Мощный маленький сабвуфер в машину
Компактный сабвуфер – большой помощник в дороге
Ищете компактный сабвуфер для своего автомобиля? Устали от дребезжащих дешевых подделок? Мечтаете о мощном правильном звуке, глубоком мягком басе? Может быть, не хотите идти на компромисс, который предлагают широкополосные акустические системы? И задумываетесь о приобретении отдельных устройств для воспроизведения высоких, средних и низких частот? Предлагаем вашему вниманию обзор лучших компактных сабвуферов для авто.
Каждое устройство из описанных ниже имеет разные габариты, корпус и мощность, чтобы включить в список весь спектр решений, экономящих место в автомобиле. Присутствуют только проверенные устройства, зарекомендовавшие себя на рынке качеством и надежностью.
Alpine PWE-V80
Активный сабвуфер. Кроссовер (устройство, которое раскладывает музыку на спектр частот и снабжает динамики соответствующим их частотным характеристикам) фильтрует от 50 до 105 Гц. Проводов в комплектации много, и они очень длинные. Проблем с подключением электропитания не возникнет. С магнитолой соединяется через ее обычные выходы, усилитель самостоятельно обрезает высокие частоты. Максимальная мощность 160 ватт. Этого вполне достаточно для кабины средней величины.
Pioneer TS-300D4
Рабочие 400 ватт (максимально аж сумасшедших 1400 ватт) прокачают даже большой джип. Сборка очень качественная и крепкая. Корпуса нет, но легко монтируется в любом месте (запас по глубине 147 мм, диаметр 300 мм): багажник, дверь, сиденье, крыло.
Hertz DS 30.3
Итальянцы из Elettromedia восхищают дизайном. Внешне очень выразительный автомобильный саб. Диффузородержатель прорезиненный. Вообще «облито» демпферным материалом все, что может создавать дребезжание, шумогасящая конструкция.
Как и все компактные сабвуферы для авто без «домика», этот остро в нем нуждается. Лучший для него объем составляет около 20–30 литров, желательно с просторным фазоинвертором. Кстати, собрать конструкт для динамика можно в любом форм-факторе: плоский, квадратный, трапециевидный. Что позволит наиболее оптимально разместить само устройство. Хорошая чувствительность. Нелинейные искажения минимальны. Очень широкий диапазон частот (28 – 300 Гц).
Ural AS-D12A Slim Hurricane
Небольшой компактный сабвуфер. Звуковая машина с фазоинвертором, что в радость не только поклонникам поп- и рок-музыки, но и любителям драм&бэйса и рэпа. Оба динамика крупные, по 16 сантиметров в диаметре. Номинальная мощность в 100 ватт наполнит любой салон. Низы прибавит ощутимо, но не стоит ждать дребезжания стекол. Большой плюс – мосфетный усилитель, которому нипочем перегрев, который не боится пробоя и дает отличное качество звука (особенно хороши низкие и высокие частоты). Все это упаковано в тонкий продолговатый корпус.
PIONEER TS-Wx130DA
Этот маленький сабвуфер в машину легко установить даже под сиденье. Даже двусторонний скотч будет держать его намертво. Но несмотря на миниатюрность бумбокса, среди отзывов непременно встречается восхищение качеством самого звука. Хотя сухие характеристики и похожи на других собратьев по классу.
Номинал 50 ватт, максимальных выдает 160. Если автомобильный тяжеловес TS-Wx130DA кажется чересчур серьезным, вот другая модель в качестве альтернативы. Есть режим глубокого баса (20–200 Гц), который не угнетает. Все сделано очень добротно: держит большой динамик короб из алюминия, а катушка динамика из имида (термостойкий полимер с хорошими механическими свойствами) и четырех слоев медного провода.
Hertz благодаря своему необычному внешнему виду и отличным звуковым характеристикам рекомендуется всем ценителям автомобильной эстетики.
Ural AS-D12A Slim Hurricane весьма утилитарен. Особенно прост в монтаже, компактный, плоский, но потому и не слишком приемистый. Маленький сабвуфер в машину для любителей аккуратного качественного звука, без закладывания барабанных перепонок.
Alpine аналогичен по своим возможностям и характеристикам PIONEER. Эти компактные сабвуферы для авто имеют хорошие показатели звукового давления, отличаются очень качественной сборкой и имеют сходные размеры. Подойдут любому автомобилисту.
Самое интенсивное звуковое давление выдает PIONEER TS-Wx130DA. Эта штука заставит ваш автомобиль почувствовать, что такое драйв. Отличное соотношение цена-качество, собрана конструкция будто для полетов в космос. Выглядит тоже солидно и интересно. Для тех, кто любит делать всё по максимуму.
Модели без корпуса PIONEER TS-Wx130DA и Hertz доставят небольшие хлопоты по установке. Зато позволят буквально сделать саб частью автомобиля или создать для него свою уникальную конструкцию.
Физика малых объёмов. Тест ультракомпактного активного сабвуфера Eton RES 8.0
Недавно проводил небольшую ревизию материалов сайта и обратил внимание, что среди протестированной техники пока ещё нет ни одного активного сабвуфера. А ведь в прежнем Car&Music они появлялись с завидным постоянством. И тут подвернулась возможность изучить ультракомпактный саб от Eton. Компактные сабы сами по себе очень капризны, не всякому производителю удаётся выжать из малых объёмов хоть что-то похожее на нормальный бас. Так что при всей кажущейся простоте тест обещал быть увлекательным. Заодно появился отличный повод посмотреть, как вообще работает физика малых объёмов.
Основная проблема подобных сабов заключается как раз в их же достоинстве – компактных размерах. Как известно, чем ниже частоты, которые должен воспроизводить излучатель, тем больше объём воздуха ему нужно «двинуть». А сделать это можно только двумя способами.
Первый – достаточная площадь излучающей поверхности. Именно поэтому среднечастотные динамики крупнее твитеров, НЧ динамики крупнее среднечастотников, а сабвуферы крупнее НЧ динамиков. В рамках одной системы, естественно. Второй способ – увеличивать не площадь диффузора, а его ход. В обоих случаях есть свои «подводные камни», о которые легко напороться, но речь сейчас не об этом.
В случае с ультракомпактными сабвуферами ни площади, ни хода у диффузора у нас нет. Поэтому каждая такая конструкция балансирует на грани – малейший промах приводит к тому, что она либо перестаёт быть сабвуфером и превращается в хреновый мидбас, либо пытается играть ниже, но гонит такие искажения, что ну его нафиг.
Почему так может произойти и что с этим делать – оставлю до разбора результатов измерения. Кстати, некоторые выводы будут полезны не только любителям компактных оформлений. А пока что разберу саму конструкцию. В прямом и переносном смыслах.
Обычно подобные сабы имеют прямоугольные корпуса и рассчитаны главным образом на установку под сиденья. Здесь же мы имеем круглый плоский алюминиевый корпус диаметром не больше, чем у обычного 12-дюймового динамика. Вариантов установки у такого уж точно не меньше, чем у прямоугольного. Например, ко всему ему можно найти место ещё и в запасном колесе. Естественно, если это не внедорожник, у которого оно висит снаружи.
В комплекте к «таблетке» идут кронштейны, которые крепятся на нижней стороне корпуса.
Через них саб можно либо прикрутить к любой поверхности винтами, либо закрепить какими-нибудь ремешками.
Ремней в комплекте нет, зато есть целая куча проводов и проводочков для подключения. В общем-то, их вполне достаточно, чтобы не бегать по магазинам электротоваров за разной мелочёвкой. Мощности тут небольшие, так что провода толщиной в палец Валуева не требуются, и новую проводку можно пустить просто вместе со штатными жгутами.
Всё подключение и регулировки выведены на небольшую панель.
Традиционно для активных сабов Eton RES 8.0 можно подключить или к линейным выходам ГУ, или по высокому уровню параллельно имеющимся динамикам. Во втором случае имеется система автовключения, т. е. можно обойтись без сигнала Remote. В общем, классика апгрейда штатных систем. Только нужно помнить, что некоторые штатные усилители довольно радикально обрезают НЧ, так что этот вариант уже нужно рассматривать индивидуально.
Из настроек имеются ФНЧ и, что приятно, переключатель фазы 0/180 градусов. Последним, кстати, многие производители пренебрегают, а зря. Активные сабы предназначены далеко не для процессорных High End систем, так что лишний инструмент его для стыковки с мидбасами – на деле совсем не лишний.
Для особых эстетов в комплекте идёт выносной регулятор уровня. С одной стороны, штука вроде бы полезная. Но с другой – если ставить две «таблетки», то два выносных регулятора уже как-то не очень.
Впрочем, ничто не мешает выставить чувствительность единожды и не использовать регулятор совсем.
Излучателем здесь работает 8-дюймовый динамик. Снаружи он выглядит вот так:
Но что нам снаружи, интересно посмотреть, что он собой представляет внутри. Благо, задняя крышка крепится на пяти винтах и её можно снять. Тугая затяжка, герметичная прокладка, всё как полагается.
Плата с самим усилителем закреплена на одной половине, динамик – на другой. Винты залиты компаундом для пущей защиты от вибраций, соединяющие провода «одеты» в поролон. Динамик имеет двойную звуковую катушку с обмотками по 2 Ом каждая. Усилитель, соответственно, тоже двухканальный. В качестве радиатора используется сам алюминиевый корпус.
Динамик построен на штампованной корзине, но хлипким я бы его не назвал – сталь здесь толстая.
Сама конструкция вполне обычная, без обращённых магнитных систем и каких-то глубоких премудростей. Хотя пропорции, конечно, обычными назвать трудно.
Диффузор плоский, его основная часть выполнена из довольно толстого алюминиевого листа. В центре – алюминиевая же фрезерованная «шайба», которая выполняет роль пылезащитного колпачка и тоже вносит немалый вклад в жёсткость всей подвижной части. Короче, не диффузор, а настоящий поршень.
А вот теперь, как мне кажется, самое интересное. Разделять усилитель и динамики и измерять всё раздельно, как мне кажется, не было никакой необходимости. В конце концов, мы имеем дело с уже готовой подобранной парой, поэтому важнее оценить сам результат.
Первым делом измерил АЧХ в свободном поле. Обращу особое внимание, что АЧХ снята именно на открытом пространстве, а не в салоне автомобиля. Для тех, кто не в курсе, в замкнутом пространстве автомобиля создаётся так называемый «компрессионный» эффект (длина звуковой волны превышает размеры самого салона), и начиная с 50-70 Гц и ниже салон как бы «усиливает» низкочастотные звуки. Так что на деле спад на НЧ будет не такой уж и сильный. Проверить это просто – возьмите любой обычный автомобильный саб и вытащите его на улицу. Вот увидите, снаружи он будет уже не так уверено басить.
Красная кривая – регулятор ФНЧ на максимуме
Синяя кривая – регулятор ФНЧ на минимуме
А вот теперь будьте особо внимательны и следите за мыслью. Сам по себе спад на НЧ – это норма для компактных конструкций. Потому что для эффективного воспроизведения глубокого баса сабвуфер должен иметь большую излучающую площадь и/или большой ход.
Когда мы имеем дело с маленькими объёмами, то воздух в корпусе работает как очень упругая воздушная пружина и держит диффузор, не давая ему разбалтываться. Получается что-то вроде естественного сабсоника. Казалось бы, всё логично и понятно, можно закрывать вопрос? А вот и нет.
Проблема вот в чём. Если с усилителя на такой вот компактный сабвуфер будет приходить низкочастотный сигнал и толкать его, а тот будет упираться в воздушную подушку, то ничего хорошего из этого не выйдет. Динамик будет стараться воспроизвести всё, что на него подают, но у него это физически не получится. И тогда мы получим что? Правильно, повышенные искажения. Да чего уж там, мы получим вообще полный треш.
Вот почему я всегда и всем говорю, сабсоник – это важная настройка для любой системы. И неважно, фазоинверторный у вас сабвуфер или ЗЯ. Включаете сабсоник – саб перестаёт «ухать», звучание становится чище и точнее. Всегда.
И вот вам наглядное подтверждение. Оранжевая кривая – это искажения, которые выдаёт сабвуфер. Естественно, её пришлось немного «подтянуть» вверх для сопоставления с АЧХ.
А теперь смотрите. В тесном корпусе отдача на нижних частотах резко слабеет, поскольку динамик «зажат» малым объёмом воздуха. При этом если бы усилитель продолжал «вливать» в него низкочастотный сигнал, то искажения на НЧ резко бы шли вверх. А здесь в усилителе есть сабсоник, который принудительно ограничивает уровень НЧ. Поэтому в конечном итоге роста искажений не происходит.
Так что сконструировать нормальный компактный сабвуфер на самом деле немного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Eton, как мне кажется, сделал правильный выбор – не тужиться глубоким басом и получать искажения, а принудительно ограничить нижний бас, но получить более чистый средний и верхний бас.
Конечно, надо понимать, что любой ультракомпактный саб не будет гонять ветры по салону и топтать печёнку как на концерте Metallica в «Олимпийском». Но он даёт достаточно плотный ударный бас и неплохо подойдёт для апгрейда, например, штатных систем. Когда нужно улучшить систему малыми силами и без фанатизма, но с заметным результатом.
Закидывать саб далеко в багажник я бы не стал, разве что только в хэтчбеке или универсале. В этом случае с круглой формой ему как раз в запаске будет хорошо. Но никак не в седане, где багажник отделён от салона перегородкой, тут отдачи уже может и не хватить.
А вообще, на то он и ультракомпактный, чтобы ему можно было найти место в салоне. Традиционно для таких конструкций подседельное размещение будет ему в самый раз. А будет мало одного саба – не вопрос, можно поставить пару таких «таблеток». Благо, делается это без лишних заморочек, да ещё и абсолютно скрытно, не жертвуя полезным пространством.
Плюсы:
Компактность, почти никаких ограничений по установке
Установка лёгкая, всё необходимое есть в комплекте
Даёт плотный ударный бас
Не пытается играть то, что не умеет из-за физических размеров
Минусы:
Любителям «негров» не подойдёт
Если подключать два саба, одним проводным регулятором не обойтись
Компактный сабвуфер в машину и его преимущества
Компактный сабвуфер в машину
Компактный сабвуфер в машину стал очень востребованным в наши дни. Не секрет, что практичность и экономия свободного места в машине сегодня очень актуальная тема.
Обычный пассивный сабвуфер, встроенный в габаритный корпус, занимает очень много места. Напротив, компактные сабвуферы для авто активные займут как можно меньше пространства и позволят не только полностью использовать багажник, но и установить басовик прямо под сиденье автомобиля. Просто и удобно.
Достоинства и слабые стороны подседельного басовика
Сабвуфер активный компактный в авто
Обсудим немного тему компактности, прежде чем перейдем к описанию сабвуферов.
Рассмотрим важные моменты:
Примечание. Более гуманным (в плане перевозки багажа) можно считать объем басовика в 30-60 литров. Такой много места не займет.
Примечание. Интересно, что в подседельных сабвуферах чаще всего используют головки на 8 дюймов. Выполнены они почти всегда в дизайне «слим», а иначе не поместились бы в короб с такой толщиной. С другой стороны, известны также конструкции с излучателями размером 165 и даже 250 мм.
Примечание. К примеру, можно выбирать, опираясь на индивидуальные слуховые ощущения, частоту среза ФНЧ в более широких пределах.
Сабвуфер в машину активный
Примечание. Насчет данной ситуации выдвинуто несколько версий. Так, можно, в принципе, попробовать пассивный динамик использовать, но пока такое никто не сделал.
Компактный басовик в багажник
Обзор сабвуфера Focal
Сабвуферы для авто активные
Самым лучшим, так сказать, лидером среди аналогов «подседельных» басовиков, считается басовик Фокал. Во всех планах удачно собранный динамик, который удивил многих экспертов по значению нелинейности.
Примечание. Как правило, у «подседельников» в этом плане возникают закономерные проблемы. Об этом было сказано подробно выше. Басовик Фокал проблем с нелинейностью не имеет.
Особенности
Среди особенностей басовика Фокал можно выделить следующие:
Примечание. Такого нововведения уж точно нет ни у одного известного на сегодня суперкомпактного динамика.
Обзор Пионер TS-WX11A
Очень мощный и компактный басовик, который добавит живые, яркие и энергичные низы в акустике автомобиля. Чтобы обеспечить гарантированную мощность, в состав сабвуфера Pioneer включен литой алюминиевый радиатор теплоотвода, низкочастотный динамик с овальным излучателем и, конечно же, встроенный усилитель Мосфит на полевых транзисторах.
Особенности
Обзор Граунд Зеро GZUB 1000XACT
Активный сабвуфер в авто
Плоский тип басовика, легко помешающийся под сидением. Неплохое качество звука, но цена немного удивляет – 17 тысяч рублей!
Особенности
Обзор Кик ALN 250SA
Отличный аппарат за умеренную стоимость. Великолепное звучание, яркий дизайн и способность функционировать в экстремальных условиях выделяют этот компактный басовик.
Получил сабвуфер немало положительных отзывов и похвал от экспертов.
Особенности
Установка компактных «подседельных» или «багажных» сабвуферов осуществляется легко, даже без посторонней помощи, своими руками. Только в процессе надо изучить инструкцию, посмотреть видео обзор и фото – материалы.
Компактные активные сабвуферы
Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
КАК НА ЛАДОНИ
Медиакарьера какого-либо вида автозвуковой техники проходит несколько этапов. Первый — новость. Типа: «Надо же, что придумали!»
Velas VSA-8.0F | Ground Zero GZTB 200XACT | Pioneer TS-WX110A | Focal IBUS 20 | Rockford Fosgate JPS-100-8 | Kicker Hide Away HS 8
Второй этап — знакомство один на один в рубрике «На ковёр!». Здесь ищется (и находится) ответ на вопрос, «каков ты на самом деле». Когда категория техники взрослеет и укореняется в отрасли, возникают условия для группового теста. Тут уже выясняется, как каждый из явившихся на испытания делает то, ради чего его придумали. На общих основаниях и в одинаковых условиях.
Уход со сцены (а он тоже происходит, хотя и не у всех) обставляется гораздо менее торжественно. Когда-то у нас были групповые тесты магнитол в истинном значении этого слова, то есть — с кассетой. Кассета, дети, это как чехол, который вы по приколу купили для своего айфона, только поменьше. Были групповые тесты CD-чейнджеров, одновременно с этим «на ковре» впервые появлялись видеоустройства, которые сегодня являются на групповое тестирование — только свистни, ну и так далее. Ныне в категорию повзрослевших и укоренившихся, по нашему мнению, вошли компактные сабвуферы.
Но вначале определимся с классификацией — с каких это пор компактность сама по себе стала видообразующим признаком? Сама по себе — нет, не стала. Однако то, что диалектику из учебных программ вычеркнули, её не отменяет, переход количества в качество работает при любом составе правительства.
Каков обычно объём (в данном случае — внешний) типичного, нормального сабвуфера, будь то готовое изделие или материализация расчётных характеристик, которыми мы сопровождаем любой тест сабвуферных головок? Это как пойдёт… Бывает, что литров 90 — 100, на практике это означает: багажнику — привет горячий, картошку — только в мелкой расфасовке, детей — только на руках носить. Самый ходовой объём, от 30 до 60 л, это уже более гуманно по отношению к семье. Когда оказывается, что басовый инструмент помещается в объём 15 — 20 л (а то, бывало, что и 10 — 12), его можно упрятать в совсем укромный уголок. Но уголок чего? Да по-прежнему багажника.
И лишь когда объём корпуса в литрах (опять же внешний) станет выражаться однозначным числом, оказывается, что сабвуферу в багажнике делать уже нечего. Не потому, что нельзя, а потому, что такой ничем не занятый объём есть и в салоне. Под любым из передних сидений.
Отсюда — не только габариты, но и, как принято сейчас выражаться, «форм-фактор» сабвуферов такого типа. Суперкомпактный сабвуфер в виде кубика или бочонка никому на фиг не нужен, в багажнике он всё равно будет мешать, а больше никуда не денешь. Но если сделать корпус плоским, наподобие типичного усилителя, то дело в шляпе. Вернее — наоборот, максимально далеко от шляпы, под сиденьем.
А когда форма определилась, она сама начинает диктовать содержание, в том числе физику и химию процесса. Во-первых, корпуса таких сабвуферов, как правило, отливаются из алюминиево-магниевого сплава. С этим всё просто: при высоте корпуса 7 — 8 см при использовании MDF на долю стенок пришлось бы 3 — 4, грубо говоря, половина. Во-вторых, конструкция корпусов предусматривает их монтаж на плоскость с головкой, направленной вверх, а не горизонтально или под небольшим углом, как у «взрослых» сабвуферов, поэтому и габариты мы сегодня даём не по корпусу (как обычно), а по выступающей защите головки — в данном случае это существенно. Впрочем, высота корпуса различается не сильно — 78 мм у самого высокого и 70 мм у самого «низкопрофильного» участника, да и прочие размеры у большинства схожи — что, если разобраться, естественно: габариты сиденья в автомобилях определяются не размерами и классом автомобиля, а размером… как бы сказать… в общем, они примерно одинаковы. Исключение всё же встретилось, в меньшую сторону.
Чаще всего в «подседельных» сабвуферах используются головки калибра 8 дюймов, выполненные в дизайне slim, иначе как бы они поместились в корпус такой толщины, хотя известны конструкции с головками размеров 250 и 165 мм. Думаю, понятно, что от головок такого калибра не стоит ожидать: а) серьёзного звукового давления и б) низких нелинейностей. Конечно, многое зависит от конструкции головок, но разброс показателей внутри группы не отменяет общих закономерностей. В частности, у большинства одноклассников максимум звукового давления ниже 100 дБ (у кого-то — значительно ниже).
Тут самое время пояснить: максимум звукового давления мы, как обычно, измеряли в лабораторных условиях, при эмуляции условий свободного поля, точно так же, как делаем это для больших корпусных агрегатов. В салоне авто давление в обоих случаях окажется выше, но тут важна сравнимость результатов. Для «взрослых» сабвуферов мы с недавних пор для измерения на максимум SPL решили использовать сигнал частотой 56 Гц, для компактных сабов — вернуться к 63 Гц, чтобы не терзать неокрепшие души малышей. До той же отметки и по той же, в сущности, причине мы повысили нижнюю границу диапазона измерения КНИ. Измерения проводили при звуковом давлении 93 дБ, а не 96 дБ, как для «обычных» сабвуферов. Логика тут такая: акустика фронта создаст те же 93 дБ при условии, что каждый канал будет работать с давлением 90 дБ (при котором мы измеряем нелинейности у широкополосной акустики).
Думаю, вы уже поняли: среднестатистический компактный сабвуфер не может играть очень уж громко и не может быть свободен от нелинейностей. Всё, что ему по силам — обеспечить поддержку фронтам на среднем басе, при этом практически не занимая места в машине. Это — то, что касается главным образом количества баса. А как с качеством?
Давайте начнём с того, что в одном отношении у «подседельников» есть преимущество перед серьёзными «багажными» сабвуферами. Вероятно, вы уже догадались по ключевым словам: проблема локализации баса здесь существенно снижена, источник баса — вот он, прямо под вами, и частоту среза ФНЧ сабвуфера можно выбирать, опираясь на слуховые ощущения, в более широких пределах, «до готовности», как пишут в кулинарных рецептах. Обратите внимание: я написал «частоту среза», а не «раздела», как делаю обычно, во многих случаях, особенно при использовании штатного головного устройства, второго фильтра (ФВЧ фронта) может и не быть.
Способен ли ультракомпактный сабвуфер воспроизвести бас безукоризненно аккуратно (пусть и без инфразвука)? Давайте прикинем. По нашей статистике, среднее значение эквивалентного объёма для 200-миллиметровой головки — около 16 л. Даже если взять исключительно низкую (для «плоской» головки) полную добротность Qts = 0,5, то в ящике объёмом 3 — 5 л результирующая добротность будет около единицы, а значит, на АЧХ неизбежен выброс высотой децибела два или около того. Само по себе это не катастрофа, а в какой мере участники будут соответствовать такому теоретическом построению, мы вскоре выясним.
По моим ощущениям, в салонах небольших авто компактные сабвуферы могут проявить себя в более выгодном свете. Можно даже предположить, что на салоны автомобилей классов B или C эти сабвуферы и ориентированы в первую очередь, что, в общем, логично — в крупном авто легче найти место для «нормального» сабвуфера. Во всяком случае, при измерениях в «Ситроене» (класс D) спад АЧХ на низах подталкивал именно к такому выводу.
В отношении типа оформления компактных сабвуферов ситуация простая: ЗЯ и только ЗЯ. Почему? Ну, начнём с того, что при той же нижней частотной границе (в салоне) ящик для ФИ получается более объёмистым, чем ЗЯ, но это не главное. Прикиньте, какую длину должна иметь пусть даже 7 — 8-сантиметровая труба, чтобы получить настройку на 40 Гц объёма пусть даже 5 л. И ещё прикиньте, куда её под сиденьем поместить. По идее, можно попробовать ПИ (пассивный излучатель), но что-то пока таких попыток не видно.
Подседельные «суперкомпакты» по определению относятся к категории активных сабвуферов. Было бы странно сделать сабвуфер размерами с усилитель, а потом подключить его к усилителю размерами… с усилитель. Встроенный усилитель в большинстве случаев — импульсный, все его достоинства (низкие энергопотребление, габариты и тепловыделение) «под седлом» востребованы как нигде. Помнится, еще пару лет назад усилители мощностью 100 — 150 Вт делать в классе D было нерентабельно, теперь технологии полностью отлажены, и ситуация изменилась. Впрочем, усилитель класса AB (в особенности если он выполнен на микросхеме) всё ещё обходится дешевле, и по крайней мере один (первый и наиболее доступный) из участников по некоторым признакам укомплектован именно «аналоговым» усилителем.
По оснащению «подседельные» сабвуферы мало чем отличаются от своих «взрослых» родственников. Разве что изделия без басового регулятора среди них встречаются чаще, нежели среди «больших» активных сабвуферов, что объяснимо: это не тот агрегат, который нуждается в форсировании, и тем более не тот, который его вынесет. В то же время входы высокого уровня здесь являются нормой, поскольку заранее известно: в целевой группе немало тех, кто больше ничего в штатной системе менять не намерен, а у таких часто не оказывается линейных выходов. Дистанционным регулятором оказались оснащены все участники сегодняшней группы, его присутствие считаем нормой, подразумевая по умолчанию, что такой регулятор управляет уровнем выхода, то есть является перестраиваемым аттенюатором. И это (кроме входов высокого уровня) одно из немногих умолчаний сегодняшнего теста. К ним я ещё добавлю материал корпуса, нет резона каждый раз повторять, что он отлит из алюминиевого сплава. Сюда же отнесём и линейные входы — их два, и сигнал от них суммируется, так что, если вы будете использовать лишь один из них, чувствительность (и коэффициент усиления) понизится вдвое. Ну а теперь — по коням. В смысле — по сёдлам… Ну вы поняли…
МЁД & ДЁГОТЬ
В «Лидеры» с показателем 41 балл вышел Focal. Удачный, надо отметить, сабвуфер, а по значению нелинейности откровенно удивил, у «подседельников» с этим возникают закономерные проблемы, а Focal их как-то избежал. Или решил, для нас это не важно. Ближайший преследователь француза — Ground Zero, по ряду характеристик он уступил победителю, но по тональному балансу басов у него конкурентов в нынешней группе нет, и звание «Фаворита» — самое меньшее, чем мы можем это отметить. «Рекомендацию» получает Pioneer за компактность поистине фантастическую, причём если на величине максимального звукового давления это сказалось (не могло не сказаться), то на АЧХ в салоне — практически нет, она — «как у больших».