Мотоцикл ява 500 спидвей
Спидвейный мотоцикл Ява 500/854 1977
Гоночный мотоцикл Ява — чемпион мира по спидвею 1977 года
Ява 500 — один из самых успешных мотоциклов за всю историю спидвея, и всё благодаря невероятно простой и эффективной конструкции. В 1929 году Франтишек Янечек, купивший остатки производителя Wanderer, основал марку Ява (Ja + Ва = JAneek + WAnderer). Главный завод располагался в Праге, Чехословакия.
Компания прославилась производством простых, надежных и доступных мотоциклов, а также успехами гоночного подразделения на трассах Европы, Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии.
В 1970-х спидвейный мотоцикл Ява 500/894 появился наряду с более длинной версией Ява 500/895. Инженеры Ява спроектировали эти мотоциклы с особым вниманием к надежному мотору и коробке передач, а также прочной и легкой раме.
Мотоциклы комплектовались 494-кубовым (85×87 мм) 1-цилиндровым мотором с двумя верхними распредвалами и карбюратором. Степень сжатия 13.5:1 позволяла выжимать 60-65 л.с. при 7 500 об/мин. Весь мотоцикл весил 85.5 сухих кг и идеально подходил для спидвея.
Представленный на фото мотоцикл Ява 500 пилотировал Иван Могер, одержавший известную победу в финале чемпионата мира по спидвею 1977 года в Гётеборге, Швеция. До того триумфа Иван выигрывал финал в 1972 году. Многие фанаты считали его слишком старым и намекали, что пора вешать шлем на гвоздь. На зло всем Иван Могер выиграл третий титул!
В Гётеборг Иван Могер приехал в качестве лидера. Оле Ольсен уступал 11 очков. Практически всё время шел дождь, что стало преимуществом для Ивана, который имел большой опыт за плечами. Ему удалось избежать столкновения между Ольсеном и австралийским гонщиком Джоном Болгером. Гонку перезапустили, было время подготовиться.
Иван блестяще стартовал и лидировал настолько уверенно, что по его словам последние четыре круга стали формальностью. Могер приветствовал фанатов на финальном повороте и победил.
С 1970-х раму и все другие детали мотоцикла никто не трогал. Номер мотора: 153 (его же использовали в чемпионате Австралии 1976/1977, который выиграли на сиднейском этапе в феврале 1977).
Аукционеры Bonhams собираются выручить за этот мотоцикл 12 000 — 18 000 фунтов.
Спидвей
Сообщество для фанатов спидвея: результаты, техника, обсуждение нюансов и т.д.
Администраторы (1)
Модераторы (0)
Читатели (34)
Спидвей → Спидвейный мотоцикл Ява 500/854 1977
Гоночный мотоцикл Ява — чемпион мира по спидвею 1977 года
Ява 500 — один из самых успешных мотоциклов за всю историю спидвея, и всё благодаря невероятно простой и эффективной конструкции. В 1929 году Франтишек Янечек, купивший остатки производителя Wanderer, основал марку Ява (Ja + Ва = JAneček + WAnderer). Главный завод располагался в Праге, Чехословакия.
Компания прославилась производством простых, надежных и доступных мотоциклов, а также успехами гоночного подразделения на трассах Европы, Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии.
В 1970-х спидвейный мотоцикл Ява 500/894 появился наряду с более длинной версией Ява 500/895. Инженеры Ява спроектировали эти мотоциклы с особым вниманием к надежному мотору и коробке передач, а также прочной и легкой раме.
Мотоциклы комплектовались 494-кубовым (85×87 мм) 1-цилиндровым мотором с двумя верхними распредвалами и карбюратором. Степень сжатия 13.5:1 позволяла выжимать 60-65 л.с. при 7 500 об/мин. Весь мотоцикл весил 85.5 сухих кг и идеально подходил для спидвея.
Представленный на фото мотоцикл Ява 500 пилотировал Иван Могер, одержавший известную победу в финале чемпионата мира по спидвею 1977 года в Гётеборге, Швеция. До того триумфа Иван выигрывал финал в 1972 году. Многие фанаты считали его слишком старым и намекали, что пора вешать шлем на гвоздь. На зло всем Иван Могер выиграл третий титул!
В Гётеборг Иван Могер приехал в качестве лидера. Оле Ольсен уступал 11 очков. Практически всё время шел дождь, что стало преимуществом для Ивана, который имел большой опыт за плечами. Ему удалось избежать столкновения между Ольсеном и австралийским гонщиком Джоном Болгером. Гонку перезапустили, было время подготовиться.
Иван блестяще стартовал и лидировал настолько уверенно, что по его словам последние четыре круга стали формальностью. Могер приветствовал фанатов на финальном повороте и победил.
С 1970-х раму и все другие детали мотоцикла никто не трогал. Номер мотора: 153 (его же использовали в чемпионате Австралии 1976/1977, который выиграли на сиднейском этапе в феврале 1977).
Аукционеры Bonhams собираются выручить за этот мотоцикл 12 000 — 18 000 фунтов.
МОЙ МОТОЦИКЛ
Ява очень давно покорила сердца совецких мотолюбителей и до сих пор имеет популярность. Но кто знает одну из модификаций этого мотоцикла — Ява-500. Чем же может отличаться эта Явушка от остальных? Этот мотоцикл особен тем, что изначально выпускался для гонок, но……..
Это были необычные гонки — гонки на льду — спидвей. И Ява-500 не раз покоряла их и показывала отличные результаты.
