Мото авто в финляндии
Покупка автомобиля или сказ о том, как я 5 лет шел к гибриду. Часть 1-я. АвтоНалоги в Финляндии. Про гибриды и рынок автомобилей Финляндии.
Так же, как и с историей покупки прошлой машины, думаю этот текст мало кому интересен, если только вы не планируете покупку авто в Финляндии или Европе. Оставлю эти мысли здесь для себя🤔.
Как это ни странно, уже где-то через год после приобретения Теаны, я начал задумываться о следующем автомобиле. Особенно, когда у меня в окружении есть знакомые, которые меняют автомобили раз в два года, а то и чаще (могли бы и поделиться печатным станком🤑). Забегая вперед, когда мы с женой уже ехали на новой машине🚗, и я поделился с ней своими домыслами еще и добавил, что по статистике (не знаю по какой😊), мужчины, которые часто меняют машины – с меньшей вероятностью изменят жене🤓, она ответила на мои «сильнейшие» аргументы подходящей аллегорией. «Ну вот, а ты в итоге через 5 лет сидишь не просто в долгожданной машине, а как будто заполучил аж Монику Белуччи💄 после долгого воздержания» (ну или кто там сейчас среди желанных красоток, Марго Робби? 👯). Ну тут не поспоришь🤣.
Ой, о чем это я?! Ах да, искать замену Теане. Теана казалась моей самой прагматичной покупкой на тот день🧐. Цели тогда стояли в приобретении комфортного седана для частых дальних поездок Хельсинки-СПб, с полным приводом, вместительным багажником и естественно вменяемым уровнем надежности. Честно говоря, я и сейчас не сразу подберу конкурентов по этим параметрам. О моих впечатлениях от 5-летнего владения Теаной можно почитать тут. Самым главным аргументом почему придется «избавляться» от Теаны был вероятный переезд в Финляндию 🇫🇮 на более постоянные условия, из чего нужно ставить машину на финский учет. Отсюда вытекают вопросы:
1) Кому она тут будет нужна еще через лет 5/10? Европа ездит либо на компактных хэтчах, средних универсалах или на кроссоверах. Теана, увы, никак сюда не вписывается, да еще и официально не продается на этом рынке.
2) По предварительным расчетам перевоз/перерегистрация обойдется где-то в 4-6 тыс евро, что почти 70-80% стоимости машины на момент, когда ей будет около 200 тыс пробега.
3) Европа вся такая зеленая, со своими нормами выхлопа — аж в глазах рябит, что годовой налог за мои вырезанные катализаторы🦨👃 будут стоить мне еще пол машины.
Таким образом, я постепенно начал формировать список требований для следующего, как оказалось шведского оленя🦌. Одним из первых в этом списке были как раз налоги📒, а именно покупка и содержание финской машины в Финляндии. Тут необходимо небольшое отступление о налогах на авто в Финляндии. Как финны сами говорят, государство облагает высоким налогом всё что им «дорого», а именно, сладкое🍬 и алкоголь🍾. Дальше, конечно же идет прогрессирующий НДФЛ, высокие налоги на автомобили, налоги на ввоз и т. д💶💶💶. Забавно, что некоторые мои знакомые финны посоветовали мне отнестись к штрафу в 140 евро за превышение скорости на 13 км/ч, как к налогу на дорогу. Да уж, неплохой такой налог. Тем не менее, владение ТС в Финляндии вызывает у меня ощущения социализма🌹. Давайте посмотрим из чего будет складываться мое владение автомобилем в сей самой счастливой, неСкандинавской стране:
1) При покупке нового автомобиля из салона я должен заплатить НДС 24% (или если ввожу новый автомобиль из другой страны тот же НДС). VAT или arvonlisäveroa.
Покупка нового автомобиля в принципе не мой вариант. Во-первых, дорого, во-вторых, как только я выехал из салона тут же потерял 15-30%, в-третьих этот как-то не спортивно, интересно же самим искать/ездить, смотреть, ловить хороший вариант итд.
2) При покупке б/у авто из Евросоюза, нужно заплатить налог на ввоз авто в Финляндию. Car Tax или Autoverotus.
Этот налог рассчитывается налоговой (Vero) на основании год выпуска машины, выхлопов CO2 и средней стоимости авто на рынке Финляндии. Последнее самое интересное, потому как это статистическая цифра о среднегодовых сделках на конкретную модель авто. Т.е. заранее точно рассчитать🖩 сколько Вам надо заплатить налог почти невозможно. Можно только рассчитать примерную сумму в калькуляторе или же посмотреть сколько примерно заплатили другие за ввоз такого же автомобиля как у вас в конкретном месяце. О целесообразности ввоза из других стран ЕС 🇪🇺 мы еще поговорим далее.
3) Ежегодный налог на владение ТС. Vechicle Tax или Ajoneuvovero
Этот налог рассчитывается на основании года, выхлопов и типа двигателя (бензин, дизель, газ, электро и т д.). Зная регистрационный номер машины, вы можете узнать сколько владелец платит за нее налога. Самый экономичный вариант в этом случае естественно электрический🔌 автомобиль. Забавно то, что и за владение электрическим авто все равно нужно платить несмотря на то, что там нет особо выхлопов и ДВС. Например, по рег. номеру CNP-362, можно увидеть, что владелец Tesla Model 3 должен платить в год 185,19 евро. Получается, есть некая «базовая ставка» около 200 евро, к которой навешивается доплаты за выхлопы и за тип двигателя (в Финляндии есть налог на дизель, который в случае наличия дизельного ДВС прибавляется к налогу на ТС).
4) Техосмотр. Katsatus
Тут в принципе все просто, ТехОсмотр необходимо проходить каждые 2 года если машина моложе 10 лет и каждый год если старше 10 лет. ТехОсмотр стоит от 29 евро в зависимости от Техстанции.
5) Осаго страхование. Liikennevakuutus
Далее не падайте в обморок. Обязательное страхование в Финляндии без бонусов стоит около 1500 евро, по сути, на любой автомобиль. Бонусы, как и в России начисляются за безаварийную езду. Обычно, страховые компании новым водителям дают скидку начисляя сразу 15% бонусов. Максимальный коэффициент 80%, в принципе так же, как и в России коэффициент бонус-малус (КБМ), т.е. в случае учета стажа Осаго стоит в районе 400 евро.
6) Расходы на топливо⛽
Пожалуй, единственным чем периодически расстраивала Теана это ее заправка. Расход в 10л/100км для Теаны более чем нормальный, но с Финскими ценами на бензин (1.2-1.4 евро за литр), подъезжая на заправку я всегда грустнел😔.
Из всего выше сказанного я и сформировал пожелания к следующему «скакуну»:
1. Расход не более 5л/100 км;
2. Чем меньше выхлопов, тем лучше;
3. Бюджет до 25 тыс евро и вменяемая надежность;
4. Год 2015+, пробег до 100 тыс км;
5. Динамика и комплектация не хуже Теаны.
6. Желательно, но не обязательно: полный привод, автомат, не паркетник, ну и само собой не бит не крашен и чтобы ездила девушка в церковь только по выходным😏🤣
С этим списком требований я отправился на просторы местного автору. Но увы, ничего свежего, с маленьким расходом и комфортного я не увидел🤔. Правда, к своему удивлению я понял, что гибриды захватили по крайней мере эту страну. Новые или б/у, японцы, немцы или корейцы — вариантов огромное количество. Например, за прошедший год количество купленных/ввезённых гибридов в Финляндию увеличилось на 140%! Поэтому я задался вопросом почему бы не гибрид🤔. К электромобилям я отношусь в целом хорошо, за исключением что на них не добраться до России без подзарядки😏, электрокар отличен как городской автомобиль и для передвижений дом-работа-дом. Гибрид же в этом плане, остается электромобилем для города и в то же время лишен недостатка для путешествия в Россию. Таким образом я погрузился в рынок авто-гибридов🧐.
Более половина рынка б/у автогибридов Финляндии – «приусоподобные» машины. Что, конечно, означает неплохую экономию на налоге из-за низких выбросов, но при разряде батареи маленький мотор начинает жрать🦖 топливо, чтобы толкать немаленькую тележку. Более того этот мотор не шибко динамично тянет эту тележку.
Очень популярный автомобиль в этом сегменте Toyota Auris, по сути королла (новая итерация снова так и называется). В принципе автомобиль близок к званию вечный, это же Тойооота! И Auris в максималке возможно был бы вполне интересен, но все же вопрос с динамикой и комфортом остается подвешенным. Пробеги у них в этой комплектации и с таким бюджетом — 150+ тыс, тоже не айс. Ну и потом как-то с Теаны пересаживаться на Auris не так-то просто😕.
После, мне попалась на глаза Optima. Да еще и Plug-inn hybrid🔌. Начитавшись о возможности принудительно ездить только на электротяге и возможности зарядки от обычной розетки, я твердо загорелся идеей подзаряжаемого гибрида😍, поскольку у дома есть розетка, и на работе на парковке тоже есть розетка. Тут, как говориться, сам Бог послал👼. С пробегом на электротяге даже в 30 км я могу в режиме дом-работа-дом топливом не пользоваться вообще! 🤦 Конечно, это игрушки, но блин круто же!) 🤦 У Оптимы с 2-х литровым мотором на гибриде динамика сравнима с Теаной да и класс машины тот же что и Теана по сути. Тем не менее, в рассматриваемом бюджете Оптима была почти на минималке, тоже с немаленьким пробегом, да и как-то вопросы надежности скорее всего у корейского гибрида наступят чуть раньше Тойоты. Плюс, вариантов съездить-посмотреть в отличие от Ауриса было в разы меньше.
Следующим авто, серьезно приковавшим мой взгляд, был Infiniti Q50. В цифрах: V6, 3.5 литра, 298 л.с. плюс 68 л.с. от электромотора. 5.4 сек до 100км/час😍. Комфортный, полноприводный спорт седан со светодиодными фарами и новомодным электронным рулевым управлением DAS (lsUdXXm1v Adaptive Steering). Просто Пушка🚀! Говорят, что ниссановцы обычно пересаживаются на Infinity, плюс платформы с Теаной достаточно близки и вопросов по сервису должно было быть немного. К счастью или сожалению, с «бесконечностью» отношения у меня не сложились: в Финляндии их официально нет (ни купить, ни продать потом), а в Германии хорошие варианты вылезают далеко за бюджет. Внутри, органы управления, а именно два экрана вместо кнопок вызывают вопросы зимой, да и не особо этот америко-японец укладывается в мои рассуждения об экономии в топливе и налогах. Классная тачка, но не в этот раз, если Infiniti продолжит свое существование🔮.
Смирившись с невозможностью покупки подзаряжаемого гибрида, я снова удалился смотреть ОБЫЧНЫЕ 🤦 автомобили. Какими-то путями меня завело на модельный ряд Volvo. Что я знал о Volvo на тот момент, помимо знаменитой безопасности? В общем-то не много, во-первых, что у них надежные и хорошие дизеля, во-вторых, что их недавно купили китайцы, в-третьих, это во всех смыслах дорогие машины, и в четвертых, тот кто считает, что Volvo пенсионерская машина — не особо разбирается в Volvo. Мне стало интересно, что же у Шведского 🇸🇪 производителя с гибридами. Новый модельный ряд платформы SPA в бюджет никак не влезал, да и слишком свежие они еще, поэтому смотрел что есть старше. Так я и наткнулся на Volvo V60 Plug-in hybrid 🤗.
Шведская идея взять и так достаточно мощный универсал и запихнуть туда батарею показалась мне по-еврейски гениальной. Т.е. с одной стороны ты весь такой «зеленый» на электричестве🔌, экономичный, с низкими выхлопами и как следствие низким налогом. С другой стороны, при надобности нажимаешь на газ сильнее и знаменитые 5-цилиндровые олени🦌 прут твои сани, при этом экономность особо никуда не девается, а на выхлопы все почему-то перестают смотреть😊. А разнесенные агрегаты ДВС и Электродвигателя по разным осям придают еще больше интересности к такому авто. Т.е. по умолчанию, ты стартуешь на заднем приводе от электро-тяги, а при необходимости в большей тяге, подключается передний привод от дизельного ДВС. Зарядился от розетки и хочешь ехать только на электричестве? – пожалуйста вот тебе кнопка Pure, хочешь максимум мощи? — жми Power, зарядить от ДВС батарею? – твой выбор Safe и т. д. Короче, все в твоих руках! Такой подход мне очень понравился 🤗.
Вопрос с долговечностью батареи остается открытым🤔. На англо/финских просторах максимум, что смог найти это запись о владельце с 320 тыс км пробега, у которого батареи хватает на все те же заявленные изначально 45-50 км. Как ни странно, проще найти записи о проблемах с основным ДВС или с компрессором кондиционера. Радует, что из 11.5 кВт батареи можешь пользоваться только 8.5 кВт, т.е. разрядить ее в принципе невозможно, плюс быстрой зарядки как таковой нет. Даже при подключении к мощной зарядке, машина все равно сможет брать только максимум ей положенные 4.6 кВт.
Фуф, что-то много текста получается🥱. Обсудили российские номера в Финляндии, налоги на авто, авторынок гибридов Финляндии, и наконец пришли к логичному выбору конкретной модели 🤗. Осталось самое «легкое» — найти авто который заляжет в душу не меньше предыдущих😮! О выборе Volvo гибрида в Германии, Финляндии и Швеции, покупки и ввозе в короно-вирусных условиях и регистрации авто в Финляндии поговорим в следующий раз. А пока, есть пару симпатичных фото тут и ниже🍿.
Интересно что по новому закону который вступит в силу 1 июля 2011 года, мопед может иметь до 4 колес и иметь вес до 350кг(?).
Фактически это транспортное средство попадает под категорию AM, т.е мопед, и требует всего навсего категорию управления мопедом, а это означает что юридически можно будет управлять данным транспортным средством с 14 лет имея данную категорию.
Факты:
в Эстонии данное ТС можно приобрести у Autosõit OÜ, по цене на конец 2010 года 8948 eur
В Финляндии уже продано более 700 таких машин.
Если этому народу разрешат ездить на машине без прав, то будут и в латах ездить, если нужно будет. Но вот цена в 8948 eur это совсем мимо.
В любой непонятной ситуации брызгай WD-40
My name is Bond. James Bond
и требует всего навсего категорию управления мопедом, а это означает что юридически можно будет управлять данным транспортным средством с 14 лет имея данную категорию.
У настоящего мужчины должна быть русская жена и немецкая машина
Еще бы обязали номер и страховку иметь.
Sky Fm,
В том-то и дело, что до последнего времени никак (может что поменяли или поменяют). Видел я одного влетевшего в недешевую машину, роллер в хлам, машине чинить бампер и крышку багажника. Судя по бледности роллериста, он почуял, что чинить будет он. Но вот что возьмешь со среднестатистического роллериста о 16 годах.
Может что отстегнут из ликлусфонда, но не думаю.
можно поло купить, расход по- моему 3.5, но хоть авто, а не мопед
чем меньше расход, то выше цена.
Впрочем это касается и всего обслуживания. Чем дешевле машина, тем больше в автомагазине и сервисе оставите.
Прикольный мопед с крышей) Но боюсь что фуфлайка. начнет валиться. Я и мопеде подумывал- летом то на работу с ветерком)
Но- дожди часто. А тут с крышей)
в чем сила бензинового Поло, если он жрет по городу 8 литров, притом не едет нихрена и до сотни четверть минуты ползет.. при том маленький тесный и ппц?
и требует всего навсего категорию управления мопедом, а это означает что юридически можно будет управлять данным транспортным средством с 14 лет имея данную категорию.
Фактически это транспортное средство попадает под категорию AM
‘ /> ‘» data-cid=»3516335″ data-time=»1304934009″>
Тут могла быть ваша реклама 🙂
Что бы не говорили, но будет сие считаться именно мопедом.
«Если птица ходит, как утка, и крякает, как утка, то, вероятнее всего, это и есть утка!» (Lee Iacocca)
A girl’s suckcess lies between her legs
Чем больше я узнаю собак, тем больше я люблю людей
Каким куем он попадает, имея не 49, не 125, а целых 505 кубиков, а?
У этого автомобиля т.е. мопеда дизельный двигатель т.е. зажигание безискровое, а мощность 4kw. Т.е. попадает под понятие мопеда.
Тут могла быть ваша реклама 🙂
У этого автомобиля т.е. мопеда дизельный двигатель т.е. зажигание безискровое, а мощность 4kw. Т.е. попадает под понятие мопеда.
Отсюда и не понятки.
Я сначала тоже смотрел в интернете, и нашел данные, что мало того, что он 21 лошадинная сила, так еще и с бензиновым двигателем т.е. с искровым зажиганием с обьёмом 505cm3. Например отсюда такие данные: http://www.micro-car.co.uk/mgo.php
Т.е. по данным этого саита машина не подпадает под категорию мопеда по 2 параметрам:
1. обьём более 49cm3 при искровом зажигании
2. мощность более 4kw
Но на саите продавца в эстонии: http://www.microcar.ee/mgo/ написано, что мощность 4kw (думаю ограничена специально и имеется соотвествующий сертификат). Но на этом саите нет нигде информации про тип топлива/зажигания. Потому сегодня отправил запрос через этот саит и получил ответ, что двигатель дизельный т.е. зажигание не искровое, а потому обьём двигателя может быть хоть 10 литров, главное что бы мощность была не более 4kw.
Кстати, машинка побольше смарта будет. А на смарт категория Б требуется.
Heallife
Жизнь не только черная и белая
Виджеты
Интересные статьи
Рубрики
Свежие комментарии
Архивы
Страницы
Виджеты
Главное меню
Форумы
Реклама Гугль – Мне на пиво)
Путешествие на мотоцикле по Финляндии дикарем.
Хочу поделиться своим личным опытом путешествия на мотоцикле по Финляндии. Так как это была моя первая заграничная поездка в зону шенгена, у меня возникло много очевидных для новичка вопросов, ответы на которые я постараюсь осветить в этой статье, так как сам при поиске информации в интернете сталкивался с тем, что понадобившейся мне по итогу на территории Финляндии информации нет. В частности это относиться к особенностям передвижения по стране финов на мотоцикле. В отличии от авто есть бонусы и они приятные.
Начнем все с самого начала. Условия: едем вдвоем на одном мото, с палаткой, газовой плиткой, спальниками и продуктами. Или по другому поездка по финляндии на мотоцикле “дикарями”.
1. Шенген. Гринкард. Страхование рисков.
С этими бумагами и фото в руках мы уже и пошли в визовый центр. На 3-м этаже с эскалатора направо и прямо будет охранник с рамкой металодетектора который спрашивает про цель визита и выдает талончики на электронную очередь. Тут все просто загорается номер вашего талона электронной очереди на табло, подходим к окошку с номером высветившимся рядом с номером в очереди на экране, и по запросу менеджера предоставляем все документы. Далее направят в кассу с чеком (примерно 5500 рублей на человека) и после оплаты на снятие биометрии(отпечатки, фото на фотоаппарат). Получите акт с чеком. Его важно не потерять. Доставка паспорта с визой будет осуществлятся курьером по указанному вам адресу в течении 2-х недель. Вот и все. Небольшой нюанс – при первой подаче документов на визу высока вероятность получить одноразовую визу. Для тех у кого временная регистрация с СПб и ЛО почти 100%. Для тех у кого визы были могут и мульти дать. Тем у кого постоянная прописка в СПб и ЛО высока вероятность получить мультивизу на полгода сразу.
Цель вторая. После получения от курьера загран паспорта с одобренной визой едем страховать мотоцикл для передвижения по зоне Шенгена. аналог ОСАГО только там. Цена 1220 рублей на апрель 2016 в Альфастраховании. РГС заряжает 2450 р. Цены у агентов пляшут. Ищите в интернете где дешевле.
2. Подготовка к поездке.
3. Дорога и таможня.
По плану было выехать часов в 7-8 утра, но так как я и моя любимая половинка жуткие совы, то тронулись мы только часов в 10, благо живем на севере СПб и пилить через весь город нам не потребовалось. Трассу “Скандинавия” до Выборга описывать смысла нет. Вечные ремонты дорог в начале, и культура вождения оставляющая желать лучшего. Да и сама трасса из-за своей прямо скажем идиотской планировки, ширины проезжей части и разметки крайне аварийна.
Перед таможней за 1км есть заправка ПТК где рекомендую залить бак под пробку и если есть канистра на 10л., то и её. Больший объем топлива к провозу запрещен. На самой границе очереди не было, и так как мы выглядели как мототуристы, да и в сути своей ими являлись. То мозги нам не клепали, досмотр не устраивали. Через 2 км от нашей далее следует финская таможня. На финской таможне спросили на сколько едем и где будем ночевать. Ответили почти честно – едем на 3 дня, ночевать будем в кемпингах. В общем подъехав к нашей таможне примерно в 13:00 выкатились от финской примерно через 30 минут. Выехали и поехали далее по указателям в сторону Хельсинки. Собственно дорога там одна, и заблудится надо постараться. С погодой повезло, было тепло и солнечно несмотря на то что было только начало мая. Проехав примерно километров 50 увидели съезд на стоянку для отдыха. В Финляндии как оказалось таких мест очень много, и попадаются они либо недалеко от съездов в сторону городов с основной трассы, либо просто через каждое n-нное количество км. Примерно 50-70. Останавливаться вне этих зон по трассе не желательно. Могут возникнуть проблемы с полицией. Так как время уже было после обеда, а встали рано, то захотелось перекусить и просто немного отдохнуть. Достали снедь в виде пары “доширакообразных” пакетиков, консервы с морепродуктом и кофе с водой. Так как с собой была портативная газовая горелка, спокойно вскипятили воду и поели. Пока туда-сюда прошел час. Но зато вполне отдохнули. Пока стояли обратил внимание на мусор под ногами. Кругом пачки с надписями на русском языке и упаковки от продуктов аналогичные, обертки от шоколадок и т.д. Блин на стоянке стоит большой удобный мусорный контейнер, неужели люди не могут донести мусор хотя бы до него.
Немного о правилах движения. Ограничения скорости по шоссе 120 км/ч. Вне населенных пунктов 80 км/час и в населенных ограничение 50 км/час. Также стоит внимательно смотреть на знаки там где ремонт или большее ограничение скорости. Не советую нарушать, во-первых штраф от 100 евро и выше уже неприятно, во-вторых можно получить отказ в визе при последующих обращениях. В общем и целом снявшись с отдыха мы не спеша направились дальше. Заехали в город Котка на часик, что-то особо интересного там не увидели, есть парк но мы по нему ходить не стали. Взглянули на строительство северного потока и затарившись водой и мелким перекусом в местном супермаркете покатили дальше.
Следующая остановка была после развязки с поворотом на город Лависа. Мы ее проехали прямо и увидев знак указатель парковки для отдыха свернули для остановки. Все-таки фины молодцы. В 100 метрах от трассы на возвышении и скрытое от шоссе место для отдыха. Тихо. Шум с трассы не долетает. Скамейки, навес, столики, контейнеры для мусора и туалет с горячей водой и мылом. Отдельно для М и Ж. Все заасфальтировано и окультурено. Клумбы, дорожки. В общем на фото ниже всё. Рекомендую если без остановки едите на Хельсинки добраться до этой стоянки и спокойно отдохнуть именно здесь.
Еще одна особенность дорожного движения по Финляндии это то, что все едут очень аккуратно и по правилам. Держат дистанцию, свободным левый ряд на трассе, аккуратно перестраиваются и все маневры обозначают указателями поворота. В целом многим езда в таком потоке покажется скучной, ведь как так?, никто не подрезает, неожиданно не обгоняет и не делает резких движений на дороге. Но вот уж как есть так есть. Меня это более чем устраивало, тем более что, хотелось рассматривать окружающие пейзажи, а не просчитывать траектории движения долбоводятлов как обычно. Таким макарм незаметно к 6-ти вечера мы докатились до Хельсинки. Так как уже было поздно решили встать на ночевку. Пока ужин, пока палатка и т.д. как раз бы и время подошло. Еще дома, заранее присмотрел место в спальном районе города недалеко от центра, где нашел большой парк и поставил отметку на навигаторе. Покружили по узким улочкам спального района и приехали на место стоянки. В общем что хочу написать – спальный район в Финляндии это не 9-24 этажное гетто как у нас с широкими проспектами и несмолкаемым шумом, а район с узкими улочками где стоят 2-х этажные таунхаусы, причем на достаточном друг от друга расстоянии чтобы свободное место было занято спорт площадками, парковочными местами и пешеходными аллеями. После 10-ти вечера в таком районе наступает тишина. Ну а мы в свою очередь поставив палатку в парке после ужина отправились спать. Кстати мотоцикл спокойно оставил на общей парковке на свободном месте. Когда спросил у местного жителя, не случится ли с ним чего он даже не понял смысла вопроса. То есть смысл понял, а вот зачем такой вопрос могут задавать для него осталось явно непонятным. Не воруют там короче.
По поводу ночевок в финке на дикой природе либо парках. В Финляндии есть закон который трактуется примерно как “Право человека на природу”, это значит что не разводя открытый огонь и не гадя вокруг себя, вы можете вполне спокойно поставить палатку везде кроме мест, где это не является частной территорией (но можно с согласия владельца), либо если это заповедник или какая-то другая особо охраняемая территория – в таких местах тоже нельзя. В общем переночевали и с утра поехали в центр Хельсинки. Цены на хостелы начинаются в среднем от 50 евро за ночь, что не дешево. Парковки в центре города да и вообще практически везде платные, но для мотоциклистов есть места отмеченные знаком с мотоциклом, на которых вы можете поставить мотоцикл абсолютно бесплатно. Что несомненно большой плюс. Кстати очень большое количество вещей таких как палатка, пенки, часть экипировки мы оставили прямо на мотоцикле припаркованном в центре оживленного города. Через 10 часов когда после обширной прогулки мы вернулись к своему транспорту все было на своих местах.
После еще одной ночевки, настало время возвращаться домой, но мы решили, что у нас хватит времени заехать и погулять по городу Лавииса. Город находится на берегу финского залива на 2/3 пути от Хельсинки до границы. Городок симпатичный, есть останки старой крепости укрепления, причал с парусными судами и набережная с кафе как будто из фильмов в жанре Вестерн. Кстати магнитики и прочую сувенирку на память лучше искать в канцелярских отделах торговых центров, ну или в книжных магазинах. Кстати в Финляндии в каждом городке интересном с туристической точки зрения, есть офис “Информация для туристов”, где дадут карту, расскажут о достопримечательностях и в целом все стороне стараются помочь. В общем дальше дело пошло к вечеру и мы спокойно проехали остаток пути до границы и абсолютно без заморочек ее пересекли в обратном направлении. На этом все.