Мимо автобусной остановки проезжает автомобиль в покое или движении относительно водителя автомобиля
Приоритет транспорта общего пользования
Последнее обновление: 13.12.2020
6 комментариев
В пункте 18.3 ПДД «Приоритет маршрутных транспортных средств» есть такие строки: «В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. …».
Данный пункт определяет преимущество для маршрутных тс в конкретном случае — когда троллейбус или автобус отъезжает от места остановки (обозначается знаком 5.16), то необходимо им уступить дорогу, т.е. не препятствовать.
Когда перед вами на обозначенной остановке стоит троллейбус или автобус с номером маршрута, то вопросов с приоритетом не возникает. А как быть с маршрутками, с теми многочисленными микроавтобусами, которые также занимаются перевозкой пассажиров?
Во время проезда мимо остановки общественного транспорта нередко возникает вопрос: нужно ли уступать дорогу такой маршрутке, когда она отъезжает от остановки? И если не уступить, и в этот момент случится ДТП с маршруткой, то кто будет виновен?
Маршрутное транспортное средство
Пункт 1.2 ПДД «Общие положения»: Маршрутное транспортное средство — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
Из этого пункта ясно, чтобы транспортное средство считалось маршрутным, должны выполняться условия:
Таким образом, если выполняются условия, перечисленные в этом определении (маршрутка является автобусом, перевозит пассажиров и движется по установленному маршруту), то она, безусловно, является маршрутным транспортным средством, и ее водитель вправе пользоваться приоритетом, который предоставляет раздел 18 ПДД.
Приоритет маршрутных транспортных средств в начале движения от остановки
Обратимся к вышеупомянутому пункту 18.3 ПДД: «В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу».
Преимущество маршрутных ТС во время отъезда от обозначенной остановки действует только в населенном пункте. Отъезжая от остановки, водитель маршрутки сначала должен убедиться в том, что ему уступают дорогу.
Маршрутное ТС может отъехать от остановки сразу во второй ряд, и в этом случае оно также имеет преимущество перед остальным транспортом. Если в это время произойдет ДТП, то в общих случаях виновными могут признать обоих водителей, потому что один проигнорировал чужой приоритет, а другой не убедился, что путь безопасен.
Но, как мы понимаем, каждый случай ДТП является частным, поэтому никому легче не станет, когда вину признают обоюдной. К тому же приоритет у маршрутного ТС, и вероятность стать виновником аварии у не маршрутного автомобиля выше просто потому, что он должен был уступить дорогу. Подробнее в статье Проезд мимо остановки маршрутных ТС.
Теперь посмотрим на эту ситуацию с точки зрения возможности избежать ДТП.
Первый случай – имеется обозначенная остановка, у которой стоит большой маршрутный автобус или троллейбус и производит посадку пассажиров. Сомнения в том, что на остановке именно маршрутное транспортное средство, ни у кого из водителей не возникает.
Когда этот немаленьких размеров транспорт начинает отъезжать от остановки, то хочешь – не хочешь, а придется вспомнить о его приоритете, иначе, он проедет по борту автомобиля, и незаметно для себя «прогладит» его как утюг. Последствия ДТП сейчас не важны, виновны будут оба водителя, но интересуют возможности избежать тех самых последствий.
Другой случай — та же остановка общественного транспорта, но у нее стоит микроавтобус и производит посадку пассажиров. Водитель автомобиля подъезжает к остановке (пространственно он будет позади микроавтобуса), видит, что тот начинает движение, но по каким-то причинам не хочет ему уступать, возможно, потому, что не считает этот микроавтобус маршрутным ТС, и продолжает движение. Некоторые в таких случаях еще и сигналят в целях предупреждения.
Водитель микроавтобуса, в свою очередь, разумеется, по своим причинам, не замечает движущийся сзади автомобиль, и продолжает отъезжать от остановки, как ни в чем не бывало. В этой ситуации, возможно все что угодно, в т.ч. и столкновение. Чтобы избежать удручающей «перспективы» стоит обратить внимание на следующее:
Многие ездили в маршрутках и наблюдали процесс оплаты за проезд, т.е. передачи денег водителю. Автобусы, что поменьше, ездят без кондуктора, и процессом приема оплаты занят водитель. Он и рулит, и одновременно принимает оплату. У многих эта процедура доведена до автоматизма, но внимание водителя в какой-то степени все равно рассеивается между двумя этими процессами.
И есть вероятность, что отъезжая от остановки, ситуация слева-сзади автобуса останется для его водителя бесконтрольной.
Понимая такую вероятность, целесообразно предположить, что отъезжая от остановки, водитель микроавтобуса может по разным причинам не заметить приближающийся сзади автомобиль. Поэтому целесообразно принять свои меры предосторожности для того, чтобы избежать ДТП, например, снизить скорость и уступить микроавтобусу дорогу. Потому что, если произойдет ДТП, то какая по большому счету разница, как именуется тот микроавтобус – маршрутное такси или маршрутное ТС?
К слову, определение «маршрутное такси» в ПДД отсутствует. К тому же, на остановке может оказаться не только автобус или троллейбус, там может быть любой легковой автомобиль, намеревающийся начать движение.
Использовать свой приоритет нужно тогда, когда вы уверены, что вам уступают дорогу. Это высказывание справедливо как для водителей, отъезжающих от остановки общественного транспорта, так и для водителей, проезжающих мимо нее.
Будьте внимательны за рулем.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 13.12.2020
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Мимо автобусной остановки проезжает автомобиль в покое или движении относительно водителя автомобиля
К сожалению, во время летних каникул многие дети предоставлены сами себе, что зачастую приводит к печальным последствиям. Чтобы избежать наезда на ребёнка, водители должны знать особенности поведения детей на дороге, а также типичные ситуации, в которых юные участники дорожного движения попадают под колеса автомобилей.
Проезд светофоров. Чаще всего дети попадают в неприятности при смене сигналов светофора. В момент, когда для них включается зеленый, они сразу начинают переход, не понимая, что могут быть «запоздавшие» машины. Зеленый мигающий сигнал светофора для ребенка – это прежде всего зеленый, а потом уже мигающий, то есть тот, который предупреждает, что его действие заканчивается. Даже если ребенок знает значение зеленого мигающего сигнала, то рассуждает примерно так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят, если что». Он не принимает во внимание тот факт, что стоящие машины могут скрывать от него другую, которая подъедет к светофору, когда для пешеходов уже загорится красный, и будет преодолевать зону светофорного регулирования сходу.
РЕКОМЕНДАЦИИ: проезжая светофор в момент окончания действия зеленого сигнала, снижайте скорость – этим вы убережете себя от появления перед своим капотом «торопыги». А лучше всего – раз и навсегда исключите ситуации, когда вы будете заканчивать проезд светофора при только что включившемся красном. Если проезжаете светофор с ходу, когда его сигнал меняется с красного на зеленый – все равно снижайте скорость! Не опережайте трогающиеся машины в зоне перехода. Иногда и на зеленый лучше сбавлять скорость, особенно если светофор имеет отдельную секцию-стрелку. Увидев, что целый ряд машин остановился (под стрелку), ребенок может начать переход, не задумываясь над тем, что в соседних рядах транспорт может двигаться (и уж тем более не обращая внимание на то, что ему горит красный).
