Методы и формы организации то автомобилей в атп
Методы и формы организации ТО автомобилей в АТП
Одним из путей повышения производительности труда и снижения простоев автомобилей в ТО и ТР является рациональная организация рабочих мест и, следовательно, улучшение их использования.
Рабочее место – это зона трудовой деятельности исполнителя, оснащенная необходимыми средствами и предметами труда, размещенными в определенном порядке: все виды работ по ТО и ТР начинают и заканчивают на автомобиле. Для проведения работ на автомобиле организуют рабочие посты. Рабочим местом рабочего или бригады рабочих называется участок производственной площадки, оснащенный необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом для выполнения определенного комплекса работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Рабочие места ремонтных рабочих располагаются на постах ЕО, ТО-1 и ТО-2, в зонах текущего ремонта и в цехах производственного корпуса АТП.
Рабочий пост – это участок производственной площади, предназначенный для размещения автомобиля и включающий одно или несколько рабочих мест для проведения ТО и ТР. Таким образом, при организации рабочих мест на АТП применяются два метода их размещения – на рабочем посту, т.е. около предмета труда и около орудия производства – у стенда, станка, верстака.
В зависимости от числа постов, между которыми распределяется комплекс работ данного вида обслуживания, различаются два метода организации работ: на универсальных и на специализированных постах.
Метод ТО автомобилей на универсальных постахзаключается в выполнении всех работ ТО (кроме УМР) на одном посту группой исполнителей, состоящей из рабочих всех специальностей (слесарей, смазчиков, электриков) или рабочих универсалов, где исполнители выполняют свою часть работ в определенной технологической последовательности. При данном методе организации технологического процесса посты могут быть тупиковые и проездные. Тупиковые посты в большинстве случаев используются при ТО-1 и ТО-2. Проездные – преимущественно при ЕО.
Недостатками метода (при тупиковом расположении постов) являются следующие: значительная потеря времени на установку автомобилей на посты и съезд с них; загрязнение воздуха отработанными газами при маневрировании автомобиля в процессе заезда на посты и съезда с них; необходимость неоднократного дублирования одинакового оборудования.
Сущностью метода ТО автомобилей на специализированных постахявляется распределение объема работ данного вида ТО по нескольким постам. Посты, рабочие и оборудование на них специализируются с учетом однородности работ или рациональной их совместимости.
Метод специализированных постов может быть поточным и операционно-постовым.
Поточный методоснован на применении поточной линии – такой совокупности постов, при которой специализированные посты располагаются последовательно по одной линии.
Необходимым условием при этом является одинаковая продолжительность пребывания автомобиля на каждом посту (синхронизация работы постов), которая обеспечивается при различных объемах выполняемых работ по постам соответствующим количеством рабочих при соблюдении условия
где t – продолжительность простоя автомобиля на посту (такт поста), ч; t0 – объем работ по ТО, выполняемых на посту, чел.-ч;
Р – число рабочих на посту, чел.
При поточном методе специализированные посты могут быть расположены прямоточно, как это организуется при ЕО (рис. 2.4), и поперечно по отношению к направлению движения потока.
Рис. 2.4. Технологическая планировка поста уборки и мойки автомобиля:
1 – контейнер для мусора; 2 – электротельфер; 3 – установка создания воздушной завесы; 4 – пульт управления; 5 – огнетушитель углекислотный; 6 – ящик для песка; 7 – ларь для обтирочного материала; 8 – ворота механизированные; 9 – барабан с самонаматывающимся шлангом и пистолетом для воды; 10 – автоматическая моечная установка; 11 – воздухораздаточная колонка; 12 – знаки безопасности; 13 – щит для инвентаря; 14 – пылесос; 15 – конвейер
Достоинствами метода являются: сокращение потерь времени на перемещение автомобиля (рабочих) и экономное использование производственных площадей. Недостатком является невозможность изменения объема работ (в сторону увеличения) на каком-либо из постов, если не предусмотреть для этой цели резервных (скользящих) рабочих, включающихся в выполнение дополнительно возникших работ, чтобы обеспечить соблюдение такта линии. Часто функции скользящих рабочих возлагаются на бригадиров.
При организации ТО на поточных линиях различают потоки непрерывного и периодического действия. Потоком непрерывного действия (применяется только для работ ЕО) называют такую организацию технологического процесса, при которой ТО производится на непрерывно перемещающихся по рабочим зонам автомобилях. Скорость конвейера при этом выбирают в пределах 0,8–1,5 м/мин. Расстояние между перемещаемыми друг за другом автомобилями А (2–4 м) в зависимости от скорости конвейера) выбирается с учетом того, что оно является частью длины рабочей зоны Lр.з. = Lа + А, где Lа – длина автомобиля.
Потоком периодического действия называют организацию технологического процесса, при котором автомобили периодически перемещаются с одного рабочего поста на другой (скорость конвейера – до 15 м/мин, А = 1 м).
При операционно-постовом методе обслуживания объем работ данного вида ТО распределяется также между несколькими специализированными, но параллельно расположенными постами, за каждым из которых закреплена определенная группа работ или операций. При этом работы или операции комплектуются по виду обслуживаемых агрегатов и систем (например: механизмы передней подвески и переднего моста; задний мост и тормозная система; коробка передач, сцепление и карданная передача). Обслуживание автомобилей в этом случае выполняют на тупиковых постах.
Преимуществами данного метода являются: возможность специализации оборудования, повышение уровня механизации, повышение качества работ и производительности труда, более оперативная организация технологического процесса (независимость постановки автомобилей на пост). Недостатком метода является то, что необходимость перестановки автомобилей с поста на пост требует маневрирования автомобиля, что вызывает увеличение непроизводительных потерь времени, а также загазованность помещений отработавшими газами.
При данном методе ТО целесообразно организовывать в несколько приемов (заездов), распределив все работы ТО на несколько дней.
Организация ТО-1 иТО-2 на универсальных постах.При небольшом списочном составе парка АТП, а следовательно, небольшой программе ТО не удается использовать поточный метод обслуживания. В этом случае ТО проводят на универсальных постах, обеспечивающих полное выполнение перечня обязательных операций ТО-1 (или ТО-2) на каждом из них.
При выполнении ТО автомобилей на универсальных постах применяется частичная или полная специализация исполнителей – по видам работ или группам агрегатов.
Посты используются тупикового и проездного типов. Проездные посты, позволяющие сохранить маневрирование подвижного состава, наиболее предпочтительны для обслуживания автопоездов и автобусов сочлененного типа.
При программе обслуживания до восьми автобусов в сутки НИИАТ рекомендует выполнять ТО-1 на универсальном проездном посту (рис. 2.5).
На таких постах выполняются контрольные, регулировочные и крепежные работы по агрегатам и механизмам автомобиля, а также работы электротехнические, по системе питания и шинам. При этом выполнение смазочных, заправочных и очистительных работ предусматривается на отдельном посту смазки.
Рис. 2.5. Технологическая планировка универсального поста для ТО-1 автобусов:
1 – тележка для сброса фильтрующих элементов; 2 – стол-ванна для промывки фильтров; 3 – стол-ванна для чистого масла на подставке; 4 – ларь для чистых обтирочных материалов; 5 – наконечник с манометром для воздухораздаточного шланга; 6 – стационарная установка; 7 – направляющие для колес автобуса; 8 –подъемник с креплением на стенке канавы; 9 – подставка для работы в осмотровой канаве; 10 – переносной ящик для инструментов и крепежных деталей; 11 – маслораздаточный бак; 12 – электромеханический солидолонагнетатель; 13 – маслораздаточная колонка; 14 – стеллаж-вертушка для крепежных деталей; 15 – слесарный верстак
Организация ТО-1 на потоке.К основным условиям, при которых достижима эффективность поточного метода, относятся:
– достаточная для полной загрузки поточной линии суточная или сменная программа обслуживания;
– строгое выполнение всего комплекса операций определенного для данного вида обслуживания автомобиля и условий его работы;
– четкое распределение перечня операций по отдельным исполнителям;
– правильный расчет такта линии и строгое его выполнение; максимальная механизация и автоматизация работ, включая передвижение автомобиля с поста на пост;
– максимально возможная специализация отдельных постов по виду выполняемых работ при большой программе обслуживания, совмещение работ различного вида на одном посту при относительно небольшой программе;
– хорошо налаженное снабжение поточной линии всеми необходимыми деталями, материалами и инструментом, хранящимся вблизи от рабочих постов или непосредственно на постах;
– возможность переходов рабочих с поста на пост и наличие так называемых «скользящих» рабочих для продолжения незаконченной операции или оказания помощи в работе соседним постам (особенно при разномарочном составе автомобилей), а также наличие необходимости дополнительного поста для завершения работ, по каким-либо причинам не выполненных на самой линии.
Типаж поточных линий включает два типа линий: на два и три рабочих поста (рис. 2.6). Для трехпостовой поточной линии с производительностью 17–20 автомобилей в смену, при семи рабочих на постах, распределение видов работ по постам может иметь следующий вид.
Первый пост предназначен для выполнения контрольно-диагностических, крепежных и регулировочных работ, связанных с вывешиванием колес автомобиля (по переднему и заднему мостам, тормозной системе, рулевому управлению и подвеске автомобиля). На втором посту выполняются контрольно-диагностические, крепежные и регулировочные работы, не связанные с вывешиванием колес автомобиля (по электрооборудованию, системе питания, КПП, сцеплению и др.). На третьем посту производятся работы по двигателю, смазочные, заправочные и очистительные операции по всему автомобилю.
На линии может быть предусмотрен нерабочий пост, который чаще всего используется для стоянки автомобиля, ожидающего ТО.
Рис. 2.6. Технологическая планировка поточной линии ТО-1 на трех постах:
1 – направляющий ролик; 2 – конторский стол; 3 – слесарный верстак; 4 – регулируемые подставки под ноги; 5 – стеллаж-вертушка для крепежных деталей; 6 – переходный мостик; 7 – передвижной пост электрика; 8 – тележка для транспортировки аккумуляторных батарей; 9 – ящик для инструмента и крепежных деталей; 10 – гидравлический передвижной подъемник; 11 – гайковерт для гаек колес; 12 – стол-ванна для промывки фильтров; 13 – воздухораздаточная автоматическая колонка; 14 – маслораздаточная колонка; 15 –передвижной пост смазчика-заправщика; 16 – маслораздаточный бак; 17 – ларь для обтирочных материалов; 18 – установка для отсоса отработавших газов; 19 – механизм привода ворот; 20 – лари для отходов; 21 – воронка для слива отработавших масел; 22 – установка для заправки трансмиссионным маслом; 23 – передвижной нагреватель смазки; 24 – передвижной пост слесаря-авторемонтника; 25 – гайковерт для гаек стремянок рессор; 26 – установка для тепловой воздушной завесы ворот
Организация ТО-2 на потоке.ТО-2 на потоке имеет следующие основные особенности:
– распределение всего комплекса операций ТО-2 по месту их выполнения (специализированным постам), исходя из технологической разнородности различных групп операций, технологической последовательности их выполнения, специфичности применяемого оборудования, санитарных и других условий;
– включение в ТО-2 операций ТР малой трудоемкости, не нарушающих ритмичности выполнения собственно обслуживания (по разработанному примерному перечню таких операций);
– вариантность технологических схем, предусматривающая возможность их использования различными по масштабу АТП, с выполнением обслуживания как на постах тупикового типа, так и на поточной линии (на наиболее крупных предприятиях);
– возможность унификации поточных линий ТО-2 в целях проведения работ на них в различные смены (на одних и тех же производственных площадях).
В зависимости от масштаба производственной программы могут применяться различные организационные схемы обслуживания ТО-2 на потоке с делением поступивших автомобилей на четыре группы.
По первой из этих схем после выполнения контрольно-диагностических операций на посту диагностики (рис. 2.7) автомобили 1-й группы следуют в зону ТО-2 на посты тупикового типа, где выполняются операции 2-й и 3-й групп. Смазочно-очистительные операции 4-й группы выполняются на посту смазки зоны ТО-1 или на соответствующем посту поточной линии ТО-1.
По второй и третьей схемам все операции, кроме контрольно-диагностических, выполняются на четырех- или пятипостовой поточной линии ТО-2.
Рекомендациями по выбору схемы организации ТО-2 устанавливаются, что при программе, равной 2–3 обслуживаниям грузовых автомобилей в смену, принимается первая схема с постами тупикового типа. При программе на 4–5 обслуживаний применима вторая схема – с четырехпостовой поточной линией.
При программе на 6–7 обслуживаний – пятипостовая линия.
Рис. 2.7. Технологическая планировка поста диагностирования Д-2:
1 – вывод отработавших газов; 2 – раковина для мытья рук; 3 – шкаф для одежды; 4 – пульт управления стендом; 5 – стол; 6 – стул; 7 – подвод сжатого воздуха; 8 – прибор для проверки системы зажигания; 9 – верстак с параллельными тисками; 10 – переносная лестница; 11 – площадочный винтовой подъемник; 12 – вентилятор для охлаждения; 13 – второе положение автомобиля; 14 – шкаф для переносного оборудования; 15 – передвижной подъемник; 16 – первое положение автомобиля; 17 – осмотровая канава; 18 – стенд для диагностики тягово-экономических показателей; 19 – раздвижные ворота
При проведении ТО-2 допускается выполнение сопутствующих ремонтных операций, имеющих относительно малую трудоемкость (до 0,3 чел.-ч), при общем их объеме не более 20% от нормативного объема работ ТО-2. К таким операциям относятся: замена рулевых тяг, топливного насоса, тормозных колодок, карданного вала и т.п.
Для обеспечения ритмичности в работе поточной линии предусматривается выделение нескольких «скользящих» слесарей-ремонтников.
Распространению поточных линий ТО-2 препятствует значительная сложность организации их работ. Наиболее трудно сохранить заданную расчетом ритмичность в работе поточной линии, так как выполнять ТО-2 без операций ремонта не удается (объем работ ремонта при ТО-2 достигает 50 % и более от трудоемкости самого обслуживания).
Таким образом, основными показателями для применения ТО-2 на потоке должны стать: улучшенная организация снабжения запасными частями; большая равнопрочность и долговечность узлов и агрегатов автомобиля (что позволит уменьшить объем ремонтных работ и стабилизировать перечень операций при ТО-2); применение углубленной диагностики автомобилей перед постановкой их на ТО-2 с целью уточнения состава требуемых операций ремонта; увеличение в АТП количества зданий, позволяющих оборудовать поточные линии в соответствии с рациональной технологией обслуживания.
Операционно-постовой метод ТО-2.Основными идеями метода являются: выполнение всего объема ТО-2 и сопутствующего ремонта (ТРСОП) только в межсменное время, в несколько приемов-заездов, осуществляемых в течение ряда следующих друг за другом дней; распределение и специализация рабочих по определенным группам обслуживаемых и ремонтируемых агрегатов и систем автомобиля.
Практически весь объем ТО-2 по данному методу распределяется на шесть групп операций («постов»), каждая из которых выполняется рабочими определенного поста. Число приемов-заездов на обслуживание ограничивается четырьмя или двумя, в каждый из которых работы на автомобиле выполняются сразу несколькими «постами».
Под словом «пост» при операционно-постовом методе понимается не место рассматриваемое в плане габаритных размеров автомобиля, а группа операций, выполняемая рабочими определенной специализации. Специализация автомобилемест (за исключением работ по кузову) не осуществляется. Сутью метода является не перестановка автомобиля в процессе выполнения работ ТО-2 с поста на пост, а перемещение по постам передвижных групп исполнителей. В состав общей бригады ТО-2, кроме закрепленных специалистов, могут входить некоторые специалисты, не закрепленные за отдельными постами, – арматурщики, электрики и др.
Внедрение операционно-постового метода позволяет довести КТТ автомобилей парка до 0,97.
Недостатками метода являются: отсутствие специализации автомобилемест, свойственной поточному методу; отсутствие строгой технологической связи между автомобилеместами и производственными цехами; нечеткое распределение функций между основной бригадой, выполняющей ТО-2 и большую часть ремонтов, и вспомогательной бригадой, выполняющей только ТР, что снижает ответственность отдельных исполнителей за качество работ и, как следствие, способствует излишней повторяемости ремонта.
31 Формы и методы организации производства то и ремонта
Тема 3.8. Формы и методы организации производства то и ремонта
1. Методы оганизации производства
2. Организация производства ТО и ремонта на АТП
3. Организация подготовки производства
4. Общая технология работы группы управления
3.8.1. Методы оганизации производства.
Рекомендуемые файлы
Наибольшее распространение к настоящему времени получили три метода организации производства ТО и ремонта подвижного состава: специализированных бригад, комплексных бригад, агрегатно-участковый.
Метод специализированных бригад предусматривает формирование производственных подразделений по признаку их технологической специализации по видам технических воздействий (рис. 3,а). Создаются бригады, на каждую из которых в зависимости от объемов работ планируется определенное количество рабочих необходимых специальностей. Специализация бригад по видам воздействия (ЕО, ТО-1, ТО-2, диагностирование, ТР, ремонт агрегатов) способствует повышению производительности труда рабочих за счёт применения прогрессивных технологических процессов и механизации, повышения навыков и специализации исполнителей на выполнение закреплённой за ними ограниченной номенклатуры технологических операций.
При такой организации работ обеспечивается технологическая однородность каждого участка (зоны). Создаются предпосылки к эффективному оперативному управлению производством за счет маневра людьми, запасными частями, технологическим оборудованием и инструментом, упрощается учет и контроль за выполнением тех или иных видов технических воздействий.
Существенным недостатком данного метода организации производства является слабая персональная ответственность исполнителей за выполненные работы. Эффективность данного метода повышается при централизованном управлении производством и применении специальных систем управления качеством ТО и ТР.
Метод комплексных бригад предусматривает формирование производственных подразделений по признаку их предметной специализации, т.е. закрепление за бригадой определённой группы автомобилей (например, автомобилей одной колонны, автомобилей одной модели, прицепов и полуприцепов), по которым бригада приводит ТО-1, ТО-2, ТР (рис.3,б). Централизованно, как правило, выполняются ЕО, диагностирование и ремонт агрегатов.
Комплексные бригады укомплектовываются исполнителями различных специальностей (автослесарями, слесарями-регулировщиками, электриками, смазчиками) для выполнения закрепленных за бригадой работ.
Каждая бригада как правило, имеет закрепленные за нею рабочие места, посты для ТО и ремонта, свое в основном универсальное технологическое оборудование и инструменты, запас оборотных агрегатов и запасных частей, т.е. происходит сокращение программы и распыление материальных средств АТП, что усложняет организацию производства технического обслуживания и ремонта автомобилей.
Сложности управления при этом методе объясняются трудностями маневрирования производственными мощностями и материальными ресурсами и регулирования загрузки отдельных исполнителей по различным комплексным бригадам. Возникают ситуации, когда рабочие одной комплексной бригады перегружены, а другой – недогружены, но бригады не заинтересованы во взаимопомощи.
Однако существенным преимуществом этого метода является бригадная ответственность за качество проводимых работ по ТО и ТР.
Рис. 3. Структура ИТС АТП при организации
а – по методу специализированных; б – комплексных бригад; в – по агрегатно-участковому методу
Сущность агрегатно-участкового метода состоит в том, что все работы по ТО и ремонту подвижного состава АТП распределяются между производственными участками, ответственными за выполнение всех работ ТО и ТР одного или нескольких агрегатов (узлов, механизмов и систем) по всем автомобилям АТП (рис.3,в). Ответственность за ТО и ремонт закрепленных за участкам агрегатов, узлов и систем при данной форме организации производства становится персональной.
Результаты работы производственного участка оцениваются по средней наработке на случай ТР соответствующих агрегатов и по простоям автомобилей из-за технических неисправностей агрегатов и систем, закрепленных за участком. Работы распределяются между производственными участками с учетом производственной программы, зависящей от размера АТП и интенсивности использования подвижного состава. На крупных и средних АТП с интенсивным использованием автомобилей число участков, между которыми распределяются работы ТО и ТР принимается от четырех до восьми (см. рис. 3,1.в). Работы, закрепленные за основными производственными участками, выполняются входящими в состав их бригад исполнителями как на постах ТО и ТР, так и в соответствующих цехах и участках.
Однако агрегатно-участковый метод не лишен недостатков, главный из которых – децентрализация производства, затрудняющая оперативное управление работоспособностью автомобиля как субъекта транспортного процесса.
3.8.2. Организация производства ТО и ремонта на АТП
Производство ТО и ремонта подвижного состава осуществляется по схеме, приведенной на рис. 1.
Рис.1. Функциональная схема обслуживания и ремонта подвижного состава АТП:
основной технологический маршрут;
возможный технологический маршрут.
Прием подвижного состава с линии. Все автомобили, возвращаются с линии, осматриваются дежурным механиком. Возможны две формы организации приема и выпуска автомобилей на линию: 1 – операции выполняются механиком – контролером ОТК; 2 – прием и выпуск выполняются механиком колонн (отрядов).
Дежурный механик принимает автомобили с линии и направляет исправные автомобили в зоны ЕО и хранения.
Автомобили, подлежащие очередному ТО, и неисправные автомобили дежурный механик по указанию диспетчера ОУП направляет на соответствующие посты диагностики, обслуживания и ремонта или в зону ожидания, если посты заняты. При этом дежурный механик на основании осмотра автомобиля оформляет листок учета или ремонтный листок и передает его в ОУП (ЦУП).
Возможен вариант, при котором листки учета заполняются техником – оператором ОУП на основании информации, переданной механиком КТП по линии связи.
Ежедневное обслуживание. Контрольно – осмотровые работы выполняются механиком КТП и водителем; моечно – уборочные – специализированной бригадой, в состав которой входят уборщики, мойщики и обтирщики, а на мелких АТП – водителями; заправочные работы – водителем. Операции ЕО, выполняемые водителем, производятся в подготовительно – заключительное время, предусмотренное режимом его работы.
Приемка выполненных работ по ЕО осуществляется водителем автомобиля или перегонщиком, которые несут всю ответственность за чистоту и опрятный внешний вид автомобиля. Выборочный контроль осуществляется работником ОТК.
ТО – 1 планируется в соответствии с данными о фактическом пробеге, отражаемом в лицевой карточке. Сведения об автомобилях, которые должны подвергаться ТО – 1, передаются работником по обработке и анализу информации на КТП, на пост общей диагностики и в зону ТО – 1 не позднее чем за сутки. Перед ТО – 1 автомобили проходят общую диагностику (Д1) с целью выявления неисправностей и определения состояния агрегатов и систем, обеспечивающих безопасность движения. В случае выявления неисправностей они устраняются до ТО – 1 в комплексе ТР.
ТО – 1 выполняется специализированной бригадой комплекса ТОД, состоящей из рабочих необходимых специальностей в соответствии со спецификой производимых работ. Качество работ контролирует бригадир зоны ТО – 1 и представитель ОТК как по окончании, так и в процессе их выполнения. Система контроля может быть выборочной. Сведения о выполнении ТО – 1 отражаются в плане – отчете ТО.
ТО – 2 выполняется также в соответствии с фактическим пробегом. За два дня до ТО – 2 автомобили отправляются на углубленную диагностику (Д2) с целью выявления неисправностей, устранение которых требует большого объема ремонта. Эти неисправности устраняются до ТО – 2 в комплексе ТР. При отсутствии средств диагностики подвижной состав подвергается тщательному осмотру с привлечением в случае необходимости экспертов (наиболее квалифицированных специалистов).
Результаты осмотров и диагностики автомобиля отражаются в листке учета и диагностической карте, которые передаются в отдел управления для подготовки производства. Диспетчер ОУП, инженер, ст. инженер обеспечивают подготовку и выполнение ТО – 2 (регламентных работ и сопутствующих ремонтов). Весь комплекс работ ТО – 2 осуществляется специализированными бригадами на поточной линии или тупиковых постах в зависимости от программы и конкретных местный условий. Запасные части и материалы необходимые для проведения указанных работ, доставляются на рабочие места персоналом комплекса, участка подготовки производства по указанию диспетчера ОУП и передаются непосредственно бригадиру (рабочему) взамен снятых с автомобиля.
Контроль качества ТО – 2 осуществляется бригадиром ТО – 2 и представителем ОТК с использованием при необходимости средств диагностики как по окончании, так и в процессе их выполнения.
Текущий ремонт подвижного состава выполняется специализированными бригадами комплексов, участков ТО и РУ по указанию диспетчера ОУП. Автомобили, на которых начало выполнения работ задерживается из – за отсутствия запасных частей или занятости рабочих постов, направляются в зону ожидания ТО и ремонта, специально выделенную на территории АТП.
Качество ТР в процессе его выполнения и после окончания контролируется бригадиром и персоналом ОТК. Постановка автомобилей на рабочие посты, а также их перемещение в зонах ожидания, ТО и ремонт производятся шоферами – перегонщиками.
Выпуск подвижного состава на линию. Водитель в начале смены должен провести осмотр автомобиля, убедиться в его исправности и выполнить операции по ЕО. Путевой лист водитель получает в диспетчерской службы эксплуатации. При выезде с территории АТП водитель предъявляет путевой лист, наличие которого является разрешением на выезд. При обнаружении неисправности в процессе выпуска подвижного состава на линию, после оформления заявки в листке учета и передачи его в ОУП автомобиль направляется в зону ремонта или ожидания.
3.8.3. Организация подготовки производства
В целях повышения эффективности использования рабочего времени основных ремонтных рабочих они освобождаются от вспомогательных функций по подготовке производства, которые выполняются централизованно специализированным подразделением – комплексом подготовки производства, объединяющим следующие структурные подразделения:
1. Участок комплектации, обеспечивающий комплектование оборотного фонда, подбор запчастей по заданию ОУП, необходимых для выполнения регламентных и ремонтных работ и доставку их на рабочие места, а также транспортировку агрегатов, узлов и деталей, снятых для ремонта.
2. Промежуточный склад, обеспечивающий хранение агрегатов, узлов и деталей (в большинстве отремонтированных) и контроль уровня их запаса, необходимого для бесперебойной работы производства.
3. Транспортный участок, осуществляющий перегон автомобилей и транспортировку тяжеловесных агрегатов и деталей.
