Маяки ленинградской области свободные для посещения без машины
Путеводитель по маякам Ленобласти
Если в сухопутном отпуске хочется романтики, то пора отправиться в окрестности — смотреть маяки. В России вслед за Европой наконец начал развиваться маячный туризм. Основные маршруты по Ленобласти уже проложили энтузиасты из проекта «Нам светло». Северный, южный и вечерний — по маякам Кронштадта и к маяку «Толбухин».
История в башнях. Маршрут к маяку «Толбухин»
В 1719 году Петр I повелел поставить маяки на Котлинской косе и островах Финского залива. Царь сам сделал чертёж первого маяка для новой столицы, который сейчас служит ориентиром при входе в морской канал. Им стал «Котлинский», переименованный в «Толбухин» в честь первого коменданта Кронштадта. Сначала деревянный, горевший и возрождавшийся из пепла, потом — кирпичный.
Это не только первый (после архангельских) маяк в России, но и долгое время — передовой. Его в первую очередь оснастили телеграфом и телефоном. А в эпоху СССР на искусственном острове, где стоит маяк, поставили первую ветровую электростанцию. Накануне Петербурга «Толбухин» капитально отремонтировали — наследие ЮНЕСКО. И на маяке поселилась новая супружеская пара смотрителей — Дмитрий и Юлия Масько.
Просто так забраться на маяк и зайти к ним в гости не получится — это режимный объект. В свободном доступе в Ленобласти только «Петергофский южный маяк» в Нижнем парке музея-заповедника «Петергоф». Но теперь к островку, на котором стоит «Толбухин», можно подойти на катере вместе с организованной экскурсией.
Путешествие продолжается у створных маяков морского канала. Без этих ориентиров кораблям было невозможно пройти узкий, специально углублённый фарватер и зайти в город. Любое отклонение от курса — и судно на мели. В 1983 году на канале поставили самый высокий в России маяк. Его высота — 73 метра — может поспорить разве что с количеством букв в его названии: «Задний створный маяк морского канала «Встречный»». С ним соперничают только маяки Ладоги — «Осиновецкий» (70 м) и «Стороженский» (71 м). Это самые высокие озёрные маяки в мире. Правда, по сравнению с маяками Финского залива, до ладожских башен гораздо сложнее добраться: нужно идти на лодке 3,5 часа в одну сторону или пробираться по болоту. И пока что экскурсии туда водят лишь эпизодически.
Южный маршрут. Красная горка и маяк «Шепелевский»
Четыре года назад вдоль противоположных берегов Финского залива были проложены Северный и Южный маршруты по маякам Ленобласти. Южный поначалу стартовал с осмотра «Ирбенского» плавучего маяка, который стоял на приколе в гавани Ломоносова. Дальше автобус вёз туристов на Красную горку и к маяку «Шепелевский».
В районе Красной горки — самое узкое, а потому и самое опасное место Финского залива: фарватер проложен близко к берегу. Бухту эту обнаружил ещё Пётр I, когда шла осада Выборга. Царь основал сторожевой форт, позже чуть в стороне появился маяк. Теперь он находится на территории военной части, но прекрасно виден забора.
Часть удовольствия от поездки — прогулка вдоль берега Финского залива до форта «Красная горка», который в Великую Отечественную был центром обороны Ораниенбаумского пятачка. Его тоже возродили энтузиасты. Они устроили там музей с орудиями и железнодорожными пушками под открытым небом.
На том же маршруте располагается вписанный в очень живописный «Шепелевский» маяк. Чтобы к нему пробраться, нужно пройти через лес, который выводит к берегу, усеянному камнями. Маяк действующий, но, опять же, закрытый для посещения. Изготовлен был во Франции ещё в 1910 году как кирпичная башня с фонарём с двумя цветовыми сигналами — красным и белым. Две долгие вспышки каждые четверть минуты. Контраст с классическим маяком составляет современная радиолокационная станция рядом. Как стратегическая точка, во время Великой Отечественной войны маяк «Шепелёвский» сыграл важную роль — был ориентиром на пути к островам Финского залива: Сескар, Мощный, Тютерс и Гогланд. Все трассы тогда дополнительно оборудовали передвижными ацетиленовыми фонарями, и прежде всего — «Дорогу жизни» по Ладожскому озеру. Фонари ставили прямо на лёд, и машины шли на свет маяков. Дальше регулировщики разводили их по безопасным маршрутам. Трассы обслуживали гидрографы из состава отрядов.
Северный маршрут. Кронштадт
Северный маршрут был проложен в обратном направлении. На скандинавском берегу Финского залива туристам показывали маяк «Стирсудден», мыс Флотский и достопримечательности Кронштадта: Морской Никольский собор, а ещё «не деревянный не маяк» « в Купеческой гавани города. Это любимое место молодожёнов под названием «Задний створный знак Кронштадтского рейда». Очень противоречивый: ныне действующий, но резервный; железный, но обитый деревом. Маячного типа, но — навигационный знак, потому что дальность — меньше деся морских миль.
Позже у проекта «Нам светло» появилась водная вечерняя экскурсия вокруг маяков кронштадских гаваней с высадкой на острове Кроншлот и посещением заброшенного Нижнего Николаевского маяка, который не работает уже больше века.
Туда же входили Задний и Передний маяки морского канала, и не такой заметный, но зато самый старый действующий маяк на территории Кронштадта — «Фридрихштадский». Его официальное название — «Светящий знак Военного угла № 1», а учрежден он был аж в 1852 году. Обозначал он угол Военной гавани как навигационную опасность для мореплавателей, а также служил ориентиром для движения между Кронштадтом и портом «Ораниенбаум» (Ломоносов). Англичане и французы, узнав о его существовании, изобразили маяк на картах в виде огромной башни. На деле же это металлическая конструкция с лампочками высотой чуть больше деся метров.
Но только основатели проекта Ольга Исаева и Андрей Шпартько, а также примкнувшая к ним Анастасия Макарова, утвердили маршруты, как жизнь внесла свои коррективы. «Ирбенский» плавучий маяк после ремонта передали Институту мирового океана и отправили в Калининград. А в форте «Константин» в Кронштадте открылся Музей маячной службы, созданный такими же энтузиастами. Стало очевидно — теперь это ключевая точка всех маршрутов.
Маяк в кустах. Музей маячной службы
Музей маячной службы был открыт в форте «Константин» двумя в 2017 году. Основную часть экспозиции они собрали всего за полгода. Самые ценные находки сделаны в кустах вдоль побережья Финского залива и в заброшенных сараях на территории Ленобласти. Правда, как специалисты, основатели музея знали, где искать, то есть, где стояли маячные башни, которые в были оснащены новым оборудованием. А старое, историческое, тогда просто выбросили — как никому не нужное. Или, в худшем случае, уничтожили или переплавили. Потом экспонаты стали дарить посетители музея, обнаружившие у себя на даче, или друзья, которые помогают доставать, выкупать и доставлять старое маячное оборудование со всей страны. Мало что дошло до музея целиком. Выручило то, что фонари делали типовые. Если найти один без стёкол, другой ржавый, а третий без дверки, то из трёх сломанных можно собрать один целый.
Гордость Музея маячной службы — первая проблесковая линза в России. Это огромная составная линза Френеля, с помощью которой собирали свет и увеличивали дальность луча на маяке на острове Сескар. Тот же принцип используют при изготовлении автомобильных фар и светофоров. Для маячной службы XIX века изобретение француза Френеля стало прорывом сродни электричеству. Знал бы он, что старается для России.
Первая проблесковая линза в России
Линзу на маяке Сескар установили в 1858 году. Маяк, кстати, тоже был первым в своем роде — это первый полностью чугунный маяк в России. Линза в полторы тонны стекла и металла была разборная, её год везли из Великобритании, а смонтировали прямо на месте, как конструктор. Она была второго разряда с диаметром в 40 метров (у первого — диаметр 80 метров). Нижний и верхний сектора стояли стационарно и светили на 27 километров белым огнём. В центре было восемь масляных горелок. У сескарской линзы были створки и вращающийся барабан. Каждая створка формировала свой собственный луч. Получалось 12 лучей, как у ромашки. Когда луч проходил мимо корабля, вахтенный воспринимал его как вспышку. Его было видно на 30 километров. Такие вспышки происходили каждые 30 секунд.
Часы с кукушкой
Барабанный механизм, приводящий в действие проблесковую линзу, в Музее маячной службы тоже есть. Чудом сохранился тот, что стоял на маяке «Шепелёвский» с 1928 года до середины годов, когда его заменили на новый советский. Почти столетний бронзовый барабан до сих пор крутится чётко, как часы.
А работал он так: на барабан наматывался стальной трос, на котором висела гиря 250–300 кг. По принципу часов с кукушкой, гиря опускалась вниз, барабан вращался и передавал движение на линзу. А маячный смотритель каждый вечер бежал с канистрой масла по винтовой лестнице вверх, заливал масло в горелку, поправлял фитили, снимал нагар, чистил стёкла, вручную зажигал горелку и заводил механизм. Если всё хорошо работало, он шёл отдыхать. Но при этом следующий вахтенный уже через несколько часов снова бежал наверх, и все повторялось.
Сувенир из Владивостока
Надежду на отдых маячным смотрителям дал ацетилен, который стали применять в начале XX века. Этот газ хорошо горит, почти не даёт копоти и хранится в баллонах, что даёт длительную автономную работу маяка. Это вам не дрова несколько раз за ночь подбрасывать или масло подливать.
В начале XX века заводы по производству ацетилена поставили на всех флотах России, но не успели наладить производство своей аппаратуры, и до 1933 года покупали импортную.
Кстати, ацетиленовые проблесковые фонари автоматически включались ночью благодаря нобелевскому лауреату Нильсу Густаву Далену (Nils Gustaf Dalén). В начале XX века он изобрёл солнечный клапан. Центральный чёрный стержень днём нагревался и перекрывал подачу газа, а ночью остывал и пропускал его. Тот солнечный клапан, что хранится в Музее маячной службы, приехал из Владивостока, его помогли раздобыть друзья музея. Вот только полгода находку не получалось доставить в Кронштадт: в самолёт старинную технику не брали. Пришлось ждать, когда знакомые довезут поездом.
Незаметная изюминка
Есть в экспозиции и своя изюминка — портативный электрический фонарь для диверсионных групп. У него есть инфракрасный режим излучения. Этот диапазон невидим для глаза. Такой фонарь можно было поставить на берегу противника, замаскировав в кустах. Без прибора его не видно, а свой корабль — ходит, пользуется. Фонарь автоматически работал до четырех суток, а потом нужно было заново завести механизм или снять маячок.
Три маршрута по самым интересным маякам Ленобласти Маяковед и путешественник Юрий Мацеевский рассказал, как добраться до самых интересных маяков Ленобласти — Стороженского, Свирского и Толбухина
Несмотря на то, что многие маяки утратили своё практическое значение, интерес к ним не угасает благодаря их архитектуре, истории и ареолу морской романтики. В окрестностях Петербурга, в основном по берегам Ладожского озера и Финского залива, их десятки, а по некоторым даже начали устраивать экскурсии. The Village попросил путешественника и исследователя маяков Юрия Мацеевского выбрать самые интересные маршруты в обоих направлениях и узнал, как спланировать поездку самостоятельно.
Юрий Мацеевский
руководитель творческого объединения «Клуб приключений и искусств „Природа России“», один из создателей выставки «Маяки русского севера»
Стороженский и Свирский маяк
Стороженский маяк — самый высокий в России и седьмой по высоте в мире. Он находится на юго-востоке Ладожского озера в деревне Сторожно.
КАК ДОБРАТЬСЯ: Выезжать к маяку нужно с утра, в восемь-девять часов. Ищите кроссовер. Машина с низкой подвеской — не лучший выбор: на вашем пути будет 18-километровый участок лесной дороги и вы будете царапать днищем землю. Выезжаем из города по кольцевой на трассу М18 (Санкт-Петербург — Мурманск), через посёлок Волховстрой едем до села Паша — это практически 50 километров, не доезжая Лодейного Поля. В селе Паша вы поворачиваете на село Загубье, доезжаете до него и оттуда 18 километров едете до берега Ладоги, в деревню Сторожно. В общей сложности это 200 километров езды. Там же, кстати, находится самая старая на Ладоге церковь. Рядом — граница Нижне-Свирского заповедника, прекрасная природа, поют птицы.
После осмотра Стороженского маяка вы сможете совершить прогулку длительностью два часа по лесной тропинке до маяка Свирский. Он был построен в одно время со Стороженским в процессе освоения берегов Ладожского озера в 1905–1911 годах. Свирский маяк вдвое ниже, но очень интересен по своей архитектуре. Он не реконструировался с момента возведения башни, в отличие от Стороженского или Осиновецкого, но, несмотря на это, сохранился в лучшем состоянии. Вместе со Стороженским маяком он образует пару, которая имеет разное оптическое оборудование. После осмотра этого маяка можно возвращаться обратно по лесной тропе, к шести часам вечера вы вернётесь к Стороженскому маяку. Это самый лучший маршрут, который возможен вблизи Петербурга с минимальными затратами и максимальной отдачей.
Толбухин маяк
Самый старый маяк России был построен спустя два года после основания Адмиралтейства по схематическому наброску Петра. Маяк очень красивый, это парадные ворота, которые соединяют Санкт-Петербург с Европой.
КАК ДОБРАТЬСЯ: Сначала необходимо доехать до Кронштадта — на машине или автобусе. Выходите около форта Риф на остановке «Кронштадское кладбище» и идите полтора километра пешком в сторону форта. Затем есть два варианта. Более экономичный работает зимой, с конца января по начало марта, когда вы выходите на лёд и идёте на лыжах или без них до Толбухина маяка — это восемь километров пути. В летний период нужно располагать либо своим, либо нанятым плавсредством. Нанять его можно в Кронштадте, стоимость аренды составляет около шести тысяч рублей за пару часов.
Когда вы вернётесь, можно осмотреть достопримечательности Кронштадта, например Морской музей. Там же можно посмотреть на Николаевский створный маяк и передний и задний маяки Морского канала.
Маяк на заброшенном острове Сухо
Если выбирать из островных маяков, наиболее пригодных для посещения, то это маяк на острове Сухо — с уникальной историей и очень важный для города. По легенде, маяк был построен ещё при Петре — изначально был деревянным. В октябре 1942 года немецкие войска при поддержке итальянских катеров предприняли попытку захвата острова Сухо — с целью прервать снабжение Ленинграда продовольственными товарами. На острове находился гарнизон, который принял на себя основной удар: пока шла подмога из Новой Ладоги, в живых осталось пять человек.
Сейчас остров заброшен, но маяк обслуживается — он является автоматическим. Маячная башня до сих пор хранит следы обстрела. Этот маяк уже давно мог стать частью частью музея «Дорога жизни», но им никого не интересуется, вспоминают про него только 9 мая.
КАК ДОБРАТЬСЯ: Чтобы попасть на маяк в летнее время, необходимо выйти на берег в Новой Ладоге и доплыть до острова. Это 70 километров по воде туда-обратно, так что лучше найти катер. Его можно арендовать на местной базе отдыха, доплыть до маяка стоит до 20 тысяч рублей туда-обратно. Бюджетный вариант возможен только в зимний период. Зима должна быть студёной, что в последнее время бывает редко, чтобы Ладога промёрзла достаточно глубоко. Сначала необходимо доехать до села Дубна, а затем пойти пешком или на лыжах по льду — 18 километров. Соответственно, предполагается ночёвка на острове. Мероприятие это опасное, так что без опытной команды и достаточных средств защиты высок риск утонуть.
Можно ли попасть на территорию маяка
Чтобы попасть на территорию любого маяка, кроме заброшенных, нужно получить разрешение Ленинградской военно-морской базы, так как маяки являются стратегическими объектами. Попадая на маяк без разрешения, вы совершаете правонарушение. Более того, вступая во внеуставные отношения с маячником и впоследствии где-то публикуя информацию о том, что вы этот маяк посетили, вы подставляете человека. За это маячнику грозит должностное взыскание вплоть до увольнения. Осматривать маяк, не проникая на его территорию, вы можете.
Фотографии: Юрий Мацеевский
Где увидеть маяки в Петербурге и Ленобласти?
Маяки — не только навигационное оборудование, но и особое настроение, романтика, история техники и флота. А еще — отличный повод для семейной поездки на выходных. Для того, чтобы легче было составить маршрут, «Литтлван» подготовил обзор интересных сигнальных башен в Петербурге и Ленобласти — с координатами и историями.
Действующие маяки в России находятся в ведомстве Минобороны и закрыты для свободного посещения. Посмотреть на них можно только со стороны, но иногда, по особым случаям, организуются экскурсии внутрь. Посетить свободно можно лишь заброшенные сигнальные башни, но не все из них безопасны для детей.
Задний створный знак Большого Кронштадтского рейда («Деревянный маяк»)
Задний створный знак Большого Кронштадтского рейда — пожалуй, самый популярный у туристов в Кронштадте маяк. Его хорошо видно всем, кто гуляет по Макаровской улице, вдоль Итальянского пруда и Петровского канала, — он находится на военном причале «Западная Усть-Рогатка».
Вообще, это не маяк, а навигационный знак — они отличаются по дальности видимости сигнального огня (у маяка — дальше). Отреставрирован и действует как резервный.
Башня является задним створом, то есть работает в паре с другим знаком, показывая пусть кораблям, проходящим Большой Кронштадтский рейд. Передний створ находится на краю каменной гряды, закрывающую Каботажную гавань от волн.
А еще многие думают, что этот маяк деревянный. Отсюда и происхождение второго, «народного» названия. На самом деле деревянная доска — это только внешняя обшивка металлического каркаса.
Где находится: г. Кронштадт, ул. Макаровская, на пирсе Петровского канала.
Как добраться: на автомобиле — по КАД, общественным транспортом — на рейсовых автобусах до Кронштадта, например, от ст. м. «Беговая» на маршрутке К 405.
Координаты: 59.984021, 29.762147.
Что рядом: пушки и другие военно-морские снаряжение и атрибутика на набережной, военные корабли на приколе, в том числе корабль-музей — миноносец «Беспокойный», Петровский парк, кафе и туалеты.
Шепелевский маяк
Построен во Франции в 1910 году, после чего.чугунную башню перевезли в Россию и установили на берегу Финского залива. Высота — 38 м. Во время войны, зимой 1941 — 1944 годов, здесь начиналась ледовая дорога до островов Сескар, Малый и Лавенсаари (71 км).
Сейчас рядом со старым маяком построены радиобашня и здания метеорологических служб. Территория огорожена забором, вход закрыт. Но можно обойти вдоль по берегу и полюбоваться видами — залив, камни, сосны, много птиц, а еще — железная смотровая вышка (детям забираться опасно!), остатки старинного бункера и других построек, расписанные граффити.
Где находится: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, д. Шепелево, полуостров Каравалдай, мыс Шепелевский.
Координаты: 59.985801, 29.127185. 59.985736.
Что рядом: братская могила моряков и летчиков-балтийцев, шепелевская вышка, батарейная бухта, церковь Святой Троицы Живоначальной в п. Гора Валдай и форт «Красная горка» в Лебяжьем.
Осиновецкий маяк
Действующий маяк на берегу Ладожского озера. Построен из камня в начале XX века — 1905-1910 гг. Важную роль сыграл во время блокады Ленинграда. На мысе Осиновец соединялась водная и сухопутная части Дороги жизни, а маяк освещал путь судам и автоколоннам, которые поддерживали жизнь в городе, — лучи его ламп простираются на 40 км. 70-метровый маяк был не раз обстрелян, но выстоял. До сих пор, если присмотреться, можно увидеть следы от обстрелов — выпавшие из кладки кирпичи и трещины.
Где находится: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, поселок станции Ладожское озеро (ш. Дорога жизни, 44-км, берег Ладожского озера).
Как добраться: на автомобиле — по трассе А128 «Дорога жизни» до мемориала «Разорванное кольцо» в районе с. Коккорево, затем налево пару км и направо в сторону башни (видна с дороги); общественным транспортом — на электричке с Финляндского вокзала до станций «44 км» или «Ладожское озеро», далее — пешком.
Координаты: 60.118758, 31.080494.
Что рядом: мемориал «Разорванное кольцо», музей «Дорога жизни», пляж, база отдыха, места для пикника, кафе, детская площадка, туалеты.
Стороженский маяк
Маяк — «брат-близнец» Осиновецкого. Только возведен он на юго-востоке Ладожского озера на 4 года раньше, в 1906 году, и на метр выше «брата» —высота его башни 71 м. На его верхушке установлена огромная линза Френеля. Маяк работает до сих пор, помогая судам преодолевать Стороженский риф. Посмотреть на него можно издалека. Добраться до этого места не легко: дорога плохая, ее преодолеют, пожалуй, лишь автомобили с высокой посадкой и в сухую погоду. Вариант для бывалых туристов — дойти пешком от Загубья, это около 18 км по лесной грунтовой дороге.
Где находится: Ленинградская обл., Волховский р-н, д. Сторожино.
Как добраться: на автомобиле — по Р-21 (трасса «Кола»/E105) до с. Паша, потом налево перед мостом до д. Загубье, через понтонный мост и далее по грунтовой дороге до д. Сторжино; общественным транспортом — электричкой с Ладожского вокзала до ст. «Паша», затем автобусом до Загубья, потом — ок. 18 км. пешком или на велосипеде.
Координаты: 60.531421, 32.626028.
Что рядом: берег Ладожского моря, Киприано-Стороженский Никольский мужской монастырь, Свирский маяк.
Рядом находится Свирский маяк. Его называют самым труднодоступным на Ладожском озере — добраться до него по суше можно только летом. От Стороженского маяка к нему ведет узкая лесная тропинка — около 2 часов пешком. Есть тропы и из самой деревни, но самостоятельно найти их сложно.
Свирский маяк ниже соседа — 35 м и построен с ним примерно в одно время — в начале XX века. Сигнальная башня работает до сих пор. Координаты: 60.513032, 32.716148.
Маяк Вуохенсало
Этот световой знак стоит в маленькой бухте Ладоги, на моле из камней, выступающим примерно на 150 м от берега. Появился он еще до советско-финской войны, когда территория принадлежала Финляндии. Отсюда и название, которое означает «козья глушь». Высота сооружения — около 12 м. Работает до сих пор, освещая путь рыбакам и не только им.
Внутрь — нельзя, зато можно подойти вплотную. Чтобы попасть на пляж, придется пройти через территорию парка-отеля.
Где находится: Ленинградская обл., Приозерский р-н, п. Моторное.
Как добраться: на автомобиле — по Приозерскому ш. (А-121) до Ларионово, далее поворот направо на трассу 41К-12 до Моторного; общественным транспортом — на электричке или «Ласточке» от Финляндского вокзала до Приозерска, далее — автобусом или такси до Моторного.
Координаты: 60.975035, 30.308452.
Что рядом: берег Ладожского озера, рыбное хозяйство с платной рыбалкой, парк-отель.
Маяк Стирсудден
Маяк расположился на холме, среди деревьев, вдалеке от береговой линии — от Финского залива его отделяет современное Приморское шоссе. Сигнальная башня на этом месте появился еще в конце XIX века. Название в переводе с шведского означает «Указующий мыс». В годы войны из-за обстрелов маяк разрушили, но затем восстановили. Работает по сей день. Позывной — «Надежный». Высота железобетонной цилиндрической башни — 28 м. Свет ламп распространяется на 21 морскую милю.
Сейчас маяк располагается на территории военной части — в лесу, за высоким забором. Проход к нему закрыт. Однако есть маленький секрет! Если не сворачивать с трассы, оставить автомобиль на Приморском шоссе (не доезжая пос. Озерки, по ходу движения из Петербурга) и пройти около 1-2 м от остановки автобуса, то можно сделать неплохие фото и рассмотреть его во всех подробностях — забор не помеха! Ориентир — каменные ступеньки вверх.
Где находится: Ленинградская обл., Выборгский р-н, мыс Стирсудден (п. Озерки).
Как добраться: на автомобиле — по Зеленогорскому и Приморскому ш.; общественным транспортом — на электричке или автобусе до вокзала Зеленогорска, далее автобусом №420 в сторону п. Озерки до остановки «41 км».