Проезд мимо остановки общественного транспорта. Возле остановки общественного транспорта проявляются две основные опасные привычки детей: выбегать из-за помех обзору и спешить (к автобусу или выходя из него).
РЕКОМЕНДАЦИИ: проезжая мимо остановки, снижайте скорость! Даже если на остановке нет автобуса. Помните, что детей до сих пор учат: «Обходи автобус и троллейбус сзади, а трамвай – спереди». Спешащий ребенок забывает даже об этом – уже потерявшем свою актуальность правиле – и выбирает кратчайший путь. Наблюдайте за противоположной стороной улицы: увидев «свой» автобус, ребенок может побежать к нему, забыв об осторожности.
Проезд пешеходного перехода (нерегулируемого). Детей учат: пешеходный переход – это место, где переходить дорогу безопасно. «Дополнительные условия» (что пешеход обязан убедиться в безопасности перехода) ребенок усваивает гораздо хуже. Отсюда – ошибки: начинать движение, не осмотревшись; на брать в расчет скрытую опасность; выходить на дорогу из-за стоящих транспортных средств и других помех обзору.
РЕКОМЕНДАЦИИ: на пешеходном переходе пешеходы имеют преимущество. Правила дорожного движения обязывают вас пропустить их. Следует быть особенно внимательным, если тротуар (или обочины) закрыты от вас встречным или попутным транспортом – снижайте скорость! Обычно дети не понимают, что один движущийся автомобиль может скрывать за собой другой. Не обгоняйте и не опережайте транспорт вблизи пешеходного перехода! Стоящие автомобили, кусты, ларьки и т.п. также ограничивают обзор. Из-за этих препятствий ребенок может появиться неожиданно. Будьте внимательны: ребенок может начать переход в 10-20 метрах от «зебры», пересекая проезжую часть по диагонали.
Проезд мимо школы (в зоне действия знака «Дети»). Тут дети действительно могут появиться в любой момент, отовсюду и в большом количестве, и их внимание максимально отвлечено от дороги – они сосредоточены на занятиях, оценках, разговорах с друзьями и т.п.
Закрытый обзор. Стоящие у обочины автомобили, кусты, придорожные конструкции, остановочные павильоны, ларьки, дома и т.п. ограничивают обзор и могут скрывать за собой всевозможные «сюрпризы». Водитель в этих ситуациях скорее всего заранее ребенка не видит, но может предположить возможность его появления около школ, жилых домов, поблизости от пешеходных переходов и остановок общественного транспорта.
РЕКОМЕНДАЦИИ: в зонах ограниченного обзора двигайтесь по принципу: чем хуже обзор – тем ниже скорость; чем меньше ширина проезжей части – тем ниже скорость; чем меньше расстояние до помехи обзору – тем ниже скорость. Помните: если вы не видите ребенка (хотя можете предугадать его присутствие), то и ребенок не видит вас (и предугадывать ваше появление еще не научился).
Выезд из арки, узкого проезда между домами. Закрытый обзор и отсутствие пространства для маневра «в одном флаконе».
РЕКОМЕНДАЦИИ: помните – выезд из арки дети воспринимают как продолжение двора, а не как начало дороги. Поэтому рекомендации в целом такие же, как при движении в жилых зонах. Учтите, что в узком проезде при возникновении опасной ситуации вам некуда будет свернуть, поэтому рассчитывайте свою скорость так, чтобы ваш остановочный путь был длиннее нескольких метров. Перед выездом на проезжую часть обязательно остановитесь, «высунув» нос автомобиля на тротуар, чтобы пешеходы могли вас вовремя заметить. Пропустите пешеходов – это не только требование Правил дорожного движения, но и элементарная вежливость.
Движение по «пустынной» улице. Здесь дети зачастую ведут себя неосторожно, забывая о том, что это тоже дорога; нередко выбегают, выходят на проезжую часть, не осмотревшись. «Пустынную» улицу дети часто перебегают, не глядя.
РЕКОМЕНДАЦИИ: не теряйте бдительности! При необходимости заранее обращайте на себя внимание детей с помощью звукового или светового сигнала.
Движение в жилых зонах. Жилые зоны, дворы, внутриквартальные проезды и пр. дети считают безопасной территорией. Здесь дети ведут себя еще менее осторожно, чем на пустынных улицах. Здесь они играют, забывая о том, что тут также могут двигаться автомобили.
РЕКОМЕНДАЦИИ: даже если пространство позволяет, двигайтесь медленно (со скоростью не больше 20-30 км/ч), чтобы у вас всегда оставалась возможность затормозить, когда возникнет необходимость. Играющим детям – особое внимание! За собакой, «летающей тарелкой», мячом, выпавшей из рук игрушкой ребенок бросится, не глядя по сторонам. При движении задним ходом – не полагайтесь на зеркала заднего вида и парктроник. Попросите кого-нибудь помочь вам. Если это невозможно – контролируйте ситуации, высунувшись в дверной проем. Даже если вы не видите детей в поле вашего зрения – всегда держите в уме то, что они могут появиться неожиданно.
Дети на роликах, скейтборде, велосипеде. Хотя Правила дорожного движения запрещают передвигаться по тротуару на роликах или скейтборде (а также выезжать на дорогу общего пользования велосипедистам, не достигшим 14 лет), на практике мы зачастую видим обратное. Скейтбордист или роллер менее устойчив, может потерять равновесие и упасть. Не говоря уже о том, что дети и подростки любят «трюкачить» на этих спортивных средствах. Велосипедисты же чаще всего попадают под машину, поворачивая налево и не видя приближающийся сзади транспорт.
РЕКОМЕНДАЦИИ: видите детей на скейтбордах и роликах – удвойте внимание, снижайте скорость. Помните, что благодаря этим спортивным средствам они передвигаются намного быстрее пешехода, поэтому их действия нужно начинать контролировать с большего расстояния. Подъезжая к велосипедистам, заблаговременно предупреждайте их о своем приближении клаксоном или миганием фар. Незадолго до того, как поравняетесь с ними, снизьте скорость, увеличьте интервал (примите влево), наблюдайте за ними, стараясь спрогнозировать их траекторию.
Самый коварный пункт ПДД
Самый коварный пункт ПДД
Расследуя дела о дорожно-транспортных происшествиях, хочу рассмотреть один из самых коварных пунктов правил дорожного движения, пункт 10.1, который большинство автомобилистов когда-то читали, сами того не замечая, соблюдают его практически каждый день, но его содержание помнят смутно, зато заучивают его наизусть, когда происходит какое-то происшествие, потому что очень часто именно этот пункт правил ложится в основу обвинения водителей. Он относится к разделу «Скорость движения» и совсем нестрашен по формулировке: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».
Каждый день, чтобы избежать ДТП, водитель, сам того не осознавая, выполняет требования данного пункта. К примеру, когда Вы начинаете выезжать из гаража, и ветром закрывает ворота; при движении по автодороге Вас подрезал другой автомобиль; перед Вами внезапно остановился автомобиль; проезжую часть, по которой Вы движетесь пересекает другое транспортное средство либо пешеход, чтобы избежать ДТП, Вы выполняя требования указанного пункта, снижаете скорость вплоть до остановки транспортного средства.
Представим эту же ситуацию, только дистанция до автомобиля-нарушителя недостаточна для остановки. Вы можете затормозить, ударив вторую машину либо сманеврировать и попытаться увернуться от столкновения. Как поступить? Это очень скользкий вопрос. Правила не запрещают Вам маневрировать, но если вы совершили новое ДТП, например, столкнулись со встречным автомобилем или наехали на пешехода, то ответственность за новое ДТП может лечь на Вас, так как п. 10.1 требовал от вас тормозить и ничего не говорил о предотвращении ДТП другим способом. Как поступать в данной ситуации однозначно ответить нельзя, все зависит от конкретной дорожно-транспортной ситуации. Однако в любом случае, если вы, экстренно тормозя, протаранили нарушителя, у вас будет шанс доказать свою правоту. Если вы спровоцировали новое ДТП, то можете стать виновным, к тому же, это ДТП нередко оказывается еще более тяжелым, чем столкновение, которого вы пытались избежать.
Пункт 10.1 практически всегда фигурирует в делах о сбитых пешеходах. Пешеходы нередко выскакивают под колеса в неположенных местах и самым неожиданным образом. Но требования правил таковы, что неправота пешехода отнюдь не означает невиновности водителя. Во всех случаях при наезде на пешехода водитель попадает под подозрение. Почему? Потому что есть п. 10.1. Обнаружив опасность, водитель обязан тормозить вплоть до остановки, и неважно, прав пешеход или нет.
Вкратце, расскажем о том, как происходит расследование происшествий со сбитым пешеходом. По всем таким происшествиям, определяется техническая возможность водителя остановиться до места наезда. То есть, обнаружив опасность, имел ли водитель достаточную дистанцию, чтобы выполнить остановку транспортного средства до места наезда. Допустим, следователь установил, что момент возникновения опасности, когда пешеход вступил на проезжую часть, автомобиль находился от точки наезда на расстоянии 50 метров. Далее следователь установил, что при времени реакции водителя, времени срабатывания тормозного механизма и времени потраченного на тормозной путь, остановочный путь составил 40 метров. Поскольку это расстояние меньше, чем удаление от точки наезда ( 50 метров) водителя признают виновным. То есть водитель физически мог остановиться, но по каким-то причинам не смог (отвлекся, перепутал педали, растерялся). В основу обвинения ляжет п. 10.1. Если же остановочный путь будет больше удаления автомобиля от точки столкновения в момент возникновения опасности, то водитель будет признан не виновен.
Кроме того, п. 10.1 правил требуют от нас не только не превышать максимальную скорость движения, но и ехать со скоростью соответствующей дорожным условиям. Допустим, вы едете 60 км/час в населенном пункте, где это разрешено, и сбиваете пешехода, но видимость в направлении движения Вам ограничивает темное время суток, туман либо дождь. Следователь экспертным путем может установить, что безопасная скорость по условиям видимости составляла 30 км/ч, следовательно Вы могли двигаться со скоростью не 60 км/ч., а только не более 30 км/ч. В дальнейшем следователем, техническая возможность остановиться до места наезда будет определяться при движении со скоростью 30 км/ч. Так как скорость движения будет меньше, то и остановочный путь автомобиля будет меньше. Кроме того, остановочный путь автомобиля может оказаться меньше расстояния удаления автомобиля от точки наезда в момент возникновения опасности. Таким образом, будет доказано, что именно езда со скоростью, превышающей безопасную для данных условий, стала причиной наезда, и вы окажитесь виновным. Подведя итог, хочу отметить, что уважение к другим участникам дорожного движения, высокая концентрация внимания на дороге, добросовестное соблюдение правил дорожного движения – это залог безопасности на дороге.
Будьте осторожны на дорогах!
А.В.Лариков, врио начальника СО МО МВД России «Варгашинский»
Безопасность дорожного движения
При движении в условиях тумана водитель должен учитывать, что объекты кажутся более отдаленными, чем в действительности, что увеличивает опасность столкновения при встречном разъезде, обгоне или объезде.
При разрыве шины переднего колеса транспортное средство начинает смещаться от выбранной водителем траектории движения. Резкое торможение рабочей тормозной системой или применение стояночного тормоза лишь ухудшит устойчивость движения транспортного средства. Поэтому водителю необходимо остановить автомобиль, плавно снижая скорость и сохраняя прямолинейность движения.
Чем ниже располагается центр тяжести транспортного средства, тем оно при движении на поворотах более устойчиво. Чем выше располагается центр тяжести транспортного средства, тем более вероятно его опрокидывание. Менее устойчиво против опрокидывания транспортное средство с грузом, особенно если груз расположен на багажнике, установленном на крыше легкового автомобиля.
При съезде автомобиля правыми колесами на неукрепленную обочину возникает опасность заноса из-за разницы сцепления правых и левых колес с дорогой. При этом целесообразно, не меняя скорости, то есть, не прибегая к торможению, плавным поворотом рулевого колеса вывести автомобиль на проезжую часть. Торможение в данной ситуации может вызвать занос автомобиля.
Боковой занос заднеприводного автомобиля может произойти как при резком торможении, так и при движении с относительно большой скоростью (ускорением) на пониженной передаче. В этих случаях, прежде всего, необходимо устранить причину заноса, то есть прекратить торможение или уменьшить нажатие на педаль акселератора. Одновременно нужно повернуть рулевое колесо в сторону заноса, но не дожидаясь полного прекращения заноса, начать поворачивать рулевое колесо в противоположную сторону, что исключит виляние автомобиля.
Между длиной тормозного пути и скоростью движения транспортного средства существует квадратичная зависимость. Следовательно, увеличив скорость движения транспортного средства в два раза, водитель увеличит длину тормозного пути в четыре раза.
Расположение тяжелого груза в задней части автомобиля приводит к смещению центра его тяжести в сторону задней оси. При этом весовая нагрузка на колесах передней оси и, соответственно, сила их сцепления с поверхностью дороги относительно уменьшаются.
Небольшой участок обледенелой дороги целесообразно преодолевать, не изменяя траектории и скорости движения автомобиля. Движение накатом (с выключенным сцеплением) или изменение скорости могут вызвать занос автомобиля.
При движении на повороте на автомобиль действует центробежная сила, пропорциональная квадрату скорости движения автомобиля и обратно пропорциональная радиусу поворота. Эта сила может нарушить устойчивость движения автомобиля, то есть вызвать его занос или опрокидывание. Следовательно, устойчивость автомобиля будет выше при движении с меньшей скоростью.
Размещение тяжелых грузов на багажнике, установленном на крыше легкового автомобиля, увеличивает высоту его центра тяжести. При этом на поворотах действующая на относительно большом расстоянии от поверхности дороги центробежная сила ухудшает устойчивость автомобиля против опрокидывания.
При движении по лесной дороге водитель имеет возможность оценивать (сравнивать) скорость движения управляемого автомобиля со скоростью мелькания деревьев, мимо которых он проезжает. Такой эффект отсутствует при движении по дороге, проходящей по открытой местности, поэтому на таких участках дороги у водителя создается иллюзия, что скорость движения автомобиля меньше, чем это есть в действительности. Это обстоятельство подтверждает необходимость систематического контроля водителем скорости движения автомобиля по спидометру.
При движении автомобиля по покрытым грязью дорогам ухудшается сцепление колес с поверхностью дороги, а колесами встречных и попутных транспортных средств грязь разбрызгивается на стекла и наружные зеркала заднего вида. Поэтому водителю рекомендуется увеличить дистанцию и интервал, а также снизить скорость движения.
При длительном движении автомобиля с большой скоростью водитель привыкает к такому режиму движения и ему кажется, что скорость движения меньше, чем она есть в действительности. Это подтверждает необходимость систематического контроля над скоростью движения управляемого автомобиля по спидометру.
Когда начался дождь после продолжительного сухого периода, водителю следует уменьшить скорость движения и быть особенно осторожным, так как находящаяся на дороге пыль, масло, частицы резины и т.п., смачиваясь, образуют скользкий слой пыли, который впоследствии смывается дождем.
В условиях недостаточной видимости водитель должен учитывать, что скорость движения встречных транспортных средств воспринимается меньшей, чем она есть в действительности. Учет этого обстоятельства является особенно важным, когда водитель оценивает дорожную обстановку, намереваясь произвести объезд или обгон.
Незначительное, относительно установленной нормы, снижение давления воздуха в шинах увеличивает площадь контакта и сцепления шин с поверхностью дороги, что рекомендуется сделать водителю, если предстоит длительное движение по обледенелой дороге.
Длина тормозного пути тем больше, чем меньше коэффициент сцепления, то есть качество сцепления колес автомобиля с поверхностью дороги, а это зависит от вида дорожного покрытия, его состояния и метеорологических условий. Кроме того, длина тормозного пути тем меньше, чем эффективнее работа тормозной системы.
Эффективность торможения двигателем тем выше, чем ниже передача. Поэтому при большей крутизне спуска нужно включить более низкую передачу.
Во время сильного дождя ухудшается видимость. Кроме того, вода не успевает выдавливаться из зоны контакта шин с покрытием дороги, особенно при движении транспортного средства с относительно большой скоростью, что может привести к потере его устойчивости. В таких условиях водителю следует плавно уменьшить скорость движения.
При возникновении бокового заноса автомобиля водитель должен прежде всего прекратить действия, в результате которых произошел занос, то есть прекратить торможение. Выключение сцепления и, особенно, продолжение торможения могут лишь увеличить интенсивность заноса.
При движении по дороге с загрязненным, мокрым, а, следовательно, со скользким покрытием водителю не рекомендуется тормозить до полной блокировки колес, так как это увеличит длину тормозного пути автомобиля и может привести к заносу его задней оси.
При торможении на повороте автомобиля любого типа (передне- или заднеприводного) может возникнуть занос задних колес. Прекращение торможения и поворот рулевого колеса в сторону заноса позволяют погасить занос. После поворота рулевого колеса в сторону заноса на переднеприводном автомобиле целесообразно слегка увеличить скорость движения (не вызывая пробуксовки передних колес), т.к. возникающая при этом и растущая за счет увеличения скорости центробежная сила, направленная против заноса, позволяет более быстро восстановить устойчивость движения автомобиля. Подобные действия на заднеприводном автомобиле могут только усилить занос.
Действующая при повороте на автомобиль центробежная сила обратно пропорциональна радиусу поворота: чем круче поворот (меньше радиус поворота), тем больше величина центробежной силы, и, соответственно, хуже устойчивость автомобиля.
На мокром булыжном покрытии дороги сила сцепления колес ограничена. Поэтому применение торможения автомобиля до полной блокировки колес вызовет занос. Неоднократное, плавное торможение без выключения сцепления уменьшает возможность блокировки колес и обеспечивает одинаковое значение тормозных сил правых и левых задних колес заднеприводного автомобиля.
Движущиеся во встречном направлении крупногабаритные транспортные средства (автопоезд, автобус) создают у водителя иллюзию, что они движутся с большей скоростью, чем это есть в действительности.
Сила сцепления колес с булыжным покрытием дороги меньше, чем с асфальтовым. Мокрое булыжное покрытие становится скользким и устойчивость заднеприводного автомобиля заметно снижается, особенно при торможении и разгоне. Торможение двигателем, то есть уменьшение нажатия на педаль акселератора без выключения сцепления, обеспечивает одинаковое значение тормозных сил правых и левых задних колес заднеприводного автомобиля, что повышает устойчивость такого автомобиля.
При прохождении поворотов водителю следует учитывать, что при увеличении скорости движения автомобиля центробежная сила увеличивается пропорционально квадрату скорости.
Управление автомобилем представляет наибольшую сложность в темное время суток при интенсивном движении: видимость дороги и придорожного пространства ограничена освещаемым фарами участком; ухудшены различимость объектов и скорости их перемещения; на сравнительно быстрое утомление водителя и возможные его ошибки влияет слепящее действие фар встречных и следующих за Вами транспортных средств. Перечисленные обстоятельства требуют от водителя особого внимания.
При значительном снижении давления воздуха в шине одного из задних колес автомобиля возникают и прослушиваются стуки колеса о поверхность дороги. Кроме того, возникает поперечная неустойчивость задней части автомобиля (автомобиль плавает).
В отличие от переднеприводных автомобилей занос задней оси у заднеприводных автомобилей может возникнуть не только при торможении, но и при увеличении скорости во время поворота, т.к. сцепление ведущих задних колес используется для реализации на них силы тяги автомобиля.
На скользких участках дороги занос транспортного средства может возникнуть как при резком торможении из-за блокировки задних колес, так и при резком ускорении движения из-за пробуксовки ведущих задних колес, а также при резком изменении направления движения в результате возникновения при этом центробежной силы.
Во время мойки автомобиля рабочие органы его тормозной системы (колодки, диски, барабаны) намокают, и их следует просушить в начале движения несколькими плавными нажатиями на педаль тормоза, это быстро восстановит эффективность рабочей тормозной системы.
Длина остановочного пути представляет собой сумму участков дороги, проходимых автомобилем за время реакции водителя, за время срабатывания тормозного привода и за время от начала действия тормозов до остановки (тормозной путь). Длина первого и второго участков пути находятся в прямой зависимости от скорости движения автомобиля, а длина тормозного пути находится в квадратичной зависимости от скорости.
При движении на крутых и затяжных спусках необходимо использовать торможение двигателем, для чего на таких участках передача должна быть включена. Длительное притормаживание автомобиля рабочей тормозной системой может привести к перегреву тормозных механизмов и отказу их в работе.
Шины заблокированных колес скользят по поверхности дороги, при этом сцепление между ними уменьшается, следовательно, длина тормозного пути увеличивается.
Булыжное дорожное покрытие, особенно мокрое покрытие, является более скользким, чем асфальтобетонное покрытие, поэтому блокировка колес при торможении более вероятна на булыжном покрытии.
При движении по открытой местности водитель, приспосабливаясь к постоянному действию бокового ветра, выдерживает выбранную им траекторию движения автомобиля. В момент выезда из леса на открытое место водитель должен подготовиться к возможному отклонению автомобиля от заданной траектории из-за неожиданного воздействия бокового ветра.
Во избежание скатывания автомобиля или остановки двигателя на подъеме, стояночный тормоз необходимо отпускать одновременно с началом движения.
Сцепление шин с поверхность дороги ухудшается по мере износа протектора. Длина тормозного пути существенно увеличивается у автомобиля с изношенным протектором шин, особенно на дороге со скользким покрытием.
С увеличением скорости движения водитель вынужден оценивать ситуацию и концентрировать внимание на большом расстоянии в направлении движения. При этом поле концентрации внимания сужается, а угол зрения уменьшается.
При движении транспортного средства на повороте возникает центробежная сила, действие которой может нарушить его устойчивость. Величина центробежной силы пропорциональна квадрату скорости транспортного средства и обратно пропорциональна радиусу поворота. В связи с этим устойчивость транспортного средства при движении на поворотах заметно снижается при движении с большой скоростью.
В момент вхождения транспортного средства в поворот на него начинает действовать центробежная сила, пропорциональная квадрату скорости и обратно пропорциональная радиусу поворота. Если водитель не начнет притормаживать заблаговременно перед началом поворота на участке с малым радиусом поворота, то транспортное средство может потерять устойчивость.
На автомобиле, оборудованном антиблокировочной системой (АБС), исключается блокировка колес (юз) при торможении, что способствует существенному уменьшению длины тормозного пути и сохранению устойчивости и управляемости автомобиля на прямых участках дороги.
При движении в густом тумане дальний свет фар, отражаясь от частиц тумана, будет создавать слепящее действие на водителя и ухудшит видимость. В таких условиях целесообразно включать противотуманные фары, а если таковые на автомобиле отсутствуют, нужно использовать ближний свет фар.
Водитель должен выбирать скорость движения с таким расчетом, чтобы длина остановочного пути была меньше расстояния видимости в направлении движения. Если же в качестве основания для выбора скорости движения водитель будет брать только длину тормозного пути, то при возникновении препятствия или опасности в условиях плохой видимости он не сможет предотвратить аварию или ДТП, т.к. при этом им не будет учитываться время его реакции и особенности конструкции тормозного привода транспортного средства.
Если во время дождя длительное время не применялась рабочая тормозная система, накладки колесных тормозов намокают, и их следует просушить при движении многократным плавным нажатием на педаль тормоза.
В дизельном двигателе топливо воспламеняется не от искры, а от сильного сжатия и нагрева воздуха в его цилиндрах. Если оставить автомобиль с дизельным двигателем и включенной передачей на дороге, имеющей значительный уклон, не приняв меры против скатывания, перемещение автомобиля в направлении уклона приведет к перемещению поршней в цилиндрах двигателя, в результате чего может произойти самопроизвольный запуск двигателя.
Если водитель начал обгон, а в непосредственной близости от него неожиданно появилось встречное транспортное средство, он должен вернуться на ранее занимаемую полосу, предварительно снизив скорость движения, Такие действия водителя предотвратят встречное столкновение транспортных средств.
Размещение тяжелого груза в багажном отделении легкового автомобиля увеличивает нагрузку на колеса задней оси и, соответственно, уменьшает нагрузку на колеса передней оси. В результате, сцепление передних, управляемых колес с опорной поверхностью дороги уменьшается, что затрудняет управление автомобилем. Кроме того, высота луча света фар увеличивается, что ухудшает освещение дороги и может привести к ослеплению водителя встречного транспортного средства.
Ремни безопасности при ДТП или при резком торможении удерживают водителя и пассажиров на сидении, предохраняя их от возможных травм. Кроме того в подобных обстоятельствах эти ремни распределяют возникающие силы по наиболее безопасным частям тела.
На крутом спуске длина тормозного пути увеличивается, т.к.тормозной силе приходится преодолевать не только возникающую при торможении силу инерции, но и скатывающую силу, совпадающую по направлению с силой инерцию.
При движении в условиях тумана водитель должен учитывать, что расстояние до объектов представляется большим, а скорость встречных транспортных средств представляется меньше, чем это есть в действительности. Поэтому при въезде в полосу тумана нужно снизить скорость движения. Частицы тумана, отражаясь в лучах дальнего света фар, будут оказывать на водителя слепящее действие. Поэтому в таких условиях необходимо продолжать движение с включенным ближним светом фар, а при наличии передних противотуманных включить их.
При одинаковой разнице скоростей обгоняющего и обгоняемого автомобилей длина пути обгона будет тем большей, чем больше скорость автомобилей.
Если в условиях интенсивного движения в населенном пункте водитель будет выдерживать слишком большую дистанцию, у пешеходов может возникнуть желание перейти дорогу перед этим транспортным средством, а у следующих за ним водителей может появиться желание его обогнать.
Коэффициент сцепления между шинами автомобиля и опорной поверхностью дороги в условиях гололедицы приблизительно в 10 раз меньше, чем на сухом асфальтобетонном покрытии. Во столько же раз увеличивается длина тормозного пути в условиях гололедицы по сравнению с сухим асфальтобетонным покрытием.
Если водитель следующего сзади транспортного средства держит слишком малую дистанцию. это может привести к попутному столкновению транспортных средств. В этом случае наиболее правильным будет предоставить возможность водителю следующего сзади транспортного средства произвести опережение или обгон, для чего нужно незначительно снизить скорость движения и увеличить дистанцию относительно следующего впереди транспортного средства.
При одинаковом времени реакции водителей за это время транспортное средство пройдет во столько раз большее расстояние, во сколько раз у этого транспортного средства относительно большая скорость.
В зависимости от состояния водителя, его опыта, а также сложности дорожной обстановки, в которой находится водитель, время реакции обычно составляет от 0,5 сек. до 1,5 сек. Следовательно, среднее значение времени реакции у опытного водителя принимается примерно равным 1 сек.
Одним из важнейших правил безопасности движения в условиях недостаточной видимости является установление такой скорости движения управляемого транспортного средства и дистанции, чтобы остановочный путь был меньше видимости в направлении движения.
Во время сильного дождя вода не успевает выдавливаться из зоны контакта шин с покрытием дороги. При этом может образоваться «водный клин», когда колеса теряют контакт с поверхностью дороги. Такое явление называется аквапланированием и чаще всего это происходит с передними колесами.
Если во время дождя колеса автомобиля начинают терять контакт с поверхностью дороги, то есть начинается аквапланирование, необходимо снизить скорость движения путем плавного отпускания педали акселератора. Торможение рабочим или стояночным тормозом в таких условиях может вызвать потерю устойчивости автомобиля.
Во время сильного дождя колеса легкового автомобиля, чаще всего передние, могут потерять контакт с поверхностью дороги из-за образования «водного клина» (начинается аквапланирование). Это может произойти при движении автомобиля с большей скоростью при изношеном протекторе шин т.к. вода не успевает выдавливаться из зоны контакта шин с поверхностью дороги.
При движении на подъем, особенно во время трогания с места, автомобилю приходится преодолевать дополнительное сопротивление, оказываемое скатывающей силой. Для преодоления сил сопротивления движению между ведущими колесами и поверхностью дороги должно быть достаточное сцепление. Если же дорога скользкая, сцепление колес с ее поверхностью ограничено. Для уменьшения сопротивления движению автомобиля и облегчения трогания с места водитель прежде всего должен убедиться в том, что управляемые колеса установлены для движения в прямом направлении.
Боковой занос задней оси автомобиля во время торможения на прямых участках дороги может возникнуть из-за разных значений тормозных сил на колесах заднего моста. Это может происходить в случаях, если левые и правые колеса находятся на участках дороги с различным сцеплением или на этих колесах установлены шины с разным износом протектора, а также, если состояние или регулировка тормозных механизмов этих колес не обеспечивает торможения с одинаковой силой.
Возникающая во время торможения автомобиля сила инерции увеличивает нагрузку и сцепление с поверхностью дороги на передних колесах и, соответственно, уменьшает их на задних колесах. Поэтому даже при движении автомобиля в прямом направлении во время торможения боковому заносу подвергаются чаще задние колеса.
Боковой занос заднего моста автомобиля при движении в прямом направлении и торможении может возникнуть из-за блокировки задних колес. В этом случае необходимо, прежде всего, устранить причину, вызвавшую занос, то есть прекратить торможение. Затем, поворотом рулевого колеса в сторону заноса нужно выровнять траекторию движения автомобиля.
Занос заднего моста заднеприводного автомобиля может возникнуть при движении на закруглении дороги с относительно большой скоростью из-за действия центробежной силы. Для прекращения заноса необходимо плавно отпустить педаль акселератора, не вызывая резкого торможения двигателем, и одновременно поворачивать рулевое колесо в сторону заноса, устраняя этим действие центробежной силы, вызвавшей занос.
Занос заднего моста переднеприводного автомобиля чаще всего может возникнуть при движении на закруглении дороги в результате торможения из-за действия центробежной силы. Для прекращения заноса, водитель, прежде всего, должен устранить причину, вызвавшую занос, то есть прекратить торможение. Затем, поворачивая рулевое колесо в сторону заноса, осторожно увеличить скорость движения плавным нажатием на педаль акселератора, что будет способствовать более быстрому устранению действия центробежной силы, вызвавшей занос.
При движении автомобиля на закруглении дороги возникает центробежная сила, величина которой пропорциональна квадрату скорости автомобиля и действие которой может вызвать боковой занос. Для предупреждения возможности заноса водитель должен заблаговременно перед выездом на участок закругления дороги снизить скорость, включив соответствующую крутизне закругления передачу, с которой, не изменяя скорости, проедет весь участок дороги.
Начиная движение заднеприводного автомобиля на обледенелом участке дороги, резкое отпускание педали сцепления или резкое нажатие на педаль акселератора может вызвать пробуксовку ведущих колес и их боковой занос.
Двигаясь длительное время по дороге с большой скоростью и привыкая к ней, водитель может допустить ошибки в оценке безопасного режима движения автомобиля. Поэтому сворачивая на другую более узкую дорогу, водителю рекомендуется оценить скорость движения по спидометру и снизить ее до безопасного значения.
Чтобы избежать ослепления при встречном разъезде в темное время суток, водителю рекомендуется контролировать движение встречного автомобиля боковым зрением и, по возможности, сосредоточить свой взгляд на правый край проезжей части и обочиной дороги.
Длительное движение по дороге с постоянной большой скоростью притупляет внимание и бдительность водителя. Поэтому ему кажется, что он движется с меньшей скоростью, чем она есть в действительности, и он неосознанно уменьшает дистанцию, а время его реакции увеличивается,
Для определения расстояния в метрах, которое проходит автомобиль за 1 сек. необходимо значение скорости в км/час разделить на 3,6. Так, при скорости движения по спидометру 50 км/час автомобиль за 1 секунду проходит (50:3,6=15) приблизительно 15 метров.
Для определения расстояния в метрах, которое проходит автомобиль за 1 сек. необходимо значение скорости в км/час разделить на 3,6. Так, при скорости движения по спидометру 90 км/час автомобиль за 1 секунду проходит (90:3,6=25) приблизительно 25 метров.
В утренние и вечерние часы в марте месяце могут оказаться скользкими участки дороги, обдуваемые относительно прохладным воздухом (мосты, путепроводы и т.п.), недостаточно прогреваемые солнечными лучами закрытые участки дороги (дороги в зоне лесных массивов), а также участки дороги, где происходит постоянное торможение транспортных средств (регулируемые перекрестки).
Поведение пожилых пешеходов на проезжей части трудно прогнозировать, поэтому водителям нужно иметь в виду, что любые действия пешеходов на дороге могут иметь место.
При включении дальнего света фар на панели контрольно-измерительных приборов загорается сигнальная лампочка синего цвета.
Если дорогу перебежали несколько косуль, водитель должен предполагать, что на дороге может неожиданно появиться отставшая от стада косуля.
При движении легкового автомобиля со скоростью 40 км/час по сухому асфальтобетонному покрытию длина остановочного пути составит менее 30 м, поэтому водителю следует остановить автомобиль перед стоп-линией, когда в светофоре зеленый сигнал переключится на желтый.
При движении легкового автомобиля со скоростью 50 км/час по сухому асфальтобетонному покрытию длина остановочного пути составит более 20 м, поэтому водителю следует, не снижая скорости движения, проехать перекресток.
При движении легкового автомобиля со скоростью 50 км/час по сухому асфальтобетонному покрытию длина остановочного пути составит более 10 м, поэтому водителю следует, не снижая скорости движения, проехать перекресток.
Проверка покрытия на скользкость при движении автомобиля резким поворотом рулевого колеса или резким нажатием на педаль акселератора небезопасна, т.к. такие действия могут вызвать боковой занос автомобиля. Наиболее надежным и безопасным способом такой проверки является притормаживание автомобиля рабочим тормозом при движении с небольшой скоростью.
Сопротивление движению состава транспортных средств (автомобиля с прицепом) больше, чем сопротивление движению одиночного легкового автомобиля, особенно, если в прицепе расположен груз. Размещение груза в багажнике, который закреплен на крыше легкового автомобиля, увеличивает сопротивление воздуха т.к. нарушается аэродинамика. В обоих случаях расход горючего увеличивается. Поэтому наиболее рационально размещать груз в багажнике автомобиля.
По цвету отработавших газов можно судить о качестве смесеобразования в двигателе автомобиля и экономичности его работы. Отработавшие газы темно-серого или черного цвета свидетельствуют о ненормальном смесеобразовании и повышенном относительно нормы расходе горючего.
Перед началом движения водителю необходимо изучать обстановку на дороге не только через зеркала заднего вида, но и поворотом головы. Относительно безопасны такие действия водителя и при движении автомобиля с небольшой скоростью. При движении с большой скоростью в интересах безопасности основное внимание водителя должно концентрироваться на дороге в направлении движения автомобиля, периодически контролируя ситуацию с помощью зеркал заднего вида.
Установка багажника, в том числе и порожнего, на крыше автомобиля увеличивает сопротивление воздуха движению автомобиля, в результате чего увеличивается и расход топлива.
Регулярное пользование медикаментами может привести к нарушению физических, психических и психофизиологических функций водителя. Поэтому в этих случаях необходимо периодически консультироваться у врача на предмет влияния медикаментов на водительские способности.
В Латвии допускается максимальная концентрация алкоголя в крови водителя до 0,5 промилле. Установлено, что при концентрации алкоголя в крови, не превышающей указанную дозу, внимание водителя не ухудшается и время его реакции не увеличивается.
На длину пути обгона влияет, в частности, разница скоростей движения обгоняющего и обгоняемого транспортных средств, расстояние до обгоняемого транспортного средства в начале выполнения обгона и его длина.
В интересах экономного расхода горючего водителю нужно уметь выбирать оптимальный режим движения, соответствующий конкретным дорожным условиям, в том числе избегая в любых условиях резкого изменения скорости движения автомобиля.
Время реакции в значительной мере зависит от умения водителя правильно организовывать внимание, прежде всего от его умения распределять и концентрировать внимание на местах вероятного возникновения опасности или препятствия.
Если водитель следующего сзади транспортного средства выдерживает слишком малую дистанцию, это может привести к попутному столкновению транспортных средств. В такой обстановке наиболее правильным решением будет предоставление возможности следующему сзади транспортному средству произвести опережение или обгон, для чего осторожно снизить скорость автомобиля и, по возможности, переместиться ближе к правому краю проезжей части.
Государственный технический осмотр механических транспортных средств, не используемых для коммерческих перевозок пассажиров, должен проводиться не реже одного раза в год.
Для владельцев механических транспортных средств в Латвии обязательно страхование его гражданской ответственности.
Включение в светлое время суток при движении на транспортном средстве дневных ходовых огней или ближнего света фар обеспечивает другим участникам дорожного движения возможность своевременного обнаружения приближающегося транспортного средства.
Включенный в светлое время суток свет фар у встречных автомобилей позволяет заметить их легче, чем даже автомобили, имеющие яркую, например, красную окраску.
При перевозке на легковом автомобиле маленького ребенка, рост которого не превышает 150 см, он должен располагаться в детском сидении или на специальной подставке и быть пристегнут ремнями безопасности. В интересах большей безопасности малолетних детей целесообразно перевозить на заднем сидении.
После употребления незначительной дозы алкогольных напитков, при которой концентрация алкоголя в крови не превышает 0,5 промилле, навыки в вождении транспортного средства не ухудшатся, но это повлияет на время его реакции.
При движении через глубокую лужу на автомобиль действуют значительные силы сопротивления, для преодоления которых необходимо включать пониженную передачу. Двигаясь через глубокую лужу на большой скорости можно легко потерять управление автомобилем или вызвать в нем поломки.
Скользкость дороги значительно увеличивается, когда в результате таяния льда на его поверхности образуется слой воды.
Двигаясь под уклон по длинному обледенелому участку дороги, чрезвычайно опасно пользоваться рабочим тормозом, что может повлечь за собой потерю устойчивости автомобиля. На любых затяжных уклонах опасно двигаться накатом, то есть при нейтральном положении рычага переключения передач. Для преодоления затяжного обледенелого уклона необходимо перед его началом снизить скорость, включить пониженную передачу и, двигаясь по уклону, при необходимости осторожно, плавно осуществлять торможение двигателем.
При движении на закруглении дороги на транспортное средство действует центробежная сила, пропорциональная квадрату скорости движения и обратно пропорциональная радиусу закругления. Поэтому перед выездом на такой участок дороги водитель должен оценить скорость движения по спидометру и при необходимости снизить ее до безопасного значения. При ограниченной видимости на закруглении дороги может неожиданно появиться встречное транспортное средство, поэтому автомобиль следует вести ближе к правому краю проезжей части.
Прежде чем начать торможение, водителю необходимо оценить ситуацию сзади управляемого им транспортного средства, не отвлекаясь от наблюдения за ситуацией, вызвавшей необходимость торможения, то есть в направлении движения. Безопаснее всего это осуществлять, используя зеркало заднего вида салона.
Изображенная на рисунке опасная ситуация возникла из-за того, что водитель встречного автомобиля выполняет обгон, игнорируя рекомендации Правила дорожного движения и создавая помехи встречному транспортному средству. В этой ситуации Вам необходимо снизить скорость и по возможности принять вправо для того, чтобы завершить обгон.
В конце подъема, где видимость дороги менее 100м запрещается обгон и разворот.
В изображенной на рисунке ситуации обгонять велосипедиста опасно, так как видимость в направлении движения ограничена. Поэтому наиболее безопасным действием является снижение скорости с тем, чтобы дать возможность велосипедисту объехать стоящий автомобиль.
Изображенная на рисунке опасная ситуация возникла из-за того, что водитель обгоняющего автомобиля нарушил Правила дорожного движения, производя обгон на участке дороги с ограниченной в направлении движения видимостью. Для того чтобы избежать возможного столкновения со встречным транспортным средством, Вам необходимо снизить скорость и дать возможность обгоняющему автомобилю быстрее вернуться на правую полосу.
Расположенный впереди перекресток отличается ограниченной видимостью. Правила дорожного движения не требуют в подобных ситуациях обязательной остановки транспортного средства. Для проезда перекрёстка, в том числе для поворота направо, необходимо снизить скорость движения или при необходимости остановиться перед краем пересекаемой проезжей части, чтобы убедиться в безопасности дальнейшего движения.
Поведение играющих на дорогах подростков трудно прогнозировать. В подобной ситуации действия водителя должны быть предельно осторожными, а наиболее безопасными действиями являются снижение скорости движения и готовность к торможению. При этом водитель должен не ослаблять наблюдение за поведением подростков.
Только что уложенное асфальтобетонное покрытие не успело затвердеть и не обеспечивает достаточного сцепления с шинами автомобиля, то есть, отличается скользкостью. Поэтому, перед въездом на этот участок дороги нужно плавно притормозить автомобиль двигателем.
Появившийся на проезжей части мяч позволяет водителю предполагать возможное неожиданное появление там же людей, бегущих за мячом. Поэтому в интересах безопасности водителю следует снизить скорость и подготовиться к возможной остановке автомобиля.
Обгон мопеда в изображенной ситуации создает помеху движению встречного грузового автомобиля и может повлечь за собой тяжелое дорожно-транспортное происшествие.
Установить водителю точный прогноз поведения пешехода с коляской невозможно. Поэтому в интересах безопасности водителю следует снизить скорость движения и при необходимости остановить автомобиль.
В изображенной на рисунке ситуации водитель, двигаясь с относительно большой скоростью, обнаружил неровность на участке дороги с ограниченной видимостью в направлении движения. Объезжать неровность, перемещаясь к осевой линии дороги, опасно, так как не исключается возможность неожиданного появления встречного транспортного средства. Поэтому водителю следует снизить скорость движения и преодолевать неровность дороги, по возможности двигаясь ближе к правому краю проезжей части.
Обгон велосипедистов в изображенной ситуации не разрешается Правилами дорожного движения, так как может произойти столкновение со встречным автомобилем.
Изображенные на рисунке дорожные условия требуют особых мер предосторожности: мокрая и скользкая проезжая часть дороги с опавшей листвой и ограниченной видимостью. В такой ситуации нужно снизить скорость движения, притормаживая рабочим тормозом или двигателем, то есть, не выключая передачи, что обеспечит лучшую устойчивость движения автомобиля.
Положение рук, показанное на правом рисунке, обеспечивает возможность водителю выполнить любой сложный маневр, при этом он не потеряет контакт рук с рулевым колесом.
Поведение детей на проезжей части дороги и вблизи ее водителю трудно прогнозировать, поэтому в интересах безопасности ему нужно снизить скорость движения и быть готовым, при необходимости, остановить автомобиль.
Проезжая часть дороги, на которую собирается повернуть водитель, покрыта мокрым скользким снегом. Поэтому маневр следует осуществлять с включенной низшей передачей, плавно притормаживая рабочим тормозом или двигателем.
Мокрая, покрытая опавшей листвой, поверхность проезжей части на перекрёстке может затруднить торможение выезжающего слева на перекрёсток автомобиля. Поэтому, несмотря на преимущество во избежание столкновения Вам нужно снизить скорость движения и продолжать его, лишь убедившись в том, что Вам уступают дорогу.
Перекресток, который Вам предстоит проехать, отличается ограниченной видимостью, где трудно прогнозировать возможное развитие ситуации. Поэтому прежде, чем проезжать перекресток, нужно убедиться в безопасности, для чего предварительно следует снизить скорость движения.
Двигаясь в населенном пункте со скоростью до 50 км/ч (почти 15 м/сек.), автомобиль преодолеет расстояние до стоп-линии почти за 3 секунды. За это время в светофоре включится красный сигнал. Кроме того, длина остановочного пути управляемого автомобиля при этой скорости меньше 40м. Поэтому у Вас есть возможность и Вам необходимо остановить автомобиль перед стоп-линией.
Объезжать участок дороги с неровным покрытием опасно из-за возможного столкновения со встречным автомобилем. Поэтому водителю нужно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части и при необходимости снизить скорость движения.
При постановке транспортного средства для стоянки на уклоне дороги, имеющий тротуар, необходимо принять меры против возможного скатывания его на проезжую часть. Для этого нужно повернуть управляемые колеса так, чтобы в начале скатывания они уперлись в тротуар, как это сделал водитель на рисунке.
При постановке транспортного средства для стоянки на уклоне дороги, имеющей обочину, необходимо принять меры против скатывания его на презжую часть. Для этого нужно повернуть управляемые колеса так, чтобы при возникновении скатывания транспортное средство перемещалось за пределы дороги. Водитель на рисунке А это требование не выполнил.
При постановке транспортного средства для стоянки на уклоне дороги, имеющей тротуар, для предупреждения скатывания на проезжую часть необходимо повернуть управляемые колеса так, чтобы в начале скатывания они уперлись в тротуар, как это сделали оба водителя.
При приближении к непросматриваемому повороту дороги водителю нужно предвидеть возможность неожиданного возникновения на полосе его движения препятствия или опасности, в том числе и появления встречного транспортного средства. Поэтому ему необходимо двигаться, по возможности, ближе к правому краю проезжей части, предварительно снизив скорость движения.
Для безопасности проезда закругления дороги, особенно если видимость на нем ограничена, всегда нужно снижать скорость движения. В изображенной на рисунке ситуации участок дороги, расположенной на закруглении проезжей части, отражает лучи света, что может свидетельствовать о том, что он мокрый и скользкий.
Все перечисленные в ответах на данный вопрос обстоятельства должен предвидеть водитель, проезжая мимо стоящих автомобилей, но наибольшую опасность представляет возможность неожиданного появление детей на проезжей части между стоящими автомобилями.
В изображенной на рисунке ситуации обзор водителя легкового автомобиля закрыт расположенным слева автопоездом. В такой ситуации водитель легкового автомобиля должен предполагать, что перекресток еще не успели проехать транспортные средства, въехавшие на него при разрешающем для них сигнале светофора, которым он обязан уступить дорогу.
Попутное столкновение автомобилей произошло из-за неправильных действий обоих водителей: водитель легкового автомобиля, не обратив внимание через зеркало заднего вида на расположение, дистанцию и скорость двигающегося сзади грузового автомобиля, резко затормозил, а водитель грузового автомобиля, необоснованно предположив, что водитель легкового автомобиля проедет перекресток при желтом сигнале светофора, не снизил скорость и не был готов к торможению.
Во время движения водитель систематически должен следить за расположением и скоростью движущихся сзади автомобилей, в том числе за дистанцией относительно управляемого им транспортного средства. Это позволит водителю уменьшить вероятность его ошибочных действий, в частности, применять резкое торможение при ограниченной дистанции до следующего сзади автомобиля.
Поведение детей на дороге прогнозировать трудно даже в случаях, когда они видят движущийся в их сторону автомобиль. Поэтому, чтобы избежать возможного наезда автомобиля на ребенка, нужно снизить скорость движения автомобиля или остановить его, если ребенок начнет пересекать проезжую часть.
Опасность употребления водителем алкогольных напитков заключается, в частности, в том, что его реакция замедляется, а значит время реакции, необходимое для выработки и принятия решения, увеличивается.
Антиблокировочная тормозная система (АБС) уменьшает вероятность блокировки колес при торможении автомобиля, но не исключает возможности заноса при его движении на закруглении дороги, где на автомобиль действует центробежная сила.
При постановке транспортного средства для стоянки на уклоне дороги, имеющей тротуар, для предупреждения скатывания на проезжую часть необходимо повернуть управляемые колеса так, чтобы в начале скатывания они уперлись в тротуар.
Сила сцепления колес с булыжным покрытием дороги меньше, чем с асфальтовым. Следовательно длина тормозного пути на булыжном покрытии будет больше.
Перегрузка задней оси легкового автомобиля уменьшает нагрузку на передние, управляемые колеса, из-за чего сила сцепления их с опорной поверхностью дороги уменьшается, что затрудняет управление автомобилем. Кроме того, светом фар, в том числе фар ближнего света, можно ослепить водителя встречного автомобиля, т.к. высота луча света фар увеличивается.
При движении по дороге с сухим асфальтобетонным покрытием в населенном пункте со скоростью 50 км/час минимальная безопасная дистанция приблизительно равна трем длинам движущегося за следующим впереди транспортного средства.
При движении по дороге с сухим асфальтобетонным покрытием вне населенных пунктов максимальная безопасная дистанция в метрах будет примерно равна половине значения скорости движения в км/час. Так при скорости движения 80 км/час минимальная безопасная дистанция будет примерно равна 40 м.
Расположение тяжелого груза в задней части автомобиля приводит к смещению центра его тяжести в сторону задней оси. При этом весовая нагрузка на колесах передней оси и, соответственно, сила их сцепления с поверхностью дороги относительно уменьшается, ухудшается управляемость автомобилем. Включенный свет фар может ослепить водителя встречного транспортного средства.