4. Моечно – дефектовочный участок, обеспечивающий приемку всех агрегатов, узлов и деталей, снятых с автомобилей, их мойку, дефектовку, сортировку и комплектование перед отправкой на ремонт.
5. Инструментальный участок, обеспечивающий хранение, выдачу и ремонт инструментов.
Структура комплекса (участка) подготовки производства на АТП различной мощности.
Обеспечение комплексов ТО, ТР и РУ запчастями и материалами выполняется по указанию ОУП.
Персонал комплекса подготовки производства осуществляет:
— контроль за поддержанием установленного уровня запаса оборотных агрегатов, узлов, деталей и материалов на промежуточном складе;
— своевременную доставку непосредственно на рабочие места (посты) производственных комплексов запасных частей, узлов и агрегатов из промежуточного и основного складов;
— доставку снятых с автомобилей деталей, узлов и агрегатов в моечно –
— дефектовочный участок, а также на ремонт в подразделение комплекса РУ и обратно;
— доставку неисправных агрегатов, узлов и деталей (ремфонда) из промежуточного склада на ремонт в подразделения комплекса РУ;
— получение из подразделения комплекса РУ отремонтированных (изготовленных) агрегатов, узлов и деталей и доставку их в промежуточный склад;
— предварительный отбор и комплектование запасных частей и материалов, необходимых для выполнения регламентных работ и сопутствующих ремонтов на автомобилях, планируемых к постановке на ТО – 2;
— контроль сроков выполнения перечисленных выше работ и обеспечение их выполнения в намеченное ОУП время.
3.8.4. Общая технология работы группы управления
Оперативное руководство всеми работами по ТО и ТР автомобилей осуществляется группой управления ОУП. ОУП возглавляется начальником, а основная оперативная работа по управлению выполняется диспетчерами ОУП и их помощниками-техниками-операторами. Численность персонала ОУП определяется общим объемом выполняемых им работ (количеством автомобилей на АТП, количеством смен работы, наличием технических средств управления и др.).
Успешное руководство процессами ТО и ТР возможно только при наличии, как минимум, эффективной двусторонней диспетчерской связи между ОУП и рабочими постами, складами, ОГМ, а также другими подразделениями АТП, деятельность, которых оказывает влияние на протекание этих процессов.
Основным рабочим документом диспетчера ОУП является оперативный сменный (суточный) план.
При планировании работ диспетчер должен руководствоваться потребностью службы эксплуатации в конкретных моделях автомобилей для выполнения перевозочного процесса. При этом в первую очередь обеспечиваются выполнение ТО-2, регламентных работ и сопутствующих ТР, а во вторую выполняются ТР с незначительными объемами, позволяющими окончить работы в течение смены.
Перед принятием решения о начале работы на данном автомобиле диспетчер ОУП обязан проверить наличие ресурсов, необходимых для выполнения работ-запасных частей и материалов, машиномест, подъемных устройств и технологического оборудования, а также рабочих необходимых специальностей и квалификаций.
При равных возможностях по ресурсам в первую очередь выполняются работы на автомобилях, у которых в оперативном плане наименьший номер заказа.
Прием смены. Диспетчер, принимая смену, выполняет следующие операции:
1. Знакомится (по записям в журнале ОУП) с состоянием производства, с возникшими за истекшую смену(сутки) помехами, отклонениями, а также с невыполненными по их устранению работами. Наиболее характерными отклонениями могут быть:
-нарушение сроков поступления подвижного состава на: посты диагностирования, ТО-1 или ТО-2;
— поступление подвижного состава, не указанного в плане проведения диагностирования ТО-1 или ТО-2;
— выход из строя оборудования, необходимого для проведения диагностирования, ТО-1, ТО-2 или ремонта подвижного состава;
— отсутствие электроэнергии, сжатого воздуха, воды, кислорода, карбида;
— отсутствие необходимых смазочных материалов;
— невыход на работу или преждевременный уход рабочих;
— отсутствие материалов и запчастей и др.
2. Проверяет соответствие записей по ТО-2 и ремонту в подготовленном для него оперативном плане фактическому состоянию производства и записям о незавершенном производстве в штампе на обороте оперативного плана.
3. Записывает свою фамилию и шифр в заголовке оперативного плана.
4. Расписывается в приеме смены в штампе о незавершенном производстве и в журнале ОУП.
5. Вносит в свой оперативный план коррективы в соответствии с изменениями производства ТО-2 или ремонта, возникающими в процессе приема смены.
Техник – оператор, принимая смену:
1. Проверяет наличие и исправность оборудования, оргоснастки и инвентаря центра управления по описи в журнале ОУП.
2. Делает соответствующие отметки в журнале ОУП.
3. Собирает информацию о готовности производственных помещений, оборудования, а также исполнителей к выполнению сменных заданий.
Оперативный контроль выполнения планов проведения диагностирования, ТО – 1, ТО – 2. При этом выполняются следующие операции:
1. Контроль своевременности поступления подвижного состава для проведения диагностирования, ТО-1, ТО-2 в соответствии с планами.
2. Выявление отклонений в процессе выполнения диагностирования, ТО-1, ТО-2 и принятие мер по их устранению. Эта операция распадается на ряд более мелких: прием информации от производственных подразделений и отделов об отклонениях в работе, анализ полученной информации и возникшей в связи с этим производственной ситуации; определение необходимых первоочередных работ по устранению отклонений; передача управляющих команд исполнителям; контроль выполнения переданных распоряжений (управляющих команд), ведение записей в журнале ОУП.
3. Получение необходимых сведений о фактическом выполнении планов проведения диагностирования, ТО-1 и ТО-2.
Оперативное планирование, регулирование, учет и контроль выполнения ремонтов подвижного состава:
1. Прием листков учета на автомобили, прицепы и полуприцепы, требующие проведения ремонта.
2. Открытие заказов на проведение ремонтов (и ТО-2 с сопутствующими ремонтами) автомобилей, прицепов и полуприцепов в оперативном плане.
1. 3.Установление очередности выполнения работ по ремонту подвижного состава.
2. 4.Определение планового времени, необходимого для выполнения намеченных работ
3. 5.Обеспечение своевременной постановки автомобилей на посты ремонта.
4. 6.Выдача заданий бригадирам или непосредственным исполнителям на проведение ремонтных работ.
5. 7.Выдача заданий персоналу комплекса подготовки производства по доставке на рабочие места запасных частей и материалов, необходимых для выполнения работ.
6. 8.Выявление отклонений в процессе выполнения ремонтных работ, а также корректировка заданий в соответствии со складывающейся производственной ситуацией (по информации, поступающей от исполнителей непосредственно с рабочих мест по каналам связи).
7. 9.Периодический контроль за ходом выполнения работ по имеющимся
9. 10.Ведение оперативного плана.
10. 11.Своевременное внесение записей в листки учета о фактически выполненных работах, выданных запасных частях и материалах.
Организация и контроль выполнения работ по своевременной подготовке запасных частей и материалов для выполнения регламентных работ и сопутствующих ТО-2 ремонтов. При этом выполняются следующие операции:
1. 1.Прием листков учета на автомобили для подготовки производства к проведению ТО-2, регламентных работ и сопутствующих ремонтов.
2. 2.Внесение первоначальных записей по планированию подготовки производства в оперативный план.
3. 3.Выдача заданий персоналу комплекса подготовки производства на подбор и комплектование запасных частей и материалов для обеспечения про ведения регламентных работ и сопутствующих ремонтов.
4. 4.Периодический контроль за ходом выполнения работ по подготовке
6. 5.Выявление отклонений в процессе подготовки производства и корректировка заданий, указанных в соответствии со складывающейся ситуацией.
7. 6.Ведение оперативного плана по работам, связанным с подготовкой производства.
Сдача смены. Диспетчер, сдающий смену выполняет следующие операции:
1. Оформляет оперативный план за истекшую смену (сутки).
2. Открывает новый оперативный план на следующую смену (сутки) и переносит в него всю информацию о подвижном составе, остающемся в незавершенном производстве.
3. Оформляет отчет отдела управления.
4. Оформляет сдачу смены в журнале ОУП.
Распределение функций между диспетчером и техником-оператором на всех этапах работы осуществляется в соответствии с их должностными инструкциями.
Контрольные вопросы темы:
1. В чем смысл метода специализированных бригад? Перечислите преимущества и недостатки.
2. Как организована работа подразделений по методу комплексных бригад?
3.В чем заключается сущность агрегатно-участкового метода?
4.По какой схеме организуется производство ТО и ремонта подвижного состава на АТП?
5. Объясните работу схемы обслуживания и ремонта подвижного состава АТП.
6.Какие структурные подразделения включает комплекс подготовки производства?
7.Какме функции осуществляет персонал комплекса подготовки производства?
8.Перечислите функции диспетчера отдела управления производством.