Можно ли доехать до магадана на авто
Можно ли доехать до магадана на авто
Москва, РИА Новости, Ануш Долуханян.
Для одних профессия дальнобойщика окутана романтикой, для других это тяжелый труд. Разборки с провинциальной мафией, бессонные ночи и выживание в сотнях километров от населенных пунктов — все это плата за возможность распоряжаться своим временем. Корреспондент РИА Новости поговорила с водителями, выполняющими сложнейшие рейсы, и узнала, сколько в их профессии поэзии, а сколько прозы.
РОМАН, маршрут Москва — Магадан — Москва
Дорога в одну сторону занимает три недели, столько же обратно. Среди дальнобойщиков считается, что это один из самых трудных и опасных маршрутов.
Я работаю дальнобойщиком уже 20 лет и езжу из Москвы в Магадан и обратно. На пути есть река Алдан, через которую нет моста. Зимой едешь прямо по льду, а летом перебираешься на пароме. Объездная дорога — это 2 500 километров грунта, скальных пород и больше ничего.
За один рейс в Магадан бывает, что десять покрышек уходит. Летом породы выворачиваются острыми краями и срезают намертво шину. Зимой в снегопад можно встать на двое-трое суток: стоишь, мобильной связи нет, цивилизации нет, помощи никакой нет. Тут еще и морозы до 60 градусов. Если машина заглохла, в течение 30 минут завел — поедешь. Если нет — будешь ждать, пока потеплеет.
В Челябинске, Магнитогорске, Мурманске полно бандитов. В Челябинске это в основном наркоманы и дети. Ребенок подбегает, ставит груши-перекидки (шланг или кабель, который не дает двигаться тягачу или прицепу. — Прим. ред.) и ждет, пока ты вылезешь из машины. Потом подходят подростки и говорят: «Надо платить». В Магнитогорске наркоманы подрезают, просят тысячу рублей и отпускают, а если нет, лобовое стекло и фары бьют.
Раньше я часто ездил в Мурманск, где орудовал рэкетир по кличке Огурец. Он занимался типичным «крышеванием»: приезжаешь — нужно купить его визитку за тысячу рублей, на которой написаны номера телефонов для экстренных случаев. Если у тебя украли аккумулятор или запаску, ограбили, звонишь бандитам, рассказываешь. Они приезжают, разбираются, привозят необходимые запчасти, а потом уже сами ловят воров.
В 2015 году меня ограбили по дороге из Финляндии в Питер. Прямо на ходу вскрыли машину. В кузове были почта и посылки из Aliexpress. До Выборга все было нормально, но когда я приехал на выгрузку, увидел, что у меня нет замка на воротах, таможенный трос перекушен. Получается, что пока я ехал, кто-то сзади пристроился и разгрузил часть мешков. Люди свои посылки так и не получили.
Ехал из Польши, нужно было проходить Москву, Сергей Семенович (Собянин. — Прим.ред.) сделал ее для грузовиков только ночью открытой, теперь мучаемся из-за этого. Тогда я заснул за рулем по пути от Белоруссии до Москвы 16 раз. Каждый раз, когда просыпался, ставил палочку на листочке. Один раз проснулся на встречной обочине, повезло, что машин не было.
После этого со сном я стараюсь не бороться, но если надо, то можно окошко приоткрыть, морду в окно высунуть. Музыка в дороге, конечно, помогает. Здесь все зависит от настроения: если хорошее, то и Кадышева не помешает.
Практически все дальнобойщики знают, в каких кафе можно есть, а в каких не стоит. Если едешь по трассе, кафешка большая, стоянка большая, а машин нет, можно смело ее проезжать — дрянь. Бывает, наоборот, маленькая избушка, но много машин на обочине стоит, это верный знак — вкусно, хорошо и недорого. Еще смело можно идти в кафе, у которых стоит полицейская машина, — их травить не будут.
Об «интернете» дальнобойщиков и помощи
У всех в машинах есть рации, в России общаются на 15-м канале. Это такой «интернет» у дальнобойщиков. Здесь ты можешь спросить, как и куда проехать. Например, приехал в Челябинск, там бандитов много, нужно аккуратно и быстро до места доехать. Покричал в рацию — отозвались ребята, встретили и провел
Люди чем дальше от Москвы, тем лучше. В регионах остались доброта и человечность, а в столице все «на понтах». В Москве если попросишь у кого-то воды, не дадут в жизни, а где-то в другом месте — без проблем. Например, недалеко от Кургана у меня отвалилась запаска от тягача из-за вибрации и наших «хороших» дорог. Она весит почти 70 килограммов, я ее докатил до машины, но поднять самому такую тяжесть в кузов нереально. Кричал в рацию, но никто не отзывался. Проезжал мимо какой-то мужик, остановился и просто помог.
ПАВЕЛ, Челябинск — Петербург — Свободный
Этот путь у героя занял месяц, и он до сих пор находится в дороге. Общая протяженность маршрута — 17 тысяч километров.
Работа дальнобойщика — это свобода: ты сам выбираешь, когда тебе встать, когда начать работать, почти сам себе начальник. У человека есть возможность много путешествовать, а за это еще и деньги платят. Получается почти программа «Орел и Решка», только не так красочно. В рейс можно уехать на полгода, а можно — на месяц-два. Я уже семь лет дальнобойщик, иногда появляется желание поменять работу, но пока не складывается.
Это дорога. Здесь может быть все: от проколотой шины до падения метеорита. Раньше машины сжигали или останавливали, деньги выпрашивали, но сейчас бандитов меньше стало. Из современных опасностей можно назвать скорее безбашенных дураков. В западной части России много автомобилистов, которые покупают себе седан с заниженной подвеской и думают, что они крутые гонщики. Не соблюдают никаких правил и под колеса попадают.
Кражи в основном происходят на неохраняемых стоянках. Однажды на выгрузке в Екатеринбурге мне порезали тент на прицепе, забрались внутрь, набрали пачки ксероксной бумаги и увезли. Еще, например, водители знают, что в Питере машину нельзя нигде и никогда без присмотра оставлять — угонщиков много. Бывает, угоняют даже вместе со сменным водителем внутри, который уснул в спальнике.
В последнее время состояние дорог улучшилось. Отремонтировали пятую федеральную трассу, сделали М7 от Уфы до Москвы. Хотя часто вижу и бессмысленные работы: один и тот же мост каждый год реконструируют, хотя он в хорошем состоянии. Это наводит на мысль, что так деньги отмываются.
Бывает вообще чисто российский бред. Три года назад ремонтировали трассу М5 и под асфальт засыпали полудрагоценные камни в качестве подушки, а местные приезжали, выковыривали их и продавали.
О кафе и путешествиях
Сейчас есть очень удобное приложение «Карголинк», там отмечают, где заправки, стоянки, кафе. Дальнобойщики пишут отзывы, и можно ориентироваться на них. Лучше всех кормят в кафе в южной части России. На всю страну, кстати, есть только два места, где шашлык нормально могут приготовить, — кафе «Урал» в Челябинске и деревня Умет в Мордовии.
Во время рейса иногда можно заехать куда-то отдохнуть. Например, по дороге в Сургут есть деревня Винокурово, там горячие источники. Можно оставить машину на стоянке и бесплатно искупаться. Зимой очень романтично: снег падает, а ты в горячей воде, когда выходишь — весь в йоде.
Есть ли дороги в России? Проехал до Магадана на машине и посмотрел
Когда я еду в очередное автопутешествие по России, меня постоянно спрашивают, а есть ли вообще туда дорога. Два года назад, доехав из Самары во Владивосток, я убедился, что дороги есть, причем проехать туда можно даже на Оке. В этом году я поднял планку и решил посмотреть дорогу до Магадана, а заодно и проверить, как изменилась та часть пути, по которой я уже ездил.
P.S. Для написания этого поста я проехал за 5 недель 20000 км в обе стороны один за рулем и на собственном автомобиле. И хотя объективно невозможно показать все участки трассы по паре-тройке фотографий, я постараюсь сделать небольшой обзор особенностей того или иного участка. Очень надеюсь, что вы оцените мои труды.
На самом деле я давно уже убедился, что дороги России (по крайней мере федеральные) с довольно хорошим покрытием, да, местами делают ремонт, но все же. А вот к чему привыкнуть невозможно, так это к тому, что они узкие, поэтому в дневное время, особенно в европейской части России ехать по ним просто невыносимо. Такое ощущение, что попал в одну большую пробку, где обгонять не имеет никакого смысла, ибо метров через 100 ты уткнешься в такую же пробку из тихо едущих дальнобоев. В будни ехать из Самары в Уфу просто невозможно, а вот в выходные, когда перевозчиков не так много, вполне сносно.
Трасса из Самары в Уфу расширяется только километров за 100 до Уфы. До этого момента придется либо терпеть, либо постоянно обгонять
Пожалуй, это самый красивый отрезок трассы М5. Я по нему проезжал много раз то по делам, то на соревнования и поэтому он для меня стал привычным. А вот сейчас, сидя дома и рассматривая фотографии, могу объективно его оценить.
Вообще, всегда старался проезжать перевал через Урал ночью, и почему, вы можете понять по этой фотографии. Трасса переполнена фурами, некоторые из которых с трудом забираются в подъемы, заставляя плестись за ними 30-40 км в час. Обгоны на узких участках с резкими закрытыми поворотами делать тоже очень опасно. Зимой так вообще можно потерять кучу времени из-за каких-нибудь фур, колеса которых проскальзывают по наледи.
А участки с ремонтом делают передвижение по ней невыносимым. Поэтому либо проскакивать тут ночью, тогда ничего не увидите, либо днем, но тратить кучу времени.
Челябинск-Курган Р-254 «Иртыш»
На этом участке сейчас попадалось огромное количество ремонтных работ, где можно в ожидании очереди простоять около часа. На обратном пути мне даже пришлось объезжать затор по проселочным дорогам идущих вдоль трассы поселков.
Курган-Омск Р-254 «Иртыш»
Из Кургана до Омска есть несколько вариантов проезда. Самый прямой идет по хорошей дороге, но… придется два раза пересекать границу с Казахстаном, что может сильно затратить ваше время, а еще необходимо будет купить местную страховку, иначе схлопотать штраф, поэтому я этот вариант сразу отметаю.
И недалеко от границы сворачиваю в сторону Ишима. Здесь вы встретите 100 км просто ужасной дороги. Из всего направления до Владивостока, по моему мнению, тут самый плохой участок.
Который заканчивается лишь после того, как вы пересекаете границу с Тюменской областью. Есть еще один вариант сначала из Кургана поехать в сторону Тюмени, а потом свернуть на Омск, там дорога отличная, но длиннее километров на 100.
Омск-Новосибирск Р-254 «Иртыш»
Одна из скучнейших дорог, потому что без каких либо подъемов и спусков, а еще практически идеально прямая. От такой монотонной по прямой с однообразными видами постоянно хочется спать, даже если вы до этого хорошо выспались. Ближе к Новосибирску делают новую параллельную и более широкую трассу.
А еще вы тут встретите кучу стационарных радаров, вбетонированных в землю. Установлены они, скажу я вам, в самых «удачных» местах, поэтому будьте осторожнее и не превышайте скорость.
Новосибирск-Кемерово Р-255 «Сибирь»
Сразу после Новосибирска виды меняются. Трасса становится более холмистой и интересной.
Каких-то претензий к ней нет, да и участок там небольшой.
Кемерово-Красноярск Р-255 «Сибирь»
Красивая холмистая трасса, с которой открываются очень красивые виды на таежные леса.
Местами встречается ремонт, но не очень много.
Расширяется трасса только ближе к самому Красноярску.
Красноярск-Иркутск Р-255 «Сибирь»
Начинается широким участком. На заднем плане, кстати, виднеется Енисей.
Повторюсь, виды через таежные леса с холмов просто шикарные.
Дорога в Красноярском крае отличная
В Канске вас ждет настоящий квест, не знаю, как бы я из этого города выехал, если бы не навигатор. Федеральная трасса идет через весь город, единственный мост через реку Кан, а потом еще через железную дорогу. Дорога тут плохая, а выезжаешь из города с огромной радостью. Не дай бог попасть сюда в час пик.
В Иркутской области мы попали в два места затопления, которое никак не объедешь — Нижнеудинск и Тулун, дорога тут одна. Про трагедию в Тулуне я писал отдельный пост, есть в БЖ. На тот момент единственную дорогу, связывающую запад и восток России, затопило, движение было приостановлено, но нам крупно повезло, что в день, когда мы туда доехали, вода спала, а завалы из домов на трассе расчистили.
В Иркутской области, кстати, много участков с ремонтом.
Иркутск-Улан-Удэ Р-258 «Байкал»
Дорога на Байкал начинается с горных серпантинов.
Но скоро вы их не увидите, сейчас делается прямая дорога, минующая эти серпантины, по схеме на дороге можно увидеть, какая дорога была и какая будет.
Около Слюдянки еще одним серпантином дорога выходит к Байкалу
Вдоль которого идет еще километров 200. Она очень напоминает своими серпантинами и видами на Байкал дорогу вдоль черноморского берега Краснодарского края. Но не смотря на близость к Байкалу, видеть вы его будете очень и очень редко из-за гряды деревьев. Тут даже остановиться негде, чтобы сделать красивую фотографию. Вот чем дорога в России отличается от европейских, где на самых красивых местах специально делают парковки и смотровые площадки.
В Бурятии начинается какая-то череда длинных участков с ремонтами.
К сожалению, в БЖ можно выкладывать не более 30 фотографий, поэтому пока все. Вторая часть с продолжением в моем БЖ
Колымская трасса на пузотёрке. Стоит ли?
Хотел бы написать несколько слов о Колымской трассе с точки зрения «шофёра пузотёрки» 🙂
Когда я готовился к поездке по трассе «Колыма», основное моё опасение было связано именно с возможностью пройти участок от Якутска до Магадана на самом обычном городском «седане». В интернете ничтожно мало отчётов таких же больных, ведь обычно все едут на чём-то более серьезном.
Фото дорожного просвета, для понимания
И начну прям сразу с общего впечатления – в 2020 году дорога очень даже неплохая. Да, она сильно отличается от привычных нам федеральных трасс, но видно, что за ней ухаживают. В интернете любят запугивать, мол, только на внедорожнике можно пройти путь до Магадана. Я теперь с уверенностью могу сказать, что доехать до Магадана сейчас можно на чем угодно. Требуется лишь аккуратность.
Колымская трасса была действительно сложной и одной из опаснейших в мире, но сейчас, когда убрали опасные прижимы, построили капитальные мосты, подровняли дороги, это уже не так экстремально. Я выделил несколько сложных участков: Тюнгюлю — Чурапча, в районе Заячьей петли и в районе Ольчанского перевала.
Между Тюнгюлю и Чурапчой около 90 километров. Сложно словами описать, насколько хреновая там дорога — очень напоминает русские/американские горки. Едется этот участок оооочень медленно и аккуратно, даже местные «таксисты» еле плетутся, потому что разогнаться толком негде. И это в сухую погоду. После сильных дождей, мне кажется, там вообще сложно проехать и совсем легко завязнуть в грязи. Нам к счастью, не довелось ехать через Чурапчу в сырую погоду.
Заячья петля — один из опасных участков на горном отрезке трассы. Вообще-то, почти на всем протяжении дорога идёт среди гор, но самый горный-горный — это между Теплым ключом и Усть-Нерой. Он же самый красивый, он же самый дикий. Только ради этого участка стоит проехать Колымскую трассу. В районе Заячьей петли дорога из крупных камней, часто очень узкая и с грузовиками нужно разъезжаться аккуратно. Ещё через дорогу течет несколько ручьев, образуя броды. В сухую погоду они проезжаются вообще без проблем и больше похожи на лужи.
Ольчанский перевал сам по себе довольно ссыкотным мне показался. Особенно когда едешь в Магадан — обрыв справа и тебе нужно к нему прижиматься, если идёт встречная. Один раз мне даже пришлось назад сдавать прямо на перевале — слишком узко было в этом месте для разъезда. Отбойника с краю, конечно же, никакого нет 🙂 А ещё в районе перевала на дороге был очень крупный скальник, но это, скорее всего, временное явление. Представляю, как очково проходить такие перевалы и прижимы зимой.
Если давно грейдер не ровнял дорогу — накатывают довольно глубокую колею из камней. Для пузотерки это вообще ад. От Хандыги до паромной переправы через Алдан мы ехали целую вечность и все 30 километров шкрябали днищем о камни. Опять же, это все временно.
Одна из главных проблем здесь — острый скальник, которым отсыпают дорогу. Все, с кем нам пришлось общаться, первым делом спрашивали — есть ли у нас запаски. Полноценных запасных колес у нас было три. Хоть и не пришлось их доставать, но без них делать на Колыме нечего. Колеса ремонтировали 4 раза своими силами. От нескольких человек слышал, что если медленно ехать (в районе 60км/в), то с колесами будет все в норме. Если ехать быстрее — будешь ремонтировать их. В общем-то, такой тактики мы и придерживались. Тише едешь, дальше будешь. Здесь это точно работает.
Могу посоветовать ехать на резине с жесткими бортами (RunFlat). Она колется и режется так же как и обычная, но зато можно дотянуть без давления до ближайшего кармана, а не ремонтировать колесо на дороге в пыли – это действительно очень опасно.
А еще пыль. Это реально жопа. Сколько бы я не читал в интернете про Колымскую пыль, пока сам не прочувствуешь на своей шкуре, не поймёшь что это. Встречный грузовик поднимает за собой такой шлейф мелкой пыли, что приходится просто принимать вправо, останавливаться и включать аварийку/дальний свет. Обычно при разъезде встречные замедляют ход, но не все так делают.
На протяжении 2000 километров дорога без асфальта. Он есть только в некоторых населенных пунктах (чтобы жители не задыхались от пыли), в самом начале и конце. Качество на разных участках совершенно разное — от идеально отсыпанной дороги мелким скальником, до огромных булыжников, торчащих из земли. От встречных машин во все стороны летят камни. Нам было жалко машину и почти при любом разъезде мы просто принимали максимально вправо и останавливались.
Вот даже сейчас пытаюсь откопать фотографии пострашнее, но их нет. Наверное, потому что самый красивый участок (в районе Кубы) выглядит самым ухоженным, примерно так:
Многие пишут, что Тенькинская трасса лучше федералки. Мы проехали обе дороги, и я с уверенностью могу сказать, что по качеству покрытия федералка лучше. Но вот ехать через Ягодное и Сусуман не очень интересно – виды за окном печальные.
На Теньке вот такая красота в нескольких метрах от дороги
Полный путь по Колымской трассе в одну сторону у нас занял 4 дня. В среднем это по 500 километров в день. Очень даже неплохо, мне кажется. И мы ещё часто останавливались фотографировать, где-нибудь лазили, отдыхали, готовили.
На трассе, в основном, одни грузовики. Процентов 80 из них — это бензовозы. Вдоль Колымы куча карьеров/приисков/вахтовых поселков, везде трудится куча техники и им нужно много топлива. Пока там работает эта техника, дорога точно будет жить, и за ней будут следить. Ведь железной дороги здесь нет и это единственный наземный путь между большой землёй и Магаданом.
Довольно непредсказуема дорога в дожди. А на Колыме они могут лить неделями, особенно в сезон дождей (август вроде бы). Под дорогой текут сотни ручьев, и после того как в горах прольет, все начнет скатываться вниз. Зачастую на трассе останавливают движение из-за разрушенных мостов. Часто подмывает дорогу. В общем, нужно быть готовым, что можно зависнуть на несполько дней, где-нибудь на полпути. При первой же возможности поезд откроют, соберут что-нибудь из говна и палок, но откроют как можно скорее.
Еще несколько слов про местные заправки. Уже сворачивая на трассу «Лена», сразу же пропадают привычные нам сетевые АЗС. В Якутии и Магаданской области свои бренды — это САХАНЕФТЕГАЗСБЫТ и МАГАДАННЕФТО. Есть ещё какие-то мелкие сети, но в основном заправки частные безымянные.
Здесь не парятся над внешним видом, не громоздят красивые неоновые вывески, не продают кофе и хот-доги. Если ты приехал на заправку, значит тебе нужно топливо, а не вот это все 🙂 в основном все колонки старые, советские. Нигде не работает отсекатель, поэтому до полного нужно заправляться аккуратно. Но на внешний вид как бы и наплевать, главное — заправиться.
А вот заправиться, как оказалось, можно не всегда. У нас почти сорвалась поездка на Колыму из-за того, что в порт Магадана не пришел танкер с топливом. Да-да, топливо в Магаданскую область завозят морем. А ещё, если проблемы с поставкой, могут отпускать не больше определенного количества в одни руки, например, не больше 10 литров. А ещё на АЗС может висеть объявление, вроде «бензина нет», но если спросить, то окажется, что он есть.
Цены на Колыме ОЧЕНЬ разнятся с теми, что на материке. Например, в Красноярском крае был самый дешёвый бензин, литр 95-го стоил 43.30руб. А на Колымской трассе литр 92-го стоит от 58 до 61руб. В Москве какой-нибудь супер-премиум 100-й дешевле.
Начиная от Теплого ключа и до самого Магадана (если ехать по Теньке, то до Усть-Омчуга) бензин только 92-й. Это почти 1400 километров. Дизель вообще по заоблачной цене и стоит больше 70 рублей за литр. Газовых заправок на Колыме не встречал, может просто не обращал внимания.
Без канистр с топливом ехать можно, но я бы не рискнул. С ними спокойнее. Заправки хоть и встречаются довольно часто, но опять же — перебои с поставками/отключили свет/любая другая причина. Да и некоторые выглядят так, что просто страшно на нее заезжать 🙂 мы старались заправляться в крупных населенных пунктах и известных местах (Теплый ключ, Куба, Усть-Нера, Ягодное, Усть-Омчуг). Между ними не такое уж и большое расстояние (около 300 километров), но никогда не знаешь, сможешь ли там заправиться или нет. Удивительно, но почти везде принимают карты. Даже на Кубе можно расплатиться по безналу, у них своя вышка сотовой связи на солнечных батареях есть. Но лучше, конечно же, иметь хороший запас налички.
Про качество топлива ничего плохого сказать не могу. Ну, бензин и бензин. Никаких перебоев в работе двигателя, ошибок, затупов. Даже показалось, что расход слишком мал для такого режима движения. В канистры наливали 98й для разбавления, но сливали их уже на обратном пути.
Самая жопа — это сломаться на Колыме. Такого я бы даже врагу не пожелал. Особенно очково, когда у тебя европейская тачка, а на дороге одни японцы и американцы, да КамАЗы с буханками. Честно, я даже не представляю, что делать, если встанешь на трассе. У нас, к счастью, без происшествий. Только косметические уроны по мелочи.
В общем, с каждым годом Колымская трасса хорошеет и такого экстрима, как описывали раньше, все меньше и меньше. В сухую погоду до берегов Охотского моря сейчас можно проехать на чём угодно. Если попасть в дожди, можно серьезно вляпаться, и хорошо, если это будет по пути в Магадан, а не домой 🙂
Мало какая дорога может подарить столько впечатлений и эмоций. Колымская дорога очень интересная, очень красивая, довольно опасная, но в целом не плохая. Главное, никуда не торопиться и ехать аккуратно. Я часто читал в отчетах, как путешественники целовали асфальт, когда выбирались с Колымы. Читал, что доезжая до Магадана, люди просто не хотели ехать обратно по Колыме. Так вот, у меня такого желания не возникло. Я не устал от этой дороги и проехался бы ещё 🙂
Исполняйте свои мечты, даже если они кажутся довольно безумными и недосягаемыми.