Мотоцикл управляемый гражданином б двигался в направлении улицы удмуртской

«Функциональные стили литературного языка»

Тема: «Функциональные стили литературного языка»

Задание 1. Какие пометы могут иметь следующие лексические единицы: нейтральная а) (нейт.); б) просторечная лексика (прост.); разговорная (разг.); г) специальная (спец.); е) официально-деловая (офиц.).

Задание 2. Прочитайте микротексты. Определите стилевую принадлежность, жанр каждого текста. Найдите стилистические ошибки.

Предлагаю применить штрафные санкции к московскому филиалу АОЗТ «Спецоснастка», задерживающему в течение 2-х месяцев оплату поставленной продукции, а ведь мы много раз им письменно напоминали.

Гл. бухгалтер А.С. Сидоров

Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определённую работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлёпанцы и усаживанию с газетой в кресло.

Мотоцикл, управляемый гражданином Б., двигался в направлении улицы Удмуртской по Московскому проспекту в третьем ряду со скоростью, превышающей 100 км/час. На перекрёстке улицы Цветочной и Московского проспекта гр. Н. не справился с управлением и на полной скорости сделал наезд на газетный киоск, стоящий тут же, неподалеку от перехода.

По словам актёра, он обожает в свободное время гонять на своём любимом «Харлее» по ночным улочкам Лос-Анжелеса. Только скорость позволяет ему по-настоящему расслабиться и почувствовать вкус жизни, которая так быстротечна! Как не согласиться с таким утверждением! Да и вообще: глядя на классную физиономию известного актёра, с ним трудно не соглашаться!

Критериями оценки являются:

Тема: «Научный стиль».

Задание 1. Прочтите текст, определите его подстили и жанр.

Двулетнее травянистое растение с мясистым, разветвлённым, почти белым корнем. Надземные части липкие, с неприятным запахом. Стебель прямостоячий, простой или от середины ветвистый, густо покрытый волосками. Листья расположены очерёдно, удлинённо-яйцевидной формы, по краю выемчато-крупнозубчатые, сверху тёмно-зелёные. Прикорневые листья черешковые, стеблевые – сидячие. Цветки крупные, с грязножёлтым венчиком, с фиолетовой сетью жилок. В начале цветения они скручены на концах ветвей и верхушках стебля; затем соцветие сильно удлиняется. Плод – коробочка кувшинообразной формы, заключённая в разрастающуюся с пятью колючими зубцами. Начало цветения в июне. Семена созревают в августе-сентябре. Размножается белена семенами.

Растёт в европейской части России (кроме Крайнего Севера), Встречается в Сибири и в Средней Азии.

В медицинской практике употребляют листья белены чёрной. От растений первого года жизни листья собирают осенью, когда образуются нормально развитые розетки, а на втором году собирают стеблевые листья в период цветения. Срок хранения сухих листьев до 2 лет.

Все части растения содержат сильно действующие алкалоиды: атропин, гиосциамин, скополамин. Белена очень ядовита. Препараты из белены чёрной обладают болеутоляющим и спазматическим действием. Из них изготавливают сухой экстракт, а для наружного применения при ревматизме и невралгии получают беленное масло.

Задание 2. Определите специфику функционирования языковых средств на: а) лексическом; б) морфологическом; в) синтаксическом уровнях.

Задание 3. Проведите стилистическую правку следующих предложений, устранив немотивированное использование некоторых языковых средств.

Критериями оценки являются:

Источник

Русский язык. Речевая культура (стр. 1 )

Мотоцикл управляемый гражданином б двигался в направлении улицы удмуртской. Смотреть фото Мотоцикл управляемый гражданином б двигался в направлении улицы удмуртской. Смотреть картинку Мотоцикл управляемый гражданином б двигался в направлении улицы удмуртской. Картинка про Мотоцикл управляемый гражданином б двигался в направлении улицы удмуртской. Фото Мотоцикл управляемый гражданином б двигался в направлении улицы удмуртскойИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3

Мотоцикл управляемый гражданином б двигался в направлении улицы удмуртской. Смотреть фото Мотоцикл управляемый гражданином б двигался в направлении улицы удмуртской. Смотреть картинку Мотоцикл управляемый гражданином б двигался в направлении улицы удмуртской. Картинка про Мотоцикл управляемый гражданином б двигался в направлении улицы удмуртской. Фото Мотоцикл управляемый гражданином б двигался в направлении улицы удмуртской

Русский язык. Речевая культура.

Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
(ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России)

РУССКИЙ ЯЗЫК. РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА.

Методические указания для студентов медицинских университетов

к семинарам по дисциплине «Культура речи»

(специальность «Педагогическое образование»)

Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
(ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России)

Кафедра русского языка и

РУССКИЙ ЯЗЫК. РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА.

Методические указания для студентов медицинских университетов

к семинарам по дисциплине «Культура речи»

(специальность «Педагогическое образование»)

УДК 4Р + 8.

Рецензенты:

Зав. кафедрой общего и славяно-русского языкознания ФГБОУ ВПО «ВГСПУ» д. ф.н., проф.

Зав. кафедрой документной лингвистики и документоведения ВолГУ

д. филол. н., профессор

Утверждено на заседании цикловой методической комиссии предметов гуманитарного цикла «___ » __________ 20 г.

Русский язык. Речевая культура. Часть VI. Методические указания для студентов медицинских университетов к семинарам по дисциплине «Культура речи» (специальность «Педагогическое образование») / [и др.] – Волгоград: Издательство +», 2013. – 62 c.

Пособие предназначается для студентов, изучающих дисциплину «Русский язык и культура речи» на 1 курсе медицинских университетов, обучающихся по специальности 050100 – Педагогическое образование. Целью пособия является учебно-методическое обеспечение процесса обучения русскому языку и культуре речи. Содержание пособия соответствует требованиям ФГОС к целям и задачам изучения дисциплины «Культура речи».

УДК 811.161.1 + 8.+ 8.

© Волгоградский государственный медицинский университет, 2013

Занятие № 1. Тема: Русский язык в современном мире. Язык – знаковая

система. Функциональные стили литературного языка.………………….

Занятие № 2. Тема: Рейтинговая контрольная работа № 1 по теме

«Функциональные стили литературного языка»……………………………..

Занятие № 3. Тема: Официально-деловой стиль речи.……………………….

Занятие № 4. Тема: Научный стиль речи……………. …………………………

Занятие № 5. Тема: Речевое общение. Речевой этикет………………………….

Занятие № 6. Тема: Орфоэпическая норма. Лексическая норма.

Морфологические нормы. Синтаксическая норма………………………………

Занятие № 7. Тема: Рейтинговая контрольная работа № 2 по теме

«Орфоэпическая норма. Лексическая норма. Морфологические нормы»…….

Занятие № 8. Тема: Зачётное занятие……………………………………………..

Цель: определение места русского языка в современном мире, знакомство с историей развития русского языка, его ролью в современной жизни страны и за рубежом; формирование представления о языке как знаковой системе, о его основных функциях, определение элементов языка и их взаимосвязи, знакомство с формами функционирования языка.

Перечень практических навыков.

1. Знать историю происхождения русского языка.

2. Знать основные этапы развития русского языка.

3. Знать вклад и в развитие русского литературного языка.

4. Знать явления, характерные для русского языка конца XX – начала XXI вв.

5. Знать место русского языка среди языков мира.

6. Уметь определить основные особенности русского языка разных периодов.

7. Знать цели и задачи культуры речи как научной и учебной дисциплины.

8. Знать определение языка как знаковой системы.

9. Знать функции языка.

10. Знать формы существования языка.

11. Уметь определять формы языка.

Основные вопросы, предлагаемые для обсуждения:

Русский язык среди языков мира.

Основные этапы развития русского языка. Вклад и в развитие русского литературного языка.

Русский язык конца XX – начала XXI вв.

Цели и задачи культуры речи как научной и учебной дисциплины.

Язык как знаковая система.

Формы существования языка.

Краткое содержание темы.

Современный русский язык – уникальное явление нашей жизни, требующее бережного и внимательного отношения, как со стороны государства, так и со стороны отдельной личности.

Русский язык имеет свою историю возникновения и развития, как национальный язык русского народа прошел долгий путь своего развития, в котором можно выделить ключевые моменты, определившие в конечном итоге его современное состояние. Русский язык – это национальный язык русского народа, исторически сложившейся общности людей, объединённых единством территории, экономики, психологического уклада и языка. Вместе с украинским и белорусским языками русский принадлежит к восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской семьи языков. Русский язык принадлежит к наиболее распространённым языкам мира, это национальный язык русского народа, государственный язык РФ, является языком межнационального общения внутри РФ и за её пределами.

Культура речи – научная и практическая дисциплина, призванная способствовать решению этой задачи. Русский язык представляет собой сложную многоуровневую систему знаков. Знакомство с этой системой обеспечивает возможность лингвистического анализа любого языкового явления, развивает умение строить своё речевое высказывание соответственно ситуации общения (стиль текста); вырабатывает навык корректного чтения словарной статьи (стилистическая помета слова).

Основные этапы работы на семинаре:

I. Организационный момент.

Задание выполняется с применением технологии диалогового обучения – метода работы в парах/пресс-конференции, позволяющего задать друг другу вопросы по ключевым моментам темы.

Задание 2. Используя материалы учебника, подготовьте сообщение о русском языке и его месте в современном мире. Задание выполняется с применением технологии диалогового обучения – метода тандема, позволяющего задать друг другу вопросы по ключевым моментам темы. Для этого студенты делятся на пары. Они задают друг другу вопросы по ключевым моментам темы.

Задание 3. Задайте вопросы выступающим, внесите дополнения. Задание выполняется с использованием элементов интерактивного обучения в форме пресс-конференции.

Задание выполняется с применением технологии диалогового обучения – метода работы в парах/пресс-конференции, позволяющего задать друг другу вопросы по ключевым моментам темы.

Задание 5. Расскажите о формах существования языка: диалекты, просторечие, жаргоны, литературный язык.

Задание 6. Задайте вопросы выступающим, внесите дополнения. Задание выполняется с использованием элементов интерактивного обучения в форме пресс-конференции.

Задание 7. Используя лекционный материал, расскажите о литературном языке. Данное задание предлагает студентам продемонстрировать знания по теме, заранее подготовленной дома.

Задание 8. Задайте вопросы выступающим, внесите дополнения. Задание выполняется с использованием элементов интерактивного обучения в форме пресс-конференции.

Задание 9. Выполните письменную работу.

Тема: ЯЗЫК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА.

Задание 1. Прочитайте текст. Найдите случаи употребления диалектов.

Григорий, посапывая, стянул с подвески будничные шаровары, вобрал их в белые шерстяные чулки и долго надевал чирик, выправляя подвернувшийся задник.

— Варила. Иди к баркасу, я зараз.

Старик ссыпал в кубышку пахучее жито, по-хозяйски смёл в ладонь упавшие зёрна и, припадая на левую ногу, захромал к спуску. Григорий, нахохлясь, сидел в баркасе.

— К черному яру. Спробуем возле энтой карши, где надысь сидели.

(М. Шолохов. «Тихий дон»)

Задание 2. Прочитайте текст. Найдите случаи употребления жаргонизмов и просторечия.

— Ничего, уважаемый, не поделаешь. Таковы требования юриспруденции. Не может же соответствующая инстанция разбираться в существе вопроса, основываясь только на абстрактных данных. Чтобы правильно ориентироваться в существе дела, нужно подкрепить его объективным фактическим материалом.

(И. Костюков «На разных языках»).

Ш. Домашнее задание.

1. Используя материалы лекции и учебника, подготовьте сообщения по ключевым вопросам темы «Язык – знаковая система».

2. Для подготовки к следующему занятию, познакомьтесь с материалом лекции «Орфоэпическая норма», а также с материалом учебника – С. 80-89.

Раздаточный материал: Практикум «Язык – знаковая система».

Основные вопросы, предлагаемые для самостоятельной проработки:

1. Что такое национальный русский язык; в каких формах он существует?

2. Чем письменная речь отличается от устной?

3. Какие существуют разновидности устной речи?

4. Что представляют собой функциональные стили?

5. Почему в языке существуют фонетические, лексические, грамматические варианты и в чем заключаются их различие?

6. Что представляет собой язык? Какими характеристиками он обладает? Что такое система?

7. Какими функциями характеризуется язык?

8. Какая форма является основной формой существования национального языка? Каковы её характеристики?

Тема: Функциональные стили литературного языка.

Цель: формирование представления о языке как разветвлённой стилистической системе; общая характеристика пяти стилей СРЛЯ: научного, официально-делового, публицистического, разговорного, художественного; выработка навыка стилистической правки текста.

Перечень практических навыков.

Знать понятия «стиль» и «жанр».

Знать системы стилей современного русского литературного языка.

Знать общую характеристику стилей современного русского литературного языка.

Знать понятие «стилистическая ошибка».

Уметь определять основные виды стилистических ошибок и корректировать их.

Основные вопросы, предлагаемые для обсуждения:

Понятия «стиль» и «жанр».

Системы стилей современного русского литературного языка.

Общая характеристика стилей.

Понятие «стилистическая ошибка». Основные виды стилистических ошибок.

Краткое содержание темы.

Для того чтобы строить любое речевое высказывание в соответствии со сферой общения и коммуникативной целью, говорящий должен иметь чёткое представление о понятиях «стиль» и «жанр».

Основные языковые параметры стилей (жанры стилей). Ядро каждого стиля образуют присущие именно ему языковые средства с соответствующей стилистической окраской и едиными нормами употребления. Каждый функциональный стиль обладает своими особенностями использования общелитературной нормы и существует как в письменной, так и в устной форме. Каждый стиль представлен произведениями разных жанров, которые имеют собственные особенности. Многообразие жанров создаётся целями общения.

Характеристика лексики СРЛЯ. В русском языке значительная часть лексики стилистически нейтральна, т. е. может употребляться в любых видах устной и письменной речи, не придавая ей никаких стилистических оттенков.

Понятие стилистическая ошибка. Каждый конкретный акт речевой деятельности требует определённых средств выражения. Говорящие должны следить за тем, чтобы слова, употребляемые ими, были по своим стилистическим свойствам однородны, чтобы не возникал стилевой разнобой, а использование стилистически окрашенных слов было оправдано целью высказывания. Недопустимо неоправданное смешение в речи разностилевой лексики – разговорной, просторечной, книжной. Немотивированное употребление разностилевой лексики довольно распространённая стилистическая ошибка.

I. Организационный момент.

Задание 2. Используя материал лекции и учебника, расскажите о системе стилей СРЛЯ.

Задание 3. Задайте вопросы выступающим, внесите дополнения. Задание выполняется с использованием элементов интерактивного обучения в форме пресс-конференции.

Задание 4. Используя материал лекции и учебника, сделайте сообщение на тему: «Общая характеристика стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Газетно-публицистический стиль. Разговорно-обиходный стиль». Данное задание предполагает знания по теме, заранее подготовленной дома.

Задание 5. Задайте вопросы выступающим, внесите дополнения. Задание выполняется с использованием элементов интерактивного обучения в форме пресс-конференции.

Задание 6. Выполните письменное задание.

Тема: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Задание 1. Какие пометы могут иметь следующие лексические единицы: нейтральная а) (нейт.); б) просторечная лексика (прост.); разговорная (разг.); г) специальная (спец.); е) официально-деловая (офиц.).

Задание 2. Прочитайте предложения, взятые из разговорной речи. Найдите в них канцеляризмы и замените на другие слова, соответствующие разговорному стилю речи.

1. Я приобрела для сына настольную игру. 2. Заводная обезьянка вышла из строя. 3. В одном доме со мной проживает известный поэт. 4. В данный момент я готовлюсь к экзаменам. 5. Моя подруга получила жилплощадь. 6. В нашем зелёном массиве так много грибов и ягод.

Задание 3. Прочитайте микротексты. Определите стилевую принадлежность, жанр каждого текста. Найдите стилистические ошибки.

Предлагаю применить штрафные санкции к московскому филиалу АОЗТ «Спецоснастка», задерживающему в течение 2-х месяцев оплату поставленной продукции, а ведь мы много раз им письменно напоминали.

Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определённую работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлёпанцы и усаживанию с газетой в кресло.

Мотоцикл, управляемый гражданином Б., двигался в направлении улицы Удмуртской по Московскому проспекту в третьем ряду со скоростью, превышающей 100 км/час. На перекрёстке улицы Цветочной и Московского проспекта гр. Н. не справился с управлением и на полной скорости сделал наезд на газетный киоск, стоящий тут же, неподалеку от перехода.

По словам актёра, он обожает в свободное время гонять на своём любимом «Харлее» по ночным улочкам Лос-Анжелеса. Только скорость позволяет ему по-настоящему расслабиться и почувствовать вкус жизни, которая так быстротечна! Как не согласиться с таким утверждением! Да и вообще: глядя на классную физиономию известного актёра, с ним трудно не соглашаться!

Задание 7. Сделайте выводы. Запишите их в тетрадь

1. Используя материалы лекции и учебника, подготовьте сообщения по

ключевым вопросам темы «Функциональные стили литературного

2. Выполните задание 67 на с. 422, 73 на с. 424.

3. Для подготовки к следующему занятию, познакомьтесь с материалом лекции «Официально-деловой стиль речи», а также с материалом учебника – С. 64.

Раздаточный материал: Практикум «Функциональные стили литературного языка».

Основные вопросы, предлагаемые для самостоятельной проработки:

1. Что такое функциональные стили и чем обусловлено их выделение?

2. Какие стили выделяют в современном русском языке?

3. Какие основные языковые параметры характерны для каждого стиля?

4. Какие жанры соответствуют каждому из стилей?

5. Как характеризуется лексика СРЛЯ?

6. На какие стилистические ошибки следует обращать внимание?

Тема: Официально-деловой стиль речи.

Цель: Знакомство с официально-деловым стилем и его основными подстилями и жанрами; знакомство с основными требованиями к оформлению организационно-распорядительных документов (заявление, докладная записка, доверенность, расписка); с типичными ошибками в языке документа. Выработка навыка корректного оформления документов и деловых бумаг.

Перечень практических навыков.

Знать определение ОД стиля, сферу функционирования, основные подстили.

Знать особенности ОД на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях.

Знать понятия “документ”, “реквизит документа”, виды документов.

Знать требования к оформлению основных реквизитов документов личного происхождения (заявление, объяснительная записка).

Знать требования к языку документа.

Уметь определять и корректировать типичные ошибки в языке документа.

Основные вопросы, предлагаемые для обсуждения:

Официально-деловой стиль: сфера функционирования. Основные подстили.

Характеристика на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях.

Понятия «документ», «реквизит документа.

Основные требования к оформлению документа и делового письма.

Типичные ошибки в языке документа.

Краткое содержание темы.

Современный официально-деловой стиль – это функциональная разновидность русского литературного языка, применяемая в сфере общественно-деловых отношений. Официально-деловой стиль используется в сфере законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности. Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок, справок. Имеет общие стилевые черты.

Основные подстили: дипломатический, юридический, канцелярский.

ОД стиль имеет лексические, морфологические и синтаксические особенности.

Понятия “документ”, “реквизит документа”. Документ – от лат. documentum (способ доказательства). Слово вошло в русский язык в Петровскую эпоху: документами стали называть деловые бумаги, имеющие юридическую силу. При составлении документа особое значение имеет оформление всех его реквизитов. Реквизиты – это обязательные признаки, установленные законом или распорядительными положениями для отдельных документов (адресат, подпись, дата, печать).

Основные этапы работы на семинаре:

I. Организационный момент.

Задание 2. Используя материал лекции и учебника, подготовьте сообщения об официально-деловом стиле, сфере его функционирования, основных подстилях.

Задание 3. Сформулируйте вопросы к выступающим. Сделайте дополнения по вопросу.

Задание 4. Используя материал лекции и учебника, расскажите об официально-деловом стиле. Дайте его характеристику на лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях. Данное задание предлагает студентам продемонстрировать знания по теме, заранее подготовленной дома. Задание выполняется с применением интерактивной формы работы – метода пресс-конференции.

Задание 5. Задайте вопросы выступающим, внесите дополнения. Задание выполняется с использованием элементов интерактивного обучения в форме пресс-конференции.

Задание 6. Выступите с сообщениями об оформлении документа и делового письма. Данное задание предполагает знания по теме, заранее подготовленной дома.

Задание 7. Проанализируйте выступления, задайте вопросы выступающим, внесите дополнения.

Задание 8. Расскажите о типичных ошибках в языке документа и делового письма. Данное задание предполагает знания по теме, заранее подготовленной дома.

Задание 9. Выполните письменную работу.

Тема: ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Задание 1. Прочитайте текст. Докажите его принадлежность к официально-деловому стилю. Выделите лексические, морфологические и синтаксические средства, присущие деловой речи.

Настоящий Закон устанавливает правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации, регулирует отношения государственных органов управления Российской Федерации с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерения и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

Задание 2. Определите жанры текстов следующих деловых документов.

1. Прошу освободить меня от занимаемой должности по собственному

желанию в связи с переходом на другую работу.

получить причитающуюся мне за сентябрь 2006 года заработную плату.

3. работает на кафедре английского языка

Воронежского госуниверситета с 15.08.2000 года в должности доцента. Справка дана для представления в ЖЭУ номер 35 г. Воронежа.

5. О командировании главного механика Малыгина командировать главного механика в г. Санкт-Петербург для заключения контракта с фирмой «Аква». Начальник цеха 55 (подпись)101.

1) Настоящее положение входит в силу с 1 ноября 2005 года.

2) На покупку медицинского оборудования был выдан кредит.

3) Каждое подразделение дало свои предложения.

4) Просьба предоставить продукцию к 1 декабря 2005 года. Оплату обещаем.

5) Заместитель главного врача владеет правом подписи данного документа.

6) Прошу дать мне отпуск в количестве 10 дней за свой счёт.

Задание 4. Прочитайте документы и найдите ошибки в:

а) оформлении реквизитов;

б) языке документов.

Вчера выписавшиеся больные не могли попасть в гардероб и получить одежду, а значит вовремя уехать на вокзал, так как дежурившая гардеробщица не могла найти ключи от раздевалки.

Прошу принять какие-то меры, так как такое случается регулярно и только во время работы Замятиной.

Зав. хирургическим отделением

Вчера процедурная не открывалась, потому что долго искали ключи от неё. Работавшая намедни лаборантка К. Соколова опять положила их не на место, куда я обычно ложу. Поэтому мы долго искали.

Задание 10. Сделайте выводы. Запишите их в тетрадь.

1. 1. Используя материалы лекции и учебника, подготовьте сообщения по

ключевым вопросам темы «Официально-деловой стиль».

2. Выполните задание 153 на с. 482, 169 на с. 489, 173 на с. 489.

Раздаточный материал: Практикум «Официально-деловой стиль речи».

Основные вопросы, предлагаемые для самостоятельной проработки:

1. Дайте определение ОД стиля, сферы функционирования, назовите основные подстили.

2. Перечислите особенности ОД стиля на лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях.

3. Что такое “документ”, “реквизит документа”? Какие вииды документов бывают?

4. Какие существуют требования к оформлению основных реквизитов документов личного происхождения (заявление, объяснительная записка)?

5. Назовите типичные ошибки в языке документа.

Тема: Научный стиль речи.

Цель: Знакомство с научным стилем СРЛЯ и его основными подстилями и жанрами; с характеристиками НС на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях, понятиями «термин», «дефиниция», «номенклатурное наименование», с особенностями терминосистемы биологии.

Перечень практических навыков.

1. Знать определение научного стиля, сферу функционирования, основные подстили.

2. Знать особенности научного стиля на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях.

3. Знать понятия термин – дефиниция – номенклатурное наименование.

4. Уметь отличать термины, дефиниции и номенклатурные наименования.

5. Знать особенности терминосистемы биологии.

Основные вопросы, предлагаемые для обсуждения:

Научный стиль и его подстили.

Характеристика НС на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях.

Понятие «термин», «дефиниция», «номенклатурное наименование».

Характеристика терминосистемы биологии.

Краткое содержание темы.

Научный стиль речи – одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая сферу науки и производства; он реализуется в книжных специализированных текстах разных жанров. Научный стиль – это стиль научных сообщений. Научные тексты связаны с ориентацией на читателя-профессионала. Сфера использования этого стиля – наука, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.

Основные черты языка науки – точность (однозначность), объективность, подчёркнутая логичность, доказательность, отвлечённость, обобщённость.

Функционально-стилевая классификация научного стиля (подстили): 1. Собственно научный (монография, статья, доклад, диссертация). 2. Научно-информативный (реферат, аннотация, патентное описание). 3. Научно-справочный (словарь-справочник, каталог). 4. Научно-учебный (учебник, словарь, методическое пособие, лекция…). 5. Научно-популярный (очерк, книга, лекция, статья…).

Понятие термин – дефиниция – номенклатурное наименование. Термины обозначают строго научные понятия и образуют терминологическую систему той или иной науки. Терминологическая лексика составляет «ядро научного стиля», это наиболее существенный признак языка науки. Отличительной чертой терминов является их точное определение (дефиниция). Близки к терминам номенклатурные наименования, которые также употребительны в книжных стилях, и в научном в частности.

Характеристика терминосистемы биологии. Биоло́гия – система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле. Классифицирует и описывает живые существа, происхождение их видов, взаимодействие между собой и с окружающей средой. Терминосистема биологии включают биологические, ботанические и др. понятия: эволюция, животное, живой организм, вид, естественный отбор, рудименты, атавизмы, растение, клетка, ген, ткань, ферменты…

Основные этапы работы на семинаре:

Задание выполняется с применением интерактивной формы работы – метода работы в парах, позволяющего задать друг другу вопросы по ключевым моментам темы.

Задание 2. Используя материал лекции и учебника, расскажите о научном стиле: сфере функционирования и основных подстилях. Задание выполняется с применением интерактивной формы работы – метода пресс-конференции, позволяющего задать друг другу вопросы по ключевым моментам темы.

Задание 3. Сформулируйте вопросы к выступающим. Сделайте дополнения по вопросу.

Задание 4. Используя материал лекции и учебника, расскажите о главных жанрах научного стиля и их общей характеристики. Данное задание предлагает студентам продемонстрировать знания по теме, заранее подготовленной дома.

Задание 5. Задайте вопросы выступающим, внесите дополнения. Задание выполняется с использованием элементов интерактивного обучения в форме пресс-конференции.

Задание 6. Используя материал лекции и учебника, расскажите о понятии «термин». Данное задание предполагает знания по теме, заранее подготовленной дома.

Задание 7. Задайте вопросы выступающим, внесите дополнения. Задание выполняется с использованием элементов интерактивного обучения в форме пресс-конференции.

Задание 8. Сделайте выводы по теме. Запишите их в тетрадь.

Задание 9. Выполните письменную работу.

ТЕМА: НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Задание 1. Определите, к каким подстилям научного стиля

относятся ниже приведенные тексты. Выберите правильный ответ из

приведенного ниже списка жанров.

А) научно-популярный; Б) научно-учебный; В) научный.

1. Состоящие из водного льда и вмороженной в него космической железосиликатной пыли кометы окружают Солнечную систему и периодически вторгаются в нее по сильно вытянутым орбитам. Это гигантское окружение распадается на своеобразные облака – Койпера, Хиллза, Оорта. К ближайшему из них –Койпера – принадлежит и Плутон, тоже состоящий из водного льда и космической пыли. Раньше его считали девятой планетой Солнечной системы, но автор статьи в двух монографиях (1992, 1999 гг.) обосновал, что он принадлежит к кометному окружению. В 2001 г. это подтвердила фотография Плутона, сделанная с американской межпланетной станции.

2. Плутону не везет. Эта самая маленькая и самая далекая от солнца планета не успела даже отпраздновать 75-летие своего пребывания в великой планетной семье, как ее оттуда начали беспощадно изгонять. Дискриминация шла по признаку размеров. Поскольку за орбитой Плутона было обнаружено огромное скопление ледяных обломков, опоясывающее нашу Солнечную систему (так называемый «пояс Койпера»), а в нем – обломки размером с сам Плутон, то астрономы решили переименовать Плутон из планет в «трансурановые объекты», чтобы другие объекты Плутонова размера не запросились в привилегированное планетное сообщество. Ну, чем вам не Европейское сообщество?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *