Мотороллер муравей в деревне
Мотороллер Муравей 2M-02. Муравей ForTwo.
Изготовление мотороллеров началось в 1959 году, а прекратилось в 1995.Изготовителем был Тульский Машиностроительный Завод. В 1983 году, был создан Муравей 2М-01. Он нашел своего покупателя и его любили. Любили за цену, за юркость, за то сколько он на себе тащит. Им пользовались все, кому необходимы были перевозки на компактном транспорте. Перевезти он мог легко 250 кг., скорость при этом была 60 км/ч. Исполнения кузовов было разное: тент, открытый, фургон.
Это второе поколение линейки «Муравей» — 2М-02, был куплен в почти далекие 90-е. Точно год не вспомню, да и не так уж это и важно. Помню как его пригоняли, сколько радости было на лицах и в глазах у всех встречающих. Вечер, полуразваленные сараи, а мимо них едет «копейка» и тянет на буксире красавца Муравья. Он видимо долго стоял, поэтому мог только бибикнуть через раз. Аккумуляторная батарея была высажена в ноль.
В тот вечер был огромный праздник. Ну а что? Это событие, покупка транспорта, а по деревенским меркам это был шикарный вариант. Собственно, в городе муравей скорее всего не пригодился бы, а в деревне самое оно. Бороздить поля, сельские дороги и перевозить все что нагрузят. Мотороллер Муравей 2М является грузовым мотороллером и то сколько он перевезет, зависит от количества мест «в салоне». Были версии одноместные(ForOne) и двухместные(ForTwo). Там где мог сидеть только водитель, кузов был больше, а где сзади водителя мог сесть пассажир, соответственно меньше.
Минусы и плюсы есть у каждой из версий. Либо один человек сидит, но при этом расположение «багажника» нормальное, либо сидят двое и работают противовесом, потому что с полным кузовом ехать по кочкам или въехать в горку будет проблематично, мотороллер так и норовит встать на дыбы.
Помню что муравья почти сразу переделали на ручной режим, убрав все «ненужное» из электрики. Зажигание от тракторного магнето.
Это сейчас ручку можно легко дернуть хоть раз 10 подряд, а в совсем юном возрасте и два раза давались с большим трудом.
Если его помыть, покрасить, то есть сделать как с завода, то он просто очарует. Несмотря на то что он «циклоп», вид спереди удался. Эдакий добряк. Пластиковые крышки для поворотников по бокам — сделано в СССР, фара из стекла — сделано в России.
На передней части расположилось небольшое, но широкое крыло. Кстати, весьма крепкое. Защита коленей или дизайнерское решение — точно сказать не могу, ибо ноги закрывает частично. Это я про боковые панели слева и справа от фары. Подножки для пассажиров, площадки для ног водителя с противоскольжением, а точнее резинками. Далее идет кузов с катафотами на бортах и крупной надписью «Муравей» на откидном борту сзади.
Интерьер.
Ну тут конечно не так все красиво как снаружи. Все строго и это понятно, миссия мотороллера не нести красоту в массы. Есть 4 лампочки, которые показывают работу поворотников, включен ли свет в фаре, заряд аккумулятора и зажигание.
Под этими лампами расположился сам замок зажигания, а еще ниже — ножник. Конструкция у него своеобразная. Сначала надо вдавить педаль тормоза в пол, а потом зажать этим, что называют ножником. Результат так себе, хотя наверное это дело в самих тормозах.
Руль удобен и не содержит ничего лишнего. Газ, сцепление, обогатитель, рычаги поворотников и света. Еще на правой стороне, рядом с ручкой газа, находится выключатель двигателя.
Между ними находится спидометр. Удивительно, нарисовано аж 140 км/ч, но фактически скорость не превысит 80 км/ч, даже с горки.
Сиденье кожаное. Или кож зам, скорее всего второе. Очень долго служит и главное прочное.
Что внутри?
Все просто, если заводская конструкция сохранилась. А если нет? То тут наступает самое интересное. Нажимаем «подсос» на карбюраторе и дергаем ручку, пока не заведется.
Все «муравьи» по-разному реагируют на это. Кто-то с пол оборота заводится, а кому необходимо раз 6-7 дернуть.
Перегреть двигатель сложно, но возможно. В обычном режиме работает принудительное охлаждение, оно в принципе во всех режимах одно. Гоняет воздух охлаждая цилиндр, головку блока. Для большего удобства в ремонте и лучшего охлаждения, снимался и оставался в гараже металлический кожух, который закрывал весь «моторный отсек». При длительной езде и больших нагрузках, ногам становится очень горячо. Кажется что еще немного и вспыхнет.
4-х ступенчатая механика работает исправно. Рычаг управления находится возле левой ноги. Пяткой включаем 1-2-3-4, пальцами ног — наоборот. Если хочется переключиться на нейтраль, например с 4-ой передачи, то придется перебрать все передачи вниз, иначе никак. Коробка условно-надежная, главное масло залить в нее.
Проверять уровень надо регулярно, но если что-то пойдет не по графику, то это не страшно. Муравей многое прощает.
Привод задних колес через цепь. Самое страшное, когда передняя звездочка разламывается. Резкий хлопок и колеса на юз, зрелище не приятное. Цепь передает момент на реверс-редуктор, дальше вся сила распределяется через муфты по правому и левому колесам.
Справа от водителя есть рычаг заднего хода, он как раз и включат реверс в редукторе. В последнем, менять масло необходимо раз в сезон, как минимум. Для этого мотороллер придется почти перевернуть, заливное отверстие расположено неудобно от слова совсем.
Теперь подвеска. Спереди все мягко и хорошо. Даже когда в ямы попадаешь, она многое проглатывает и руки потом не болят. Сзади пробивает чаще, да и в целом она хуже чем соседка спереди.
Проблемы?
Одна из частых проблем, это порванная прокладка между карбюратором и цилиндром. Если в советское время эти детали делались качественно, то сейчас это дубовая и одноразовая резинка. За сезон 2-3 штуки можно заменить.
Тросик сцепления является расходником. Сейчас они рвутся гораздо чаще чем надо. Замена сложности не представляет, но неудобно — факт!
Коробка попала и в минусы, так как часто случаются провалы у второй и третьей передачи. Помогает перебока КПП.
Тормоза. Редкий случай когда их можно настроить как надо, но даже несмотря на это, спустя какое-то время, придется лезть под днище и регулировать тормозные тяги. Занятие не из удобных.
Если на муравье стоит магнето, то придется частенько чистить контакты. Искра — дело такое.
Вот кажется, работай себе техника и работай, но нет, обязательно надо чему-то сломаться. Тем не менее ремонт муравья не доставляет серьезных хлопот и денежных затрат. Большую часть возникающих проблем можно сделать «в поле».
Итоги
Для чего этот мотороллер так необходим?
Перевезти урожай с огорода в погреб, возить стройматериалы, возить навоз, мусор, ветки. В наши дни, мотороллеры активно используются на некоторых кладбищах. С их помощью перевозят песок и цемент, для заливки фундаментов, привязывают телегу с гранитным памятником и довозят до места установки. В тех.паспорт тогда никто не смотрел, как не смотрят и сейчас. Тогда не смотрели потому что «всё знали», сейчас их зачастую просто нет. Грузоподъемность у муравья достаточная — в среднем около 350 кг.(были разные версии и грузоподъемность у каждого своя), это при том что вес мотороллера около 260 кг. Про груз я пишу потому что гранитные памятники часто бывают и по 500 кг, а муравей все равно тащит. 2 человека, кузов песка, мешок цемента и камень.
То же самое и в деревнях. Нагружали так, что колеса расходились, а он ехал.
Народная любовь — ее не купить за деньги, ее можно только заслужить. С этим Муравей справился на отлично.
Спасибо за внимание. Подписывайтесь на блог, делитесь этим материалом, жмите кнопки и до новых встреч!
Как устроен мотороллер Муравей, его история и технические характеристики
Многим наверняка знакомо такое понятие как мотороллер. Сейчас оно имеет несколько иное значение, нежели в советские времена. Хотя во многом благодаря таким разработкам как Муравей и появились современные версии мопедов, на которых регулярно рассекает по улицам молодёжь и вполне себе взрослые и состоятельные люди.
Фактически именно Муравья считают лучшим решением своего времени. Разрабатывали специально для нужд жителей сельской местности. Вот и получилась универсальная техника, способная за небольшие деньги решать множество актуальных вопросов.
Стоит поближе познакомиться с Муравьём, его историей, устройством и техническими характеристиками.
Первое знакомство
Муравей позиционируется как грузовой мотороллер, созданный Тульским машиностроительным заводом (ТМЗ) именно для нужд и потребностей жителей сельской местности.
Выпуск Муравья начался в 1959 году. С учётом изменения модификаций и версий, которые многие считают всё же отдельными видами мотороллеров, продержалась техника на конвейере несколько десятков лет. Лишь в 1995 году производство официально было прекращено.
Интересно и то, что до сих пор сегмент грузовой мототехники практически свободный. Здесь нет серьёзных конкурентов и каких-то разнообразных вариантов. Это позволяет советскому Муравью до сих пор оставаться востребованным и актуальным, несмотря на подходящий к концу 2021 год.
Также стоит отметить, что в 2016 году возник вопрос о необходимости возродить производство грузовых мотороллеров на мощностях Тульского завода. И в 2017 году даже собрали первый прототип.
Значимым стал 2020 год. Именно тогда весной запустили продажу моторизированной тележки ВТС-01, оснащённой дизель-генераторной силовой установкой, а также ВТС-02, но с приводом, который работает от аккумуляторной батареи. Обойдётся такое транспортное средство минимум в 1,25 миллиона рублей, что не может не вызывать определённые вопросы и местами недоумение в глазах потенциальных покупателей.
Если говорить про Муравья, то популярность к этому мотороллеру пришла во времена СССР. В своё время он был практически единственным трёхколёсным грузовичком, который можно было взять за столь небольшие деньги.
В условиях сельской местности он прекрасно подходит для выполнения мелких работ и грузоперевозок. Свою популярность Муравей завоевал достаточно солидной грузоподъёмностью, надёжностью, простотой конструкции, проходимостью и возможностью провести ремонт своими руками буквально в полевых условиях.
Это трицикл, который имеет внушительную армию поклонников до сих пор. Многие владельцы отмечают, что даже современные китайские аналоги не могут сравниться с теми преимуществами и возможностями, которые даёт старый добрый советский Муравей.
Внешний вид
Дизайн у мотороллера Муравей можно описать как простой и неказистый. Тут искать причины в таком подходе к разработке внешнего вида долго не приходится. Это было обусловлено временами, когда его разрабатывали, а также функциональным назначением.
В СССР всё ещё переживали тяжёлые послевоенные времена. Поэтому думать про оригинальный дизайн и какие-то уникальные решения нет было необходимости и желания. Да и вообще в конце 50-х годов прошлого века даже такое понятие как «дизайн» отечественные производители и разработчики не использовали.
То есть совершенно несправедливо упрекать Муравья в том, что он выглядит просто и неказисто. Это обусловлено ситуацией в те времена. К тому же, тут речь идёт о сельскохозяйственной технике. А к ней априори предъявлять требования по привлекательному дизайну нельзя.
Зато сейчас взгляд на Муравья серьёзно поменялся. На фоне изысканной техники и мотоциклов советский мотороллер выглядит необычно, самобытно и оригинально.
Модельный ряд
Муравей — это скорее общее название для целого ряда трёхколёсных грузовых мотороллеров. Хотя многие модификации имели собственные названия.
Если кратко, то модельный ряд состоял из следующих мотороллеров:
Но большинство людей привыкло именно к понятию Муравей. Легко запоминается, а также оригинально звучит.
Какая категория прав нужна для владельца Муравья
Также многих людей интересует вопрос о том, какая категория в правах нужна будет на советский мотороллер Муравей.
Тут даже логичнее спросить о том, нужны ли права вообще. Если мотороллер Муравей будет использоваться исключительно как помощник по огороду или дачному участку, не выезжая на дороги общего пользования, то в принципе можно обойтись и без прав.
Не лишним будет разобраться в том, какой из существующих категорий прав на деле относится на сегодняшний герой мотороллер Муравей.
Учитывая это, вы в итоге поймёте, какая категория прав нужна и придётся ли вам отдельно получать категорию в водительское удостоверение, чтобы иметь возможность оседлать трёхколёсный советский мотороллер Муравей.
Согласно общепринятой классификации, которая действует в РФ, мотороллер относится к категории трициклов. Начиная с ноября 2013 года, чтобы управлять трициклами и квадроциклами, требуется категория В1. Если быть точнее, то она считается подкатегорией.
При наличии прав категории В старого образца, во время обмена на удостоверение нового образца соответствующую категорию включают в документ автоматически. Проходить курсы и сдавать на права в этой ситуации не придётся.
Но случается так, что владельцы Муравья сами модернизируют технику. В зависимости от внесённых изменений, ситуация с правами и необходимой категорией может поменяться.
Если это облегчённая конструкция и масса техники не превышает 400 килограммов, а мощность составляет до 20 лошадиных сил, тогда вполне можно обойтись категорией А.
Если же вес превышает 400 кг, даже в условиях облегчённых характеристик уже без категории В1 никак не обойтись.
При условии превышения объёма двигателя выше отметки 50 кубических сантиметров, в правах придётся открыть подкатегорию М.
Теперь загляните в свои действующие права и посмотрите, подходит ли ваш вариант удостоверения для законного управления советским мотороллером.
Технические характеристики
Сразу хочется отметить, что данные про мотороллер Муравей будут учитываться исходя из паспорта, заводских параметров и оригинальных технических характеристик. Ведь при изменении кузова или прицепа могли поменяться габаритные размеры. Доработки двигателя или замена карбюратора отражаются на мощности, скорости и расходе топлива нашего мотороллера Муравей.
Так что будем смотреть на габаритные размеры, возможности двигателя и трансмиссии мотороллера Муравей исходя из заводских данных, которые были прописаны ещё во времена СССР.
Вообще для своего времени технические характеристики этого мотороллера были вполне себе неплохими, на уровне существующих технологий и возможностей СССР. Но сейчас конструкция и устройство всё же устарело. Даже на фоне наиболее бюджетных трициклов из Китая Муравей смотрится явным аутсайдером. Хотя нельзя забывать о надёжности, простоте устройства и практичности советского мотороллера. Иначе они бы точно не дожили до нынешнего времени.
Двигатель
В основе оригинального мотороллера времён СССР лежит карбюраторный одноцилиндровый двигатель объёмом 199 кубических сантиметров. Двигатель имеет принудительную систему охлаждения воздухом, который подаётся и нагнетается вентилятором.
Мощность этого мотора составляет 11 лошадиных сил. С таким двигателем мотороллер может разгоняться без нагрузки до паспортной скорости в 60 километров в час. С нагрузкой максимальная скорость у мотороллера будет ещё ниже. Хотя с позиции безопасности это нельзя считать недостатком.
Мотор оказался совершенно неприхотливым в плане качества горючего. Подача топлива здесь работает по принципу самотёка. В основе лежит элементарный карбюратор. Никакого топливного насоса в конструкции двигателя не предусмотрено.
Трансмиссия
Коробка передач у рассматриваемого Муравья 4-ступенчатая.
Относительно трансмиссии существует 2 важных момента. Первый скорее негативный. Переключать передачи здесь достаточно сложно. Они грубые и жёсткие. И работать над переключением во время активной эксплуатации придётся интенсивно.
Но есть второй значимый момент. Это феноменальная надёжность. Благодаря ей Муравьи с оригинальной трансмиссией, выпущенные в 60-70х годах прошлого века до сих пор не являются редкостью. Да, определённые компоненты там наверняка поменяли. Но основа осталась ещё советского образца.
Тормозная система и ходовая часть
Для размещения всей конструкции Муравья используется трубчатая стальная рама. Она подрессоривается с помощью достаточно сложной подвески.
Сзади стоят амортизаторы, как на машинах. То есть предусмотрена независимая подвеска с поперечными рычагами. Для передней части используется длиннорычажная вилка.
С системой торможения всё предельно просто. На всех колёсах установлены тормозные барабаны.
Электроника
Если говорить о заводской системе питания, то здесь всегда для мотороллера Муравей использовали 2 аккумуляторные батареи по 6 Вольт каждая. Их соединяли последовательно.
Затем уже сами владельцы начали активно переходить на 12-вольтовые АКБ. Причём отзывы наглядно показывали, что в таком формате система работает ничем не хуже, чем с двумя раздельными аккумуляторами по 6 Вольт.
Интересный нюанс можно заметить в руководстве по эксплуатации. Сам производитель писал, что при использовании 12-вольтных АКБ их всё равно следует подключать 2, и обязательно параллельно.
Есть и те, кто ставит автомобильные батареи. Причём располагают более массивные устройства в кузове. И не видят в этом ничего необычного, опасного или несоответствующего требованиям по эксплуатации. То есть мотороллер продолжает нормально функционировать при этом.
Масса и габаритные размеры
Если вам интересно, сколько весит изучаемый мотороллер Муравей в оригинальном исполнении, то есть старого образца, то тут есть соответствующие цифры.
Версия с открытой платформой с завода должна весить 258 килограммов. Для закрытой версии типа фургона актуальная масса техники составляет 285 килограммов.
И это откровенно большие показатели. Особенно с учётом объективно слабого двигателя. Сочетание массы и мотора не дают возможность развивать солидную скорость. Хотя в условиях той сферы, где задумывалось использование Муравья, никто и не предъявлял повышенных требований к максимальной скорости.
Что же касается габаритов, то длина техники составляет 2880 мм, колёсная база тут 1840 мм, а клиренс, то есть дорожный просвет, с завода не превышает значение в 115 миллиметров.
Что же касается грузоподъёмности, то она варьирует от 340 до 375 килограммов, в зависимости от модификации мотороллера Муравей. И стоит честно признать, что такая грузоподъёмность выглядит достаточно солидно. Особенно как для трицикла, предназначенного для помощи в хозяйстве, на огороде.
Особенности управления
Если говорить про управляемость и манёвренность, то тут у Муравья всё получилось очень даже достойно. Особенно при учёте того, для каких целей разрабатывался мотороллер.
Благодаря компактным размерам и манёвренности, такой аппарат может развернуться на очень ограниченном пространстве. Поэтому с объездом препятствий, либо с прокладыванием маршрута где-то на огороде или в маленьком гараже проблем никаких не возникнет.
Причём показатели манёвренности могли бы быть ещё лучше. Но этому фактору препятствует отсутствие задней передачи. Хотя и без неё мотороллер Муравей демонстрирует прекрасную управляемость на любых покрытиях.
Показатели расхода топлива
Эксплуатация любой техники, оснащённой двигателем внутреннего сгорания, предусматривает расход топлива для выполнения тех или иных задач, работы.
Если говорить про мотороллер Муравей, но паспортный заявленный расход топлива составляет 4,5 литра. Хотя на практике эти показатели могут достигать от 4,5 до 10 литров на 100 километров пути. Зависит от условий эксплуатации, а также нагрузки на двигатель и грузовой отсек техники.
Такая далеко не маленькая цифра легко объясняется. Причина кроется в архаичном, откровенно устаревшем двигателе. Плюс большая масса, из-за которой слабому моторчику приходится работать с ещё большей интенсивностью.
Зато весомым преимуществом можно считать всеядность Муравья. То есть потребляет он абсолютно все виды бензина.
Заправлять Муравья придётся довольно часто, если работать даже при средних нагрузках. Ведь объём топливного бака составляет скромные 10 литров. Далеко на таком мотороллере без канистры с бензином не уехать.
Также не забывайте, что речь идёт о карбюраторном моторе, где для работы используется топливная смесь из бензина и моторного масла. В период обкатки смесь должна иметь пропорции 1 к 30. После обкатки, в обычном режиме эксплуатации пропорции смеси меняют на 1 к 35.
Актуальная стоимость
В настоящее время встретить такой трицикл не так просто. И дело не в том, что их стало очень мало. Настоящие ценители Муравья не собираются с ним расставаться. Ведь фактически достойной альтернативы за те деньги, которые можно выручить с продажи, нет. Да и вообще сегмент трёхколёсных помощников по хозяйству очень ограниченный. Альтернативой может служить разве что какой-нибудь китайский трицикл. И при всех недостатках Муравья, по целому ряду параметров он выигрывает у современного китайца.
А те, кто решается продать мотороллер, в среднем ставят на него ценник от 30 до 40 тысяч рублей. Цена вполне справедливая. Хотя некоторые могут с этим и не согласиться.
Преимущества и недостатки
Учитывая технические характеристики и эксплуатационные возможности Муравья, большинство владельцев с лёгкостью прощает ему все недостатки. Они считают их несущественными, а также незначительными.
Но чтобы сделать обзор максимально объективным, нужно взглянуть отдельно на сильные и слабые стороны.
Преимущества у советского трудяги Муравья следующие:
Но есть у Муравья и свои слабые стороны. Если исходить из отзывов владельцев, а также естественных факторов, то весомыми недостатками можно назвать 4 пункта.
Здесь уже каждый сможет сделать для себя соответствующие выводы.
Что думаете о мотороллерах Муравей? Пора ли им уже окончательно уходить на пенсию? Сколько ещё продержатся Муравьи? У кого есть опыт владения и эксплуатации?