Мотороллер тулица капсула времени
Мотороллер тулица капсула времени
DRIVE2.RU — ДРАЙВ2 запись закреплена
Kапсула времени: новый мотороллер «Тулица» 1983 года
«Начало четвертого года десятой пятилетки тульский машиностроительный завод имени В. М. Рябикова отметил выпуском новой машины. Место «Туриста—М» в производственной программе заняла «Тулица». Первые мотороллеры этой модели сошли с конвейера в январе, а до конца года завод планирует изготовить около 40 тысяч» — именно так начиналась статья о новом советском мотороллере, вышедшая в августовском номере журнала «За рулем» за 1979-й год.
Слово «скутер» тогда было незнакомо отечественным фанатам 2-колесной техники, а «Тулица» была единственным выпускаемым в СССР представителем семейства мотороллеров, ведь Вятско-Полянский завод как раз свернул выпуск своей модели «Электрон». Дело в том, что в 70-х годах прошлого века интерес потребителей к мотороллерам начал стремительно угасать. Если автомобили и популярные мотоциклы (например, Jawa или ИЖ-Планета) были настоящим дефицитом, то спрос на мотороллеры сильно упал: они практически всегда имелись в наличии в специализированных магазинах, но брать их никто не спешил. Кстати, аналогичная ситуация наблюдалась и в странах Запада: лишь с массовым приходом японских производителей в 80-х наступила вторая волна популярности этого вида транспорта.
Капсула времени: новый мотороллер «Тулица» 1983 года
«Начало четвертого года десятой пятилетки тульский машиностроительный завод имени В. М. Рябикова отметил выпуском новой машины. Место «Туриста—М» в производственной программе заняла «Тулица». Первые мотороллеры этой модели сошли с конвейера в январе, а до конца года завод планирует изготовить около 40 тысяч» — именно так начиналась статья о новом советском мотороллере, вышедшая в августовском номере журнала «За рулем» за 1979-й год.
Слово «скутер» тогда было незнакомо отечественным фанатам 2-колесной техники, а «Тулица» была единственным выпускаемым в СССР представителем семейства мотороллеров, ведь Вятско-Полянский завод как раз свернул выпуск своей модели «Электрон». Дело в том, что в 70-х годах прошлого века интерес потребителей к мотороллерам начал стремительно угасать. Если автомобили и популярные мотоциклы (например, Jawa или ИЖ-Планета) были настоящим дефицитом, то спрос на мотороллеры сильно упал: они практически всегда имелись в наличии в специализированных магазинах, но брать их никто не спешил. Кстати, аналогичная ситуация наблюдалась и в странах Запада: лишь с массовым приходом японских производителей в 80-х наступила вторая волна популярности этого вида транспорта.
Комбинированная кофейно-голубая окраска встречалась не так часто
Не спасали и демпинговые цены: так в 1978 году «Электрон» стоил всего 270 советских рублей — лишь немногим дороже 2-скоростных 50-кубовых мопедов (215 рублей) и дешевле, чем просили за простенький мотоцикл «Минск». Более престижная «Тулица» с электростартером оценивалась в 420 рублей. Была задействована даже такая беспрецедентная мера, как отмена ежегодного государственного техосмотра на мотороллеры, но и это не дало особых результатов.
В эпоху тотального дефицита, «Туристы» и «Тулицы» нередко покупались в качестве примитивного объекта сохранения сбережений (по-современному — «инвестиция»): когда на руках было немножко свободных денег и сильное желание отоварить их в какую-нибудь существенную вещь. Сверкающие боками «железные» мотороллеры, предлагающиеся без очереди в «Спорттоварах», идеально подходили для данного мероприятия.
Примерно по такому сценарию развивались события в 1983-м году, когда житель сибирского города Кемерово приобрел себе новенькую, с иголочки «Тулицу». Естественно, не для езды — а чтобы стояла в сарае для детей, внуков и прочих «лучших времен». На учет технику решили не ставить.
На глушителе хорошо виден заводской консервант, который был призван уберечь хромированное покрытие от влияния внешней среды
Ну а дальше последовал классический сюжет: «Тулицу» поставили в сухой сарай, завалили различным хламом и забыли о ней аж до 2011 года. Потом советский «скутер» выставили на продажу и он попал в заботливые руки Александра — любителя раритетной техники из Новосибирска, который, собственно, и поделился со мной этими фотографиями и видео первого запуска машины, за что ему большой респект и уважение!
В комплекте — насос, полный комплект инструмента и оригинальная инструкция по эксплуатации
Интересно, что мотороллер пребывал в полусобранном состоянии — как будто его только вчера забрали из советского магазина: необходимо было доустановить поворотники, стоп-сигнал, зеркала и еще кое-какие мелочи, которые шли в заводском комплекте. В наличии — оригинальная инструкция по эксплуатации, бортовая документация инструмент и справка-счет о покупку в 1983 году. Что самое поразительное — по этим пожелтевшим от времени бумажкам удалось зарегистрировать «Тулицу» в ГАИ и получить современные номера и техпаспорт!
После этого события состоялся торжественный первый запуск 200-кубового тульского двигателя мощностью 14 л.с. Мотороллер полностью собрали и накатали еще 5 километров поверх заводских показаний одометра (при покупке было 8 км). В конечном итоге данная «Тулица» редкого кофейно-голубого окраса осела в собрании местного коллекционера, который пообещал холить и лелеять ее долгие годы.
Сохранилась даже бумажная бирка с информацией о консервации мотороллера сроком на 1 год
«Тулица» является продуктом дальнейшей модернизацией хорошо известного мотороллера «Турист-М», который выпускался с 1971 года. Модель получила двигатель с алюминиевым цилиндром и чугунной гильзой (что позволило полностью избавиться от проблемы прихватов поршня), трех-канальную продувку.
200-кубовый 1-цилиндровый двигатель с принудительным воздушным охлаждением мог похвастаться электрическим стартером: из всей советской 2-колесной техники такое было только на Тулицах
Все это увеличило максимальную мощность двигателя с 12 до 14 л.с. Машина полегчала до 140 кг и имела максимальную скорость 97 км/ч. Внешне новый мотороллер почти не отличался от «Туриста» — его можно было узнать лишь по алюминиевым литым ступицам колес и слегка укороченному глушителю.
На этом фото хорошо виден механизм принудительного охлаждения
На многих деталях — консервант и заводская смазка
«Тула—200М», «Турист», а затем и «Тулица» завоевали неплохую репутацию среди советским мотоциклистов благодаря своей надежности, выносливости и хорошим качеством изготовления, что вообще характерно для изделий тульских мастеров. Эти недорогие и удобные машины использовались как для повседневных деловых поездок, так и туристских пробегов на небольшие расстояния. Хотя известны, случаи, когда владельцы тульских мотороллеров объезжали на своих «конях» весь Советский Союз вдоль и поперек. Было время…
Задняя звезда — в пластиковом кожухе
Состояние передней подвески
Первый запуск этого мотороллера «Тулица», а также более детальную информацию о нем можно увидеть в новом ролике, который я залил на свой Youtube-канал:
Капсула времени: новый мотороллер «Тулица»
«Начало четвертого года десятой пятилетки тульский машиностроительный завод имени В. М. Рябикова отметил выпуском новой машины. Место «Туриста—М» в производственной программе заняла «Тулица». Первые мотороллеры этой модели сошли с конвейера в январе, а до конца года завод планирует изготовить около 40 тысяч» — именно так начиналась статья о новом советском мотороллере, вышедшая в августовском номере журнала «За рулем» за 1979-й год.
20 фото 1 видео в конце темы
via
Капсула времени: Тулица 1983 года выпуска
Слово «скутер» тогда было незнакомо отечественным фанатам 2-колесной техники, а «Тулица» была единственным выпускаемым в СССР представителем семейства мотороллеров, ведь Вятско-Полянский завод как раз свернул выпуск своей модели «Электрон». Дело в том, что в 70-х годах прошлого века интерес потребителей к мотороллерам начал стремительно угасать.
Если автомобили и популярные мотоциклы (например, Jawa или ИЖ-Планета) были настоящим дефицитом, то спрос на мотороллеры сильно упал: они практически всегда имелись в наличии в специализированных магазинах, но брать их никто не спешил. Кстати, аналогичная ситуация наблюдалась и в странах Запада: лишь с массовым приходом японских производителей в 80-х наступила вторая волна популярности этого вида транспорта.
Комбинированная кофейно-голубая окраска встречалась не так часто[i]
Не спасали и демпинговые цены: так в 1978 году «Электрон» стоил всего 270 советских рублей — лишь немногим дороже 2-скоростных 50-кубовых мопедов (215 рублей) и дешевле, чем просили за простенький мотоцикл «Минск». Более престижная «Тулица» с электростартером оценивалась в 420 рублей. Была задействована даже такая беспрецедентная мера, как отмена ежегодного государственного техосмотра на мотороллеры, но и это не дало особых результатов.
В советские годы данное чудо техники стоило 420 рублей
В эпоху тотального дефицита, «Туристы» и «Тулицы» нередко покупались в качестве примитивного объекта сохранения сбережений (по-современному — «инвестиция»): когда на руках было немножко свободных денег и сильное желание отоварить их в какую-нибудь существенную вещь.
Сверкающие боками «железные» мотороллеры, предлагающиеся без очереди в «Спорттоварах», идеально подходили для данного мероприятия.
Органы управления предельно просты и функциональны
Примерно по такому сценарию развивались события в 1983-м году, когда житель сибирского города Кемерово приобрел себе новенькую, с иголочки «Тулицу». Естественно, не для езды — а чтобы стояла в сарае для детей, внуков и прочих «лучших времен». На учет технику решили не ставить.
На глушителе хорошо виден заводской консервант, который был призван уберечь хромированное покрытие от влияния внешней среды
Ну а дальше последовал классический сюжет: «Тулицу» поставили в сухой сарай, завалили различным хламом и забыли о ней аж до 2011 года. Потом советский «скутер» выставили на продажу и он попал в заботливые руки Александра — любителя раритетной техники из Новосибирска, который, собственно, и поделился со мной этими фотографиями и видео первого запуска машины, за что ему большой респект и уважение!
В комплекте — насос, полный комплект инструмента и оригинальная инструкция по эксплуатации
Показания одометра: всего 13 километров пробега!
Интересно, что мотороллер пребывал в полусобранном состоянии — как будто его только вчера забрали из советского магазина: необходимо было доустановить поворотники, стоп-сигнал, зеркала и еще кое-какие мелочи, которые шли в заводском комплекте.
В наличии — оригинальная инструкция по эксплуатации, бортовая документация инструмент и справка-счет о покупку в 1983 году. Что самое поразительное — по этим пожелтевшим от времени бумажкам удалось зарегистрировать «Тулицу» в ГАИ и получить современные номера и техпаспорт!
После этого события состоялся торжественный первый запуск 200-кубового тульского двигателя мощностью 14 л.с. Мотороллер полностью собрали и накатали еще 5 километров поверх заводских показаний одометра (при покупке было 8 км).
В конечном итоге данная «Тулица» редкого кофейно-голубого окраса осела в собрании местного коллекционера, который пообещал холить и лелеять ее долгие годы.
Сохранилась даже бумажная бирка с информацией о консервации мотороллера сроком на 1 год
«Тулица» является продуктом дальнейшей модернизацией хорошо известного мотороллера «Турист-М», который выпускался с 1971 года.
Модель получила двигатель с алюминиевым цилиндром и чугунной гильзой (что позволило полностью избавиться от проблемы прихватов поршня), трех-канальную продувку.
200-кубовый 1-цилиндровый двигатель с принудительным воздушным охлаждением мог похвастаться электрическим стартером: из всей советской 2-колесной техники такое было только на Тулицах
Все это увеличило максимальную мощность двигателя с 12 до 14 л.с. Машина полегчала до 140 кг и имела максимальную скорость 97 км/ч. Внешне новый мотороллер почти не отличался от «Туриста» — его можно было узнать лишь по алюминиевым литым ступицам колес и слегка укороченному глушителю.
На этом фото хорошо виден механизм принудительного охлаждения
На многих деталях — консервант и заводская смазка
«Тула—200М», «Турист», а затем и «Тулица» завоевали неплохую репутацию среди советским мотоциклистов благодаря своей надежности, выносливости и хорошим качеством изготовления, что вообще характерно для изделий тульских мастеров. Эти недорогие и удобные машины использовались как для повседневных деловых поездок, так и туристских пробегов на небольшие расстояния. Хотя известны, случаи, когда владельцы тульских мотороллеров объезжали на своих «конях» весь Советский Союз вдоль и поперек. Было время…
Задняя звезда — в пластиковом кожухе
Состояние передней подвески
Гоняь на нем было не совсем айс, неповоротливый, моцикам уступал точно, да еще колесики малые.
-Надёжностью
-Долговечностью
-Удобством в обслуживании
-Проходимостью
-Ремонтопригодностью
= Всем лучше, чем бешеные китайские табуретки.
Ага, кто-то заминусил? Ура! Хотите поспорить?
Абсолютно похерестичен к качеству и возрасту бензина.
Заводится кнопкой, кикой, лентой за крыльчатку.
Тормоза тормозят, хорошо тормозят, так хорошо, что главный минус китайской табуретки становится жирным и мощным.
Пластик, конечно, хрупкий да колкий, но это как бы и не проблема, своя шкура куда важнее.
А я о таком в детстве мечтал. Тоже «Тула».
. Ибо Ява 638 «мыльница» даже в мечтах была только мечтой.
Пы.Сы.
— Ты о чём мечтаешь?
— Хочу выиграть в лотерею 500 тысяч.
— А почему не миллион?
— Ну так то ж не реально.
Цитата |
агас колёсиками на 12или13?дюймов |
10 дюймов на нём резина
Абсолютно похерестичен к качеству и возрасту бензина.
Заводится кнопкой, кикой, лентой за крыльчатку.
Тормоза тормозят, хорошо тормозят, так хорошо, что главный минус китайской табуретки становится жирным и мощным.
Пластик, конечно, хрупкий да колкий, но это как бы и не проблема, своя шкура куда важнее.
Началось все 27 апреля 1957 года, когда с конвейера Тульского машиностроительного завода официально сошел первый мотороллер (сейчас мы это называем скутер) Тула Т-200.
Прародителем Тулы стал Goggo-roller ТА200 выпускавшегося в ФРГ.
На приборной панели находился спидометр, центральный переключатель (служит для включения света и объединен вместе с замком зажигания), индикатор включенной передачи, индикатор нейтральной передачи (зеленый глазок) и индикатор заряда аккумулятора (красный глазок), а под панелью находился крючок для сумок.
Моторный отсек был оборудован фонарем, на следующих моделях его убрали.
Под седлом находился ящик для инструментов.
Проводка так же как и у Т-200 шла под мотороллером.
В 1961 году была выпущена партия из 94 легковых мотороллеров с боковым прицепом Т-200К. Кузов «коляски» был позаимствован у бокового прицепа «ИЖ-56», рама имела оригинальную конструкцию. Ходовая часть мотороллера была усилена.
Последняя модификация 1986 года Тулица-02М. Как всегда, увеличили мощность и уменьшили вес: 14,5 л.с. и 134 кг, на впуске поставили лепестковый клапан, что позволило уменьшить расход, и также обновили облицовку. Максимальная скорость 100 км/ч.
На этом история легковых мотороллеров заканчивается, но на базе каждого из них был создан грузовой мотороллер, по сути это был легковой вариант, просто сзади было 2 колеса и кузов. Грузовые мотороллеры имели даже большую популярность, чем легковые, все они были с разными заводскими индексами, но называли их одним словом – Муравей.
В начале 1957 года первые образцы грузового мотороллера ТГ-200 (названия «Муравей» еще не носил) были изготовлены и начались дорожные испытания.
В опытных образцах – использовались узлы из выпускаемой в г.Серпухове инвалидной мотоколяски : дифференциал и балансиры. В остальном грузовой мотороллер имел унифицированные с легковым узлы: двигатель, рулевая вилка с передней подвеской и колесом, рулевое управление, электрооборудование, система выхлопа, передний щит с настилом, кожух переднего колеса, колесо переднее с тормозом, электрооборудование и двигатель с глушителем. Благодаря дифференциалу, мотороллер получил передачу заднего хода. При испытаниях появилась необходимость, кроме электростартера, иметь дублер – кикстартер, в дальнейшем его внедрили и на легковом мотороллере Т-200М. После непродолжительного его выпуска эта модель была переделана и в таком виде выпускается до сих пор, сменились только конструкции облицовки, седла, руля. На базе мотороллера ТГ-200 были разработаны и освоены производством его модификации с кузовом-фургоном и изотермическим фургоном ТГ-200Ф и ТГ-200И.
Помимо всего, в процессе эксплуатации у потребителя выявилась необходимость изменения параметров рулевого управления и жесткости передней подвески, поэтому на мотороллере был сделан еще и демпфер руля.Первые серийные грузовые мотороллеры ТГ-200 имели следующие технические данные: двигатель 2х-тактный, рабочий объем 199 см3, мощность 8 л.с., грузоподъемность 200 кг, максимальная скорость 50 км/ч., расход топлива на 100 км. – до 7л. масса 265 кг (с кузовом) и 310 кг ( с фургоном). Все изменения, улучшающие легковой мотороллер, незамедлительно внедрялись и на грузовом мотороллере, поэтому в принципе по двигателю ничего нового сказать нельзя, разве что с каждым разом у грузового мотороллера увеличивалась грузоподъемность и максимальная скорость.
После появления модернизированной Тулы Т-200М в 1962 году аналогичной модернизации подвергся грузовой мотороллер. Он имел тот же индекс ТГ-200.
Первые серийные мотороллеры «Турист» сошли с конвейера в 1967 году, а в 1968 году началось изготовление грузового мотороллера ТГА-200 «Муравей» с узлами новой базовой модели и увеличенной до 250 кг грузоподъемностью.
Под кузовом находилось запасное колесо и ящик для инструментов.
Аккумулятор и проводка так же как на Туристах и Тулице находились между ног водителя.
Существовал и грузопассажирский вариант, не менее популярный чем просто грузовой.
В 1980 году было освоено производство нового семейства грузовых мотороллеров на базе узлов «Тулицы» с символически увеличенной до 255 кг грузоподъемностью (индекс ТГА-200-01). С 1983 года началось постепенное внедрение в производство узлов новой гаммы моделей (ТМЗ-5.403). На первом этапе было освоено изготовление нового трубчатого регулируемого руля, воздушного фильтра с пластмассовым корпусом и бумажным фильтрующим элементом, установлен более экономичный карбюратор К62.