Моя любимая машина тесла
Покупка и первые впечатления
Сделал заказ 13 октября, получил машину 7 декабря. Хотел перформанс. Несущественная разница по цене с Long Range и существенная по срокам ожидания придали уверенности в его пользу.
Опыт покупки сугубо положительный и предельно простой — как буд-то покупаешь iPhone. Весь paper work делаешь в приложении/на сайте. Скорость обработки документов практически мгновенная.
Первоначальная дата поставки 3-31 декабря корректировалась пару раз в сторону уменьшения сроков. За день до delivery дали VIN, связались по телефону и пригласили в сервис центр Теслы забрать машину.
Сервис оказался всего в 3 милях от моего дома — приятная неожиданность)
Delivery day. Приезжаешь в назначенное время, отдаешь ключи от trade-in машины. Они оочень бегло осматривают, фотографируют пробег и на этом всё.
Тебя ведут на парковку к твоей машине. Оставляют с ней наедине. В это время ты делаешь инспекцию — проверяешь наличие USB портов :), сверяешь зазоры, равномерность ЛКП, косяки по салону и так далее.
Из недостатков было выявлена недобросовестная предпродажная подготовка — в нескольких местах из щелей торчали остатки защитной пленки да пара пятен внутри багажника. Всё устранил самостоятельно)
17 сюрпризов за мой первый год использования Tesla Model 3
Подписывайтесь на каналы:
@AutomotiveRu — новости автоиндустрии, железо и психология вождения
@TeslaHackers — сообщество российских Tesla-хакеров, прокат и обучение дрифту на Tesla
У меня Tesla Model 3 уже около года и она способна проезжать 260 миль без дополнительной зарядки. Когда я её покупал, у меня были догадки, на что она способна, а на что нет. Но я столкнулся с неожиданными сюрпризами, несмотря на то, что хорошо изучил эту тему и имею большой стаж вождения.
Я знал, что машина будет быстрой, энергичной и тихой. Я знал, что Tesla будет регулярно улучшать софт. Я знал, что сеть зарядных станций позволит мне отправляться в дорожные путешествия, конечно, с некоторыми ограничениями. В путешествии я беспокоился о том, сколько сможет проехать автомобиль без подзарядки.
Вот мои открытия за год:
1. Общественные зарядные станции часто находятся в совершенно неподходящих местах и пользы от них мало. Оказывается, что единственные места, где медленная зарядка имеет смысл, — это дома, отели и офисы, те места, где вы надолго остаетесь. И хотя я предполагал, что буду заряжаться таким образом, но в реальности оказалось, что станций в таких местах практически нет. А еще зарядные станции берут в 2-3 раза больше денег, чем я бы заплатил дома, неудобные.
2. Я был приятно удивлен, что езда по городу намного приятнее в электромобиле, чем в машине на бензине, которую нужно заправлять раз в неделю или около того. Крюки до автозаправки тратят 10-15 минут времени каждую неделю. Моя машина заряжается во время сна и экономит время, если, конечно, парковаться прямо у розетки. И приятно осознавать, что вы не жжете бензин. (Об этом я знал.)
3. Я был уверен, что мне понадобится зарядка по крайней мере 2-го уровня, что-то способное полностью зарядить мой автомобиль за ночь. Из-за моей домашней панели питания это было нелегко сделать, поэтому я поставил Уровень 1. Неожиданно, он прекрасно справляется. В среднем автомобиль проезжает всего 40 миль в день, и для многих людей Уровня 1 более чем достаточно. То есть вы не заряжаете автомобиль полностью каждый день, но резервного запаса обычно хватает.
4. Я был поражен, что мой счет за электричество уменьшился, когда я перешел на электромобиль, а не наоборот. Это связано с тем, что в Калифорнии владельцы электромобилей получают доступ к специальному тарифному плану на электроэнергию, который намного дешевле ночью. А еще я стал накачивать бассейн ночью, а не днем, поэтому общий счет стал меньше. И, конечно же, мои траты на бензин сошли на ноль.
5. Можно волноваться за дальность поездок, но это необоснованно. Можно беспокоиться и по поводу Уровня 1. Я всегда клялся, что смогу использовать близлежащие суперчарджеры, если мне придется много ездить, но на самом деле за год я провел всего 10 минут на станции в миле от дома.
6. На автомобиле действительно можно отправляться в путешествия, но их надо лучше планировать. Все получится, если придерживаться основных маршрутов, иногда можно отклониться от маршрута – но планировать придется больше. Оказывается, охота за зарядкой может из обычной поездки сделать целое приключение, вы чувствуете себя пионером в какой-то степени, в хорошем смысле. Однако зачастую внезапные объезды не отображаются на картах.
7. Оказалось, что 30-40 минут для зарядки в длительных дорожных поездках это не так страшно. Сначала вы думаете: «Автомобиль, который заправляется 45 минут?» Да это безумие! На самом деле эти 45 минут могут показаться слишком короткими, когда вы планируете поесть или сходить в магазин. Если вы не в длительном путешествии, вы будете заряжать автомобиль только раз в день, а если остановитесь в отеле с зарядкой, то успеете за время обеда. Компромисс в том, что у вас довольно ограниченный выбор ресторанов. Они должны находиться в нескольких минутах ходьбы. К счастью, несмотря на то, что в основном зарядные станции находятся около фастфудов, будет хотя бы один не сетевой ресторан, куда вы сможете пойти. Если вы сможете заряжать авто в поездке во время обеда и в отелях во время сна, можно считать, что время на зарядку не тратится вовсе.
8. В то время как недостатки в длительных дорожных путешествиях требуют от вас компромиссов, оказывается, что вождение электромобиля — это весело и увлекательно, настолько, что, хотя может показаться, что будет правильным арендовать автомобиль на бензине для путешествий, многие водители электромобилей считают, что этот компромисс хуже, чем любые минусы зарядки. Да, я мог бы арендовать такую машину и заправить ее за 5 минут, но пришлось бы попрощаться с Tesla.
9. Я беспокоился, что автопилот будет больше нервировать, чем расслаблять, потому что за ним нужно наблюдать, и он все еще далек от совершенства. На самом деле, если относиться к нему правильно, он может сделать вождение и длительные поездки расслабляющими. Но я не особо уверен в том, как он будет работать, когда расширится до городских улиц.
10. Я ожидал обновлений софта, но я не ожидал, что появится увеличение дальности движения автомобиля, будет больше мощности и более быстрое время разгона от 0 до 60 миль в час. Это бесплатный апгрейд, какого автомобили никогда не видели. Конечно же, есть и тупые обновления, но есть и полезные.
11. Я ожидал, что стоимость автомобиля упадет из-за инноваций, но я не ожидал, что Tesla снизит цену моей модели на очень большую сумму всего за несколько месяцев после того, как она поступила в продажу. Через полгода-год, конечно, так и было бы, но не через пару месяцев. Я определенно ждал бы все эти месяцы, чтобы получить большую дальность и двухмоторный блок за ту же цену, которую я заплатил за мой задний привод и среднюю дальность.
12. Я не ожидал, что Tesla будет настолько плоха в некоторых более приземленных элементах работы автомобильной компании, таких как управление запасами запчастей для ремонта и удовлетворение клиентов. Это, кажется, не отпугивает самых ярых поклонников, но должно быть исправлено, чтобы Tesla оправдала свою высокую оценку и лидирующие продажи в категории.
13. Я недооценил возможность управлять отоплением и кондиционером в моменты, когда автомобиль выключен. Двигатель автомобиля на бензине должен работать, чтобы можно было это делать. А здесь есть возможность держать автомобиль в тепле ночью или подготовить его еще до того, как вы в него сядете.
14. Я пристрастился к открытию дверей без ключа и зажигания. Когда я сажусь в свою старую машину или даже в какую-нибудь новую, я противлюсь даже простому вытаскиванию брелока, чтобы дистанционно открыть ее. Даже кнопку «Пуск» нажимать не хочу.
15. Мне не нравится бояться взломов на улицах в центре города. Я никогда особо не беспокоился о предыдущих машинах, но теперь я плачу больше за гаражные сборы.
16. Да, есть много статей о том, как ухудшаются батареи, и я видел падение с 264 до 244 миль официально указанной дальности. Это имеет значение для длительных поездок. Предполагается, что он выровняется, но люди, которые покупают автомобиль с заданным диапазоном, должны понимать, что так будет только в течение года или около того. Вместо того, чтобы думать, что покупаете автомобиль с диапазоном 260 миль, вы должны подразумевать, что это автомобиль с диапазоном 240 миль, который в первый год будет иметь бонусный диапазон. (И нет, знаменитый режим «перекалибровки», включающий полный заряд/разряд, — это миф, и идея о том, что нужно просто переключить экран, чтобы показать проценты, почти так же глупа.)
17. Я не ожидал, что так быстро привыкну к одной педали, настолько, что даже быстро включу более экстремальную версию Tesla. На самом деле, когда я езжу на арендованных автомобилях, я должен сознательно напоминать себе, что автомобиль будет ехать, если я отпущу тормоз, и не затормозит быстро, если отпустить педаль газа.
Хотя трудно объяснить стремительный недавний рост акций Tesla, отчасти это происходит от того, что все больше людей осознают то, что перечислено выше, и понимают, что двигатель внутреннего сгорания — это вещь прошлого, которая, как и персонажи в «Шестом чувстве», не знает, что она мертва. Автопроизводители, наконец, просыпаются и понимают, что они, возможно, проснулись слишком поздно.
Об авторе: Брэд Тэмплтон — инженер-программист, евангелист робоавтомобилей с 2007 года, работал над Гуглокаром в его ранние годы. Основатель ClariNet, почетный председатель Electronic Frontier Foundation и директор Foresight Institute, основатель факультета в Singularity University.
Подписывайтесь на каналы:
@AutomotiveRu — новости автоиндустрии, железо и психология вождения
@TeslaHackers — сообщество российских Tesla-хакеров, прокат и обучение дрифту на Tesla
Мы большая компания-разработчик automotive компонентов. В компании трудится около 2500 сотрудников, в том числе 650 инженеров.
Мы, пожалуй, самый сильный в России центр компетенций по разработке автомобильной электроники. Сейчас активно растем и открыли много вакансий (порядка 30, в том числе в регионах), таких как инженер-программист, инженер-конструктор, ведущий инженер-разработчик (DSP-программист) и др.
У нас много интересных задач от автопроизводителей и концернов, двигающих индустрию. Если хотите расти, как специалист, и учиться у лучших, будем рады видеть вас в нашей команде. Также мы готовы делиться экспертизой, самым важным что происходит в automotive. Задавайте нам любые вопросы, ответим, пообсуждаем.
Минусы и недостатки Tesla Model 3
Ранее я уже писал статью о том, как я покупал Tesla и сколько стоит ее заряжать в России. В данной же статье я бы хотел затронуть тему недостатков данной машины.
У меня самая дорогая версия Tesla Model 3 Performance в красном цвете, доплата за которую была €2200 (сегодня стоит €2300).
Performance версия идет по-умолчанию с 20» дисками серебристого цвета и на мой взгляд – это самый красивый вариант из возможных.
Обновленная версия Tesla Model 3 Performance сегодня можно купить уже с черными дисками.
Базовая версия поставляется с дисками 18» диаметра темного цвета крайне сомнительного вида, выглядят диски на мой взгляд дешево и ухудшает дизайн всего автомобиля.
Tesla Model 3 выглядит нормально только под определенными углами. Если смотреть на автомобиль прямо, то машина смотрится крайне просто.
Дизайн абсолютно не узнаваемый и если убрать логотип, то человек скорее подумает, что перед ним японский или китайский автомобиль. Нет отличительной особенности, как у той же Porsche, BMW или Mercedes.
Я понимаю, что Tesla Model 3 самая доступная версия в линейке и в штатах ее называют Tesla для бедных, но если от этой машины зависит судьба компании, то дизайнерам имело смысл сделать её более красивой и выразительной.
До выхода машины у компании были финансовые сложности и как говорил сам Илон Маск, у компании оставалось 10 месяцев до окончания денег. Ему приходилось регулярно покупать акции Tesla на собственные деньги.
На мой взгляд было крайне рискованно выпускать машину именно в таком простом дизайне, когда на кону стоит будущее компании и в целом вся индустрия электрокаров.
Компании повезло, что автомобиль получился настолько крутым, что люди всё равно ее покупали, не смотря на абсолютно неузнаваемый дизайн.
Главная проблема Tesla в том, что все самые крутые функции доступны в американской версии машины, а у нас в Европе они «временно» недоступны.
Хотя автомобили идентичны, кроме отличий в размере зеркал и возможностью европейской версией заряжаться от трехфазной сети, в нашей версии недоступны многие функции на уровне ПО.
В Tesla Model 3 и Y нет внешней симкарты и поставляются автомобили только с поддержкой eSIM.
С одной стороны, компания берет на себя обязательства и при проблемах с навигацией из-за сети, которая может привести к дтп, будет виновата именно Tesla.
С другой стороны, в странах, где Tesla не договорилась с сотовыми операторами работать по eSIM, доступа к интернету без wi-fi у автомобиля не будет.
В таблице выше представлены страны, где доступна подписка. России там нет и приходится все время раздавать интернет с телефона.
Более того, последние 3 года был жутко раздаражающий баг. Как только включаешь drive режим, то wi-fi сразу отключается и чтобы его включить обратно, надо сделать несколько действий:
1. Нажать на иконку wi-fi;
2. Нажать на кнопку On;
3. Подождать несколько секунд, пока найдется сеть;
Понятное дело, что таким образом компания заставляет покупать платную подписку на интернет, но в странах где ее нет приходится страдать. Только месяц назад вышло обновление, при котором можно запомнить сеть и она не пропадает при начале езды.
Если бы у разработчиков был бы открытый доступ к настройкам eSIM, то получилось бы настроить сотовую связь и у наших операторов.
Есть сервисы, где выпаивают из платы чип eSIM и вместо него впаивают чип с кабелем для подключения отдельного модема. Выглядит это колхозно и конечно же сразу слетает гарантия автомобиля.
Поэтому в любом случае придется пользоваться внешним модемом со встроенным роутером. Только есть проблема – если автомобиль перешел в спящий режим, то его не разбудить с мобильного приложения, чтобы, например, включить климат, подогрев сидений и связать с Siri или с приложением Shortcuts.
Во многих странах не работает навигация, включая Россию. Как следствие, нельзя построить маршрут.
Получается, что у тебя есть большой горизонтальный экран, который по факту бесполезен. Приходится покупать отдельный китайский держатель и включать навигацию на смартфоне. Карта максимум может показать загруженность дорог и не более.
Когда строишь маршрут, Tesla учитывает расход батареи и сам показывает на каких зарядках нужно остановиться и на какое время. Автомобиль сам учитывает сколько нужно ехать в гору и сам считает правильно расход.
Также можно сохранять места в избранное и через голосовой помощник попросить построить маршрут до определенного адреса. Еще маршрут можно заранее проложить через приложение Tesla и затем вывести его на экран.
Лично для меня навигация крайне необходимая функция и без нее автомобиль ощущается неполноценным.
На данный момент у Tesla сейчас есть 2 автопилота: базовый и Full Self-Driving, который работает за счет машинного обучения и машинного зрения.
Недавно компания провела 3-х часовую презентацию, где объяснила как работает новый автопилот, как собственный чип обрабатывает информацию и как нейронная сеть сама тренируется на 3d визуализации города.
Данная версия сейчас находится в ограниченной бете и только некоторые водители с уровнем безопасной езды в 100% могут получить к нему доступ.
Водители могут получить информацию о своем рейтинге прямо в приложении. Кстати, Tesla недавно начала предлагать водителям страховку, которая основана на их данных о вождении.
Так называемый Полный автопилот показывает уже сейчас крутые результаты. Он умеет предугадывать движение автомобилей вокруг Tesla, даже если они попали из виду на время из-за снега.
Получить бету автопилота Full Self-Driving в России сейчас нельзя, да и в Европе смогли поучаствовать в тестировании только несколько машин с сентября 2021 года.
Базовая версия автопилота также не плохо себя ведет на дороге, может выруливать, если появилось препятствие, тормозить перед стоп линией или красным цветом светофора и тд.
Только есть главная проблема – из-за отсутствия навигации, автопилот не знает куда ехать. Он будет держать полосу до тех пор, пока она не пропадает или автопилот не поймет куда ехать дальше.
Также автопилот ориентируется по автомобилям в потоке и на перекрестке, где много разметок автомобиль может повернуть за машиной, когда тебе нужно ехать прямо.
Плюс в Европе более строгие требования к автопилоту и максимум за руль можно не держаться 30 секунд, когда в штатах это можно делать несколько минут.
Текущий автопилот в наших реалиях удобно использовать в пробке, где машина не требует каждые несколько секунд держаться за руль. Также удобно использовать на трассе.
Во всех остальных кейсах автопилот без навигации больше бесполезная игрушка, чем полезная функция.
С помощью приложения можно управлять автомобилем, не садясь в него: можно ехать вперед или назад. Это удобно, если нужно заехать/выехать из узкого гаража или припарковаться на луже.
Данная функция работает в России в старых версиях Tesla Model S и Tesla Model X с подключенной физической сим-картой.
В новых версиях Tesla Model 3 и Tesla Model X с esim данная функция не работает. Не совсем понятно в чем проблема, если автомобиль может получать данные из интернета через wi-fi.
Возможно, есть программное ограничение, которое связано с обязательным наличием сотовой связи в дополнение к GPS модулю.
С помощью функции Smart Summon Tesla может сама подъехать с парковки к водителю. Это удобно, если на улице идет ливень, а ты стоишь у входа супермаркета с несколькими пакетами продуктов.
Есть видео, где первая версия цепляла другие автомобили, но сейчас Tesla справляется с задачей, используя машинное зрение от автопилота FSD.
Эта же функция в будущем будет работать в обратном порядке и автомобиль должен сам искать место для парковки.
Опять же, данная функция не работает в России.
В автомобиле есть множество нативных приложений: караоке, Spotify, YouTube, Twitch, браузер, видеорегистратор и тд.
Также есть множество простых игр: Fallout Shelter, шахматы, The Battle of Polytopia и тд.
Тем не менее, в автомобиле крайне не хватает аналога App Store или Google Play, где любой разработчик мог бы выложить свое приложение.
В автомобиле есть камера, которая смотрит в салон, есть микрофоны. Напрашивается наличие приложения Zoom, Skype, Telegram.
Также, я бы хотел имел доступ к Google таблицам, заметкам в Notion, задачам в Трелло и Jira. Да, все это можно открыть через браузер, но он дико тормозит и быстрее использовать телефон и планшет.
Разработчики могли бы выложить миллионы своих игр, на продажах которых Tesla могла бы так же зарабатывать.
Думаю, что App Store точно появится в автомобиле от Apple и после этого Tesla добавит свою версию. Тем не менее, Илону Маску следовало бы добавить его уже сейчас, чтобы иметь конкурентное преимущество перед выходом автомобиля от Apple.
Странно осознавать, что автомобиль способен обрабатывать на лету гагабайты изображений и понимать ситуацию на дороге, но нет нормальных приложений и игр.
Аккумулятор Tesla состоит из батарейных модулей. Каждый батарейный модуль состоит из литий-ионных аккумуляторных батареек визуально, похожих на пальчиковые, только больше в размере.
Многие по этой причине выставляют автомобиль на продажу по низкой цене. Есть кейсы, когда люди покупают по дешевке Tesla и везут ее не в официальный сервис. Там вручную проверяют каждый элемент, которых около 7000 и заменяют проблемные на новые. Тем самым тратят на это всего несколько тысяч долларов.
Получается может быть такая ситуация, что через полгода после покупки автомобиля емкость по какой-то причине может упасть до 75% и Tesla скажет, что это нормально и не будет менять всю батарейку бесплатно. Для моей версии 75% – это 425 км. И либо придется ждать еще 7,5 лет, когда емкость упадет до 70% или менять элементы в обычном сервисе, где сразу слетит гарантия.
Тем не менее, есть исследование, где батарейка может обеспечить пробег в 3,5 млн км.
Норвежская ассоциация автомобилистов NAF провела испытания двадцати электромобилей в зимних условиях.
Тестовый маршрут включал в себя движение по городу, автомагистралям и проселочным дорогам со скоростью от 60 км/ч до 110 км/ч. Все машины прошли один подъем через горный перевал. Самые длинные ходовые автомобили прошли два горных перевала.
Как китайский автопром завоевывает мировой рынок электромобилей и вытесняет Tesla
Борьба за экологичных и бережливых
Электромобили, считающиеся более экологичным видом транспорта по сравнению с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания, сейчас набирают популярность в мире. Большинство стран взяли на себя обязательства достичь углеродной нейтральности к 2050-2060 году, а переход на электрокары — один из способов сократить выбросы. С 2016 по 2020-й количество электрических автомобилей на дорогах мира выросло более чем в 10 раз и дошло до 10,2 млн. В 2021 году этот показатель составлял уже 12 млн.
Такие успехи объясняются не только маркетинговыми талантами и харизмой основателя компании. Руководство Tesla верно просчитало стратегию действий во время пандемии и кризиса полупроводников, случившегося из-за закрытия фабрик на карантин в 2020 году. Компания работает с производителями чипов на Тайване, в Южной Корее и США по предоплате, чтобы обезопасить себя от недостатка необходимых материалов.
Во-вторых, компания постоянно повышает уровень технологической оснащенности своих автомобилей для комфорта водителей. Так, искусственный интеллект, который зашит в операционную систему Tesla, обучается на самой крупной базе данных среди автомобильных компаний, пишет издание CleanTechnica. Каждая из 1 млн машин, которые ездят по дорогам по всему миру, отправляет обратно в компанию видеозаписи со своих камер, чтобы на их основе нейросеть училась распознавать опасности.
В 2020 году продажи электромобилей в мире выросли на 43%, при этом 41% продаж EV за год пришелся на Китай — он всего на 1% отстал от Европы. Всего в Китае в 2020 году было продано 1,3 млн электромобилей. Хотя в 2020 году в Европе впервые с 2015 года было продано больше электромобилей, чем в Китае, Китай все еще остается самым крупным рынком среди стран.
По оценке UBS, к 2030 году три из пяти новых автомобилей на китайских дорогах будут электрокарами. По данным Bloomberg, в ноябре продажи электромобилей в Китае выросли на 18%, при этом общие продажи автомобилей за год упали на 13%.
Субсидии, бесплатные номера и зарядки в сельских районах
У китайского правительства большие планы на развитие электромобильной промышленности в КНР. На ежегодном заседании Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) в марте было заявлено, что в 14-м пятилетнем плане (2021-2025 годы) большое внимание будет уделяться развитию производственных мощностей и достижению независимости от иностранных технологий в восьми приоритетных областях, среди которых есть и электромобили.
По планам Министерства промышленности и информационных технологий КНР, к 2035 году 100% пассажирских автомобилей должно быть на гибридном двигателе, а 50% продаж машин должно приходиться на EV. Также правительство строит планы по увеличению продаж автомобилей на батарейках в стране: власти ожидают, что уже в 2022 году доля продаж электромобилей достигнет 20% от общего числа купленных машин. В 2021 году, по данным Nikkei, около 14% купленных машин — электрические.
Для стимулирования покупок электромобилей правительство использует субсидии, которые различаются в зависимости от емкости батареи и в среднем равняются примерно 14 400 юаням ($2260). Еще один метод, который используют китайские власти, чтобы простимулировать покупки EV — бесплатные автомобильные номера. В Китае очень сложно получить автомобильный номер из-за экологического загрязнения и огромных пробок на дорогах, однако, чтобы упростить процесс регистрации электромобиля, в Шанхае были введены зеленые номера для экологичных видов транспорта.
Процесс их получения значительно проще. В Пекине электрокарам разрешено ездить по городу без ограничений, в то время как машины с двигателями внутреннего сгорания могут выезжать только по определенным дням. Субсидии на покупку электромобилей превратили Китай в крупнейший рынок экологичных видов транспорта.
Китайские политики регулярно в своих выступлениях обещают расширить систему зарядок для электромобилей и увеличить их количество в сельских районах. Производители автомобилей, заинтересованные в том, чтобы электрокарами было комфортно пользоваться, расширяют сеть зарядных станций. Так, например, CEO китайского производителя электромобилей Nio заявил, что на данный момент в Китае существует 445 фирменных «заправочных» станций, на которых можно не ждать, пока машина зарядится, а просто поменять батарею. К концу года планируется достичь числа в 700 собственных станций по всему Китаю, а к 2025 году — 4000 по всему миру. Volkswagen Group планирует увеличить число зарядных станций в Китае до 13 000 к 2025 году. По данным отчета Electric Vehicle Charging Infrastructure Promotion Alliance, опубликованного в The People’s Daily, уже сейчас в Китае — самая большая в мире сеть заправок для электромобилей.
На электрический двигатель переводят и такси. Так, Didi Chuxing, крупнейшая фирма-перевозчик в Китае, сотрудничает с компанией BYD в проектировании электромобиля специально для перевозок пассажиров. Хэтчбек D1 оснащен системами распознавания лица и объектов вокруг, экстремального торможения, а также механизмом предупреждения о пешеходах поблизости, что увеличивает безопасность поездки. В начале декабря 2021 года D1 продемонстрировали в «Сколково» — впервые за пределами Китая.
Помимо активной помощи китайских властей, местным производителям на руку еще и то, что на китайском рынке довольно осторожно относятся к западным брендам электрокаров. Некоторые китайские потребители устраивают настоящие протесты против Tesla. Так, на Шанхайском автошоу 2021 года женщина по фамилии Чжан обвинила автопроизводителя в том, что его машины неисправны: тормоза выходят из строя, а батареи воспламеняются. Правительство Китая провело расследование по жалобам потребителей, а Tesla обещала исправиться.
Воспламеняющиеся детали и неисправность систем — не единственная претензия китайцев к Tesla. В марте 2021 года правительство КНР запретило автомобилям Tesla приближаться к военным объектам, ссылаясь на требования безопасности. На американских электромобилях установлено несколько камер, которые, по логике китайских военных, предположительно могли шпионить за вооруженными частями. Через несколько дней Илон Маск появился на одном из крупных форумов, где подчеркнул, что, если такие ситуации возникали, он проследит, чтобы они не повторялись.
Больше, дешевле и не хуже
Китаист, специалист по цифровым технологиям Леонид Ковачич в комментарии для Forbes подчеркивает: «Китайские машины по качеству уже давно не такие, как были в 2000-е, когда они только вышли на российский рынок. Тогда без слез на них было и не взглянуть. По машинам с двигателями внутреннего сгорания Китай отстал безвозвратно. А с электромобилями все можно начать с чистого листа, ведь там задействованы другие технологии. Ведущие китайские производители электрокаров продают автомобили по качеству не хуже Tesla. Нюанс в том, что драйвером технологических инноваций все равно является компания Илона Маска, а Китай часто адаптирует инновации под свои нужды».
Китай — самый крупный рынок для продаж электромобилей в том числе благодаря росту предложения со стороны автопроизводителей. EV становятся дешевле и качественней, поэтому все больше китайских компаний выходят в топ по продажам в стране. Помимо лидера Hongguang Mini EV, в топ-15 продаж за первые три квартала 2021 года — еще 12 китайских автомобилей. Правда, второе и третье места занимают детища компании Tesla — Model 3 и Model Y. Автопроизводитель продал около 200 000 автомобилей на китайском рынке за три квартала 2021 года. В прошлом году на Китай приходилось около одной пятой всей выручки компании.
Очередным конкурентом Tesla недавно назвали электромобиль Xpeng за очень похожий дизайн. В августе 2021 года автопроизводитель анонсировал постройку нового завода в городе Ухань (провинция Хубэй), на котором будет производиться около 100 000 машин. Завод будет обеспечивать выпуск продукции на 30 млрд юаней ($4,6 млрд) при полной загрузке. В июле компания произвела около 8000 электромобилей, поэтому постройка нового завода значительно расширит выпуск.
Крупный китайский производитель смартфонов Xiaomi тоже подался в производство электромобилей и зарегистрировал марку EV в конце августа 2021 года. Xiaomi планирует построить в Пекине фабрику, которая способна выпускать около 300 000 электромобилей в год к 2024 году.
Если одни китайские производители в первую очередь ориентируются на отечественный рынок, то другие планируют покорять весь мир. Как правило, они начинают штурмовать международные рынки с границ Скандинавии — там уже сейчас высокий спрос на электромобили. С точки зрения обкатки электромобилей в Европе один из самых выгодных рынков — Норвегия, там самая большая доля электромобилей на душу населения.
Уже упоминавшаяся выше BYD Tang начинала свой путь именно на норвежском рынке: в июне 2021 года на север была отправлена первая сотня автомобилей, а уже в сентябре в Норвегию поступила партия из 1000 электромобилей. В Норвегии также уже продают свои электрокары Xpeng и Nio. В ноябре Xpeng (вновь названный в заголовке CNBC «конкурентом Tesla») заявил о планах продолжить экспансию на европейский рынок — в следующем году он намерен начать продажи в Швеции, Дании и Нидерландах. Автопроизводитель Nio после Норвегии заявил, что намерен продавать свои электромобили еще в пяти европейских странах, и уже вышел на шведский рынок.
Агентство Fitch считает, что китайские производители электромобилей могут составить серьезную конкуренцию европейским. По оценке аналитика LMC Automotive Дэвида Ли, которого цитирует американский Forbes, количество китайских электромобилей в Европе за последние пять лет удвоилось, а помощь со стороны властей Китая обеспечивает им конкурентное преимущество. В результате западные производители сейчас вынуждены догонять китайских на рынке бюджетных автомобилей, доступных массовому потребителю.
Производители в Китае действительно сейчас строят достаточно качественные автомобили за относительно небольшую цену. Именно китайские электрокары на данный момент являются одними из самых доступных альтернатив машинам с двигателями внутреннего сгорания. Конечно,Tesla покупают не только из-за желания спасти природу, но и для демонстрации своего статуса, ведь машины Tesla ассоциируются с будущим, в чем немалую роль сыграл имидж самого Илона Маска. Компанию оценивают не просто как производителя электромобилей, но и как бренд, отвечающий за качество внутреннего и внешнего содержания машины.
В том, что касается маркетинга и мировой известности, ни один из китайских производителей с Tesla конкурировать пока, конечно, не может. Многие их них не известны за пределами КНР. Однако в массовом сегменте электрокаров они вполне могут стать лидерами, если западные конкуренты не начнут составлять им конкуренцию, снижая цены.