Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Мотоциклы времен Великой Отечественной Войны. История военных лет. Ч.1

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Великая отечественная война, кажется, была очень давно. Итог её мы все знаем (как говорится, у СССР первое место), остальное вроде бы не так важно. Что касательно мотоциклов – современные байкеры имеют представление об М-72 (он почитается на тусовках), но с ещё большим пиететом относятся к «Харлеям», которые тоже воевали с фашистами. Да, ещё многие знают, что М-72 был прародителем всего семейства советских «оппозитов» – Ирбитских «Уралов» и Киевских «Днепров», и в свою очередь копировал немецкий БМВ. Но вот какие ещё модели «встали под ружьё», как, когда и где было налажено производство? В блогах встречаются мнения, что в СССР не могли так быстро организовать выпуск, и мотоциклы собирались из немецких комплектов, которые выменивали на сырьё. Надо разобраться…

Если судить объективно, то предвоенный мотопарк СССР был малочисленным, в стране серийно выпускалось всего семь моделей на четырёх мотозаводах: Л-300, Л-8 (Ленинград), ИЖи 7-8-9 (Ижевск), ТИЗ-АМ-600 (Таганрог), ПМЗ-А-750 (Подольск). Они не были адаптированы для войны. По своей мощности, проходимости и эксплуатационным показателям никак не удовлетворяли требований мотоциклетных частей.

С 1932 года (раньше серийного производства в СССР не было) изготовили порядка 60 000 мотоциклов. Самыми массовыми были копии немецкого ДКВ модели «Люксус 300» конца 1920-х годов: Л-300 и ИЖи моделей 7, 8 и 9. Единственным мотоциклом с коляской был мотоцикл АМ-600 с мощностью четырёхтактного двигателя в 16 л.с. (другой «колясочник» ПМЗ-А-750 прекратили выпускать в 1939 году. Так что в предвоенном СССР фактически не было ни одной годной армейской модели. И с этим мотоциклетным парком СССР предстояло вступить в войну.
Предвоенный Мотопром СССР
ТИЗ-АМ-600 Таганрогский мотозавод

Л-300 «Красный Октябрь» Ленинград 1932–1939 18 985 Л-8 – “ – – “ – 1938–1941 1 860 ИЖ-7 Ижевский мотозавод Ижевск 1933–1937 5 581 ИЖ-8 – “ – – “ – 1938–1940 9 893 ИЖ-9 – “ – – “ – 1940–1941 6 225 ПМЗ-А-750 Подольский механический завод Подольск 1935–1939 4 626 Таганрог 1936–1941 12 392

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

3-я пятилетка (1938-1942 г.г.) должна была стать ударной для мотозаводов – планировалось подойти к рубежу 11 000 мотоциклов в год, где роль флагмана отводилась ИЖ-9 с новым 4-тактным мотором. Он мог быть полезен для разведки и связи, но не как основной армейский мотоцикл, поскольку не был рассчитан на коляску. Для армии нужен был мотоцикл с коляской, пригодный для универсального использования.
Создание мотоциклетных частей относится к 1940 г., когда Главное автобронетанковое управление Красной армии (ГАБТУ КА) разработало штаты, вооружение и оснащение мотоциклетных подразделений и частей. Тогда же провели государственные междуведомственные испытания 15 мотоциклов различных классов, чтобы выявить наилучший прототип для РККА. По надёжности, выносливости и эксплуатационным показателям победил мотоцикл германской армии БМВ-Р-71 с боковой коляской типа «Геленде». Конструкция прототипа допускала массовое производство, при этом имела целый ряд новшеств для СССР: дуплексную раму, пружинную свечную подвеску заднего колеса и телескопическую вилку, ножное переключение передач, карданную главную передачу.

Армейский мотоцикл должен быть мощным – чтобы перевозить трёх бойцов, прочным и надёжным. Таким был мотоцикл германской армии БМВ-Р-71, и должен был стать новый «Боевой конь» РККА, получивший обозначение М-72

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Никем не скрывалось, что мотоцикл М-72, принятый на вооружение перед самым началом войны, был «подсмотрен» у врага. Чем же он был хорош? Оппозитное (противоположное друг-другу) расположение цилиндров обеспечивало хорошее охлаждение потоком встречного воздуха и низкий центр тяжести. Надёжность достигалась подшипниками качения коленчатого вала, прерыватель, маслонасос, генератор приводились шестернями, чугунные цилиндры были покрыты антикоррозионным жаростойким черным лаком. Хотя конструктивно этот мотор не был передовым даже в своё время – применялся нижнеклапанный механизм (так называемый SV), цилиндры и головки из чугуна. При рабочем объёме 746 см3 (размерность 78х78 мм) достигалась мощность в 22 л.с. при 4600 об/мин, а наибольший крутящий момент составлял 4,0 кгс-м (3200 об/мин). Мотор был неприхотлив, невысокая степень сжатия 5,5-5,7 допускала работу на бензине с октановым числом 66. Немецкий мотоцикл свободно перевозил экипаж из трёх бойцов и стрелковое вооружение по любым дорогам.

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Через нейтральные страны в СССР привезли пять экземпляров мотоцикла БМВ-Р-71 и в августе 1940 года организовали ЦКБ по мотоциклостроению (ЦКБМ) с целью до 1 ноября того же года изготовить комплект чертежей точной копии немецкого прототипа. Его назвали М-72 – буква «М» – это обозначение места производства – Москва, а цифра – номер следующего поколения, относительно немецкого R-71.
В ЦКБМ одну полученную машину разобрали до последней детали и начали проводить «корректировку конструкторской документации». На деле это означало снижение требований к точности изготовления – чтобы заводы могли на своём оборудовании воспроизвести немецкие детали. В остальном была установка «в точности повторить конструкцию германского мотоцикла». Также в лабораториях Научного автотракторного института (НАТИ) исследовали химсостав почти сотни подлинных деталей и предложили эквивалентную замену на материалы в соответствие с ГОСТами СССР.
Работы велись с размахом, в производство М-72 было вовлечено несколько десятков заводов по всей стране. Головным назначили Московский мотоциклетный завод (ММЗ) – бывший велозавод. Автозаводу им. Сталина (ЗИС) предстояло изготовление двигателей, другое столичное предприятие – Автозавод им. Коммунистического интернационала молодёжи (КИМ) должно выпускать коробки передач для поставки на ЗИС. В помощь ЗИСу в Киеве на заводе мотоциклетных моторов (КЗММ) предстояло также выпускать двигатели для М-72. Делать коляски, а также карданные валы и колёса поручили Горьковскому автозаводу (ГАЗ), светотехнику передали в Киржач Владимирской обл., трубы для рамы – Харьковскому велозаводу (ХВЗ).
Несмотря на новизну заказа и большое число смежников, мотоцикл был создан «с нуля» менее чем за год и уже в начале 1941 года два опытных образца, вместе с эталонным БМВ-Р-71 продемонстрировали руководству страны в Кремле. Известный московский гонщик Борис Зефиров несколько раз объехал Царь-колокол. Генералы после недолгого обсуждения дали «добро» новому армейскому мотоциклу М-72.

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Однако к началу Отечественной войны М-72 так и не успели запустить в серию. Только спустя два месяца Московскому и Харьковскому мотозаводам удалось начать выпуск М-72 в небольших количествах – изготовили 448 и 123 мотоцикла соответственно, чего было для Красной Армии явно недостаточно. До июля 1941 г. мотозаводы выпускали мотоциклы Л-8, ИЖ-9 и АМ-600.

Источник

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Мотоциклы Победы
Как у Красной Армии появились военные мотоциклы

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Из фильмов про войну мы все помним, что немецкие войска часто использовали мотоциклы.

Мотопехота вермахта совершала стремительные броски, а колонна мотоциклистов могла легко застать врасплох подразделения Красной Армии в тылу. Мотоциклы вермахта довольно легко преодолевали бездорожье, могли проходить эшелонированную оборону и просачиваться сквозь леса.

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

К тому же, немецкий мотоцикл с боковой коляской представлял собой довольно серьезную боевую единицу. Как правило, в коляске был пулеметчик с ручным пулеметом MG-34 и он мог вести огонь на ходу и в направлении наступления. Сбоку его поддерживали уже огнем из автоматов.

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

В Красной Армии мотоциклетную тему откровенно проспали. Долгие годы считалось, что нужно делать ставку на кавалерию. Поэтому мотоциклы до войны в войсках были, но в несоизмеримых с немцами количествах. Зачастую, на них ездили посыльные, адъютанты и редко когда офицеры. И только после молниеносной оккупации Германией Польши, в Красной Армии спохватились и принялись спешно формировать мотоциклетные подразделения, как самостоятельные боевые единицы.

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Но дело в том, что в предвоенном СССР существовала лишь одна модель мотоцикла мало-мальски подходящая под армейские задачи – этоТИЗ АМ-600 с коляской «Таганрог» и двигателем 16 л.с.

На начало войны каждый из 29 механизированных корпусов Красной Армии имел свой мотоциклетный полк, вооруженный даже минометами. Звучит грозно, но по факту они лишь начинали формироваться и состояли из техники Л-8, Иж-9 и АМ-600. А некомплект по технике достигал до 80%.

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Но что тогда могли противопоставить в СССР против германской мототехники?

Немногочисленную мотопехоту на ИЖах, ПМЗ, ТИЗ (в год в СССР тогда выпускали 5 тыс. мотоциклов и мотовелосипедов, тогда как в Германии делали по 200 тыс. мотоциклов уже в 1938 г). Производства тяжелых мотоциклов «Днепр» и «Урал» в СССР тогда еще не было. Та же ВМW за годы войны выпустила 16 510 мотоциклов только одной модели R 75, а Zundapp KS 750 — 18 635 шт.

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

На начало 1941 года аналогов немецкой мототехники в Красной Армии были считанные единицы и то, если считать таковыми слабые ТИЗ АМ-600. Само решение в СССР о производстве специального армейского мотоцикла было принято лишь в начале 1940 года.

Под руководством Н. П. Сердюкова, который с 1935 по 1940 год проходил стажировку на заводе BMW, на базе московского опытного завода «Искра» было создано специализированное конструкторское бюро по тяжёлому мотоциклостроению. В качестве образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW R71, который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в вермахте. Пять мотоциклов были анонимно закуплены в Швеции, разобраны до винтика и по ним изготовлены чертежи.

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Московские, харьковские, ирбитские и другие М-72

С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 должно было развернуться на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ), но до войны успели сделать лишь несколько опытных экземпляров. Кстати, название М-72 расшифровывается очень легко : буква «М» – это обозначение места производства – Москва, а цифра – номер следующего поколения, относительно немецкого R-71.

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Харьковский мотовелозавод выбрали для производства М-72 вовсе не случайно. Здесь было развитое производство рам, конвейер и близость к остальным поставщикам. Двигатели для харьковских М-72 делали в Киеве, Но ХВМЗ успел выпустить лишь 123 мотоцикла, когда немцы подошли к городу. Производство спешно эвакуировали в Горький на территорию завода «Красная Этна».

Третьим производителем военных М-72 должен был стать ленинградский завод «Красный Октябрь», но и он успел выпустить лишь несколько экземпляров армейских мотоциклов, как в срочном порядке оборудование пришлось эвакуировать в Горький. На территорию Тюменского мотозавода эвакуировали и оборудование из Таганрога, где выпускали АМ-600.

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Осенью 1941 года, когда немцы вплотную подошли к Москве, было принято решение об эвакуации и последнего действующего производства мотоциклов на Урал. В город Ирбит на территорию пивоваренного завода перевозили оборудование с ММЗ, КиМ, АТЭ-1, моторный цех ЗиСа. Основное КБ также переехало из Москвы в Ирбит. Новый завод расположили прямо на земле, а уже вокруг строили новые цеха. Но какой же трудовой подвиг совершили люди, если 25 февраля 1942 года мотоциклы М-72 начали производить уже в Ирбите. Подчеркнем, что старт производства был дан зимой, когда еще не успели достроить здания цехов!

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

И с тех пор военные М-72 начали поступать в Красную Армию. Сначала единицами, затем десятками, потом сотнями. В 1942 году предприятия смогли выпустить уже несколько тысяч мотоциклов. В 43-м выпуск М-72 не намного увеличился, и лишь 1944 стал рекордным – два мотозавода: в Горьком и Ирбите сделали 5380 мотоциклов (90 % годового плана).

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

К ним вскоре подключился и Тюменский мотозавод. Именно там разработали внедорожный М-72 с приводом на колесо коляски. Всего же за годы войны М-72 было выпущено около 17 тыс. штук. Конечно, их было несоизмеримо мало в сравнении с немецкими BMW на полях той войны, но именно с таких небольших трудовых подвигов и ковалась тогда Великая Победа.

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Ленд-лиз

Но стоит отметить, что большой вклад в победу внесла техника, поставляемая от союзников по ленд-лизу. Всего за годы войны СССР получил 29 690 (в другим данным 29 994) импортных мотоциклов для нужд армии. Еще почти 5 тыс. были отправлены в органы НКВД.
Военный департамент США предложил мотоциклы Indian модели 741-Б без коляски. Они были закуплены и стали поступать с конца 1942 года, и до конца войны их ввезли 6759 штук. Позже англичане выделили 727 мотоциклов «Велосетт», 200 «Матчлесс» и 679 БСА модели М-20.

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Все они шли в Союз без колясок. Но самым массовым импортным мотоциклом стал американский Harley-Davidson WLA-42, который стал поступать с 1943 года. Их было ввезено 21 572 шт. Модель с 750-кубовым V-образным мотором мощностью 25 л.с. оборудовалась высоким «ветровиком», кожаными боковыми сумками, площадками для ног. В армии он получил прозвище «Валуй».

Импортные мотоциклы собирали в Серпухове и Москве. Но к сожалению, для установки коляски подходил лишь Harley-Davidson и Indian – остальные были маломощными. Коляски к Харлеям цепляли от советских М-72 или АМ-600, а иногда просто крепили сварной каркас из труб и так и отправляли на фронт. Как признавали сами бойцы, американские мотоциклы значительно уступали по надежности и характеристикам немецким, да и М-72 был куда более практичным.

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Уже ближе к концу войны, мотопехотные подразделения начали формировать на трофейных мотоциклах BMW и Zundapp. Их также часто использовали в РККА при частях как вспомогательный транспорт.

Мотоцикл М-72

Мотоцикл М-72 был вполне современным и продуманным. К примеру, рычаги на руле были расположены концами не наружу, а во внутрь: при падениях уменьшался риск их повреждения. При езде с коляской было удобно переключать передачи не ногой, а расположенным справа от коробки коротким рычагом с шишечкой на конце. На мотоцикл устанавливались ящики для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемета (вертлюг). Пулемёт Дегтярёва крепился сошками к пластине вертлюга, что облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. Трубчатые кронштейны спереди и сзади коляски, в которые вставлялся вертлюг, позволяли вести огонь, как по ходу мотоцикла, так и назад.

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

М-72 комплектовался оппозитным двигателем воздушного охлаждения рабочим объемом 745,42 см³ и мощностью 22 л.с. при 4600 об\мин. Диаметр цилиндра 78 мм. Степень сжатия 5.5. Ход поршня 78 мм. Клиренс 135 мм. Масса — 380 кг.

Мотоцикл комплектовался 6-вольтовым электрооборудованием и генератором Г-11, 45 Вт. Запас топлива 22 л. Расход топлива 7 л/100 км. Максимальная скорость 85 км/ч. По тем временам – это был очень прогрессивный и современный мотоцикл, конструкция которого и компоновочная схема прожила на конвейерах разных заводов почти 80 лет! А в том же Ирбите до сих пор выпускают специальные реплики легендарного М-72 под брендом «Урал».

Горьковские и Киевские мотоциклы М-72

Как уже было написано выше, одновременно с Ирбитом, производство мотоциклов М-72 развернул завод «Красная Этна», впоследствии названный Горьковским мотоциклетным заводом (ГМЗ). Он также делал мотоциклы М-72 всю войну. Уже в 1949 году ГМЗ был реорганизован, а его производство решено было перенести в Киев на мощности, созданного в 1945 году, Киевского мотозавода. Тогда из Горького в Киев прибыло и около 100 специалистов и инженеров ГМЗ для организации выпуска тяжелого мотоцикла М-72. Подчеркнем, именно М-72, который уже 9 лет как выпускался в СССР.

Источник

Мотоциклы Победы. Как у Красной Армии появились военные мотоциклы

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Сегодня мой рассказ о мотоциклах-солдатах Великой Отечественной войны, об их создателях и о появлении новых мотозаводов.

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Из фильмов про войну мы все помним, что немецкие войска часто использовали мотоциклы. Мотопехота вермахта совершала стремительные броски, а колонна мотоциклистов могла легко застать врасплох подразделения Красной Армии в тылу. Притом, мотоциклы вермахта довольно легко преодолевали бездорожье, могли проходить эшелонированную оборону и просачиваться сквозь леса.

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

К тому же, немецкий мотоцикл с боковой коляской представлял собой довольно серьезную боевую единицу. Как правило, в коляске был пулеметчик с ручным пулеметом MG-34 и он мог вести огонь на ходу и в направлении наступления. Сбоку его поддерживали уже огнем из автоматов.

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Вермахт в Великую Отечественную войну использовал несколько видов тяжелых мотоциклов. Самыми распространенными были ВМW R12, BMW R71, BMW R75 и Zundapp КS750. Одиночные легкие мотоциклы, как правило, были марки DKW или BMW.

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

В Красной Армии мотоциклетную тему откровенно проспали. Долгие годы считалось, что нужно делать ставку на кавалерию, а не на мототехнику. Поэтому мотоциклы до войны в войсках были, но в несоизмеримых с немцами количествах. Зачастую, на них ездили посыльные, адъютанты и редко когда офицеры. И только после молниеносной оккупации Германией Польши, в Красной Армии спохватились и принялись спешно формировать мотоциклетные подразделения, как самостоятельные боевые единицы.

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Но дело в том, что в предвоенном СССР существовало лишь две модели мотоциклов мало-мальски подходящих под армейские задачи – это ТИЗ АМ-600 с коляской «Таганрог» и двигателем 16 л.с. и ПМЗ-А-750.

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

На начало войны каждый из 29 механизированных корпусов Красной Армии имел свой мотоциклетный полк, вооруженный даже минометами. Звучит грозно, но по факту они лишь начинали формироваться и состояли из техники Л-8, Иж-9 и АМ-600. А некомплект по технике достигал до 80%.

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Но что тогда могли противопоставить в СССР против германской мототехники? Немногочисленную мотопехоту на ИЖах, ПМЗ, ТИЗ (в год в СССР тогда выпускали всего 5 тыс. мотоциклов и мотовелосипедов, тогда как в Германии делали по 200 тыс. мотоциклов уже в 1938 г). Производства тяжелых мотоциклов «Днепр» и «Урал» в СССР тогда еще не было. Та же ВМW за годы войны выпустила 16 510 мотоциклов только одной модели R 75, а Zundapp KS 750 — 18 635 шт.

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

На начало1941 года аналогов немецкой мототехники в Красной Армии были считанные единицы и то, если считать таковыми слабые ТИЗ АМ-600. Само решение в СССР о производстве специального армейского мотоцикла было принято лишь в начале 1940 года. Под руководством Н. П. Сердюкова, который с 1935 по 1940 год проходил стажировку на заводе BMW, на базе московского опытного завода «Искра» было создано специализированное конструкторское бюро по тяжёлому мотоциклостроению. В качестве образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW R71, который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в вермахте. Пять мотоциклов были анонимно закуплены в Швеции, разобраны до винтика и по ним изготовлены чертежи.

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Московские, харьковские, ирбитские и др. М-72
С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 должно было развернуться на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ), но до войны успели сделать лишь несколько опытных экземпляров. Кстати, название М-72 расшифровывается очень легко : буква «М» – это обозначение места производства – Москва, а цифра – номер следующего поколения, относительно немецкого R-71.

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Харьковский регион выбрали для производства М-72 вовсе не случайно. Здесь было развитое производство рам на ХТЗ, конвейер и близость к остальным поставщикам. Двигатели для харьковских М-72 делали в Киеве, Но харьковский «Серп и молот» успел выпустить лишь 123 мотоцикла, когда немцы подошли к городу. Производство спешно эвакуировали в Горький на территорию завода «Красная Этна». Третьим производителем военных М-72 должен был стать ленинградский завод «Красный Октябрь», но и он успел выпустить лишь несколько экземпляров армейских мотоциклов, как в срочном порядке оборудование пришлось эвакуировать в Горький. На территорию Тюменского мотозавода эвакуировали и оборудование из Таганрога, где выпускали АМ-600.

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Осенью 1941 года, когда немцы вплотную подошли к Москве, было принято решение об эвакуации и последнего действующего производства мотоциклов на Урал. В город Ирбит на территорию пивоваренного завода перевозили оборудование с ММЗ, КиМ, АТЭ-1, моторный цех ЗиСа. Основное КБ также переехало из Москвы в Ирбит. Новый завод расположили прямо на земле, а уже вокруг строили новые цеха. Но какой же трудовой подвиг совершили люди, если 25 февраля 1942 года мотоциклы М-72 начали производить уже в Ирбите. Подчеркну, что старт производства был дан зимой, когда еще не успели достроить здания цехов!

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

И с тех пор военные М-72 начали поступать в Красную Армию. Сначала единицами, затем десятками, потом сотнями. В 1942 году предприятия смогли выпустить уже несколько тысяч мотоциклов. В 43-м выпуск М-72 не намного увеличился, и лишь 1944 стал рекордным – два мотозавода: в Горьком и Ирбите сделали 5380 мотоциклов (90 % годового плана).

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

К ним вскоре подключился и Тюменский мотозавод. Именно там разработали внедорожный М-72 с приводом на колесо коляски. Всего же за годы войны М-72 было выпущено около 17 тыс. штук. Конечно, их было несоизмеримо мало в сравнении с немецкими BMW на полях той войны, но именно с таких небольших трудовых подвигов и ковалась тогда Великая Победа.
Ленд-лиз

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Но стоит отметить, что весомый вклад в победу внесла техника, поставляемая от союзников по ленд-лизу. Всего за годы войны СССР получил 29 690 (в другим данным 29 994) импортных мотоциклов для нужд армии. Еще почти 5 тыс. были отправлены в органы НКВД.
Военный департамент США предложил мотоциклы Indian модели 741-Б без коляски. Они были закуплены и стали поступать с конца 1942 года, и до конца войны их ввезли 6759 штук. Позже англичане выделили 727 мотоциклов «Велосетт», 200 «Матчлесс» и 679 БСА модели М-20.

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Все они шли в Союз без колясок. Но самым массовым импортным мотоциклом стал американский Harley-Davidson WLA-42, который стал поступать с 1943 года. Их было ввезено 21 572 шт. Модель с 750-кубовым V-образным мотором мощностью 25 л.с. оборудовалась высоким «ветровиком», кожаными боковыми сумками, площадками для ног. В армии он получил прозвище «Валуй».
Импортные мотоциклы собирали в Серпухове и Москве. Но к сожалению, для установки коляски подходил лишь Harley-Davidson и Indian – остальные были маломощными.

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Коляски к Харлеям цепляли от советских М-72 или АМ-600, а иногда просто крепили сварной каркас из труб и так и отправляли на фронт. Как признавали сами бойцы, американские мотоциклы значительно уступали по надежности и характеристикам немецким, да и М-72 был куда более практичным.

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Уже ближе к концу войны, мотопехотные подразделения начали формировать на трофейных мотоциклах BMW и Zundapp. Их также часто использовали в РККА при частях как вспомогательный транспорт.

М-72
Мотоцикл М-72 был вполне современным и продуманным. К примеру, рычаги на руле были расположены концами не наружу, а во внутрь: при падениях уменьшался риск их повреждения. При езде с коляской было удобно переключать передачи не ногой, а расположенным справа от коробки коротким рычагом с шишечкой на конце. На мотоцикл устанавливались ящики для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемета (вертлюг). Пулемёт Дегтярёва крепился сошками к пластине вертлюга, что облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. Трубчатые кронштейны спереди и сзади коляски, в которые вставлялся вертлюг, позволяли вести огонь, как по ходу мотоцикла, так и назад.

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

М-72 комплектовался оппозитным двигателем воздушного охлаждения рабочим объемом 745,42 см³ и мощностью 22 л.с. при 4600 об\мин. Диаметр цилиндра 78 мм. Степень сжатия 5.5. Ход поршня 78 мм. Клиренс 135 мм. Масса — 380 кг.
Мотоцикл комплектовался 6-вольтовым электрооборудованием и генератором Г-11, 45 Вт. Запас топлива 22 л. Расход топлива 7 л/100 км. Максимальная скорость 85 км/ч. По тем временам – это был очень прогрессивный и современный мотоцикл, конструкция которого и компоновочная схема прожила на конвейерах разных заводов почти 80 лет! А в том же Ирбите до сих пор выпускают специальные реплики легендарного М-72 под брендом «Урал».

Горьковские и Киевские мотоциклы М-72

Как я уже писал выше, одновременно с Ирбитом, производство мотоциклов М-72 развернул завод «Красная Этна», впоследствии названный Горьковским мотоциклетным заводом (ГМЗ). Сюда в 1941-м был эвакуирован Харьковский мотоциклетный завод. ГМЗ также делал мотоциклы М-72 всю войну. Уже в 1949 году Горьковский мотозавод был реорганизован, а его производство решено было перенести в Киев на мощности, созданного в 1945 году, Киевского мотозавода. Тогда из Горького в Киев прибыло и около 100 специалистов и инженеров ГМЗ для организации выпуска тяжелого мотоцикла М-72. Подчеркнем, именно М-72, который уже 9 лет как выпускался в СССР.

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Так, что выпуск в Киеве мотоциклов с коляской был организован вовсе не пленными немцами из BMW, как пишут в некоторых источниках, и вовсе не на оборудовании BMW. Выпуск колясочных М-72 в Киеве стартовал в 1951 году ( спустя 10 лет от начала первых М-72) и продолжался до 1958 года, когда его сменила более прогрессивная модель К-750. Киевский М-72 имел тот же двигатель 750 см3, 22 л.с., как и остальные мотоциклы этой серии других заводов. Различий в конструкции (и даже в эмблемах!) у мотоциклов М-72 московского, ирбитского, ленинградского, харьковского или горьковского производства в начальные годы не было. До 1955 года мотоциклы М-72 поступали только в армию, и лишь через 10 лет после окончания войны разрешили их продажу населению. Поэтому большинство М-72 у коллекционеров именно из частных владений и моложе 1955 года, а не из армии.

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Но немецкие «корни» и оборудование в Киеве все же были. Правда, другой немецкой марки – Wanderer. В 1945 году, когда в Киеве на базе бывшего Бронетанкового ремонтного завода № 8 был организован мотоциклетный завод, изначально он был ориентирован на выпуск легкого мотоцикла Wanderer-1Sp на оборудовании, полученном по репарации из Германии. Именно эту модель под названием «Киевлянин» К1-Б, а также мотоколяску для инвалидов войны К1-В и выпускал КМЗ до 1952 года.

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Ну а если оценивать вклад М-72 в победу, то вопреки скептикам, которые наверняка скажут о малом их количестве в войсках, известно о нескольких ключевых операциях, где воины-мотоциклисты особо отличились. Первый раз эффективно мотопехоту Красной Армии применили еще при обороне Москвы в 1941 году и сорвали наступление немцев. Но М-72 — это не только военный, но еще и трудовой подвиг. Подвиг безымянных рабочих, инженеров и руководителей эвакуированных заводов, которые в невероятных условиях создавали мотоциклы для фронта. Они тоже ковали будущую Победу.

Всех с Днем Победы!

P.S. Если уважаемые читатели сочтут эту статью интересной — подписывайтесь на мой блог.
Другие обзоры мототехники на канале в Youtube

Комментарии 556

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Оппозитный Харлик, показанный на фото — производился для боевых действий в Африке. Стандартная, V-образная схема Харлика имела некоторые проблемы в воздушном охлаждении заднего цилиндра. Оппозитная схема решила этот вопрос для жаркого региона. Но в целом — не пошло…

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Статья, как обзорная, очень неплоха! Но фактологических косяков и нестыковок даже статистических все же — весьма изрядно.

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Спасибо, за хорошую и интересную статью.

Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Смотреть картинку Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Картинка про Мотоциклы времен второй мировой войны ссср. Фото Мотоциклы времен второй мировой войны ссср

Не оскорбляй, тем более имя. Я ж не называю тебя Х*яфыч))))
К слову о цивилизванном диалоге…
Да будет тебе известно, великий исторег, что георгиевская лента и гвардейская — разные вещи.
А то, что ими награждали военннослужащих РОА — даже не буду озвучивать.

Продолжаю дальше. Если, по твоему, я оскорбил совок, то какое ты к нему имеешь отношение? Я ж не сказал, что конкретно ТЫ, к примеру, хворый на всю голову? Вот потому и не переходи на личности.

Если ты смотришь Раша Тудэй или подобное, пойми, телек не показывает всю действительность.
Как говорится «не верь глазам своим». Ведь для того и существуют провокации, чтобы кого-то или что-то очернить. Скажу тебе честно — я не смотрю телек, зря потраченое время. Как говорил профессор Преображенский — «Не читайте советских газет.» Не буду говорить, что это за произведение великого русского писателя.
Знаешь про такое понятие «обьективная оценка»

Обрати внимание, что фразы про «голыми руками и т.д.» — это был сарказм на твой коммент про сказочные успехи. Ну прям уберменш
Ну включи логику епта. Чего такой обидчивый?
Про героизм. Какой главный инстинкт человека? Ответ — инстинкт самосохранения и продолжения рода. Потому чтобы толпа(подразделение) вышло в полный рост в атаку, или устроило наступление в разгар белого дня, выполнило глупую задачу ценой больших потерь — должнен быть фактор, который заставит это сделать.
Как раз страх быть убитым своими или расстреляным за невыполнение приказа, трибунал и т.п. и делал большой процент этого героизма( заметь, я не осуждаю и не говорю, что не было отчаяных и смелых людей — их было много)
И что значит «штампы»? Хочешь сказать, что не было всего того, что я перечислил.

Повторю еще раз, включи холодный мозг.

Ты так и не ответил на мой вопрос — если всего было до**я, то нахера было за бешеные бабки покупать это всё у амеров?

К слову о машинах. Сэкэмэ, ты думаешь что ты говоришь? Если бы я ездил на таврии, то имел бы право тебя упрекнуть… Где логика?
Я тебе это сказал, потому что у вас страшная мания хвалить отечественное(а есть ли что? ты явно не носишь джинсы фабрики Большевичка, лол), но ездить на иномарках, да и все пользовать импортное… вот к чему это было… не тупи
Ты ездишь на фольце( ну как ни крути, дело не в том, куда идут прибыли), а в том, что гадкие, по твоим словам, капиталисты построили у вас завод, наняли ваших людей, чтобы вам делать нормальные машины. Исходя из твоих мыслей, это уже должно было тебя оттолкнуть. Ладно, если бы ты сказал, что я езжу на крутых космических Жигулях, собранных нашими людьми для нас… Чуешь нотку гордости и патриотизма? Только что-то не вяжется, как говорится, есть «маленький нюанс»
И так во всем.
Да, у меня обычная корейская иномарка украинской сборки, но я честно признаю, что в моей стране слабовато с легковым отечественным автопромом. Просто я не страдаю ура-патриотизмом.

И конце концов, союз вроде был могуч, да завалили его как-то просто и все тут. А их главные «враги» спокойно живут и процветают, хотя у них самих хватает врагов…

Советский Союз решился на ленд-лиз, потому что в нём больше внимания уделялось бронетехнике и самолётам. Автомашины, локомотивы и мотоциклы конечно тоже производили, но им уделялось меньше внимания. Поэтому и решили их закупать за границей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *