Монголия маршрут на автомобиле
🐴 По Чуйскому тракту в Монголию на автомобиле
Любая страна имеет свои особенности. Они могут проявляться буквально во всём. И чем сильнее разница между природой, ландшафтом, климатом, образом жизни местных жителей с теми, которые существуют в России, тем больше впечатлений. Много необычного можно увидеть, почувствовать на себе и в Монголии. Она совсем рядом, если принимать во внимание регионы южной Сибири. Для живущих в европейской части, конечно, — это далеко. Но сегодня расстояние в несколько тысяч километров преодолеть не сложно.
Этап 1. От Новосибирска до Бийска
Не будет ошибкой сказать, что наиболее интересной поездка в Монголию окажется, если выбрать автомобильный маршрут. В этом смысле лучше отправиться в дорогу надо по Чуйскому тракту. Алтай, Чуйский тракт (федеральная автомобильная дорога Р256, до 1 января 2018 года также применялся номер трассы М52)
Официально начинается он в большой сибирском городе Новосибирске, но раньше так называли только путь от города Бийска (Алтайский край) до Ташанты. Это населенный пункт рядом с границей двух стран – России и Монголии. Путешествие может занять от нескольких дней, до недель. Вопрос только в том, сколькими днями вы располагаете. Посетить Монголию достаточно просто, имея предварительную информацию.
Важно! Раз уж речь идет о путешествии из разных российских уголков, то лучше начинать отсчет от Новосибирска. Правда, кто-то из путешественников, готовясь к поездке и выезжая из западной части страны, прокладывая маршрут, воспользуется картой, попробует сократить путь. В таком случае он будет ориентироваться на более короткий маршрут.
Не доезжая до Новосибирска, примерно на середине между Омском и этим большим городом многие сокращают путь, чтобы проехать сразу через Алтайский край до города Барнаула. Не надо так поступать. Уже через несколько десятков километров можно убедиться в том, и в самом деле самые интересные приключения начинаются после слов «я знаю короткую дорогу». Лучше спокойно доехать до Новосибирска, пересечь по мосту или по плотине ГЭС Обь и свернуть вправо. Водосброс Новосибирской ГЭС
Примерно через минут двадцать – тридцать (всё зависит от интенсивности движения автомобилей) будет город Бердск. Пройдет менее часа, и позади останется город Искитим, и начнется долгий путь на Юг.
До Барнаула, точнее, до Ново-Алтайска (город Барнаул на левом берегу Оби) доехать можно менее чем за два часа. Если захочется пообедать, то проблем с этим не будет. Нет затруднений и с заправкой машины. Такая же обстановка после поворота в Ново-Алтайске в сторону Бийска. До этого города также можно доехать менее чем за два часа. Правда, если окажешься здесь в пятницу в послеобеденное время в пятницу или в воскресенье, поездка затянется. Трасса М-52 в районе Бийска
Дело в том, что в пятницу полоса дороги по направлению к Бийску превратится в сплошную пробку. Это связано с тем, что желающие отдохнуть как раз в это время направляются в горы или в курортный город Белокуриха. В воскресенье все эти тысячи автомобилей едут обратно.
Этап 2. По Горному Алтаю до границы
Но вот, наконец, и город Бийск. Для грузовых автомобилей здесь существует объездная дорога. Сворачивать на неё не надо. Поездка через город займет всего минут двадцать. Это с учетом въезда и выезда после моста через реку Бию на самой окраине. А дальше начнется тот самый Чуйский тракт, о котором немного рассказывается в кинофильме «Живет такой парень». Коммунальный мост в Бийске
Хотя расстояние от Бийска до монгольской границы нельзя назвать большим (особенно по сибирским меркам), ехать придется долго. Вначале, правда, все будет, как обычно, но потом начнутся подъемы, спуски, повороты. Однако поездка не покажется особо долгой. Почему? Потому что дорога идет через особенные места. Порой она тянется буквально в нескольких метрах от бурлящей, как огромный ручей, реки Катуни. Потом потянутся горы. Особенно интересен Семинский перевал. А еще дорогу вдоль реки Чуя. Река Катунь
Наконец, вот приграничная зона. Большое село Кош-Агач, а далее только Ташанта, пограничная зона шириной двадцать километров, и Монголия. Однако здесь может возникнуть трудность. Пропускной пункт работает только до восемнадцати часов. В выходные, вообще, не работает. Важное условие – пересечь границу можно только на автомобиле. Путешествующие автостопом дожидаются попутных машин.
Важно! Для того, чтобы пересечь границу необходимо иметь приглашение из Монголии. Оно может быть, как от турфирмы, так и от человека. Правда, этот документ требуют только на пропускном монгольском пункте. Еще там требуют показать наличные деньги. Обычно, когда человек показывает пятьсот долларов, монгольские пограничники фотографируют его с купюрами в руке, и пропускают в страну.
Если добраться до границы удалось лишь к вечеру, или в выходной, надо позаботиться о ночлеге. В горах в палатке ночевать холодно. Но ночлег предоставляют местные жители. За комнату на двоих просят всего пятьсот рублей. Вблизи границы с Монголией
При пересечении российской границы затруднений не возникает. Пограничники проверяют паспорта, машины с российскими номерами осматривают бегло. Но если едут иностранцы, особенно немцы, проверят все, что можно.
Монгольские пограничники процедуры повторяют. Российским гражданам виза не нужна. Об условиях для въезда в страну было сказано выше. После того, как все закончено, разрешают ехать.
Монголия.
Этап 3. На месте — первые впечатления
И вот Россия позади, впереди только Монголия и почти полное отсутствие асфальта. Говорят, что в России не дороги, а направления. Примерно то же самое и здесь, только ехать по этим направлениям удобнее. Главное – автомобиль чтоб не подвел. Лучше всего отправиться в путешествие на джипе. Впрочем, довольно много туристов пускается в такое путешествие на мотоциклах.
Открывающиеся картины можно назвать однообразными. Это, в основном, безлесые горы. Но все равно красиво. Обычно первую остановку путешественники делают на берегу озера Толбо-Нуур. Кажется, в Монголии оно одно из самых больших.
Потом будут высокогорное плато с разноцветными хребтами, озеро Хаар-Ус, город Ховд. Дорога тянется по каменистой степи. Кое-где видны какие-то колючие растения, а еще маленькие цветы. Что удивляет, — большие стада овец, коз, верблюдов, яков. Здесь же можно увидеть сайгаков. Иногда они пасутся вместе с домашними животными, иногда просто бегут куда-то. От машин не убегают. Знают, что вреда им никто не принесет.
На пути можно сделать остановку у озера Дерген Нуур. Вода в нем соленая. Такое ощущение, что концентрация соли выше, чем в морской воде. Местность довольно интересная. К берегам озера примыкают дюны. Здесь начинается самый большой песчаный массив Монголии Монгол Элс. Он тянется более чем на двести километров с Юго-востока на Северо-запад.
Отношение монголов к путешественникам из России
Дорога в Монголии часто и в самом деле просто направление. О том, что здесь движется автотранспорт, говорят лишь следы колес. Хотя иной раз транспортный поток бывает интенсивным (по монгольским меркам) «проезжая» часть не разбита, как это бывает на российских проселках. Почва часто каменистая, а дождей много не бывает.
Местное население к путешественникам относится хорошо. Многие монголы знают русский язык. Правда, среди молодежи таких меньше. Проще всего общаться с такими, кому за сорок. Среди них встречают часто те, кто учился в России. Но и те, кто иной раз по-русски толком ничего не знают, также, если надо, стремятся помочь руссо-туристо, попавшим в затруднительное положение.
К примеру, едут какие-нибудь путешественники на автомобиле, и случается у них поломка. Проезжающие мимо монголы останавливаются, интересуются, что случилось. Если надо, запчасть нужную бесплатно дадут. Могут и автомобиль отбуксировать, даже если не по пути, туда, где его отремонтируют.
Развивается и придорожный сервис. Где-нибудь среди степи, рядом с накатанной дорогой стоят юрты. Здесь же и просто навесы устроены. В юртах, под навесами, под открытым небом металлические кровати с матрасами. Устал путник, остановился, лег отдохнуть. Никто ему и слова не скажет. Может хоть несколько суток спать. Если поесть захочет, объяснит. Его поймут. Тут же принесут на большом блюде приготовленную еду. Всегда приносят мясо. Еда здесь только свежая. Потому что проблем с мясом нет, что касается стоимости, то все раза в два – три дешевле, чем у нас дома.
Конечно, есть в Монголии большие (по их меркам) города, есть населенные пункты поменьше, но многие живут в юртах, среди степи. Говорят, в Монголии, если нет у человека тысячи голов скота, то считается он бедняком. Насчет тысячи, пожалуй, преувеличение. Но стада у местных жителей и в самом деле просто огромные.
Только не надо думать, что монголы, живущие в степи, полностью оторваны от цивилизации. Кроме верблюдов и лошадей для передвижения у них и мотоциклы есть, и автомобили. У юрты обычно антенна-тарелка установлена. Это чтобы телесигнал принимать. Здесь же и солнечные батареи стоят. Чуть поодаль маленькая электростанция с двигателем, работающим на бензине, установлена. Кстати, если в пути затруднения возникают, если остановиться надо на ночь, а удалось добраться только до одинокой юрты, хозяева путника с радостью примут. Накормят, о жизни расскажут, используя десяток русских слов, на ночлег оставят.
Для оформления статьи использованы фотографии из открытых интернет-источников и фото-банков, не требующие указания авторства и разрешенные для коммерческого использования согласно лицензии CC0 Creative Commons.
Если Вам понравилось наше повествование или Вы хотите связаться с автором статьи, оставляйте комментарии к публикации, и он Вам обязательно ответит. Возможно, Вы сами хотите рассказать о своих туристических открытиях, читателям нашего он-лайн путеводителя будет очень интересно узнать о том, что Вы увидели, и что Вам показалось интересным! Оставляйте комментарии, вопросы, рассказывайте о впечатлениях о путешествиях, предлагайте темы для новых обзоров и статей!
Николай Дунец
Поездка в Монголию на машине: советы и дороги
Отчет о путешествии на машине из России в Монголию (Улан-Батор). Монгольские дороги, достопримечательности, традиции и полезные советы туристам.
Предисловие
На протяжение последних десяти лет я достаточно часто посещаю Улан-Батор, но проехать до него на машине выдалось в первый раз. Мы очень тщательно готовились к нашему мини-путешествию, ведь хотелось не просто добраться до места назначения, но и посетить достопримечательности, которые встретятся на пути, а также получить эстетическое удовольствие и немного окунуться в культуру монгольского народа.
Свой путь мы начали с приграничного города Кяхта, где мы находились целую неделю до отъезда в Улан-Батор. Собрав вещи и сложив сумки в машину, выдвинулись в путь.
Город Кяхта в Бурятии
Подъехав к международному автомобильному пункту пропуска «Кяхта», мы с радостью обнаружили практически полное отсутствие очереди и достаточно быстро заехали на территорию МАППа. Отстояв около часа в очереди из трех машин, наконец смогли подъехать к месту досмотра и пройти к сотрудникам таможенной службы для заполнения всей необходимой документации.
Тут нас ожидал сюрприз — оказывается, как только машина заехала на территорию пункта пропуска, нужно было незамедлительно подойти к сотрудникам таможни для оформления документов, потому что в этот день день они досматривали машины «пачками», по три-четыре штуки. Поборов свое недоумение и достаточно быстро заполнив все формы, мы вынесли из машины все вещи для проведения досмотра. Эта процедура прошла легко и быстро.
Следующим пунктом для пересечения границы является прохождение паспортного контроля. Здесь все обошлось без каких-либо эксцессов, пограничники проверили документы, задали несколько уточняющих вопросов нашему ребенку, проставили штампы и отпустили, пожелав счастливого пути.
Прохождение монгольского пункта пропуска оказалось еще быстрее и легче. Для начала нас отправили на прохождение паспортного контроля. Тут стоит отметить, что большинство сотрудников говорят по-русски или по-английски, так что вопросов с недопониманием не возникало. Далее довольно продолжительное время нам пришлось ждать сотрудника таможенной службы. Оказалось, что в тот день он работал один на все направления.
Как только нам проставили все необходимые печати в документах, мы со спокойной душой выехали за пределы пункта пропуска и оказались в стране бескрайних степей и родине Чингисхана — Монголии.
Такая природа встречала нас в Монголии
После пересечения государственной границы путешественник попадает в приграничный город Монголии Алтан-Булаг. Здесь можно обменять деньги, перекусить и пополнить запасы продуктов. Мы решили не останавливаться и продолжить путь на Улан-Батор.
Расстояние между двумя городами составляет 350 километров. По пути встречаются города Сухэ-Батор и Дархан, а также несколько поселков.
Качество дорог оставляет желать лучшего
Дорога на всем маршруте узкая, двухполосная, большое количество разбитых дорог. Ремонт автотрассы проходит по принципу «А давайте на федеральной трассе ямы песком засыпем?». Больше всего нам понравилось, как проходил ремонт дороги за Дарханом — сотрудники ремонтной службы вручную красили дорожную разметку, хотя дороги как таковой там не было, одни ямы. Они, кстати, такие, что даже если вы едете на внедорожнике, нужно быть начеку.
Если не обращать внимание на качество дорожного покрытия, то путь очень интересный и насыщенный. По пути вам могут встретиться стада баранов, коз, яков или коров. Стоит заметить, что стада таких размеров вы скорее всего не встречали. Тысячи голов скота и один пастух на лошади или на мотоцикле.
Такие стада пасутся в степях
Если повезет, можно встретить караван верблюдов. Если раньше вы не встречали этих зверей, то они оставят вам бурю эмоций. Нам к сожалению, в этот раз не повезло.
Монголы — кочевой народ, и проезжая по бескрайним степям, можно часто встретить одинокие юрты. Треть населения Монголии ведет кочевой образ жизни. Не стоит думать, что это бедные люди или отшельники, это отнюдь не так.
Во-первых, они всегда в курсе всех новостей, ведь современная юрта — это юрта с телевидением и доступом к интернету. Во-вторых, один баран стоит дорого, а у них их тысячи. В-третьих, монголы очень традиционны, и такой образ жизни — это, скорее, привычка.
В пригороде Улан-Батора качество автомобильных дорог уже гораздо лучше, в самом городе они расширяются до трех-четырех полос, но это не спасает от пробок в час-пик. Заехав в Улан-Батор, можно ехать до центра в течение нескольких часов. Мы приехали около шести вечера и добрались до дома только спустя два часа.
Городской пейхаж Улан-Батора
Достопримечательности Монголии
На самом деле, достопримечательностей встречается большое количество, но поскольку мы ехали с маленьким ребенком, решили посетить лишь некоторые из них. Первым был памятник металлургам вблизи Дархана:
Монгольское Овоо
Очень часто мы встречали насыпи из камней, палок, хадагов.
Монгольские молитвенники — места, где соединяется земля и небо. Считается, что духи наших предков могут не только услышать нас, но и помочь через такие места. Чтобы помолиться, нужно преподнести духам чашку молока. Делается это особым движением, чашка направляется от груди к небу и молоко выплескивается на камни. Если же с собой ничего нет, то можно просто обойти «Овоо» три раза вокруг по часовой стрелке и положить камушек, поднятый с земли на насыпь.
Буддийский монастырь «Аглаг»
Примерно за сто километров до Улан-Батора находится монастырь «Аглаг» — очень красивое место, в которое мы просто не могли не заехать. Чтобы его посетить, нам пришлось свернуть с главной дороги направо и ехать по грунтовой дороге около десяти километров. Заплатив по 5000 тугриков за билет на одного человека (примерно 120 рублей), мы подъехали к подножию монастыря, оставили машину на парковке и продолжили путь пешком.
Виды буддийского монастыря «Аглаг»
В отличии от других монастырей и священных мест Монголии, обход монастыря нужно делать против часовой стрелки. Для начала мы поднялись на вершину и посетили храм. На первом этаже храма находится молитвенник. На втором этаже было уже гораздо интереснее, но, к сожалению, нельзя было вести фотосъемку. Там выставлена экспозиция чучел мифических существ, драконов и различных «темных», чертей, гарпий и так далее.
Слева от монастыря дорога уходит на вершину горы. Гуляя по тропинке, можно увидеть различные наскальные гравировки, святые места для обретения мужской и женской силы, святые места, помогающие зачатию, скалы в виде животных, а также молитвенник на вершине горы.
Ходить следует очень осторожно, тропинки узкие, ноги регулярно проскальзывают, но это не портит впечатление от общего вида картины.
Где перекусить по дороге?
Ответ на этот вопрос дать достаточно легко — практически везде. Вам даже не нужны отзывы и рекомендации. На подъезде к городам и поселкам стоят юрты с вывесками «бууз, хуушуур» и так далее. Можно зайти в любую из них и отведать монгольские национальные блюда, а также выпить монгольский соленый чай с молоком.
Уже внутри поселений можно найти заведения, где меню более обширное. По-монгольски они называются «Цайны газар». Тут можно заказать как первые блюда, так и вторые.
Мы останавливались покушать в небольшой юрте перед Дарханом, заказывали буузы и хуушууры. Буквально за двадцать минут заказ был готов, и мы отведали свежие и очень вкусные национальные блюда.
Где остановиться отдохнуть?
На этот вопрос дать ответ уже сложнее, поскольку мы нигде не останавливались и проехали весь путь менее чем за один день. Но если вам действительно нужно отдохнуть, можно заехать в любое поселение и найти там дешевый ночлег.
Кстати, как я уже говорила выше, монголы — очень традиционный народ. Если ваша дорога выпала в ночь или к вечеру, то вы можете зайти в любую юрту, и никто не посмеет вас выгнать, даже наоборот, накормят, напоят и спать уложат. Но не стоит этим злоупотреблять.
В Улан-Баторе дела с гостиницами обстоят гораздо проще. Самый удобный вариант — забронировать отель заранее в интернете. На том же Booking.com можно почитать отзывы реальных путешественников и выбрать ночлег себе по душе.
Советы путешественникам в Монголии
Проехав по маршруту Кяхта-Улан-Батор, мы столкнулись с некоторыми трудностями, которые можно было бы избежать. Поделимся опытом и советами о Монголии.
Расходы на поездку в Монголию
Расходы на такую поездку выходят совсем небольшие, у нас получилось так:
Итого: 2500 рублей. Это очень мало с учетом того, что нас ехало трое взрослых и маленький ребенок.
Бюджетный Автотуризм. Монголия-Россия ч.1
Доброго времени суток. В том году мы катались по Алтаю И делали это максимально бюджетно. В этом году мы решили двинуть в Монголию и вернуться в РФ через Байкал. Примерный маршрут был составлен на 5-6т.км. По одометру в итоге вышло 6500км. Мы собрали 2 автомобиля. Монголомобиль-Тойота Приус и мой Марч Минифиник. Финик был подготовлен к поездке: Защита картера, Проставки для клиренса, Дефлектор на капот, Полоса тонировки на Лобовое стекло.
Потрачено на Автомобиль из 4 человек: Еда+Бензин+2 хостела=
10 000 на человека. Довольно бюджетно, для 2х недельного отпуска на автомобиле.
Итак, а теперь собственно как все это было…
3.7.16
Новосибирск(РФ)-Цагааннуур(МНГ)
Пробег 993км
Местом сбора для нас стал Речной Вокзал г. Новосибирска. В 21:00 мы двинулись на границу. Алтайские дороги как всегда радовали. На источнике Аржан-Суу набрали воды в дорогу. Семинский перевал был взят без трудностей.
И последний раз заправив полный бак в Ташанте, мы прибыли к Границе РФ/Монголия. Время было 12:00 4 июля.
20км
Российскую таможню прошли достаточно быстро. Будучи 7-9 в очереди, к 14:00 мы уже были на нейтральной территории. 20 км по разбитой гравийке и перед нами последний забор, который отделяет нас от Монголии. Российский пограничник еще раз проверяет паспорта и выпускает нас за пределы РФ. Еще 10 км и мы встаем в очередь на таможню Цагааннуура. Тут мы знакомимся с казахским и Монгольским неумением стоять в очередях. Монголы и казахи лезут вне очереди. И стоит только зазеваться, как он уже влез перед тобой. Был момент, когда Казахи вот-вот и подрались бы с монголами. Но пронесло.
На монгольской границе нужно оплатить 50р за дезинфекцию колес авто.
По факту за проезд через лужу с мутной жижей. Далее идете в будку с паспортами и получаете Бланк. Заполнив который можно в порядке очереди ехать за ворота на саму таможню.
В отличии от нашей таможни, тут царит хаос и беспорядок. И начинает действовать основное правило Монголии – Кто первый встал, того и тапки. Меня из общей очереди выдергивает Монгол в форме и уводит в свободный зал, где нет очереди, с горем пополам я заполняю все бумаги и прохожу досмотр авто. После чего мой экипаж выпускают в Монголию. Время 17:30 вечера.
Таможня работает до 19:00. Мы ждем, когда выпустят наш второй экипаж. Знакомимся с Немцами, которые стоят на въезд в РФ, с местными, которые предлагают обменять рубли на тугрики по курсу 29тгр к 1 рублю, сделать страховку на авто за 1500р, дети монгольские попрошайничают…
В итоге наш второй экипаж остается на таможне до утра. Хитрые монголы таким образом наживаются на туристах. Зная, что мы без второй машины никуда не уедем – предлагают услуги кафе, ресторанов и тд. Но не тут-то было. У нас есть палатки и запасы провизии. Перекусили на 100р мантами и монгольским соленым чаем, а далее ужинали с немцами. Наши ребята с таможни тоже к нам присоединились, так как не выпустили только автомобиль. А людей выпустили. Так мы потеряли первый день на таможне.
296км
8 часов утра. Мы с Немцами готовим завтрак. Таможня постепенно начинает работать. К слову, когда они заканчивают работу, то просто уходят. Оставляя погранпост открытым.
К 9ти утра наш второй автомобиль выпускают.
И тут появляется еще одна проблема. У второго автомобиля есть бланк. Который мне не выдали. Бланк для выезда из Монголии, через другой погранпункт. Если собираетесь выезжать не там, где заезжали – Требуйте с них этот бланк. Разобравшись с этим вопросом, купив у местных барыг страховку на авто по 1500р на авто, до 10 числа мы двинулись в глубь Монголии.
Эта чудесная страна сразу нас встретила огромным количеством «дорог», которые ведут в одном направлении. Основная трасса была с жуткой гребенкой и мы поехали по попутным параллельным гравийкам. Основная трасса – тоже гравий.
Спустя примерно 50км начался асфальт.
По асфальту мы доехали до Улгий. Въезд платный. 1000тгр/авто (29 рублей) В Улгий. купили перекусить, на поменянные на таможне деньги. И продолжили путь к, как мы думали нашему лагерю на берегу озера Толбо-Нуур. По дороге пошел дождь, берега озера оказались болотистыми и неприветливыми. И мы двинулись на встречу самому высокому перевалу в нашем маршруте. К сожалению перевал без асфальта и приходится иногда вилять от камней и ям. Высота перевала
2600м. Навигатор показал пиковую высоту 2647м над уровнем моря. Перевал взят моим авто на скорости не ниже 23км/ч. Без особых трудностей.
Далее мы двинулись по бездорожью и гравию на Ховд. Сказать, что дорог на этом участке нет – значит ни сказать ничего. Гравийка, сменяющаяся гребенкой, которая сменяется полем, бродами, каменными отвалами… и все это практически в безлюдых местах. Где нет, ни то что домов, машин встречных практически нет. Марч все преодолевал стойко. Плыл в броды, давил грязь, но ехал, не застревая как танк.
Ниже выложу видео. На них не видно всех прелестей. На первом видео, где приус застрял, на вид все мелко, но гравий засасывал авто как болото. На видео, где опять застрял Приус — Многокилометровую долину, от горы до горы пересекает болото, и мы находимся в единственном месте, где болото превращается в подобие твердой земли. И тем неменее меньше чем за 5 минут приус увяз и лег на брюхо. Хотя сначала, просто забуксовал.
На видео, где марч пересекает брод, тоже вроде все невинно. Но там такое же подлое гравийное дно, которое засасывает автомобиль, стоит только замешкаться или дать газу.
50км от города, разбили в поле лагерь.
421км
Проснувшись по местному времени в 7 утра и позавтракав мы двинулись в путь. Впереди нас ждало около 100км асфальта, 200 км гребенки, 150км предпустынного региона с песками и мини-смерчами.
Путь лежал вдоль строительства «Трасмонгольской магистрали», когда ее построят, в Монголии от ташанты до Улаан-Батора будет очень хорошая дорога. Лет через 10. Не раньше.
В селе Дарви, мы купили воды и заправились.
Встретили Японца на мотоцикле БМВ, пообщались про дороги как лучше ехать. Видели 10-20 метровые мини-смерчи.
Наглотались песка и пыли. Чинили оторванный глушитель приуса, с помощью скотча и бутылки…
В итоге, наш второй экипаж пропал где-то позади. До Алтая оставалось 40км. По рации Экипаж не отвечал. Подождав около часа на дороге, а второй экипаж двигался гораздо медленнее по этим дорогам ввиду клиренса, было принято решение доехать до Алтая, снять гостиницу, оставив там вещи и девушек и двинуться на поиски. Все осложнялось отсутствием мобильной связи. Отсутствием у нас нужной суммы тугриков (от 45000) на отель и время 19:00, когда все обменники закрыты. В итоге один Монгол из Улан-батора оплатил нам люкс на 4х за 45000. Самый дорогой номер в гостинице. А мы ему отдали рублями по курсу 29/1.
Мы выдвинулись на поиски. Но по пути встретили наш экипаж. Они затряли на куче земли, которыми монголы любят перегораживать дороги, на подобии «лежачих полицейских». И тут тоже им пришел на выручку монгол, который дернул их на джипе.
Теперь немного о нашем Люксе. Вода горячая – нагревается в баке. Медленно. О-очень медленнно. Есть Wi-Fi. Но интернета в нем нет. Всем плевать сколько человек будет жить номере. Номер очень поношеный. Есть телевизор, розетки, душ туалет. 4 спальных места, два кресла и много места на полу.