Мопед на базе велосипеда
Наше наследие: Каким был прародитель всех мопедов СССР
Сегодня мой рассказ о том, как в СССР появились мопеды. И о редкой модели ХВЗ В-901, которая считается первым серийным мотовелосипедом страны.
Попытки создать моторизированный велосипед предпринимались в СССР еще до Второй мировой войны. Известно как минимум о нескольких таких проектах. Двигатель пробовали ставить на велосипед и над передним колесом, под перекладиной рамы, под педальной кареткой и в районе задней втулки. Но дальше небольших опытных партий дело не пошло.
После войны на немецком оборудовании и комплектующих, было запущено производство 98-кубового мотоцикла К1-Б «Киевлянин» (копия Wanderer SP1) на вновь образованном заводе КМЗ. Его выпускали с 1945 по 1951 год, а первые три года даже получали немецкие двигатели Sachs по репарации. И если по своему строению «Киевлянин» и напоминал мотовелосипед, то формально он все же считался легким мотоциклом. Кому интересно, вот ссылка на видеообзор К1Б.
В те годы даже названия «мопед» еще не существовало, а потребность в легком и недорогом мототранспорте была огромной. КМЗ свернул выпуск 98-кубового «Киевлянина» и полностью переключился на выпуск тяжелых мотоциклов с коляском М-72.
Задание разработать легкий моторизированный велосипед получал и Харьковский велосипедный завод. Историю появления этого предприятия я подробно рассказывал. Первый образец мотовелосипеда здесь изготовили еще в 30-е годы и оснастили двигателем с ременной передачей на заднее колесо. Была даже выпущена опытная партия в 70 штук для «Наркомата связи», но в ходе эксплуатации оказалось, что такая конфигурация была крайне не надежной.
В 50-х в харьковском ЦКТБ Велостроения принялись развивать модель легкого ДВС изобретателя Прибылого, который уже давно досаждал конструкторов своими идеями о велосипедном двигателе.
Его разработки внимательно изучили и оказалось, что двигатель Прибылого – это именно то, что было нужно. Легкий, односкоростной, компактный, простой и экономичный, он легко помещался внутри рамы стандартных велосипедов типа В110 «Прогресс», да еще и требовал минимальных доработок для установки.
Двухтактный одноцилиндровый двигатель с золотниковым газораспределением, рабочим объемом цилиндра 45 куб. см, степень сжатия — около 5,2. Двигатель Д4 развивал мощность около 1 л.с. при 4000 — 4500 об/мин и имел цепной привод на заднее колесо. Велосипеды, с установленными на них Д-4, развивали скорость до 40 км/час.
Харьковский велозавод запускает даже серийное производство двигателя Д4 конструкции Прибылого, и они поступают в продажу, как комплект для самостоятельной установки на велосипеды.
Однако, выпуск таких сложных агрегатов, как двигатель, для ХВЗ оказался не профильным, и в 1956 году было принято решение передать их производство в Ленинград на моторный завод «Красный Октябрь».
Тем временем в ЦКТБ Велостроения уже накопили опыт эксплуатации моторизированных велосипедов и спроектировали первый советский мотовелосипед ХВЗ В-901, который выпускался только с двигателем. Именно он и стал прародителем всех мопедов СССР. ХВЗ В-901 выпускался очень недолго: с 1958 по 1962 год. Уже в ходе производства в него вносились изменения, и известно как минимум о двух поколениях ХВЗ В-901. В продажу они поступали с ценой 117-120 послереформенных рублей.
Он изначально уже имел отличия от стандартных велосипедов. В частности, на передней вилке были установлены амортизаторы, комплектовался колесами 26 дюймов с шинами 26*2 для езды по грунтовым дорогам. ХВЗ В-901 в обязательном порядке комплектовался фарой, энергию для которой вырабатывала динамка на заднем колесе. Подробно смотрите на видео.
Техническая характеристика мотовелосипеда ХВЗ В-901:
— База велосипеда- 1128 мм
-Высота рамы (расстояние между центром каретки и верхней частью подседельной трубы) — 500 мм
— Втулка заднего колеса — тормозная типа Tоrpedo
— Размер шин — 559 х 48 (26х 2)
— Двигатель Д-4, 45 куб.см., 1 л. с.
— Расход бензина. 1-1,2 литра на 100 км
— Вес велосипеда вместе с двигателем-27 кг.
Харьковское ЦКТБ Велостроения, с учетом опыта эксплуатации В-901, разработало и более совершенную модель В-902 с тем же двигателем Д4. Ее производство в 1958 году запускают на Львовском велосипедном заводе, который решено было полностью переключить на выпуск мотоциклетной продукции и переименовать в ЛМЗ. Выпускали ее и на Пензенском заводе ПМЗ.
Харьковский велосипедный завод в 1962 году завершил производство ХВЗ В-901 и больше к моторизированной тематике не возвращался. Разработкой же последующих моделей мопедов начали заниматься конструкторские бюро на вновь образованных заводах.
Двигатели конструкции Прибылого устанавливали и на рижские модели. Всего же в СССР было выпущено почти 10 млн двигателей Д4, Д5, Д6 и их последующих модификаций. Удивительно, но велосипедный двигатель конструкции Прибылого выпускают и по сей день в Китае без всяких лицензий. Поставляют их и на наш рынок. Так, что общий тираж этой разработки может быть огромен.
А ХВЗ В-901 вошел в историю, как самый первый серийный мотовелосипед СССР. Их было выпущено немного, всего 22 тыс. экземпляров, из которых до наших дней дожили считанные единицы.
Если кому-то интересно, как же едет ХВЗ В-901 и как он звучит? — вот видео реального экземпляра. Пишите в комментариях, кому приходилось ездить на таком или подобных.
Всем моим подписчикам – до новых встреч и новых историй об интересных моделях. Кто ими еще не является и считает эту статью интересной — не сочтите за труд подписаться.
Мой канал на YouTube
В статье использованы фото Виктора Ходеева и музея Андрея Мятиева
Комментарии 307
Кому нужны документы на Ригу 8?
На али несколько раз попадались моторчики для установки на велосипед. Цена в районе 7.000 рэ.
Спасибо за статью.
Сам не равнодушен к советским тырчикам. В сарае на даче стоит Рига полуразобранная, увидел её у соседа засыпанную всяким хламом и забрал себе, будет время обязательно заведу.
В начале 60х у меня такой был мальчишками движок разбирали меняли кольца собирали и катались, движки продавались отдельно в магазине марка их Д-4 и Д-5, полностью велосипед с моторчиком у нас почему то не продавались а продавались велик отдельно а моторчик отдельно.Да это моё детство в СССР.
То же самое! А еще был сосед д.Миша, который каким то образом в РМЦ ГОКа растачивал под больший обьем и у него скорость была на 5 км больше, чем на стандартном. Все происходило в Мурманской области в 60 года.
У меня был такой, но передняя вилка была подресорена.
Блин! А идея сделать переднеприводной мотовелосипед — супер!
Не такой уж супер. Главная прооблема — шум и выхлоп в ноги. Но были и серийные импортные модели с передним приводом
6500 такой набор сейчас стоит, гораздо выгодней чем 30 000 за электро.
Проблема в хранении дома из за зараха бензина. Даже и на балконе не вариант
Динамика на заднем колесе разве?
Пропереднюю «подвеску» можно поподробней было. После нынешних «маунтин-байков» с их монструозными вилками не сразу взгляд за торсионы цепляется.
На фото выставочный экземпляр и у него динамка спереди, а в реальности ее чаще цепляли сзади. На видео подробнее есть. По том причине, что спереди были велоамортизаторы и колесо имело ход относительно вилки и динамка могла слетать с боковины шины.
довелось в детстве достаточно продолжительное время покататься на ЛВЗ В-902. Эх, времена были.
Из детства остался новый Д8м из начала 90-х. Так и не довелось тогда ни на что поставить. Значит время ещё не пришло!
Эх, такую страну просрали!
У брата моего деда был ХВЗ В110.
И в мои лет 5 он меня даже на нём разок прокатил.
Стоит у меня в гараже рига 11 по моему, только переделанная, а жаль, смотрю родную раму в объявлениях, пока не попадалась.
У Риги-11 рама интересная, хребтовая.
Д6 ставили на велик, ручки газа не было. Рукавицу на руку, на неё тросик наматываешь и вперёд, пока бензин не кончится. На заправке любой шофёр плеснет бензин, ещё и масло добавит. Вот было детство. А лет в 14 батя заводской моторик купил, вроде как 110р. стоил. Вроде рама двойная была, модель не помню. Батю, меня и брательника постарше вёз от и до. Сменяли потом на Турист без колёс. Воспоминания о том времени самые лучшие, чего тут рассуждать.
У меня один из мопедов на раме от орленка с колесами от дутика, задискованными тарелками из нержавейки с обеих сторон, поначалу был вообще без дроссельной заслонки, без сцепления, без глушителя и без тормозов. Но тогда была мода среди мальчишек ходить в завернутых кирзачах, так что их подошвы служили отличными тормозными колодками об асфальт))) А отсутствие дросселя — это постоянный полный газ. В общем, кранчик открыл, кнопкой на карбе подкачал бензу, растолкал, и др-р-р-р по району на полной скорости, пока бензин не кончится)))
Пара случаев даже была: первый — катаюсь я по району, ну, и заехал на школьный стадион. Гоняю по кругу. Наслаждаюсь. Вдруг наперерез от кустов у соседнего дома бежит мужик, и с ходу мне в гычу БАХ! Я с мопеда кувырком, движок орёт, мужик орёт: «глуши, б**ть! Ну, скинул колпак со свечи, поднял, укатываю. Вслед: «еще раз тут услышу, ваще прибью, понял?! Он с коляской, с грудным ребенком, у дома вышел погулять, а тут я. Вполне его понимаю)))
А во второй раз — опять я вышел, уже газ и сцепление поставил, а вот глушака еще не купил, тогда не так, как сейчас, поискать надо было, или в апрашке, или на удельной был еще магазин запчастей. Ну так вот, вышел, завел, еду вдоль дома, а прохожие мне пальцами куда-то за меня показывают, и что-то кричат, а что, я за треском дэшника не слышу. Голову повернул, а сзади за мной, оказывается, едет милицейский бобик, вплотную, и из окна милиционер машет рукой, мол, тормози. Забрали с мопедом в отдел, вызвали мать, поругали ее немного, на что она сказала, что сама виновата, — не дала сыну денег на глушитель, ну, и отпустили. Денег дала, глушак я нашел через пару дней, а еще через месяц меня остановили парни чуть постарше, и не в нашем районе, и попросили прокатиться. Один прокатился, а второй уехал и не вернулся. Больше я своего мопеда не видел. А в милицию обращаться было бесполезно, как я посчитал, — мотор без документов, остальное с бору по сосенке, как докажешь вообще, что он у тебя был?
У меня были советские вело-мопеды зиф-77, мв-16 так у них двигателя капризные!По прямой тянут, чуть в горку слабоват, педалями помогаешь!
Сейчас у меня их правнук современный монстр «Da predator».
Сорри за офтоп. Можно пожалуйста ссылку на ваш велосипед?
Сам рассматриваю фэтбайк с двс или электродвигателем.
Звук моего детства!
Последний мотор завода «Красный Октябрь» был Д-14. Ни где не видел, чтобы его ставили, но в продаже на заводе был.
Эти моторы не только на колесную технику шли. Были еще мотопомпы, компрессоры всякие и т.п.
Последний мотор завода «Красный Октябрь» был Д-14. Ни где не видел, чтобы его ставили, но в продаже на заводе был.
Д-14 Ставили на мопед Пегас, продавали на Ленинградском Северном заводе.
Позже ЛСЗ ставил на Пегас индийские моторы Анкур.
Пегас с Д14 и сейчас можно купить на авито.
далее шел Д-16, но из за проблем с реализацией(экипажная часть поставлялась заводом Саркана Згвайзне, который канул влету;зажигание Болгарское-Искра(, да и с развалом всего просуществовал недолго.
Его ставили на Стеллу
Из Д8 завод делал не только мотопомпы, с которых на мопед отлично подходил армстартер-дернул рукой и завел движок, не надо педали крутить.но даже лодочный мотор с креплениями к лодке на четырех присосках.Жаль, что я не сфоткал его в магазине.
работал на заводе около 4 ех лет.
Последний мотор завода «Красный Октябрь» был Д-14. Ни где не видел, чтобы его ставили, но в продаже на заводе был.
Как сделать мопед из велосипеда своими руками: алгоритм работы
Многим владельцам велосипедов приходит в голову идея переделать байк в мопед.
Чаще всего такой самодельный транспорт можно встретить загородом, особенно в дачных условиях.
Работа при этом не представляет особой сложности. В статье мы рассмотрим вопрос о том, как сделать из велосипеда мопед с электрическим или бензиновым двигателем.
Как сделать мопед из велосипеда своими руками?
Установка бензинового двигателя
Необходимые инструменты и материалы:
Рекомендуемая мощность мотора — 2 лошадиные силы. Выбирайте двигатели объемом не больше 20 куб. см. Более слабый движок подойдет только в том случае, если вы планируете стартовать путем кручения педалей. Силы такого двигателя не хватит на разгон с места.
Откуда взять движок?
Можно использовать двигатель от старого мопеда, часто такие продаются онлайн на досках объявлений. Также подойдут варианты от косилки для газона, триммера или бензопилы.
Установка шкивов на байк происходит в несколько этапов:
Если мы используем не ремень, а цепную передачу, шкивы не используются. Вместо них на колесо и мотор устанавливаются шестеренки.
Трансмиссия готова, переходим к следующему этапу работы.
Установка бензинового мотора
Этот вариант — более сложный, однако конечный результат работы гораздо больше будет напоминать настоящий мопед.
Для работы нам понадобятся:
Рама для мопеда должна иметь хорошую прочность. Можно выбрать тяжелую стабильную раму. Готовьтесь к тому, что придется немного изменить геометрию рамы, подогнав ее под мопедную.
Готово! Новоиспеченный мопед можно аккуратно протестировать в безопасном месте.
Поскольку передвижение на мопеде предполагает гораздо большую скорость, чем катание на велосипеде, для катания по дорогам необходимо оснастить транспортное средство всеми необходимыми габаритными огнями. Также не забудьте и про экипировку. Одного шлема будет мало. Велошлем придется заменить на мотоциклетный, а также докупить наколенники, мото костюм, крепкую обувь.
Собираем велосипед с электрическим двигателем
Если вариант бензинового движка кажется вам неэкологичным и устаревшим, можно установить электродвигатель. Купить его можно опять же через онлайн доски объявлений. Можно приобрести и новую модель.
Или установить своими руками любой электродвигатель с подходящего по мощности прибора. Идеальным вариантом будет двигатель от старого электрического мопеда. Он обладает необходимыми габаритами и мощностью.
Есть два варианта установки такого движка на велосипед:
Вариант мотор-колесо имеет приводной механизм, расположенный в его центральной части. Приводы соединяют его с блоком управления. Плюсом конструкции является возможность превратить байк в переднеприводной. При этом трансмиссия не претерпевает каких-либо изменений. Можно установить даже два мотор-колеса. На мопед готовая конструкция вряд ли будет похожа, но ездить при правильной сборке будет исправно.
Вариант с электрическим двигателем выигрывает перед бензиновым. Как минимум не понадобится выхлопная труба, а, значит, вес готового мопеда будет меньше. Чем проще сборка, тем меньше шансов поломки.
Собрать в домашних условиях мотор с нуля сможет лишь редкий механик, поэтому рассмотрим установку цельного вал-мотора.
Алгоритм работы здесь следующий:
При желании можно соединить с передним колесом и второй вал. Для этого надо соединить его с основной передачей при помощи ведомого шкива.
Итоги
При желании установить на велосипед двигатель, необходимо тщательно спланировать действия, подготовить все необходимые элементы и материалы соблюдать алгоритм работы. Собрать мопед можно из подручных материалов, лишь некоторые элементы придется докупить отдельно.
Мопед, собранный на базе велосипеда, является бюджетным вариантом. Работа не предполагает больших изменений в конструкции байка, поэтому все эксперименты имеют опцию и обратного хода: при необходимости мопед возможно снова прекратить в велосипед путем демонтажа оборудования.
Как сделать самодельный мопед из велосипеда?
7 минут Автор: Михаил Скворцов 2447
Мопед, наравне с велосипедом, – очень удобное транспортное средство. Более того, ездит он быстрее своего старшего брата, благодаря встроенному приводу. Возможность быстро передвигаться без особых усилий – не это ли мечта каждого велосипедиста? Воплотить ее в жизнь вполне реально – снабдить свой байк бензиновым мотором или электродвигателем.
Собранный мопед из велосипеда – достаточно распространенное явление в сельской местности или областных городках. Именно там любят применять новаторские идеи на практике, в частности, сделать из обычного старого велика шустрый и экономичный транспорт. Заметили у себя подобный интерес? Тогда самое время приступить к делу!
Вариант 1: как быстро собрать мопед с бензиновым двигателем
Перед тем, как приступить к созданию нового мопеда из велосипеда, необходимы:
Рекомендуемая мощность – 2 л. с., а объем двигателя не должен превышать 50 куб. см. Более слабый движок не позволит сдвинуть велосипед с места, придется некоторое время покрутить педали. Двигатель достаточной мощности можно взять со старого мопеда. Другие варианты – с бензопилы или газонокосилки.
Рабочий агрегат мотора, бензобак и аккумулятор надежно закрепляются на раме с помощью крепежных хомутов. Удобное расположение:
На следующем этапе нужно сделать шкивы – специальные передаточные узлы, через которые усилие двигателя будет передаваться на заднее колесо. Исходным материалом шкивов могут послужить небольшие колесики с внешними барьерами, размером с компакт-диск. Обязательные условия – прочность материала и надежное закрепление.
Установка шкивов своими руками на велосипед:
Если вместо ременной передачи используется цепная, то вместо шкивов на мотор и колесо ставятся шестерни.
Итак, трансмиссия готова, теперь переходим к подключению двигателя:
Вариант 2: собираем мопед с бензомотором
Это продвинутый способ, а результат больше напоминает настоящий мопед. Чтобы сделать его, нам понадобится:
Поскольку здесь мы собираемся уже получить настоящий мопед, то рама должна обладать повышенной прочностью и весом. Также у мопедов конструкция рамы слегка отличается, из-за чего, возможно, придется немного ее переделать.
На раму надеваются колеса от мопеда. Понадобится изменить конструкцию вилки, так как ширина колес окажется шире расстояния между дропаутами. По возможности установить амортизаторы на вилку.
Силовой агрегат мопеда тщательно перебрать и заменить все неисправные детали. Двигательная установка потребует отдельного места, для этого неплохим вариантом будет приваренная металлическая площадка внизу рамы. Движок и топливный бак закрепляются на площадке с помощью металлических креплений. Аккумулятор лучше расположить поближе к рулевой. К нижней части движка подсоединяется выхлопная труба. Трубу надо крепко закрепить на раме, чтобы она не болталась во время движения.
Трансмиссия. Далее необходимо будет сделать систему передачи крутящего момента двигателя:
Подключение двигателя. Сцепление и дроссельная заслонка соединяются с рычагом зажигания через приводные тросы. Натяжение подбирается так, чтобы двигатель сразу мог завестись и начать раскручивание колеса.
Тормоза. Если для велосипеда может быть достаточно только одного тормоза (допустим, переднего), то здесь лучше перестраховаться и установить их на оба колеса. Задний можно использовать как основной, а передний в качестве вспомогательного, для корректировки скорости.
В общем, самодельный мопед на базе велосипеда будет выглядеть так:
Поскольку оснащенный двигателем транспорт движется быстрее обычного велосипеда (для этого и задумывается переделка), в целях безопасности необходимо поставить на него световые приборы. Личные элементы защиты – шлем, наколенники и специальная обувь.
Как сделать электро-велосипед
Если морочиться с бензиновым мотором нет желания, есть иной вариант – поставить электродвигатель. Его можно купить или установить с другого прибора. Первый вариант для создания электро-мопедов предпочтительней, так как в двигателях уже предусмотрена необходимая мощность.
Варианты установки электропривода на велосипед – мотор-колесо и самостоятельный движок на цепной или ременной передаче.
Мотор-колесо отличается от обычного наличием приводного механизма в центральной части. С помощью проводов оно подключается к блоку управления. Весомое преимущество – это возможность сделать велосипед переднеприводным, не внося изменений в классическую трансмиссию. А при желании можно вообще поставить два мотор-колеса. Установить достаточно просто при условии, что сам велосипед позволяет это сделать. Однако к мопеду байк с такими колесами можно отнести с большой натяжкой.
Совсем другое дело – электрический мопед, то есть аналог рассмотренного выше. Конечно, здесь не нужна будет выхлопная труба – это плюс как в плане надежности, так и общего веса.
Собирать двигатель с нуля в домашних условиях будет проблематично, поэтому рассмотрим, как поставить готовый вал-мотор.
Место расположения аккумулятора – на нижней передней трубе рамы или багажнике. Схема работы электродвигателя:
Велосипед с электроприводом своими руками:
Дополнительно можно подсоединить второй вал к переднему колесу, связав его с ведомым шкивом основной передачи.
Двигатель позволяет быстрее достичь оптимальной скорости и дольше удерживать ее. Мопед на велосипедной основе – это бюджетный вариант стать обладателем более быстрого и мощного транспортного средства. Перевоплощение велосипеда в мопед в большинстве случаев не вносит в конструкцию необратимых изменений, поэтому есть возможность вернуть все на места.