Морковка машина иномарка как называется
Прозвища машин)) веселые погремухи!
– АЗЛК 2141 с 2 л. двигателем – Реногор
– АЗЛК 2141 «Князь Владимир» – Вовка Морковка, Длинный.
– АЗЛК 2141 «Алеко» – Калека, Бандерлог
ВАЗ – Таз, Ведроид, Кирпич
– ВАЗ 1111 «Ока» – Табуретка, Бешенная Табуретка, Капсула Смерти, Креветка, Кабина от КАМАЗа, Брелок от БЕЛАЗа, Окурок, Выкидыш, Скворешник, Сумка на Колесах, Коробочка
– ВАЗ–2101 – Копейка, Копье
– ВАЗ 2106 – Шаха, Шамок
– ВАЗ 2108, 2109, 21099, частично 2113, 2114, 2115 – Зубило, Погремушка
– ВАЗ 2110 – Mатрешка, Беременная Антилопа, Обмылок
— ВАЗ 2111 — Скользкий кирпич. Мыла кусок
– ВАЗ 2112 – Огурец
– ВАЗ 2120 «Надежда» – Безнадёга, Одежда
– ГАЗ–21 – Танк во фраке
– ГАЗ 20 (Победа) – Черепашка
– ГАЗ 24 – Баржа
– ЗАЗ – Запор
– ЗАЗ 968 – Мыльница
– ЗАЗ–966 – Ушастый
– ЗАЗ–965 – Горбатый, Консервная Банка
– ЗИЛ 164,166 – Крокодил
– ЗИЛ 157 – Колун
– ИЖ–2715 – Каблук, Пирожок, Коробочка на пятерке
– ПАЗ (автобус, новый)- Буханка
– УАЗ – Козел, Батон, Бобик
– УАЗ микроавтобус – Санитарка, Буханка, Горбушка, Батон, Булочница
Audi – Авдотья, Аудюха
– Audi 80 88–92(?) – Бочка
– Audi 100 85–89(?) – Сигара, Селёдка
– Audi А8 – Авоська
– Audi V8 – Фау
– Citroen С2 – Обрубок
– Citroen С3 – Колобок
– Citroen С5 (дорестайл) – Рыба
– Chevrolet Lacetti – Лача
– Chevrolet Aveo – Авейка
– Daewoo Matiz – Тюбетейка, Мотя
– Daewoo Nexia – Нехуа
– Ford Scorpio 94 –… – Жабомордый
– Honda Civic – Сивка
– Honda HR–V – Хрю
– Honda Accord – Аккордеон, Баян
– Honda Accord 7 Gen, – Нью Баян
– Honda Accord Tourer (универсал) – Баян–сарай
– Honda Civic Type–R – Тыр–пыр (Тупыр)
– Honda Prelude – Прел, Прелый
– Hyundai Getz – Гешка
— Hyundai Tucson — Тушкан
– Jeep Cherokee – Жип, Широкий
– Jeep Wrangler – Дедушкин шкаф, Семейный сарай
Mercedes — Мерин, Мерс, Кабан
– Mercedes Е–класса (1995-2002 гг.) Глазастый
– Mercedes E–class – «Пучик»
– Mercedes G–class – Галендваген, Кубик, Холодильник, Геланд, Кейс, Гелик, Малевич
– Mercedes S–class — Шестисотый
– Mercedes 140й кузов – Чемодан, Рубль Сорок, Стосорокет, Толстяк
– Mitsubishi Galant – Галантерея, Галантец, Гал, Галавант
– Nissan Maxima – Максимка, Максимкина Тачка, Ниссать у Максима
– Nissan 300zx (правый руль – Файерледи) – Фашка, ХайерЛеди
— Nissan X-Trail — Хитрил
— Nissan Note — Енот, Блокнот
— Нисан Кашкай — Каштан, Какашка, Кашка, Какашкай
– Peugeot – Пыж, Пыжик, Пеугеот, Пижон, Пивживот
– Renault Symbol– Головастик
– Skoda Felicia – Филя, Филька, Филимон, Филыч,
– Volvo 340, 343, 345, 360 – Окурок
– Volvo 440–460 – Рогатка
– Volvo 240 – Чемодан
– Volvo 240 универсал – Кирпич
– Volvo 940 универсал – Авианосец
Audi – Авдотья, Яйца, Властелин Колец, Четыре Кольца
Audi А8 – Авоська
Audi A6 – Шоха
Lexus – Леха, Алексей, Лехус
Porsche – Паршивец, Поршивец
Renault Logan – Лохань
Subaru
Legacy – Легаська, Люси
WRX – Врыкса, Зубарь
Toyota
Corona 1992-96 гг. – Бочка
Corolla – Корова
Corolla Ceres – Цирроз
Crown 1992 г. – Туповоз
Crown – Сугроб
Carina E – Еха
Chaiser – Чайник
Land Cruiser – Крузак, Кукурузер, Грузакю. Мамка, Корова.
Land Cruiser Prado – Прадик, Прадед
Lite Ace – Литайс
Premio – Премия
Prius Hybrid – Примус
Mark II – Маркуша, Маркуха, Марчелло, Морковник, Самурай, Чемодан
RAV4 – Рафик
Town Ace – Таунайс, Тауняра
Harrier – Хорек
Starlet – Таблетка
Carina – Улыбка
Celica – Лупатка
Soarer – Сайра
Levin – Ленин, Лева
Volkswagen – Корчваген, ФольЦвагО
– VW Passat – Сарайваген
– VW Passat В3 седан – Креветкаваген
– VW Golf — Носок
УАЗ – Козел, Буханка, Воронок
Москвич 2441 – Азылк
Гиббон
Продавец полосатых палочек
Постамент – ГИБДДшник на посту
Глазастый толстый мент!
Банан, Желток – Запасное колесо небольшого диаметра на ярко-желтом диске
Банка – Спортивный глушитель.
Бармагнутый движок – Двигатель, который был тюнингован
Весла, Мясорубка – Ручные стеклоподъемники
Вонючка – Освежитель-ароматизатор воздуха в салоне
Гриль – Тюнингованая решетка радиатора
Губа – Спойлер по низу бампера
Гвозди – Шипы
Горшок, Котел – Цилиндр
Голова – Головка блока цилиндров
Галстук, удавка – Буксирный трос
Деревянный салон – Самый простой салон, без электропакета.
Затычка – Крышка топливного бака
Зенки – Фары
Кочерга – Ручная коробка передач
Лыжи – Продольные дуги багажника на крыше автомобиля
Люстра – Мощные фары на крыше джипа или на кенгурятнике
Мослы – Дворники
Метла, Хвост – Стеклоочиститель для заднего стекла
Мешалка – МКПП
Овощной салон – Отсутствие электропакета
Палка, Мешалка, Мотыга – Рычаг механической коробки передач
Пердулина – Тюнингованый глушитель
Рога – Зеркала заднего вида, вынесенные на переднюю часть капота. Этим отличаются от «ушей» — зеркал у боковых передних стекол. Соответственно все автомобили делятся на «рогатые» и «ушастые»
Рукопашный салон – Стеклоподъемники дверей в автомобиле без электропривода
Удочка – Длинная антенна для радиостанций
Уши – Зеркала, расположенные у боковых стекол автомобиля
Фарш – Люксовая комплектация салона или автомобиля в целом. Также «полный фарш», синонимы – «упакованная», «все есть».
Фетиш – Низкопробный тюнинг, как правило, китайский
Якорь – Ручной тормоз
Катафалк, Сарай – Автомобиль с кузовом универсал.
Коротыш – Короткобазный 3-х дверный джип
Кегли – Пешеходы на проезжей части
Лоховоз – Старый автобус
Микроб – Микроавтобус
Слепыш – Автомобиль с открывающимися фарами
Улитка – (У)Учебная или Неопытный участник дорожного движения
Тест-драйв Toyota Mark X. Почем морковка?
Автомобили Toyota в целом известны как добротные и практичные средства передвижения без яркого характера. Но под это описание подходят далеко не все модели концерна из Японии. Для Mark II, созданного специально для внутреннего рынка страны, приоритетом является то, чтобы водитель получал удовольствие от езды и вообще от эксплуатации. А традиционная утилитарность Toyota отошла на задний план.
Машина, которую россияне как только ни называют (кто морковкой, кто марковником, а кто просто Марком), появилась на свет достаточно давно, но наибольшее распространение у нас получили три поколения модели: X90 (1992-1996 годы), X100 — фактически 90-я серия, прошедшая глубокий рестайлинг (1996-2000), и X110 (2000-2005). В данном обзоре основное внимание мы уделим первым двум версиям (110-я хоть и унаследовала многое от своих предшественников, все же оказалась принципиально новой машиной).
Mark II также известен под именами Chaser (в народе его еще прозвали чайником) и Cresta. В его основу легли разные компоненты от родственных заднеприводных моделей: некоторые элементы подвески автомобиль делит с Toyota Aristo (она же Lexus GS), а его силовые агрегаты можно встретить под капотами тех же Aristo, а также Altezza, Soarer, Crown и даже Supra. В любом случае Mark II, как и все названные машины, отличается удачным соотношением потребительских свойств и боевым нравом, не характерным для современных Toyota (их иные поклонники «маркообразных» называют не иначе как балалайками).
Снаружи автомобиль, конкурирующий с такими машинами, как Nissan Skyline, выглядит стройно и, что важнее, харизматично: нет в нем простоты Vista или Camry. Самым красивым представителем семейства X90 считается Mark II, в то время как после модернизации 1996 года наиболее привлекательным, по мнению поклонников, стал Chaser (кстати, и 90-я, и 100-я серии в 1994 и 1998 годах соответственно подвергались промежуточным фейслифтингам, в ходе которых были немного изменены оперение и светотехника). В глазах ценителей дополнительный шарм машине придают боковые стекла без рамок (только у Cresta все они на месте). Но хоть и выглядит это красиво, все же подобное решение создает проблемы, к примеру, в таких машинах немного более шумно, чем в авто с традиционными рамками, к тому же вода под давлением (скажем, выпущенная из установки типа Kaercher) легко просачивается сквозь стык стекла и уплотнителя, если бить в упор. Зато кузов Mark II практически не подвержен коррозии, лишь особо интенсивно побегавшие по России экземпляры могут иметь ржавый налет на задних арках и порогах. Электрика не доставляет неприятностей, как и система кондиционирования. А за системой охлаждения нужен тщательный уход: желательно каждый год перед началом лета снимать радиатор для очистки, иначе возможен перегрев при включении кондиционера. Вот еще одна проблема, характерная для серии X90: газовые подпоры багажника часто не желают держать крышку открытой. Нельзя забывать о том, что фары у японской машины светят хоть и хорошо, но немного не туда.
Кстати сказать, одним только седаном линейка Mark II не ограничивается: существует еще модификация с кузовом универсал, именуемая Qualis (1997-2002 годы). Однако общее у нее с настоящими «маркообразными» только название и некоторые черты внешности: вместо заднего привода у Qualis — передний (или полный), вместо рядных «шестерок» — V6…
Салон Mark II красив и удобен, чувствуется, что мелочам уделяли пристальное внимание: здесь много ящичков для всякой всячины, к тому же эргономика просто великолепна. Немного портит впечатление дешевая имитация дерева в салоне 90-го Mark II и легкомысленная обивка дверей и сидений (100-е модели и машины X90 в комплектации G выглядят намного лучше 90-х Mark II Grande, Chaser Avante или Cresta Superlucent). Зато оснащение у любого Mark II хорошее: полный электропакет, противотуманные фары, кнопочное управление климат-контролем, внутренние зеркальца с подсветкой для водителя и пассажира — все это есть у любого «маркообразного». А отдельные машины дополнительно оснащены штатным парктроником, «автосветом», приборами Optitron, очистителем воздуха (так называемый пылесос) и другими приятными опциями. Впрочем, не все так радостно: салон для достаточно большого автомобиля тесноват, а багажник вообще откровенно мал: бензобак, расположившийся ровнехонько между спинкой заднего дивана и багажником, изрядно сократил объем последнего. Наконец, штатная «музыка» слабовата (хотя на рынке немного осталось экземпляров со штатной акустикой), да и некоторые проблемы с обзорностью, характерные для транспортных средств с правым расположением органов управления, актуальны и для Mark II.
А как ходовые качества? В целом все в порядке: автомобиль отлично слушается руля, уверенно тормозит. Однако его поведение на дороге сильно зависит от состояния подвески: если она ушатана, возможны неприятные последствия, например доворот в результате нарастающего крена. Ездовой комфорт очень неплох, но подвеска жестковата. Кстати, если машина оборудована двигателем серии JZ, то разгонная динамика не разочарует.
В обширной линейке двигателей есть откровенно слабые: редкий «дизель» 2LT объемом 2,4 л, еще более редкая 1,8-литровая «четверка» мощностью 120 л. с., распространенная двухлитровая рядная «шестерка» 1G-FE (у GX90 и ранних GX100 — 140-сильная, а у более поздних «соток» мотор благодаря ГБЦ от Yamaha развивает все 160 л. с.). Поклонники считают, что настоящий Mark II приводит в движение «джейзет» — 2,5-литровая рядная «шестерка» с индексом 1JZ-GE (у JZX90 этот двигатель имеет 180 л. с., у JZX100 — на 20 л. с. больше благодаря системе VVTi), а также не так уж часто встречающийся мотор 2JZ-GE объемом 3 л и мощностью 220 л. с.
Рядные «шестерки» Toyota безотказны: это надежнейшие силовые агрегаты с отличным ресурсом. Основные хлопоты, связанные с эксплуатацией автомобиля с таким мотором, сводятся к обновлению расходных материалов: масла (раз в 7 тыс. км), воздушного и топливного фильтров (через 20 и 40 тыс. км соответственно), а также свечей зажигания (каждые 15 тыс. км). Надо сказать, замена свечей у JZ-series — процедура не из простых, потому как необходимо снимать впускной коллектор.
Отдельно стоит поговорить о спортивной модификации Mark II с приставкой Tourer V. Кстати, есть более приземленный вариант — Tourer S, располагающий обычным атмосферным агрегатом 1JZ-GE и отличающийся от типичных Mark II более жесткой подвеской и измененным интерьером. К тому же среди X100 попадаются модификации Tourer с обычным двухлитровым двигателем. Итак, Mark II Tourer V — машина с отличной динамикой (благодаря мотору 1JZ-GTE, который у JZX90 имеет две турбины, а у JZX100 — одну, однако развивает 280 л. с. вне зависимости от количества нагнетателей). Автомобиль также отличается отточенной управляемостью и хваткими тормозами, он великолепно зарекомендовал себя в драге и дрифте. Тем не менее машина достаточно покладиста для того, чтобы использовать ее каждый день (все-таки это не бескомпромиссный спорткар, а мощный седан бизнес-класса). Правда, эксплуатация такого монстра стоит немало, в том числе из-за того, что он требует более частого обслуживания, чем так называемые овощные версии, — скажем, некоторые владельцы меняют масло раз в 3-5 тыс. км.
Самая распространенная коробка переключения передач (КПП) — четырехступенчатая автоматическая фирмы Aisin: A-340. Tourer V оснащали более надежным агрегатом A-341, а пятидиапазонные «автоматы» встречаются только у поздних машин серии X100. Механические КПП — и вовсе экзотика. Причем если на Tourer V «механику» устанавливали на заводе, то основная масса «овощных» моделей «на ручке» — это экземпляры, доработанные русскими умельцами (хотя есть и заводские версии). К надежности А-340 претензий никаких, вдобавок эта коробка работает достаточно мягко. Но не стоит забывать об уходе: масло требует замены каждые 60 тыс. км. Кстати, помимо заднеприводных транспортных средств на рынке иногда попадаются модификации с приставкой Four, обладающие приводом на все колеса.
Подвеска — вот слабое место Mark II. Амортизаторы и втулки стабилизатора поперечной устойчивости на наших дорогах чувствуют себя неплохо, а сайлент-блоки рычагов и шаровые опоры — не очень: если довести шаровую до критического состояния, она вполне может стать причиной отвалившегося на ходу колеса. К рулевому управлению нареканий нет, а что касается работы тормозов, тут есть несколько замечаний. Во-первых, неоригинальные передние колодки при агрессивной езде приходят в негодность за какие-то 10 тыс. км (задние, даром что тоже дисковые, обладают большим ресурсом). А во-вторых, стертые больше чем наполовину передние колодки выдают себя тем, что бьют на педали тормоза при резком нажатии на высокой скорости.
Преимущества и недостатки модели
Преимущества Высокая надежность
Отличная динамика
Большой выбор контрактных запчастей
Элегантная внешность
Комфортный салон
Недостатки
Дорогие детали кузова
Тесный задний диван
Маленький багажник
Слабоватая подвеска
Большой возраст модели
Тип кузова Седан
Количество дверей 4
Количество мест 5
Длина 4760 мм
Ширина 1755 мм
Высота 1400 мм
Колесная база 2730 мм
дорожный просвет 150 мм
Разгон до 100 км/ч 9,2 (6,3)с*
Максимальная скорость 180км/ч*
* Для Mark II JZX100, максимальная скорость которого ограничена электроникой (в скобках — данные для Tourer V).
Прозвища машин и не только
– АЗЛК 2141 с 2 л. двигателем – Реногор
– АЗЛК 2141 «Князь Владимир» – Вовка Морковка, Длинный.
– АЗЛК 2141 «Алеко» – Калека, Бандерлог
ВАЗ – Таз, Ведроид, Кирпич
– ВАЗ 1111 «Ока» – Табуретка, Бешенная Табуретка, Капсула Смерти, Креветка, Кабина от КАМАЗа, Брелок от БЕЛАЗа, Окурок, Выкидыш, Скворешник, Сумка на Колесах, Коробочка
– ВАЗ–2101 – Копейка, Копье
– ВАЗ 2106 – Шаха, Шамок
– ВАЗ 2108, 2109, 21099, частично 2113, 2114, 2115 – Зубило, Погремушка
– ВАЗ 2110 – Mатрешка, Беременная Антилопа, Обмылок
— ВАЗ 2111 — Скользкий кирпич. Мыла кусок
– ВАЗ 2112 – Огурец
– ВАЗ 2120 «Надежда» – Безнадёга, Одежда
– ГАЗ–21 – Танк во фраке
– ГАЗ 20 (Победа) – Черепашка
– ГАЗ 24 – Баржа
– ЗАЗ – Запор
– ЗАЗ 968 – Мыльница
– ЗАЗ–966 – Ушастый
– ЗАЗ–965 – Горбатый, Консервная Банка
– ЗИЛ 164,166 – Крокодил
– ЗИЛ 157 – Колун
– ИЖ–2715 – Каблук, Пирожок, Коробочка на пятерке
– ПАЗ (автобус, новый)- Буханка
– УАЗ – Козел, Батон, Бобик
– УАЗ микроавтобус – Санитарка, Буханка, Горбушка, Батон, Булочница
Audi – Авдотья, Аудюха
– Audi 80 88–92(?) – Бочка
– Audi 100 85–89(?) – Сигара, Селёдка
– Audi А8 – Авоська
– Audi V8 – Фау
– Citroen С2 – Обрубок
– Citroen С3 – Колобок
– Citroen С5 (дорестайл) – Рыба
– Chevrolet Lacetti – Лача
– Chevrolet Aveo – Авейка
– Daewoo Matiz – Тюбетейка, Мотя
– Daewoo Nexia – Нехуа
– Ford Scorpio 94 –… – Жабомордый
– Honda Civic – Сивка
– Honda HR–V – Хрю
– Honda Accord – Аккордеон, Баян
– Honda Accord 7 Gen, – Нью Баян
– Honda Accord Tourer (универсал) – Баян–сарай
– Honda Civic Type–R – Тыр–пыр (Тупыр)
– Honda Prelude – Прел, Прелый
– Hyundai Getz – Гешка
— Hyundai Tucson — Тушкан
– Jeep Cherokee – Жип, Широкий
– Jeep Wrangler – Дедушкин шкаф, Семейный сарай
Mercedes — Мерин, Мерс, Кабан
– Mercedes Е–класса (1995-2002 гг.) Глазастый
– Mercedes E–class – «Пучик»
– Mercedes G–class – Галендваген, Кубик, Холодильник, Геланд, Кейс, Гелик, Малевич
– Mercedes S–class — Шестисотый
– Mercedes 140й кузов – Чемодан, Рубль Сорок, Стосорокет, Толстяк
– Mitsubishi Galant – Галантерея, Галантец, Гал, Галавант
– Mitsubishi l200 — Муравей, Тритон, Элька
– Nissan Maxima – Максимка, Максимкина Тачка, Ниссать у Максима
– Nissan 300zx (правый руль – Файерледи) – Фашка, ХайерЛеди
— Nissan X-Trail — Хитрил
— Nissan Note — Енот, Блокнот
— Нисан Кашкай — Каштан, Какашка, Кашка, Какашкай
– Peugeot – Пыж, Пыжик, Пеугеот, Пижон, Пивживот
– Renault Symbol– Головастик
– Skoda Felicia – Филя, Филька, Филимон, Филыч,
– Volvo 340, 343, 345, 360 – Окурок
– Volvo 440–460 – Рогатка
– Volvo 240 – Чемодан
– Volvo 240 универсал – Кирпич
– Volvo 940 универсал – Авианосец
Audi – Авдотья, Яйца, Властелин Колец, Четыре Кольца
Audi А8 – Авоська
Audi A6 – Шоха
Lexus – Леха, Алексей, Лехус
Porsche – Паршивец, Поршивец
Renault Logan – Лохань
Subaru
Legacy – Легаська, Люси
WRX – Врыкса, Зубарь
Toyota
Corona 1992-96 гг. – Бочка
Corolla – Корова
Corolla Ceres – Цирроз
Crown 1992 г. – Туповоз
Crown – Сугроб
Carina E – Еха
Chaiser – Чайник
Land Cruiser – Крузак, Кукурузер, Грузакю. Мамка, Корова.
Land Cruiser Prado – Прадик, Прадед
Lite Ace – Литайс
Premio – Премия
Prius Hybrid – Примус
Mark II – Маркуша, Маркуха, Марчелло, Морковник, Самурай, Чемодан
RAV4 – Рафик
Town Ace – Таунайс, Тауняра
Harrier – Хорек
Starlet – Таблетка
Carina – Улыбка
Celica – Лупатка
Soarer – Сайра
Levin – Ленин, Лева
Volkswagen – Корчваген, ФольЦвагО
– VW Passat – Сарайваген
– VW Passat В3 седан – Креветкаваген
– VW Golf — Носок
УАЗ – Козел, Буханка, Воронок
Москвич 2441 – Азылк
Гиббон
Продавец полосатых палочек
Постамент – ГИБДДшник на посту
Глазастый толстый мент!
Банан, Желток – Запасное колесо небольшого диаметра на ярко-желтом диске
Банка – Спортивный глушитель.
Бармагнутый движок – Двигатель, который был тюнингован
Весла, Мясорубка – Ручные стеклоподъемники
Вонючка – Освежитель-ароматизатор воздуха в салоне
Гриль – Тюнингованая решетка радиатора
Губа – Спойлер по низу бампера
Гвозди – Шипы
Горшок, Котел – Цилиндр
Голова – Головка блока цилиндров
Галстук, удавка – Буксирный трос
Деревянный салон – Самый простой салон, без электропакета.
Затычка – Крышка топливного бака
Зенки – Фары
Кочерга – Ручная коробка передач
Лыжи – Продольные дуги багажника на крыше автомобиля
Люстра – Мощные фары на крыше джипа или на кенгурятнике
Мослы – Дворники
Метла, Хвост – Стеклоочиститель для заднего стекла
Мешалка – МКПП
Овощной салон – Отсутствие электропакета
Палка, Мешалка, Мотыга – Рычаг механической коробки передач
Пердулина – Тюнингованый глушитель
Рога – Зеркала заднего вида, вынесенные на переднюю часть капота. Этим отличаются от «ушей» — зеркал у боковых передних стекол. Соответственно все автомобили делятся на «рогатые» и «ушастые»
Рукопашный салон – Стеклоподъемники дверей в автомобиле без электропривода
Удочка – Длинная антенна для радиостанций
Уши – Зеркала, расположенные у боковых стекол автомобиля
Фарш – Люксовая комплектация салона или автомобиля в целом. Также «полный фарш», синонимы – «упакованная», «все есть».
Фетиш – Низкопробный тюнинг, как правило, китайский
Якорь – Ручной тормоз
Катафалк, Сарай – Автомобиль с кузовом универсал.
Коротыш – Короткобазный 3-х дверный джип
Кегли – Пешеходы на проезжей части
Лоховоз – Старый автобус
Микроб – Микроавтобус
Слепыш – Автомобиль с открывающимися фарами
Улитка – (У)Учебная или Неопытный участник дорожного движения
Игра слов. Почему машинам дают прозвища и как возникает путаница с марками
«„Финики“ разбирают не глядя, из седанов лучше всего заходят „очкарики“, „енотов“ в основном дамочки берут…» — разговор двух воротил авторынка был бы непонятен человеку, никогда не сидевшему за рулем. А вот многие водители сразу смекнут, о чем речь. Кажется неминуемым то, что автомобили получают клички. Но иногда даже прозвища не нужно, слово само «кричит», причем иногда — благим матом. Известный факт: так произошло с «Жигулями» в некоторых европейских странах, где это название ассоциировалось с неприличным «жиголо». И это не единственный случай — именно поэтому, например, одна и та же модель Mitsubishi имеет два имени — Pajero и Montero. Лингвисты, маркетологи и другие специалисты были единогласны: клички на продажи практически не влияют, но если слово имеет явную негативную коннотацию, то с продвижением автомобиля на рынке той или иной страны могут возникнуть проблемы.
Автомобильный рынок Беларуси представляет собой смешение марок и моделей. Подержанные легковушки активно ввозили одновременно из США и Европы, что позволяло встречаться двум «близнецам», которых умышленно (по каким-то причинам) называли по-разному и разводили по разным странам и континентам. А у нас одинаковые машины, но под другими именами, могут стоять на соседних местах парковки. Например, Dacia Logan и Renault Logan, Mazda Millenia (американская) и Mazda Xedos 9 (европейская), Mitsubishi Outlander Sport (для США) и Mitsubishi ASX (для Европы).
Обратный пример с Ford Fusion: Европа знает его как бюджетный кроссоверчик с малолитражным двигателем, а для американцев это седан с мощным мотором. Но оба этих автомобиля тоже ездят по нашим дорогам!
Столь яркая какофония брендов подчас вносит сумятицу и неразбериху. Самый яркий пример — с упомянутым выше Mitsubishi. У нас есть внедорожники как Pajero, так и Montero. Разница — лишь в названии. Первые пригоняли, как правило, из Европы, вторые обычно попадали в Беларусь из США. В испанском сленге слово pajero имеет вполне конкретное значение, связанное с табуированной темой. Покупателям не особо хотелось бы, чтобы им вслед кричали оскорбления. Поэтому для Латинской, Северной, Южной Америки (кроме Бразилии) и Испании внедорожник выпускали под брендом Montero.
Кстати, по-русски вообще-то правильно произносить «пахеро», но у нас прижилось более благозвучное «паджеро», которое потом трансформировалось в «паджерик» и даже «жирик». Интересно, что одновременно в Беларуси был еще один внедорожник с похожим названием — Opel Monterey, который часто путали с Mitsubishi Montero. Это тоже последствия смешения брендов.
— Перед выводом на рынок бренда, конечно, должно проводиться лингвистическое исследование: изучаться, есть ли подобные названия, не возникнет ли путаницы и, разумеется, насколько торговая марка благозвучная, нет ли ассоциаций с табуированной лексикой, — считает кандидат филологических наук, доцент Минского государственного лингвистического университета Ольга Горицкая. — Это область, где пересекаются лингвистика и экономика, — нейминг. Очень озабочена этим компания Toyota, что хорошо заметно по названиям ее модельного ряда. Торговые марки простые, легко запоминающиеся, состоят из нескольких слогов, явно ориентированы на американский рынок — Celica, Corolla, Camry… Лингвисты установили, что с некоторыми звуками связаны образы, ассоциации. Ученый И. Н. Горелов провел эксперимент, ставший «классикой»: нарисовал двух фантастических животных и спросил людей, какое из них они бы назвали мамлына, а какое — жаваруга. Оказалось, опрошенные видели первое животное добродушным и толстеньким, а второе — колючим и злым. При произнесении звуков [м], [л], [н] представляется что-то мягкое, приятное, а звуки [ж], [р], [г] ассоциируются с угловатым, страшным. Эти образы гораздо слабее или вообще отсутствуют, если человек точно знает, какое понятие стоит за словом. Но новые названия — это как раз пример слов, звучание которых может вызывать какие-то ассоциации. И конечно же нужно учитывать, что одни и те же звуки могут вызывать у носителей разных языков разные ассоциации.
Однако с названиями автомобильных марок сложилась неконтролируемая ситуация. Во-первых, в Беларусь их завозили отовсюду, на что производитель влиять никак не мог. Во-вторых, будем говорить прямо, мировые автоконцерны не рассматривают наш рынок как стратегический. Продажи некоторых марок даже не попадают в мировую статистику. А у дилера нет полномочий провести переименование, это в компетенции импортера. Поэтому о каком специальном названии для Беларуси может идти речь?
Так, новый кроссовер Chevrolet, получивший название Trax, для России выйдет под брендом Tracker. У нас же он будет продаваться под той же торговой маркой, что и во всем мире.
— Мы проводили исследование. Оказалось, что абсолютное большинство людей это слово совершенно не отпугивает, — представители компании-дилера не видят проблемы с названием модели. — Сложно представить, чтобы реальный покупатель, которого все устраивает — и расход, и габариты, и двигатель автомобиля — отказался от покупки только потому, что название может что-то напоминать. Это все детские страхи. К тому же многие произносят название модели на американский манер.
Но если Chevrolet Trax только-только выходит на рынок и у кого-то могут возникнуть сомнения в успешности его продаж, то с Nissan Qashqai никаких вопросов нет. Несмотря на свое не самое удачное название для русскоязычного рынка, судьба кроссовера оказалась весьма успешной. Автомобиль стал одним из самых продаваемых в Беларуси. В Австралии между тем его знают как Dualis. Производитель посчитал, что прослеживается схожесть с выражением «cash cow» (в переводе с английского — «дойная корова»), и решил сменить для этого региона название марки. Задумывалось же название Qashqai по аналогии с одноименным иранским племенем кочевников. К слову, в Литве эту модель Nissan называют «зайцем», так как слово напоминает литовское «кишкис» (kiškis — «заяц»).
— Nissan Qashqai стал родоначальником нового класса кроссоверов, — комментирует представитель дилера Nissan в Беларуси Алексей Волосевич. — Вопреки стереотипному мнению модель оказалась довольно успешной. Касаемо же переименования торговых марок — это компетенция маркетологов и менеджеров более высокого уровня. Это не такое простое мероприятие, как кажется на первый взгляд. Все названия должны быть запатентованы и отвечать целому ряду требований производителя.
Но что уж говорить, если даже гораздо более режущее слух Pagani Huayra не отпугивает русского человека! Недавно олигарх из России купил сразу два таких суперкара. Похоже, его нисколько не смущает неблагозвучность названия. Но опять-таки мы говорим о схожести слова, а не о прямом переводе. Домысливать можно что угодно, вот только на крышке багажника размещается отнюдь не слово из трех букв.
— К провалу может привести только слово с явной негативной коннотацией, в особенности неприличное. Например, этим объясним провал детского питания Bledina на рынке России, — приводят пример лингвисты. — А такие неочевидные, как Qashqai, у покупателей вопросов не вызывают. Наоборот, с подачи владельцев этих автомобилей более употребимыми становятся такие названия, как «кошка».
Впрочем, лингвистических провалов автомобильный рынок знает немало. В Испании не пошла Mazda Laputa (с испанского puta переводится как «распутная женщина»). Там же возникли «сложности перевода» у Chevrolet Nova (с испанского no va — «не работает, не едет»). Разными способами такие лингвистические недоразумения устранялись, обычно — заменой названия торговой марки.
Лингвисты не видят проблем также с трудновыговариваемыми названиями моделей и марок. Если автомобиль отвечает ожиданиям, то он проделает дорогу через любые языковые дебри. Яркий пример — Mercedes Geländewagen. Правильно, говорят филологи, нужно произносить «гэлендэваген», но у нас он трансформировался в «геленваген».
— Попадая в другой язык, слово адаптируется, подстраивается под носителей, — обращает внимание Ольга Горицкая. — Это происходит для удобства. Тут есть одна интересная закономерность. Иногда заимствованное слово-новичок преобразуют по аналогии с другими, более знакомыми. Так, слово «эспрессо» многие произносят как «экспрессо», добавляя «к» и явно имея в виду «экспресс».
Одна из форм адаптации автомобильных названий — появление с легкой руки перегонщиков, перекупщиков и автослесарей кличек машин. Тут можно выделить две тенденции. Первая — автомобиль получает прозвище из-за схожести с предметом или животным. Получается метафорическое обозначение. Например, некоторые модели УАЗов называют «буханками» или «таблетками», Audi 80 получила кличку «бочка», ее «сестру» Audi 100 прозвали «сигарой». Mercedes Gelandewagen — «кубик» или «кирпич», Mercedes E-Class — «очкарик» или «лупатый», BMW E23 и E24 — «акула» (за хищную решетку радиатора), ВАЗ-2109 — «зубило».
Вторая тенденция — названия моделей обыгрывают, добавляют суффиксы или сокращают слова. Получается своего рода фонетическая мимикрия. Jaguar — «йогурт», Citroen — «цитрамон», BMW — «бумер», Mercedes — «мерин», Volkswagen — «фолькс», Audi — «авдотья», Opel — «опельсинка», Peugeot — «пыжик», Audi A8 — «авоська», Honda Accord — «аккордеон», Toyota Land Crusier — «кукурузер», Citroen Xantia — «ксюха», Hyundai Terracan — «таракан», Mercedes ML — «емеля» и т. д. Иногда слова переводят: Volkswagen Beetle у нас называют «жуком», а Subaru Forester — подчас «лесником».
— Прозвища — это хорошее явление, которое означает, что название прижилось, вошло в лексикон, общество его приняло, — считает представитель дилера Nissan в Беларуси Алексей Волосевич. — Часто даже получаются уменьшительно-ласкательные имена. Это демонстрирует отношение как к младшему брату. Называя, например, автомобиль Nissan Note «енотом», его тем самым одушевляют.
Представители компании BMW в нашей стране нейтрально оценивают это языковое явление. «Автосленгом чаще всего пользуются сами водители, — замечает Айварас Пякшис, представляющий эту марку в Беларуси. — Причем такие прозвища, как вы говорите, есть во всех языках. Одна и та же машина в разных странах может называться по-разному. Например, в Литве „бумером“ называют исключительно одну модель BMW — главную „героиню“ одноименного фильма (7-Series, Е38). А „ласточкой“ — 3-Series E36».
— Почему человек играет со словами и, в частности, дает прозвища машинам, вопрос скорее философский, — считает Ольга Горицкая. — Тем самым человек демонстрирует особый интерес к предмету, а в данном случае — к автомобилю. Это также адаптация заимствованного слова. Многие из игровых названий моделей и марок со временем исчезают из речи. Почему так происходит? Язык обновляется, меняются вкусы людей, приходит и уходит мода на отдельные слова, конструкции, способы написания и т. п. То же самое происходит с марками и моделями автомобилей. И это, конечно же, связано не только с тем, что машины устаревают. Обратите внимание, мы давно перестали называть интернет всемирной паутиной или глобальной сетью. Понятие прочно вошло в нашу жизнь, мы привыкли к слову «интернет», и его уже не так хочется обыгрывать.
Действительно, сейчас все реже употребляют такие слова, как «бумер» или «мерин». Это отсылает к 1990-м. Если человек будет использовать жаргон в автоцентре, его могут не так понять. Сегодня все словно становится на свои места. Раньше, когда перегон автомобилей был полукриминальной схемой, а обслуживанием машин занимались люди специфические, автомобильный жаргон был уместен. Так говорили все. Теперь это постепенно уходит в небытие, хотя не перестает быть интересным явлением для ученых. Сами лингвисты воздерживаются от оценочных суждений. Они предпочитают анализировать закономерности образования и употребления новых названий. Но сходятся во мнении: человек не будет обыгрывать название того, что ему безразлично. А автомобиль — это драйв, средство получения удовольствия и вообще полноправный член семьи. Так почему бы в самом деле не дать ему новое имя?