Многоцелевые гусеничные и колесные машины

Многоцелевые гусеничные и колесные машины

СМ9 Многоцелевые гусеничные машины и мобильные роботы

Знания, полученные на кафедре студентами, при изучении базовых и специальных дисциплин, позволяют нашим выпускникам трудиться в области разработки гусеничных и колесных транспортных средств, мобильных роботов, транспортных средств на воздушной подушке

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

О кафедре

С момента основания в 1938 году и по настоящее время кафедра занимает лидирующие позиции в отечественной научной школе проектирования специальной транспортной техники, мобильных роботов и планетоходов. Знания, полученные на кафедре при изучении базовых и специальных дисциплин, позволяют нашим выпускникам трудиться в области разработки как гусеничных, так и колесных транспортных средств, мобильных роботов, сельскохозяйственной техники, аппаратов на воздушной подушке.

г. Москва, 2-я Бауманская ул., д.5, стр.5

Фильм о факультете «Специальное машиностроение»

Заместитель заведующего кафедрой СМ9 | Многоцелевые гусеничные машины и мобильные роботы

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

Горелов Василий Александрович

Практика и будущая карьера

Благодаря навыкам, полученным на кафедре, наши выпускники работают во многих отечественных и иностранных компаниях. Разработка, ремонт и обслуживание всевозможных транспортных средств, тюнинг (включая специальные заказы по бронированию VIP транспорта), консалтинг, лизинг автомобилей и сельскохозяйственной техники — вот тот не полный перечень областей, в которых трудятся наши выпускники. Кафедра сотрудничает с ведущими предприятиями, как в России, так и за рубежом. Наши выпускники работают на предприятиях: ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», АО «НПК «Уралвагонзавод» ОАО «НИИ стали», АО «ММЗ», ГНЦ ФГУП «ЦИАМ имени П.И. Баринова», ГНЦ ФГУП «ЦАГИ имени профессора Н.Е. Жуковского», Концерн «Тракторные заводы» и др.

Источник

Гусеница и колесо: дополняя друг друга

Как гусеничные, так и колесные ББМ (Боевые бронированные машины) имеют свои преимущества и свои недостатки. Впрочем, эксплуатация машин обоих типов ведет к лучшему оперативному взаимодействию и позволяет войскам соответствовать большему диапазону требований.

Спор о том, должны ли ББМ быть гусеничными или колесными, продолжается много лет и маловероятно, что он вообще разрешится.

Каждый тип машин имеет преимущества и недостатки, но, в конечном счете, решение принимается исходя из оперативных требований и местности, на которой платформы будут развернуты.

В целом, гусеничные машины имеют лучшую внедорожную проходимость по сравнению с колесными аналогами, низкое же удельное давление на грунт позволяет иметь значительные преимущества на всех типах местности.

Кроме того, гусеничные машины обычно имеют более высокие уровни бронирования, а низкий профиль означает, что их труднее обнаружить на поле боя.

Уровни шума

Впрочем, гусеничные ББМ изначально стоят дороже. Для них требуется больший объем обслуживания и количество часов обучения. Они также гораздо шумнее из-за вибрации ходовой части и гусениц.

Уровень шума может быть снижен за счет резиновых гусениц, которые уже установлены на машинах серии M113 нескольких стран. Они также были установлены на более тяжелых 35-тонных гусеничных машинах CV90 от BAE Systems Hägglunds.

Резиновые гусеницы также легче стальных гусениц и имеют сниженный уровень вибрации, тем самым они повышают комфорт экипажа и надежность бортовых электронных систем.

Между тем расходы на эксплуатацию и обслуживание колесных машин меньше затрат на гусеничные аналоги. Они также имеют лучшую стратегическую мобильность, так как для них не нужны специализированные транспортные средства для перевозки тяжелой военной техники на дальние расстояния.
Существует четкая тенденция по развертыванию всё большего числа колесных машин 8х8, поскольку они имеют увеличенные грузоподъемность и внутренний объем по сравнению с платформами 6х6. Машины колесной формулы 8×8 могут выполнять более широкий круг задач и принять больше систем вооружения. Впрочем, машины 6×6 более компактны, что делает их подходящими для использования в ограниченном пространстве обычном для городских операций. Вдобавок к приводу на все колеса, некоторые машины конфигураций 6×6 и 8×8 имеют рулевое управление одного моста с гидроусилением.

Всё большее число колесных машин оборудуется централизованной системой подкачки колес, позволяющей водителю регулировать давление в зависимости от типа местности. Также в колеса стандартно устанавливаются противопрокольные вставки. Это позволяет машине «вернуться домой» в случае сильно поврежденного колеса.

Впрочем, существуют ограничения на полную массу колесных платформ, поскольку при ее увеличении значительно снижаются подвижность и возможности их развертывания. Машины, как правило, имеют срок эксплуатации примерно 30 лет и должны иметь некоторый потенциал роста, чтобы принять будущие изменения в требованиях и добавление новых технологий.

Датские разработки

Датская армия до сих пор эксплуатирует большой парк гусеничных БТР M113, но начала конкурс по их замене. В его рамках пять машин прошли интенсивные испытания, завершившиеся в конце сентября 2013 года.

Потребности страны составляют от 206 до 450 машин, подписание контракта на поставку новых платформ ожидается в феврале 2014 года. Датская армия пока не определилась, какая машина ей нужна, гусеничная или колесная, и провела испытания машин обеих типов.

В конкурсе приняли участие три гусеничных машины: доработанный вариант CV90 Armadillo от BAE Systems Hägglunds, Protected Mission Module Carrier G5 от FFG и ASCOD 2 от компании General Dynamics European Land Systems — Santa Bárbara Sistemas.

Два «колесных» участника, принявшие участие в конкурсе, были в конфигурации 8х8. Это Piranha 5 от General Dynamics European Land Systems Mowag и Véhicule Blindé de Combat d’Infanterie (VBCI) от французской компании Nexter.


Краткий видеообзор состояния дел проекта по семейству боевых бронированных машин ASCOD с русскими субтитрами

Производство Piranha 5 было с большой помпой запущено в 2010 году, но эта машина еще не получила твердого контракта, в то время как машина VBCI выпускается серийно для французской армии и уже поучаствовала в боевых действиях в Афганистане, Ливане и Мали.

Французские колеса

До недавнего времени Франция эксплуатировала гусеничные БМП AMX-10P от Nexter и БТР Véhicule de l’Avant Blindé (VAB) 4х4 от Renault Trucks. AMX-10P в настоящее время заменяется VBCI. Сначала намеревались заказать 700 машин, но в последствии эта цифра была снижена до 630. Первые серийные машины VBCI армия получила в 2008 году, на сегодняшний день поставлено свыше 450 штук, и поставка последних платформ ожидается к 2015 году. Таким образом, для сохранения производственных мощностей потребуются новые экспортные заказы.

Из 630 заказанных машин 520 будут в конфигурации БМП Véhicule de Combat d’Infanterie ICV и оставшиеся 110 в конфигурации командного пункта Véhicule Poste de Commandement.

Французская армия эксплуатирует в настоящее время 3975 машин VAB в 40 различных вариантах, первые поставки которых были осуществлены в 1976 году. Армия намерена заменить свои БТРы VAB новой машиной Véhicule Blindé Multirôles (VBMR), которая, как предполагается, будет иметь конфигурацию 6х6 и полную массу 20 тонн.

Ожидается, что компании Nexter Systems и Renault Trucks Defense будут соперничать за этот контракт, хотя по его условиям заявки могут подать и неместные подрядчики.

Пока французская армия должна еще подтвердить свои потребности в VBMR, компания Renault Trucks Defense пошла вперед и разработала вариант VAB Mk3, который будет предложен на рынке только в конфигурации 6×6.

Эта машина имеет полную массу до 20 тонн, из которых 7,5 тонны приходится на экипаж, вооружение, боеприпасы и комплект защиты. Впервые она была показана в середине 2012 года и в настоящее время ведется изготовление предсерийной партии.

Смешение

На протяжении многих лет немецкая армия поддерживала сбалансированное соотношение гусеничных и колесных ББМ средней категории по массе.
Существующая гусеничная БМП Marder от Rheinmetall должна быть заменена гусеничной БМП Puma. Сначала предполагалось изготовление в общей сложности 405 машин, но затем это число было снижено до 350.

Немецкий парк гусеничных БТР M113 и часть машин серии Rheinmetall Fuchs 6х6 также заменяются многоцелевой бронированной машиной Boxer 8х8 Multi-Role Armoured Vehicle (MRAV). Возможно, эта машина, уже послужившая в Афганистане, является наиболее защищенной в своем классе.

Немецкая армия принимает поставки 272 штук в различных конфигурациях, которые включают: 125 БТР; 72 санитарных; 65 командных пунктов и 10 машин обучения водителей.

Для экспортного рынка компания Rheinmetall разработала БМП Boxer, которая оборудована двухместной башней Lance, вооруженной стабилизированной 30-мм пушкой Mauser и 7,62-мм спаренным пулеметом. Эта башня уже установлена на корпус машины Piranha IIIC 8х8, стоящей на вооружении испанской морской пехоты.

Немецкая армия приняла поставки 996 машин Fuchs 6х6 в различных конфигурациях от компании Rheinmetall MAN Military Vehicles; все они постоянно проходят плановые модернизации. В то время как некоторые из функций Fuchs переходят к машине Boxer, тем не менее, ожидается, что она останется на вооружении еще какое-то время. Новейший вариант Fuchs 1A8 получил множество улучшений, включая модернизированную подвеску и усиленную защиту.

Сделка по колесам

Итальянская армия стала одной из первых стран в Европе, которая начала движение от полностью гусеничного парка к более сбалансированному парку колесных и гусеничных ББМ.

Армия развертывает 200 танков Ariete и 200 гусеничных БМП Dardo, которые разработаны и производятся консорциумом CIO — совместным предприятием между Iveco Defence Vehicles и Oto Melara.

Iveco Defense Vehicles отвечает за колесные машины, ходовую часть и силовой блок гусеничных и колесных ББМ, а компания Oto Melara, в свою очередь, ответственна за гусеничные машины, а также башни и системы вооружения для обоих типов машин.

Итальянская армия получила 400 машин Centauro 8х8, а еще 84 машины были поставлены Испании. На них установлена трехместная башня Oto Melara с 105-мм пушкой с малой силой отдачи. Дальнейшие разработки привели к созданию варианта Centauro с 120-мм пушкой для Королевской гвардии Омана.

БМП Freccia 8х8 также всё в большем количестве поступает в итальянскую армию. Были разработаны более специализированные варианты, например, командный пункт, БРЭМ и минометная установка.

Новейшей разработкой на базе машины Freccia является вариант SuperAV 8х8 с новым корпусом, оптимизированным для амфибийных операций. Он имеет повышенный уровень защиты и в воде приводится в движение двумя гребными винтами. Как ожидается, его будут закупать итальянские армия и флот с целью замены своих гусеничных машин.

Немного того и другого

Голландская армия традиционно эксплуатировала парк гусеничных машин, но в настоящее время наряду с другими странами движется в направлении более сбалансированного парка гусеничных и колесных платформ.

Армия уже получила все 184 БМП BAE Systems Hägglunds CV9035 Mk III, которые заменили гусеничные машины YPR-765.

Машины Boxer будут поставляться в голландскую армию с 2013 по 2016 год. Вышеупомянутое количество из 200 машин будет поделено в следующих пропорциях: 60 командных пунктов, 52 санитарных, 27 грузовых, 53 инженерных и 8 машин обучения водителей.

Что касается российской армии, то она всегда имела сбалансированный парк гусеничных и колесных машин и эта тенденция, по всей видимости, сохранится.
Парк гусеничных машин российской армии состоит из БМП-1, БМП-2 и БМП-3; все они могут плавать при минимальной подготовке. БМП-3 имеет самый мощный комплекс вооружения среди машин в своем классе в мире и, как следствие, достигла больших успехов в поставках за рубеж. Она была продана в Кувейт, Индонезию, Южную Корею, Сирию и ОАЭ, а совсем недавно в Венесуэлу и возможно в Алжир.

Оригинальный плавающий БТР-60 8х8 поступил на вооружение советской армии еще в далеком 1961 году и с тех прошел не одну модернизацию. За ним последовали варианты БТР-70, БТР-80 и совсем недавно БТР-82.

Южные системы

Основной БМП является Ratel 6х6 от BAE Systems Land Systems South Africa, которую должен сменить вариант бронированной модульной машины Armoured Modular Vehicle (AMV) от Patria, получивший имя Badger (Барсук).

После испытаний пяти опытных машин в сентябре 2013 года компания DLS получила контракт на 238 машин Badger в пяти вариантах, которые имеют общую башню. DLS является основным подрядчиком, а компания Patria выступает здесь субподрядчиком и поставит небольшую партию комплектных шасси перед началом полномасштабного производства. Машина Badger является дальнейшим развитием AMV, к основным усовершенствованиям можно отнести башню и систему вооружения от DLS.

Американская армия была твердым сторонником гусеничных машин свыше 60 лет и имеет на своем балансе 6452 БМП M2 Bradley и M3 Cavalry Fighting Vehicles производства BAE Systems; последние поставки были осуществлены еще в феврале 1995 года.

Со времени своего первого развертывания БМП Bradley постоянно модернизировалась. Новейшим вариантом является A3, но при этом все варианты оборудованы башней с 25-мм пушкой M242 с двойной подачей от ATK Armament Systems.

Многие специальные задачи до сих пор выполняют устаревшие гусеничные БТР M113A3. Начало разработки оригинальной конструкции относится еще к концу 50-х годов, а первые серийные машины были изготовлены в 1960 году.

Свыше 74000 машин M113 во множестве вариантов были изготовлены США и Италией (по лицензионному соглашению). Впрочем, по современным стандартам M113A3 сильно устарел, поскольку у него нет подвижности и защиты, необходимых для совместных действий с БМП M2 Bradley и танком M1A1/A2 Abrams.

По этой причине в американской армии надеются развернуть многоцелевые бронированные машины Armored Multi-Purpose Vehicle (AMPV) в пяти базовых вариантах: минометная установка, командный пункт, эвакуации раненных, санитарный и универсальный.

Потенциал платформы

Имеется несколько потенциальных кандидатов на проект AMPV, включая глубоко доработанную БМП Bradley, а также колесные машины, например Stryker DVH (double-V hull) с двойным V-обазным корпусом, и даже гусеничный БТР Stryker.

В то время как в некоторых странах существует тенденция развертывания скорее колесных ББМ, чем гусеничных, большинство всё-таки выбирает сбалансированный парк машин, поскольку каждый тип имеет свои уникальные преимущества.

Впрочем, есть вопросы к некоторым новым машинам конфигурации 8х8 с полной массой свыше 30 тонн, касающиеся проходимости по пересеченной местности. Повышение массы определяется конечным пользователем, требующим больше объема, полезной грузоподъемности и защиты. И до тех пор, пока эта тенденция сохранится, машины будут становиться тяжелее, дороже и их все труднее будет развертывать.

Вдобавок к колесным ББМ, поступающим в войска во все больших количествах, существует также тенденция разработки и развертывания колесных артиллерийских систем. Франция, например, заменяет все свои гусеничные и буксируемые 155-мм пушки на САУ CAESAR 155 мм/52 калибра от Nexter на шасси грузовика 6х6, которые также были проданы Индонезии, Малайзии, Саудовской Аравии и Таиланду.

Источник

Гусеничная военная техника или колёсная: неразрешенный спор современности

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

Главное достоинство гусеничных бронемашин (танков) – высокая огневая мощь. На гусеничном ходу идут тяжелые бронированные платформы, обладающие превосходными ударными характеристиками. Но колесная техника более проста в обслуживании и, что еще более важно, обладает большей мобильностью и способностью к быстрому перемещению по автомагистралям. Учитывая, что в современных локальных конфликтах мобильность и маневренность являются очень значимыми, интерес армий мира к колесной технике только растет.

Американская армия в период Холодной войны предпочитала гусеничные бронированные машины, которые рассматривались в качестве оптимального противника советской тяжелой технике. В то же время, многие европейские страны особое внимание уделяли колесным боевым машинам, которые подходили для использования в азиатских и африканских колониях против легковооруженного противника в виде армий развивающихся стран и повстанческих группировок.

Распад Советского Союза, прекращение существования социалистического лагеря в Европе и смещение военных приоритетов в сторону локальных конфликтов способствовали изменению подхода американского командования к бронированным машинам. Колесные бронемашины считались более выгодными при использовании в городских условиях, в уличных боях.

В итоге американская армия отдала предпочтение бронемашинам LAV III Stryker производства американской компании General Dynamics Land Systems. Эта бронемашина стала основной в механизированных подразделениях армии США, занимающих промежуточное положение между тяжелыми танковыми бригадами на гусеничных M1 Abrams и боевых машинах пехоты M2 Bradley и легкими пехотными бригадами на внедорожниках Humvee.

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

Афганистан, Ирак, Сирия – военные операции американской армии в этих странах сложно представить себе без колесных бронемашин Stryker. К безусловным достоинствам колесных бронемашин относятся простота в обслуживании, высокая мобильность, способность покрывать до 530 км без дозаправки. Однако Stryker столкнулись и с критикой, особенно после кампании в Ираке. Главная претензия – недостаточная мощь брони, что делало Stryker и подобные машины легкой мишенью для противника.

В итоге колесным бронемашинам стали укреплять броню, что сразу же увеличило их вес с 23 тонн до 30 тонн. Но вес в 35 тонн специалисты считают рубежным между колесной и гусеничной техникой. Более тяжелые машины уже должны быть на гусеничной платформе, которая способна выдерживать такую нагрузку. К тому же, колесные бронемашины не могут успешно действовать против подразделений, вооруженных тяжелой техникой – танками и гусеничными боевыми машинами пехоты.

Командование американской армии попыталось решить противоречие между плюсами и минусами как колесной, так и гусеничной техники, обратившись к использованию смешанных бригад, включавших в себя Stryker и Abrams. Однако в ходе проведенных учений выяснилось, что действовать синхронно такие подразделения не могут. К аналогичным выводам пришли и офицеры сухопутных войск Великобритании, которая также пыталась создать смешанные подразделения.

Поэтому в настоящее время ряд государств рассматривает такой компромиссный вариант как использование резиновых гусеничных лент вместо стальных. Одним из самых известных проводников такого решения является компания BAE Systems. Так резиновые гусеницы появились на боевых машинах пехоты CV90.

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

К преимуществам резиновых гусениц их сторонники относят очень значительную экономию топлива (на 30%), снижение шума и вибрации, простоту обслуживания. Резиновые гусеницы используют также на бронетранспортерах М113 и боевых машинах пехоты Bronco.

Первыми о переходе на такие гусеницы заявили сухопутные войска Норвегии и Нидерландов. Армия Норвегии испытала боевые машины CV90 во время своего участия в кампании в Афганистане, а затем передовому опыту норвежцев решили последовать и в нидерландских вооруженных силах, также эксплуатирующих машины CV90.

Источник

Электрогибриды, вращающиеся рамы и огромные колёса: самые необычные авто Второй мировой

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

Открывая эту статью, вы с трудом представляете себе самые невероятные самоходные сооружения разных стран, о которых вообще никто не слышал. Одни в качестве движителей одновременно использовали колёса и гусеницы, а громоздкие тягачи на огромных барабанах со шпорами переламывались пополам. Другие любовались бензоэлектрическими экзотами, а американцы решали, как большие армейские грузовики скорее превратить в маленькие.

Колёса и гусеницы неразделимы

Во второй половине 1930-х передовиками в области лёгкой военной автотехники высокой проходимости считались колёсно-гусеничные вездеходы-тягачи, способные вести разведку и кратковременные боевые действия на пересечённой или горной местности, передвигаясь на двух убиравшихся в корпус гусеницах или становясь на четыре собственных выдвижных колёса.

Подобием будущих колёсно-гусеничных машин считается чехословацкий тягач V377 на базе грузовика Tatra-25 с двумя короткими гусеничными движителями и задними ведущими колёсами, смонтированными по обеим сторонам гусениц. Но вскоре первенство перешло к соседней стране.

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

Опытный грузовой тягач V377 с 120-сильным мотором и продольными балансирами с обеих сторон каждой гусеницы. 1930 год

Продукция фирмы Austro-Daimler (1935-1938/1940 гг.)

Первая классическая колёсно-гусеничная машина ADMK снабжалась задним 20-сильным мотором воздушного охлаждения и рулевой колонкой центрального расположения. Перемещение на местности обеспечивал укороченный гусеничный движитель на рессорной подвеске с передней ведущей звёздочкой, установленный под полом корпуса автомобилей всех версий и допускавший подтормаживание.

В процессе подготовки движения по шоссе заднюю часть машины вручную приподнимали, чтобы с каждой стороны автомобиля навесить съёмные приводные обрезиненные колёса-катки со специальными замыкающими муфтами.

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

Военный вездеход «Аустро-Даймлер ADMK» с опущёнными на грунт ведущими гусеницами и снятыми задними каткам. 1935 год

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

Тележка ADMK с приподнятым гусеничным движителем и приспущенными катками для доставки противотанковой пушки. 1937 год

Некоторые исполнения были приспособлены под монтаж пулемётов и доставки 47-мм пушек. Их скорость на колёсах достигала 45 км/ч, на гусеницах – 15 км/ч. Всего построили 334 машины.

В Вермахте эта установка получила индекс WARK и на первом этапе использовалась в полугусеничном исполнении как тягач для буксировки орудий калибра до 105 мм. С 1940-го на ней монтировали четырёхдверные кузова в виде ванны для водителя и четырёх членов боевого расчёта, а также двух человек на сиденьях между передних колёс.

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

Доработанный по требованиям Вермахта вариант WARK с центральным рулевым колесом и семью местами для военнослужащих. 1940 год​

Продукция корпорации Saurer (1936-1942 гг.)

Самыми практичными вездеходами такого рода считались машины серии RR (Rader-Raupen) с двумя наружными ведущими гусеницами и четырьмя подъёмными колёсами производства филиала швейцарской компании Saurer. Первый опытный образец RR6 с бортовым кузовом на продольных рычагах-балансирах был представлен в ноябре 1936 года.

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

Опытная машина Saurer RR6 с разнесёнными гусеничными лентами и кузовом с тремя рядами поперечных сидений. 1936 год

Впоследствии «Заурер» выпускал 1,5-тонный вариант RR7 с 70-сильным дизелем, механизмом поворота передних колёс и тормозным гидроприводом. Гусеничные движители состояли из узких мелкозвёздчатых лент, переднего зубчатого приводного барабана и шарнирно закреплённых на общей раме индивидуальных винтовых пружин подвески.

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

Боевая машина Saurer RR7/2 с распашными дверями в задней стенке бронекорпуса и передними управляемыми колёсами. 1939 год​

Бронированные колёсно-гусеничные машины RR7/2 стали одними из немногих австрийских военных вездеходов, которые командование Вермахта оценило по достоинству и приняло на вооружение под индексом Sd.Kfz.254. Машин серии RR7 собрали 160 единиц, отдельные образцы поставляли в Чехию, Югославию и СССР.

Единственной австрийской колёсно-гусеничной машиной, полностью созданной после присоединения к Германии, являлся упрощённый и практичный автомобиль Saurer M/K для воздушно-десантных войск с расчётом на пять-семь членов экипажа. Первый вариант появился в мае 1939 года, ещё две машины построили в июле 41-го.

На них монтировали двигатель воздушного охлаждения в 45 л.с., удлинённые движители с передней ведущей звёздочкой и задними приводными барабанами с муфтами крепления съёмных колёс. Здесь заметно облегчился процесс замены хода, который производили путем поджатия под днище гусеничных лент вместе с опорными барабанами.

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

Машина «Штайр M/K» для Вермахта с передней подвеской на поперечных рессорах, подпольных гусеницах и колёсах разного калибра. 1940 год

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

Второй вариант M/K с оригинальным пятиместным кузовом с брезентовым верхом и опускающимся запасным колесом. 1941 год

По результатам испытаний наиболее предпочтительным оказался обычный гусеничный тягач. Эти неутешительные выводы привели к прекращению дальнейших работ по сложным, тяжёлым и дорогими военным диковинкам.

Первые шарнирно-сочлененные вездеходы

Bernard TT-4 (1937-1940 гг.)

Смелый по конструкции разведывательный автомобиль TT-4 (4х4) французской фирмы «Бернар». Это была оригинальная 55-сильная машина с шарнирно-сочленённой рамой и центральным местом водителя, выполненная по идее венгерского конструктора Николаса Штраусслера, который в свою очередь воспользовался лицензией итальянской фирмы Pavesi.

Автомобиль состоял из двух трёхместных секций, соединённых жёсткой продольной трубой с центральным шарниром, вокруг которой он качался в вертикальной плоскости. Первые же испытания доказали беспомощность слишком тяжёлого вездехода на местности. Позднее та же участь постигла бронемашину.

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

Многоцелевой двухсекционный шестиместный армейский автомобиль Bernard TT-4 с двумя «поломавшимися» секциями. 1938 год

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

Пробная бронемашина ТТ-4 с центральной установкой двигателя, всеми ведущими колёсами и шарнирно закреплённой задней секцией. 1940 год

Pavesi (1923/1931-1942 гг.)

В завершении Первой мировой войны итальянский инженер-самоучка Уго Павези в своей мастерской взялся за создание невиданных по тем временам двухсекционных тракторов-вездеходов Р4 (4х4), выпускавшихся затем в течение почти 20 лет. Первые 25-сильные тягачи появились в 1923-м, но наладить их сборку не удалось. В 1931 году выпуск этих машин передали фирме SPA (СПА), которая приступила к изготовлению автомобилей серии Р4.30 с двигателями в 28-48 сил. На вооружение они поступали как лёгкие артиллерийские тягачи для буксировки орудий калибра 75-150 мм.

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

Автомобиль-тягач «Павези Р4.30» с 48-сильным мотором и одинарными литыми колёсами с откидными грунтозацепами. 1934 год

Секции этих машин соединялись друг с другом шарниром, позволявшим изменять взаимное положение в обеих плоскостях. Оригинальными решениями были неразрезные ведущие мосты, жёсткий продольный приводной вал, игравший роль толкающей рамы, поворотное устройство с приводом от обычного руля, индивидуальные приводы колёс большого диаметра с литыми шинами и откидными шпорами-грунтозацепами.

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

Облегчённый армейский двухсекционный автомобиль TL31 с экипажем из шести человек и одинарными шинами в горной местности

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

Восстановленный армейский 55-сильный тягач Pavesi P4.31 (L140) с двойными дорожными колёсами и ручной лебёдкой. 1930 год

Основанием обеих секций являлись рамы из П-образных профилей высотой до 200 мм. На передней помещались силовой агрегат и открытая двухместная кабина с брезентовым верхом, задняя служила для перевозки солдат и грузов. Индивидуальную подвеску обеспечивали вертикальные пружины, встроенные в ступицы диаметром до полутора метров.

Ещё в 1924 году был разработан более мощный тягач Р4.100 с новыми двигателями в 45-57 л.с. и блокировкой межколёсных дифференциалов. Он имел рессорную подвеску, вмонтированную в центральный шарнир лебёдки, металлические колёса диаметром 1,6 метра с литыми шинами (в 30-е годы – с пневматическими). Автомобиль развивал скорость 22 км/ч и буксировал прицепные составы массой до 75 тонн.

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

Самый мощный артиллерийский тягач Р4.100 с 55-сильным двигателем для буксировки тяжёлых артиллерийских орудий. 1937 год

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

Тягач Pavesi P4.100 с экипажем из восьми человек, включая двух сцепщиков, на военном параде на центральной площади Хельсинки

И хотя на практике столь сложные машины оказались слишком тяжёлыми, медлительными и неповоротливыми, их достаточно широко использовали в горных частях вооруженных сил Италии. Они поступали в армии Германии, Венгрии и Финляндии, лицензию на них приобрели Великобритания и Швеция, а венгерская машиностроительная компания Манфреда Вейсса изготовила 106 тягачей марки Weiss-Pavesi c 40-сильным мотором.

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

Тяжёлый тягач Weiss-Pavesi Р4.100-28М с металлическими колёсами на пересечённой местности буксирует гаубицу калибра 150 мм.

Удивительные уникумы

Garner G3 (1938-1939 гг.)

Известность небольшой британской фирме Garner принесли лёгкие грузовики G3 (4х4) с расширенным моторным отсеком, в котором бок о бок стояли два силовых агрегата Ford V8 мощностью по 85 л.с. В зависимости от дорожных условий трансмиссию можно было отрегулировать на передачу крутящего момента на все четыре колеса, на любую сторону машины или только на одну ось.

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

Двухмоторный односкатный 170-сильный тягач «Гарнер G3», передававший мощность на собственные коробки передач и мосты. 1938 год.

Tilling-Stevens TS20 (1939-1942 гг.)

В первый год войны компания «Тиллинг-Стивенс» приступила к выпуску трёхтонных грузовиков TS20 (4х2) с гибридной бензоэлектрической трансмиссией, которая предназначалась для обслуживания 90-мм прожекторных станций.

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

Войсковой грузовик «Тиллинг-Стивенс TS20» со специальным электрогенератором для зенитного прожектора (фото автора)

Полукапотные 70-сильные автомобили применялись для привода электрогенератора в 24 киловатта и тягового электромотора той же мощности, совмещённые с трёх- и четырёхступенчатыми коробками передач с двухступенчатыми редукторами. В зависимости от назначения самоходный прожектор выпускался в четырёх исполнениях с разными вариантами кузовов и трансмиссий.

Ŝkoda RSO (1942-1944 гг.)

В конце 1942-го на заводе «Шкода» в городе Млада Болеслав собрали первые образцы «Восточного колёсного тягача» (Radschlepper Ost, RSO) 4х4, разработанного в КБ Фердинанда Порше как проект Porsche-175. Он был рассчитан на перевозку 12 солдат с вооружением и эксплуатацию в условиях русского мороза, глубокого снега и бездорожья.

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

Необычный многоцелевой тягач Ŝkoda RSO первого образца со стальными 1,5-метровыми колёсами и высокими грунтозацепами. 1942 год

Машины RSO оборудовали немецким четырехцилиндровым 90-сильным бензиновым мотором воздушного охлаждения, пятиступенчатой коробкой передач, блокировкой межосевых дифференциалов и двумя парами карданных валов для привода конических редукторов каждого колеса. Для запуска автомобиля в сильный мороз служил 12-сильный агрегат, собранный из половины двигателя от легковушки Volkswagen.

В 1943-1944 годах в Чехии было построено 196 тягачей, отправленных на Восточный и Западный фронты.

США: неузнаваемые и бесполезные (1942-1944 гг.)

Во время Второй мировой войны к секретным машинам в Америке относились единичные автомобили нетрадиционных конструкций, которые в ходе боевых действий признавались бесполезными. Здесь расскажем о некоторых низкопрофильных полноприводных грузовиках с пониженным расположением основных частей и полезной нагрузкой от 750 кг до трёх тонн.

В 1942 году восемь американских изготовителей военной автотехники взялись за проектирование так называемых грузовиков с низким силуэтом (Low Silhouette Project), то есть компактных машин, менее заметных при разведке в прифронтовой зоне. В наиболее простых вариантах переделок со стандартных машин снимали кабины, откидные лобовые стёкла, рулевые колонки, бортовые кузова, а также колёса и шины меньших размеров.

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

Самый ходовой низкопрофильный 1,5-тонный автомобиль Ford GTBА на агрегатах заднеприводного военного грузовика G8T с 90-сильным мотором и металлическим кузовом, выпущенный в количестве 2218 машин.

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

Полностью открытый грузовик Chevrolet G7129 на базе семейства G7100 с двигателем в 89 сил, пониженной установкой моторного отсека, откидным лобовым окном со стеклоочистителями и решётчатым верхом кузова.

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

Компактная многоцелевая самоходная платформа Studebaker LC в облике вагона с подпольным 109-сильным отсеком и центральным низкобортным передним постом управления с откидной рамой лобового стекла.

Более сложный вариант переделок выражался в применении новых силовых агрегатов и узлов трансмиссий, расширении или суживании кузовов и кабин, пониженном размещении рабочего места водителя, компактном расположении сидений и двигателей в кабине, а также запасных колёс в деревометаллических и стальных кузовах с несколькими продольными и съёмными скамьями для транспортировки военнослужащих.

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

Компания International Harvester представляла трёхтонный тягач DF M-6-4 с отдельным левым открытым местом водителя и установленным рядом с ним 111-сильным мотором, а также семиместным кузовом с двумя «запасками».

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

Компактная трёхтонка GMC DAK с 91-сильным двигателем для доставки 12 солдат, оборудованная суженой кабиной с прочным тентом для крепления на двери с правой стороны автомобиля одного-двух запасных колёс.

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

Уникальный бескапотный полубронированный грузовик REO LS-60F с передним открытым мотором в 106 сил, цельнометаллическим кузовом с верхними защитными крышками и запасными колёсами в боковых нишах.

В 1942-1943 годах крупные автомобильные компании предоставили свои разработки на конкурсные испытания, продолжавшиеся до середины 1944-го. В результате самые кардинальные переделки военных не удовлетворили. В 1944-м, когда острая потребность в массовых поставках военной автотехники пошла на спад, «низкопрофильный проект» был закрыт и после войны не возобновлялся.

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

Опытный трёхосный грузовик International DF M-5-6 с полезной нагрузкой три тонны, открытой кабиной с габаритной высотой до кромки рулевого колеса 1,8 метра и приспособлением для съёмной пулемётной турели.

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

Армейский 2,5-тонный грузовик GMC DAKW с суженой кабиной и укреплёнными на ней двумя запасными колёсами, служивший для перевозки 16 солдат, был оборудован силовыми агрегатами от двухосной модели DAK.

Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Смотреть картинку Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Картинка про Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Фото Многоцелевые гусеничные и колесные машины

Самым затратным среди четырёх опытных низкопрофильных 2,5-тонных автомобилей Studebaker был наиболее лёгкий, низкий и практичный 109-сильный грузовик LD-162 на шасси с удлиненной до 4,1 метра базой.

На заглавной фотографии – английский военный грузовик Tilling-Stevens TS20 с гибридной бензоэлектрической трансмиссией для обслуживания мобильных прожекторных станций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *