Мотоцикл паннония с коляской
Pannonia 250 Т5. Прекрасен во всём
Начать решил с «Паннонии» 250 Т5, очень уж мне нравится этот классический венгерский мотоциклет, особенно шикарно он смотрится с коляской, передняя часть которой стилистически напоминала нос реактивного самолёта тех лет.
Этот мотоцикл должен быть хорошо знаком старшему поколению, модель Т5 выпускалась заводом «Чепель» с 1964 по 1975 года, в СССР он поставлялся тысячами. Конечно, венгерский мотоцикл был по классу ниже чешской Jawa, мечты советских «байкеров», да и советские «Иж-Юпитер» были привлекательнее «Паннонии», но он уверенно занимал нишу «середнячков», с объемом двигателя в 250 «кубиков», а благодаря высокому качеству комплектующих и сборки, оставлял далеко позади продукцию Минского мотоциклетного и ЗиД.
«Паннонию» любили за удобную, низкую посадку, хорошую управляемость, и, как бы необычно это не звучало по отношению к дорожному мотоциклу – за хорошую проходимость по бездорожью, ведь страна наша огромная хорошим дорожным покрытием в каждом селе, где в основном и была востребована мототехника, похвастаться не могла. К тому же стоил он недорого, что так же шло мотоциклу в плюс, как в Венгрии, так и в СССР.
Одноцилиндровый двигатель «Паннонии», объемом 247 см3 выдавал 16 лошадиных сил, коробка передач – четырёхскоростная, максимальная скорость достигала 115 км/час, а разгон до сотни занимал 25 секунд. По нынешним временам это целая вечность, но не забываем, что мотоцикл был из 60-х.
В 1975 году выпуск этого мотоцикла прекратился. Сильно расстроились мотолюбители Венгрии и СССР, ведь простой и неприхотливый мотоцикл, хоть и устарел морально, но пользовался спросом.
О дизайне этой машины хочется сказать отдельно. Не знаю, как воспринимался на то время внешний вид мотоцикла, но думаю, что его дизайн – как хорошее вино, со временем он становится ценнее, больше раскрываясь.
Часть 1.Теория венгерской невероятности, или Сон в зимнюю ночь
Доброго здоровья всем людям планеты Земля! Кроме тех, разумеется, что потворствуют невоспитанным малолетним гадёнышам.
Хочу поведать всему цивилизованному МОТОмиру о необычайном (а о других как-то не интересно рассказывать) мотоцикле. Действительно уникальном образце, и реальном воплощении технического прогресса своей эпохи. Какой же мотоцикл я собираюсь представить Вашему вниманию? Самый обычный — Pannonia, но только не самой массовой модели. Началась эта история год назад, когда мой Друг и сосед попросил притащить на прицепе «пакет» из разнообразного паннонинского барахла. За эту услугу мне торжественно была обещана «доля» из будущей кучи паннонинских железяк…
Закинув в машинку несколько крепёжных ремней и запас чистой ветоши, сообща отправляемся на «стрелку» с продавцом подержаных венгерских мотоциклов. Обставлено всё было по законам детективного жанра. Несколько предварительных звонков с датами и местами встреч. Потом наше одинокое ожидание, и новый звонок с новыми координатами. Вероятно осторожный мужичок играл в шпионов и явно хотел убедиться, что за нами нет «хвоста»! Наконец определившись с нашей «чистотой», мужчинка произнёс окончательную точку встречи. Отмахав 30 километров от столицы Белоруссии, замираем на неприметном повороте в лесной массив. После четверти часа ожидания, замечаем крадущийся к нам побитый жизнью минивэн. Моргание фарами, в знак приветствия, и осторожно вползаю следом за хаотично подпрыгивающими на ухабах габаритными огнями во мрак лесной сени. Дорожка петляет между деревьев совершенно хаотично, причём время от времени попадающиеся около неё кучки мусора, явно указывают на наличие рядом человеческого поселения. Хотя, что это я? Ведь Человеку не свойственно такое поведение! Догадка подтвердилась очень быстро — это дачный кооператив какого-то НИИ. Теперь всё сходится — «дачи» научных сотрудников превращают в скотов. Это на работе нужно быть культурным и аккуратным. Можно и на дачной террасе, сидя за рюмкой и обозревая грядки с клубникой и редиской, вести высококультурные беседы с соседом (доктором наук). Но вот донести свой мусор до контейнера им явно «религия не позволяет»! Как же так! Встречаться у мусорных баков с «окружающим быдлом»?! Нет уж, фигушки! Мы тихонечко своё говнецо в лесу выбросим — пусть лесники убирают… В общем «элита», мать её…
Но к делу, вернее к Паннонии. Наш зашифрованный благодетель отворил изрядно поржавевшую створку ворот в цоколе трёхэтажной «недостройки». Разумеется, света не было… Понемногу «зрачок привык», и можно было осмотреться. Удручающая картина заваленного невероятным собранием разного бытового хлама помещения, никакого энтузиазма не вызывала. Зная по разговорам, что «почти три мотоцикла, плюс запчасти и коляска» должны находиться где-то под слоями пыльной херни, мы невесело переглянулись: «…придётся поработать…» Я совсем не отношу себя к фанатам венгерской марки, и честно говоря, перспектива провести половину выходного дня в окружении развалившихся пыльных диванов, трухлявых досок и мешков с полузасохшим цементом меня совсем не прельщала. С другой стороны, и «тянуть резину» было вовсе не рационально. Так что, сноровисто раскидав по сторонам нагромождения «бытовухи», мы с приятелем добрались до объекта нашего вояжа. Вытащив с помощью непечатной лексики железяки на улицу, произвели беглый осмотр и тщательный торг. Получив надлежащую сумму, продавец испарился, а мы скоренько закрепили на прицепе «трофеи» и махнули в обратный путь. На этом заканчивается вступление.
По приезде домой, всё привезенное «добро» было осмотрено уже более придирчиво. Мой натренированный взгляд мгновенно определил, что с одним из мотоциклов «что-то явно не так…». Именно этот экземпляр я и пожелал в свою бездонную копилку. Ровно год с небольшим эта чёрная штуковина пылилась под дальней стеной «запасников». Поскольку щитки и колёса были практически истлевшей ржавой трухой, то я сразу скинул ненужный металлолом в кучу прочих ржавых железок. Временно вставил колёса от ИЖа,
для удобства транспортировки. В таком виде сегодня утром «Паннония странной модели» и попалась мне на глаза. Настроение было «боевое», и не долго думая возникло жгучее желание поставить все точки над «Ё».Причём сделать это непременно в последний день осени, чтобы не оставлять материал покрываться налётом ржавчины в период зимнего анабиоза. Да и впадать в спячку лучше с осознанием выполненого долга.Перекинув остатки мотоцикла на транспортёрную тележку, везу пациента в операционную.
Без малейших усилий угадывалась характерная «паннонинская» рама (хотя и несколько уменьшенная в габаритах). Бензобак просто кричал о мадьярских умельцах глубокой штамповки, а бардачки хоть и немного отклонялись от привычного дизайна, но соответствовали стилю ортодоксальных венгерских мотоциклов. Сам двигатель полностью вписывался в каноны «зализанного» паннонинского движка, и отличался лишь одной (!) выхлопной трубой,
и отсутствию привычных «часов» указателя включенной передачи.
Хотя такой указатель имелся в другом месте, и был исполнен остроумно и изящно.
Ну что же, приступим к вскрытию. Прежде всего, откручу-ка я выхлопную трубу. Оба-на… Вот так красота — вы только посмотрите на фланец крепления трубы!
Замечательно задумано, прекрасно исполнено! Нет, ребята, это явно не массовая модель. Возможно прототип или «уникалка» заводских спортсменов. И что-то мне напоминает сама выхлопная труба? Ну-ка, ну-ка… Хорошо, что на расстоянии вытянутой руки случайно оказался выздоравливающий из палаты «BMW». Прикладываю для сравнения «прямую кишку» к германскому образцу — оооочень похожи, но не близнецы.
Ладненько. Продолжаю изучать органы оперируемого пациента. Вскрыв левую боковину, удивлённо присвистываю — «а генератор у парня совсем не паннонинский,
больше на ЯВУ похож, только что-то реле-регулятора нигде не видать». Проследив проводку, открываю правый бардачёк. О чудо! Этот инструментальный ящик предназначен исключительно для реле! Оригинально. И тоже не «по-паннонински»…
Тем временем откручены и вынуты все шпильки крепления мотора к раме. Бережно вытаскиваю «сердце» из чёрного скелета.
Ещё раз убеждаюсь, что хотя и с натяжкой, но характерные черты массовой мото-мадьярщины присутствуют во всех деталях. Оставляю раму скучать на полу, и с красной от натуги мордой несу моторчик на верстак.
Люблю работать с двигателями! Здесь всегда всё чётко и логично. Симфония в металле… Для начала солью масло из картера, где тут у него пробка? …Твою мать!
Скажите честно, дорогие читатели — Вы видели когда-нибудь ТАКИЕ пробки?! Этот крест может означать всё, что угодно. При желании, я мог бы сто страниц аллегорий придумать, но сейчас только очистил «крест» от гноя, глины и кокса, да нахлобучил ключ на 18 на одну грань. Открутилось всё на удивление легко. По опыту знаю, что в таком месте размещают обычно маслянный фильтр (в 4Т моторах), и что сейчас потечёт на самая приятная и ароматная субстанция. Так и есть — выпал «сетчатый фильтр»,
вернее сгусток омерзительных маслянистых соплей с сетчатым стаканчиком внутри. Это совсем не похоже на знаменитые «овощные консервы Globus» венгерского производства… Пусть пока опорожняется картер, а я тем временем вскрою вторую боковую крышку. Блин… До чего же паскудная жижа стекает со всех деталей!
А вот сами детали производят весьма приятное впечатление. Сделано красиво и качественно. Это уже похоже на Паннонию. Заодно примечаю удивительное решение смазки коленвала. Посмотрите — масляный канал отлит прямо в крышке двигателя и выходит в торец цапфы вала. А чтобы не морочиться с разными трубками и прочей точной и сложной хернёй, венгры уплотнили соединение обычным сальником!
Цепь… Это же верхний распредвал! В Паннонии! В пятидесятые годы (а мотоцикл в целом недвусмысленно даёт понять, что сделан именно в пятидесятые)! Обалдеть (цензура моя)! …или я сошёл с ума? Дрожащими руками придвигаю стул и несколько минут молча смотрю на потрясающее ЧУДО.
Вне всякого сомнения, передо мной уникальная вещь. Теперь я абсолютно уверен, что это либо спортивная машина заводской команды, либо прототип, так и не ставший впоследствии серийным мотоциклом. А очень жаль — подобная вещь могла коренным образом повлиять на наши тогдашние представления о мотоциклах в целом. Подобные схемы в 50-х г.г. применяли исключительно в гоночных и спортивных (не из дешёвых!) мотоциклах. Значит и характеристики должны быть на высоте.
Меряю диаметр цилиндра и ход поршня — 60 на 61.8 мм, получается практически ровно 175 кубиков.
Не совсем привычная кубатура, хотя советский «Ковровец» имел точно такую же. А вот если посмотреть в Европу, то там это было привычно и массово распространено. И ГДР-овские немцы, и поляки и чехи имели в программах своих мотозаводов не по одной модели с такими объёмами. Ну а западнее «Берлинской стены» и вовсе не счесть подобных конструкций. Так вот куда «прицеливались» амбициозные венгры! Моторынок Европы переживал настоящий бум, но чтобы добиться успеха, нужно было сотворить настоящее чудо. Это «чудо» передо мной. Фантастика! Осталось вымыть руки, и за кружкой чая (плюс тарелка с пирожками, от моей супруги!) полазить в виртуальной сокровищнице коллективного разума — может кто уже хвастался подобным раритетом, или скорбит об утрате такого экземпляра…
Перерыв интернеты, я не нашёл даже следа упоминания о чём-либо подобном. Причин может быть сколько угодно. От банальной утраты архивов на заводе, до политического решения Венгерской Компартии — чтобы не создавать конкуренции остальным социалистическим мотозаводам. Как вариант, мотоцикл попал в руки советских солдат (но вероятнее офицеров), и был вывезен в СССР во время «Венгерской революции»? Можно придумать и иные варианты. Неизменно только наличие реального мотоцикла у меня в мастерской — это на сегодня самое главное! Теперь можно спокойно дрыхнуть до весны, и видеть приятные и фантастические сны с ослепительно счастливым финалом.
А может весь этот рассказ уже и есть Зимний сон?
Pannonia T5 1975 г.
Хочу поделиться радостной для меня новостью) Купил мотоцикл «Pannonia» Т5.
Недавно мне захотелось иметь не только 4х колесный транспорт а и 2х. Появилось огромное желание купить старый и ржавый дедушкин мотоцикл что бы отреставрировать его и сделать боббер или кастом байк.
Долго присматривался, что же выбрать, смотрел только на мотоциклы что были распространены на территории СССР, МТ, Урал — брать не хотел так как большой вес у них и много мощи, а мне эта черта не интересна в байке. Прежде всего хотелось интересный внешний вид, желательно классика, фара со спидометром) и прочее))
Ява, ИЖ и Минск тоже не впечатляли меня.
Думал было уже может взять старый ИЖ или Восход Ковровец… Но вдруг один человек посоветовал глянь-ка мотоцикл под названием Pannonia.
И с первого моего взгляда на нее я понял что я нашел то что хочу))
Почитав про нее немного историю мне еще больше захотелось иметь такой мотоцикл у себя в гараже.)
Сама модель Pannonia произошла от венгерского авиационного завода Чепель, на котором вплотную до 1945 года выпускалась предпочтительно авиационная техника. А уже в послевоенные годы ситуация с гражданским транспортом в стране обострилась, и было принято решение выпускать на заводе альтернативный транспорт автомобилю, который стоил боснословные деньги для послевоенного времени.
Взамен дорогим автомобилям на заводе принялись выпускать мотоциклы. С 1945 по середину 50-х мотоциклы, выпускавшиеся на этом заводе, носили название Чепель, а уже поздней с появлением новой серии марка стала более узнаваема под именем Pannonia. Мотоциклы Паннония славились своей простой конструкцией и надежностью. Большинство выпускаемой техники марки почему-то были черного цвета, из-за чего в народе их называли венгерскими вороными. Благодаря своей неприхотливости мотоцикл мог ездить фактически на любом бензине, он был также прост в ремонте (его мог починить человек даже с базовыми знаниями по ремонту техники). Именно благодаря этому мотоциклы Pannonia начали завоевывать рынок СССР. Нельзя не заметить и дизайн мотоциклов Паннония, а с ним у них было все отлично; все комплектующие гармонично смотрелись на раме.
Самыми распространенными моделями марки в СССР стали Pannonia TL250F (1959-1961) и Pannonia t5 (1964-1975). Мотоцикл Pannonia TL250F оснащали двухтактным двигателем воздушного охлаждения объемом 247см3 и максимальной мощностью 14 лошадиных сил. Разогнать такой моторчик мог мотоцикл до максимальной скорости в 110 км в час, расходуя при этом 3,5 литра бензина на 100 километров пробега. Pannonia t5 не особо отличалась от модели TL250F. Только благодаря небольшим доработкам двигателя мотоцикл мог разгоняться до 115 км/ч при том же объеме двигателя, но при этом расходуя на пол литра больше бензина, чем его предшественник. На мотоциклы Паннония также была возможность прицеплять боковой прицеп, что делало мотоциклы еще более практичными.
А теперь расскажу о моем мотоцикле:
Pannonia t5 — производитель: Венгрия год выпуска — 1975. Мотоцикл куплен два дня назад, переделан под чеппер, что очень жаль, но это самое нормальное состояние что мне удалось найти. Многого чего не хватает из оригинальных частей, долго стоял на улице и из за этого нужно делать мотор. Рама была немного переварена ниже и установлено заднее колесо 15 радиуса, плюс были сделаны кастомные нажки для переключения передач и ножного тормоза. Все это будет реставрироваться возможно возвращение к оригиналу но частичное и доработки по раме.
Мотоциклы Pannonia: самые красивые в СССР, но не советские!
Про мотоциклы марки Паннония сейчас мало кто помнит, а ведь когда-то они ценились наравне с Явой! Но поставки этой техники в СССР прекратились еще в 1975 году, поэтому тем, чья юность пришлась на 80-90-е, венгерский байк знаком как проблемный.
Дело в том, что запчасти на Pannonia с 1975 года в СССР больше не поставлялись, приходилось или выживать на запасах, собранных по бережливым дедушкам, или что-то «колхозить».
Кстати, знаменитые деревянные поршни – это как раз из серии «как продать Паннонию, чтобы она завелась и проехала хотя бы несколько километров».
Мотоциклы, не попавшие в СССР
Мотоциклы венгерского завода в Европе известны с 1932 года, когда они продавались под маркой Csepel. Интересно, что машиностроительный комбинат Csepel выпускал байки под несколькими брендами.
Среди них можно отметить:
Первыми мотоциклами завода Csepel были малокубатурные копии немецких DKW RT-125. Эти же байки стали отправной точкой для модельных линеек Минск («макаки») и ЗиД (Восход). Венгры пошли дальше всех, создав свои мотоциклы с объемами моторов, увеличившихся до 250 см3.
На минском мотовелозаводе с двигателем мудрить вообще не стали, выпуская все время 125-кубовые модели, просто дорабатывая мотор. Завод имени Дегтярева пошел дальше, модернизировав силовой агрегат до 175 см3. А вот венгры сразу нацелились в конкуренты Яве, выпустив мотоцикл с двигателем 250 «кубиков».
Первые байки собственной разработки появились в 1954 году – это была модель Csepel TL 250.
Pannonia TLT 250
Именно с этого мотоцикла о венгерской Pannonia узнали советские водители. Модель TLT 250 дебютировала в 1956 году. Примерно в это же время байк начали поставлять В СССР, но небольшими партиями.
Тогда в Советском Союзе было две двухколесные иномарки – Ява и Паннония. Чешские байки в 1950-х годах поставлялись в СССР тоже в малых количествах, зато их было две модели – на 250 и 350 кубических сантиметров.
Pannonia TLT 250 был редок на советских просторах, но увлеченные мотоциклисты о нем знали. Красивый байк поставлялся в основном в черном цвете, за что и получил прозвище «венгерская ворона», на что повлияли еще и крылья на значке.
Мотоцикл для СССР 1950-х годов был замечательным:
В общем, идеальный байк, особенно учитывая тот момент, что он был куда надежнее советских моделей. Купить такую вещь в 1950-х годах было сложно, поэтому редким счастливчикам сильно завидовали, как и владельцам Яв.
Pannonia TLF 250
Следующая модель – это Pannonia TLF 250. Мотоцикл получил новый дизайн, не так сильно перегруженный щитками, как раньше. Байк выпускался с 1958 по 1961 годы, поставлялся в СССР в небольших количествах.
Мотоцикл был одноцилиндровым, двухтактным, рабочий объем 246 см3, мощность осталась на том же уровне – 14 л. с.
Pannonia Т5
После небольшого перерыва, Советский Союз заключил крупные контракты с венгерским заводом Csepel и чешской Jawa. С этого момента поставки увеличились в десятки раз. Например, мотоциклов Pannonia в СССР шло около 50%, а Яв – более 90.
Мотоциклисты уважали Pannonia Т5 за:
Да, модель имела варианты с прицепами! Производили их на предприятии Vaci Hajogyar.
Мотоцикл был достаточно легким, поэтому вес коляски составлял всего 60-70 кг. Сначала их делали на стальном каркасе с такой же обшивкой, потом начали использовать алюминий.
Мотоцикл Pannonia Т5 оснащался двухтактным мотором с рабочим объемом 247 см3. Мощность увеличили до 16 л. с. Скорость составляла 115 км/ч, разгон до «сотни» – 25 секунд.
Модель выпускалась с 1964 по 1975 год, и в СССР попало более 200 000 экземпляров этих красивых байков.
После того, как выпуск мотоцикла был прекращен, СССР отказался от поставок техники Паннония. Это стало роковым для венгерского производителя, который рассчитывал на долгосрочное сотрудничество, запуская новую модель, на смену Т5.
Pannonia P20
Еще в середине 1960 годов венгерский завод Csepel задумался о будущем. Вместо того, чтобы как Ява выпускать устаревшие мотоциклы, незначительно модернизируя их, руководство решило наладить выпуск техники нового поколения.
Связавшись с японской Yamaha, была приобретена лицензия на модель YDS-2. Новый байк получил название Pannonia P20. Это современная на то время конструкция. Чего стоил только двигатель с мощностью 23 л. с. при объеме в 250 см3!
Байк получил бензобак на 16,5 л, что делало его настоящим «туристом». Максимальная скорость при этом достигала 135 км/ч, а расход топлива не превышал 4 литра бензина. Советские мотоциклисты оценили бы такую динамичную и экономичную технику!
Байк должен был стать бестселлером в Советском Союзе, ведь именно в расчете на эту страну новая модель и покупалась у японцев. Руководство завода уже потирало руки, подсчитывая будущие барыши, но реальность оказалась жестока.
Вместо того, чтобы забирать более 90% готовой продукции, торговые представители СССР вдруг взяли, да отказались от новейшего мотоцикла!
Было решено, что байк слишком дорогой, сложный в ремонте, да и вообще, покупать у японцев лицензию – это не по-коммунистически!
Завод попытался выйти с Pannonia P20 на мировую арену, но там уже к тому времени безраздельно правили японские фирмы. В итоге, модель производилась только до 1974 года, параллельно с устаревшим Т5.
В 1975 г. Советский Союз полностью отказался от мотоциклов марки Паннония, и было принято решение прекратить производство такой техники.
Кстати, в советских газетах на этот счет писали свою версию – дескать, спроса на мотоциклы в Венгрии нет, поэтому завод решил выпускать больше велосипедов.
Можно ли купить мотоциклы Паннония сейчас?
Покупка Pannonia в настоящее время – это та еще авантюра. В продаже эти байки периодически встречаются, причем недорого. Просят за них от 15 000 до 90 000 за экземпляр в идеальном состоянии.
Иногда мотоциклы появляются и по 300-600 тысяч рублей, но это уже в надежде на какого-нибудь коллекционера-энтузиаста.
Покупать изначально «ушатанный» экземпляр не стоит. Запчасти достать для него будет очень непросто. Даже популярные Явы восстанавливать сложно, а тут редкая Паннония! Лучше изначально экземпляр в идеале найти, а потом стараться поддерживать его в таком состоянии.
Конечно, использовать мотоцикл как транспортное средство на каждый день не стоит. Это уже коллекционные экземпляры, поэтому лучше эксплуатировать его в качестве байка выходного дня.