Мото фристайл на мотоциклах

Мотофристайл. История и современность.

Поиск по статьям

Действительно, изначально никто не воспринимал всерьез идею о том, что выполнение трюков «на забаву публики» способно стать самостоятельной спортивной дисциплиной. Однако, уже в 1980-х годах спортсмены, принимавшие участие в наиболее зрелищной на тот момент дисциплине – суперкроссе, старались всячески разнообразить своё выступление, чтобы лишний раз порадовать болельщиков и сорвать овации «приветственным жестом руки» во время финального прыжка под взмахи клетчатых флагов маршалов.

Суть трюка заключалась в развороте мотоцикла больше, чем на 90 градусов, т.е. «боком», к пиковой точке полета, благодаря смещению положения тела на вылете и усиленной работы газом в полете, с возвратом в исходное положение к моменту приземления.

Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть фото Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть картинку Мото фристайл на мотоциклах. Картинка про Мото фристайл на мотоциклах. Фото Мото фристайл на мотоциклах

Выполнение различных «базовых» трюков во время заездов суперкросса стало весьма популярным явлением и своего рода «отправной точкой» для развития мотофристайла, как отдельной спортивной дисциплины.

Каждый из этих пунктов по сей день влияет на оценку судий и общий результат выступления конкретного спортсмена. Благодаря усилиям, разрозненных на тот момент, энтузиастов и появлению четкой системы оценки выступлений, локальные шоу переросли в национальные соревнования, в которых одновременно принимали участие от 15 и более спортсменов.

Развитие технологий привело к разработке и массовому использованию искусственных железных вылетов – «рамп», с четкими характеристиками. Спортсмены получили возможность регулировать угол вылета и дистанцию полета, а также точно рассчитывать скорость и точку приземления.

Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть фото Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть картинку Мото фристайл на мотоциклах. Картинка про Мото фристайл на мотоциклах. Фото Мото фристайл на мотоциклах

Рампы с различными радиусами, углами и дистанциями – 10 (супер-кикер), 14 и 16 метров.

Зимой 1998 года в Сан-Диего команда спортсменов-энтузиастов провела показательное выступление на ежегодном фестивале экстремальных видов спорта X-Games, это шоу вызвало массовый интерес к новому направлению среди спортсменов и зрителей, а также стало знаковым событием для формирования мотофристайла, как самостоятельной дисциплины. В том же году, спустя пару месяцев, была организована Международная Ассоциация Фристайл Мотокросса (IFMA), её основными задачами стали: признание FMX в широких кругах, как самостоятельной спортивной дисциплины и «подготовка почвы» для проведения официальных международных чемпионатов.

Благодаря действиям Ассоциации с 1999 года фристайл мотокросс закрепился, как обязательная часть различных национальных и международных экстремальных спортивных соревнований, таких как X-Games, Gravity Games, LG Action Sports, а чуть позднее появились узкоспециализированные контесты по мотофристайлу – Dew Tour и Red Bull X-Fighters.

Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть фото Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть картинку Мото фристайл на мотоциклах. Картинка про Мото фристайл на мотоциклах. Фото Мото фристайл на мотоциклах

Трюк «Backflip-Tsunami», фото с одного из этапов Red Bull X-Fighters 2005 в Мехико.

Растущей с каждым годом Ассоциации IFMA потребовалось целых 5 лет, чтобы убедить Международную Мотоциклетную Федерацию (FIM) включить мотофристайл в список признанных дисциплин мотоспорта. В 2005 году фристайл мотокросс вошел в каталог, как официальная дисциплина, а в 2006 году на ежегодных соревнованиях Night Of The Jumps был проведен первый Мировой Чемпионат по Фристайл Мотокроссу, в котором приняли участие ведущие райдеры из различных стран мира.

В наше время проводится бесчисленное количество различных «demo-шоу» (показательные выступления, demo – сокращение от demonstration), а также локальных и международных соревнований. Но по-прежнему статус наиболее значимых мероприятий для профессиональных спортсменов и зрителей принадлежит: Night Of The Jumps (соревнования, обладающие статусом Чемпионата Мира по FMX), Red Bull X-Fighters World Tour (соревнования с мощной шоу-составляющей в формате ежегодного мирового тура, получившие неофициальный статус «гладиаторских боев современности») и, конечно же, соревнования с наиболее богатой историей, стоящие у самых истоков зарождения дисциплины FMX – X-Games.

Появление и развитие трюков в мотофристайле.

Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть фото Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть картинку Мото фристайл на мотоциклах. Картинка про Мото фристайл на мотоциклах. Фото Мото фристайл на мотоциклах

Один из «продвинутых» и весьма популярных трюков – «Rock Solid» (в переводе – «Скала»).

В данный момент ассортимент трюков профессиональных fmx-райдеров весьма обширен и включает в себя различные элементы воздушной акробатики, которые условно можно поделить на три категории – «базовые», «средней сложности» и «продвинутые». Большинство трюков подразумевают обязательное смещение положения тела и/или конечностей спортсмена относительно мотоцикла с полным или частичным отрывом от корпуса байка.

Также, в связи с высокой интенсивностью развития дисциплины и постоянным ростом разнообразия выполняемых трюков, большой популярностью стали пользоваться различные связки, когда спортсмен выполняет несколько трюковых элементов за один прыжок.

Такие связки активно используются профессионалами во время выступлений на Чемпионате Мира и прочих знаковых соревнованиях, где судьи высоко оценивают сложность и разнообразие трюковых комбинаций. Однако, как и на самой заре развития FMX, в наше время «визитной карточкой» в мир профессионального фристайл мотокросса является трюк «Backflip» (обратное сальто), впервые выполненное на кроссовом мотоцикле в 2000 году. До сих пор данный трюк считается одним из наиболее сложных элементов фристайла, освоение которого открывает для райдера доступ к безграничному числу различных комбинаций и трюковых связок, выполняемых вместе с бэкфлипом.

Кто «пишет историю» фристайл мотокросса?

В историю мотофристайла навеки вписаны имена великих кроссменов, стоявших у истоков FMX движения в Штатах, таких спортсменов, как Майк Джонс, Джереми МакГраф, Браен Диган, Майк Метцгер, Нейт Адамс, Тревис Пастрана и многих других. И, хотя почти все вышеперечисленные спортсмены уже давно не выступают, редко можно встретить человека, увлеченного мотоспортом, который никогда не слышал этих имен. Следующее поколение FMX-райдеров стало интернациональным, например, первым официальным Чемпионом Мира по FMX стал Мэт Рибо из Швейцарии, затем большую популярность и множество наград получил норвежец Айло Гауп, непревзойденным рекордсменом (совершившим самые безумные прыжки) по сей день является австралиец Робби Мэддисон и т.д.

Наконец современное поколение FMX представило миру отечественных спортсменов. Одними из первых были братья Ярыгины – Владимир (сделавший первый бэкфлип на кроссовом мотоцикле в России) и Михаил (обладатель первого места на Чемпионате мира 2012 в категории «Whip Contest»), а также их друг и коллега – Николай Иванков, которые вместе представляют самую сильную из профессиональных FMX-команд в России – «FERZ».

Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть фото Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть картинку Мото фристайл на мотоциклах. Картинка про Мото фристайл на мотоциклах. Фото Мото фристайл на мотоциклах

Широкую известность получил отечественный спортсмен из Коломны – Алексей Колесников (первый райдер в России, сделавший бэкфлип на дистанции в 21 метр) и его команда «FMX 13», включающая в себя Алексея Айсина, Кирилла Гаврилова и Антона Смирнова. Сам Алексей постоянно тренируется со своими зарубежными коллегами и обладает очень высоким уровнем мастерства, зачастую превосходящим опыт американских и европейских спортсменов.

Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть фото Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть картинку Мото фристайл на мотоциклах. Картинка про Мото фристайл на мотоциклах. Фото Мото фристайл на мотоциклах

Постепенно снискивает популярность у зрителей команда Павла Антонова «MadMen», в которую также входят Сергей Степаненко, Александр Кудрявцев, Валерий Хуцишвили и Евгений Козинченко. Этот молодой коллектив существует чуть больше года, но парни уже показали достойный уровень на отечественной FMX-арене.

Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть фото Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть картинку Мото фристайл на мотоциклах. Картинка про Мото фристайл на мотоциклах. Фото Мото фристайл на мотоциклах

Помимо профессиональных команд, которые регулярно проводят показательные выступления и принимают участие, как в локальных, так и в международных соревнованиях, в разных уголках России с каждым годом появляется все больше спортсменов-любителей. Причем райдеры относятся к различным возрастным категориям, некоторые обладают большим опытом в классическом мотокроссе, а другие пришли во фристайл и вовсе без кроссовой подготовки. Можно с уверенностью сказать, что в нашей стране постепенно формируется собственное фристайл движение, привлекающее всё большее число спортсменов. А это значит, что весьма распространенный предрассудок о том, что «мотофристайл по своей опасности получения травм равносилен самоубийству» – побежден окончательно и бесповоротно!