Прежде всего в глаза бросаются шипованные колеса. Высота шипов ограничена до 28 мм и тщательно проверяется технической комиссией перед заездами. А вот их количество и расположение на покрышке индивидуально у каждого спортсмена и составляет в среднем до 120 шипов на переднем колесе и до 200 — на заднем. Переднее колесо «обуто» в покрышку размером 2.75Х 23″ и установлено в телескопическую вилку, которая позаимствована от старой модели кроссового «Ч3». У нее ограничен ход до 100 мм, соответствующим образом изменена амортизация и применена подкачка воздуха в перья. Заднее колесо с покрышкой 3,00X21″ на последней модели имеет подвеску типа «кантилеве» с центральным пружинящим элементом и ходом 60 мм. Для безопасности гонщиков колеса снабжены защитой в виде трубчатого каркаса на переднем и глубокого крыла на заднем, а задняя цепная передача прикрыта щитком.
Двигатель мотоцикла — четырехтактный, одноцилиндровый, воздушного охлаждения, диаметр цилиндра/ход поршня — 85/87 мм, рабочий объем — 496 см3, степень сжатия — 13,5—13,8, мощность — 56 л. с. при 8500 об/мин, максимальный крутящий момент — 50 Н-м, топливо — метиловый спирт (метанол). Коленчатый вал установлен на роликоподшипниках конструкции «Ява». Поршень кованый, из алюминиевого сплава, имеет два поршневых кольца толщиной 1 мм. Цилиндр классический — чугунная гильза и алюминиевая рубашка.
Головка цилиндра — двухклапанная, с одним распределительным валом, приводимым цепью (на предыдущей модели «891» применялась двухклапанная головка с двумя распределительными валами). В середине семидесятых годов на гоночных трассах появились более мощные — четырехклапанные моторы, что повлекло за собой участившиеся падения и тяжелые травмы спортсменов. Поэтому
ФИМ ввела запрет на использование в гонках по льду четырехклапанных моторов.Система смазки двигателя состоит из маслобака, установленного в самом теплом месте — за цилиндром, и двухсекционного насоса. Масло подается насосом в шатунный (нижний) подшипник и в полость газораспределительного механизма. Разбрызганное масло смазывает остальные детали двигателя (коренные подшипники распределительного вала, цепь, клапаны, игольчатые подшипники распределительного вала) и вытекает из нижней части картера в отдельный бачок, из которого сливается после одного-двух заездов. Благодаря своей простоте и высокому качеству изготовления двигатель очень надежен. Ресурс его основных деталей составляет примерно 25 гонок, то есть почти целый сезон.
Зажигание — от магнето. На двигателе установлен карбюратор «Dell’Orto РН BE 34DS» с диаметром диффузора 34 мм (ограничение ФИМ).
Рама мотоцикла сварена из высококачественных труб и имеет высокую пространственную жесткость, которая особенно необходима в финальных заездах соревнований, когда лед сильно разбит шипами. Из-за невозможности пробуксовывания шипованного колеса на старте мотоцикл оснащен двухступенчатой коробкой. Первая передача используется лишь при старте.
Несмотря на высокие скорости, которые развивают трековые мотоциклы, у них отсутствуют тормоза: торможение осуществляется двигателем. В случае падения зажигание выключается выдергиванием фишки, которая шнуром соединена с запястьем правой руки водителя.И еще одна характерная черта мотоциклов для гонок по льду: внешний вид даже самых современных моделей очень напоминает их «пятидесятилетних» прародителей. Это своего рода «технический заповедник», однако ничуть не снижающий зрелищности и азарта борьбы.
Отакая вот, вроде «невзрачная» Явушка имеет до сих пор спрос.
Ява-500 — редкий пример спортивного долголетия: 2 комментария
Интересно сколько стоит такая Ява безпробежная на сегодняшний день?
JAWA DT500
Регистрация: 26.10.2007
Сообщения: 2
Темы: 1
Регистрация: 06.03.2006
Сообщения: 13254
Темы: 247
Откуда: С-Петербург
Мото: Jawa 360 (много)
Регистрация: 26.10.2007
Сообщения: 2
Темы: 1
Регистрация: 06.03.2006
Сообщения: 13254
Темы: 247
Откуда: С-Петербург
Мото: Jawa 360 (много)
Регистрация: 06.03.2006
Сообщения: 13254
Темы: 247
Откуда: С-Петербург
Мото: Jawa 360 (много)
Регистрация: 23.11.2004
Сообщения: 2077
Темы: 27
Откуда: Рязань
Мото: Сова=> Ява 638, CZ250 Cross=> CB400SF=> Transalp 650 => Triumph Tiger 800 XC
Регистрация: 06.03.2006
Сообщения: 13254
Темы: 247
Откуда: С-Петербург
Мото: Jawa 360 (много)
Регистрация: 23.11.2004
Сообщения: 2077
Темы: 27
Откуда: Рязань
Мото: Сова=> Ява 638, CZ250 Cross=> CB400SF=> Transalp 650 => Triumph Tiger 800 XC
Регистрация: 09.02.2007
Сообщения: 135
Темы: 1
Откуда: Украина, Конотоп
Мото: Honda CB400SF
Регистрация: 11.08.2007
Сообщения: 499
Темы: 15
Откуда: Саранск
Мото: Ява 350 638
Регистрация: 01.02.2005
Сообщения: 32
Темы: 3
Откуда: Киев
Мото: Студент
Регистрация: 19.04.2005
Сообщения: 12807
Темы: 61
Откуда: Latvija/Livani
Мото: Jawa 634
Регистрация: 06.12.2006
Сообщения: 58
Темы: 2
Откуда: Эстония : Таллинн/Кохтла-Ярве
Мото: ЧЗ250-513, флет-трек ПС, форсированный Юп, ФЗР 600
Регистрация: 25.12.2007
Сообщения: 47
Темы: 0
Регистрация: 02.07.2006
Сообщения: 4721
Темы: 78
Откуда: Тульская область
Мото: CZ513, Jawa360/00, FZX 750 и куча разного барахла
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы
Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
60 лет «Старушке»: история легендарного мотоцикла Jawa
В начале 1930-х годов начался выпуск мотоциклов конструкции британского инженера Джорджа Уильяма Патчетта. Мотоциклы были оснащены 175-кубовыми двухтактными моторами. В 1946 году на Парижской выставке был продемонстрирован 250-кубовый мотоцикл с одноцилиндровым двухтактным двигателем. Послевоенное семейство мотоциклов с двухтактными моторами рабочим объемом 250 и 350 куб.см принесло фирме мировую известность
Jawa 350/640 Sidecar
С 1960-х годов Jawa начала поставку мотоциклов для СССР. Технически модели долгое время не совершенствовались и после распада социалистического лагеря фирма оказалась в кризисе. Компания Jawa (с 1997 года — Jawa Moto) значительно сократила объемы производства, выпуская около 10 тысяч мотоциклов в год. В 1993 фирма начала выпуск мотоциклов, оснащенных 250-кубовыми двухтактными двигателями с жидкостным охлаждением, легкой и прочной рамой из стальных труб (модель 250/593 Master).
После распада Чехословакии филиал компании в Поважска-Быстрица в 1995 году стал выпускать легкие мотоциклы Mosquito, оснащенные 50-кубовым мотором словенской фирмы Tomos.
В 2000-х годах основную программу выпуска составляли легкие и средние мотоциклы. Легкий мотоцикл Dandy — наследство небольшой фирмы Jikov, с которой компания Jawa объединилась в 2000 году. Производятся две версии этой машины — с 50-кубовым мотором Minarelli жидкостного охлаждения и со 125-кубовым тайваньским двигателем воздушного охлаждения, выпускаемым по лицензии Honda.
В 2003 году появилась модификация 125 Sport, выпускающаяся также в исполнении 125 Dakar.
JAWA Moto s.r.o.
Машина выполнена в стиле sсrаmblеr: шины с развитыми грунтозацепами, высоко поднятое переднее крыло. Аналогичным 125-кубовым силовым агрегатом комплектуются мотоциклы серии 810 — классический дорожный вариант 125/810.5 Travel и кастом 125/810 Chopper. От семейства Dandy они отличаются лишь дизайном, слегка увеличенной базой и барабанным задним тормозом. Остается в производстве легкий мотоцикл Jawa Robby, названный в честь довоенной модели Jawa Robot и комплектуемый 50- и 100-кубовыми двигателями Suzuki с распределительным валом в головке цилиндра.
Мотоциклы средней кубатуры с двухцилиндровыми 350-кубовыми двигателями появились в 1948 году. Нынешнее семейство выпускается с 1991 года. Базовой моделью является Jаwа 350/640, которая предлагается в версиях Ваsiс, с круглой фарой, и Style, с прямоугольной фарой и маленьким полуобтекателем. На основе этого классического дорожного мотоцикла производятся специальные модификации, в том числе для полиции и почтовой службы, оснащенные дополнительным оборудованием. Мотоцикл Jаwа 350/639.2 Californian выполнен в стиле сustоm, а вариант 350/640 Tramp стилизован под мотоцикл двойного назначения. Все 350-кубовые мотоциклы различаются лишь внешностью и рядом технических параметров.
В 2003 году начался выпуск мотоцикла Jawa 650 Classic с имеющим два распределительных вала двигателем Rotax, который оснащен электростартером и установлен в стальную трубчатую полудуплексную раму.
Первый триумф
После окончания войны промышленность Европы начинала потихоньку подниматься с колен. В 1946-ом году организовали Парижский автосалон, на который многие заводы привезли показывать свои новинки. Точнее как, новинки, — в лучшем случае это были слегка модернизированные и доработанные довоенные модели. Тем сильнее был эффект сконструированного и обкатанного прямо под носом у немцев “Явы Перака”. Кроме гораздо лучшей по качеству начинки, чем у всех остальных представленных на выставке моделей, он обладал еще и очень стильным дизайном, который окрестили дизайном “нового времени”.
Можно и не говорить, что рынки трещали от наплыва желающих приобрести подобное чудо.
Ява 500
Хай! В обзор лучших байков чехословацкого бренда попала и первая Ява. Этот железный конь появился на свет благодаря приобретенной у немецкого производителя мотоциклов Wanderer лицензии. Собрали его в Праге на оружейном заводе, что назывался «Збройовка». Отцом легендарного ретро мото считается основатель фирмы Ф. Яничек. Мы постараемся сполна описать знаменитый 500-кубовый двухколесный, фотографии которого также прилагаются к статье.
Описание Jawa 500 с фото
Купить этот мотоцикл в наше время можно лишь за невероятно большие деньги, поскольку лишь единицы моделей этой линейки смогли сохраниться до этого дня. Да и количество выпущенных «OHV Rumpal» составляло скромные чуть больше 1000 экземпляров. Базой для создания этого стального скакуна стал немецкий мото «Вандерер». Самый первый мотоцикл Ява был произведен на свет в далеком 1929 году. В это время и был официально зарегистрирован бренд «Jawa».
