Можно ли стирать брезент в стиральной машине
Как стирать изделия из брезента?
Брезент – уникальная износостойкая ткань, используемая для пошива спецодежды, рюкзаков, тентов, пологов, укрытий для техники. При соблюдении условий эксплуатации может сохранять качественные характеристики до 50 лет. Недостатков у такого материала мало, один из них — это повышенная грубость после намокания, мешающая провести обычную стирку. Однако есть несколько секретов, с помощью которых вещи из брезента вновь можно сделать чистыми.
Какой брезент стирать нельзя
Брезентовая ткань изготавливается по ГОСТу и отличается плотностью полотна, основой и использованием пропиток. В качестве основы берется полульняная парусина или джут и коттон в равных частях. Первый вариант более мягкий, поэтому и стирать его гораздо легче. Джутовый брезент грубый, жесткий и тяжелый, его чаще всего применяют для изготовления габаритных вещей, транспортерных лент, защитных экранов, палаток. Обычная стирка таких изделий практически невозможна, так как ткань после намокания грубеет, ее трудно прополоскать и просушить.
Производители не рекомендуют стирать и спецодежду, то есть защитные костюмы для сварщиков, пожарных, сотрудников МЧС. Их шьют из брезента, пропитанного составами, повышающими огнестойкость и влагостойкость полотна. Стирка постепенно приводит к тому, что пропитка разрушается и в итоге костюм основные свойства теряет и работать в нем становится опасно.
Как можно выстирать брезентовую вещь
Изделия из брезентовой ткани нужно стирать как можно реже. Пятна, загрязнения лучше убирать при помощи губки и мыльного раствора. Особенно это актуально, если нужно в порядок привести габаритную вещь – палатку, тент.
Периодически в стиральной машинке можно стирать брезентовые рукавицы, мелкие предметы, рюкзаки, сумки, штормовки и брюки без специальных пропиток. Во время стирки нужно соблюдать ряд правил:
Машинную стирку при несильных загрязнениях лучше заменить ручной. Замачивать брезентовые изделия не рекомендуются, так как они быстро грубеют, что затрудняет обращение с тканью. То есть нужно в таз налить прохладную воду, добавить жидкий порошок, поместить одежду и сразу простирать ее, уделяя особое внимание загрязненным местам.
Сушат брезентовые вещи на открытом воздухе, но там, куда прямые солнечные лучи не попадают. Сушка должна быть тщательной, так как даже небольшая влажность приведет к появлению плесени на брезенте. Хранят вещи в сложенном состоянии в сухих помещениях.
Что будет, если постирать брезентовый костюм сварщика?
Однажды к нам обратился клиент, который приобрел брезентовый костюм для сварки. Оказалось, что по прошествии времени, его костюм стал очень жестким и твердым, и носить его стало практически невозможно.
Мы решили провести практически детективное расследование и узнали, что костюм подвергался множественной стирке в стиральной машине с применением агрессивных моющих средств.
Мы искренне удивились, ведь стандартные брезентовые костюмы ни в коем случае нельзя подвергать воздействию влаги, и уж тем более стирке. И вот почему.
Во-первых, брезент состоит из скрученных натуральных волокон – льна или хлопка. При намокании волокна сжимаются и твердеют. Из-за этого сам брезент становится твердым, практически «дубовым».
В о-вторых, брезент для сварочных костюмов обрабатывают огнеупорной пропиткой, которая разрушается от воды и моющих средств.
Тем не менее, работать в грязном костюме неприятно и небезопасное. Поэтому, при появлении пятен рекомендуется застирать их точечно с мылом.
Мы, конечно, были удивлены и решили рассказать покупателю подробнее о свойствах различных тканей сварочных костюмов и особенностях ухода за ними.
Ткань парусина — описание, льняная, плотная, другие виды. Что представляет собой брезентовая парусина
Брезент: состав технической ткани
Достоинства и недостатки
Правильный уход за брезентовой тканью
Брезентовая ткань – это один из самых плотных и долговечных материалов в текстильной промышленности. Благодаря устойчивости к негативным воздействиям окружающей среды, полотно нашло свое применение в различных отраслях жизни. Поговорим подробнее, что это за материал – брезент, как выглядит ткань, из чего производится и где чаще используется.
Что за ткань
Говоря о парусиновой ткани, обычно представляют тяжелый и плотный текстиль, отличающийся высокой износостойкостью и стойкостью к проколам. Действительно, раз материал шел на пошив парусов, которые должны были эксплуатироваться в тяжелых, даже экстремальных условиях, то он должен был быть максимально прочным и надежным. Именно поэтому полотна ткались из толстых конопляных или льняных волокон (100% льна) и были очень тяжелыми по весу.
По плотности и износостойкости парусина похожа на брезент, однако отличается индивидуальными характеристиками. Но заглянем сначала в историю.
Небольшая историческая справка
Начнем с того, что парусина – это толстая ткань, известная с начала кораблестроения. Ее история насчитывает тысячелетия, но особенно востребованным этот текстиль стал в XV столетии, когда значение флота намного усилилось. Именно в то время совершались великие плавания, открывались новые морские пути и, что самое главное, строилось огромное количество кораблей, как военных, так и торговых.
Так продолжалось до конца XIX века, пока не появились пароходы. Надобность в парусине снизилась, однако материя использовалась для пошива разнообразной непромокаемой одежды – например, плащей, курток, военного снаряжения. Потом появились разнообразные синтетические и смесовые полотна, которые заменили натуральную парусиновую ткань. Но все же до сих пор она остается достаточно востребованной в швейной промышленности.
Описание
На ощупь парусиновые материи – плотные, грубые, толстые. Интересно, что известный всем брезент – та же парусина, только дополнительно обработанная водоотталкивающими, огнеупорными или противогнилостными веществами. Теперь, когда вы знаете, что такое парусиновая материя, пора перейти к ее составу.
Что такое брезент?
Полотно было изобретено в 18 столетии в Голландии. Сегодня производственный процесс и состав брезентовой ткани регламентируются ГОСТом 15530-93. Она изготавливается способом полотняного переплетения из волокон, плотно скрученных между собой. Ширина стандартного полотна обычно 90 см, разновидности, сделанные под заказ, могут иметь ширину до 150 см. Кромка ткани бывает ровная (подвергается дополнительной обработке) и с бахромой (лохматая).
Брезент: состав технической ткани
Сырьем выступают хлопковые нити, льняные волокна или джут. Стоимость во многом зависит от того, из чего делают брезентовую ткань. Используются 2 варианта:
Джутовый состав брезента. Хлопок и джут присутствуют в равном соотношении. Конечное полотно тяжелое, плотное.
Полульняной. Сырьем, из чего делают брезент, выступает лен и хлопок. Пропорции варьируются: 35% на 65% или 49% на 51%. Получается легкая, мягкая ткань, которая хорошо сгибается.
Материал из джута отличается бюджетной стоимостью, полульняной вариант стоит дороже.
Характеристики по ГОСТ
Государственный стандарт на материал существовал еще в Советском Союзе, так как значение его для общества, в частности, обороноспособности страны, было велико. Сегодня действует ГОСТ 15530-93, принятый на основании советских стандартов. В нем указаны плотности тканей, действовавшие при СССР, отмечены виды допущенных к применению пропиток. Типовой формат брезента – ширина в девяносто сантиметров, основная расцветка – хаки.
На основании ГОСТ установлены стандартные артикулы, которых производители материала придерживаются и указывают в характеристиках продукции. Таких артикулов несколько:
По ГОСТ производство всех видов брезента осуществляется из полульняных тканей. Маркировка ОП обозначает наличие огнеупорной пропитки и регламентирует огнестойкость полотна. Маркировка СКПВ говорит о водоупорности материала. В зависимости от типа тканей отмечаются и сферы их применения. Водоупорные предназначены для обустройства защитных, укрывных сооружений, а огнеупорные – для пошива специальной защитной одежды.
Как сшить парус
Кратко рассказать о порядке пошива не получится, но можно дать несколько практических советов:
Последовательность разметки для шитья парусов.
Процедура пошива паруса не простая. В ней много тонкостей, о которых знают только специалисты, потому доверить данную работу стоит все же мастеру.
Преимущества
Преимущества материала определяются сферой его применения. Назовем основные:
Видео
Где применяется брезент и парусина с пропиткой смотрите в этом видео:
Выводы
Как стирать брезент?
За тканью несложно ухаживать, но постирать изделие целиком непросто. Брезент при намокании становится чрезвычайно тяжелым, поэтому загрязнения лучше устранять мокрым полотенцем, а пятна стоит замывать обычным мылом при помощи щетки.
Рюкзаки, одежду, сумки из брезента все равно приходится периодически стирать – лучше делать это вручную. Также не рекомендуется добавлять агрессивные моющие средства, их воздействие может ухудшить свойства пропитки.
Подводим итог
Итак, что такое «брезент»? Это чрезвычайно прочная, износоустойчивая ткань, которая надежно защитит от ветра, огня и осадков. Для любых экстремальных условий брезентовая экипировка — идеальный вариант. Но используют этот материал не только туристы и военные.
Сейчас популярны шторы из брезента для деревянных беседок в загородных домах, тенты для летних площадок уличных кафе. Декор из этого материала идеально сочетается с интерьером с морской тематикой, в стиле прованс или эко. Если у Вас есть отрез брезентовой ткани, он в любом случае пригодится!
Стирка
Брезентовая ткань – добротная и неприхотливая. Благодаря своим грязеотталкивающим свойствам, она не требует тщательного ухода. Но после длительной эксплуатации все-таки необходима стирка брезента. С этим могут возникнуть определенные сложности. Плотный и жесткий материал впитывает жидкость, поэтому в процессе намокания становится тяжелым. Работать с ним неудобно. К тому же излишняя влага негативно сказывается на технических характеристиках, ухудшает свойства пропитки, а при частом воздействии разрушает ее.
Можно ли стирать брезент? Этот вопрос интересует многих покупателей. Массивные изделия (палатки, тенты) могут обойтись без стирки. Загрязнения с них лучше удалять с помощью влажной салфетки. Они легко оттираются, не требуя физических усилий. От пятен можно избавиться с помощью губки, смоченной в мыльном растворе.
Но без стирки спецодежды, рукавиц, сумок не обойтись. Есть несколько правил, как стирать брезент:
Желательно проводить процедуру вручную.
Подходит только прохладная вода.
Использовать следует мягкие моющие средства, они удаляют загрязнения бережно, не повреждая структуру полотна.
Рекомендуется отказаться от машинной стирки и агрессивных порошков. Это приведет к порче изделий.
Этот материал оценили не только военные, туристы, работники сельского хозяйства. Его на вооружение взяли дизайнеры и модельеры. Предлагаем ознакомиться с образцами ткани из нашего каталога. У нас представлены полотна высокого качества, выполненные в широкой цветовой гамме.
Брезент
Весомый аргумент разборки в Нижнем Тагиле
Автор: Алексей Шухартской.
Нижний Тагил — как много в этих словах. Город, который славится не столько своей весьма развитой горной металлургией и знаменитой тагильской росписью подносов, сколько людьми. Простыми, жесткими русскими людьми, что если пьют — то гранеными стаканами, работают — до победного конца, а если бьются, то только смертным боем. А рождаются сразу «замороженными», другим на Урале не выжить.
На дворе 12 августа 1993 года — лихое время. Все выживали как могли. Урал имеет заслуженную репутацию бандитского региона, а Нижний Тагил к тому же – центр российского танкостроения. К тому времени «тагильская песочница» поделена крупными игроками, каждый участник этого криминального бизнеса получил свой кусок и доит его в меру своих сил и возможностей. Всё чинно и мирно, разборки если и случаются, то крайне редко и не перерастают в кровавое гуро. В общем, люди в курсе, менты при деле. Был свой кодекс, принципы, по крайней мере, их подобие, которое более или менее соблюдалось.
Но в один прекрасный день все изменилось. В город пожаловали мирные ребята с Кавказа со своими игрушками и правилами. Со свойской южной удалью принялись они делить «песочницу», не спросив разрешения у уже действующих участников игры. К этому относится крышевание, торговля веществами и замутка своего бизнеса в виде тех или иных коммерческих точек.
Это не понравилось местным. Вскоре к южанам прибыли представители ОПГ для мирных переговоров. Они вежливо старались объяснить что дела так не делаются, тем более на чужой территории, но увы, были невежливо посланы. Мол, мы, чеченцы, держим под собою пол-Москвы и Питера, и на мнение какой-то тагильской братии ложим большой и толстый… болт. В общем, переговоры были сорваны, компромисс не найден, а потому главами была забита стрелка у ледового дворца.
Стоить отметить, что это был не первый конфликт в городе с представителями Северного Кавказа. Встречи дружелюбия уже случались, в том числе со взрывами, покушениями и стрельбой. Предстоящая «стрела» должна была стать переломной, в которой бы решилось, кто главный на этой лужайке.
Сходка намечалась знаменательная, эпичная, для чего тагильские братишки объединились, а чтобы аргументы были более аргументируемыми, было решено угнать… танк. Доподлинно неизвестно, спонтанное ли это было решение из разряда «потому что можем» или продуманный и четкий план на случай тотальной войны. Как бы то ни было, ребята перехватили танк, возвращавшийся на «Уралвагонзавод» с полигона, перегородив дорогу черными машинами. Т-72 (по другой версии событий, передававшейся из уст в уста, это был Т-80, а в иных источниках аж целый Т-90) передавали Министерству обороны, и потому он проходил гарантийные испытания. После недолгих уговоров сделали рокировочку, посадив своего пацана на место мехвода. А водителя танка на какое-то время отправили «отдохнуть» под охраной братков, танк же поехал на место встречи прямиком через город, радуя и удивляя местных жителей.
Город какое-то время ещё патрулировался внутренними войсками. Эпичные стрелки больше не назначались, а южане вроде как уехали восвояси. Танк вернули на место, тут же началось разбирательство, мол, как мы дожили до этого. Трех участников угона танка осудили за хулиганство и, собственно, угон, но вроде как не очень сильно. Заводским начальникам дали за инцидент по шее, тоже несильно, от тогдашнего губернатора Эдуарда Росселя, которого в свою очередь, поругал сам Ельцин.
Один из них был произведен прямиком с полигона. Годом ранее это уже проделывал местный авторитет по имени Вовка «Малыш». Он самолично сел за рычаги и покатил машину на место встречи. Тоже через город, веселя жителей и гаишников. Разборки тогда прошли мирно, танк вернули заводу, а последствия Вовчика не коснулись, авторитет все-таки, время такое.
В общем, мораль истории проста — на любой аргумент имейте аргумент потяжелее, повесомее. И будет вам счастье.
Автор: Алексей Шухартской.
А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших нам донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Побеги из СССР и других стран #4. Угон Ту-154 в Пакистан
Раз уж я начал тему террористов-неудачников, вот вам просто бриллиантовый случай. В прошлый топ он не вошёл потому, что формально задуманное угонщикам удалось. В смысле, самолёт-то они угнали… Но обо всём по порядку:
Следующие пять часов ушли на торг с местными властями. В обмен на броники, парашюты и рации, угонщики отпустили вертухаев и прочих женщин с детьми, а заодно взяли на борт ещё пару своих корешей (одному из которых и принадлежал этот хитрый план), после чего полетели в Ташкент с остановкой в Красноярске. В Ташкенте они отпустили 45 пассажиров, вместе с которыми с этого Титаника успели сойти шестеро зеков, не знавших о планах угонщиков и выбравших досидеть свои невеликие сроки под шелест родных берёзок. Остальные 11, прикрываясь оставшимися на борту заложниками, взлетели и направились в Пакистан.
Что? Какого хрена? Почему именно Пакистан? Логика была проста: у Пакистана уже давно были неважнецкие отношения с СССР, так что ребята были уверены, что обратно в советскую тюрьму их не выдадут (таки да) и примут с распростертыми объятиями (таки нет).
Пакистану, у которого на тот момент хватало и собственных проблем, десяток уркаганов и дальнейшие осложнения с Союзом нужны были, примерно, как зайцу – стоп-сигнал, поэтому к пересекшей границу воздушного пространства «тушке» подканали два F-16 с предложением заворачивать оглобли обратно. Зеки заявили, что терять им нечего и в совок они не вернутся, век воли не видать. В итоге ероплан долго кружился над Карачи, и лишь когда топляк почти закончился, а пилоты уже прикидывали, как бы половчее сесть на пузо в чистом поле, пакистанские власти поняли, что эти отморозки не улетят и дали полосу в аэропорту. В принципе, выбор у них был неважнецкий: разбившийся из-за бездействия властей иностранный борт выглядит в новостях ещё хуже, чем разрешение на посадку угнанного.
Итак, «тушка» благополучно села в Карачи, заложники отпущены живыми-здоровыми, самолёт дозаправили, и он благополучно вернулся с экипажем на родину, запрос о выдаче угонщиков отклонён. Успех? Чёрта с два, у наших урок приключение только началось.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Высокомерие и беспечность — история корвета «Ханит»
Автор: Артём Наливайко.
14 июля 2006 года. Вторая Ливанская война. Израильские корвет «Ханит» и ракетный катер «Ромах» находятся на патрулировании на удалении в 16 километров от побережья Ливана. «Ханит» принадлежит к классу «Саар-5» и является одним из самых современных на тот момент корветов в мире. Он несёт 64 ракеты ПВО «Барак-1», «Гарпуны», оснащён современными РЛС, БИУС и средствами РЭБ. На тот момент это самый тяжеловооруженный корабль в своём классе — по вооружению он соответствует как минимум современному фрегату и на голову превосходит даже эсминцы многих стран.
В 8 часов 30 минут утра по местному времени по израильским кораблям были выпущены две противокорабельные ракеты — предположительно C-802 китайско-иранского производства. Через минуту одна из них попала в «Ханит», а вторая перенацелилась и поразила сухогруз из Бангладеша. Благодаря невероятной удаче «Ханит» получил минимальные повреждения. Но самым большим шоком стало другое — свои многочисленные средства самообороны новейший израильский корабль просто … не задействовал!
Но как это случилось? Как же так вышло, что огромная цепь недомолвок, попыток скрыть информацию и откровенного раздолбайства чудом не привела ко второй в истории Израиля «ракетной» потере боевого корабля?
Об этом мы сегодня и поговорим.
Китайские ракеты и израильские новости
Уже в течение дня 14 июля в израильской прессе появляются первые сообщения о том, что Хизбалла атаковала израильский корабль, находившийся в территориальных водах Ливана. Пока неизвестен даже тип этого корабля и тем более его название. Первые сообщения ливанцев воспринимаются с откровенным сарказмом — «Ого, Хизбалла запустила ПТУР на 16 километров? Серьёзно?» Наличие в Ливане управляемого вооружения более дальнобойного, чем противотанковые комплексы, казалось чем-то фантастическим и малореальным. Да и разведка наверняка должна была давно узнать о них практически всё, а ВВС — уничтожить в самом начале войны, как большинство дальнобойных ливанских ракет «земля-земля». Появлялись многочисленные версии — например, что атака была произведена с плавсредства или даже при помощи БПЛА. Те же источники сообщали о 4 пропавших без вести моряках, но их судьбу также не комментировали.
Корвет «Ханит», тип «Саар-5»
Некоторые комментаторы грустно шутили, что если корабль, который удалось поразить ливанцам, носит название «Эйлат», то это как-то совсем грустно (в 1966 году египтяне при помощи советских ПКР П-15 «Термит» утопили израильский эсминец «Эйлат», что дало толчок к развитию систем РЭБ на флоте). Но нет — как выяснилось, под раздачу попал другой «Саар», «Ханит» («Копьё» на иврите).
Прошло меньше дня и стало очевидно, что ливанцы использовали не БПЛА, не ПТУР и не что-то подобное. Для военного сообщества эта новость прозвучала как гром среди ясного неба — против израильского флота применили иранские дозвуковые ПКР совместного с Китаем производства. Фактически, «Хизбалла» получила вполне современное средство борьбы с израильскими кораблями, блокирующими побережье Ливана. И немедленно возникло три очень больших и очень неприятных вопроса.
Второй вопрос — простой и понятный. В теории, БЧ китайской ПКР С-802 хватит для того, чтобы уничтожить корабль подобного класса или нанести ему тяжелейшие повреждения, но в реальности домой «Ханит» добрался своим ходом. Поначалу это вызвало множество вопросов — водоизмещение корвета около тысячи тонн — в теории, одного попадания вполне достаточно для того, чтобы отправить его на дно. Как он уцелел?
Ответ на третий вопрос был получен почти сразу и он шокировал — средства самообороны израильского корабля оказались просто… выключены. Точнее, переведены в «ручной» режим работы, при этом дежурная смена по стечению обстоятельств была проинформирована о пусках, но не смогла на них отреагировать. Фактически, корабль был беззащитен. Но как так вышло? Вернёмся немного назад.
Иголка в стоге сена
Первые ПКР в Иране появились ещё при шахе. По иронии судьбы, именно в Израиле Мохаммед Реза Пехлеви заказал разработку самых современных противокорабельных ракет. Разумеется, после исламской революции сотрудничество было свёрнуто, но израильские «Габриэли» были созданы в том числе на деньги иранцев. Долгое время средства поражения надводных целей не были для иранцев в приоритете — сказывалась война с Ираком. В начале 00-х годов Иран сумел купить в Китае относительно современные дозвуковые ПКР — С-802 и С-801. Вскоре сделку свернули под нажимом США, но часть ракет в Иран всё же попала, в том числе они засветились на учениях, прошедших осенью 2000 года в Ормузском проливе. Тогда же вместе с китайцами персам удалось модернизировать полученные ракеты.
«Нет никаких прямых доказательств того, что Хизбалла располагает противокорабельными ракетами», подумали там. 14 июля 2006 года такое доказательство на скорости порядка 0,8 Маха прилетело в «Ханит».
Пусковая установка ПКР Noor (иранская версия С-802)
Окей, но что же произошло на самом деле?
Изначально предполагалось, что наведение ракет могло быть осуществлено при помощи «кустарно» смонтированной на грузовик РЛС, впрочем, практически сразу стало понятно, что ко всему произошедшему приложила руку ливанская армия — иранские ракеты наводили специалисты из КСИР при помощи их береговых РЛС. Расплата наступила сразу, и практически все радары в Ливане были уничтожены израильскими ВВС и флотом. Погибли 13 ливанцев, из которых 8 были военнослужащими ВМФ Ливана.
К концу следующего дня израильская армия выпустила несколько брифингов, с примерно следующим содержанием:
— корабль был поражен ПКР С-802 китайского производства
— погибло четверо членов экипажа, причем ни один из них не был моряком (двое из разведки и двое из ВВС)
— автоматическое принятие решений системой ПВО и БИУС корабля было отключено для того, чтобы не мешать работе ВВС Израиля и ввиду большого количества самолётов в небе
— израильская разведка не предполагала наличие такого рода вооружения у противника
— иранские военные участвовали в запуске ракеты
Окей, с израильским кораблём всё понятно, можете сказать вы. Но ведь в начале этой статьи говорилось, что «Хизбалла» выпустила две ракеты по двум израильским кораблям. Так какова же судьба второй?
Согласно опубликованной израильскими и американскими СМИ информации, вторая ракета была нацелена на другой израильский корабль (предположительно ракетный катер «Ромах»), который сумел вовремя задействовать средства постановки пассивных помех. В итоге ракета была уведена в сторону, и перенацелилась на кампучийское (ранние сообщения говорили о египетской принадлежности) торговое судно и благополучно его уничтожила. По другой версии, ГСН ракеты изначально захватила более крупную цель и средства противодействия на «Ромахе» применить не успели.
По иронии судьба, эта история очень похожа на случай с британским эсминцем «Шеффилд», который был атакован и потоплен аргентинской авиацией во время сеанса спутниковой связи с Лондоном, когда британцы были вынуждены отключить РЛС и средства самообороны. Вот только израильтянам, в сравнении с британцами, повезло просто невероятно.
В теории, БЧ ПКР типа С-802 «Noor» может хватить для того, чтобы утопить корабль водоизмещением 1200 тонн. И тут надо сказать, что несмотря на то, что израильский капитан был сказочным раздолбаем, удача у него была просто на 10 из 10. Ракета попала даже не в корпус корабля, она попала в кран (!) на вертолётной палубе, после чего взорвалась над ней снаружи корпуса, причинив некоторые повреждения и став причиной гибели 4 человек, в том числе бортмеханика палубного вертолёта. Если бы ПКР взорвалась внутри корпуса, повреждения могли быть куда как более серьёзными. Британский «Шеффилд» (4 тысячи тонн) в результате аналогичного попадания затонул, американский «Старк» (4200 тонн) после попаданий двух «экзосетов» был выведен из строя, на нём погибло 37 моряков. При этом надо понимать, что и британский, и американский корабли существенно крупнее израильского, и что «Ханиту» откровенно повезло.
