Можно ли ставить машину в гараж с ямой
Где лучше хранить автомобиль – в гараже или на улице? Мнения за и против
В советские времена вопрос показался бы глупым. Тяжело было купить автомобиль, но раздобыть гараж было еще сложнее: где его взять-то? Был и другой нюанс: большинство автовладельцев ездили только летом, а потому зимой машина бездействовала. Конечно, ее хотелось куда-то спрятать: как тут не мечтать о гараже хоть за тридевять земель? Сегодня на машинах ездят круглый год, а потому акценты несколько поменялись. Поэтому вопрос можно поставить так: что безопаснее для машины?
Как ни странно звучит, но гараж вовсе не является бесспорным вариантом. Зимой автомобиль подвергается не только яростному воздействию реагентов, которыми посыпают наши дороги – не менее страшна для него и влага, которая всегда накапливается на кузове. И если эта влага не испаряется, она разрушает лакокрасочное покрытие: металл ржавеет. А в теплом гараже этот процесс может происходить очень быстро, особенно при отсутствии вентиляции. И с этой точки зрения хранение машины на открытом воздухе предпочтительнее, чем в гараже. Ведь когда машина возвращается с морозной улицы в теплый гараж, то в силу резкого температурного перепада внутренние и наружные части кузова быстро покрываются росой. При этом конденсат оседает в сварных швах и микротрещинах. Возникает пресловутый парниковый эффект. Получается, что неотапливаемый гараж предпочтительнее отапливаемого. Знатоки полагают, что предельной температурой для хранения машины являются + 5 °С. Свою долю негатива добавляет металлический гараж, который постоянно испытывает резкие перепады температур, нагреваясь днем и охлаждаясь ночью. Ну а если в гараже неправильно обустроить смотровую яму, по весне могут случиться и вовсе неприятные казусы.
Получается, что стоянка на улице под навесом в чем-то предпочтительнее солидного гаража. Навес защищает машину от солнечного ультрафиолета, осадков (особенно страшен град, способный мгновенно изуродовать кузов до неузнаваемости), от птичьего помета и прочих неприятностей. При этом свободный доступ воздуха обеспечивает кузову хорошую вентиляцию, вследствие чего влага быстро испаряется. Нагретые механизмы и узлы быстро остынут до температуры, при которой коррозия замедляется.
Без навеса ситуация резко ухудшается. Помимо перечисленных неприятностей, будьте готовы к обледенению кузова, примерзшим дворникам и, конечно же, появившимся за время стоянки сугробам – где у нас лопата? Но вот накрывать машину брезентом все-таки опасно: опять-таки. Возникнет парник, мешающий испарению влаги. Да и куда всякий раз засовывать этот громоздкий мокрый брезент перед поездкой? В багажник? Отдельный фильм ужасов – парковка под деревьями. Вода с листьев, обломанные при ветре ветки, уже упомянутые выше птички… А уж если рухнет дерево – ну, не будем о грустном.
Получается довольно забавная картина. Лучше всего хранить машину на открытой стоянке с навесом. Далее следуют неотапливаемый гараж, а хуже всего, оказывается, наличие теплого гаража. Однако такого мнения зачастую придерживаются те, у кого такого гаража нет и не будет. Но можно посмотреть на ситуацию и с другой стороны. Теплый гараж гарантирует вам беспроблемный пуск мотора в любой мороз. В нем вы всегда сможете повозиться с машиной: как минимум, обработать резиновые уплотнения силиконом, спокойно проверить давление в шинах, навести порядок в багажнике и т.п. Вам не придется возиться с примерзшими дворниками, разгребать сугробы, греть мотор и мерзнуть в непрогретом салоне. А уж если в гараже есть нормальная вентиляция, то спорить вообще не о чем. В самые сильные морозы вы сможете перед парковкой машины заезжать на мойку, не опасаясь того, что утром что-то замерзнет или не откроется – влага испарится. То же относится к ситуации с зимними дождями: днем небо прохудилось, а к ночи ударил мороз. Автомобиль, хранящийся на улице, за ночь может превратиться в неприступный сейф, замерзший со всех сторон – в теплом гараже ничего такого не будет.
Еще один аргумент в пользу гаража – наличие в обществе противоправных элементов с низким уровнем социальной сознательности. Сотворить какую-то гадость с автомобилем, стоящим на улице, несколько проще, чем с его коллегой, спокойно дремлющим в запертом гараже. И никакие тиктокеры не открутят у вас колесные гайки. В общем, однозначен лишь один вариант: нет ничего хуже, чем автомобиль, брошенный на улице. Хотя и с этим могут не согласиться те, кто даже в ближайшую аптеку ленятся дойти пешком. Таким удобнее сразу сесть в машину, а не идти на какую-то стоянку. Что ж, у каждого – свой стиль жизни.
Ранее мы рассказывали про гаражную амнистию: как бесплатно оформить гараж и землю под ним в собственность.
Да пошло оно всё в гараж: как и где лучше хранить автомобиль
Помнится, раньше многие говорили: зачем тебе машина, ты ещё гараж не купил. Что ж, справедливо. Но если посмотреть на ситуацию сегодня, когда машина есть в большинстве семей, а в некоторых их даже две, то становится страшно от мысли, сколько же должно быть у нас гаражей, чтоб хватило каждому? Так может он и не нужен вовсе, гараж этот?
С чего всё начиналось
Э тот научный труд о гаражах начну с краткого экскурса в историю «гаражного движения».
Ещё лет сорок-тридцать назад автомобилей в СССР было мало, их просто не хватало. И даже при достаточно высокой стоимости для покупки какой-нибудь «копейки» или 412-го «Москвича» надо было отстоять в очереди. Чуть увереннее себя чувствовали жители южных республик, которые готовы были переплатить на Волгу ГАЗ-24 бешенные деньги, только б получить её быстрее. И переплачивали, находили способы. Правда, например, стоила в 1976 году эта Волга девять с половиной тысяч, а платить за неё спекулянтам приходилось и 20, даже 25 тысяч. Главное – чтобы она была чёрной.
На фото: ГАЗ-24 Волга ‘1968–85
В общем, купить машину было тяжело. И поэтому нет ничего удивительного, что сохранить своего железного коня хотели как можно лучше, при этом иногда полагая, что машина эта – «на всю жизнь». Вроде, как сейчас, по версии некоторых «мастеров», масло в АКПП — тоже «на весь срок службы». Разумеется, для выполнения этой практически невыполнимой миссии гараж был просто необходим. И дело не только в микроклимате и защите машины от воров и угонщиков, дело в том, что машину надо было хранить по особым рецептам, особенно зимой, когда машину эксплуатировать было до слёз жалко.
Например, непременно надо было поставить её на козлы. Причём не просто вывесить, но и чуть-чуть подпереть чурбачком задний мост и переднюю балку. Колёса, само собой, надо было снять. Аккумулятор, который тогда было купить сложнее, чем сейчас поллитровку живой воды, нужно было унести домой и раз в месяц подзаряжать.
Особо продвинутые шли дальше. Литолом или солидолом смазывали всё, что можно смазать. Хорошим тоном считалось снять и унести домой хромированные детальки: они не будут тускнеть и корродировать в местах стыка с кузовом.
И апофеоз действа – снять и утащить домой обшивки дверей, которые тоже могут впитывать влагу и гнить.
Прошу заметить, что я нисколько не смеюсь и уж тем более не осуждаю все эти меры прошлого. Было такое время, были такие правила, были такие условия. Но вот как тут обойтись без гаража? Просто никак.
И тогда началась она – эпоха гаражестроительства! Мы пробежимся по всем вехам этого замечательного времени, посмотрим, из чего строили гаражи и выберем лучший.
Что важно?
В любом гараже есть несколько параметров, которые должны беспокоить будущего его владельца. Первый – влажность, второй – температура, третий – способность противостоять ворам. Разберём по пунктам.
Основой враг любого автомобиля – это влажность. Содержание водяных паров значительно ускоряет коррозию. Откуда вода появляется в гараже, мы расскажем чуть ниже. Пока запоминаем: самый сухой гараж – самый лучший, особенно для янгтаймера. Влага «убивает» в первую очередь железо, затем страдает электрика: гниёт проводка, окисляются контакты. И оставлять автомобиль во влажном гараже надолго просто нельзя.
Есть, конечно, у воды и преимущества: во влажном гараже лучше сохраняются резинотехнические изделия, например, уплотнители дверей или покрышки. Но железо всё-таки дороже.
Температура косвенно влияет на влажность. С одной стороны, тёплый гараж обычно суше, но вот если ездить на машине каждый день, но в зимние морозы ставить её в тёплый гараж, влажность в нём будет подниматься. Во-первых, просто из-за того, что машина в тёплом гараже начнёт отогреваться, отчего появится конденсат, во-вторых, снег, который легко протащить с собой в тёплый гараж, растает и внесёт свою лепту. А с учётом, что зимой на машине и без того полно остатков дорожной химии, гнить в тёплом гараже зимой машина будет изумительно.
Ну, и последнее: сможет ли защитить гараж от проникновения угонщиков? Тут всё элементарно: тем крепче, тем лучше.
Автомобиль «в пальто»
Самый примитивный «гараж» — это чехол-накидка. Преимущества все на поверхности: дёшево, да и место не важно: где припарковался, там и гараж. Впрочем, и недостатки тоже так же очевидны: запчасти в таком гараже хранить не получится, от хулиганов он тоже не спасёт. Особенно нежелательно использовать чехол из плотной непродуваемой ткани: если нет вентиляции, машина будет страдать от конденсата.
В общем, выбор сомнительный. Но чертовски доступный.
Вода, вода, кругом вода…
Подозреваю, что деревянный гараж а-ля амбар был освоен в строительстве первым. Можно ли назвать такой гараж хорошим? Вряд ли.
Основная причина заключается в том, что в хорошем гараже должно быть как можно меньше гигроскопичных материалов. Дерево впитывает влагу легко, потом так же легко её отдаёт. И страдает не только ЛКП автомобиля, но и некоторые другие элементы. Например, тормозная система. Как известно, тормозная жидкость сама по себе тоже очень гигроскопичная, а вода в тормозных магистралях не только снижает эффективность торможения (особенно продолжительного), но и приносит вред металлическим трубкам. Ржаветь изнутри может даже бензобак, если держать в сыром гараже машину с полупустым баком.
Часто деревянные гаражи имеют земляной пол. То есть, не имеют его вовсе. И это тоже плохо по тем же причинам: в нём копится влага.
И последнее: дерево хорошо горит. Есть, конечно, современные огнеупорные пропитки, но помогают они не всегда. Поэтому с таким строением нужно быть осторожным.
Старый добрый «ижорец»
Металлургическое производство на Ижоре заложил ещё батюшка Пётр Алексеевич. Но про ижорские гаражи узнали намного позже, когда после Великой Отечественной Войны предприятие в Колпино стало работать во благо народного хозяйства. Последнему требовались гаражи для растущих автопарков, поэтому их и начали выпускать в большом количестве. Со временем производство этих лёгких металлических гаражей освоили многие заводы, но «ижорец» стал к тому времени уже именем нарицательным. Поэтому мы говорим «ижорец», а подразумеваем любой металлический гараж. Чем он хорош и чем плох?
И, конечно, он не защитит дорогой автомобиль от угона. Поднимать его краном как Юрий Деточкин в известном фильме, думаю, не станут, а вот разрезать его с помощью хорошего инструмента можно.
Камень на камень, кирпич на кирпич…
Кирпичный гараж – это лучшее решение жилищного вопроса для автомобиля. Но надо обратить внимание на два вопроса: пол и вентиляция.
Не самый удачный атрибут кирпичного гаража – бетонный пол. Не все знают, но бетон тоже впитывает и удерживает влагу. Если решать вопрос по минимальному ценнику, то можно, так же как и в предыдущем случае, настелить полы из досок. Если делать капитально, то очень неплохо застелить полы плиткой.
Со вторым вопросом придётся помучиться. Частенько вентиляцию устраивают просто: пару кирпичей с перфорацией кладут на передней и задней стенках боком и вуаля – естественная вентиляция готова. На самом деле толку от неё мало, есть схемы расчетов таких вентиляций, и если их не соблюдать, то гараж останется сырым.
Хороший эффект может обеспечить современная система принудительной вентиляции. Это дороже, но, что ещё печальнее, требует наличие электричества в гараже. А оно есть не всегда.
Конечно, такой гараж просто идеален. В нём можно создать отличные условия хранения, причём не только на ночь, но и для длительной стоянки автомобиля «выходного дня». А если строить такой гараж под себя, то можно сделать целую мастерскую, если, конечно, есть желание.
Что ещё важно в гараже?
Если вы озабочены поиском гаража для своего любимого автомобиля, то обращайте внимание на следующее.
Важно, чтобы гараж не стоял в низине и не был островом в постоянной луже. Даже если зажечь в нём тысячу костров, влага с улицы будет в нём всегда, хотя бы через вентиляцию. Должен быть организован водоотвод со стоками, а если покупаете или собираетесь арендовать гараж в кооперативе, узнайте, как обстоят дела с уборкой снега зимой. Во-первых, не всегда приятно с утра махать лопатой, а во-вторых, снег – это та же вода. Тем более следует избегать гаражей, которые построены так «удачно», что их в снегопад заметает.
Второй вопрос – наличие смотровой ямы. Оно, конечно, неплохо. Но яма – это ещё один потенциальный источник влаги. Поэтому внимательно проверяем её состояние: никаких конденсата и следов воды на стенках и на полу быть не должно. В принципе, если при строительстве сразу озаботились устройством качественной гидроизоляции, ничего плохого в яме нет, а если планируете обслуживать в гараже машину, то она просто необходима. Но будьте с ней осторожны и обязательно проверяйте её при покупке гаража.
Нет сомнений, что для длительного зимнего хранения машины «выходного дня» кирпичный отапливаемый гараж был бы очень хорош. Но подумайте предвартельно, будет ли у вас возможность отапливать его весь сезон. Удовольствие это не из дешёвых, особенно если площадь гаража велика. Если же топить от случая к случаю, то затея теряет всякий смысл: перепады температуры повлекут за собой образование конденсата и быструю коррозию. Лучше не топить вовсе.
А может…
Самое интересное, что в большом городе гараж в принципе – не лучшее решение. Зачастую это слишком дорого, и содержание новой машины в гараже в течение трёх-пяти лет не окупится. А если гараж плохой, то ещё и нанесёт вред. И поэтому проще и дешевле ставить машину на крытый паркинг с хорошей естественной вентиляцией и без существенных перепадов температур. То есть с выполнением ключевых условий хранения автомобиля. Конечно, остаётся открытым вопрос с возможным угоном или случайным повреждением машины соседями, но тут уже придётся искать компромисс.
Если же вы ищите место, куда поставить на зиму любимый Aston Martin V8 Zagato 1986 года, то примите мои соболезнования. И вообще, зачем тебе машина, ты ещё гараж не купил?
Как сдать гараж
И с какими арендаторами не стоит связываться
Я сдаю отцовский гараж в Воронеже с 2004 года.
За это время бывало, что он несколько недель пустовал, пока я искал арендатора. Но иногда новый автовладелец занимал помещение на следующий день после того, как съехал прежний. В итоге за все эти годы у меня сменилось почти два десятка арендаторов.
В этой статье расскажу, как подготовить гараж к сдаче, какие понадобятся документы и с какими нанимателями не стоит связываться.
О моем гараже
В 1998 году мои родители купили обычный кирпичный гараж площадью 6 × 3 м² с большим погребом для солений и картошки, а также со смотровой ямой. Помещение находилось в гаражном кооперативе в Ленинском районе Воронежа. Предполагалось, что там будет стоять машина. Плюс отец планировал использовать бокс по прямому назначению — как повод уйти от надоевших домочадцев.
В годы моего детства гаражи были не просто боксами для машин, а этакой территорией мужской свободы. Здесь смотрели футбол, играли в шахматы и домино, устраивали застолья, посвящали время хобби, проводили переговоры, совершали мелкие бытовые сделки.
Например, мой отец отстаивал в гараже солярку для своей машины. Тогда дизель на заправках был очень низкого качества, и владельцы автомобилей отстаивали и процеживали купленное топливо сами. Кроме этого, в гараже отец ремонтировал разную бытовую мелочь для себя.
Сейчас гаражная культура исчезает, но распродавать боксы никто не спешит: в отличие от жилья, новые гаражи уже не строят. В каждом из существующих кооперативов есть свой маленький рынок аренды. Многие владельцы предпочитают парковать машину во дворе, а гараж — сдавать.
Бывает, что помещение снимают не для того, чтобы ставить машину, а для организации маленького производства — сборки мебели или выращивания шампиньонов. В соседнем с моим боксом гараже, оборудованном кондиционером, живут двое приезжих мужчин, которые работают в городе охранниками.
В 2000 году родители купили квартиру в другом районе и переехали. Еще несколько лет папа по привычке иногда ставил в гараж машину и хранил там всякие вещи. Но в 2004 году он купил новый бокс, завалил его хламом, а старый решил сдавать.
Подготовить к сдаче
Гараж должен быть чистым, сухим и безопасным. Перед тем как давать объявление, бокс необходимо подготовить: убрать все лишнее, проверить замки, утеплить. Такую подготовку лучше проводить каждый раз после того, как съехал старый арендатор.
Проверить, как работают ворота и дверь. Легко ли их закрыть изнутри и снаружи. Хорошо ли работает врезной замок, можно ли сверху дополнительно установить навесной. Ворота рекомендую покрасить и утеплить изнутри. Мы все это сделали и сдавали гараж в отличном состоянии.
Зимой я крайне рекомендую утеплить калитку и ворота. Особенно если в гараже лежат соленья или продукты длительного хранения
Посмотреть, не течет ли крыша. Если у гаража есть козырек над воротами, надо проверить, защищает ли он от дождя. Бывает, что весной или осенью во время сильного дождя помещение начинает заливать. Тогда машина или вещи, которые хранятся в боксе, могут намокнуть.
Убрать мусор и вывезти свои вещи. В гараже постоянно скапливается ненужный хлам. Он не только портит вид, но и занимает место. Чистый бокс быстрее снимут. А если оставить внутри нужные вещи, то их может случайно или специально прихватить с собой очередной съемщик. Как-то раз арендатор увез наш старый шкаф, который уже разваливался. Не представляю, зачем он ему нужен.
Оборудовать гараж счетчиком электроэнергии. Во-первых, это нужно, чтобы вы могли контролировать, сколько электричества тратит арендатор. Соответственно, и оплачивать потребленную энергию он будет по счетчику. Гараж может снять предприниматель под производственный цех — неизвестно, какое оборудование он там установит.
Во-вторых, часто руководство кооператива настаивает, чтобы во всех гаражах стояли счетчики. Например, если в конце года у нас по всему кооперативу получается перерасход электроэнергии, платить за это должны владельцы гаражей без счетчиков.
Пару лет назад все члены нашего кооператива сбросились по 2000 Р и установили в гаражах счетчики, а заодно обновили электропроводку и пломбы.
Проверить покрытие смотровой ямы. Часто смотровую яму накрывают досками, когда не используют. Со временем они могут потрескаться или прогнить. Если машина наедет колесом на такое место, это чревато серьезными повреждениями. Кроме того, в яму может провалиться человек.
Я рекомендую проверять, цело ли покрытие, после того как съедет очередной арендатор. Как-то я не заметил, что доски на нашей яме прогнили, и туда чуть не провалился съемщик. Пришлось оперативно делать новый настил.
Счетчик в моем гараже. Его установил электрик, которого пригласило руководство кооператива. Под циферблатом можно заметить синюю пломбу
Сфотографировать гараж снаружи и внутри, перед тем как отдать ключи арендатору. Если он что-то сломает или неисправимо испачкает, получится сразу доказать, что это его вина.
Это особенно актуально для металлических гаражей: я слышал про случаи, когда собственники обнаруживали поврежденные стены и ворота. Еще такой бокс может начать ржаветь, а арендатор сделает вид, что не заметил начинающуюся коррозию. В кирпичном гараже очень сложно что-то испортить — за все время, что я сдаю свой, подобных проблем не было.
Как победить выгорание
Определиться с ценой
Когда я ищу нового арендатора, то смотрю, за сколько сдают боксы в нашем кооперативе. В нем больше 1000 гаражей, и многие из них арендуют. После этого выставляю максимальную цену. Мой гараж в хорошем состоянии и находится в удобном месте: там асфальтовая дорога, рядом остановка, есть сторожка с охраной. Кооператив расположен в центре престижного района с плотной жилой застройкой. Спрос есть всегда, и обычно получается сдать бокс максимум за пару недель.
стоила аренда гаража в нашем районе в декабре 2020 года
я заработал на аренде гаража в 2020 году
Разместить объявление
Обычно я размещаю объявления на «Авито». Это стоит 299 Р в месяц. Еще часто делаю десяток бумажных объявлений и расклеиваю их на территории своего кооператива.
По моему опыту, гаражи снимают простые люди, поэтому блистать юмором и изобретательностью не стоит. В идеале надо сообщить потенциальному арендатору следующее:
Даже если вы все подробно расписали, готовьтесь к потоку звонков от людей, которые будут спрашивать про стоимость, условия и месторасположение. Часто гаражи снимает не самая образованная и благополучная публика, и вам придется терпеливо общаться с разными категориями потенциальных арендаторов.
Р в месяц» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Есть и другой способ поиска, которым я иногда пользуюсь, — через руководство кооператива. Часто так арендатора можно найти еще быстрее.
В каждом гаражном кооперативе есть председатель или управляющий. Он собирает взносы с пайщиков, заключает договор с охранной компанией, энергетиками, коммунальщиками, следит за состоянием ворот, дорог.
В нашем гаражном кооперативе хороший, ответственный и активный председатель, который ведет учет сдающихся гаражей, знает контакты всех собственников и общается с желающими арендовать бокс. Кроме того, на въезде в кооператив обычно есть доска объявлений, где размещают информацию о таких гаражах.
Можно договориться, чтобы председатель предварительно пообщался с потенциальными арендаторами. Уже на этом этапе отсеиваются маргиналы, криминальные личности и хитросделанные производственники.
Именно через председателя в 2017 году я сдал гараж порядочному арендатору, который хранил в нем рыболовные и охотничьи товары для своего интернет-магазина.
Оформить документы
Арендатор может попросить владельца гаража доказать, что тот действительно собственник помещения. Это можно подтвердить несколькими документами, например выпиской из ЕГРН или свидетельством о праве собственности, а также выпиской из реестра участников гаражного кооператива. Такие бумаги понадобятся при заключении договора найма.
Бывает, что правоустанавливающих документов ни на гараж, ни на землю под ним нет. Такое может быть, если человек купил его у прежнего владельца за наличные, по рукописному договору купли-продажи, и не позаботился о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Сейчас Госдума рассматривает закон о гаражной амнистии. Если его примут, то такие люди смогут зарегистрировать право собственности на гаражи просто по заявлению. Возможно, это случится уже в 2021 году. Но пока единственный документ, который может предоставить владелец такого имущества, — это справка о членстве в кооперативе от председателя.
Я всегда заключаю письменный договор найма нежилого помещения с арендатором. Мой опыт показал, что это не просто формальность, чуть ниже расскажу почему.
Образец договора легко найти в интернете. В нем обязательно надо прописать несколько моментов:
Договор составляют в двух экземплярах. Вместе с ним надо подписать акт приема-передачи — тоже в двух экземплярах. Я на всякий случай прошу у арендатора копию паспорта, а ему даю копию свидетельства о праве собственности на гараж.
Настоятельно рекомендую оставить руководителю кооператива контакты арендатора. Например, на случай, если придет энергонадзор и понадобится срочно проверить показания счетчика.
Найти правильного арендатора
За полтора десятка лет, что я сдаю гараж, я повидал немало арендаторов. Кроме этого, я много общался со своими соседями по кооперативу, которые тоже сдают боксы. В итоге пришел к выводу, что съемщиков можно разделить на несколько типов.
Переезжающие — самые лучшие арендаторы. Это люди, которые продали жилье, а новое еще не купили или купили, но ремонтируют. Им нужно на время оставить вещи и мебель в сухом месте под крышей.
Платят исправно, электричество, яма и погреб для них неважны. Крепкие ворота и непротекающая крыша — вот и все требования.
В 2008 или в 2009 году у меня снимала помещение семья, которая продала большую трехкомнатную квартиру и начала на эти деньги строить дом в пригороде. Они свезли в гараж всю мебель, домашние вещи, сезонную одежду, кухонную утварь и часть сантехники для нового дома. Пока строили жилье, снимали квартиру неподалеку, а вещи хранили в гараже. Для них было строго критично, чтобы не протекала крыша и не было слишком влажно. Через год они съехали, оставив мне на память старую тумбу для обуви. Видимо, она просто не поместилась в кузов грузовика, который вывозил вещи.
Владельцы свежекупленных «ласточек» экономкласса. Такие водители с трепетом смахивают с новой машины пыль и листья. Они очень требовательны к состоянию бокса, интересуются, крепкие ли ворота и замки, где находится камера наблюдения, не планируют ли в ближайшее время подводить к гаражам воду.
С такими съемщиками нет никаких рисков. По моему опыту, платят исправно, но обычно съезжают через 6—8 месяцев. Такие арендаторы оставляли после себя коробки от запчастей и пластиковые хомуты, которыми крепили колпаки к стальным салонным дискам. В общем, хорошие ребята.
У нас снимал гараж владелец нового Фольксвагена Поло. Очень переживал, что машину могут угнать. Через полгода нашел гараж, «где ворота покрепче», и съехал.
Хозяйственные мужики — часто это переехавшие в город селяне. Такие люди со знанием дела исследуют объем погреба, проверяют, удобная ли смотровая яма, и отчаянно торгуются за каждые сто рублей арендной платы.
Можно быть уверенным, что гараж останется чистым, внутри появится рукомойник, матрас для сна, а погреб будет полон картошки, капусты и солений. На стенах они развесят рыболовную снасть, а в глубине гаража будет стоять лодка со снятым мотором.
С ними тоже нет никаких рисков, за единственным исключением: они стараются не платить за последний месяц. Такие люди обычно оставляли после себя несколько капустных листьев в погребе и пару пустых пивных бутылок. Один съезжающий арендатор, как я уже упоминал, прихватил с собой наш старый шкаф, другой — забытые кем-то стойки от копейки 1974 года выпуска.
В 2013 году у меня снимал гараж самый настоящий браконьер: стены были завалены снастями, сетями, в помещении лежало несколько моторов к лодкам, сами лодки часто менялись. По словам арендатора, он с друзьями мотался на Волгу и неделями жил там на островах, ведя промысел. Проблем с ним не было. Единственное, после его отъезда в гараже неделю стоял странный запах резины.
Мелкие предприниматели. Сохранность товара для них самое важное, поэтому они тщательно проверяют состояние крыши, ворот и замков. Если задняя стена гаража выходит на пустырь или глухой проулок, то снимать помещение не будут.
Эти люди тоже отчаянно торгуются за каждые сто рублей, но стараются заключить договор аренды, чтобы вписать туда ответственность собственника за сохранность товара.
Форменное нашествие таких съемщиков было в апреле 2020 года, когда объявили карантин и в округе закрылись все торговые центры. С владельцами гаражей в нашем кооперативе договаривались о временном хранении мебели, одежды, обуви, канцелярии, книг и других товаров. По всей видимости, предприниматели разрывали договоры аренды и искали место для временного хранения товара. Все поголовно предупреждали, что договор аренды будет светиться в налоговой. Так что будьте готовы заплатить налоги, если вдруг собирались сдавать гараж нелегально.
Владельцы интернет-магазина спецодежды снимали у меня гараж под склад в течение полутора лет. Платили вовремя и не оставили никаких следов, за исключением обрывков упаковки и пыли.
Мастеровые. Гаражи снимают производители кухонь, корпусной или мягкой мебели, водопроводчики, электрики, монтажники, автослесари, маляры, строители с бетономешалкой и козлами, токари, операторы станков с ЧПУ, сварщики и прочий рабочий люд.
Их тоже можно отнести к категории предпринимателей, но к самой нищей ее части, у которой нет денег на аренду полноценного ангара.
Они оставляют после себя помойку и руины Сталинграда, но самое страшное не это. Сдавая бокс таким людям, собственник предоставляет им бесконтрольный доступ к электроэнергии. По моему опыту, даже если гараж оборудован счетчиком, то в первый же вечер они пробуют подключиться в обход него или сорвать пломбу, чтобы смотать показания. По моим ощущениям, для них аренда гаража — это просто способ снизить затраты на электроэнергию почти до нуля.
Еще одна проблема — внимание со стороны налоговой инспекции. Как показывает практика, участковые с удовольствием делятся с налоговиками сведениями о цеховиках, улучшая свою статистику. Предприниматели могут съехать в одну ночь, а разбираться с последствиями и объясняться придется владельцу гаража.
У моих соседей по кооперативу уже несколько лет снимают бокс ребята, которые собирают кухни на заказ. От председателя слышал, что осенью ими заинтересовалась налоговая, поскольку мастерам начали привозить материалы и мебельную фурнитуру в промышленных масштабах — на фуре.
Другие соседи по гаражу как-то сдали на лето бокс ребятам, которые открыли веломастерскую. Арендаторы исправно платили, но оставили после себя большое количество грязи и никому не нужного железа. К гаражу потом еще долго приезжали люди и спрашивали, куда переехал велоремонт. Видимо, мастера все-таки были хорошие.
Криминальные элементы. Эти простодушные с виду ребята пытаются под любым трогательным предлогом снять гараж на месяц, чтобы «поставить сломанную машину, пока ждем запчасти». На самом деле гараж используют, чтобы разобрать угнанный автомобиль. Его обглоданный скелет бросят тут же, в боксе, оставив ворота распахнутыми. Другой вариант — отстой угнанной машины в течение нескольких недель, перед тем как перегнать ее в другой регион.
Вычислить таких арендаторов несложно: они путаются в подробностях при обсуждении условий предстоящей сделки. Мгновенно испаряются после предложения заключить договор и оставить копию паспорта. Еще один сигнал — они пытаются снять гараж на очень короткий срок и не оставляют страховой платеж.
Что делать, если арендатор не платит
В отличие от рынка аренды квартир, в случае с гаражами залог в размере месячной платы брать не принято. Поэтому всегда есть риск, что арендатор исчезнет и останется должен за предыдущий месяц. Чтобы такого не происходило, я советую брать плату сразу за квартал. Это отсеет не только любителей халявы, но и людей с нестабильными источниками дохода.
У меня возникали ситуации, когда арендаторы переставали выходить на связь в день оплаты следующего месяца. Обычно в таком случае я выжидал прописанные в нашем договоре семь дней. После отправлял арендатору по электронной почте письмо примерно такого содержания:
«Уважаемый Мартын Мартынович!
В связи с неисполнением ваших обязанностей по внесению платежа за следующий месяц аренды, по истечении семи календарных дней, в соответствии с пунктом договора, считаю наш договор расторгнутым с ХХ числа месяца ХХХХ года.
Приглашаю вас для вскрытия гаража в составе комиссии участкового и председателя гаражного кооператива.
Находящееся в гараже имущество удалено как невостребованное.
Настоящим письмом, в соответствии с договором, вы уведомлены о расторжении договора аренды с ХХ числа месяца ХХХХ года».
В моей практике было два таких случая. Оба раза человек сразу же объявлялся, гасил долги и вывозил свои вещи.
- Как проверить мультиметром питание в проводке автомобиля
- Посчитать трейд ин авто с пробегом