Несмотря на массу общего с германским байком, чехословацкий пол-литровый двухколесный был обустроен несколькими уникальными узлами. В числе последних максимально каплеобразная форма топливного бака. Первая одноцилиндровая Ява 500 имела полушаровую камеру сгорания и могла выдать аж 18 лошадок (Как для конца 20-х — начала 30-х гг. прошлого века, это довольно-таки впечатляющий силовой показатель).
Фиксация мотора Jawa 500 OHV Rumpal, фото которого вы видите в данной публикации, осуществлялась на мощную двойную раму, созданную из прочной штампованной стали. Среди важнейших особенностей железного коня — весьма короткий амортизационный ход передней вилки, что подрессовывалась при помощи листовой рессоры. Интересно и то, что в картер движка вышеуказанного стального коня не заливалось масло. Смазка в моторе осуществлялась благодаря циркуляции масла под давлением.
Первый мотоцикл легендарного чехословацкого бренда обустраивался трехступенчатой КПП, позиции которой переключались благодаря использованию ручного механизма — рычага. Основная передача мощности 500-кубовго двигателя на заднее колесо осуществлялась при помощи карданного вала, имеющего очень упругое соединение. В качестве тормозной системы сзади использовался наружный ленточный механизм, который замедлял работу кардана.
Что теперь?
В 1991 году, после развала СССР, чешское предприятие осталось с безнадежно устаревшей моделью 40-летней давности. Были, правда, множественные патенты на технологии, придуманные некогда чехами и использующиеся другими производителями. Например, автоматический выключатель сцепления, несколько вариантов клапана впуска двухтактного мотора и декомпрессор с приводом от ручки газа.
Эти платежи не позволили заводу Jawa разориться, но мировым производителем за 20 с лишним лет независимости Чехии он, увы, не стал. Инженеры осваивали выпуск новых моделей, хоть как-то способных на конкуренцию в бюджетном классе мотоциклов.
«Ява» 350, производящаяся в наши дни
Большинство современных «Яв» построено на своем шасси и оснащено моторами иностранного производства, школа конструкторов ходовой части осталась на должном уровне. Сейчас в общей сложности выпускается около десятка недорогих моделей. Среди которых есть и безнадежно старая, но родная чехам модель с родным двухтактным мотором и нестандартной нынче кубатурой 350 кубических сантиметров.
Ключевые характеристики Первой Явы 500 OHV Rumpal
Среди важнейших особенностей чехословацкого мотоцикла-пионера можно выделить возможность одноместной посадки, а также впечатляющий вес в 175 килограмм. При всем этом стальной конь мог разгоняться на максимуме до 95 км/час. Впрочем с выпуском еще нескольких серий вышеуказанной линейки технические показатели значительно улучшились. Так вторая партия таких двухколесных с конвейера сходила с усовершенствованной передней вилкой. Шасси же этих железных скакунов создавалось при использовании более качественного прессованного листа. Интересно, что к первым мото Jawa второй серии можно было монтировать боковые прицепы (коляски). Это существенно улучшило практические качества двухколесного.
В числе других важных особенностей чехословацкого байка-пионера были щитки скромных размеров и карбюратор Orkan. Кроме того, передняя подвеска была представлена не перьевым механизмом, а трубчатым. Логотип производителя имелся не только на баке, но и в задней части рамы мотоцикла. Фото данного стального коня позволяет вам увидеть и достаточно необычную выхлопную систему Ява 500 OHV, купить которую в наше время желают чуть ли не все богатые коллекционеры байков из Восточной Европы. Выделяется двухколесный фарой от «Bosch», а также глушителем «Граната». Из серии в серию последний все больше и больше совершенствовался, получив в конечном итоге красивый наконечник, как на хвосте у рыбы меч.
Модернизация линейки со временем вылилась в использование четырех-ступенчатой КПП, что существенно улучшило ходовые показатели Первого Ява байка фото которого вы видите. Любопытно и то, что боковой прицеп описанного выше чехословацкого мотоцикла дополнялся собственной тормозной системой на колесе, которую водитель мог использовать как вместе с основным тормозом двухколесного, так и отдельно. Со временем инженеры завода заменили и карбюратор. Теперь топливо в камеру сгорания железного коня подавалось через систему «Amal».
Производилась первая линейка мотоциклов Jawa 500-кубовых очень долгий период, не смотря на войны и прочие неприятности. Параллельно с ней выпускались и другие серии чехословацких мото. К примеру, в 1930-х с конвейера сходили представители 175-модели, выделяющиеся более низкой ценой.
Спортивные победы
С 50-х годов «Ява» была постоянным участником почти всех мотосоревнований во всех классах, и во многих из них чешские мотоциклы были первыми. Начав спортивную карьеру с шестидневных гонок (Эндуро), Jawa быстро освоила мотокросс, ледовый спидвей и гаревую дорожку, а иногда представляла заводскую команду и на кольце.
Впрочем, на кольце на доработанных «Явах» часто гонялись любители. До 80-х годов Чехословакия выставляла конкурентоспособную команду, и если бы все спортивные технические новинки применялись в серийных мотоциклах, возможно, сейчас бы «Ява» была популярнее.
Jawa 350 cm³ V4 1969 г.
По имени «Ява» – история легендарного мотоцикла
Существенные реформы в ассортименте продукции завода были проведены после Второй Мировой Войны. В массовое производство с началом 1952 года пошли 500-кубовые Ява OHC 15/00 — 15/02, производились которые вплоть до 1958 года, когда было принято решение перепрофилироваться на выпуск байков с более простыми двухтактными движками.
Rumpal Ява 500 технические характеристики
Мощность мотора этого двухколесного достигает отметки в 13 киловатт или же 18 лошадиных сил при 4,4 тысячах об/мин. Тип движка — четырехтактный одноцилиндровый с системой воздушного охлаждения. Рабочий объем двигателя составляет 498,7 см3. Показатель компрессии составляет 5 к 1. Максимальная скорость байка — 95 километров в час. Уровень расхода топлива первой Jawa колеблется от 5 до 6 литров на дистанции в 100 км пробега. Годы выпуска серии — с 1929-го по 1931-й. Количество выпущенных мото составляет 1016 единиц. Длина/ширина/высота мотоцикла составляют соответственно 2100/880/1360 мм. Грузоподъемность достигает — 280 килограмм. Объем топливного бака — 15 литров.
Музей Ява
С маркой мотоциклов Ява (Jawa) у многих мужчин связаны лучшие воспоминания детства и юности. Одни только мечтали о покупке собственного «коня», а у других двухколесный аппарат Ява и сегодня всё еще стоит в гараже. Примерно полвека назад Ява была мечтой почти каждого, а популярность марки была не ниже легендарного Харлея.
Музей Явы в Чехии располагается недалеко от ее столицы, Праги, на северо-восток от маленького городка Рабаков. Музей является частным и размещен в отдельном строении. Выставка уже не считается престижной: здесь нет очередей, зал часто бывает закрыт. Многих случайных посетителей и туристов пускают и через служебный вход.
История завода и бренда JAWA начинается с 1928 года, когда чешский инженер Франтишек Янечек решил переоборудовать собственный оружейный завод для выпуска столь востребованных тогда мотоциклов. Прототипной моделью был выбран 500-кубовый Wanderer из Германии. А название JAWA образовалось по первым буквам имени инженера и типового Wanderer.
К сожалению, руководство завода выделило для музея непримиримо скромных размеров помещение для размещения всех экспонатов. Многие модели стоят рядами почти вплотную друг к другу, их нельзя обойти и хорошо рассмотреть.
Что посмотреть?
В музее Явы в Чехии собрана коллекция не только мотоциклов, но и машин, а также двигатели и оборудование, которое когда-то выпускалось заводом. Из наиболее популярных моделей мотоциклов вы можете увидеть первый послевоенный мотоцикл Ява-250, выпущенный в 1946 году и Ява-350 (1948), который уже имел двухцилиндровый двухтактный двигатель.
Из коллекционных первых машин JAWA в музее можно рассмотреть JAWA 700 с передним приводом и мощность 20 л.с. при объеме двухтактного двухцилиндрового «движка» в 684 куб. см. Всего данных машин выпустили 1500 штук, большая часть сохранившихся из них в настоящее время принадлежит автомобильным музеям мира.
Есть здесь и полукабриолет, и гоночная модель Jawa 750 Coupe, и легкая спортивная мототехника, и машины для спидвея, а также двигатели и наиболее продаваемые в свое время запчасти. Одной из жемчужин коллекции музея Ява в Чехии является мотоцикл Чезет-500-Ватикан, изготовленный для кортежа папы Римского. Модель выкрашена в белый цвет, а привычно металлические детали оформлены позолотой.
Учитывая, что далеко не вся продукция завода JAWA импортировалась в СССР, здесь есть, на что посмотреть даже опытному мотовладельцу.
Как попасть в музей Ява в Чехии?
Билет в музей стоит €2, и еще столько же придется заплатить, если вы хотите сделать снимки или видеозапись на память. Групповым экскурсиям предоставляются дополнительные скидки.
Младший брат
В 1932 году увидел свет Jawa 175cc Villiers – мотоцикл со 175-кубовым двигателем мощностью пять с половиной лошадиных сил. Компактный, весьма элегантный и недорогой — 4650 крон, в три раза дешевле старшего 500-кубового брата, да и доступнее, чем другие мотоциклы того же класса.
Двигатель на нем был применен двухтактный, в бак нужно было заливать смесь бензина с маслом в пропорции 25:1. Привод заднего колеса стал цепным, а вот конструкция коробки передач особых изменений не претерпела – трехступенчатый агрегат с большим рычагом, изготовленный в едином блоке с двигателем. Ни о какой коляске и речи быть не могло, зато все необходимое было.
Магнетогенератор английского производства мощностью 15 ватт был встроен в маховик. Двигатель сам тоже был английским… Впрочем, как почти весь мотоцикл, ведь основные детали закупались на Туманном Альбионе у фирмы Villiers Engineering. Лишь в 1934-м году завод Jawa приобрел лицензию и сам начал производить двигатели, коробки передач, цепи, карбюраторы.
Объемы производства позволяли пойти на такой шаг – мотоцикл раскупали на ура! «Самый лучший мотоцикл за самые малые деньги» — гласил рекламный слоган. Прогресс не стоял на месте – модель Villiers постоянно, чаще чем раз в год, совершенствовалась, обретала все большую популярность.
В 1938 году на выставке в Праге организаторы предлагали посетителям совершить пробную поездку. Это оказалось настолько удачным рекламным ходом, что спрос на мотоциклы взлетел в мгновение ока, а на заводе было принято решение изготовить ограниченную серию из 50 мотоциклов с дублирующим управлением для обучения начинающих мотоциклистов. Это еще больше подхлестнуло спрос на малышку Villiers, ею заинтересовались журналисты и всеми возможными в те времена способами разнесли вести о диковинной «учебной» конструкции, заодно разрекламировав и сам мотоцикл, какой он есть серийный.
Villiers выпускался вплоть до Второй Мировой войны, еще несколько сотен мотоциклов выпустили в 1946 году, снятия нацистской оккупации Чехословакии, и в общей сложности он разошелся тиражом 27535 экземпляров. 175-кубовик оказался столь удачной разработкой, что практически вытеснил с поля всех прочих игроков: если в начале тридцатых годов импорт мототехники в Чехословакию составлял 90%, то к концу десятилетия все перевернулось с ног на голову – подавляющее большинство новых мотоциклов были отечественными, на иномарки приходилось менее десяти процентов рынка. Вместе с Villiers завод Янечека в тридцатых годах выпускал еще несколько моделей, но они были не столь популярны.
Яву, яву, взял я на халяву!
Музей открыт все дни с 9:00 до 18:00. Однако, как рассказывают туристы, если вы немного припозднились, то всё равно сможете зайти. При музее имеется небольшое кафе и сувенирный магазин. Наиболее популярными покупками у фанатов являются брелоки, футболки и памятный набор открыток.
Из Праги до музея примерно за полчаса можно доехать самостоятельно, двигаясь на северо-восток по шоссе Е65, далее поворачивая на 280 и 279 дорогу, которая и приведет вас к выставке Явы. Также до города Рабакова периодически из Праги и Домоуснице ездят междугородние маршруты. Здесь же на железнодорожной станции делают остановку все электрички и поезда.
Прага — достопримечательности:Все достопримечательности Прага
7. Ходовая часть мотоциклов Ява-250, Ява-350 Рама мотоциклов Ява-250, Ява-350
Устройство. Рама (рис. 58) служит для соединения всех узлов и агрегатов мотоцикла. Рама — трубчатая, закрытого типа, одинарная; сварена из стальных труб прямоугольного сечения. Рамы мотоциклов моделей 250 и 350 см3 одинаковы. К раме приварены кронштейны крепления верхних узлов подвески заднего колеса, глушителей, трубок подножек водителя, подножек пассажира, ящиков (инструментального и аккумуляторного), седла, гнезда оси задней качающейся вилки, две пластины крепления задней части картера силового агрегата и ряд других мелких деталей.
Рис. 58. Детали рамы: 1 — рама; 2 — ручка; 3 — резино-металлические блоки; 4 — стопорный винт; 5 — контргайка; 6 — болты; 7 — правый кронштейн крепления двигателя; 8 – левый кронштейн крепления двигателя; 9 — пружинные шайбы; 10 – гайки.
Рис. 59.
Легенда едет в Союз!
В 1953-54 годах на смену еще не успевшему устареть «Пераку» приходит улучшенная модель. Сохранив моторы 250 и 350 без серьезных доработок и серьезно доработав ходовую часть, Jawa обеспечила себе славу и популярность еще на несколько десятилетий.
Новая модель имела схожую по конструкции раму из прямоугольных труб и более современную ходовую. Передняя подвеска модернизировалась без существенных изменений, а вот задняя была полностью обновлена. Место свечной подвески заняла маятниковая, с парой телескопических амортизаторов, которой мотоцикл и обязан названием «Кивачка». В Советском Союзе вначале прижилось название «Чекушка» из-за объема в четверть литра, а с приходом новых моделей вошло в обиход название «Старушка».
Стилистика мотоцикла тоже претерпела значительные изменения. Взамен минимализма 40-х пришел стиль, сравнимый с современными круизерами. Развитый кожух фары, почти перетекающий в уже ставший фирменным каплевидный бак, обтекаемые формы силового блока, преходящие в характерный, чисто декоративный кожух подседельного пространства. Двухместное сиденье в форме гитары и глубокие по моде тех лет крылья. И снова глушители «рыбий хвост».
Но перед советской публикой будущая «Старушка» предстала уже в другом виде: с сигарообразными глушителями. В СССР «Ява» продавалась только в одном цвете, но на самом деле по всему миру встречались разнообразные варианты заводской окраски: несколько двухцветных схем и одноцветные — белые, черные, алые и известные у нас вишневые.
Крайне надежный, неприхотливый, простой в обслуживании, но при этом по-европейски удобный. И не такой «дубовый», как советские «Ижи»! «Яву» было за что любить. Выпускавшийся тогда же «Иж»-56, хотя и относился к тому же классу, но весил на 20 килограммов больше, ехал на 15 км/ч медленнее и по ходовым качествам сильно уступал чешскому конкуренту. Поэтому, несмотря на цену в 600 рублей, против 500 у «Ижа», Jawa стала крайне популярной в городах.
«Ява» 350 «Калифорниан»
Чехословацкий мотоцикл Jawa
Детали задней качающейся вилки: 1 и 4 — чашки сальников; 2 и 3 — втулки; 5 — тороидальные сальники; 6 — ось; 7 — грибок маслопровода; 8 и 11 — резино-металлические блоки; 9 – оттяжка (фиксатор); 10 — гайки; 12- вилка; 13-крышка; 14 — гайка и контргайка грибка маслопровода.
Рис. 60. Разрез узла крепления задней качающейся вилки к раме мотоцикла: 1 и 10 — тороидальные сальники; 2 и 9 — втулки; 3 и 8 — чашки с тороидальными сальниками; 4 — грибок маслопровода; 5 — рама мотоцикла; 6 — ось вилки; 7 — полость грибка; 11 — крышка; 12 и 13 — гайки грибка маслопровода; 14 — проушины вилки; 15 и 16 — фиксирующий винт с контргайкой.
Задняя качающаяся вилка мотоциклов Ява-250, Ява-350
Устройство. Задняя качающаяся вилка (рис. 59) состоит из двух перьев, соединенных в передней части. Она работает совместно с двумя пружинно-гидравлическими амортизаторами, которые обеспечивают ход заднего колеса около 100 мм. В передней части качающейся вилки запрессованы две втулки 2 и 3 вместе с защитными стальными чашка 1 и 4 сальников. С рамой задняя качающаяся вилка соединяется при помощи полой оси (пальца) 6, проходящей через втулки. Полая ось 6 (рис. 60) задней качающейся вилки установлена с небольшим натягом в гнездо на раме 5 и закреплена от проворачивания винтом 16 с контргайкой 15. Конец винта при завинчивании входит в специальное углубление на оси.
Ось и втулки задней качающейся вилки автоматически смазываются маслом из коробки передач по специальному маслопроводу. Масло по маслопроводу из коробки передач поступает вначале в полость 7 грибка 4, которые имеет два резиновых тороидальных сальника и 10, крышку 11 и гайку 13 с контргайкой 12, а затем в полость оси и через отверстия, соединяющие внутреннюю полость с наружной поверхностью оси с втулками вилки. Шляпка гриба и крышка вместе с резиновыми сальниками и гайками только закрывают внутреннюю полость оси задней вилки. Никакого отношения к люфтам в задней качающейся вилке они не имеют. Чрезмерная затяжка гаек 12 и 13 приводит к обрыву трубки грибка. В задней части перьев качающейся вилки имеются продольные пазы для оси заднего колеса. Для фиксации оси заднего колеса (кроме гайки) имеются специальные оттяжки 9 (рис. 59), которые укреплены на вилке в специально приваренных проушинах. Фиксируется положение оттяжек в проушинах двумя гайками 10. Для закрепления нижних проушин пружинно-гидравлических амортизаторов к задней части перьев качающейся вилки приварены втулки. Соединение амортизаторов с вилкой осуществляется через резино-металлические блоки 8 и 11, вставленные во втулки вилки. Аналогичные резино-металлические блоки установлены в кронштейнах рамы мотоцикла для крепления верхних проушин амортизаторов.
Неисправности задней качающейся вилки. Со временем, даже при условии нормальной эксплуатации, увеличиваются зазоры между осью и втулками задней качающейся вилки. Как правило, из строя выходят втулки, которые легко заменяются новыми после снятия задней качающейся вилки с рамы. Одновременно с износом втулок обычно происходит износ сальников, и в результате — протекание масла из соединения вилки с рамой мотоцикла. Для определения износа в узле палец — втулка мотоцикл нужно поставить на подставку и рукой двигать заднюю вилку в горизонтальной плоскости к себе и от себя. Если люфт (свободный ход) на концах перьев вилки превышает 3 мм, то вилку следует разобрать. осле разборки необходимо осмотреть ось и втулки. Изношенные детали следует заменить. Определять износ в узле палец — втулка лучше не снимая заднего колеса, иначе упругую деформацию пера вилки можно ошибочно принять за люфт. Во время движения мотоцикла люфт во втулках задней вилки дает о себе знать при езде по булыжной дороге. Создается впечатление, что произошел прокол шины. Управлять мотоциклом становится трудно.
Тусовки любителей Jawa в СССР
Во всех крупных городах нашей необъятной Родины существовал свой фирменный магазин запчастей Jawa. К концу 50-х вишневые мотоциклы на дорогах были настолько частым явлением, что их владельцы стали регулярно собираться вместе. Традиционно местом встречи становился как раз магазин явовских запчастей.
Туда приходили, как бы сейчас сказали, просто потусоваться. Посмотреть на аккуратные коробочки с не менее аккуратными, без дефектов литья и окалины, с ровными краями запчастями было выше сил большинства явоводов.
Также для особо любознательных в магазинах висели плакаты с картинками вожделенных «Яв», не поставлявшихся в эту страну. Например Jawa 250/350 Automatic с автоматическим центробежным сцеплением (рычаг сцепления отсутствовал как класс).
Еще можно было увидеть картинку Jawa с припиской Oilmaster — со сложной в настройке и обслуживании и поэтому не поставлявшейся в СССР системой смешения масла с бензином. Да-да! В Европе и Америке было полно мотоциклов, для которых не надо было мучительно смешивать бензин с маслом самому. Были плакаты и с JawaCalifornian для американского рынка с абсолютно другим обликом. Отчасти эти картинки и давали толчок к тюнингу и кастомайзингу мотоциклов.
«Ява» 350 «Калифорниан». Хорошо заметны трубки от системы ойлмастер
Ява 500
Хай! В обзор лучших байков чехословацкого бренда попала и первая Ява. Этот железный конь появился на свет благодаря приобретенной у немецкого производителя мотоциклов Wanderer лицензии. Собрали его в Праге на оружейном заводе, что назывался «Збройовка». Отцом легендарного ретро мото считается основатель фирмы Ф. Яничек. Мы постараемся сполна описать знаменитый 500-кубовый двухколесный, фотографии которого также прилагаются к статье.
Описание Jawa 500 с фото
Купить этот мотоцикл в наше время можно лишь за невероятно большие деньги, поскольку лишь единицы моделей этой линейки смогли сохраниться до этого дня. Да и количество выпущенных «OHV Rumpal» составляло скромные чуть больше 1000 экземпляров. Базой для создания этого стального скакуна стал немецкий мото «Вандерер». Самый первый мотоцикл Ява был произведен на свет в далеком 1929 году.
В это время и был официально зарегистрирован бренд «Jawa».
Несмотря на массу общего с германским байком, чехословацкий пол-литровый двухколесный был обустроен несколькими уникальными узлами. В числе последних максимально каплеобразная форма топливного бака. Первая одноцилиндровая Ява 500 имела полушаровую камеру сгорания и могла выдать аж 18 лошадок (Как для конца 20-х — начала 30-х гг. прошлого века, это довольно-таки впечатляющий силовой показатель).
Фиксация мотора Jawa 500 OHV Rumpal, фото которого вы видите в данной публикации, осуществлялась на мощную двойную раму, созданную из прочной штампованной стали. Среди важнейших особенностей железного коня — весьма короткий амортизационный ход передней вилки, что подрессовывалась при помощи листовой рессоры. Интересно и то, что в картер движка вышеуказанного стального коня не заливалось масло. Смазка в моторе осуществлялась благодаря циркуляции масла под давлением.
Первый мотоцикл легендарного чехословацкого бренда обустраивался трехступенчатой КПП, позиции которой переключались благодаря использованию ручного механизма — рычага. Основная передача мощности 500-кубовго двигателя на заднее колесо осуществлялась при помощи карданного вала, имеющего очень упругое соединение. В качестве тормозной системы сзади использовался наружный ленточный механизм, который замедлял работу кардана.
JAWA 500 OHC
JAWA 500 OHCJAWA 500 OHC
Можно сказать, первый чешский супербайк. Двухцилиндровый четырехтактный двигатель — с верхним распредвалом, очень редкое для 50-х годов решение. Хотя в силу своей дороговизны мотоцикл был обречен на скромный тираж и недолгую (шесть лет) жизнь на конвейере, он сыграл в истории Jawa огромную роль. Именно с аппаратов, созданных на его основе, началась гоночная эпопея, которая уже в 60-е годы едва не привела марку к победе в чемпионате мира — чуть-чуть не хватило везения.
1953: Jawa 250/353
248 см³, 9 л.с., 142 кг, 95 км/ч
Модельный ряд мотоциклов Jawa
Впрочем с выпуском еще нескольких серий вышеуказанной линейки технические показатели значительно улучшились. Так вторая партия таких двухколесных с конвейера сходила с усовершенствованной передней вилкой. Шасси же этих железных скакунов создавалось при использовании более качественного прессованного листа. Интересно, что к первым мото Jawa второй серии можно было монтировать боковые прицепы (коляски). Это существенно улучшило практические качества двухколесного.
В числе других важных особенностей чехословацкого байка-пионера были щитки скромных размеров и карбюратор Orkan. Кроме того, передняя подвеска была представлена не перьевым механизмом, а трубчатым. Логотип производителя имелся не только на баке, но и в задней части рамы мотоцикла. Фото данного стального коня позволяет вам увидеть и достаточно необычную выхлопную систему Ява 500 OHV, купить которую в наше время желают чуть ли не все богатые коллекционеры байков из Восточной Европы. Выделяется двухколесный фарой от «Bosch», а также глушителем «Граната». Из серии в серию последний все больше и больше совершенствовался, получив в конечном итоге красивый наконечник, как на хвосте у рыбы меч.
Модернизация линейки со временем вылилась в использование четырех-ступенчатой КПП, что существенно улучшило ходовые показатели Первого Ява байка фото которого вы видите. Любопытно и то, что боковой прицеп описанного выше чехословацкого мотоцикла дополнялся собственной тормозной системой на колесе, которую водитель мог использовать как вместе с основным тормозом двухколесного, так и отдельно. Со временем инженеры завода заменили и карбюратор. Теперь топливо в камеру сгорания железного коня подавалось через систему «Amal».
Производилась первая линейка мотоциклов Jawa 500-кубовых очень долгий период, не смотря на войны и прочие неприятности. Параллельно с ней выпускались и другие серии чехословацких мото. К примеру, в 1930-х с конвейера сходили представители 175-модели, выделяющиеся более низкой ценой. Существенные реформы в ассортименте продукции завода были проведены после Второй Мировой Войны. В массовое производство с началом 1952 года пошли 500-кубовые Ява OHC 15/00 — 15/02, производились которые вплоть до 1958 года, когда было принято решение перепрофилироваться на выпуск байков с более простыми двухтактными движками.
Rumpal Ява 500 технические характеристики
Мощность мотора этого двухколесного достигает отметки в 13 киловатт или же 18 лошадиных сил при 4,4 тысячах об/мин. Тип движка — четырехтактный одноцилиндровый с системой воздушного охлаждения. Рабочий объем двигателя составляет 498,7 см3. Показатель компрессии составляет 5 к 1. Максимальная скорость байка — 95 километров в час. Уровень расхода топлива первой Jawa колеблется от 5 до 6 литров на дистанции в 100 км пробега. Годы выпуска серии — с 1929-го по 1931-й. Количество выпущенных мото составляет 1016 единиц. Длина/ширина/высота мотоцикла составляют соответственно 2100/880/1360 мм. Грузоподъемность достигает — 280 килограмм. Объем топливного бака — 15 литров.