Мотоцикл симпсон 1954 года
Мотоцикл Simson 425 sport (AWO)
Оказывается, есть у моего товарища редкий для наших краев, Немецкий мотоцикл — Simson 425 Sport (AWO) 1960 г.в.
Я не верил, но когда товарищ приехал ко мне в гости — привез фотографии…
И оригиналы документов — НЕМЕЦКИЕ! )))
Рассказал, что попал к нам в то время, за какие-то льготы военным, типа долг Германии в послевоенные годы.
Так же, к нему есть коляска оригинальная алюминиевая, которая стоит дороже чем сам мотоцикл (об этом он не знает ))) пока…
Справка из просторов интернета:
«AWО-425 (АВО-425, Simson-425) — мотоцикл, производившийся на бывшем оружейном заводе «Simson» в немецком г. Зуле. С 1950 по 1962 г.г. мотоцикл поступал в Советский Союз в счёт репараций. Обозначение «АВО» — сокращение от «Автовело», советского акционерного общества, которое объединило с сентября 1946 г. несколько заводов (в том числе и Simson) на территории ГДР. Цифра «4» значит четырехтактный, а «25» — рабочий объём 250 см³.
AWO 425 не был полностью оригинальной разработкой. За основу был взят довоенный BMW R-23. Дизайнеры Эвальд Дишь и Гельмут Питц как могли обновили дизайн мотоцикла, но сходство с прародителем все равно было заметно.
От BMW R-23 AWO 425 получил одноцилиндровый, верхнеклапанный двигатель с карданом. Рабочий объем двигателя 250 куб.см., мощность 12л.с. Двигатель издавал при работе характерный звук, за что у немцев он получил прозвище «паровой молот». От BMW движку досталась и феноменальная надежность.
Интересно, что конструкцией была предусмотрена возможность работы с коляской, хотя мотоцикл был слабоват для этого.
Всего было выпущено 300 тысяч AWO 425 Simson. Не малая часть этих мотоциклов оказалась в СССР, они активно продовались через сеть «Автовелторга». В отличии от JAWA культовым AWO 425 у на почему-то не стал. Зато вполне любим немцами. В Германии сохранилось много таких мотоциклов в приличном состоянии.»
Мото-оружейная фирма
Мото-оружейная фирма
Текст: Юрий Васильев
Фото из архива автора
Имеются сведения, что самый первый представитель фамильной династии Симсон появился в Германии достаточно давно, ещё в 1766 году. Откуда прибыл – не известно. Звали его Либман Симсон, и поселился он в посёлке Хайнрихс. Оказавшись человеком достаточно предприимчивым, сразу занялся торговлей и ростовщичеством, давая деньги в долг под проценты. Довольно скоро он стал обеспеченным и широко известным в Хайнрихсе человеком.
Первоначальной продукцией были штыки и ружейные шомпола. Затем на ней освоили изготовление ружейных стволов, включающее в себя очень сложные технологические операции по сверлению канала ствола и его полировке.
Техническая мысль инженеров фирмы Simson & Cо. Suhl не стояла на месте. В 1871 году на ней был создан паровой двигатель собственной конструкции, который впоследствии выпускался небольшими промышленными партиями.
Один из сыновей удачливых и предприимчивых братьев по имени Гершель Симсон в 1896 году выкупил соседнюю велосипедную фабрику. С этого момента на дорогах появились велосипеды торговой марки Simson.
Начало ХХ века ознаменовалось массовым появлением на дорогах автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Фирма Simson & Cо. Suhl тоже не осталась в стороне этого знакового события. В 1907 году она начала выпуск автомобилей собственной конструкции. Автомобили этой марки выпускались вплоть до 1934 года. Наиболее известная модель под названием Simson Supra пользовалась в своё время большой популярностью. Выпускалась она в нескольких модификациях. Был и её гоночный вариант, очень успешно выступавший на соревнованиях. Автомобиль модели Simson Supra имел много интересных, своеобразных и передовых технических решений. Таких, как четыре клапана на один цилиндр, сухой картер, блок двигателя из алюминиевого сплава, хромированный коленчатый вал, вращающийся на роликовых подшипниках.
После окончания войны в 1948 году завод был национализирован и переименован в АWО (Авто Вело Общество). С 1949 года он начал выпускать различную продукцию, в том числе и мотоциклы под названием АWО 425, за основу которого была взята старая модель BMW R23. Эти машины имели четырёхтактный двигатель в 250 см3 и мощность 14 лошадиных сил. Привод на заднее колесо осуществлялся карданным валом. В 1955 году заводу был возвращён бренд Simson, и мотоциклы, выпускающиеся в Зуле, стали называться Simson 425.
В то же время в ГДР с 1956 года на заводе в Цшопау был начат серийный выпуск мотоциклов марки MZ. Данные мотоциклы оказались очень удачными, современными и скоростными, имеющими новые двухтактные моторы с превосходными ходовыми характеристиками. Они сразу обратили на себя внимание, в том числе и очень успешными выступлениями на спортивных состязаниях мирового уровня, завоёвывая на них призовые места.
Рядом со стремительным и современным MZ старина Simson 425 выглядел морально устаревшим, кроме того, он был значительно дороже в производстве. Поэтому в 1962 году его выпуск был свёрнут.
Тем не менее, страна нуждалась в лёгком, простом и недорогом транспортном средстве, рассчитанном на массового покупателя. В связи с этим на заводе Simson в Зуле был разработан лёгкий мопед, и с середины 50-х годов начался его серийный выпуск.
МОДЕЛЬНЫЙ РЯД МОПЕДОВ И МОКИКОВ SIMSON
Марка SR – значит Stadt Roller и переводится как «городской роллер». Выпускался SR всех моделей с 1955 по 1964 год. И сделано всего их было очень даже немало, а именно – 1057000 штук.
На мопедах Simson SR2 в 1960 году два молодых немецких студента Шрадер Вольфганг и Кениг Рюдигер совершили долгое и увлекательное путешествие по Африке. За 18 месяцев они прошли на мопедах около 50000 км, посетив 33 страны и собрав при этом много интересного материала. Впоследствии ими была написана книга под названием «На мопедах по Африке». Их мопеды были обычной промышленной партии, на которые сверх штатного оборудования были установлены только мотоциклетные ветровые щитки и сиденья от роллера KR50.
Далее шёл модельный ряд «птичьей» серии. Линейка включала в себя четыре «птички».
Первая – это SR4-1 Spatz («Воробей»). Соответственно SR – это Stadt Roller. Он имел двигатель с двухскоростной КПП. Моторы первых моделей Spatz были с педальным приводом, последующие модели «Воробья» комплектовались двигателями с запуском от кикстартера. Мопед Spatz выпускался с 1964 по 1970 годы и вышел не очень большой серией в 152000 экземпляров.
Следующим в «птичьем» в ряду был SR4-2 Star («Скворец»). Оказавшись очень удачной в плане конструкции и гармоничной внешне, эта модель пользовалась большой популярностью и стала самой массовой из всех «птиц». По сути дела, это уже был не мопед, а лёгкий мотоцикл. Двухместная ходовая часть с мягкой подвеской. Двигатель запускался кикстартером и имел принудительное охлаждение цилиндра. Коробка перемены передач стала трёхступенчатой с ножным переключением.
Star выпускались с 1964 по 1975 годы, и сделано их было много – 1011600 штук.
Следующим за «Скворцом» шёл Simson SR4-3 Sperber («Ястреб тетеревятник»). Имея усиленную раму и увеличенную ёмкость бензобака, он получил двигатель с фантастическими для 50-кубового мопеда характеристиками. При мощности в 4,6 лошадиных силы и четырёхступенчатой КПП этот мокик развивал максимальную скорость до 75 км/ч. На тот момент в мире ничего похожего не было и в помине. В виде Sperber немецкими инженерами действительно удалось создать шедевр. Но, как ни странно, спросом этот стремительный «Ястреб» не пользовался. Причина банальна: имея такие замечательные ходовые характеристики, в ГДР на него уже требовалась установка мотоциклетного номерного знака. Поэтому, выпускаясь с 1966 по 1972 год, увидело свет всего 80000 экземпляров Sperber.
Замыкал «птичий» ряд Simson SR4-4 Habicht («Ястреб перепелятник»). Оставив ему мощную и прочную ходовую часть с баком увеличенной ёмкости предшественника Sperber, конструкторы завода пошли на компромисс, установив на него менее резвый трёхскоростной двигатель от Star с принудительным охлаждением цилиндра. С 1972 по 1975 год с цехов завода вышло 77200 Habicht.
В 1970 году сотрудники фирмы решились на эксперимент, выпустив мофу под маркой CL1, рассчитанный на использование пожилыми людьми и женщинами. Это был лёгкий одноместный мопед с педальным приводом, автоматическим сцеплением и максимальной скоростью в 30 км/ч. Позднее мофа получила подвеску переднего колеса и небольшой дополнительный багажник на передней вилке, изменилось и наименование – CL1S. Из-за скромных характеристик особого признания данный транспорт не получил и спросом у потребителя не пользовался. После общего тиража в 120400 штук их выпуск был свёрнут в 1971 году. В настоящее время мофы Simson CL1 являются большой редкостью, и встретить их можно далеко не в каждой мотоколлекции или музее.
В ассортименте мотопродукции завода Simson была ещё одна модель с «птичьим» названием, хотя к общему ряду «птичьей» линейки она отношения не имела, а стояла особняком. Речь идёт об очень популярной в ГДР модели KR51 Schwalbe («Ласточка»). Она пошла в серию в далёком 1964 году и продолжала выпускаться в семи модификациях вплоть до 1986 года. «Ласточки» были выпущены большой партией в 1058300 штук. Этот Klein Roller, вышедший тиражом более миллиона экземпляров, стал всеобщим любимцем жителей ГДР. При прочной раме он имел благородное капотирование металлом, удобную посадку, оригинальный внешний дизайн, запуск двигателя кикстартером, ножное переключение КПП и принудительное охлаждение цилиндра двигателя. В настоящий момент Schwalbe в Европе является культовой моделью, по популярности почти не уступая итальянской «Веспе».
Как ни хорош был двигатель М53, но к концу 70-х годов считался уже морально устаревшим. В 1980 году инженерами завода был создан очередной шедевр, это четырёхскоростной двигатель марки М541. Имелась и его трёхскоростная версия под маркой М531. Он получился настолько удачным, что до сих пор оценивается знатоками как лучший «полтинник» в мировой мотопрактике.
Мокик Simson с этим мотором получил марку S51. Ходовая часть осталась, практически без изменений, такой, как и у его предшественника S50, за исключением некоторых мелких усовершенствований. Благодаря исключительной популярности, мокик S51 выпускался в семи модификациях, вплоть до конца существования ГДР и объединения Германий. К 1989 году Simson S51 был выпущен огромным тиражом в 1352000 штук. После падения Берлинской стены выпуск S51 продолжался до конца 1990 года, и в Объединённой Германии их было сделано ещё около 350000.
Последней моделью Simson ещё в бытность ГДР стал городской роллер SR50 с мотором М541/531, выпущенный в 1986 году. Выпускались они с 1986 по 1989 годы в четырёх модификациях, и в ГДР их было сделано 127180 экземпляров.
Были модели этого роллера, комплектовавшиеся 70-кубовыми моторами М741, они имели марку SR80. Выпускались такие роллеры совсем не долго, с 1987 по 1988 годы, сделано их было 1180 штук.
Выпускались Stadt Roller SR 50 и SR 80 после распада ГДР, вплоть до 1990 года. Сделать их ещё успели совсем не мало – 77180 экземпляров.
Рассказ о технике Simson из ГДР будет не полным, если не вспомнить ещё об одной модели этой марки. Это маленький трёхколёсный автомобиль Simson DUO («Дуэт»), который задумывался как транспортное средство для людей с ограниченными физическими возможностями. Но приобретать и пользоваться им мог любой желающий, который по какой-то причине не мог позволить себе покупку полноценного автомобиля. Несмотря на то, что эта мотоколяска называлась Simson, к заводу в Зуле она не имела прямого отношения. Делали «Дуэт» с 1972 года на производственном объединении FAB в городе Брандис, а с 1981 года – на VEB Robur-Werke в Циттау. Возможно, марку Simson «Дуэт» получил за то, что был собран на агрегатах этих мокиков. Делали Simson DUO вплоть до 1989 года, и выпуск её закончился только с развалом ГДР.
В настоящий момент имеется один интересный факт, касающийся мотоколяски Simson DUO. Заключается он в том, что в немецком городе Фрайбурге живёт мотопутешественник по имени Кай Багус. Для своих путешествий он уже много лет использует мотоколяску Simson DUO. На ней он объехал всю Европу, а 15 апреля 2013 года стартовал в новый пробег. На этот раз он решил покорить просторы России, завершив своё путешествие во Владивостоке. Как сложилась судьба этого отважного человека, и удалось ли ему осуществить свою мечту – не известно, но последний раз он повстречался нашим мотоциклистам-путешественникам возле придорожного кафе в районе Новосибирска.
В течение последующих десяти лет она продолжает давать продукцию, в том числе и мототехнику, пытаясь конкурировать с гигантами западной мотоиндустрии. Но в этот раз чуда не происходит: в октябре 2002 года с конвейера сходит последний мопед, а в феврале 2003 года фирма вновь объявляется банкротом, и её сотрудники увольняются. С этого момента товарный знак в виде еврейской фамилии Simson исчезает.
Культовый Мопед Simson. «Ласточка» из Восточной Германии
Давненько не было у меня публикаций о двухколёсной технике, а ведь весна, сезон начинается, поэтому начнем. Точнее, продолжим.
Мопед Simson Schwalbe, «Ласточка» в переводе с немецкого языка.
Появился он в далёком 1964 году, на заводе в городе Зуль (ГДР), и сильно отличался от других мопедов в их классическом понимании. Отличия касались, прежде всего, дизайна.
«Ласточка» скорее похожа на мотороллер, чем на мопед, если не смотреть на спицованные колёса большого (как для мотороллера) диаметра.
Вся техническая часть Simson Schwalbe скрыта под кожухами, а топливный бак расположен под сиденьем. Ноги водителя защищены щитками, сам мопед построен на трубчатой раме.
В движение этот Симсон приводится одноцилиндровым двухтактным мотором объемом 50 см3. Его мощность около 3 л.с. Были варианты с принудительным охлаждением и без такового.
Запускается мотор кикстартером, переключение передач ножным рычагом, простая и надежная конструкция.
Обратите внимание на подвеску. Спереди длиннорычажная вилка с амортизаторами. Задняя – тоже с длинным ходом. Такая подвеска в совокупности с почти мотоциклетными колёсами позволяет с комфортом ездить по сельским дорогам. Неспроста «Ласточку» так полюбили в немецкой глубинке.
Производство продолжалось 22 года, прекратилось в 1986 –м. На то время мопед был уже очень архаичной техникой, тем не менее, его покупали, причем не только в Восточной Германии. Он стал культовым, в наши дни хватает почитателей «Ласточки», без особого труда можно его купить в Германии.
Вот только цены за хороший, живой экземпляр, начинаются от 900 евро, а ценник на восстановленные в идеальное состояние – и вовсе от 2000 начинаются.
amonov
Россия у нас одна и любить ее надо всякой.
К началу пятидесятых немецкий мотопром восстановился в былой мощи, раны нанесённые войной затянулись. Возрождение мотопрома наблюдалось по обе строны границы разделявшей Германию. Раньше все восстановился бывший завод BMW, оказавшийся в советской зоне оккупации. Произошло это не без помощи СССР. Было создано акционерное общество «Автовело». Предприятия вошедшие в это АО получали финансирования из СССР для восстановление производства, матерьялы по низким ценам. Продукция уходила в СССР по репарации.
Бывший завод BMW в Эйзенахе восстановил производство довоеного BMW R-35. Этот мотоцикл массово поставлялся в СССР. Следующим мотоциклом поставлявшимся из ГДР в СССР в больших количествах стал AWO 425 Simson. Этот мотоцикл выпускался на бывшем оружейном заводе в городе Зуль.
AWO 425 не был полностью оригинальной разработкой. За основу был взят довоенный BMW R-23. Дизайнеры Эвальд Дишь и Гельмут Питц как могли обновили дизайн мотоцикла, но сходство с прародителем все равно было заметно.
От BMW R-23 AWO 425 получил одноцилиндровый, верхнеклапанный двигатель с карданом. Рабочий объем двигателя 250 куб.см., мощность 12л.с. Двигатель издавал при работе характерный звук, за что у немцев он получил прозвище «паровой молот». От BMW движку досталась и феноменальная надежность.
В серию AWO 425 пошел в 1950 году и выпускался до 1962 году. В 1956 году мотоцикл прошел легкую модернизацию, был слегка обновлен дизайн. В это же время мотоцикл стал называтся Simson 425. Это было связано стем что акционерное общество «Автовело» перестало существовать к тому времени.
Мотоцикл часто эксплуатировался с боковым прицепом. Хотя двигатель явно слабоват для этого. Но в послевоенный период в Германии наблюдался дефицит автомобилей, а немцы привыкли пользоваться личным транспортом, поэтому приходилось обходится мотоциклом с коляской.
Всего было выпущено 300 тысяч AWO 425 Simson. Не малая часть этих мотоциклов оказалась в СССР, они активно продовались через сеть «Автовелторга». В отличии от JAWA культовым AWO 425 у на почему-то не стал. Зато вполне любим немцами. В Германии сохранилось много таких мотоциклов в приличном состоянии.