Мотоцикл впереди сзади справа и слева
Объезд/опережение справа мотоциклистом или велосипедистом при повороте направо – кто прав?
В данной статье речь пойдёт о простой и распространённой ситуации. Один из участников дорожного движения стоит перед перекрёстком, но вдруг справа подъезжает мотоциклист, велосипедист или скутер/мопед, которому нужно ехать прямо, происходит (или не происходит) ДТП. Кто виноват при этом по ПДД и какой пункт нарушен? Давайте разбираться!
Объезд или опережение справа от поворачивающего направо
Сначала обрисуем 2 стандартные ситуации этого расположения транспортных средств:
Эти 2 ситуации на 2021 год аналогичны, но последствия могут иметь кардинально различные – во втором случае очень часто происходят аварии с участием малозащищённой категории участников движения – наездников двухколёсных.
Важное замечание!
Кто виноват по ПДД?
Здесь всё зависит от наличия разметки, а также от типа транспортного средства, который опережает машину для неё с правой стороны.
Итак, ПДД чётко регулируют такой случай, и нам тут понадобятся несколько пунктов:
Итак, разберём различные ситуации обсуждаемой нами темы!
Если есть разметка полос движения
. Как на обоих рисунках выше. В этом случае, если речь идёт о велосипедисте или водителе мопеда или скутера, то вина ложиться на водителя автомобиля. Суть здесь в том, что именно автомобиль нарушил пункт 8.5 ПДД, не заняв крайнее положение.
Ошибочно думать, что крайнее положение означает только крайнюю полосу движения. По букве Правил крайнее положение – это буквально крайнее, чтобы даже велосипедист не смог проехать между Вами и краем проезжей части.
Но даже в этом случае есть обязанность уступить дорогу велосипедисту, движущемуся по обочине.
В случае же мотоцикла виновен будет именно мотоциклист. Потому что, так как ширина проезжей части при такой организации дорожного движения определяется разметкой, он не должен был вставать рядом с авто, чем нарушил пункт 9.1.
Таким образом, мотоциклист нарушил пункт 9.1, но и водитель нарушил пункт 8.5 ПДД. Однако, в случае ДТП с большой долей вероятности вину возложат на мотоциклиста, так как именно его нарушение привело к ДТП (при разборе аварий вина рассматривается с точки зрения причинно-следственной связи).
Если есть разметка полос движения, но с данной полосы разрешён только поворот
И эта ситуация в корне ничего не меняет. У велосипедистов и мопедистов всё ещё есть обязанность двигаться только по крайней правой полосе ближе к обочине, а у водителя автомобиля есть всё тот же пункт 8.5.
Если разметки нет
В этом случае автомобиль становится виновным и при ДТП с мотоциклистом. Объясним:
Как видим, во всех трёх ситуациях есть вина водителя авто в том, что он не занял крайнее правое положение.
ДТП при перестроении: кто всегда виноват и как избежать проблем
Аварии при маневрировании, в том числе перестроении, стабильно набирают свой процент в общем числе ДТП за год. При этом виновник в случае с перестроением всегда определяется легко, поэтому нужно помнить об этом, собираясь менять полосу. Давайте выясним, кто всегда виноват в случае ДТП при перестроении и как этого избежать.
Для начала, как обычно, вкратце обозначим основные понятия. Согласно ПДД, перестроение – это «выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения». То есть неважно, пересекаете ли вы одну или две полосы либо съезжаете на обочину – выезжая из своей полосы без намерения повернуть, вы совершаете перестроение.
Пункты 8.1 и 8.2 ПДД описывают подготовку к перестроению. Планируя его, водитель заблаговременно до начала выполнения маневра должен подать сигнал поворотником (при его отсутствии или неисправности – рукой), а при выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения. Здесь же содержится еще одно важное замечание: подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.
Порядок выполнения перестроения регламентируется пунктом 8.4 ПДД: «при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа».
Правило «помехи справа» иногда становится основным, что помнят начинающие водители при маневрировании и проезде перекрестков, и это провоцирует ошибки. В случае, если дорога сужается со стороны крайней правой полосы, водители, едущие по ней, совершают маневр перестроения, даже если движутся вдоль линии разметки справа, обозначающей границу обочины, а значит, обязаны уступить тем, кто движется по левой от них полосе.
То же самое касается ситуаций, когда водитель перестраивается с разгонной полосы. Пункт 8.10 отдельно указывает, что «при наличии в месте въезда на дорогу полосы разгона водитель должен двигаться по ней и перестраиваться на соседнюю полосу, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге».
Исходя из правил, главным наказанием можно считать то, что нарушитель правил перестроения будет признан виновником ДТП. Однако это еще не все: за нарушение ПДД виновник будет наказан согласно части 3 статьи 12.14 КоАП: «невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей».
Термин «опасное вождение» появился в ПДД еще в 2016 году, и пусть наказание за него за эти четыре года так и не ввели, следует помнить о том, что официально запрещено правилами. Пункт 2.7 в том числе указывает, что водителю запрещается «опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия». Проще говоря, правила запрещают подрезать и устраивать «шашки» на дороге. Ну а введение наказания за эти действия – все же вопрос времени.
Виноват ли водитель, который поворачивает направо и задевает мотоциклиста двигающего справа от машин
Двигаясь по однополосной дороге (одна полоса туда и одна полоса обратно), я поворачиваю направо, поворот на права разрешен, в это время двигается мотоциклист справа от меня, по обочине. Происходит ДТП. Я задеваю крылом мотоциклиста. Подскажите, обязан ли я в этой ситуации был посмотреть в правое зеркало при маневре направо? При оформлении ДТП, юридически, будут виноваты оба водителя или только мотоциклист, который двигался по обочине справа от машины? Спасибо.
Ответы на вопрос:
Всегда рады помочь! Удачи Вам.
То есть если я бы оформлял ДТП, то при рассмотрении мне дела, мне бы не выписали штраф за то, что я совершил маневр не убедившись в безопасности маневра?
Ответы на уточнение:
Александр здравствуйте. В Вашем случае можно было бы оформить и евро-протокол (если ущерб до 50 000 руб. и у мотоциклиста есть страховка). Если возникли разногласия, смело вызывайте наряд ГИБДД и оформляйте ДТП. А к инспектору в ГАИ лучше езжайте с юристом, на всякий случай, и все оформят как нужно. Удачи Вам.
Сотрудники ДПС вызывались, так как мотоциклист не был согласен с тем, что он виноват. Сотрудники ДПС, когда отошел мотоциклист, посоветовали договорится на месте, с их слово, что в данном случае, при оформлении ДТП, хотя обгон был справа и мотоциклист двигался по обочине, поворачивая направо, я должен был убедится, что совершаемый маневр безопасен. То есть в итоге штрафанут обоих. Хотя страховку мне выплатят, но копейки, так как машина старая. Мне важно понять, сотрудники ДПС сказали правду и часть моей вины юридически здесь тоже есть или им было просто лень оформлять ДТП?
Ответы на уточнение:
На мой взгляд сотрудники ДПС правы, и тут есть нарушение с обеих сторон, причем оба нарушения имеют причинно-следственную связь с ДТП, поэтому вина должна быть признана обоюдной.
Александр при выяснении обстоятельств каждого ДТП нужно устанавливать причинно-следственную связь между действиями каждого из водителей и наступившими последствиями. В данном случае налицо нарушение ПДД, как с Вашей стороны, так и со стороны мотоциклиста и оба этих этих нарушения состоят в причинно-следственной связи с наступившими последствиями.
Похожие вопросы
Поворачивал направо на парковку из правого крайнего ряда. Скорость почти ноль. В этом момент в правую дверь врезается мотоциклист. ГИБДД утверждает, что я виноват, т.к. должен был его пропустить, но когда я начинал поворот у меня не было помехи справа! Мотоциклист утверждает, что я сперва повернул налево и он решил, что я буду перестраиваться влево, а я после этого повернул направо. Я действительно очень незначительно дал влево, чтобы вписаться направо (я не включал левый поворотник, естественно) и в момент аварии я уже стоял! Меня по сути вынудили признать свою вину в европротоколе и подписать его, но я понимаю, что я не был виноват! Европротокол еще не сдан в СК. Что вы посоветуете?
Вчера вечером я двигался на мото в своей полосе по левой калие, мужчина на авто подьехавший сзади стал меня обьезжать справа и выталкивать на встречную полосу после чего я его обьехал и занял центр полосы он снова по обочине обьехал и повторил свои действия. Тогда я остановился попросил его выйти с авто он проигнорировал после чего я кулаком разбил ему лобовое и боковое стекло. Какой штраф мне грозит.
ДТП. Мотоцикл двигался с превышением скорости. У водителя мотоцикла не было нужной категории. Встречный автомобиль поворачивая на лево не уступил дорогу мотоциклисту. Оба водителя погибли. ГУВД определяет обоюдную вину. Почему-то через три с лишним месяца предъявили заключение о наличии 0,5 промилле алкоголя в крови мотоциклиста. Употребление алкоголя им исключено. Анализ на алкоголь второго участника ДТП не проводился (он умер через несколько дней в больнице не приходя в сознание). Водитель автомобиля застрахован по ОСАГО, но где неизвестно. Можно ли оспорить заключение.
ГУВД, можно ли взыскать со страховой водителя автомобиля выплату по
ОСАГО родителям мотоциклиста и как найти эту страховую компанию. Каковы шансы на успех? Заранее
Попал в ДТП на мотоцикле
Ехал за легковым автомобилем водитель резко дал по тормозам я уходя от столкновения не пересекая сплошную линию разметки выполнял опережение скорость примерно была 45-50 км/ч после того когда я поравнялся с задним бампером автомобиля водитель без включённого поворотника начал разворот и произошло столкновение у меня нет категории А но есть категория В и С возместит ли ущерб страховая компания и кто виноват в данной ситуации?
При повороте на лево на встречной полосе в попутном направлении, в левую переднюю дверь въехал мотоцикл. Дорога одно полосная. Кто виноват в ДТП?
Несовершенно летний на мопеде двигаясь с автомобилем в одном направлении. Автомобиль делает манёвр в лево и поворачивает в право, мопедист бьет авто в правую сторону. Дорога-гравийное покрытие, разметок нет. Инспектор ДПС выносит решение, что моралист не выдержал безопасную дистанцию. Кто прав?
Вывод про ситуацию с двумя машинами в одной полосе.
Вчерашнее обсуждение выдалось плодотворным. Собрав все обоснованные доводы воедино, попробую сделать общий вывод. Напомню, изначально ставился вопрос о том, кто будет виноват в случае ДТП.
Итак, пожалуйста аналогичный случай, Воронеж, пересечение ул. Текстильщиков и Проспекта Труда.
Вот видео. Опять достаточно широкая полоса, в которой располагаются легковые машины в два ряда.
Легковушки встают в два ряда, дистанция позволяет, боковой интервал не 30 см. Из крайнего левого положения — едут налево, из крайнего правого — направо.
Но, конечно же находится самый умный и спешащий, в данном случае Гранта, встаёт в правый ряд, едет прямо а потом вдруг включает поворотник и дует налево. Суть та же, что вчера. Разбор затрагивает обе ситуации, поэтому разбираемся.
В данном случае, дорога имеет разметку 1.1:
Иная разметка или знаки отсутствуют.
Далее, руководствуемся пунктом правил 9.7: Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.
Данный пункт говорит нам, что если есть разметка, то её нужно соблюдать, и ехать посреди полос нельзя. Можно перестроится между попутными полосами с пунктирной разметкой, но в данном случае это не актуально.
У нас на видео, полоса движения определённая разметкой довольно широкая, и позволяет уместится двум не габаритным транспортным средствам с безопасным боковым интервалом. Так же, видимо по схожему случаю было обращение, и один из пользователей вчера нашёл его скан в интернете:
Выводы противоречивые, которые жирным написаны, но нас интересует момент другой. В ПДД действительно нигде не сказано, что нельзя ехать в одной полосе движения в два ряда. Вот нет такого, или я не смог найти. И некий г-н Лучков тоже не смог, а он как никак — заместитель начальника отдела/
Поэтому будем считать, что если полоса движения позволяет разместится в два ряда, при сохранении безопасного бокового интервала, то это не запрещено.
Подробнее тут — Пукнт ПДД 9.10
Далее, нужно следовать указаниям пункта 8.5:
Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
Это логично, разве нет? Если делать так, то оба ряда проедут максимально быстро без нарушения ПДД, и не будет создаваться опасная ситуация.
Так же рассмотрим комментарии к пункту 8.5:
Как правило, понятие «крайнее положение» на проезжей части совпадает с понятием «крайняя полоса». Исключением является случай поворота направо или налево (если на дороге организовано одностороннее движение транспортных средств), когда соответствующая полоса движения занята транспортными средствами, поставленными на стоянку или остановку.
В крайней полосе нередко могут уместиться два автомобиля или три-четыре мотоцикла. Поэтому перед поворотом надо занять такое положение, которое однозначно пояснит всем окружающим ваши намерения. Тогда ни у кого не возникнет желания залезть в щель между вашей машиной и тротуаром (при повороте направо) или разделительной полосой (при повороте налево и развороте).
Опять же, всё логично. Едите вы по двум узким полосам по машине в каждой, или по одной широкой но в два ряда, занимайте верное положение относительно своего направления. В таком случае, вы проедите куда нужно вам, допустим налево в любую полосу, а тот кто справа, проедет куда нужно ему — направо, вы друг другу ничем не мешаете, опасности нет, нарушения тоже нет, ситуация исчерпана.
В противном случае, возникает риск ДТП. Возможно, что вам при повороте налево нужно в крайнюю правую полосу, ну к магазину на парковку или ещё зачем, и правила это разрешают, пункт 8.6.
В в таком случае вы рискуете зацепить машину, которой по-сути и быть справа от вас не должно! Вот что я имею ввиду, говоря о риске ДТП в разбираемой ситуации. Я конечно понимаю, что многие по 100 раз в день так делают, поворачивают из правого ряда налево, и просто едут быстрее или двигаются правее, или перепрыгивают или еще что, но по ПДД, в случае ДТП имейте ввиду, ответственность ваша.
По приведённым доводам делаю вывод, что при возникновении ДТП, во вчерашнем случае виноват был бы водитель белой гранты, ну точнее типа датсуна, а в сегодняшнем случае — водитель бежевой/серой гранты 683. И тот и другой нарушили пункт 8.5 ПДД РФ. Что и требовалось доказать.
Опять же, о логике подобных нарушений, Гранта 683 пролезла налево с нарушением, дальше металась между трёх рядов по проспекту Труда (местные поймут), и в итоге мы повернули направо на Московский проспект одновременно. Но и там Гранта не удержалась и нарушила, вслед за Каеном.
Это к слову, не важно, машина у вас за 6 млн или за 600 тысяч, и насколько красивы ваши госзнаки. Поведение машины на дорогах зависит от водителя, а не от производителя в Штутгарте или Тольятти.
Выиграл ли нарушитель что-то в данном случае? Думаю, если и да, то это минуты 4 или около того от общего пути. Стоило оно того или нет, у нас почему-то каждый решает сам.
Всем удачи, будьте внимательны на дорогах и уважайте друг друга.
ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о ДТП при обгоне поворачивающего налево автомобиля. Это один из самых популярных видов столкновения, при котором сложно выявить виновника дорожно-транспортного происшествия. Как минимум раз в пару месяцев похожие ДТП обсуждаются на форуме pddclub.ru, поэтому я решил рассказать о них в отдельной статье.
Суть ситуации заключается в следующем. По дороге едут одновременно 2 автомобиля (синий и черный). Синий едет впереди черного. Водитель синего автомобиля хочет повернуть налево, водитель черного хочет обогнать синюю машину. Оба водителя одновременно начинают маневр и происходит столкновение на встречной полосе.
Рассмотрим, кто виноват в ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля и как его можно избежать. Приступим.
Если рассматривать данный тип ДТП только теоретически, то понять, почему происходят подобные ДТП, довольно сложно. Поэтому для начала предлагаю Вам посмотреть видео. В данном случае видеорегистратор установлен на черном автомобиле, т.е. на обгоняющем:
Схема столкновения выглядит следующим образом:
Обратите внимание, в данном случае не имеет значения, куда поворачивает синий автомобиль. Он может выполнять поворот на перекрестке, въезд на прилегающую территорию или парковаться на свободное место на левой стороне проезжей части. В любом случае он выполняет поворот налево.
Ситуация глазами водителя поворачивающего автомобиля
Водитель поворачивающего (синего) автомобиля видит ситуацию следующим образом. Скоро мне будет нужно повернуть налево. Место поворота издалека не видно, поэтому чтобы не проскочить его, поеду помедленнее.
Ошибка водителя синего автомобиля в данном случае заключается в том, что либо он вообще не смотрит в зеркала заднего вида, либо ошибочно предполагает, что черный автомобиль не успеет его догнать.
Ситуация глазами водителя обгоняющего автомобиля
Водитель обгоняющего (черного) автомобиля видит ситуацию по-иному. Ему кажется, что синий автомобиль движется слишком медленно без особых на то причин. Водитель черного автомобиля спешит, начинает нервничать и предпринимает необдуманную попытку обгона.
Кто виноват в ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля?
В данном случае ситуация достаточно интересная, т.к. виновником ДТП на практике может оказаться как любой из водителей по отдельности, так и оба водителя одновременно.
Рассмотрим пункты правил, относящиеся к данной ситуации.
Нарушения, которые могут быть допущены водителем синего автомобиля:
8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
Нарушение водителя черного автомобиля:
11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
Таким образом на практике ситуация сводится к тому, что нужно определить, кто из водителей раньше подал сигнал поворота.
1. Если водитель синего автомобиля включил поворотник раньше, то водитель черного автомобиля при попытке обгона нарушает пункт 11.2 ПДД.
2. Если водитель черного автомобиля включил поворотник раньше и начал обгон, то водитель синего автомобиля нарушает пункт 8.1 ПДД, т.к. создает помехи другому участнику дорожного движения.
3. Если же никто не подал сигнал поворота, то виновниками ДТП будут признаны оба водителя. Соответственно, они поделят между собой затраты на ремонт автомобилей.
Казалось бы, все просто. Нужно определить, кто из водителей первым подал сигнал поворота. При разборе подобного ДТП на практике это вызывает сложности. Даже если у каждого из водителей есть видеорегистратор, видеозаписи не позволят точно разобраться в ситуации.
Регистратор черного автомобиля может зафиксировать момент включения поворотника синего автомобиля. Однако включение поворотников на самом черном автомобиле не попадает в поле его зрения. Видеорегистратор синего автомобиля вообще «не видит» поворотники участников дорожно-транспортного происшествия.
Поскольку на практике возникают сложности с доказательством вины каждого из водителей, решение суда может быть любым. Виновником может быть признан как любой из водителей по отдельности, так и оба водителя одновременно.
Как избежать ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля
В рассматриваемой ситуации любой из водителей может избежать столкновения автомобилей:
1. Водитель синего автомобиля должен внимательно оценивать обстановку, в том числе и с помощью зеркал заднего вида. Если Вы видите сзади чересчур активного и агрессивного водителя, то не выполняйте поворот. Лучше остановитесь на обочине или у тротуара и дождитесь более благоприятной ситуации.
2. Водитель черного автомобиля имеет гораздо больше возможностей для предотвращения ДТП. В первую очередь не следует нервничать, если перед Вами медленно едет автомобиль, водитель которого, кажется, засыпает на ходу. Скорее всего водитель ищет место для какого-то маневра и готовится к нему приступить.
Если же Вам трудно с этим смириться, то представьте, что за рулем едущего впереди автомобиля сидит хронический алкоголик, действия которого не предсказуемы. Он может продолжить движение прямо, может повернуть, а может включить задний ход. Поэтому к медлительному автомобилю вплотную лучше не приближаться. Создайте после него комфортную дистанцию и двигайтесь с его скоростью. Обгон выполняйте только в том случае, если уверены, что маневрировать синий автомобиль не собирается.
В завершение хочу еще раз подчеркнуть, что на практике любой из водителей может предотвратить ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля. Это нужно обязательно сделать, т.к. результаты разбора данного ДТП в ГИБДД и суде могут быть непредсказуемыми.