Мотоциклы вермахта с коляской
Мотоциклы во время Второй Мировой Войны. Немецкие мотоциклы
На дворе майские праздники и как дань уважения к подвигу наших предков, хочется сделать обзор мотоциклов, принимавших участие на линии фронта и на гражданке. Что еще, кроме мотоспорта развивает мотоиндустрию? Война и гонка вооружений подстегнули развитие мотоциклов, потому что даже одна моторная единица способна изменить ход истории.
К моменту начала Второй мировой войны немецкие мотоциклы имели преимущество, поэтому с них мы и начнем наш обзор.
Вспоминаем курс истории. После первой мировой войны Германия была унижена и по договору она не имела права развивать оборонную промышленность в полной мере. Граждане страны не могли покупать достаточно дорогие на тот момент автомобили, зато мотоцикл был по карману любому обычному жителю разрушенной страны.
Развитие мототехники получило сильнейший толчок. Компания BMW и популярная на тот момент Zundapp вступили в конкуренцию за первенство на новом рынке.
BMW переключилась с рынка железнодорожных запчастей, а Zundapp до разработок мотоциклов занималась изготовлением снарядов и детонаторов.
Мотоциклы BMW
До 1924 года BMW выпускала гражданские мотоциклы, двигатель которого копировал английский оппозитный Douglas, но ближе к 1930 годам мотоцикл начал приобретать уже знакомые черты. Именно к этому времени BMW презентовал новую модификацию, получившую название R32, а первой реальной военной разработкой стал R35.
Новинки, введенные в строение мотоциклов к 1930м. годам:
Модели мотоциклов компании BMW:
BMW зарекомендовал себя с наилучшей стороны, да еще и произвел целый фурор моделью R71, которая стала универсальной и одной из самых популярных.
Мотоциклы Zundapp
Более дорогие в производстве мотоциклы Zundapp плотно вошли в немецкую армию с 1940 года. KS750 стал одним из самых тяговитых представителей мотоциклетных войск Вермахта. Модель повышенной проходимости могла форсировать мелкие водные преграды с полном погружением двигателя. Но погружение должно было быть коротким, чтобы мотоцикл не захлебнулся.
Регулируемая подвеска позволяла приспособиться к трудностям маршрута. Привод на коляску и запасной фильтр бензобака, суть которого заключается в помощи мотоциклу перемещаться даже с пробитым баком.
Компания Zundapp обонкротилась в 1984 году, однако запомнилась как производитель военных мотоциклов повышенной проходимости.
Kattenkrad он же Sd. Kfz. 2
Верхушка айсберга среди тяговитых мотоциклов. Kattenkrad — гусеничный мотоцикл с двигателем от компании Opel в полтора литра заменял основную гужевую силу, перетаскивая тяжелые орудия и даже самолеты. Самый грузоподъемный вид мототранспорта в армии противника. Очевидными минусами такой разработки стали сложности в проходимости в диагонали на возвышенности, крайне неудобная посадка и высота сидения, из-за которой пилот с явным трудом покидал свое место в случае беды. А переворачивался Kattenkrad достаточно часто, особенно на резких и крутых поворотах.
DKW — Dampf Kraft Wagen
Маленькие и юркие мотоциклы в рядах немецкой армии, со скромными габаритами и маленькими объемами двигателя, стали очень популярны вне фронта за размеры и экономичность.
Общий итог: последствия Первой Мировой Войны заложили благотворную почву в Германии для успешного развития мотоциклетной индустрии и целой ниши этого вида транспорта. К началу Второй Мировой Войны и в разгаре конфликта, мотоциклетная промышленность вышла на новый виток развития, улучшая характеристики проходимости, выносливости техники и ремонтоспособности в условиях, как говорится — на коленках.
Железные пони Вермахта
Здравствуйте, уважаемые читатели! В этой статье мы бы хотели рассказать Вам о наиболее известных экземплярах военной мототехники Германии, используемых во время Второй Мировой войны и в частности — мотоциклах фирмы BMW. Итак, начнём..
После окончания Первой Мировой войны Германии согласно Версальскому мирному договору были запрещены многие производства (в основном военные), однако про мототехнику не было не сказано ни слова, к тому же приобрести в качестве средства передвижения автомобиль могли себе позволить только весьма зажиточные граждане, а мотоцикл был по карману среднему немцу. В течении короткого времени мотоцикл стал излюбленным и распространенным способом попасть из точки А в точку Б. К тому же государство всячески поощряло проведение различного рода спортивных соревнований среди граждан и предприятий, в которых проходил жёсткий естественный отбор наиболее перспективных и совершенных технологических новинок. Всё это привело к тому, что перед Второй Мировой войной Германия получила значительное преимущество среди ведущих мотодержав, а после начала войны мотоциклетные подразделения стали своего рода визитной карточкой немецких моторизированных частей.
Несмотря на острую конкуренцию между двумя ведущими мотопроизводителями — BMW (Bayerische Motoren Werke, AG) и Zundapp (Zunder und Apparatebau G.m.b.H.) более распространёнными в армейских частях Вермахта оказались мотоциклы BMW и это было достигнуто благодаря моделям R12, R71 и R75. Поговорим о каждой из них подробнее.
В «BMW Блэттер», выпуск 22/1935, стр. 14, хронисты BMW писали: « В целом конструкция чрезвычайно крепкая, настолько, что вилка при своей упругости обеспечивает достаточный уровень безопасности. Подрессоривание срабатывает относительно быстро, но отдача настолько сильно приглушена, что мотоцикл долго «застревает» прижатым к земле. Можно ехать без заносов по выбоинам на полной скорости. Машина также в невероятной степени позволяет делать развороты.. » К 1938 году производство гражданской версии было свёрнуто и все собранные экземпляры целиком уходили для нужд армии, которая к этому времени массовыми темпами меняла конницу на мотоциклы.
В целом BMW R12 получился весьма удачной моделью — надёжной, прочной и тяговитой, что не могло не сказаться на её массовости. С 1935 по 194 1 год было произведено порядка 36 000 экземпляров, что делает этот мотоцикл самым распространённым в войсках гитлеровской Германии. Кстати, в 1937 году на компрессорной спортивной версии R 12 Эрнстом Хенне был установлен мировой рекорд скорости в 279,5 км/ч, который продержался 14 лет.
Некоторые экземпляры пережили десятилетия и дошли до наших дней в качестве музейных экспонатов и предметов коллекций частных лиц или энтузиастов-реставраторов.
Годы выпуска BMW R12: 1935 — 1941
Всего выпущено: 36008
Мощность двигателя: 18 л.с. при 3400 об./мин.
Цилиндров: 2
Диаметр поршня 78мм
Ход поршня: 78мм
Объем двигателя: 745 куб.см.
Степень сжатия: 5.2:1
Карбюратор: Amal 6/406 SP (6/407 SP)
Зажигание : Магнето
Аккумулятор: 6 Volt 7 Ah
Сцепление: Сухое однодисковое
Длина: 2100 мм
Ширина: 900 мм
Высота: 940 мм
Высота седла: 700 мм
Колёсная база: 1380 мм
Размер колёс: 3,50 х 19″
Клиренс: 120 мм
Сухая масса: 188 кг
Емкость бензобака: 14 л
Максимальная скорость: 110 км/ч
Расход топлива (по шоссе): 5 л/100 км.
Армейский соло вариант образца 1938 г.
Рекордный R12 и Эрнст Хенне.
Бегущие рядом ассистенты помогали удерживать мотоцикл вертикально в начале движения.
Экспериментальный прототип зимнего вездехода на базе R12.
Обратите внимание на то, как спрятанная под кожухами гусеница огибала корпус мотоцикла.
R12 преодолевает брод на армейских соревнованиях.
Немецкие солдаты на отдыхе, 1939 год.
Франция, 1941 год. На фоне танков 11 полка 6-й танковой дивизии.
R 12 готовятся к маршу.
Санитарный вариант. корпус коляски мог быть заменен на закрепленные носилки.
Суровая русская зима ( отретушированная военная фотография).
1942 год, мотоколонна на марше.
Второй за ведущим мотоцикл используется в качестве грузового.
При желании модель BMW R12 можно собрать самому.
Рисунок модели имеет окраску “ Сахара», соответствующую африканским частям.
Отреставрированный R 12. На коляске видно крепление под пулемёт.
BMW R71
Бурное развитие предвоенного мотостроения в Германии привело к тому, что к 1938 году BMW представила целую линейку моделей — R51, R61, R66 и R71. Модели R51 и R66 оснащались более совершенными и более дорогими двигателями мощностью соответственно 24 и 30 л.с., R61 и R71 были попроще и, как следствие, подешевле. В итоге выбор военного командования пал на R71.
Годы выпуска: 1935-1941
Всего выпущено: 3458
Тип двигателя: четырехтактный, нижнеклапанный, оппозитный
Цилиндров: 2
Диаметр поршня: 78 мм.
Ход поршня: 78 мм.
Объем двигателя: 745 куб.см.
Степень сжатия: 5,5:1
Ширина: 815 мм.
Высота: 960 мм.
Колёсная база: 1400 мм.
Сухая масса: 187 кг.
Полная допустимая масса: 420 кг.
Емкость бензобака: 24 л.
Максимальная скорость: 125 км/ч.
Минимальная скорость: 3 км/ч.
Крейсерская скорость: 60 км/ч.
Глубина преодолеваемого брода: 0, 30 м
Расход топлива (по шоссе): 6л/100 км,
Гражданский соло вариант.
Армейский соло вариант
Гражданская версия с лодочной формой коляски.
Ниже фото отреставрированного экземпляра.
Армейский R71 с коляской.
Прицеп на отреставрированном экземпляре.
Отреставрированный вариант R71 в африканском камуфляже.
Советский мотоцикл M-72.
Китайский CHANG JIANG 750.
BMW R75
Без преувеличения можно сказать, что мотоцикл, в который легли самые совершенные наработки, является своего рода шедевром немецкого военного мотостроения тех лет. На смену сварной раме пришла собранная из 8 элементов на резьбовых шпильках, что позволяло в полевых условиях ремонта менять повреждённый элемент, а не всю раму целиком. Кроме этого такая конструкция обеспечивало несущей конструкции необходимую возможность «играть» при езде по бездорожью. Имелась система регулирования подвески колёс в зависимости от состояния грунта, б ыли применены усовершенствованные способы очистки воздуха и выпуска выхлопных газов. Пол коляски и место ног водителя были оборудованы подогревом. Модернизированный оппозитный верхнеклапанный двигатель с раздельными карбюраторами и раздельными клапанными крышками мощностью 26 л.с обладал отменной тяговитостью. Но особой «изюминкой» являлась трансмиссия: четырёхступенчатая коробка была объединена с двухступенчатым понижающим редуктором, рукоятки управления которыми находились справа от бензобака. Крутящий момент на заднее колесо передавал карданный вал, колесо коляски вращала полуось, проходящая внутри трубы колясочной рамы. Между задним колесом и колесом коляски устанавливался дифференциал с блокировкой, которая включалась при преодолении особо тяжёлых участков, а также для эксплуатации без коляски.
Вышеописанные конструкционные решения позволяли использовать R75 в качестве лёгкого тягача. Для этого между мотоциклом и коляской на длинном шесте устанавливался фаркоп, к которому можно было прицепить например противотанковую пушку PaK 35/36 калибра 37 мм. Помимо этого специально для мотоцикла выпускались грузовые прицепы г/п до 400 кг, которые можно было цеплять несколько штук друг за другом. В прицепе можно было перевозить 81-мм миномёт G.W. 34 или противотанковое ружьё PzB-38/39. На коляску мог быть установлен пулемёт MG-34 (MG-42) или огнемёт. На мотоцикле и на коляске было смонтировано множество различных кронштейнов, кофров, ремней и креплений для боеприпасов, канистр с топливом, маскировочных сетей и прочего груза.
Благодаря своей надёжности и ходовым качествам R75 зарекомендовал себя в частях самым лучшим образом. Он использовался в разведывательных подразделениях пехотных и танковых корпусов, мотоциклетно-стрелковых частях, в фельдполиции и жандармерии, на нём передвигались старшие офицеры, связисты, перевозились раненые и т.п. Кроме того он являлся единственным транспортом немецких десантников и перемещался по воздуху на внешних подвесках самолётов Ю-52. Но за всё техническое совершенство необходимо платить и BMW R75 обходился военной казне Германии по цене двух (а по некоторым источникам и трёх) «кюбельвагенов» Volkswagen Тур 82 — самых массовых немецких армейских автомобилей. Тем не менее мотоцикл был выпущен в количестве примерно 17 000 единиц, а выглядевшие впечатляюще бойцы мотоциклетной разведки в длинных прорезиненных плащах и в больших очках на касках, восседающие на R75, вошли в историю как один из символов нацистской оккупации Европы и СССР.
ТТХ BMW R75:
Годы выпуска: 1940 — 1944 г.г.
Всего выпущено: по разным данным 16545-17500 единиц
Тип двигателя: четырёхтактный верхнеклапанный оппозитный BMW Type 275/2
Цилиндров: 2
Диаметр поршня: 78 мм
Ход поршня: 78 мм
Объем двигателя: 745 куб.см.
Степень сжатия: 5.7:1
Колёсная база: 1440 мм
Сухая масса: 420 кг
Полная допустимая масса: 820 кг
Соло вариант, над мотоциклом заметна табличка с километражем до Москвы. На бензобаке видны рукоятки управления трансмиссией.
Вариант с коляской, на которой установлен пулемёт MG-34. Лето 1942 года.
Вариант с прицепом и замерзшим ездоком.
Июль 1942 года, район Большой излучины Дона. За впереди идущим R75 едет R12.
Мотоциклетное подразделение танковой дивизии «Герман Геринг» на R75.
Немецкий мотоциклист на отдыхе. Западный берег Дона, август 1942 года. На коляске мотоцикла нанесена эмблема 24-й танковой дивизии. Наличие в эмблеме лошади не случайно – это соединение было сформировано на основе 1-й кавалерийской дивизии Вермахта. Была полностью уничтожена в январе 1943 года в Сталинградском котле.
Связисты Люфтваффе с помощью R75 тянут телефонный кабель. Северная Франция, лето 1944 года.
Немецкие десантники на R75 с укреплённым на коляске MG-42. Зима 1943/ 44 года.
Тяжёлый мотоцикл BMW R75 на фоне тяжёлого танка PzKpfw VI “ Тигр». Украина, зима 1943/ 44 года.
Фото отреставрированных различных модификаций R 75.
Ближе расположен экземпляр, выкрашенный в раннеевропейский « Dunkelgrau», за ней песочного окраса (который с 1943 года стал общепринятым) африканский вариант. Обратите внимание на «кастрюлю» сверху бензобака — в ней у усовершенствованных модификаций для облегчения очистки располагался воздушный фильтр. За «Сахарой» виден «Кюбельваген», стоивший в разы дешевле.
Также следует упомянуть, что перед началом Второй Мировой войны на вооружении Вермахта в различных вариантах исполнения находились следующие мотоциклы марки BMW:
Помимо BMW немецкими вооруженными силами использовались мотоциклы и других марок:
RT 125
NZ 250
NZ 350
601 OSL
Triumph
BD 250w
Victoria
KR 6
KR 35
Zundapp