Во многом этому способствовала деятельность в популяризации дисциплины от вышеперечисленных команд. Например, клуб FERZ в Москве (в районе Царицыно) обучает всех желающих, как классическому мотокроссу, так и мотофристайлу. Алексей Колесников несколько лет подряд проводил летний лагерь Red Bull Kolesnikov FMX Factory (в Коломне), в который приглашались для недельного обучения наиболее перспективные спортсмены со всей России и ближайших стран-соседей – Украины, Прибалтики и т.д. Команда MadMen базируется на трассе мотошколы Red Racing Group в Москве (в районе Крылатских холмов) и с радостью принимает гостей для совместных тренировок на фристайл площадке.

Насколько опасен мотофристайл?

В отличие от классического кросса, где присутствует уйма факторов, которые способствуют получению различных травм, во фристайле можно выделить лишь три основные причины падений и травм – ошибка спортсмена, неисправность техники (как мотоцикла, так и рампы) и плохие климатические условия (сильный порывистый ветер, дождь, снег и т.д.).

Однако последний пункт легко исключается, если речь идет о тренировках в хорошую погоду или выступлениях в закрытых помещениях.

Фристайл – это аккуратность, точность и расчетливость вкупе с методичным подходом к тренировкам и последующим выступлениям. Здесь нет места кроссовому азарту и агрессивной борьбе, спортсмен должен быть максимально спокоен, собран и сконцентрирован на достижении поставленных целей, даже во время участия на серьезных соревнованиях.

Отвечая на главный вопрос «опасен ли FMX?» – можно с уверенностью сказать, что фристайл не опаснее других дисциплин мотоспорта, а главную роль в обеспечении безопасности играет личное отношение и общая подготовка конкретного спортсмена.

Мотоциклы для мотофристайла.

К тюнингу относятся такие элементы, как более жесткая подвеска, специальный руль с высоким подъемом, дополнительные ручки «флип-леверсы», низкое седло с тонким слоем поролона, специальные прорези в заднем боковом пластике, наждачная самоклеющаяся бумага на перьях вилки и раме и т.д.

Жесткая подвеска позволяет с относительным комфортом прыгать на большие дистанции с высокой амплитудой, и в меньшей степени опасаться жестких приземлений в случае недолета или перелета оптимальной зоны приземления. Высокий руль повышает управляемость мотоцикла в момент прохождения рампы перед прыжком, а также позволяет совершать различные трюки, например «шаолинь», когда райдер пропускает ноги между рук над рулем и, разведя их в стороны, фактически садится на переднее крыло мотоцикла. Низкое седло нужно для комфортного переноса ног над байком, без опасности зацепиться за мотоцикл, например при трюке «канкан». А в купе с прорезями в задних боковинах пластика райдер может совершать трюки с захватом седла, например «супермен-ситгрэб» или «индиан-эйр». Наждачная бумага на перьях вилки и раме повышает зацеп за поверхность байка при выполнении таких трюков, как «клиффхэнгер» и «Капитан Морган» соответственно. Флип-леверсы на руле нужны в первую очередь для выполнения сложных связок с бэкфлипом, когда райдер при вращении сальто упирается в них предплечьями и тем самым получает возможность вернуть ноги на подножки даже при полете вниз головой.

Помимо стандартного тюнинга, многие спортсмены прибегают к различному визуальному оформлению своих байков, чтобы выглядеть максимально ярко во время шоу или на соревнованиях. Для визуального оформления используется неоновая подсветка колес, рамы и пластика, яркие виниловые наклейки с разнообразной графикой, специальная покраска различных частей мотоцикла в яркие цвета, например рамы, маятника, колес и передней вилки.

Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть фото Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть картинку Мото фристайл на мотоциклах. Картинка про Мото фристайл на мотоциклах. Фото Мото фристайл на мотоциклах

Мотоцикл Владимира Ярыгина, украшенный для шоу специальной диодной подсветкой колес.

Также, благодаря развитию технологий, ежегодно появляются новые элементы и приспособления для тюнинга FMX байков, которые облегчают спортсменам способы выполнения различных трюков, а также позволяют сделать облик мотоцикла более запоминающимся для зрителей и судий.

Помимо «классической» кроссовой техники от известных производителей – KTM, Honda, Kawasaki, Yamaha и Suzuki, начали появляться узкоспециализированные мотоциклы, разработанные специально для фристайл дисциплины. Одним из первых байков стал UNIT Skycraft, чья рама полностью выполнена из карбонового волокна, благодаря чему байк обладает рекордно низким весом, что должно крайне положительно сказаться на выносливости спортсмена при выполнении различных трюков. Однако, данный байк, как и прочие аналоги, являются прототипами. И в данный момент эти мотоциклы еще не запущены в массовое производство. С другой стороны – прогресс не стоит на месте и, не смотря на недоработки и конструктивные минусы прототипов, можно с уверенностью сказать, что, как и в любом другом виде спорта, в мотофристайле со временем появится узкоспециализированная техника для выполнения трюков.

Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть фото Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть картинку Мото фристайл на мотоциклах. Картинка про Мото фристайл на мотоциклах. Фото Мото фристайл на мотоциклах

Узкоспециализированный и суперлегкий мотоцикл для FMX с карбоновой рамой – UNIT Skycraft.

Важные даты в истории мотофристайла.

1998 год – основание Ассоциации IFMA и первое FMX-шоу в Лас-Вегасе.

2000 год – первый в мире бэкфлип выполнен райдером Кэри Хартом.

2003-2005 года – активное развитие дисциплины и открытие множества новых трюков.

2006 год – Трэвис Пастрана выполняет первый в мире двойной бэкфлип.

2007 год – в России сразу два райдера выполнили бэкфлип – В. Ярыгин и А. Колесников.

2008 год – в Москве проходит международный контест «FMX Masters» с 14-ю проф. райдерами.

2009 год – Чарльз Паже выполняет фронтфлип (сальто вперед).

Источник

Мотофристайл: акробатика на летящем мотоцикле

К мотофристайлу относится экстремальный вид спорта, связанный с мотокроссом, поэтому и называют иногда его «фристайл мотокроссом». Другие названия таковы: «Фристайл MX», «Мото X» и «FMX», а соревнования состоят из нескольких видов. Этот зрелищный спорт создали профессиональные кроссмены, приложив опыт и неимоверные усилия. Спортсменам требуется, прыгая на мотоцикле с трамплина, в течение двух минут продемонстрировать программу, наполненную сложными акробатическими трюками.

Требования к мотоциклам

Для мотофристайла используют классические кроссовые мотоциклы: Хонда, KTM, Судзуки и Кавасаки, но чаще выбирают двухтактную Ямаху YZ250. Американские виртуозы «летают» на четырёхтактных байках объёмом 450 куб. см. Вес машин – порядка 90-95 кг, при таких параметрах ими легче управлять при выполнении трюков.

Новички катаются на стандартной технике, но с приобретением мастерства самостоятельно дорабатывают детали. Учитывается вес спортсмена, манера катания и предпочтения выбора элементов. По технической части главным считается перенастроить подвеску, карбюратор и выхлопную систему.

Перенастройка карбюратора нужна для чёткого отклика двигателя и повышения тяги со скоростью при коротких разгонах, а также для того чтобы не нагружать двигатель во время приземления. Для этого же дорабатывают и выхлопную систему – ставят тюнинговую. Подвеску устанавливают специальную для мягкости во время приземления и с усиленными пружинами, чтобы машина слушалась на рампе и не боялась длинных прыжков и жёстких приземлений.

Внешние изменения для удобства выполнения трюков таковы:

Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть фото Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть картинку Мото фристайл на мотоциклах. Картинка про Мото фристайл на мотоциклах. Фото Мото фристайл на мотоциклах

Чтобы мотоцикл запомнился судьям и зрителям, мотофристайлеры добавляют визуальное яркое оформление:

Производители уже наладили выпуск узкоспециализированных мотоциклов для мотофристайла. Основная такая ультралёгкая машина – UNIT Skycraft: для изготовления рамы здесь применяют карбоновое волокно.

Появление и развитие трюков в мотофристайле

Понимая, что зрелищность приносит славу и деньги, гонщики начали придумывать сложные трюки и вставлять их в прыжки на мотоцикле с трамплина. Постепенно трюки стали обязательными для мотофристайла и выполняются со специальной рампы, которая помогает вылететь под нужным углом с заданной скоростью и приземлиться в нужной точке. Выполняя трюк, райдер изменяет положение тела по отношению к мотоциклу.

2000 г. – год рождения первого сложного трюка, давшего развитие другим, ещё более усложнённым элементам. В их число входит сальто-мортале, или кувырок назад в воздухе (бэкфлип) сидя на байке с приземлением на оба колеса.

Набор трюков профессионалов состоит из трёх категорий – «базовых», «среднего уровня» и «продвинутых». Трюк – акробатическое упражнение, когда тело или конечности спортсмена обязательно смещаются по отношению к мотоциклу, полностью или частично отрываясь от машины.

Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть фото Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть картинку Мото фристайл на мотоциклах. Картинка про Мото фристайл на мотоциклах. Фото Мото фристайл на мотоциклах

Мотофристайл как свободно развивающаяся дисциплина должен постоянно пополняться новыми трюками. По этой причине у фристайлеров принято вставлять в программы выступлений связки из двух-трёх специальных элементов, за которые судьи выставляют повышенные баллы. Новые приёмы появляются за счёт увеличения скорости и продолжительности полёта, изменения угла вылета и высоты трамплина, добавления или изменения вращения.

Если раньше делали одно сальто, то теперь смельчаки крутят двойной бэкфлип. Некоторые трюки настолько сложные и опасные, что райдер, выполнив его один раз, отказывается повторять.

Для отработки приёмов с вращением делают поролоновую яму, но всё равно эти трюки требуют сложных и выматывающих тренировок. Спортсмен часто падает вниз головой, а сверху добавляется мотоцикл. Выбраться самостоятельно не получится. В такой ситуации приходится терпеть и ждать в том положении, в котором приземлился.

Распространённые виды трюков

В арсенале мотофристайлеров 20 базовых трюков, которые считаются распространёнными элементами и дают начало новым комбинациям. К таким трюкам относятся «Кан-кан» без движения ногами, варианты «Хлипкликеров» и связки с «Бэкфлипом».

Бэкфлип – пропускной экзамен в профессиональные спортсмены.

Первый трюк – «Кнут», для выполнения которого райдеру требуется положить байк в горизонтальное положение и вернуть обратно, чтобы приземлиться на колёса.

В Кан-кане требуется перекидывать ноги на одну сторону машины.

«Харт Атаку» исполняют с вытянутым в стойке телом, опираясь руками о седло и руль.

В «Индийском Воздухе», как в Харт Атаке, стоя на руках выполняется имитация ходьбы в воздухе.

Чтобы сделать упражнение «Клифф Вешалка», спортсмен в полёте встаёт с поднятыми руками, зацепившись носками ног за рычаги руля.

Исполняя «Боди Вариал», спортсмен успевает сделать полный оборот над летящим мотоциклом и взяться за руль до приземления.

Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть фото Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть картинку Мото фристайл на мотоциклах. Картинка про Мото фристайл на мотоциклах. Фото Мото фристайл на мотоциклах

В трюке «Палач» спортсмен, держась за седло, другой рукой берётся за ноги и прогибается.

«Каблук кликера» – нужно, опираясь руками о руль, вытянуть ноги вперёд и постучать подмётками одна о другую.

Выполняя «Скалу», спортсмен, не держась за мотоцикл, летит рядом.

Сложным является трюк «Правитель». Он представляет собой стойку на руках на руле.

Выполняя «Кордову», спортсмен, не отпуская руля, цепляется за него также носками ног и прогибается. Некоторые реализуют этот трюк при исполнении бэкфлипа.

«Поворот» – это когда байк в полёте делает полный оборот вокруг оси.

«Мёртвым телом» называется трюк, когда райдер вытягивается вперёд, держа ноги вместе, и при этом не отпускает руль.

Основные направления по мотофристайлу для проведения соревнований

Для проведения соревнований по мотофристайлу используют открытую площадку или стадион. Из техники применяют мотоциклы, квадроциклы и снегоходы. Главное – технически правильно выполненные акробатические трюки во время затяжных прыжков со специальных искусственных трамплинов.

Соревнования по мотофристайлу состоят из двух программ.

Разделы программы «Большой воздух» для проведения профессиональных соревнований.

Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть фото Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть картинку Мото фристайл на мотоциклах. Картинка про Мото фристайл на мотоциклах. Фото Мото фристайл на мотоциклах

Последняя из описанных дисциплин чревата серьёзными травмами из-за выполнения спортсменами сверхопасных полётов.

Судейство

С выделением мотофристайла в отдельную дисциплину были разработаны правила судейства. Оценка выступления райдера складывается из пяти критериев по 10-балльной шкале.

Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть фото Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть картинку Мото фристайл на мотоциклах. Картинка про Мото фристайл на мотоциклах. Фото Мото фристайл на мотоциклах

Для получения высшего балла мотофристайлеры добиваются, чтобы трюки отличались:

Оценивает показ столько бригад судей, сколько намечено параметров для определения победителя.

Популярные соревнования

Мотофристайл проводится как самостоятельное соревнование или входит в состав комплекса состязаний с другими экстремальными видами спорта. Все профессиональные райдеры и толпы зрителей стремятся попасть на популярный чемпионат мира по мотофристайлу под названием «Ночь прыжков».

Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть фото Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть картинку Мото фристайл на мотоциклах. Картинка про Мото фристайл на мотоциклах. Фото Мото фристайл на мотоциклах

Также пользуется популярностью мировой шоу-тур с неофициальным статусом «Гладиаторские бои современности» (Red Bull). Незабываемы и традиционные соревнования, появившиеся с выделением мотофристайла в отдельную дисциплину – «Х – Игры». Из других состязаний публикой ценятся «Мастера грязи», «Мастера адреналина» и «Гравитационные Игры».

Те, кто вписал своё имя в историю фристайл-мотокросса

Первопроходцы, пробивавшие дорогу мотофристайлу, фактически создавали новый вид мотоспорта. Они уже давно завершили карьеру. Однако имена этих мастеров, навечно вписанные в историю спорта, помнят и почитают тысячи поклонников и любителей мотокросса. По трюкам пионеров учатся новички и рассчитывают траектории полётов профессионалы нынешнего поколения мотофристайла.

Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть фото Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть картинку Мото фристайл на мотоциклах. Картинка про Мото фристайл на мотоциклах. Фото Мото фристайл на мотоциклах

Имя Майка Джонса непосредственно связано с суперкроссами 90-х гг. и с победами на чемпионатах Европы. Однако со временем травмы вынудили Майка перейти в FMX и посвятить карьеру трюкам.

Джереми МакГрафа (Южная Калифорния), на счету которого 72 победы с 7 титулами, называют Королём Суперкросса. Благодаря его прыжкам мотофристайл выкристаллизовался в отдельную дисциплину.

У Нейта Адамса много чемпионских титулов, полученных на популярных соревнованиях по мотофристайлу. Примечательно, что первое звание было получено Адамсом в 2002 г., в возрасте 18 лет.

Тревиса Пастрану, основателя мотофристайла, считают самым титулованным участником мотокросса, суперкросса, ралли и FMX. Тревис – первый гонщик, который совладал с двойным бэкфлипом (2006 г.).

Позже к американским мотофристайлерам добавились:

Российские спортсмены-мотофристайлеры регулярно покоряют зрителей выполнением оригинальных трюков «2 в 1», при этом не надевая тяжёлое специальное обмундирование.

Сложность трюков Алексея Колесникова, единственного российского участника на мировых этапах Ред Булла, превзошла по уровню мастерства аналоги американцев и европейцев. Алексей известен выступлениями в команде «FMX 13» с Алексем Айсиным, Кириллом Гавриловым и Антоном Смирновым.

Николай Иванков в FMX установил два российских рекорда, известен успешным участием в международных соревнованиях «Ночь прыжков».

У братьев Ярыгиных, постоянных участников и призёров международных соревнований, также в копилке множество уникальных наработок и рекордов.

Имя Владимира знаменито первым бэкфлипом среди россиян. У Михаила – титул Чемпиона мира 2012 г. в «Конкурсе хлыстов».

Пётр Андреев пришёл в мотофристайл после велосипедных шоу и продолжил соревноваться на мировом уровне.

Благодаря ярким выступлениям профессионалов на организованных соревнованиях и с показательными выступлениями мотофристайл развивается и привлекает много любителей.

История мотофристайла

Зарождение мотофристайла началось со зрелищных прыжков в суперкроссах. В 80-е гг. XX-го века гонщики, прыгая на мотоциклах с трамплинов и на мгновение зависая в воздухе, приветствовали зрителей поднятием одной или обеих рук. Первый трюк, выполненный кроссменом Гаем Купером (1985 г.) на гонке Суперкросса, назвали «хлыстом». Так в 1990-х гг. в США появилась новая спортивная мотодисциплина, которую назвали мотофристайлом.

Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть фото Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть картинку Мото фристайл на мотоциклах. Картинка про Мото фристайл на мотоциклах. Фото Мото фристайл на мотоциклах

Тогда много гонщиков ушли из мотокросса, чтобы осваивать мотоциклетные полёты, совмещённые с акробатикой. Кроме гонщиков-профессионалов новый вид спорта развивался благодаря «летающим дьяволам» – американским каскадёрам-трюкачам. Сотни несложных, но оригинальных прыжков знаменитого Ивела Нивела сыграли бесценную роль для нового поколения мотофристайлеров. По этим прыжкам рассчитывались дистанции и траектории полётов с тем, чтобы снизить количество ошибок и падений.

К началу XX-го в. райдерами (фристайлерами) была продумана система оценивания трюков на соревнованиях. Баллы стали выставлять за техничность, сложность, зрелищность, несходство элементов и реакцию зрителей. Так уже ставшие привычными шоу стали национальными соревнованиями, в которых появились сложные приемы. На усложнение трюков повлияло появление рампы – искусственного железного трамплина, изменяющего угол и высоту вылета.

«Биография» мотофристайла

В 1998 г. основана Ассоциация IFMA и в Лас-Вегасе было организовано первое показательное выступление мотофристайлеров.

В 2000 г. райдер Кэри Харт первым сделал сальто назад, так называемый «Бэкфлип».

С 2003 по 2005 гг. дисциплина развивается, придумываются и разучиваются новые трюки.

Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть фото Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть картинку Мото фристайл на мотоциклах. Картинка про Мото фристайл на мотоциклах. Фото Мото фристайл на мотоциклах

2005 г. – Международная Мотоциклетная Федерация (FIM) признала мотофристайл официальной дисциплиной. Через два месяца после этого райдеры создают Международную Ассоциацию Фристайл Мотокросс (IFMA).

2004 – 2005 гг. – мотофристайл осваивают российские мотогонщики.

2006 г. – проведён первый Чемпионат Мира; Трэвисом Пастраной выполнен двойной бэкфлип.

В 2008 г. в Москве были организованы международные соревнования «Мастера мотофристайла».

С тех пор часто проводятся национальные и международные соревнования по этому виду спорта, организуется много показательных выступлений.

Интересные факты о мотофристайле

Вокруг молодого и развивающегося вида мотоспорта с головокружительными трюками ходит много слухов, но не меньше и достоверных фактов.

Многие из рекордов Джереми МакГрафа, легенды мотокроссов 90-х, до сих пор не побиты.

Трюк бэкфлип исполняется в 15-ти вариантах как самостоятельный элемент и включается в связки.

Мотофристайлеры прыгают в длину на 3-50 м. На дальность полёта влияет рампа.

Норвежец Айло Гауп до увлечения мотофристайлом продавал рыбу. Таким образом он скопил денег на кроссовый мотоцикл.

Майка Метцгера прозвали «Крёстным отцом», язык райдера украшает татуировка со словом «боль». Этот спортсмен придумал много трюков, которые считаются базовыми в мотофристайле. В 2006 г. райдер выбрал площадь с фонтанами, выполнил на ней «Сальто назад» и удачно приземлился. Этот трюк высотой 30 м и длиной 41 м над водяными струями был зачтён как мировой рекорд и внесён в книгу Гиннесса.

Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть фото Мото фристайл на мотоциклах. Смотреть картинку Мото фристайл на мотоциклах. Картинка про Мото фристайл на мотоциклах. Фото Мото фристайл на мотоциклах

Мотофристайлеры прыгают в облегчённой одежде, чтобы не стесняла движений. Вместо тяжёлых мотокроссовых штанов они выполняют трюки в мотошортах, а колени защищают роллерскими наколенниками.

Российские мотоспортсмены-акробаты регулярно завоёвывают чемпионские титулы на международной арене. Но в России, где многие молодые люди интересуется этим видом спорта, мало подготовленных мест с возможностью бесплатных тренировок и техникой. Для самостоятельного освоения мотофристайл – удовольствие дорогостоящее и небезопасное. Однако поистине влюблённых в эту дисциплину парней это обстоятельство не останавливает: они своими силами сооружают рампы, места приземления и приобретают байки. Главное – хотеть, делать и стремиться к результатам!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *