Модель машины скорой помощи в ссср
Модель машины скорой помощи в ссср
: : ПОДРОБНОСТИ |
Бортовой журнал Карта сайта Ссылки Контакт |
Новости |
Форум Sanitarki.SU |
ИСТОРИЯ САНИТАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ РОССИИ И СССР
1945 — 2000
В первые послевоенные годы (с 1947 года) базовой машиной Скорой помощи стали ЗИС-110А (санитарная модификация знаменитого лимузина ЗИС-110), созданная на заводе в тесном сотрудничестве с руководителями Московской станции скорой помощи А.С.Пучковым и А.М.Нечаевым с использованием накопленного в довоенные годы опыта. Видно, что задняя дверь открывалась вместе с задним стеклом, что значительно удобнее, чем было на ЗИС-101. Справа от носилок виден ящик — видимо, там было предусмотрено его «штатное место».
Машина оснащалась восьмицилиндровым рядным двигателем шестилитрового объема, мощностью 140 л.с., благодаря которому была быстроходной, но очень прожорливой — расход топлива 27,5 л/100 км.
До наших дней сохранилось не менее двух таких автомобилей.
Куда более скромный автомобиль — Москвич 400-420М — медицинская модификация Москвича-400 (фактически копия Опель Кадет К38) — стал помогать службе неотложной помощи и в прочих медицинских нуждах. В 1948 году Мосгорздравотдел закупил около 200 Москвичей, которые стояли практически у каждой городской поликлиники.
Безусловно, использование Москвича-400 в качестве машины скорой помощи было немыслимо, но в других медицинских целях — почему нет? Главное — машина была самой экономичной в те годы среди советских машин: 23-сильный двигатель потреблял всего 9 литров бензина А-66.
Cуществовала и медицинская модификация знаменитой «Победы» ГАЗ-М20 (фото слева прислал недавно Николай Марков из Тулы). В машине несколько наискось располагались складные носилки. Левая половинка спинки заднего сидения могла откидываться, освобождая место для носилок. Похожая конструкция применяется до сегодняшнего дня (посмотреть).
Нет сведений о наличии у этой машины собственного буквенного индекса, обозначавшего ее принадлежность, также как и информации о производстве данной модификации на Горьковском автозаводе. Возможно, эта машина переделывалась из серийной на авторемонтных заводах и в гаражах скорой помощи по чертежам ГАЗа. Кроме того, обычные (пассажирские) Победы часто использовались для работы в качестве машин неотложной помощи и других нужд больниц и поликлиник.
Произведенная по лицензии в Польше «Варшава» тоже имела санитарную модификацию (справа).
После войны ГАЗ-55 заменили ПАЗ-653 (на базе легендарного ГАЗ-51 с кузовом, созданным на Павловском автобусном заводе).
В кузове машины было расположено четверо носилок или 13 мест для сидения (не считая водителя и санитара).
Существовал и более ранний (вероятно до 1956 года выпуска) вариант санитарного ПАЗ-653 (справа), несколько отличавшийся внешне, в том числе дерево-металлической кабиной.
Основным автомобилем Скорой помощи городов (т.н. линейным) в 1960-х были специализированные машины РАФ-977И (выпускались Рижским автомобильный заводом на агрегатах «Волги» ГАЗ-21).
Судя по всему, именно на эти машины впервые стали ставить проблесковые маячки оранжевого (или красного?) цвета.
С 1957 года в Москве организована двусторонняя радиосвязь между бригадами и оперативным отделом станции.
Военные, как известно, не могут спокойно пройти мимо техники, дабы не придумать, как приспособить ее к использованию в случае, «если коварный враг внезапно нападет».
В инструкциях по использованию джипа ГАЗ-69 встречаются рисунки, регламентирующие переоборудование машины под санитарные цели — в джипе можно было разместить одни носилки.
Во второй половине 1970-х появились новые «РАФики» — машины РАФ-22031, собиравшиеся на новом производстве в Елгаве на основе «Волги» нового поколения — ГАЗ-24. После модернизации и некоторого изменения внешнего оформления машине был присвоен индекс РАФ-2915. Те, кто давно работает на скорой, до сих с теплотой вспоминают эти микроавтобусы за мягкую подвеску и возможность маневра в тесных дворах. Машина давно снята с производства, Рижский автозавод давно закрыт, а эта машина все еще работает в небольших городах и некоторых ведомственных медучреждениях..
На базе РАФиков финская фирма ТАМРО предлагала специализированные машины — реанимационную, кардиологическую и т.п. Машины отличались высокой крышей и высоким качеством сборки медицинского салона. Окраска машин проводилась по финским правилам — в ярко-желтые цвета, которые более заметны в потоке и, следовательно, безопасны. Именно с этих машин началась «мода» окрашивать скорые в ярко-лимонные цвета (что нашло свое отражение в ГОСТах)
Завод РАФ по образу и подобию РАФ-ТАМРО позднее сам стал выпускать реанимобили с высокой крышей по 200 штук в год. Эти машины носили индекс РАФ-2914. Внешне машины отличались «мигалками-кубиками», расположенными по краям надстройки крыши. Они обходились бюджету существенно дешевле финских, но и качество их было похуже.
В «перестроечное» время завод РАФ строил всякого рода прожекты (на фото РАФ «Stils»), но Советский Союз развалился, Латвия стала «самостийной» и завод умер.
А какие машины могли бы быть.
Автору довелось познакомиться с внедорожными качествами этих машин во время работы в 1990-91 годах в составе медицинской бригады «ВЫЕЗДНАЯ ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА» 2-го Московского медицинского института им. Н.И.Пирогова при обследовании детей в отдаленных сельских районах Кировской области (слева).
Кроме того, финская фирма ТАМРО строила реанимобили и на шасси УАЗов (справа). К сожалению, данных о том, сколько было выпущено таких машин и в каких регионах они работали, у меня нет.
Кроме того, на базе УАЗов строились и другие машины скорой помощи, например, САРЗ-2925 на Самарском авторемонтном заводе.
(страница про САРЗ-2925)
Перспективной машиной на замену УАЗикам-«буханкам» на Ульяновском автозаводе планировали полукапотный УАЗ-27722 «Симба». Однако экономические реалии, видимо, поставили крест на производстве этой машины, так что ее мы не увидим на дорогах никогда. Какая машина заменит старые УАЗы, пока неясно. Любопытно, что название «Симба» присвоено и одной маленькой машинке концерна FIAT.
«Волга» ГАЗ-24-03 (слева), как и ее «наследница» — ГАЗ-310231 (справа) тоже служили в качестве медицинского автомобиля. Разница между моделями определяется отличиями базовых моделей, поскольку «медицинская часть» практически одинакова. Машина в основном используется как санитарная и на станциях неотложной помощи. Многие из этих машин никогда не «видели» больных на носилках, потому что использовались как подсобный транспорт, который всегда «под рукой». Забавно, что эти «Волги», имеющие 2 места в кабине и 3 места в салоне (1-на носилках и два для сидения), согласно европейскому стандарту EN1789, по размерам салона вообще не могут применяться как медицинские.
На шасси «Волги» ГАЗ-24-03 финской компанией TAMPO строились специализированные машины скорой помощи с оригинальным салоном. Такие машины эксплуатировались, в частности, в Ленинграде. Какого-либо специального индекса, насколько мне известно, они не имели.
Во времена «застоя» представительский автомобиль ЗИЛ-41047 (возможно, до нее была еще модель ЗИЛ-41042) был переоборудован под «Скорую помощь», но пользовался им уже не народ, а «лично дорогой Генеральный секретарь товарищ» и его соратники по ЦК партии. Этих машин было несколько, обслуживались они в Гараже особого назначения (ГОНе), и часть из них жива до сих пор.
Попытки создать «полуторку» привели к появлению грузовичка на Брянском автомобильном заводе (БАЗ). Соответственно появилась и скоропомощная модификация БАЗ-3778. Однако серийное производство наладить на заводе толком не смогли. Выпущенные машины отличались крайне низким качеством изготовления. В итоге завод уступил рыночную «пальму первенства» производства в классе малых грузовичков и фургонов Горьковскому автозаводу.
В последнее время основным автомобилем Скорой помощи стала ГАЗель (ГАЗ-32214) — прямая наследница той самой знаменитой «полуторки» ГАЗ-АА. Универсальное шасси используется и как линейная машина, и как специализированная. Реанимобиль — обычно машина с высокой крышей. Несмотря на известные недостатки базового шасси, альтернативы этой машине в ближайшие годы для нашей небогатой медицины не предвидится: как известно, цена определяет выбор.
Не вытряхивай душу: советские автомобили «скорой помощи» на базе грузовиков
Позади кабины грузового автомобиля можно возить не только щебень, кирпич, лес и прочий груз. Грузовик отлично подходит и для перевозки больных. Во всяком случае, так долгое время считали производители автомобилей скорой помощи, выпускающие их на базе серийных «полуторок» и ЗиС-5.
Почему грузовик?
Н ебольшой грузовик в разные десятилетия казался подходящей базой для медицинского автомобиля. Он прост в производстве – достаточно изготовить отдельный медицинский модуль и установить на шасси позади кабины подобно грузовому фургону, самосвальной установке или цистерне. При этом кузов получается очень вместительным, пригодным для одновременной перевозки нескольких больных на носилках или установки специального — например, реанимационного — оборудования.
Один из типовых кузовов на шасси Форда или ГАЗа
Но машина получается неэкономичной (расход топлива у неё остаётся «грузовой»), дорогой в эксплуатации, а главное – необходимо что-то сделать с недопустимой плавностью хода, ведь вместо тонн груза автомобиль с жёсткой подвеской везёт всего нескольких человек. Отчасти можно согласиться с тем, что грузовики подходят в качестве базы для многоместных «носилочных» медицинских машин, предназначенных для массовой эвакуации раненых. Часто на их шасси ставят целые медицинские кабинеты — например, для флюорографии или стоматологической помощи. Но в СССР были грузовые машины, работавшие и в линейной «скорой».
Киевская скорая помощь 30-х годов
Московская скорая, 1936
Суровые первенцы
Первыми в СССР «скорыми», выпускавшимися крупными сериями, оказались машины на шасси Ford AA и ГАЗ-АА. Известно огромное количество разновидностей кузовов, устанавливаемых на эти автомобили. Самым простым можно назвать высокий фургон прямоугольной формы, стоявший за стандартной кабиной «полуторки», детройтской или нижегородской. Сквозь архивные фото чётко просматривается типовой проект — такие машины встречались и в столице, и в различных областях, они же служили в Красной армии.
Довоенная скорая на базе ГАЗ-АА с удалённой второй парой задних колёс
Значительно больше медицинских «полуторок» оснащали кузовами, формой напоминавшими легковой универсал, только покрупнее. Хорошо известен так называемый «ленинградский» кузов с покатой крышей и тремя окнами в каждом борту позади кабины. Известен вариант с «двухэтажным» остеклением – на крыше была невысокая остеклённая «надстройка». В литературе встречаются индексы типа СП-32, СП-36, но в 30-е годы этих обозначений никто не слышал, их в недавние десятилетия придумали современные историки, чтобы как-то обозначить безымянные конструкции. Потому лучше считать эти «индексы» не совсем корректными.
Медицинская полуторка первой половины 30-х
В ряду медицинских модификаций ГАЗ-АА выделяется автомобиль московского производства образца 1936 года с полностью оригинальными кузовом, облицовкой и крыльями обтекаемой формы, четырьмя боковыми дверями и доработанной задней подвеской.
Медицинский кузов-фургон на базе ГАЗ-АА. Первая половина 30-х
Наконец, разработкой медицинского автомобиля занялся сам ГАЗ. Под руководством известного горьковского конструктора кузовов Ю.Н. Сорочкина был создан кузов, который выпускали на бывшем Первом автосборочном, переименованном в кузовной филиал ГАЗа в Канавине, и собирали на кузовном заводе в Казани. Машину с индексом ГАЗ-55 или М-55 проектировали узкой, чтобы на ней было удобно проехать между ветвей в лесу, у неё была неостеклённая задняя двустворчатая дверь. В заднюю подвеску добавляли четыре амортизатора от легковой М1.
ГАЗ-55, «Краткий автомобильный справочник»
Машина перевозила до четырёх больных на носилках. Первые два экземпляра санитарных автобусов (без индекса модели) появились в заводской статистике в 1936 году, в 1937-м их построили уже 855. Со следующего, 1938 года они уже фигурируют как М-55.
В год строили 1 100 — 1 500 таких машин и под 300 комплектов для сборки в Казани. Даже в военном 1943 году на свет появилось 707 экземпляров М-55. Они применялись в гражданской медицинской службе и в армии, немало машин вывозило раненых во время Великой Отечественной. Часто М-55 встречались и в послевоенное время. Ремонтные заводы и автобазы переставляли годные для эксплуатации кузова на новые шасси ГАЗ-ММ, которые до 1951 года выпускали в Горьком и Ульяновске.
М-55 военного времени
В старых изданиях «Краткого автомобильного справочника» мелькало некачественное изображение медицинского фургона ЗИС-16С, представлявшего комбинацию из кабины ЗИС-5 и кузова автобуса ЗИС-16 без передней части. Возникал вопрос: существовал ли такой автомобиль «живьём», или это плод фотомонтажа и ретуши? Можно дать точный ответ – такая машина была, и она носила марку ЗИС-16СФ (санитарный фургон).
На всех известных изображениях мы видим шасси довоенного образца с длинной базой, «круглыми» крыльями, большими «фордовскими» фарами. Следовательно, эти машины производились или до войны, или в первые её месяцы.
У машины есть странная особенность – задняя часть серийной кабины ЗИС-5 как бы утоплена в нишу в передней стенке фургона. Объясняется это просто. Кузов делали из стандартных боковых секций ЗИС-16 – длина каждой секции соответствовала оконному проёму. Длина базы шасси ЗИС-16 позволяла установить кабину и кузов только «внахлёст». Фургон перевозил 10 сидячих больных и ещё 10 – на носилках, и хорошо подходил для массовой эвакуации пострадавших. По разным оценкам, построено от 26 до 50 таких машин.
Ближе к концу войны, когда ЗИС уже не выпускал удлинённых шасси, а стальной лист стал большим дефицитом, в производственной программе завода появился деревянный фургон ЗИС-44 с кузовом-«будкой» позади деревянной кабины и с крыльями военного образца, гнутыми из стального листа. В 1944 и 1945 годах мощный кузовной цех ЗИСа построил более 220-250 таких «санитарок», последние две машины увидели свет уже в 1946-м.
От «полуторки» к ГАЗели
После войны советских медиков ждало многолетнее общение с массовой машиной «скорой помощи» на базе среднетоннажного грузовика. В 1946 году на главном конвейере ГАЗа взамен 1,5-тонного ГАЗ-ММ выпустили более солидный по всем характеристикам 2,5-тонный ГАЗ-51. Базовая грузовая модель сразу ушла в более высокий класс. И медицинский М-55 не оставили без более тяжёлого, громоздкого, но и более мощного наследника.
В послевоенные годы бывший кузовной завод в Канавине преобразовали в Горьковский автобусный завод, который, чтобы было легко отличить от Горьковского автомобильного, фигурировал в документах под названием ГЗА. Именно здесь в 1948 году освоили выпуск санитарного фургона ГЗА-653.
Борта медицинского кузова смотрелись как продолжение боковин деревянной кабины раннего ГАЗ-51, кабину и кузов накрывала крыша из дерматина. От передних до задних крыльев тянулись длинные подножки из цельной доски. Справа, в отличие от ГАЗ-55, появилась боковая дверь. Задняя подвеска оснащалась рычажными амортизаторами. Внутри размещалось либо 13 сидячих больных на откидных скамейках, либо четверо лежачих на носилках. Медицинский салон отапливался двумя «печками». Новый медицинский автомобиль выпускали в значительно большем количестве, чем ГАЗ-55 – по 4 000 машин в год.
Но в 1952 году, в ходе устроенной Лаврентием Берией мобилизации гражданских заводов для военных нужд, Горьковский автобусный завод передали другому министерству и перепрофилировали под выпуск радиоэлектроники. Производство автобусов ГЗА-651 и медицинских фургонов ГЗА-653 передали бывшему Заводу автотракторного инструмента ЗАТИ в Павлово на Оке Горьковской области, а теперь – Павловскому автобусному заводу. Здесь первые медицинские фургоны ПАЗ-653 были выпущены в 1953 году.
Павловский вариант внешне заметно отличался от горьковского. Кабина теперь применялась новая, с деревянными дверями и металлической крышей. Кузов-фургон стал отдельным модулем, хотя и устанавливался вплотную к кабине. Их связывал люк, необходимый для переговоров медицинских работников, находящихся в кузове, с водителем и коллегой, сидящим в кабине. После отработки технологии производства немного изменилась форма окон – они получили скруглённые, а не прямые углы.
Призванием ГЗА-653 и ПАЗ-653 стала обычная линейная «скорая помощь», причём встречались они и в больших городах, и в деревнях. Возить в просторном кузове обычно приходилось по одному больному. Комфорта, по сравнению с прежними медицинскими машинами, прибавилось, но грузовая «скорая помощь» получилась неэкономичной и недешёвой в производстве. ПАЗ-653 сняли с производства в 1957 году, так как завод переходил на цельнометаллические автобусы вагонной компоновки ПАЗ-652, и для них требовались производственные площади. Но спрос на ПАЗ-653 ещё сохранялся, поэтому копии документации на эту машину павловчане передали нескольким ремонтным предприятиям — например, Борисовскому заводу в Белоруссии.
Погрузка больных в ПАЗ-653
Годные для эксплуатации кузова ПАЗ-653 переставляли со старых шасси ГАЗ-51 на новые, причём не только ГАЗ-51. Деревенские медучреждения обслуживали комбинации из кузова от ПАЗ-653 и полноприводного грузовика ГАЗ-63. По свидетельству очевидцев, в одном из районов Подмосковья уже в 70-х годах работала «скорая помощь» в виде старого 653-го кузова на новеньком шасси ГАЗ-52-04 с кабиной стандартного бежевого цвета. Ремонтники, строившие гибрид, нанесли спецокраску нового образца – красные полосы на капот и борта, красные двери с числом 03, на крышу установили новый фонарь с красным крестом и проблесковый маячок, а возле правой передней стойки – фару-искатель.
ПАЗ-653 на шасси ГАЗ-63
Одновременно с ПАЗ-653 для военных строили более вместительные и крупногабаритные фургоны АС-3 на шасси ГАЗ-63. Они вмещали до 7 больных на носилках.
В середине 60-х перед 38-м Опытным авторемонтным заводом Министерства обороны в подмосковных Бронницах поставили задачу сконструировать медицинский автобус на новом шасси повышенной проходимости ГАЗ-66. На конкурсной основе инженеры завода представили два варианта. Первый назывался АС-66 и представлял собой стандартный военный кузов-фургон за серийной кабиной ГАЗ-66, оснащённый медицинским оборудованием. Второй образец, спроектированный А.В. Протасовым, В.С. Голубевым и А.К. Селивановым, отличался оригинальным кузовом вагонной компоновки. Образцы обеих машин представили генералу С.М. Чемерису, первому заместителю начальника автомобильного управления Минобороны. Про АС-66 он сказал: «На таком автобусе людей только на кладбище возить». Так получила путёвку в жизнь более сложная в производстве машина АС-38.
Производство АС-38 освоили на Центральном авторемонтном заводе №12 в Воронеже, откуда он разошёлся тиражом примерно в шесть тысяч экземпляров. Позднее, с 1974 года, такие же машины строили на Авторемонтном заводе №778 в Бендерах Молдавской ССР. В салоне помещались по семь больных на носилках и на сиденьях. Медицинский автобус можно было легко трансформировать в пассажирский и обратно. Наследником АС-38 стал его аналог АПП-66 образца 1975 года, получивший новый кузов с прямоугольными обводами.
А в постсоветское время в «скорую помощь» вернулись 1,5-тонные грузовики – машины семейства «Газель». Существуют как автомобили производства самого ГАЗа, так и многочисленные изделия, переоборудованные сторонними фирмами.
Помимо микроавтобусов, есть фургоны с кузовом-модулем, установленным за кабиной бортового ГАЗ-3302. На одной из выставок середины 2000-х показывали опытный образец «головастика» УАЗ-3303 с отдельным фургоном-модулем за кабиной. Но это уже другая, более современная история.
- Как проверить мультиметром питание в проводке автомобиля
- Посчитать трейд ин авто с пробегом