Метанол в авто в охлаждении
Почему метанольная незамерзайка, продаваемая на обочинах, лучше магазинной
Приготовить омывающую жидкость в домашних условиях несложно. Но есть ли в этом смысл?
Незамерзающая жидкость в бачке омывателя — это неисчерпаемая тема. И это притом, что омываек в продаже полным-полно: хоть на АЗС, хоть в гипермаркетах. Разного цвета, с различной заявленной температурой замерзания, от многих производителей. А проблема при этом продолжает висеть в воздухе — иначе стали бы то и дело появляться советы по самостоятельному приготовлению подобной жидкости. И дело вовсе не в жадности таких советчиков — вернее, не только в ней. Всё серьезнее.
Зачем делать самому?
Человек становится «самоделкиным», когда его что-то не устраивает в ассортименте продаваемых товаров, а также, порой, от скуки. Применительно к омывающим жидкостям, продаваемым у нас на всех углах, причина известна: под разными именами нам втюхивают товар на основе одного и того же изопропилового спирта. А он для зимних омываек не годится.
Почему? Ведь если на этикетке написано, скажем, «–30», то такая омывайка действительно не превратится в глыбу льда. Но засада в другом: омывать ветровое стекло такая жидкость, как правило, откажется. И виновата в этом так называемая кинематическая вязкость омывайки — назовем ее для простоты текучестью. На морозе любая омывайка становится более вязкой: это видно невооруженным глазом. Достаточно взять бадейку с омывайкой, выставленную на морозе, и покачать из стороны в сторону: сразу будет заметно, что поведение жидкости стало гораздо более заторможенным, чем у воды из-под крана.
Для современного автомобиля подобное загустевание играет роковую роль: охлажденная омывайка с трудом протискивается через узенькие каналы форсунок стеклоомывателя. В итоге вместо мощной летней струи на стекло попадает жалкая струйка длиной в десяток сантиметров, а то и меньше. Как правило, она даже не дотягивается до кромки дворников, а потому расходуется напрасно: стекло остается грязным. Единственным исключением являются древние машины с огромными форсунками, а также современные авто, у которых жидкость подается непосредственно на щетки стеклоочистителя.
Виноват во всем вонючий изопропиловый спирт, их которого и делают все современные омывайки. Его вязкость на морозе возрастает гораздо сильнее, чем у этилового спирта и, конечно же, метилового. Но этиловый спирт обложен акцизами, а потому омывайка на его основе становится золотой. Вне конкуренции находится запрещенный метанол, вязкость которого на морозе в «минус 20» вчетверо ниже, чем у изопропилового.
Почему запрещен метанол — самый лучший и самый доступный для производства спирт? Исключительно из-за той части населения, которая готова пить любую спиртосодержащую дрянь. В постановлении Главного государственного санитарного врача № 4 от 23 мая 2000 года метанол был объявлен безвредным (!) для здоровья нормального человека, но формулировка «Низкая культура населения» поставило его вне закона. Поэтому бывалые водители вынуждены приобретать метанольные омывайки где-то на полулегальных развалах, а не в цивилизованных точках торговли. Кстати, в скандинавиях и канадах эти жидкости спокойно продаются. Никому не приходит в голову пить их вместо пива или водки.
Идет дурацкая игра. Метанольные омывайки нелегально продаются во многих местах, но на них то и дело устраивают облавы. А в нормальных магазинах продают только барахло. В итоге и появляются рецепты от «самоделкиных», готовящих омывайки самостоятельно.
Из чего приготовить — и нужно ли?
Рецепты новизной не блещут. Первым делом нужен спирт — кто какой раздобудет. Но, как мы уже отмечали, этиловый спирт — штука дорогая. Можно купить и метиловый, но, ей-богу, проще приобрести готовую омывайку на его основе. Многие «самоделкины» добавляют в свое зелье какое-нибудь кухонное средство вроде Fairy. Спирт смешивают с водой: чем больше воды, тем ближе полученная омывайка к летней. Однако, как нам кажется, такой «бизнес» оправдает себя с финансовой точки зрения только при наличии какого-то неведомого источника дешевого спирта, который вряд ли может быть легальным. Поэтому наш совет для тех, кто регулярно ездит в сильные морозы — только метанольная омывайка, продаваемая на обочинах.
Даешь метанол и нитрометан в двигатель!))
доброе время суток, всем автолюбителям. Все, так или иначе в поиске различных присадок в топливо своих железных коней, или по автоспорту, или от старшего поколения слышали, сталкивались с разными присадками в двигатель, повышающими октановое число!
От старожилов, лично я, много раз слышал, как они в годы своей бурной молодости повышали октановое число, путем использования измельченных нафталиновых шариков в бензине.
Что из этого правда, а что нет, было не понятно. Да и как тут проверить, когда жалко такими экспериментами портить сердце своего железного любимца!
Во избежании нынешними и будущими автовладельцами приключений на свою голову и на свою машину, я постараюсь вкратце рассказать, что, есть что и чем можно пользоваться, а чем не желательно!
Лично на моей машине, стоит водометанольная система впрыска перед дроссельной заслонкой, при достижении наддува в 1 бар.
Начнем с самого обыденного и по возрастающей!
Бензин — горючая смесь лёгких углеводородов с температурой кипения, в зависимости от примесей от 33 до 205 °C. Плотность бензина около 0,71 г/см³. Теплота сгорания примерно 10 200 ккал/кг (46 МДж/кг, 34,5 МДж/литр). Температура замерзания −71 градус цельсия с применением присадок. Основной характеристикой бензинового топлива является его антидетонационная стойкость и в случае использования в ДВС, стехиометрическим соотношением. Стехиометрическое соотношение, это показатель количества частей воздуха, к частям топлива, при котором наблюдается наиболее оптимальное и эффективное горение топлива. У бензина этот показатель составляет 14.7 к 1 в массовых долях. 14.7 килограмм воздуха может сжечь 1 кг бензина.
Всем известное октановое число, характеризует способность топлива сопротивляться детонации; аномальному сгоранию топлива с образованием ударных волн высокой скорости, способных нанести значительный вред ДВС. Явление детонации образуется в следствии слишком высокой степени сжатия ДВС, для данного вида топлива, а так же ряда других причин, связанных с неправильной настройкой двигателя, либо возникновением определенного рода неисправностей.
Нерекомендуемые присадки в топливо на основе бензина
«+» Снижает дымность, шумность, повышает мощность. Способен подавить детонацию в двигателе и даже повысить детонационную стойкость керосина (из него иногда и делают бодяжный бензин).
«+» Добавление 500 г нафталина на 10 л бензина приводит к увеличению октанового числа бензина на 3—4 единицы — 92-й бензин «превращается» в 95-й.
«-» Попав в бензин, нафталин оставляет после себя существенное количество нагара, увеличивает число вредных выхлопных газов. Вдобавок он, кристаллизуясь, забивает систему подачи топлива: от бензонасоса и шлангов до форсунок.
«+» При добавлении 5—20% спирта в бензин октановое число растет на 3—8 единиц (из А-95 делают А-98), при этом улучшается процесс сгорания, возрастают мощность и КПД двигателя.
«-» Оказывает серьезное разъедающее действие на прокладки в двигателе. При передозировке компоненты топлива не смешиваются в цилиндре и октановое число падает: возникает детонация, стук клапанов.
Ацетон (метилбутиловый эфир)
«+» В небольших количествах допустим для повышения октанового числа.
«-» Его часто добавляют прямо на заводах. Если добавить еще «флакончик» в бак, получается многократное превышение допустимых норм — образуются вредные вещества. Также быстро понижается октановое число.
«+» Увеличивает октановое число на 3—6 единиц.
«-» Выводит из строя нейтрализаторы и свечи: падает мощность, из выхлопной трубы идет сизый дым.
«+» Повышает октановое число на 4—5 единиц.
«-» При использовании ферроцена на свечах и в цилиндрах образуется красный нагар: срок службы двигателя сильно снижается.
«+» Повышает октановое число на 10%.
«-» Является сильным растворителем, который уничтожает практически все эластичные детали мотора и приводит к активной коррозии.
ВНИМАНИЕ! Некачественный бензин с добавленными присадками, в отличие от заводского, может проводить электричество. Топливный насос в баке и явление электропроводности топлива, вещи несовместимые!
УСЛОВНО РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРИСАДКИ
Метилтретбутиловый эфир (МТБЭ)
«+» Благодаря высокому собственному октановому числу (выше 110 единиц) полезен для двигателя: содержащийся в нем кислород обеспечивает полноту сгорания и тем самым снижает выбросы СО и СН.
«-» Повышенное содержание МТБЭ (больше 15%) ведет к падению мощности и росту выбросов окислов азота (NOx). Кроме того, бензин с повышенной концентрацией МТБЭ агрессивен к уплотнениям топливной системы и ускоряет процесс коррозии.
«+» В малой концентрации (до 1,3%) безвреден для мотора, снижает детонацию.
«-» При превышении содержания в двигателе образовывается нагар, что может привести даже к «зависанию» клапанов. К тому же ММА относится к категории ядов: при вдыхании паров человеку грозит серьезное отравление.
Как видно, список рекомендуемых присадок значительно меньше, чем чем вредящий тем или иным образом здоровью двигателя или людей. Связано это прежде всего с тем, что полезные присадки помимо своей прямой функции (увеличивать мощность и октановое число) должны соблюдать условия по безопасной эксплуатации техники и не вредить экологии. Вредные же присадки могут соответствовать лишь одной функции, повышению мощности не смотря ни на что. Так что если вы задумали повысить мощность, отнеситесь со всей серьезностью к качеству присадки которую будите использовать, ведь от нее зависит не только здоровье мотора но и ваше то-же.
Помимо присадок есть еще некоторое количество видов топлива которые применяются в промышленности и автоспорте.
Метиловый спирт, метанол CH3OH
Метанол является очень ядовитым веществом но все таки используется в ряде спортивных автомобилей, в случае если регламентом разрешено использование этого вида топлива. Мощность двигателя при использовании метанола будет выше на 7-9 %. без каких либо переделок кроме добавления топлива, до достижения стехиометрического состояния смеси. Стехиометрическая смесь метанола с воздухом составляет 6.4 к 1 что более чем в два раза меньше чем при использовании бензина 14.7 к 1.
Нитрометан CH3NO2 — температура горения 4000 С. Так как в его составе имеется кислород, то при использовании его в двигателе внутреннего сгорания требуется гораздо меньше поступающего кислорода из воздуха, чтоб получить ту же самую мощность чем от бензина. На практике это выглядит так: Чтоб сжечь килограмм бензина нужно 14.7 килограмм воздуха, чтоб сжечь килограмм нитрометана нужно всего лишь 1.7 килограмма воздуха. То есть нирометана в цилиндре одного и того-же объема можно сжечь в 8.7 раза больше чем бензина. Но нитрометан имеет меньшую плотность энергии 11,3 МДж/кг вместо 42–44 МДж/кг у бензина. В итоге всех этих расчетов получается, что не нитрометане двигатель будет иметь мощность в 2.3 раза выше чем на бензине.
В связи с этим, нитрометан применяют лишь в соревнованиях самых мощных драгстеров, Top Fuel Dragster, где время работы двигателя на максимуме ограничивается 5 секундами. Также данный вид топлива используют в моделизме, как присадка, для микродвигателей использующих калильное зажигание.
Веселящий газ, нитрос, Для полного сжигания топлива в цилиндрах двигателя важен лишь чистый кислород, которого в воздухе не так уж и много, всего 21 %. Добавление к топливовоздушной смеси закиси азота, позволяет значительно увеличить его концентрацию. Концентрация связанного кислорода в газообразной закиси азота 36% плюс плотность ее в парообразном состоянии выше в 1.5 раза. Таким образом появляется возможность наполнить цилиндры в 2.5 раза большим количеством кислорода, что в свою очередь аналогично подымет максимальную мощность, если добавить и топливо.
Закись азота до недавнего времени являлась основным средством наркоза. Вызывая позывы смеха, приобрела шуточное название «веселящий газ» В автоспорте применяют ее для краткосрочного поднятия мощности в драгрейсинге или в уличных светофорных гонках, что по сути тоже является любительским драгрейсингом. Закись запирают в баллоне с давлением около 50 атмосфер и при необходимости подают в двигатель. системы значительно поднимающие мощность довольно сложны, так как являясь по сути дополнительной системой питания, снабжены собственным контроллером, отслеживающим все процессы в двигателе и осуществляющим подачу закиси с дополнительным количеством топлива.
Жёлтая летучая жидкость с фруктовым запахом, tкип 99 °C, плотность 872 кг/м3; плохо растворима в воде, хорошо — в органических растворителях; медленно разлагается при хранении на свету. Используется в авиамоделизме как 3 % присадка к топливу компрессионных авиамодельных двигателей (основные компоненты топлива: керосин, диэтиловый эфир и касторовое масло примерно в равных частях). Повышает мощность двигателя на 10-20% с соответствующим уменьшением ресурса двигателя.
Эксперты считают мифом опасность добавления метанола в незамерзайку
Подпольные производители используют в стеклоочистителях метиловый спирт (метанол, карбинол, древесный спирт), он опасен для здоровья, поскольку может вызвать острые отравления со смертельным исходом, подчеркивают в Роспотребнадзоре. Чаще всего незамерзающие жидкости, которые сделаны на основе метанола, продаются нелегально на обочинах дорог и импровизированных рынках, указывает регулятор.
Даже в фирменных магазинах нередко продается незамерзайка с метанолом, отмечают сами производители.
«По нашим оценкам, примерно 80-85% незамерзающих жидкостей на рынке сделаны на основе метилового спирта.
Проверить состав, указанный на этикетке, может только экспертиза в лаборатории», — заявил «Газете.Ru» представитель компании-производителя «Автовода» Андрей Иванов.
По его словам, оптовая стоимость литра разрешенного изопропилового спирта сейчас составят около 120 рублей. При этом в 5-литровой канистре жидкости, рассчитанной на температуру минус 20-25°C, должно быть не менее полутора литра этого вещества, отметил он. Таким образом, даже себестоимость упаковки с официальным составом составляет 170-200 рублей, подчеркнул Иванов.
Крайне опасен
Метанол является сильным ядом, опасным для человека, отмечают медики. По словам врача психиатра-нарколога Александра Ковтуна, это вещество может привести к слепоте, тяжёлым ожогам пищевода, отказу печени и почек. Нередки и летальные исходы. Однако к таким последствиям приводит прежде всего употребление метилового спирта в качестве суррогатного алкоголя, уверен он. По словам нарколога, использование омывающей автомобильной жидкости на основе метанола не способно нанести вред здоровью человека.
«Сомневаюсь, что при использовании незамерзающей жидкости по всем правилам, может привести к каким-либо последствиям для водителя или пассажиров.
За свою практику я ни разу не встречал случаев отравления парами стеклоомывающей жидкости содержащей метиловый спирт»,
— заявил в беседе с «Газетой.Ru» Александр Ковтун.
Метанол официально разрешен в качестве компонента незамерзайки в Финляндии, Швеции, Канаде и ряде других стран с суровым климатом, рассказал эксперт автомобильного журнала «За рулем» Михаил Колодочкин. По его словам, опасность метилового спирта в составе автохимии сильно преувеличена.
«Мы неоднократно проводили замеры предельно допустимых концентраций вредных веществ в салоне автомобиля с постоянно включенным омывателем стекла. В случае с метанолом ПДК достигается примерно через 5-7 минут. Если в бачке находится жидкость на основе разрешенного изопропанола, то в салоне уже нечем дышать через 10-15 секунд», — отметил он.
С научной точки зрения, метиловый спирт больше подходит для незамерзающих жидкостей, соглашается кандидат химических наук эксперт в области автокосметики Максим Слезкин. Метанол густеет при более низких температурах по сравнению с изопропилом или этиленгликолем, отметил он. Кроме того, метиловый спирт обладает лучшими моющими качествами и оставляет меньше разводов на стекле, подчеркнул эксперт.
Необходимо не запрещать метиловую незамерзайку, а обязать производителей добавлять в ее состав специальные вещества-денатураты, что бы ее нельзя было использовать в качестве суррогатного алкоголя, считает координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов. По его словам, так поступают в странах, где жидкость на основе метилового спирта официально разрешена.
«Нормальном человеку не придет в голову пить стеклоомывающую жидкость, независимо от ее состава.
Однако вместо того, чтобы установить четкие правила, власти не нашли ничего лучше, как запретить использование метанола в незамерзайке, несмотря на все его преимущества и опыт других стран», — заключил Шкуматов.
В понедельник, 15 ноября, профильный комитет Совфеда рекомендовал правительству рассмотреть инициативу о денатурации метанола — чтобы он отличался по цвету или запаху от этилового спирта.
Пить нельзя – нюхать можно: о безопасности метаноловой «омывайки»
Скоро 15 лет, как незамерзающая жидкость на основе метанола находится вне закона, и мы вынуждены пользоваться дорогим и пахучим изопропилом. Разбираемся, в чем причина запрета и какую жидкость лучше выбрать.
Для начала вспомним про основные компоненты незамерзающих жидкостей для омывателя. Это вода, поверхностно-активные вещества (ПАВ), которые отвечают за очистку стекла, красители, «отдушки»-ароматизаторы и температурные модификаторы — этиловый, метиловый или изопропиловый спирты, а также моноэтиленгликоль, не дающие жидкости замерзнуть и отвердеть.
Наилучший термомодификатор — этиловый спирт, он же этанол, он же «пищевой» или «водочный» спирт. По всем показателям (безопасность, себестоимость, температура замерзания) он превосходит метиловый и изопропиловый, но в России акцизный сбор на его использование столь велик, что отечественные производители «незамерзаек» от него отказались. Как исключение иногда в продаже встречаются «премиальные» этаноловые «незамерзайки» по цене порядка 1 500 рублей за 5-литровую канистру.
Опасный метанол?
Немногим уступает этанолу по техническим критериям метиловый спирт, он же метанол, он же древесный спирт. Метанол в РФ не облагается акцизами и по оптовой стоимости относительно дешев (от 12 до 17 тысяч рублей за тонну, в зависимости от производителя и условий поставок), имеет низкую температуру замерзания (— 97,8°С) и, в отличие от изопропилового спирта, не имеет ярко выраженного запаха.
Однако в России с 2007 года метанол для использования в качестве компонента автомобильных жидкостей запрещен — такие составы нельзя ни производить, ни импортировать в РФ. Между тем в странах ЕС, в частности, близких нам Финляндии и Эстонии, метаноловые «незамерзайки» производятся и продаются без ограничений.
Правда, в оправдание запрета у нас ссылаются не на европейский опыт, а на некие «отечественные реалии» и «определенные слои общества», употребляющие суррогаты алкоголя и способные по неведению и привычке из 90-х выпить стеклоочиститель, не зная, что в них метанол.
Однако токсичность паров у метанола одинакова с легальным изопропиловым спиртом. Предельно допустимая концентрация метанола в воздухе рабочей зоны равна 5 мг/куб.м, у изопропилового спирта 10 мг/куб.м, а у этилового спирта, для сравнения, этот показатель равен 1000 мг/куб.м. По классификации, и изопропиловый спирт, и метанол относятся к третьему классу опасности (самый опасный — первый, наименее опасный — четвертый).
Если у вас остались сомнения, предлагаем вашему вниманию цитату из официального постановления Минздрава 14-летней давности:
. Использование стеклоомывающих жидкостей по назначению не оказывает вредного воздействия на здоровье человека, что подтверждается многолетней практикой применения их за рубежом и отсутствием отравлений в нашей стране.
Вместе с тем, учитывая низкий уровень культуры и гигиенического образования части населения, пренебрежение к факторам, наносящим вред здоровью, и соблюдению санитарных требований в области гигиены труда, увеличение в последнее время «социально сниженных лиц» без определенного места жительства и руководствуясь статьей 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановляю:
1. Организациям и предприятиям запретить с 01.07.2000 производство и реализацию стеклоомывающих жидкостей, содержащих метанол.
Главный санитарный врач РФ Г. Г. Онищенко
Постановление Минздрава РФ от 23.05.2000 N 4
Тем не менее во многих публикациях в Сети нагнетаются страх и истерия по поводу содержащих метанол «незамерзаек», говорится о «крайней опасности вдыхания непахнущих ядовитых паров» и предлагается выбирать «незамерзайку» по запаху — чем он сильнее, тем метанола меньше. Оставим эти советы на совести авторов, а читателям со всей авторитетностью заявляем, что если метаноловую жидкость использовать по ее прямому назначению, никакого вреда она не нанесет.
Впрочем, советовать покупать контрафакт на улицах и подпольно ввозить его через границу из Финляндии не будем. Чисто теоретически, если у вас в багажнике найдут канистру с метаноловой «незамерзайкой», вас могут осудить по статье 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности». Товар есть? Есть. Перевозка осуществляется? Да. Тем не менее на практике автомобилистов, предпочитающих не ограничивать себя из-за алкогольных пристрастий маргиналов, полиция не трогает. А уж какие у них взаимоотношения с продавцами метанола, остается только догадываться.
Немного конспирологии
Есть мнение, что запрет на производство метилового спирта в России — это результат работы нефтяного лобби. Сторонники данной теории говорят, что изопропиловый спирт в промышленной химии получают методом сернокислотной гидратации пропилена. А вот пропилен, в свою очередь, является побочным продуктом нефтепереработки.
И теория выглядела бы стройно, если бы не любопытный факт: основным сырьем для производства метанола является синтез-газ, который добывают путем пиролиза природного газа. Конечно, от экспорта нефти российский бюджет получил в прошлом году 191 млрд долларов, а от газа — лишь 28 млрд… Но всё равно запрет метаноловой «незамерзайки» как результат победы «Роснефти» над «Газпромом» выглядит как-то странно. Пожалуй, что дело всё-таки в привычках люмпенов, массовый падеж которых государству не нужен.
Легальная вонючка
Сейчас в РФ можно законно производить и импортировать в страну только «незамерзайки» на основе изопропилового спирта. С технической, экономической и потребительской точек зрения он наихудший из всех спиртов, используемых для «незамерзаек». Изопропил имеет самую высокую температуру замерзания (— 89° С) и для получения жидкости с порогом в — 30° С его доля должна быть 50%, то есть половина от объема канистры.
При этом изопропил имеет достаточно высокую оптовую стоимость — примерно в пять раз дороже метилового. Себестоимость «честной» изопропиловой «незамерзайки», таким образом, оказывается достаточно высока, при том что кроме спирта тут к стоимости добавляются различные присадки-ароматизаторы, призванные перебить присущий изопропилу резкий запах. Кстати, безопасность для здоровья этих «отдушек» — тоже под большим вопросом.
По магазинам
Благодаря нашему законодательству, на российском рынке «незамерзаек» образовалось как бы два полюса. На одном — дорогие изопропиловые жидкости стоимостью 400-600 рублей, реализуемые на АЗС, в престижных супермаркетах, дилерских автосервисах и т. п. На другом — продаваемые на рынках, трассах или через Интернет дешевые «незамерзайки» на метаноле ценой 100-200 рублей, производимые фактически подпольно.
Таким образом, выложив 500 рублей за 5-литровую канистру — 30° С потребитель получает полностью легальный продукт, где относительно гарантируется соблюдение порога застывания жидкости и применение в ней качественных ПАВ и красителей, которые не будут разъедать пластики и резину в магистралях стеклоомывателя. Но всё равно дышать придется пахучим изопропиловым «лимоном» или «сосной».
С другой стороны, у содержимого подпольно сделанной метаноловой баклажки за 150 рублей никакого едкого запаха не будет. Но какие ядреные ПАВ намешали туда и водой из какой канавы разбавляли — этого не знает никто. Не гарантируется и соблюдение порога замерзания.
Кстати заметим, что замерзание жидкости раньше заявленной температуры — это одна из самых неприятных «засад». Зимние «омывайки» достаточно редко замерзают в лед и рвут магистрали (если только совсем «паленка»), однако получившаяся снегообразная масса хоть и не выведет систему из строя, но и пользоваться омывателем тоже не даст. Особенно долго растворяется такой «снег» в длинных магистралях омывателей фар и стекла задней двери.