Повреждения корвета после попадания ракеты
Так в чем на самом деле причина произошедшего? Может дело в том, что работа флотских РЛС создала существенные проблемы авиации? Или дело в капитане? В конце концов, служившие с ним описывают его как исключительного раздолбая и пофигиста. Нет, всё куда сложнее — проблема была в самой оперативной культуре флота и культуре принятия решений в нём. Стало понятно, что израильский флот буквально сверху донизу был пропитан духом «как бы чего не вышло». Офицеры были лишены инициативы, а сам процесс принятия решений на флоте был крайне, крайне консервативным. «Сказали, что у ливанцев нет ракет, значит их нет. Чего вы ещё хотите?!»
Справедливости ради, армейская комиссия пришла к выводу: в гибели четырех израильских моряков виновны капитан судна и руководство ВМС. По заключению комиссии, в момент обстрела ни одно из средств самообороны корабля не работало, так как не было включено (точнее, не работало в автоматическом режиме). Главной причиной этого стал тот факт, что по сообщениям разведки флота на вооружении «Хизбаллы» не было ракеты такого класса.
Комиссия также обнаружила, что большинство моряков находились в момент обстрела в столовой, где проходил субботний обед. Тяжесть последствий обстрела усугублялась также тем, что судно по приказу высшего командования курсировало в непосредственной близости от ливанского побережья.
Но само по себе это только полбеды — выяснилось, что помимо прочего на корабле произошла серия отказов, приведшая к частичной утрате функциональности СОЦ (системы обеспечения целостности комплексов корабля), что вместе с временным отключением режима автоматического поражения целей (из-за боязни поразить собственные самолёты) и привело к катастрофическим последствиям. Причем офицер, ответственный за электронику корабля, не сообщил капитану о том, что на его корабле фактически вышла из строя обзорная РЛС (. ). В другой ситуации «Ханит» был бы немедленно выведен из района боевых действий, но ввиду отсутствия угроз было решено этого не делать.
Кстати, о боязни поразить собственные самолёты. Помеховая обстановка была для израильтян идеальной — средств радиоэлектронного противодействия у «Хизбаллы» не было. При этом израильские РЭС (флотские и ВВС) вроде как начали глушить друг друга, что говорит нам об электромагнитной несовместимости этих комплексов. И это вторая большая системная проблема. Ну, это сейчас война идёт с террористами — а что, если вместо них будет полноценное государство, армия которого достаточно технически оснащена?
Со своей стороны, военная разведка обвинила руководство ВМС в игнорировании предоставленных ею данных. Представители разведки утверждают, что передали информацию о возможном наличии у «Хизбаллы» ракет класса «земля-море» китайского производства, полученных от иранских спонсоров, при этом флотское командование рассматривало применение таких ракет как «нечто фантастическое». Здесь правда ситуация немного сложнее — сообщения разведки звучали как констатация «гипотетической возможности», но не утверждали, что поставки уже были произведены.
Дальнейшее расследование привело к нескольким отставкам в израильском флоте. Как это принято, главком ВМФ по окончанию расследования ушел в отставку (за полгода до конца срока пребывания на своей должности), а на его место был назначен «китаец» Эли Мааром, бывший военный атташе в Сингапуре. Возможно, на его назначение повлиял тот факт, что во время службы он никак не был связан с произошедшим с «Ханитом».
Ещё одним неприятным следствием всей этой истории стал едва не случившийся срыв контракта с Индией на поставку флотских ЗРК «Барак-8». Индусы начали задавать множество неприятных вопросов, в результате чего израильтянам пришлось долго убеждать их в том, что произошедшее с «Ханитом» — следствие бардака и безалаберности, а не качества израильских ракет.
А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших нам донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Как списать почти 4 миллиарда долларов при помощи придуманного бухгалтерского термина и сесть на 25 лет, или Грустная история WorldCom
Автор: Артём Наливайко.
Когда-то давно я писал статью про крах Энрона, и там упоминалось дело WorldCom. Пришло время поговорить о нём.
Всё-таки в деле Энрон было куда больше изящества. Например, там было три «слоя» отчётности, подкуп аудиторов да и, в конце концов, безумный запутанный бизнес по всему миру. В конце концов, афера рухнула, менеджмент запутался в собственной бухгалтерии и Энрон закончился.
Дело WorldCom было куда банальнее.
Если «Энронинг» был настоящим детективом со сложной завязкой, интригой, расследованием и, в конце концов, — арестом главных героев, то WorldCom — это обычная «кража со взломом», раскрытая при помощи забытого ботинка, полицейской собаки и отпечатков пальцев на окне. Короче, при помощи стандартных полицейских процедур, в роли которых выступил собственный отдел внутреннего аудита, «утопивший» компанию. В конце концов, когда-то же многочисленные службы риск-менеджмента должны были сработать так, как надо?
Дело было так. В США была такая компания, WorldCom. По сути она была инфраструктурным «провайдером» различных средств связи и оператором гигантской сети кабелей (там под 150 000 подземных и подводных километров в сумме набегало). Из услуг — это, например, интернет-трафик, IP-телефония. Как это обычно бывало в США, WorldCom была детищем многочисленных дружественных и не очень слияний и поглощений с немного нетривиальной схемой владения и парой корпоративных конфликтов в анамнезе. Короче, нормальная такая телеком-компания начала 21 века. Как и у всякой инфраструктурной компании, у неё были огромные капитальные затраты (CAPEX), а ещё она торговалась на бирже, была одним из лидеров индустрии, а её менеджмент очень сильно не хотел расстраивать акционеров плохими новостями, а себя — следующими за ними сокращениями годовых бонусов.
А дальше началось прекрасное. Благодаря статье Эми аудиторы чуть лучше понимали суть проблем. Ну ещё бы, у них был практически готовый мануал от бывшего и очень злого сотрудника! Вообще, они сначала много чего накопали, но по мелочи, например, сотрудник одного из внешних подрядчиков ухитрился «отработать» за первый квартал в полтора раза больше часов, чем их физически есть в квартале. А потом всплыла мутная история — в какой-то момент согласно отчётности к капитальным затратам добавили полтора миллиарда долларов. В итоге они пришли к одному из бухгалтеров, Сандживу Сетха, с вопросом — какого чёрта происходит с капитальными затратами?! Тут надо понимать, что если вопрос Эми «стоил» несколько десятков миллионов долларов, то здесь в перспективе речь шла о манипуляциях на миллиарды. Санджив отмахнулся: «да всё в порядке, это «предоплаченные мощности» (prepaid capacity, подробнее можно прочитать в отчете SEC по результатам дела: https://www.sec.gov/Archives/edgar/data/723527/0000931763030. ). В своей книге «Чрезвычайные обстоятельства: путешествие корпоративного информатора» (Extraordinary circumstances : the journey of a corporate whistleblower) Синтия Купер описывала этот диалог примерно так:
— Санжив, а что это за странные движения у тебя с капитальными затратами?
— А, ничего страшного, это мы так учитываем «предоплаченные мощности»
— Санжив, а что это такое?
— А вы что, не знаете?
В общем, выяснилось, что финдир (!) получал указания добавить ту или иную сумму непосредственно от менеджмента компании. Аудиторы начали копать дальше и внезапно осознали, что дело ОЧЕНЬ плохо пахнет. Компания недавно избавилась от своего внешнего аудитора (он с Энроном у них был один, Arthur Andersen), CFO на пару с CEO (финдир и предправления) давят на них с требованием прекратить копать. Вишенка на торте — выяснилось, что 4 миллиарда долларов операционных расходов были «неправильно» учтены, как капитальные затраты. В чем прикол? Операционные расходы учитываются «здесь и сейчас», как уже потраченные, а CAPEX в теории можно размазывать на достаточно долгий промежуток времени. Всё это порождает две проблемы. Меньшая проблема в том, что такая практика может являться откровенной «налоговой оптимизацией». А главная, так сказать, Mucho Grande Problema была в том, что при корректном учете расходов WorldCom из прекрасной компании превращалась в операционно убыточную.
Что в реальности делали менеджеры WorldCom? В отчаянных попытках сделать budget cut в их головы пришла замечательная мысль: вот у нас есть коммуникационные линии и кабели. У них есть пропускная способность, которая уже была оплачена, но не была использована. Почему бы эту пропускную способность не отразить как актив? Примерно так и попытался объяснить команде внутреннего аудита свою точку зрения CFO Скотт Салливан, а заодно предложил отложить аудит до 3-го квартала. С точки зрения бухгалтерских практик, это крайне, крайне большая вольность. С точки зрения менеджмента, это был шанс не показать убыток. А значит — довольные акционеры, премии, все счастливы.
Конец был немного предсказуем. Аудиторы пошли до конца и рассчитали, что если бы не сомнительные способы учета, то компания вместо прибыли в 180 миллионов долларов показала бы порядка 400 миллионов убытка. Потом эти славные люди отправились к бывшим сотрудникам внешнего аудитора, Arthur Andersen, которые честно признались, что ни о чем не знают, практика странная, первый раз видим, короче, я не я и собака не моя. Босс Синтии Купер (член правления WorldCom) настолько офигел от происходящего, что предложил обсудить этот вопрос с новыми аудиторами, KPMG. Те посмотрели на отчетность и очень аккуратно выразили свои опасения насчёт её использованного подхода. Бухгалтерия делала круглые глаза и отправляла аудиторов к собственному боссу Буфорду Йейтсу и главе службы внутреннего контроля Дэвиду Майерсу. Последний в итоге признался, что придумал эту схему для того, чтобы «нарисовать» прибыль.
Окончательное решение вопроса о капитальных затратах было принято на комитете по внутреннему аудиту. Новаторские решения Салливана и Майерса в области корпоративной отчётности не нашли понимания у совета директоров. В итоге было принято два важных решения:
* пересчитать отчётность за 4 квартал 2001 года и 1 квартал 2002 года
* уволить Майерса и Салливана, а дальше с ними пусть ФБР разбирается
В принципе, в тот момент, когда компания уведомила SEC (комиссия по ценным бумагам и регулятор фондового рынка) о том, что отчётность будет пересчитана, лавочку, в смысле WorldCom, можно было закрывать. Бурление было сумасшедшим, цена акций ещё до официального объявления упала на 95%, бумагам компании был присвоен совершенно неинвестиционный «мусорный» грейд. В июле 2002 года, через месяц после опубликования «исправленной» отчетности, WorldCom заявила о банкротстве. Надо сказать, Майерс и Салливан ещё легко отделались в отличие от CEO компании, Берни Эбберса. На нём американское правосудие оттопталось по полной программе.
В 2005 году суд присяжных признал его виновным в сговоре с целью мошенничества и подаче регулятору заведомо ложной информации. С учетом числа пострадавших и колоссальной величины убытков, а также наглости действий Эбберса (он до последнего момента отрицал все обвинения), ему дали 25 лет. К слову, отсидел он 17 лет, вышел по состоянию здоровья и через 2 месяца после этого скончался. От действий Эбберса и компании пострадало огромное количество держателей акций (компания-то публичная), которые подали коллективный иск против Эбберса. В итоге для покрытия убытков было продано всё известное имущество (там было несколько миллиардов долларов), а супруга Эбберса осталась с одним домом и 50К на счетах. И всё.
О чем нам говорит вся эта история?
Нарушать корпоративные стандарты бухгалтерской отчётности — плохо.
Делать это в публичной компании — опасно.
Множество скандалов того времени, начиная с Энрон, привели к существенному изменению роли регулятора и действий аудиторских компаний. Многие современные «лучшие практики» сформировались именно в то время. Надзор за корпоративным управлением до некоторой степени вырос, а надзор за отчётностью публичных компаний вырос многократно. Был принят знаменитый Закон Сарбейнза — Оксли, который фактически сформировал современные стандарты раскрытия информации в этой сфере и надзора за ведением корпоративной отчетности.
А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших нам донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Маленькая история про одного средневекового кота
Помните историю про кота Шредингера, который находился в суперпозиции «ни жив, ни мертв», сидя в ящике с установленной там адской машиной? Был у этого несчастного животного вполне реальный исторический прототип. Большие Французские хроники рассказывают, что в 1323 году в цистерцианском аббатстве Серкиньи в Нормандии обнаружилась пропажа денег. За помощью монахи обратились к некому Жану Прево, который в свою очередь привлек в помощники Жана Персана. Возможно, традиционные методы оперативно-розыскной работы не принесли результат, а быть может, вообще средневековый «детектив» решил не мелочиться и сразу прибегнуть к помощи высших сил и высоких технологий.
Для поиска виновных был взят котейка средневековый, черной масти, 1 шт. Его посадили в сундук, туда же положили запас еды и емкость со святой водой. Ящик зарыли на перекрестке дорог, а чтобы кот мог в нем дышать, наружу вывели две трубы. По истечении трех дней несчастное животное предстояло выкопать, содрать с него шкуру и сделать из нее магический круг. Посредством такого ритуала чародей планировал призвать демона по имени Берих, который, являясь важным свидетелем по делу, сообщил бы имя похитителя монастырской казны.
Несостоявшийся ритуал с участием демона и кошки привел к печальным последствиям для всех участников истории. Тело умершего в тюрьме во время следствия Жана Прево было сожжено на костре, вместе с ним той же очистительной процедуре подвергли живого Жана Персана, которому для наглядности повесили на шею черного кота. Аббат Серкиньи и монах по имени Сито после публичного унижения были пожизненно заточены в темницу.
Автор: Дмитрий Сувеев.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Побеги из СССР и других стран #3. Студенты Гилёв и Поздеев
Автор: Тимофей Бердикин.
В наше время для того, чтобы пересечь Керченский пролив, достаточно всего лишь проехать по Крымскому мосту. А вот лет этак 50-60 назад для этой задачи использовали паромную переправу.
Или аэротакси. Звучит необычно, но фактически, это были небольшие самолётики, поставляемые союзной Чехословакией, они выполняли рейсы на полуостров и обратно.
Один из таких самолётиков в 1970 году как раз и был захвачен студентами, хотевшими сбежать из СССР.
Итак, знакомьтесь, наши «герои» – Николай Гилёв и Виталий Поздеев, молодые студенты, двоюродные братья, связанные мечтой как можно скорее убежать заграницу.
Что интересно, свою мечту они пытались осуществить уже не в первый раз. Например, годом ранее, в 1969, Виталий запланировал дерзкую попытку побега в Турцию на круизном лайнере «Армения». План сорвался – из-за резкого ухудшения своего состояния по причине морской болезни студент вынужден был сойти на берег в Одессе.
Но братья не сдаются и позже проникают на лайнер «Украина», укрывшись в ящике для плавсредств. Увы, и эта затея проваливается – «зайцев» находит один из матросов, договориться с которым, видимо, не получилось.
К чёрту море, надо пробовать по воздуху! Как это сделать? Угнать самолёт, конечно же! Большие пассажирские для этой цели не годятся, а вот маленькие чехословацкие «Моравы», регулярно летающие туда-сюда – почему бы и нет?
Я не устаю поражаться смелости и решительности Гилёва и Поздеева – ребята погрузились в авиационную литературу и на полном серьёзе изучали управление самолётом. Пусть, наверное, небольшие «Моравы» были не особо сложны в пилотировании, но тем не менее.
И вот он, день Х, 27 октября 1970 года. Дальновидные студенты выкупили все 4 места, но увы, сотрудники аэропорта увидели, что на регистрацию пришло только два человека и продали ещё билет какому-то товарищу с фамилией Дербенёв.
Впрочем, это им не сильно помешало. У ребят с собой было всё необходимое. Когда самолёт взлетел, ребята, угрожая пилоту муляжом пистолета (или гранаты, по другим данным), связали его и надели ему на голову мешок. Товарищ третий пассажир, появление которого в планы угонщиков изначально не входило, отделался обычным бондажом, так как второго мешка у братьев уже не было. Да и вроде как он был пьян, а потому не сильно сопротивлялся.
Первое время всё шло по плану. Когда на земле забеспокоились, что борт до сих пор не прибыл, самолёт уже пересёк воздушную границу СССР и летел в направлении Турции.
Вот она, заграница! Вдыхаем воздух свободы! К самолёту подъехал грузовик с военными, радостные студенты вышли им навстречу и поехали. Пилот же вместе с грустным третьим пассажиром остались в самолёте, отказавшись выходить.
Для возвращения самолёта на Родину потом был выделен отдельный борт – Ил-14П, через несколько дней успешно приземлившийся в том же аэропорту. «Морава» была осмотрена и успешно отправилась обратно. Ну как успешно. Были определённые трудности с перебоем одного из механизмов, который как будто кто-то специально подпортил. Но тут уже точно не выяснишь.
Пассажира отпустили с миром, а вот пилота ещё несколько месяцев допрашивали. Потом, разумеется, снова допустили к полётам.
А что же наши герои?
О, не сомневайтесь, их тоже допрашивали, и ещё как! Американцы, которым, собственно, и принадлежала авиабаза, подумали, что это вовсе и не студенты, а тайные агенты КГБ, и очень долго пытались у них разузнать побольше информации о военных объектах в Крыму. Увы, братья не могли ничего им рассказать.
Турки поместили их в лагерь беженцев в одном из районов Стамбула, где уже разочарованные в своём побеге студенты жили больше года. Вместо хорошей жизни за рубежом – бараки, вместо тёплого приёма – допросы. Один раз они даже попытались убежать из города, но их поймали и бросили в карцер.
Тем временем дипломаты СССР и США после этого прецедента сели за стол переговоров в Гааге и договорились считать угон гражданского воздушного судна общеуголовным преступлением, а не актом политического протеста, а потому угонщики, как рядовые преступники, не могут претендовать на получение политического убежища. Это соглашение также подписали ещё 77 стран-участниц Международной организации гражданской авиации.
Правда, по всей видимости, такая договорённость обратной силы не имела. Турция не соглашалась на экстрадицию ребят, вроде как дав им политическое убежище, но самим ребятам от этого было не легче. Они подали заявку на визу США, но процесс этот довольно сильно затянулся. Спустя где-то полгода такой жизни в Стамбуле ребятам приходят письма от родных, в которых те уговаривают беглецов вернуться, убеждают, что на Родине им всё простят. К ребятам даже приходил советский журналист Валентин Зорин, который настойчиво убеждал их вернуться, обещал им восстановление в институтах и даже, по некоторым данным, сулил отдельную квартиру каждому. В общем, посыл был примерно следующий: ребята, в побег вы уже наигрались, поняли, что это ничем хорошим не закончится, давайте, возвращайтесь на Родину, а Родина вам, так уж и быть, всё простит.
И ребята сломались. В ответных письмах родным они раскаивались в своём поступке и уже желали скорейшего возвращения в СССР.
Этим, кстати, впоследствии, воспользовалась пропаганда, опубликовавшая в газетах их письма.
Фрагмент письма Поздеева:
«Только здесь я понял, как велика Россия, только здесь понял, что значит остаться без Родины, без родных. Когда я жил дома, я не замечал ничего хорошего вокруг себя, видел только плохое, и вот дурная голова завела на страшное преступление, прощения которому быть не может. »
Турецкая газета, освещавшая событие. В советских СМИ упоминаний мне найти не удалось.
Турки предупреждали их об опасности возвращения в Советский Союз, говорили, что их ждёт тюрьма и лагеря, но Гилёв и Поздеев уже приняли решение. Есть информация, что им якобы даже начали ускоренно готовить визу, но и это не помогло.
Итак, 20 декабря 1971 года, спустя почти 14 месяцев после побега, братья вместе с турецкими и советскими представителями по договорённости пересекают советско-турецкую границу близ посёлка Сарпи. Говорят, их очень дружелюбно встретили, кормили, поили – в общем, создавали полную иллюзию того, что Родина приняла обратно и простила своих блудных сыновей.
Почему иллюзию? Да потому что на следующий день ребята сели на самолёт в Батуми и полетели в Москву, где их арестовали прямо в аэропорту и отвезли в СИЗО Лефортово. Обвинялись они по известной статье номер 64 УК СССР «Измена Родине».
«Родина слышит, Родина знает», а ещё Родина не прощает побегов. Судили братьев в 1972 году на открытом процессе в Керчи, свидетелем против них выступал тот самый лётчик, которому они угрожали. И если Гилёв полностью признал свою вину и раскаялся, то Поздеев, напротив, обвинил советских дипломатов во лжи и лицемерии и заявил, что очень жалеет о своём возвращении и ненавидит советский строй. По итогам суда братья получили 10 и 12 лет лагерей соответственно.
Раскаявшийся Гилёв вышел досрочно в 1978 году, вернулся в Керчь и всю оставшуюся жизнь работал электриком в железнодорожном депо. Поздеев же отсидел свои 12 лет полностью и уехал в Свердловск, о дальнейшей его судьбе ничего не известно.
Впоследствии лёгкие самолёты на этом направлении убрали и от самой идеи аэротакси отказались в связи с недостаточной безопасностью и ненадёжностью.
Мораль: совершив преступление в одной стране, не ждите, что другая примет вас с распростёртыми объятиями. Если уж что-то начали, то нужно идти до конца. И, конечно же, всегда надо помнить, что Родина вряд ли хорошо к тебе отнесётся после побега – независимо от страны, из которой ты сбежал.
Автор: Тимофей Бердикин.
А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших нам донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Авл Вителлий — бесполезный император
Автор: Владимир Герасименко.
Иногда случается так, что человек оказывается не на своём месте. Ничем хорошим это обычно не заканчивается. Авл Вителлий, проправивший Римской Империей всего полгода в 69 году н.э., был именно таким человеком.
Он родился во всадническом роде сенатского достоинства во время правления императора Тиберия. Молодой Авл не отличался какими-то выдающимися качествами, кроме разве что тяги к роскоши и хорошему застолью, но какой римлянин не любит хорошей еды? Практически всей своей карьерой на начальном этапе он был обязан отцу, хотя злые языки утверждали, что это все из-за миловидного личика или попки Авла, приглянувшейся Тиберию. Тем не менее, именно влиянием отца объясняется довольно стремительная карьера Авла, и в 36 лет (по другим данным в 33, что очень рано, так как претуру можно было получить не раньше 30 лет) он стал консулом. Но всего 3 года спустя род Виттелиев окажется в опале из-за ставки не на того претендента на престол: Авл, ставший после смерти отца главой рода, встал на сторону сына императора Клавдия — Британика, в то время как гонку за престол с помощью яда выиграл пасынок Нерон.
Я бы тоже, взглянув раз на Нерона, ставку делать на него не стал
Единственным способом выбраться из немилости было найти влиятельного покровителя, и таким для Вителлия стал воспитатель Нерона — философ Сенека. Так как ничего иного кроме собачьей преданности Авлу было не предложить, то он стал одним из самых ярых сторонников Нерона в Сенате. Ярым, но не самым умным и успешным, так как такая позиция нажила ему много недоброжелателей. И, что хуже всего, такая верность не была оценена Нероном. Когда в 65 году вскрылся заговор Пизона с целью убийства врага-человечества Нерона, участником которого якобы был и Сенека, связи с опальным философом стали опасны. Нерон не стал определять кому точно были верны союзники Сенеки, а потому Вителлий попал в опалу, снова.
Сенека. Говорят, что он сдерживал самые дикие позывы Нерона в процессе его воспитания, но Нерон этого не оценил
Род Вителлия был не только отрешен от всех магистратур, но, вероятно, и подвергся конфискациям, так как к концу правления Нерона Авл влачил жалкое существование: своё городское жилище он сдавал, а сам с семьёй ютился на чердаке. Тем временем Нерон своими репрессиями и постоянным «денег нет, но вы держитесь» привел к тому, что начали восставать легионы. Сначала в Германии, потом в Испании, а вишенкой на торте стало предательство армии, отправленной подавлять восстание. В итоге Нерона убили собственные же преторианцы, а Сенат избрал императором наместника Терраконской Испании — Гальбу.
Гальба. Последний римский патриций на троне
100 лет Империя не видела внутренних смут, теперь перед удивлёнными обывателями всплыли призраки гражданских войн и многим это не понравилось
В дальнейшем походе против Гальбы, а потом и его убийцы Отона, Вителлий оставался на заднем плане, передав руководство войной своим командирам, и только когда исход стал ясен, то он прибыл, наконец, в Италию. