Можно ли ставить неоригинальные запчасти на машину
Что выбрать: Оригинальные кузовные элементы или аналоги?
Доброго времени суток!
К сожалению, иногда так случается, что даже опытный водитель попадает в серьезные ДТП и некоторые кузовные элементы не подлежат ремонту, ну либо стоимость их ремонта гораздо превышает стоимость самой детали предлагаемой на рынке.
И тут перед каждым владельцем встает болезненный вопрос выбора этой самой детали.
Как правило он состоит из ТРЁХ вариантов:
1) Новая, оригинальная запчасть. (зачастую она стоит каких-то неадекватных денег и как правило многие сразу отсеивают этот вариант).
2) Бывшая в употреблении оригинальная запчасть. (либо полностью целая, и остаётся её только покрасить, либо с небольшими повреждениями, что как правило лечится достаточно безболезненно)
3) Новая, аналог запчасть. (для потребителя этот вариант выглядит в большинстве случаев самым привлекательным!)) и недобросовестные продавцы изощряются как могут, называя их не китайскими, а польскими, румынскими, да какими угодно, и утверждают, что у них эти детали скупают тоннами и ни одного возврата, потому что это не китай, а вообще дар божий и Вам «ОООЧЕНЬ повезло» купить её за деньги б/у-шной.)
Мы своим клиентам всегда рекомендуем и подбираем бывшие в употреблении или новые, исключительно оригинальные запчасти! Так как не оригинальные запчасти НИКОГДА не встают по заводским зазорам и без болгарки, сварки, шпатлёвки и прочих радостей жизни не обойтись. А это никогда не будет соответствовать ни ожидаемому результату владельца, ни качеству и долговечности. Да и работа такая будет стоить не дешево и весь смысл экономии исчезает!
Так вот хотим Вам показать наглядный пример разницы между б/у оригинальной и «польской» новой дверью на Skoda Octavia 2015 г.в. Владелец приехал на ремонт уже с купленной дверью и что бы её вернуть очень просил установить и сфотографировать по требованию продавца, как доказательство, потому что дверь обратно принимать не хотели. Но всё обошлось, и в деньгах он к счастью не потерял! За такую же сумму мы подобрали ему оригинальную б/у дверь.
Советуем никогда не торопиться с выбором! Это сэкономит Ваше время и деньги!
Гарантийное рабство и неоригинальные запчасти
Гарантийное рабство и неоригинальные запчасти, мысли на данную тему
Приветствую всех. В очередной раз решил поделиться мыслями. Хотел написать статью про aftersales, но так получилось последние дни поучаствовал в дискуссиях на тему гарантии и решил остановиться на теме использования неоригинальных запчастей. Данной темы я касался ранее в статье про гарантию, но появилось чуть больше материала для изложения.
Поговорить хочу о европейской практике в отношении выбора запчастей, а затем по нашим реалиям, рассказать о своем видении.
На изыскания меня натолкнул кейс одного из драйвовчан, ранее давал ссылку на его тяжбу с Ниссан. Так вот, забегая вперед, скажу, что Ниссан проиграл и человеку поменяли весь мотор с навесным, но первое что сделал дилер это, увидев неоригинальный маслянный фильтр, попытался тут же указать по классике жанра на это как на причину поломки. На что человек не поленился запросить у компании Ашика из Италии некий документ, который был принят экспертом и судом и вопросы к неоригинальному фильтру были сняты.
Я не поленился связаться с человеком, уточнил где данный документ был взят. Вы его можете видеть сами на странице www.ashika.eu/page.jsp?key=certifications И тут же возникают вопросы что там внутри. Об этом стоит остановиться подробнее.
Европа и свобода от гарантийного рабства
В документе мы видим некие правила 461/2010. Так вот, первопроходцами тут были англичане, которые выделили «риск потери гарантии когда автомобили обслуживались в сервисах, не принадлежащих автопроизводителю или уполномоченному дилеру», т.е. пресловутое гарантийное рабство и благополучно от него отказались предоставив право и свободу владельцам самим выбирать место и зч. Дословно «гибкость и возможность экономии, а также лучшее соотношение качества и затрат». После прорыва барьера в Англии другие страны стали присоединяться и к 2010 году данное соглашение распространилось на ЕС с переходным периодом до 2013 года. Подробнее en.wikipedia.org/wiki/Block_Exemption_Regulation и сам документ eur-lex.europa.eu/legal-c…ri=CELEX:32010R0461&rid=1 рекомендую почитать пункты 16-18.
У нас как обычно свой путь 🙂 Не вдаваясь в дебри юридической казуистики, мы вроде как имеем аналогичный пункт в законодательстве, а конкретно ОЗПП п.16 ст.2
Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
Запрещается обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг).
Да, понятно, что все фразы в гарантийной книжке про только «сертифицированные конкретным производителем» никак не вяжутся с ОЗПП, так как сделаны с одной целью – как раз обусловить оказание услуг по гарантийному ремонту приобретением сервиса и зч у производителя и дилера. Но у нас нет отраслевого регулирования, и одно дело сказать как в ЕС четко и прозрачно и другое дело оставить каждого владельца персонально «бодаться» с дилером/производителем, когда не у всех есть ресурс, время, достаточная юридическая подготовка.
Да, у нас есть сертификаты соответствия на продукцию, но, по моему пониманию, они больше связаны с безопасностью эксплуатации ввозимой в Таможенный Союз продукции. Хотя подобная сертификация для запчастей машин могла бы стать отличным подспорьем для отмены гарантийного рабства. Если НАМИ проводит тесты продукции, почему продукцию их прошедшую официально не разрешить законодательно для использования в рамках техобслуживания.
В данной ситуации мое мнение таково что нельзя лишать права человека на выбор. Если, к примеру, человек хочет ставить лучшие фильтры на свое авто он выберет Mann, Mahle или что-то подобное. Почему он должен переплачивать за в лучшем случае то же самое в коробочке с логотипом автокомпании.
Например, у меня на гарантийной машине регламентом смена воздушного фильтра раз в 30 тыс., а в промежутках раз в 7.5 я, о ужас, сам ставлю качественные фильтры Mann, а намедни поставил Фильтрон, купленный, кстати, у официального дистрибьютера, чуть дороже чем можно сделать в Экзисте/Автодоке.
Поэтому, возвращаясь, к случаю с Ашикой меня сильно заинтересовала данная бумажка. В моем понимании нормы ЕС не легитимны у нас, но раз уж купил Фильтрон тут же связался со штаб-квартирой и утром девушка с приятным именем Иоланта выслала мне аналогичный Ашиковскому документ. Пусть будет для коллекции, подумалось. Если уж он убедил дилера Ниссан, то и других возможно убедит.
Но, конечно, хотелось бы отраслевого регулирования наподобие ЕС, а в идеале, перефразируя известное произведение: «…как угодно, что угодно, когда угодно, но чтобы это была такая бумажка, при наличии которой ни Швондер Официальный дилер, ни кто-либо другой не мог бы даже думать ограничивать автовладельца в правах по выбору обслуживания автомобиля…» 🙂
Update 1: все же добавлю немного юридической информации как бороться с гарантийным рабством:
Update 2:
поделились со мной информацией, что в Европе для защиты монополии на большинство товаров обязательно указывается и OES (Original Equipment Supplier). Т.е. помимо логотипа бренда автокомпании-продавца, обязательно указывается название оригинального производителя зч. Сделано в целях защиты от монополии производителей для информации потребителя.
Также как я понял компания Mann аналогичный сертификат не будет предоставлять. Здесь легко понять почему, Mann имеет огромный рынок поставок напрямую автопроизводителю и им не нужна конкуренция между своими же продуктами для гарантийных машин, а Filtron, входящий в тот же холдинг рассматривается именно как бренд для вторичного рынка. Что же, позиция понятна, бизнес есть бизнес.
Имеет ли право страховая ремонтировать авто б/у или неоригинальными запчастями?
Споров между страховыми компаниями и потерпевшими в ДТП автовладельцами в 2021 году превеликое множество. И чаще всего причиной таковых служит требование доплаты страховщиком при выдаче направления на ремонт автомобиля. Но в случае вашего несогласия на доплату вам могут указать, что тогда использоваться будут не новые детали или запчасти-аналоги заводских. Имеет ли право страховая компания по закону использовать при ремонте неоригинальные или б/у комплектующие? Давайте разбираться!
Закон 2021 года о ремонте по ОСАГО
Итак, сначала перечислим основные постулаты действующего законодательства о страховании и выясним важные тонкости направления на ремонт, потому как их необходимо знать, а неисполнение страховщиком своих обязанностей может повлечь дополнительные «бонусы» для потерпевшего.
Есть ещё целый ряд более незначительных требований к восстановительному ремонту по ОСАГО, но они менее распространены. Чаще всего нарушаются сроки и требование доплаты за ремонт.
Можно ли использовать б/у запчасти?
Нет. Это в 2021 году прямо запрещено законодательством. Конкретно пункт 15.1 статьи 12 ФЗ-40 запрещает использование запчастей и деталей и узлов с пробегом, бывших в употреблении, при ремонте автомобиля по страховке ОСАГО.
При проведении восстановительного ремонта в соответствии с пунктами 15.2 и 15.3 настоящей статьи не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), если в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении повреждённого транспортного средства требуется замена комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов). Иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего.
Важно обратить внимание на последнее предложение в цитате. Вы сами могли неосознанно согласиться на использование б/у запчастей при ремонте, и тогда страховая компания имеет полное право чинить машину ими, если вы невнимательно читали заявление о страховом возмещении, подписывая его.
Очень часто страховые включают (иногда мелким шрифтом) пункт о согласии на использование б/у деталей в заявлении ещё на этапе подачи документов, где прямо нужно отказаться от этого, поставив галочку в соответствующем поле. Иначе согласие дано.
То есть это поле выглядит, например, так:
Подписью в настоящем заявлении даю согласие на использование бывших в употреблении запасных частей при осуществлении ремонта транспортного средства (и ниже стоит галочка «отказываюсь от данного пункта»)
Будьте бдительны, иногда аналогичное поле может быть и в отношении согласия с доплатой на ремонт.
Ваша задача – отметить галочку о несогласии или иным образом указать это (зачеркнуть и подписать «на использование б/у запчастей согласие не даю»).
Таким образом, страховая компания и автосервис от неё не имеют право при ремонте пользоваться:
Имеет ли право страховщик ремонтировать неоригинальными деталями?
А вот на этот вопрос ответ уже, к сожалению, утвердительный для большинства случаев ремонта. Почему может? Да потому что прямого запрета в законе об ОСАГО по состоянию на 2021 год нет. Есть только требование вернуть машину к состоянию, в котором она была до ДТП (пп. «б» п.18 ст. 12 ФЗ-40).
Более того, единая методика расчёта имеет вполне себе заниженные цены на новые запчасти для автомобиля для большинства автомобилей. Вы можете самостоятельно проверить стоимость деталей на сайте РСА по коду запчасти (найти код можно поиском в интернете) и сравнить их с реальной стоимостью оригинальной и неоригинальной детали. Нередко ставка по единой методике расчёта будет ближе к аналогу, хотя бывают и исключения.
Таким образом, страховой организации в 2021 году целесообразно использовать при ремонте неоригинальные запчасти, так как иначе калькуляция возмещения будет существенно ниже реальной стоимости ремонта. И, главное, она имеет на это полное право.
Но есть исключение!
Выше мы указали, что неоригинал можно использовать при ремонте в большинстве случаев. Значит, есть и меньшинство? Есть! И относится это к автомобилям, возраст которых младше 2 лет.
Дело здесь в том же Федеральном законе Об ОСАГО, который регламентирует, что транспортные средства не старше 2 лет от роду должны направляться на ремонт только к официальным дилерам.
. восстановительный ремонт транспортного средства, с года выпуска которого прошло менее 2 лет, должен осуществляться станцией технического обслуживания, являющейся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированными на территории Российской Федерации и осуществляющими сервисное обслуживание таких транспортных средств от своего имени и за свой счёт в соответствии с договором, заключённым с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств определенных марок).
А официальные дилеры практически никогда не используют неоригинальные запчасти при ремонте автомобилей. Иначе в ряде случаев они нарушают договор с производителем автомобилей, марку которых они уполномочены официально ремонтировать.
Как заставить страховую ставить только оригинал?
Этот способ непростой по 2 причинам:
Суть данного способа заключается в том, что автомобиль по результату восстановления по ОСАГО должен быть приведён в исходное состояние (пункт закона выше). А, так как страховщик имеет полное право ремонтировать авто неоригинальными запчастями, то результат ремонта нужно оценивать уже после его осуществления. И лучше всего с экспертом.
Аналоги оригинальных деталей имеют ряд недостатков:
Ваша же задача – выявить и не принять автомобиль, отремонтированный ненадлежащим образом, о чём указать в выдаваемых документах автосервисом (акте или иных).
Будьте внимательны, если вы заберёте некачественно отремонтированный автомобиль, даже отметив в документах это, то претензии позднее по закону могут быть не приняты в силу пункта 17 статьи 12 ФЗ Об ОСАГО:
Обязательства страховщика по организации и оплате восстановительного ремонта транспортного средства потерпевшего, принятые им на основании абзаца второго пункта 15 или пунктов 15.1-15.3 настоящей статьи, считаются исполненными страховщиком надлежащим образом с момента получения потерпевшим отремонтированного транспортного средства.
Если страховая нарушает закон
В этом случае вы имеете полное право подать досудебное требование с изложением фактов нарушения и ссылками на нормы закона и далее при неисполнении «досудебки» подать исковое заявление в суд.
Очень часто уже на этапе претензии по некачественному ремонту, отказу от доплаты страховая принимает решение выплатить деньгами.
И помните, страховой невыгодно нарушать закон, если об этом узнает регулятор её деятельности – Центробанк России. Дело в том, что если ЦБ выявит нарушение страховой компании по меньшей мере 2 раза за 1 год, то может отнять у неё право производить возмещение по ОСАГО ремонтом и заставить только выплачивать деньги (пункт 17.1 ФЗ-40), а страховщику это в большинстве случаев очень невыгодно.
Поэтому ваша задача – дать страховой знать о том, что вы будете жаловаться по факту нарушения в контролирующую организацию. Сделать это можно на официальном сайте ЦБ РФ.
Что выбрать: оригинальные или неоригинальные запчасти?
🔎Оригинальные запчасти — это те автозапчасти, которые применяются автопроизводителем на сборочном конвейере, то есть те же самые, что изначально устанавливаются на новые автомобили (применимо ко всем без исключения маркам автомобилей, включая грузовики, автобусы, мотоциклы и прочую технику). Оригинальные запчасти, как правило, отличаются безупречным качеством во всех отношениях, новые оригинальные автозапчасти для иномарок поставляются в фирменной упаковке, где обязательно должен быть указан оригинальный каталожный номер детали, логотип автопроизводителя и страна изготовитель. Также необходимо помнить, что на оригинальных запчастях каталожный номер и лого автопроизводителя дублируются на упаковке и непосредственно на самой детали (имеются характерные особенности для каждого бренда). Вот так должна выглядеть оригинальная упаковка, на изображениях ниже представлены образцы фирменной продукции некоторых автопроизводителей (кликните по изображению для увеличения).
Сразу бы хотелось прояснить ситуацию по поводу страны изготовителя. Если, к примеру, на оригинальном масляном фильтре для автомобиля Volkswagen или Suzuki указано, что страна производитель Китай (Made in China), то это отнюдь не означает, что такая запчасть не оригинальная и вас пытаются обмануть. Не правда ли, что вполне логично было бы, если на автозапчастях для автомобиля марки Volkswagen в качестве производителя была указана Германия – «Made in Germany», а для Suzuki соответственно – Япония «Made in Japan», однако в условиях современных реалий это не всегда так.
Подавляющее большинство автомобильных концернов обладает огромными производственными мощностями, задача которых обеспечивать автомобилями и запчастями не только свой внутренний рынок (взять, к примеру, ту же Германию) но и удовлетворять потребности международного рынка. В связи с этим ведущие мировые автоконцерны (и не только) размещают свои сборочные конвейеры и заводы по производству запчастей по всему миру, преимущественно в странах с дешёвой рабочей силой — это в первую очередь Китай, а также Бразилия, Мексика и другие страны.
Все автопроизводители ценят свой имидж, и престиж бренда, поэтому очень тщательно следят за качеством автомобилей и запчастей, которые производятся в других странах, в частности в Китае. Поэтому, если вы купили оригинальную деталь для немецкого автомобиля (японского и т.д.), где написано «Made in China», то можете быть абсолютно уверены, что купили именно оригинальный фильтр, который абсолютно не отличается по качеству от того, что был установлен на ваш новый автомобиль в процессе сборки на конвейере.
🔎Неоригинальные запчасти (аналоги) — это продукция от независимых предприятий (концерн, компания, фирма), выпускающих автомобильные запасные части для различных марок и моделей автомобилей. Зачастую, каждый из таких производителей специализируется на изготовлении деталей той или иной группы, например компонентов тормозной системы (фирма ATE), сцепления (LuK и SACHS), свечи зажигания (NGK) и т.д.
Обратите внимание, что неоригинальные запчасти могут быть представлены на рынке автозапчастей фирмами не только под собственным брендом, но и под торговыми марками, так называемых фирм-упаковщиков. Яркий пример, немецкая компания Hans Pries (Topran) — в упаковках этой фирмы могут находиться запчасти, как высокого качества, от самых разных производителей: FAG, SKF, INA, Hella (хорошего качества), так и весьма посредственного качества (пр-во Китай). Кстати, под этим брендом можно приобрести даже оригинальные запчасти.
При выборе запчастей фирмы Hans Pries необходимо обращать внимание на каталожный номер (9 цифр). Вся хитрость в том, что последние три цифры обозначают страну происхождения той или иной запчасти. Например, ремень ГУР для автомобиля Volkswagen – один с каталожным номером 100 229 055, а другой 100 229 755 — в первом случае вы получите ремень ГУР хорошего качества (Contitech, Optibelt, возможно даже оригинал), а во втором случае ремень, сделанный в Китае (Topran). И так, на упаковках фирмы Hans Pries имеется девятизначный каталожный номер, где первые шесть цифр – это код запчасти, а последние три – это страна производитель, вот краткий перечень кодов таких стран производителей запчастей: 015/016/055 – Германия, 755/756 – Китай, 886/885 – Бразилия, 546/545 – Италия, 595 – Польша. Обязательно обращайте внимание на каталожный номер при покупке продукции Hans Pries, особенно под заказ в интернет-магазинах автозапчастей. Статья из сообщества сам себе автомеханик. Очень часто, вместо более дорогой по цене позиции с каталожным номером, имеющим окончание — 015, 016, 445, 435 и так далее, вам в конечном итоге будет предложена более дешёвая и менее качественная китайская деталь с окончанием – 755, так что, будьте бдительны.
В целом же, покупка неоригинальных запчастей имеет ряд преимуществ. Самым главным критерием, конечно же, является более низкая цена неоригинальных запчастей в сравнении с оригинальными, однако следует помнить, что стоимость действительно качественных аналогов, как правило, не может быть в несколько раз ниже. Если расхождения в стоимости составляют более чем 50%, то вряд ли за такие деньги вы получите «достойную» деталь, но всё же есть и исключения из правил. Как не парадоксально, бывает и совсем наоборот, что «неоригинальная» запчасть может быть дороже оригинальной.
При выборе между оригинальными и неоригинальными запчастями для иномарок следует уяснить один важный момент, который заключается в том, что мы платим не за качество той или иной детали, а за бренд автоконцерна или фирмы производителя. Соответственно покупая оригинальную запчасть мы обязательно доплатим и за бренд.
Чтобы объяснить более наглядно рассмотрим такую ситуацию: к примеру, вам необходим «оригинальный» ролик натяжителя ремня ГРМ (скажем для автомобиля VW), вы отправляетесь в магазин автозапчастей, сотрудники которого вам подберут необходимую деталь по VIN-коду (ВИН) или решаете самостоятельно подобрать данную запчасть по оригинальному каталогу и заказать её в интернет автомагазине. В конечном итоге вы получите оригинальную деталь (ролик ГРМ) в фирменной упаковке (в нашем случае с атрибутикой концерна Volkswagen AG или Volkswagen Audi Gruppe, а сокращённо – VAG, см. изображение).
Внутри оригинальной упаковки может находиться ролик (уже в зависимости от модели автомобиля) от того или иного «именитого» производителя – как правило лидера в своей области, чаще всего для автомобилей марки VW (и других немецких автоконцернов) – это SKF, INA или FAG, так как именно эти фирмы-производители являются официальными поставщиками на сборочные автоконвейеры VAG. И данная деталь считается оригинальной – т.е. та же самая, что была установлена при сборке вашего автомобиля на заводе.
Также вы можете подобрать (опять же самостоятельно или с помощью сотрудника магазина) и купить этот же самый ролик ГРМ (один в один), но не под маркой автопроизводителя, а под своим собственным брендом – т.е. SKF или INA (в зависимости, что конкретно устанавливалось на вашу модель) по более низкой цене. В таком случае вы получаете уже неоригинальную запчасть, а вот её стоимость будет существенно ниже. По факту вы получите ту же самую деталь, абсолютно такого же качества, которая была произведена на том же заводе.
В первом случае – вы покупаете деталь у автопроизводителя, тогда она считается оригинальной, и вы доплачиваете за бренд и гарантию качества со стороны своего автоконцерна. А во втором, получается, что вы приобретаете нужную вам запчасть напрямую у завода изготовителя (без посредников), отсюда более низкая цена. Отсюда следует, что о разнице в качестве здесь не может быть и речи, так как это абсолютно одинаковые детали, но вся разница в том, как они преподносятся конечному потребителю.
Но обязательно помните, что приведённое выше правило будет справедливо только для тех фирм производителей автозапчастей, которые поставляют свою продукцию на сборочные конвейеры автопроизводителей. Цена качественного «неоригинала» как правило, не сильно отличается по стоимости от оригинальных запчастей в меньшую сторону (а в некоторых случаях бывает и вовсе дороже), но всё же при правильном подходе и выборе нужной автозапчасти поможет сэкономить некоторую сумму.
➕В пользу выбора оригинальных запчастей можно привести следующее, какие есть плюсы:
◾ Полная совместимость деталей и гарантия высокого качества непосредственно от автопроизводителя;
◾ Широкий ассортимент обеспечивает 100% потребность в деталях (узлах), которые необходимы для ремонта и технического обслуживания автомобиля;
◾ Минимальный риск ошибочного подбора деталей;
◾ Оригинальные детали используются при обслуживании и ремонте автомобиля на гарантии.
➖Какие есть минусы, их немного, но они всё-таки имеются:
◾ Прежде всего, как уже говорилось выше – это довольно высокая стоимость.
◾ Как правило, большие сроки ожидания (до нескольких месяцев) заказанной запчасти (при отсутствии таковой в наличии на складе официального дилера или автомагазине).
➕За использование неоригинальных автозапчастей можно руководствоваться следующим:
◾ Главное – это, конечно же, низкая цена. Но всё же, не следует гнаться за «дешевизной», хороший «неоригинал» за частую не дешевле оригинала более чем на 35-40%;
◾ Экономится время, которое бы потребовалось на поиск и приобретение (имеется ввиду долгосрочное ожидание) нужных запчастей, так как на рынке имеется огромное количество поставщиков предлагающих те или иные неоригинальные запчасти (заменители).
➖Недостатки «Неоригинальных» запчастей:
◾ Встречается контрафактная продукция, заводской брак;
◾ Есть доля вероятности ошибочного подбора запчасти, так как информация в каталогах производителей неоригинальных автозапчастей не отличается 100-ной достоверностью, в отличие от оригинальных каталогов;
◾ Использование неоригинальных запчастей может послужить причиной отзыва гарантии на автомобиль (если таковая имеется).