Мотоцикл восход 1968 года
Мото-Ковров
Музей мототехники Николая Тубаева. г.Ковров
Восход-1
«ВОСХОД»
Осуществляя директивы партии по внедрению достижений научно-технического прогресса, ковровские мотоциклостроители приступили к созданию более современной машины. Конструкторы стремились приблизить разрабатываемую модель к лучшим зарубежным образцам. И они этого добились.
12 октября 1964 года был запущен космический корабль «Восход» — первый в мире многоместный аппарат – с экипажем в составе космонавта-пилота Комарова, конструктора Феоктистова и врача Егорова. Пропагандистский эффект нового достижения советской науки и техники был колоссальным. И работники СКБ мотоциклостроения Ковровского завода имени В.А. Дегтярева, которые как раз тогда разрабатывали новую модель мотоцикла, не ломали голову над тем, как ее назвать. Конечно, «Восход»!
Модель мотоцикла «Восход» была спроектирована в 1964 году, и начала свой путь к потребителю с выпуска опытной партии в количестве 298 штук в конце 1965 года. Заводскому дизайнеру Леониду Августовичу Зверюге удалось создать запоминающийся цельный облик – причем не прибегая к копированию зарубежных образцов. Перед этим «Восход-1» (так значился мотоцикл в технической документации) подвергся экзамену в соревнованиях с иностранными мотоциклами.
Моторалли 1965 года проводились в ФРГ в г. Нюрнберге на трассе Нюрбургринг, куда гонщики прибыли без поломок и отставаний. Здесь заводские мотоциклисты добились успеха, завоевав приз ФИМ – «Конь в скачке».
Затем выступление в 1966 году во Франции.
Позже выступая на моторалли 1968 года в Италии, ковровцы заняли почётное второе место и получили приз «Кубок Монако».
По условиям соревнований путь от Коврова до г. Перуджи команда преодолела на мотоциклах.
В основу мотоцикла под новым товарным знаком «Восход» были заложены мероприятия такие как; улучшение внешнего вида, повышение эксплуатационных качеств мотоцикла, повышение надёжности и долговечности, устранение дефектов, имеющих место на предыдущей модели.
Коллектив рабочих и инженеров за творческий труд был отмечен золотой медалью выставочного комитета ВДНХ.
Двигатель
Двигатель сохранил основную конструкцию – одноцилиндровый, двухтактный, короткоходный (61,75х58,0 мм = 173,7 см³), но благодаря увеличению степени сжатия, изменению углов выхода продувочных каналов и уменьшению сопротивления впускного тракта максимальная мощность выросла с 9,5 до 10 л.с. при 5300 об/мин. При этом максимальная скорость мотоцикла возросла с 85 до 90 км/ч, а расход топлива уменьшился на 0,1 л на 100 км. На двигателе мотоцикла «Восход» устанавливался модернизированный механизм переключения передач, позволявший надёжно фиксировать включения соответствующей передачи. Для коробки передач были высчитаны специальные установочные размеры для шестерён с использованием компенсационной шайбы, установленной у левого подшипника первичного вала, вместо устанавливаемой на прежней модели у основной шестерни. Резиновые чехлы задней передачи имели специальные заслонки, которые закрывали два технологических отверстия в правой половине картера, третье технологическое отверстие закрывалось резиновой заглушкой. Эти мероприятия предотвращали доступ пыли, грязи и воды к цепи задней передачи и тем самым повышали срок её службы. Новая конструкция сапуна стала герметичной – в ней полость картера посредством полихлорвиниловой трубки соединялась с ресивером глушителя шума всасывания. Эта конструкция исключала попадание пыли, воды и грязи в картер.
Изменена система очистки воздуха. Ресивер, выполняющий одновременно функцию глушителя шума всасывания был соединён двумя резиновыми патрубками с корпусом воздушного фильтра, а не одной как это было на прежней модели. Фильтрующий элемент, вместо металлического сетчатого, был сделан из эластичного пенополиуретанового поропласта, вследствие чего улучшилась очистка воздуха. Воздушный фильтр состоял из корпуса и крышки, которые изготавливались из капрона, а так же из металлической решётки и фильтрующего элемента пропитанного моторным маслом, смешанным с бензином.
Крышка карбюратора по форме отличалась от крышки прежней модели.
Электрооборудование
На мотоцикле вместо генератора Г-401, устанавливался новый генератор Г-411, мощность которого выше на 10 ватт. Генератор Г-411 имел новый конденсатор, ёмкостью 0,25 мкф. Этот генератор обеспечивал бесперебойное искрообразование в диапазоне 350-6000 об/мин, значительно улучшал освещённость дороги и повышал светотехнические характеристики сигнальных приборов. От статора генератора имелся специальный вывод для стоп-сигнала.
К новому генератору была спроектирована специальная катушка зажигания Б-300.
Вместо фары ФГ-38В1 установлена новая фара ФГ-138.
Ободок фары получил козырёк, также применили рассеиватель новой конструкции и лампу фары с нитями одинаковой мощности. Эти изменения снижали возможность перегорания ламп головного света и ламп заднего фонаря, обеспечивали хорошую асимметричную освещённость дороги.
Задний фонарь ФП-66 прежней конструкции морально устарел и не отвечал требованиям эстетики того времени. По этому на «Восход» был установлен задний фонарь новой конструкции с пластмассовым корпусом. Он имел две лампы, одна из которых работала как сигнальная и освещала номерной знак, а вторая предназначалась для стоп-сигнала. В правом инструментальном ящике двумя винтами М5 крепился включатель стоп-сигнала, приводимый пружиной от педали ножного тормоза.
Провод заднего фонаря имел штекерный разъём, вместо соединения винтом с гайкой через клеммы.
Для улучшения внешнего вида основание переключателя, рычажок и кнопка сигнала были выполнены из пластмассы кремового цвета, а металлический корпус окрашен эмалью цвета слоновой кости.
Экипажная часть
На прежней модели боковые закрытия имели резиновый обортовочный шнур, закреплённый девятью оцинкованными кольцами, позже применялся широкий полихлорвиниловый шнур цвета слоновой кости.
Изменённая конструкция закрытий позволила применить новый профиль полихлорвинилового обортовочного шнура цвета слоновой кости. Внешний вид мотоцикла значительно улучшился.
Откидное сиденье новой конструкции обеспечивало лёгкий доступ к воздушному фильтру и к насосу, закреплённому в кронштейнах на каркасе сидения.
Новая подушка сидения повысила её упругие свойства и улучшила комфортабельность езды, как для водителя, так и для пассажира.
Форма нового двухцветного чехла сидения (верх красный, низ чёрный) с точки зрения эстетики значительно улучшила внешний вид мотоцикла. К сидению с помощью двух винтов М6 крепилась новая полихлорвиниловая ручка пассажира цвета слоновой кости. Конструкторы также усилили конструкцию рамы, увеличив диаметр передней и верхней труб с 32 до 34 мм.
Основные изменения конструкции передней вилки сводились к тому, что был установлен в пружинах отражатель из капрона, который предотвращал вытекание масла при срабатывании вилки через сапунные отверстия в пробках.
Новый топливный бак «Восхода» получил нигрипсы (наколенники) новой формы, закрывавшую сварной шов полихлорвиниловую окантовку цвета слоновой кости, новый логотип в виде горизонтально расположенной стрелы из пластмассы белого цвета и надписи «Восход» из пластмассы коричневого цвета.
Все эти мероприятия значительно улучшили внешний вид и вполне отвечали требованиям эстетики того времени. Пробка топливного бака устанавливалась из пластмассы цвета слоновой кости.
С помощью двух стоек, закреплённых в районе фары и верхней траверсы, и четырёх специальных кронштейнов, на мотоцикле был установлен ветровой щиток из органического стекла.
Учтя многочисленные просьбы потребителей, на новую модель установили небольшой багажник с расчётной нагрузкой 15-18 кг.
Кронштейны руля имели другой внешний вид.
Ручки управления устанавливались новой конструкции и изготавливались из эластичной светлой резины, не пачкавшей руки.
Головка демпфера типа «барашек» и манетка обогатителя изготавливалась из более прочного материала МСН, цвета слоновой кости.
Для предотвращения попадания грязи на одежду водителя, мотоцикл комплектовался наколенными щитками из чёрного или белого капрона.
Крышка ступицы переднего колеса была изменена для облегчения полировки.
Была изменена конструкция основания тормозных колодок переднего колеса, для удобства обработки наружной поверхности основания, кронштейн упора оболочки троса переднего тормоза был съёмным и крепился болтом М6.
Короткие кронштейны крепления заднего щитка на ручке бугеля заменены на удлинённые хромированные, что кроме улучшения внешнего вида, значительно сократило вибрацию заднего щитка и тем самым, устранило возможность появления поперечных трещин. Ручка бугеля на новой модели отсутствовала.
Круглые подножки водителя и пассажира были изменены на более современные квадратные.
Вместо окраски, ступицы колёс, основание переднего и заднего тормоза полировались и глянцевались.
Вместо оцинкования хромом покрывались: рычаги переднего и заднего тормоза, педаль ножного тормоза, натяжки цепи, кронштейны и рычаги управления сцеплением, декомпрессором и передним тормозом, корпуса сальников передней вилки, корпус ручки дросселя, грибок ручки дросселя, так же ряд деталей крепежа: болты, винты, гайки и шайбы.
На мотоцикле «Восход» впервые на руле слева установили зеркало заднего вида.
Изготавливаемые из сплава ЦАМ втулки кожуха передней вилки были заменены на капроновые, что исключило неприятное на слух «дребезжание» кожухов.
Все видовые детали и узлы: топливный бак, щитки переднего и заднего колёс, закрытия (боковые и верхние), крышки инструментальных ящиков, кожуха передней вилки, верхняя и нижняя траверзы – перед покрытием тщательно очищались до глянцевой поверхности по эталонам, затем фосфатировались, грунтовались и окрашивались синтетическими эмалями с последующей полировкой и глянцовкой до зеркальной поверхности. Фара поставлялась предприятием смежником чёрного цвета. Мотоциклы окрашивались в чёрный и голубой цвет.
В 1967 году к празднованию 50-летия великого Октября была собрана ограниченная партия мотоциклов.
На переднем крыле этих мотоциклов устанавливался алюминиевый флажок с изображением «серпа и молота» и надписью на красном фоне «50 лет».
Эта партия мотоциклов окрашивалась в красный цвет. Наколенные щитки устанавливались металлические кремового цвета.
Количество собранных мотоциклов не известно.
В 1969 году была выпущена ещё одна ограниченная партия (юбилейная), к празднованию 100-летней годовщины со дня рождения В.И.Ленина.
На переднем крыле этих мотоциклов устанавливался алюминиевый флажок с надписью на красном фоне «1870-1970 Юбилейный».
Юбилейная партия так же окрашивалась в красный цвет. Металлические наколенники окрашивались в цвет слоновой кости.
Количество собранных мотоциклов не известно.
Обе партии мотоциклов выпускались отменного качества в экспортном исполнении.
С 1965 по 1972 гг. было собрано 1.039.484 мотоцикла марки «Восход».
Мотоциклы собранные к 50-летию Октября и к 100-летию Ленина можно посмотреть в частном музее Николая Тубаева.
Восход-1 : 33 комментария
Николай, здравствуйте!
Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:
Каковы отличия креплений руля?
Какие отличия защиты карбюратора?
Кронштейны рычагов тормоза и сцепления только хром?
Ободки фар без ободка использовались на первом Восходе?
Корпус сальников вилки хромированный?
Корпус фары с кронштейнами, рама красились в цвет мотоцикла?
Где использовались хромированные болты?
С Уважением, Андрей.
Привет, Андрей!
Средняя часть кронштейна руля на прежних моделях была круглой, на Восходе она овальная (усиленная) в сечении.
Верхняя задняя часть закрытия карбюратора на Восходе закруглённая к верху.
Кронштейны только хромировались.
Ободок фары с козырьком устанавливался на единственной модели Восход.
Корпус сальников вилки хромировался, на последних партиях был незначительно изменён и изготавливался из силумина.
Корпус фары, кожух вилки и рама красилась в цвет мотоцикла.
Весь крепёж покрывался хромом. На последних партиях использовался (кадмированный) крепёж жёлтого цвета.
С уважением, Николай.
Николай, спасибо за ответы!
У Вас есть фото защиты карбюратора, на которых видно различие?