Момент затяжки траверсы мотоцикла эндуро
Момент затяжки траверсы мотоцикла эндуро
Напомню, что буквально через несколько стартов и десятка километров, ещё не обкатанный новый китайский топовый эндуро перестал заводиться, что едва не повергло меня в уныние.
Слабая искра на штатной NGK натолкнула на мысль, что возможно дело в свяче. Спустя неделю, после замены на новую Denso мотор легко завелся и пока всё хорошо.
Ободрённый, продолжил обкатку и буквально сразу всплыли новые косяки:
— Зажало сцепление. Рычаг не возвращался в полностью включенное положение. Причиной стал непонятно зачем установленный в ручке штифт, выкрутившийся и ограничивающий ход рычага. Выкинул подальше, теперь всё норм.
— Обороты перестали падать при сбросе газа. Причина в подклинивающем тросике. Подергал, пошевелил. Пока дефект пропал, но нет уверенности, что не вернётся.
— Потёк антифриз. Раскрутился хомут. Подтянул.
— Раскрутилась гайка, фиксирующая буксатор. Едва не потерял. Протянул, посадил на фиксатор.
— Разболталась защита перьев. Протянул.
— Никак не могу выставить оптимальные холостые. То много, то периодически глохнет. Вращение винта регулировки вляет на обороты как-то не линейно. Экспериментирую.
Следующим пунктом в подготовке стали смазка и протяжка ходовой. Разборка / сборка прогрессии, рулевой и снятие / установка колёс вопросов не вызвало, даже без мануала.
Разобрав, следов заводской смазки в узлах почти не нашёл. Бухнул везде трофейной водостойкой смазкой JCB. Затяжка тоже не везде была достаточной. Собрал с фиксатором резьбы и протянул.
В итоге смазать следует: оси обоих колёс, подшипники рулевой, ось маятника и три втулки прогрессии.
Всё вышеперечисленное не вселяют дополнительную уверенность. Поэтому пока далеко не забираюсь. Но уже понятно, что подвеска гораздо жёстче, чем на Джебеле. Мотор везёт, резина держит. Готовлюсь к новым выкидонам Zuumа, но надеюсь на лучшее.
Момент затяжки траверсы мотоцикла эндуро
Наступил второй день возни. Наполеоновских планов я не строил — были дела, к тому же я до конца не понимал, как мне поднять мот. Однако с этим как раз удалось справиться довольно быстро.
Я откопал в углу гаража хтоничный таль неведомо каких годов, попердолился с подвешиванием его на швеллер (весит эта хтонь немало, а поднять её нужно было на вытянутых руках), пропустил через раму ленту от стяжки, и с помощью этой конструкции вполне успешно подвесил мот. Цепи отвёл в сторону, чтоб не мешали. Получилось даже лучше, чем с какой-нибудь самодельной подставкой — потому что неосторожным движением мотоцикл нельзя сбить.
Чтоб было понятно, насколько эта хреновина массивная, вот вам фотки крюка и цепи.
А теперь к мотоциклу. Вывесив передок, я смог приступить к выдёргиванию перьев. Эта процедура много времени не заняла — каждое перо держат три болта, два под шестигранник на 5 на нижней траверсе и один на 6 на верхней. На левом пере также висят суппорт и датчик скорости. Их, естественно, тоже скинул.
Процедуру замены масла проводил по какому-то гайду с Ютуба. Понадобилось две пятишки и двухлитровка. Двушку обрезал, чтоб ставить в неё перья, у одной пятишки вырезал боковину, чтоб заливать туда новое масло (позже она же выступит в роли канистры для слива масла с движка). Вторая пятишка служила для слива того, что было в перьях. Слил — и закрыл плотно крышкой. Открытая канистра для слива — это, конечно, хорошо, но я себя хорошо знаю: где-нибудь в самом конце процесса я бы обязательно в неё наступил и изгваздал всё вокруг.
Боялся, что придётся вкидывать перья обратно в траверсы, потому что забыл сдёрнуть крышки перед снятием. Но нет, открутились и на снятых. Ключ на 22 через салфетку, пара лёгких резких ударов в него молотком — и крышки страгивались без каких-либо проблем.
Процесс слива жыжы и залива новой я не фоткал, снимал только на экшенку со штатива. Но там ничего сложного и нет — открутил крышку, перевернул перо в двухлитровку обрезанную, покачал. Перевернул перо, отставил в сторону. Шприцем на 200 кубов перекачал слитую жыжу из двушки в целую пятишку. В левом пере было залито примерно 230 мл — вроде нормально. Только масло было какое-то… странное. Со взвесью, что ли. На фото не вышло передать, но там как будто плавала ещё одна фракция, чуть более тёмного оттенка и консистенции.
Вылил из новой канисты в обрезанную пятишку нового вилочного масла и в два захода шприцем влил в перо те же 230 мл. Между заливами прокачивал. Сравнил перо с новым маслом и с заводским — стало ощутимо более упруго ходить, увереннее, с лучшей отдачей. Короче, что бы там ни было залито с завода, оно как минимум менее вязкое.
В правом пере масла было меньше. И оно пованивало конкретной тухлятиной. То есть туда вообще что-то старое залили, сработанное. Новые масла, даже плохого качества, так не пахнут. Залил масло, понагружал перья — вроде одинаково всё. Отставил их пока в сторону. Излишки нового масла из пятишки тем же шприцем перекачал обратно в канистру. Ещё на одну замену как раз хватит. На очереди были подшипники рулевой колонки
Для удобства снятия и установки развёл в стороны все тросы и проводку. Отогнул один из кронштейнов, чтобы отвести косу.
Если в передней ступице со смазкой в подшипниках всё было в принципе нормально, то в рулевой — нет. Смотрите сами. Пара плевков синькой.
Верхний подш не фоткал, но там было примерно столько же. Набил смазки, прокатал. Обратно собирал опять же по мануалам: накинул колонку, гайку сильно затянул, чтобы подшипники встали как надо, после чего гайку ослабил и затянул от руки. В итоге и люфта в колонке нет, и ходит она нормально, без сопротивления и закусываний. Накинул верхнюю консоль, вставил перья, чтоб сразу выровнять консоли. Ну и аккуратненько всё затянул.
Не зафиксировал, насколько выходили перья из верхней консоли по заводу. Я сначала выставил вровень крышку и плоскость консоли, но потом поднял чуть повыше — чтобы верхняя консоль после затяжки болта обжимала именно тело пера, а не крышку. Хотя там снята фаска, повредить не должно было, но мало ли.
Кстати, вопрос по затяжке болтов в консолях, которые держат перья. Насколько сильно надо затягивать? Там же и болты пластилиновые, и консоли сами из какого-то силумина сделаны… Я затягивал без особого усилия. Посоветовался с другом, у которого японский мот. Тот сказал, что по мануалу у него что-то около 24 Нм затяжка этих болтов. Ну примерно с таким усилием я и затянул. Но если у кого есть точные цифры — буду благодарен. Динамометрический ключ у меня есть, я просто значений в интернетах не нашёл. Только форумы с обсуждениями.
Решил не накидывать пока переднее колесо. Вместо этого, пока мот ровно подвешен, решил выставить зазоры в клапанах. Щупы у меня оказались не совсем правильные — тоньше 0,1 был только 0,05 мм. Что ж, будем выставлять 0,1 везде. Это вполне допустимо.
Первое, на что я обратил внимание — это на то, что метки НМТ и ВМТ одинаковые. Надо осознать, что ВМТ ловится на такте компрессии. Завтра буду перепроверять, а то мало ли. Сам процесс элементарный. Ключом на 24 (или клещами, как в моём случае) откручиваем крышки, ключом или головкой на 10 ослабляем фиксирующую гайку и начинаем регулировку. Всех терминов я не знаю, поэтому описываю, как видел 🙂 С завода, как все и везде говорят, зазора не было вообще — щуп на 0,05 не пролезал. По первому разу, конечно, возился я довольно долго. На оба клапана ушло, наверное, минут 15-20. Я несколько раз перепроверял, подлезал то так, то этак, чтоб было удобнее. Набивал руку, короче.
Для доступа к крышке впускного клапана нужно открутить два болта кронштейна двигателя от рамы и ослабить болт на самом двигателе, после чего просто отвести кронштейн в сторону.
Завтра проверю, всё ли я сделал правильно, и не перепутал ли я ВМТ с НМТ. А то мало ли…
Кстати, багажник я нашёл. Зря в прошлом посте волновался 🙂 Правда, в пластике под него отверстие завод-изготовитель не предусмотрел. Придётся сверлить.
Завтра по плану окончательно освободить мот от транспортировочной рамы, поставить переднее колесо, собрать заднюю подвеску, установить руль и развести провода и тросы, поменять масло. Короче, максимально приблизиться к первому выезду уже. Правда, теперь как раз и спешить вроде как некуда — дожди зарядили…
Момент затяжки траверсы мотоцикла эндуро
Как видно из названия речь пойдет о величинах затяжки определенных узлов мотоцикла Honda cbr 600 F4/F4i.
Существует 2 вида затяжки болтов — общий, стандартный (для всех видов затяжки узлов) и специальный (заложенный производителем в определенном узле). Для измерения усилия затягивания используется динамометрический ключ.
Начнем конечно с таблицы стандартных усилий затягивания:
Стандартный момент затяжки Honda cbr 600 F4\F4i
Тип крепежа | Диаметр крепежа мм | Усилие Н*м (кг*м) |
---|---|---|
Винт | 5 | 4 (0.9) |
Винт | 6 | 9 (0.9) |
Болт и гайка | 5 | 5 (0.5) |
Болт и гайка | 6 | 10 (1) |
Болт и гайка | 8 | 22 (2.2) |
Болт и гайка | 10 | 34 (3.5) |
Болт и гайка | 12 | 54 (5.5) |
Фланцевый болт и гайка | 8 | 26 (2.7) |
Фланцевый болт и гайка | 10 | 39 (4) |
Фланцевый болт с 8 мм головкой (маленький фланец) | 6 | 10 (1) |
Фланцевый болт с 8 мм головкой (большой фланец) | 6 | 12 (1.2) |
Фланцевый болт с 10 мм головкой (с гайкой) | 6 | 12 (1.2) |
Как видим в зависимости от типа крепежа узла различается его сила затяжки.
Далее посмотрим на таблицу специальных моментов затяжки. Они отличаются от стандартных тем, что такие соединения обычно исполнены из разных сплавов (пластик, алюминий, сталь, резина и тд). Чтобы не сорвать резьбу крепления, производитель рекомендует свой момент затяжки на определенный узел
Специальный момент затяжки Honda cbr 600 F4\F4i
Сноска:
*1 — нанести герметик на резьбу
*2 — Нанести фиксатор резьбы
*3 — Раскернить
*4 — Нанести масло на резьбу и поверхность фланца
*5 — U образная гайка
*6 — Одноразовые болт или гайка, замена на новые
*7 — Нанести смазку на резьбу
*8 — Нанести молибденовую смазку на резьбу и уплотнительную поверхность
*9 — Срывной болт
Рама, шасси
Наименование | Кол-во. шт | Диам резьбы. мм | Усилие Н*м (кг*м) | Сноска |
---|---|---|---|---|
Рама, корпус,выхлоп | ||||
Винт между верхним и нижним обтекателем | 6 | 5 | 2 (0.15) | |
Винт крепления ветрового стекла | 6 | 4 | 1 (0.05) | |
Винт между внутренней половиной и нижним обтекателем | 6 | 6 | 2 (0.15) | |
Болт-гайка крепление кронштейна сиденья | 2 | 10 | 49 (5) | |
Болт-гайка крепление нижнего кронштейна сиденья | 2 | 10 | 49 (5) | |
Болт хомута крепления выхлопной | 2 | 8 | 23 (2.3) | |
Болт кронштейна подножки пассажира | 4 | 8 | 26 (2.7) | |
Система охлаждения | ||||
Гайка крепления вентилятора радиатора | 1 | 5 | 3 (0.27) | *2 |
Гайка крепления мотора вентилятора | 3 | 5 | 5 (0.5) | |
Крепление двигателя | ||||
Болт переднего крепления двигателя | 2 | 19 | 39 (4) | |
Болт центрального крепления двигателя | 2 | 10 | 39 (4) | |
Рег. болт центрального крепления двигателя | 1 | 20 | 3 (0.3) | |
Контргайка центрального крепления двигателя | 1 | 20 | 54 (5.5) | |
Гайка заднего крепления двигателя | 1 | 10 | 39 (4) | |
Рег. болт заднего крепления двигателя | 1 | 22 | 3 (0.3) | |
Контргайка центрального крепления двигателя справа | 1 | 22 | 54 (5.5) | |
Гайка кронштейна тяги амортизатора | 2 | 10 | 39 (4) | |
Руль, переднее колесо | ||||
Винт крепления груза руля | 2 | 6 | 10 (1) | *6 |
Болт крепления тормозного диска | 12 | 6 | 20 (2) | *6 |
Болт зажима оси | 4 | 8 | 22 (2.2) | |
Болт зажима переднего тормозного шланга(левого) | 1 | 6 | 12 (1.2) | |
Болт тройника тормозного шланга | 1 | 6 | 12 (1.2) | |
Торцевой болт вилки | 2 | 10 | 34 (3.5) | *2 |
Болт вилки | 2 | 39 | 23 (2.3) | |
Болт зажима верхней траверсы | 2 | 8 | 23 (2.3) | |
Болт зажима нижней траверсы | 2 | 10 | 39 (4) | |
Рег. гайка рулевого подшипника | 1 | 26 | 25 (2.5) | |
Контргайка регулятора подшипника | 1 | 26 | — | |
Гайка рулевой колонки | 1 | 24 | 103 (10.5) | |
Болт зажима тормозного шланга (на машинке) | 1 | 6 | 10 (1) | |
Заднее колесо, подвеска | ||||
Болт крепления тормозного диска | 4 | 8 | 42 (4.3) | *6 |
Гайка крепления задней звезды | 6 | 10 | 64 (6.5) | *5 |
Гайка задней оси | 1 | 18 | 93 (9.5) | *5 |
Гайка крепления амортизатора | 2 | 10 | 44 (4.5) | *5 |
Гайка крепления пластины тяги амортизатора к маятнику | 1 | 10 | 44 (4.5) | *5 |
Гайка между тягой и кронштейном | 1 | 10 | 44 (4.5) | *5 |
Гайка между тягой и пластиной амортизатора | 1 | 10 | 44 (4.5) | *5 |
Болт слайдера цепи | 2 | 6 | 9 (0.9) | *6 |
Рег болт оси маятника | 2 | 30 | 7 (0.7) | |
Контргайка рег. болта оси маятника | 2 | 30 | 64 (6.5) | |
Гайка оси маятника | 1 | 18 | 93 (9.5) | |
Тормоза,гидравлика | ||||
Винт крышки резер. бачка передней машинки | 2 | 4 | 2 (0.2) | |
Болт оси переднего рычага тормоза | 1 | 6 | 1 (1) | |
Гайка оси переднего рычага тормоза | 1 | 6 | 6 (0.6) | |
Винт переднего включателя стоп сигнала | 1 | 4 | 1 (0.1) | |
Болт держателя переднего главного цилиндра | 2 | 6 | 12 (1.2) | |
Болт крепления передних суппортов | 4 | 8 | 30 (3) | *6 |
Болт соединения половинок суппортов (перед) | 8 | 8 | 23 (2.5) | *5 |
Гайка штока заднего главного цилиндра | 1 | 8 | 18 (1.8) | |
Болт крепления заднего главного цилиндра | 2 | 6 | 9 (0.9) | |
Болт-гайка крепления заднего резерв. бачка | 1 | 6 | 12 (1.2) | |
Болт заднего тормозного суппорта | 1 | 8 | 23 (2.3) | |
Штифт заднего тормозного суппорта | 1 | 12 | 27 (2.7) | |
Штифт | 5 | 10 | 18 (1.8) | |
Заглушка штифта колодок | 1 | 10 | 3 (0.3) | |
Проточный болт тормозного шланга | 5 | 10 | 34 (3.5) | |
Клапан прокачки тормозов | 3 | 8 | 6 (0.6) | |
Другие | ||||
Болт датчика подножки | 1 | 6 | 10 (1) | *6 |
Болт крепления замка зажигания | 2 | 8 | 25 (2.5) | |
Датчик вкл вентилятора | 1 | 16 | 26 (2.6) | *1 |
Болт оси боковой подножки | 1 | 10 | 10 (1) | |
Контргайка оси боковой подножки | 1 | 10 | 29 (3) | |
Фланцевый болт кронштейна бок подножки | 2 | 10 | 44 (4.5) | *6 |
Болт кронштейна подножки водителя | 4 | 8 | 26 (2.7) |
Двигатель
Наименование | Кол-во. шт | Диам резьбы. мм | Усилие Н*м (кг*м) | Сноска |
---|---|---|---|---|
Система смазки | ||||
Уплотнительный болт гл. масляной магистрали | 2 | 20 | 29 (3) | *2 |
Болт крышки маслонасоса | 1 | 6 | 8 (0.8) | *9 |
Болт оси охладителя масла (ось фильтра) | 1 | 20 | 64 (6.5) | *4 |
Обслуживание | ||||
Свеча зажигания | 4 | 10 | 12 (1.2) | |
Крышка осмотра опережения (круглая) | 1 | 45 | 18 (1.8) | *7 |
Болт слива масла | 1 | 12 | 29 (3) | |
Картридж воздушного фильтра | 1 | 20 | 26 (2.7) | *4 |
Топливная система (F4i) | ||||
Винт хомута изолятора корпуса дросселя | 8 | 5 | Рис 1, 2 | |
Болт крепления кронштейна тросика дросселя | 2 | 5 | 3 (0.35) | |
Контргайка пускового клапана | 4 | 10 | 2 (0.18) | |
Винт пластины синхронизации пуск клапана | 4 | 3 | 1 (0.09) | |
Винт тяги пластины блока холостого хода | 1 | 3 | 1 (0.09) | |
Винт крепления блока холостого хода | 2 | 6 | 5 (0.5) | |
Болт крепления регулятора давления | 2 | 6 | 10 (1) | |
Вакуумный штуцер регулятора давления | 2 | 5 | 3 (0.27) | |
Система охлаждения | ||||
Температурный датчик охлаждения жидкости (ECT) | 1 | 12 | 23 (2.3) | |
Фланцевый болт крышки помпы | 2 | 6 | 12 (1.2) | *9 |
Фланцевый болт крышки термостата | 2 | 6 | 12 (1.2) | *9 |
Другое | ||||
Болт приводной звездочки (специальный) | 1 | 10 | 54 (5.5) | |
Головка блока цилиндров | ||||
Болт-шайба крепление головкиблока цилиндров | 10 | 9 | 47 (4.8) | *8 |
Фланцевый болт постелей распред валов | 20 | 6 | 12 (1.2) | *4 |
Болт крышки головки | 3 | 6 | 10 (1) | |
Фланцевый болт пластины сапуна | 3 | 6 | 12 (1.2) | *2 *9 |
Уплотнительный болт головки | 1 | 14 | 18 (1.8) | *2 |
Болт крышки клапана системы PAIR | 4 | 6 | 12 (1.2) | *9 |
Болт зубчатой звезды распред вала | 4 | 7 | 20 (2) | *2 |
Болт ротора генератора импульсов распр. вала | 2 | 6 | 12 (1.2) | *2 |
Болт крепления толкателя цепи ГРМ | 2 | 6 | 10 (1) | |
Болт оси нятяжителя цепи ГРМ | 1 | 6 | 10 (1) | *2 |
Болт-шайба направляющей цепи ГРМ | 1 | 6 | 12 (1.2) | |
Шпильки крепления коллектора выхлопа | 8 | 6 | Рис. 3 | |
Коробка передач, сцепление | ||||
Контргайка сердцевины сцепления | 1 | 22 | 127 (13) | *3 *4 |
Болт-шайба пружины сцепления | 5 | 6 | 12 (1.2) | |
Болт-шайба ведомой звезды маслонасоса | 1 | 6 | 15 (1.5) | *2 |
Центральный болт копирного вала | 1 | 8 | 23 (2.3) | *2 |
Болт рычага храповика копирного вала | 1 | 6 | 12 (1.2) | |
Штифт возвратной пружины шпинделя КПП | 1 | 8 | 22 (2.2) | |
Болт-шайба втулки провода ген импульса зажигания | 1 | 6 | 12 (1.2) | |
Генератор, муфта стартера | ||||
Болт статора генератора | 4 | 6 | 12 (1.2) | |
Наружный болт муфты стартера | 6 | 8 | 16 (1.6) | *2 |
Болт маховика | 1 | 10 | 103 (10.5) | *4 |
Болт зажима провода стартера | 1 | 6 | 12 (1.2) | *9 |
Картер, трансмиссия,коленвал | ||||
Болт пластины подшипника первичного вала | 3 | 6 | 12 (1.2) | *2 |
Болт-шайба пластины копирного вала | 2 | 6 | 12 (1.2) | *2 |
Болт коренного вкладыша | 10 | 8 | 25 (2.5) | *8 |
Болт картера | 1 | 10 | 39 (4) | |
Болт картера | 6 | 7 | 18 (1.8) | |
Болт картера верх | 5 | 8 | 25 (2.5) | |
Болт крышки шатунных вкладышей | 8 | 7 | 25 (2.5) | *4 |
Система зажигания | ||||
Болт ротора генератора импульсов зажигания | 1 | 10 | 59 (6) | |
Стартер | ||||
Гайка клеммы мотора стартера | 1 | 6 | 12 (1.2) | |
Датчики | ||||
Датчик давления масла | 1 | РТ 1/8 | 12 (1.2) | *1 |
Болт клеммы датчика давл. масла | 1 | 4 | 2 (0.2) | |
Датчик нейтрали | 1 | 10 | 12 (1.2) |