Мотоцикл ява характеристики ссср

ЯВА-350 — легенда и предел мечтаний пацанов 70-х.

Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть фото Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть картинку Мотоцикл ява характеристики ссср. Картинка про Мотоцикл ява характеристики ссср. Фото Мотоцикл ява характеристики ссср

Хочу рассказать о легендарном мотоцикле, взъерошившем молодежь СССР в 70-х — это ЯВА-350 (рабочий объем двигателя — 350см3),

Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть фото Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть картинку Мотоцикл ява характеристики ссср. Картинка про Мотоцикл ява характеристики ссср. Фото Мотоцикл ява характеристики ссср

на котором довелось поездить в своё время, и который пришел на смену уже устаревшему тогда, но тоже очень стильному ЯВА-250.

Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть фото Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть картинку Мотоцикл ява характеристики ссср. Картинка про Мотоцикл ява характеристики ссср. Фото Мотоцикл ява характеристики ссср

Первые его модификации начали выпускать в 1974 году. Округлые и сглаженные формы 250-ой Явы сменились рубленым и лаконичным дизайном. Двигатель получил два цилиндра и прирост мощности на 5 л.с., стал 22 л.с.
Мотоцикл получился удачным, с прекрасной динамикой. Развивал скорость до 130 км/ч, при расходе топлива около 4,5 литра (двухтактный двигатель, работавший на смеси бензина 92(!) с маслом 1:40). Время разгона до сотни примерно 14 сек. Мотор легко раскручивался и на высоких оборотах просто звенел!

Правда был у чехословацкой модели сильный конкурент отечественного производства — не менее легендарный Иж Планета-Спорт.

Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть фото Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть картинку Мотоцикл ява характеристики ссср. Картинка про Мотоцикл ява характеристики ссср. Фото Мотоцикл ява характеристики ссср

Брутальный и молодежный, имеющий мотор в 32 л.с., он с легкостью уходил от Явы на светофорах, но и также легко сбрасывал с себя неумелого наездника, вставая без напряга на заднее колесо при агрессивном старте. Зато ЯВА брал свое в надежности, комфортности хода и общей сбалансированности.

Вообще, в то время среди молодежи были три модели, занимавшие пьедестал популярности — это ЯВА-350, Иж Планета Спорт и CZ-350 (СEZET-350).

Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть фото Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть картинку Мотоцикл ява характеристики ссср. Картинка про Мотоцикл ява характеристики ссср. Фото Мотоцикл ява характеристики ссср

Споры были непрерывные, какой мотоцикл лучше! Но, как правило, первое место отводили Яве, а второе и третье делили с переменным успехом другие два.
Чезет и Ява — два чешских брата, имевших много общего в конструктиве, но Ява ценилась больше ещё и потому, что она обладала против CZ дуплексной (из двух труб) рамой, что на наших дорогах было большим плюсом (дополнительная прочность и надежность), а также возможностью в перспективе, в будущем, ну, когда ветер в голове стихнет и появится семья (а тогда машины и мотоциклы брались часто раз и на всю жизнь) пристегнуть к нему стильную «Явскую» коляску.

Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть фото Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть картинку Мотоцикл ява характеристики ссср. Картинка про Мотоцикл ява характеристики ссср. Фото Мотоцикл ява характеристики ссср

Эти быстрые и приемистые мотоциклы-одиночки, буквально снесли тогда старые туповатые Ижы, Ковровцы и Восходы. На тяжелые мотоциклы типа Урал и Днепр молодежь в то время смотрела как на транспорт старшего поколения и была к ним равнодушна.
Впрочем, как и к автомобилям, парк которых тогда ограничивался в СССР «Жигулями», «Москвичами», «Запорожцами» и недостижимыми рабочему люду «Волгами» (в основном тогда их брали по распределению «члены и подчленники» — члены парткомов, месткомов, горкомов и прочих «комов», которых было, как говна за баней).
Но это был, как сегодня говорят, не драйвовый транспорт. А мотоцикл, да ещё такой, — это фонтаны адреналина и глаза навыкат!

Но я отвлёкся.
Ездил я на своем коне почти ежедневно весной осенью и летом, даже чаще стал навещать бабушек в областном центре. Самостоятельно, да на своем мотоцикле 200 км по трассе, — что может быть лучше?! Как той бешеной собаке — совсем не крюк!
Но недолго это продолжалось — года два…
Потом его угнали от магазина, куда я зашел на пару минут. Завести его не составляло труда даже при помощи гвоздя вместо ключа (родной ключ — стержень с шаровым концом, надавил вниз — включил зажигание), а я по глупости своей и по молодости ничего не сделал, чтобы его защитить — угоны тогда были крайне редки, тем более в небольших городах.
И возвращался я домой убитый, пешком, со шлемом в руках и с лютой ненавистью к неведомым угонщикам. Это была первая серьёзная потеря в моей, тогда ещё недолгой, жизни.

Мою Яву так и не нашли. Правда вскоре на рынке, на развале с запчастями мне показалось, что я увидел свой глушитель с характерной царапиной. Но доказать ничего было нельзя.
Вот так и закончилось тогда моё недолгое счастье на двух колесах.

Но популярность JAWA-350 за сорок лет не исчезла. Мотоцикл до сих пор востребован и выпускается в нескольких версиях. На этом фото современная модель «ЯВА-350 Реплика». Она наиболее повторяет ту Яву 40-летней давности. Её цена сегодня около 300 000 руб.

Источник

Ява 350 – параметры и особые свойства легенды

Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть фото Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть картинку Мотоцикл ява характеристики ссср. Картинка про Мотоцикл ява характеристики ссср. Фото Мотоцикл ява характеристики ссср

Существует немало легендарных мотоциклов. Американцы назовут вам Harley-Davidson, англичане – Royal Enfield, итальянцы – Moto Guzzy… На территории бывшего постсоветского пространства, включающей в себя страны восточной Европы, таким мотоциклом, безусловно, является Ява 350.

Сегодня, зайдя на сайт компании, там можно обнаружить адаптированные под современные требования модификации, вроде Jawa 350 Replica или Jawa 350 Premier. Легендарная марка продолжает пользоваться популярностью. Но чтобы понять причины этой популярности, следует обратиться к её истокам, познакомиться с Явой поближе.

Движение вперёд

Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть фото Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть картинку Мотоцикл ява характеристики ссср. Картинка про Мотоцикл ява характеристики ссср. Фото Мотоцикл ява характеристики ссср

Мало кто знает об этом, но история мотоцикла с таким названием началась ещё в 1934 году. Появившийся в то время байк оснащался одноцилиндровым двигателем мощностью 12 л. с., четырёхступенчатой КПП, имел вес 125 кг. и разгонялся до скорости 100 км/час. Он участвовал в международных соревнованиях и побеждал, доказывая своё качество. Назывался он – Jawa 350 SV.

Война внесла свои коррективы в планы чешского производителя, и модель, получившая индекс Ява 350 тип 12, появилась только в 1948 году. В силу определённых обстоятельств, она недолго продержалась на конвейере. Широкому российскому потребителю довелось познакомиться уже со следующей модификацией – Ява 350 354/06, запущенной в производство в 1954 году. Именно эту удачную машину следует считать первой строкой в истории успеха популярной марки в нашей стране.

Достойные характеристики Ява 350

Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть фото Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть картинку Мотоцикл ява характеристики ссср. Картинка про Мотоцикл ява характеристики ссср. Фото Мотоцикл ява характеристики ссср

Байк, в отличие от предшественников, получил двухтактный двухцилиндровый двигатель объёмом 350 куб. см, имеющий воздушное охлаждение. Мощность возросла до 16 л. с., а в поздних версиях, после установки нового карбюратора, до 18 л. с.

К слову сказать, карбюратор Ява 350 модифицировался впоследствии неоднократно. Максимальная скорость составляла 115 км/час (при прямой посадке мотоциклиста). Барабанные тормоза работали надёжно, а передняя и задняя вилки с телескопическими амортизаторами обеспечивали комфортное передвижение по дорогам с твёрдым покрытием.

Особенно заметно это стало в 1958 году, когда амортизаторы конусного типа заменили на поршневые. Напряжение батареи и генератора, используемых для работы электрооборудования мотоцикла Ява 350 – 6 вольт. Масса – 139 кг. Расход, по тому времени, был весьма умеренным – 3,6 литра.

Внешний вид модели не просто соответствовал веяниям того времени, а был прогрессивным и хорошо продуманным. Именно на модификацию 354/06 усадил Виктора Цоя автор памятника знаменитому рок-музыканту, Алексей Благовестнов. В качестве элемента монументальной композиции старушка Ява выглядит очень гармонично.

Совершенству нет предела

Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть фото Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть картинку Мотоцикл ява характеристики ссср. Картинка про Мотоцикл ява характеристики ссср. Фото Мотоцикл ява характеристики ссср

В 1964 году, после проведённой модернизации, Ява 350 получила новое обозначение — K?va?ka Automatic typ 360/01. Основные характеристики, такие как мощность и максимальная скорость, остались на прежнем уровне.

А вот переключать передачи, за счёт установки полуавтоматического сцепления, стало значительно удобнее. Изменили конструкцию оптических элементов. Подкорректировали форму крыльев. Популярность Ява 350 росла и, несмотря на довольно высокую стоимость техники, в магазинах за ней выстраивались очереди.

Эту модель уже смело можно назвать культовой. Её тюнинг – не лучшее решение. Немало любителей истории мототехники желают заполучить в свою коллекцию раритетов мотоциклы Ява 350 354/06 и 360/01.

Редкие и красивые

Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть фото Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть картинку Мотоцикл ява характеристики ссср. Картинка про Мотоцикл ява характеристики ссср. Фото Мотоцикл ява характеристики ссср

Не следует думать, что чешская мототехника продавалась исключительно в восточной Европе. Продукция Jawa поставлялась и на запад. В 1969 году была разработана экспортная модификация Jawa 350 Californian IV typ 362, 363, отличавшаяся оригинальным дизайном. Но произведено таких машин было относительно немного.

Ещё чуть позже, в 1970 году, выпустили модификацию Jawa 350 U? typ 633/1 Bizon, характерными чертами которой стали специфической формы топливный бак и обилие отделений для хранения инструмента и багажа. Сегодня такой байк – большая редкость, и если в вашем распоряжении оказалась подобная модель, то, в отличие от какого-нибудь Иж Планета-5, её тюнинг станет просто безумием.

Следующий шаг

Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть фото Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть картинку Мотоцикл ява характеристики ссср. Картинка про Мотоцикл ява характеристики ссср. Фото Мотоцикл ява характеристики ссср

Но время брало своё, и руководство чешской компании решилось на серьёзные изменения. В 1973 году любители мототехники получили возможность познакомиться с Ява-350 тип 634. На новом байке изменили конструкцию рамы и серьёзно переработали конструкцию двигателя, увеличив мощность до 23 л. с.

Максимальная скорость, указанная в техническом описании, несмотря на прибавку в весе до 160 кг, возросла до 125 км/час. Правда, больше стал и расход топлива, составив 4,5 литра бензина на сотню километров при скорости 80 км/час. Достоинствами модели стали:

Основным недостатком считалась высокая цена.

Близкое родство

Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть фото Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть картинку Мотоцикл ява характеристики ссср. Картинка про Мотоцикл ява характеристики ссср. Фото Мотоцикл ява характеристики ссср

Почти одновременно с этой моделью появился мотоцикл CZ 350, отличавшегося конструкцией рамы, формой топливного бака, настройками подвески. Если Ява 350 с коляской была нормальным явлением, то Чезет 350 продавался только в одиночном варианте. Модель, производимую на предприятиях Сeskа Zbrojovka было принято считать более спортивной, хотя она и имела схожие с Ява 350 характеристики.

Новые стандарты

Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть фото Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть картинку Мотоцикл ява характеристики ссср. Картинка про Мотоцикл ява характеристики ссср. Фото Мотоцикл ява характеристики ссср

В 1984 году в производство пошла новая модификация – тип 638. Изменения коснулись силового агрегата. Изменили профиль и проходное сечение каналов впуска и выпуска, улучшив продувку цилиндров. Двигатель Ява 350 получил алюминиевый блок цилиндров и облегчённые поршни. Мощность возросла до 27 л. с., а расход топлива снизился до 4,2 литра. Максимальная скорость осталась без изменений.

Важным нововведением стала установка электрооборудования, работающего при напряжении 12 вольт. Новая 12-и вольтовая система позволила существенно уменьшить массу генератора и других электрических компонентов. Предпринятые меры привели к снижению веса до 149 кг. Именно по мотивам этой модели сегодня выпускается Jawa 350 Replica.

За время производства дизайн на этих явах несколько раз корректировался. Изменялась форма и отделка топливного бака. На руль был установлен небольшой обтекатель. Каким бы изменениям ни подвергалась Ява 350, технические характеристики находились на высоком уровне.

Перед кризисом

Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть фото Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть картинку Мотоцикл ява характеристики ссср. Картинка про Мотоцикл ява характеристики ссср. Фото Мотоцикл ява характеристики ссср

Дальнейшим развитием модели стала Jawa 350 typ 639, запущенная в производство в 1990 году и уже спустя год уступившая место на конвейере модификации Ява 350 640. К особенностям этой машины следует отнести появившийся в поздних версиях дисковый передний тормоз.

Серьёзного изменения технических параметров не произошло. Это была последняя модификация, выпуск которой был налажен до распада СССР. Что до Ява 350 спорт, то, вопреки расхожему мнению, такой вариант никогда не производился. Приставки спорт удостаивались только мотоциклы с объёмом двигателя 250 куб. см.

Ява сегодня

Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть фото Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть картинку Мотоцикл ява характеристики ссср. Картинка про Мотоцикл ява характеристики ссср. Фото Мотоцикл ява характеристики ссср

В начале 90 годов XX века для чешского производителя мототехники, как и для многих предприятий на постсоветском пространстве, наступили тяжёлые времена. И всё же фирма осталась на плаву. Не в последнюю очередь – благодаря большому количеству поклонников Ява 350.

Компания продолжает не только производить мотоциклы, но и поставлять их в Россию. Часть представленных в каталоге моделей являются прямыми наследниками былой славы бренда:

Популярность производимых компанией реплик довольно велика. Главное для этих моделей не скорость, а надёжность, комфорт и узнаваемость. Завидев подобную технику в потоке транспорта, многие иногда полагают, что это тюнинг.

Копия или оригинал?

Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть фото Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть картинку Мотоцикл ява характеристики ссср. Картинка про Мотоцикл ява характеристики ссср. Фото Мотоцикл ява характеристики ссср

Впрочем, и Jawa 350 Premier, и Jawa 350 Replica едва ли удовлетворят истинного ценителя продукции легендарной марки. Зачем им копии, когда есть возможность приобрести оригинал? Ведь в нашей стране ещё можно найти и восстановить до оригинального состояния классические мотоциклы Ява. И тюнинг здесь неуместен!

Если же вы всё-таки хотите заняться переделкой какой-нибудь мототехники по своему вкусу, то на нашем сайте вы сможете узнать про тюнинг Восход-3М – советского мотоцикла, массово выпускавшегося на заводе имени Дегтярёва в городе Ковров.

Источник

Мотоциклы “Ява” — история марки и самые популярные модели

Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть фото Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть картинку Мотоцикл ява характеристики ссср. Картинка про Мотоцикл ява характеристики ссср. Фото Мотоцикл ява характеристики ссср

Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть фото Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть картинку Мотоцикл ява характеристики ссср. Картинка про Мотоцикл ява характеристики ссср. Фото Мотоцикл ява характеристики ссср

Бренд Jawa был основан в 1929-м году предпринимателем Франтишеком Янечиком в Чехословакии. Мотоциклы этой марки были одними из самых популярных мотоциклов в СССР в период с 1963-го по 1990-й годы. В первые послевоенные годы Советский Союз ещё не имел самодостаточного производства мото-техники, поэтому “Ява” стала отправной точкой популяризации мотоциклов среди советской молодёжи едва отгремела война. Позже такие машины как “Урал” и “Днепр” покупались в основном семейными состоявшимися людьми, а парням в возрасте 18-20 лет более привлекательными казались “Ява”, “Иж” и “Восход” разных модификаций. Особенно это касалось сёл и деревень, где запчасти достать было невозможно, а нужда в транспорте была. “Ява” же почти не требовала обслуживания.

Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть фото Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть картинку Мотоцикл ява характеристики ссср. Картинка про Мотоцикл ява характеристики ссср. Фото Мотоцикл ява характеристики ссср

Основой для первых моделей мотоциклов “Ява” стали лицензированные копии Wanderer, — немецких мотоциклов довоенного выпуска. Что случилось с Чехословакией во время войны знают все: большинство производств переориентировали на выпуск различной техники для нужд фашистов. Но прежде именно Wanderer дал половину названия новому мотоциклу: JaWa. Эти четыре буквы красовались на бензобаке первого чехословацкого мотоцикла.

Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть фото Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть картинку Мотоцикл ява характеристики ссср. Картинка про Мотоцикл ява характеристики ссср. Фото Мотоцикл ява характеристики ссср

Несмотря на запрет вести собственные разработки во время войны, чехословацкие инженеры смогли тайно изготовить прототип модели “Ява Перак” с 250-кубовым двигателем. Мотоцикл имел автоматически отключаемое сцепление и телескопическую переднюю вилку, что стало прорывом в мототехнике 1940-х. Прорывным стал и внешний дизайн мотоцикла с рамой из квадратных стальных труб, развитой облицовкой фары и изящной выхлопной трубой, которую позже назовут “рыбий хвост”. Декоративными деталями создатели мотоцикла скрыли всю электропроводку и многие узлы, кроме двигателя и бензобака.

Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть фото Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть картинку Мотоцикл ява характеристики ссср. Картинка про Мотоцикл ява характеристики ссср. Фото Мотоцикл ява характеристики ссср

Удивительна история названия этого прототипа. “Перак” на чешском языке означает “игрушка”, но по другой версии это имя фольклорного персонажа, народного героя-мстителя времён войны. Якобы местные жители рассказы­вали легенды про человека с прикреп­лёнными к ногам пружинами. Благодаря им он выпрыги­вал буквально из ниоткуда, расправ­лялся с оккупантами и вновь скры­вался во мраке ночи.Такой вот чехословацкий аналог Супермена и Бэтмена.

Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть фото Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть картинку Мотоцикл ява характеристики ссср. Картинка про Мотоцикл ява характеристики ссср. Фото Мотоцикл ява характеристики ссср

Усовершенствованный “Перак” в 1953-54-м годах получил название “Кивачка” и был оснащён улучшенной ходовой частью с подвеской маятникового типа. В СССР этот мотоцикл получил шутливое прозвище “Чекушка” из-за рабочего объёма двигателя, равного одной четверти литра. Он то и стал первой “Явой”, которую экспортировали в Союз.

На период середины 1950-х годов мотоциклы “Ява” продавались в 112-ти странах земного шара. Именно в то время правительство СССР заказало первую крупную партию мотоциклов для советского рынка. Началом единичного поступления “Явы” в Союз историки считают 1946-й год, а массово их стали покупать с конца 50-х.

С выходом “Кивачки” дизайн мотоциклов “Ява” приобрёл узнаваемые признаки: топливный бак каплевидной формы, глубокие крылья и характерные обводы рамы. О моде 40-х годов напоминал только “плавник” выхлопной трубы. В версии для СССР глушитель получил более простую сигарообразную форму, а цвет у мотоцикла был только один, — вишнёвый. Он прочно закрепился в сознании мотоциклистов того времени.

“Ява” в послевоенном СССР

“Яву” полюбили за простоту конструкции в совокупности с внешней элегантностью по сравнению с первыми советскими “ижами”, морально устаревшими после войны”. Ей было приятнее управлять. В сравнении с прямым конкурентом в лице “Иж-56”, “Ява” была легче, быстрее и красивее, хотя и стоила ощутимо дороже.

Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть фото Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть картинку Мотоцикл ява характеристики ссср. Картинка про Мотоцикл ява характеристики ссср. Фото Мотоцикл ява характеристики ссср

Конец 1950-х годов стал началом возникновения в СССР мотоциклетных слётов, куда съезжались владельцы “Яв” и других мотоциклов. Традиция эта продержалась не меньше 20-ти лет. Во многих крупных городах были магазины мотозапчастей, которые и становились центрами “тусовок”, в частности, из-за красивых плакатов с разными модификациями “Явы”, не продававшимися в СССР. И это несмотря на то, что в 70-е в очереди за мотоциклом нужно было простоять месяц-два, причём не сидеть и ждать, а как минимум приходить в магазин и отмечаться там каждое утро. И это если ты городской житель.

Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть фото Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть картинку Мотоцикл ява характеристики ссср. Картинка про Мотоцикл ява характеристики ссср. Фото Мотоцикл ява характеристики ссср

На “Яве” с помощью подручного инструмента можно было “привести в чувство” почти любой повреждённый узел. Погнулась передняя вилка из-за случайного столкновения с препятствием? Не беда, её можно выправить прямо на обочине. Барахлит ступичный подшипник? Вставляешь пару бритвенных лезвий между подшипником и ступицей, и не спеша едешь домой. И таких случаев было достаточно. Поэтому самой известной “кастой” советстких владельцев “Явы” были мото-туристы, совершавшие достаточно длительные поездки. Тогда ещё никто не знал что такое “туристический эндуро” и эту нишу успела удачно занять “Ява”.

В дальних поездках бывали случаи, что выходил из строя двигатель, из-за чего он целиком разбирался, или, как тогда говорили, “половинился”, но “Ява” успешно возвращалась домой своим ходом. Один из своеобразных рекордов установил мотоциклист-любитель Владимир Лопчевский, проехав 15 тысяч километров по территории СССР за один рейс. Большинство владельцев чехословацких мотоциклов такой километраж наматывали за год.

Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть фото Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть картинку Мотоцикл ява характеристики ссср. Картинка про Мотоцикл ява характеристики ссср. Фото Мотоцикл ява характеристики ссср

“Ява” принимала участие и в мотогонках. Это были “шестидневные гонки”, кросс, заезды на льду и состязания на выносливость. В каждой из категорий соревнований мотоциклов в СССР пилоты на чехословацкой технике получали первые места аж до начала 1980-х.

Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть фото Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть картинку Мотоцикл ява характеристики ссср. Картинка про Мотоцикл ява характеристики ссср. Фото Мотоцикл ява характеристики ссср

В условиях дефицита автомобилей мотоциклы “Ява”, цена которых после денежной реформы 1961 г была 650–700 рублей, стали популярным транспортным средством, пригодным как для покатушек в гордом одиночестве, так и для семейных выездов на природу в комплектации с боковым прицепом-коляской. Да ещё и внешний вид стандартной “люльки” под названием “Велорекс” был каким-то фантастическим и вызывал ассоциацию с космическими кораблями.

Мотоцикл “Ява” для советского молодого человека был воплощением моды и главным атрибутом городского жителя. Советские мотоциклы типа “Иж” хоть и были достаточно надёжными и могли ездить по самым плохим дорогам, всё равно уступали чешским по качеству запчастей и отдельных агрегатов, не говоря уже об эстетической стороне конструкции. В 1972-74-м годах Высшую категорию качества имели только два советских мотоцикла: “Иж Планета-3” и “Иж Юпитер-3”, но и они уступали “Яве” в некоторых конструктивных решениях.

Автомобили в 1970-е годы продавали только по предварительной записи или очень большому блату, а мотоцикл “Ява” находился в свободной продаже и приобрести его было проще, хоть и с учётом моментов, уже описанных выше. На момент 1967 года существовали даже мотоциклетные гарантийные мастерские, хотя на всю страну их было только 23.

Чтобы заполучить желанного “железного коня” в хромированной вишнёвой окраске потенциальныне покупатели дежурили в специализированных магазинах и налаживали тайные знакомства в сфере торговли и грузоперевозок, так как мало было купить мотоцикл, нужно было перевезти его, что не всегда было возможно “своим ходом”, так как аккумулятор у мотоцикла из магазина обычно был разряжен. На этой почве благодатно произрастала спекуляция, но спрос на мотоциклы только рос.

В СССР издавалось множество пособий, рассказывающих об

устройстве и ремонте мотоциклов, в том числе «Явы», а любителей разнообразного “тюнинга” (хоть в те времена не знали такого слова) было множество. Можно найти примеры этому в советской книге “Мотоциклетный туризм” 1972 года. Энтузиастов привлекало то, что найти запчасти для “Явы” было куда проще, чем для “Ижа” или “Восхода”.
Перед распадом СССР

С 1973 года “Ява” первого поколения заменялась новыми моделями, в частности Jawa-634, но “новыми” они назывались условно, так как конструкция мотора не менялась. И это стало причиной отставания “Явы” от других мировых производителей. Однако в СССР Jawa всё ещё оставалась на пике славы и пределом мечтаний советского школьника.

Модель «360» образца 1974 года была верхом технического совершенства. С конца 1974 года в СССР поставлялись мотоциклы серии «634» — с 18-дюймовыми колесами, прогрессивной дуплексной рамой, 2-кулачковым передним барабанным тормозом и существенно модернизированным двигателем У «старушки» или “триста шестидесятой” модели были одинарная рама с близко расположенными точками крепления маятника (поэтому мотоцикл был неустойчив в поворотах), 16-дюймовые колеса, и 350-кубовый мотор мощностью 18 л.с.,

Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть фото Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть картинку Мотоцикл ява характеристики ссср. Картинка про Мотоцикл ява характеристики ссср. Фото Мотоцикл ява характеристики ссср

1984-й год ознаменовался выходом модели 638 c переделанной подвеской и повышенным напряжением бортовой электросети. В это время бренд Jawa был на волосок от банкротства и выживал только за счёт продаж в странах социалистического блока.

В середине 80-х возникали перебои с запчастями к “Явам”, о чём неоднократно писала газета “Советская торговля”, в которую поступали жалобы мотолюбителей. Виной тому был масштабный логистический провал реализации запчастей к мототехнике в 1984-м году. По официальной статистике на январь 1983 года было не выполнено 113 тысяч заказов на мотозапчасти. По заключению специальной комиссии недальновидность работников торговли послужила причиной неудовлетворённого спроса на запчасти к мотоциклам иностранного производства.

Зато СССР стал для чешских мото-инженеров прекрасным испытательным полигоном, помогая улучшать эксплуатационные свойства мотоцикла. До сих пор люди послевоенного поколения уверены в том, что “Ява” была почти идеальна. Популярность этих мотоциклов была такой, что стоянок и гаражей на всех владельцев не хватало и многие, даже проживая в высотных домах, хранили свои мотоциклы просто закатив их в прихожую квартиры. К тому же гараж был настоящей роскошью для большинства мотолюбителей.И такая ситуация сохранялась аж до начала 90-х. Мотоциклы стояли на балконах, а иногда даже в кухнях. У кого-то в одной квартире стояли сразу два мотоцикла марки “Ява”.

Такая массовая “моторизация” порождала интересные и специфические объединения людей в неформальные коллективы, а любая форма коллектива (кроме преступных банд) в СССР массово поощрялась. Как следствие повышалась техническая грамотность населения, ведущая к “укреплению обороноспособности страны” и массовому вовлечению рабочего класса в туризм и активный отдых. ДОСААФ всячески поддерживал подобные коллективные течения в обществе, устраивая любительские спортивные соревнования. На эти мотоспортивные слёты к концу из популярности съезжались десятки команд со всего СССР.

Для молодёжи того времени мотоцикл не был просто банальным средством передвижения, но и символом свободы, позитивных перемен и возможности завести друзей везде где только захочется.

Ближе к “перестройке” возникшая мотоциклетная субкультура становилась всё более агрессивной в культурном плане. Наверняка вы слышали слово “рокеры”, которым тогда часто называли парней на мотоциклах, не всегда имевших прямое отношение к рок-музыке. Вот такая “припанкованная” молодёжь любила погонять на “Явах”, что даже нашло отражение в советском кино позднего периода. Мотоцикл для этих людей был, наверное, даже важнее, чем рок-музыка, он являлся “опознавательным знаком для своих”.

Самой модной моделью в этот период была «Ява-368», выпуск которой начался в 1984-м году. Она имела двухтактный двухцилиндровый двигатель объемом в 343 куб. см и мощностью в 26 лошадиных сил, что позволяло ей разгоняться до 120 км/час. Эта «Ява», несмотря на высокую стоимость (около тысячи рублей), стала символом «рокерского» движения, что получило отражение в текстах культовых рок-групп. Знаменитое “Яву, Яву, взял я нахаляву”, пропетое Юрием Клинских уже в 90-е, было ностальгией по тем временам.

Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть фото Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть картинку Мотоцикл ява характеристики ссср. Картинка про Мотоцикл ява характеристики ссср. Фото Мотоцикл ява характеристики ссср

Вот немного воспоминаний о ленинградских рокерах:

Город спит. И вдруг откуда-то издали доносится сначала еле слышный, но неуклонно нарастающий гул. Посты наблюдения, расположенные в районе площади Победы, доложили, что из аэропорта в город следует группа в 250–300 мотоциклистов. Гул приближался, постепенно заполняя все пространство между домами.

Они шли неупорядоченной колонной, занимая почти всю ширину проезжей части проспекта. Редкие водители в испуге сворачивали в боковые улицы или вылетали на тротуар. Остановить колонну и думать было нечего. Десяток-другой секунд – и вся армада мотоциклистов направляется в сторону Дворцовой площади… При малейшей попытке задержать этих лихих наездников они мгновенно бросались в разные стороны, перепрыгивая на мотоциклах через бордюры, газоны, и исчезали с грохотом в проходные дворы, чтобы минут через 20–30 оказаться в нескольких километрах и начать все сначала…”(Лиль В., “К рокерам” // За рулем. 1990)

“Ночных гонщиков” публично порицали все партийные организации, милиция устраивала засады, но, как выяснилось, причиной их рискового поведения была не антисоциальная протестная деятельность, а простой подростковый максимализм, желание выделиться из толпы. Иногда это оканчивалось аварией со смертельным исходом, ведь мотоциклист был защищён куда меньше, чем водитель автомобиля. Но при этом очень мало рокеров имели судимость или состояли на учёте правоохранительных органов. Опасности для государства они не представляли никакой.

Из-за опасности “ночных покатушек” для жизни (практически у половины рокеров не было ни прав, ни документально подтверждённых теоретических знаний ПДД) “Ява” обросла мифологией с лёгким налётом чёрного юмора. “Городские легенды” о “несчастливых” мотоциклах, сменивших десятки владельцев, оказавшихся в могиле, передавались в кругу советских подростков из уст в уста. После развала СССР вместо рокеров появились байкеры, но это была уже другая субкультура, предпочитавшая совсем другие мотоциклы. Золотая эпоха “Явы” завершилась.

Были ли у “Явы” технические недостатки? Да, были, например:

-цепь не имела большого запаса прочности и растягивалась;

-частая регулировка зажигания, выход из строя конденсатора;

-у некоторых были проблемы с передней вилкой, она текла;

— были нарекания к коробке передач;

-у мотоциклов выпуска старше 1970-х годов из-за засорения карбюратора заклинивало двигатель.

Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть фото Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть картинку Мотоцикл ява характеристики ссср. Картинка про Мотоцикл ява характеристики ссср. Фото Мотоцикл ява характеристики ссср

Распад СССР “Ява” пережила благодаря сохранившимся до поры до времени техническим патентам, которые продавались другим производителям мототехники. Сейчас с нарастанием мировой глобализации компанией Jawa выпускаются с десяток моделей, использующих в основном чешские комплектующие, но моторы на них ставятся самого разного производства.

Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть фото Мотоцикл ява характеристики ссср. Смотреть картинку Мотоцикл ява характеристики ссср. Картинка про Мотоцикл ява характеристики ссср. Фото Мотоцикл ява характеристики ссср

Сегодня под маркой Jawa выпускаются мотоциклы:

-Jawa 350 OHC; Это прямая наследница мотоциклов советского периода. На модель устанавливается четырёхтактный мотор с одним цилиндром. Мощность силового агрегата – 28 лошадиных сил. Расход топлива составляет 3 литра, а в тандеме с двигателем работает 5-ступенчатая коробка передач.

Последние две модели имеют ярко выраженную ретро-стилистику.

Самые известные модели и любопытные факты

Более 30 лет в произ­вод­ственной линейке чешского пред­приятия были всего две модели — младшая Jawa 250 и старшая Jawa 350, но их заводские индексы менялись с невероятной скоростью.

Преемницей модели 634 стала “Ява-638” с угловатым бензобаком, мотором на 23 лошадиные силы и бортовой электросетью на 12 вольт.

На мотоцикле Jawa ездил персонаж Урри, которого играл Николай Караченцев в фильме «Приключения Электроника». Юные актёры братья Торсуевы признались, что в процессе работы над картиной несколько раз угоняли этот мотоцикл, чтобы покататься, и однажды здорово его уронили, чем едва не сорвали съёмки очередного эпизода. Так что истории о надёжности “Явы” не так уж преувеличены, как может показаться на первый взгляд.

23 октября 1929 года это “день рождения” Явы. Именно тогда посетители Парижского автосалона увидели первую модель мотоцикла этой марки. Она оснащалась одноцилиндровым четырехтактным двигателем с сухим картером и централизованной системой смазки под давлением, объемом 498,7 куб. см и мощностью 18 лошадиных сил.

В СССР периода 1970-х годов “Ява” пользовалась большим уважением, чем советские автомобили тех лет, так как могла спокойно разогнаться до 100 километров в час.

Наименование «Ява» будущему объекту мечтаний советской молодежи дал чешский инженер Франтишек Янечек, использовав первые буквы своей фамилии и марки немецкого мотоцикла «Вандерер», патент на который он приобрел в 1928 г. В 1930-е гг.

Производственная программа предприятия, располагавшегося в г. Тынец на Сазаве, была весьма скромной: в 1937 г. оно выпустило всего 14 116 машин, а во время Второй мировой войны было перепрофилировано на выпуск военной техники. Первая послевоенная «Ява-250» (в конструкции которой применялись такие новшества как механизм переключения передач, сопряженный с автоматическим включением сцепления, гидравлические амортизаторы и пр.) вызвала сенсацию на выставке в Париже и даже после ряда модернизаций сохраняла чрезвычайную популярность во всем мире. В 1948 г. с конвейера завода сошли 68 тыс. мотоциклов, что позволило расширить их экспорт не только в страны Европы, но и Америки, в том числе в США, Канаду и 14 других государств. В 1958 г. каждый пятый из продаваемых в мире мотоциклов имел марку «Ява».

Клубы «явистов» возникли в ГДР, Голландии, Дании, Италии, Австрии, Франции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *