можно купить в автошколе или заказать в Интернете. Заниматься и сдавать экзамены разрешено не только на немецком языке, но и на русском, а также на английском, турецком и прочих. Надо только найти автошколу, где преподают по-русски, и прописать этот пункт в договоре. Еще один удивительный факт: ученик и преподаватель не обязаны отрабатывать какие-то элементы на площадке, практически сразу после теоретической части они выезжают на улицы. (Соответственно, нет и специального экзамена на площадке.) Зато можно самостоятельно тренироваться на автодромах АDAC (работают по всей стране), это обойдется в 16 евро за день.
А затем, если инструктор решит, что ученик готов, назначается день и время экзамена (еще 80 евро). Говорят, сдать теорию несложно. По статистике, ее с первого раза сдают 90% кандидатов. Провалившиеся допускаются ко второй попытке после двух часов дополнительных занятий. Если срезался в третий раз, отправят на тест на адекватность (тот самый знаменитый «идиотентест»: ЗР, 2007, № 4). Но такое случается редко.
Самая страшная ошибка во время практического экзамена – не пропустить пешехода. Даже если он переходит дорогу в неположенном месте. Это однозначная переэкзаменовка. То же относится к созданию аварийной ситуации на дороге.
Обязательная часть экзамена – парковка вдоль тротуара между двумя машинами. Для Германии это тоже актуально. Практический экзамен занимает 45 минут. Если сдал, получаешь новенькие права, заплатив 180 евро. Правда, там будет написано, что водительское удостоверение временное (Probezeit) и выдано на два года. В этот период на молодого водителя накладываются некоторые ограничения, в случае нарушений к нему предъявляются более жесткие требования.
Например, в отличие от опытного водителя, для которого допускается небольшое содержание алкоголя в крови (до 0,5 промилле), новичок обязан быть абсолютно чистым перед алкотестером. Если за этот срок у водителя-новичка нарушений не было, он автоматически получит постоянные права.
Системы и методики обучения в разных странах Европы могут различаться, но есть общий момент: самый главный человек здесь – преподаватель автошколы. Он как сержант в армии: отец родной и строгий учитель в одном лице. Повсеместно это уважаемая и высокооплачиваемая работа, причем стать инструктором может далеко не каждый. Общей европейской директивы, которая регламентирует их подготовку, пока нет, она только готовится.
Как правило, кандидату в учителя должно быть не менее 25 лет, требуется высшее или профессиональное образование и водительский стаж не менее пяти лет. Для того чтобы получить корочку инструктора, нужно пройти специальное обучение на очных курсах – от 154 часов в Латвии до двух лет в Норвегии. В Венгрии и странах Скандинавии «инструктор по вождению» – специальность, которую получают в технических университетах. В любом случае по окончании учебы необходимо сдавать экзамены, после чего допустят к работе с людьми. А затем придется регулярно проходить курсы повышения квалификации, подтверждая свой уровень: в Венгрии, например, ежегодно, а в странах Балтии – раз в пять лет.
Примерно такие же требования предъявляются к экзаменаторам. В большинстве европейских государств экзамены принимают специально подготовленные гражданские сотрудники местных подразделений министерства транспорта, в Германии – специалисты компаний TÜV или DECRA. Причем все экзаменаторы должны пройти трехуровневый курс обучения (он продолжается, в среднем, год) и получить диплом, который затем нужно регулярно подтверждать.
К чему я все это рассказываю? А к тому, что у нас прошла очередная реформа автошкольного образования и курсантов будут обучать по новым программам. Видимо, срок обучения вырастет до трех-четырех месяцев, поднимется стоимость, поскольку добавилось несколько новых предметов, в том числе психология и организация грузоперевозок. Только станут ли учить лучше, если число хороших преподавателей не увеличилось? Да и откуда им взяться, коль их никто не готовит? Нет даже профессии такой – «инструктор автошколы», а есть только «преподаватель профессионально-технического образования». И требования к учителям самые что ни на есть простые: стаж вождения и кое-какое образование. Зарплата (если работать честно) – соответствующая. И – вперед, учи!
Схожая ситуация и с экзаменаторами. Прежде в этом качестве мог выступать практически любой офицер ГАИ, но недавно МВД опубликовало проект приказа о требованиях к экзаменаторам.
Планка повышается: возраст от 25 лет, высшее образование, стаж вождения от пяти лет. Необходимо пройти дополнительное обучение и получить документ, дающий право принимать экзамены. Какое обучение и где – неизвестно, ведь это только проект…
В общем, реформу провели, но начали, как обычно, не с той стороны. Зачем придумывать новые программы и предметы, если и под существующие не хватает учителей? Знакомый преподаватель автошколы философски заметил, что появление в программе нескольких ненужных и непонятных предметов – это не проблема. «Преподавателей все равно нет, так что мы в это время будем заниматься дополнительно нужными предметами». Главное – чтобы не мешали.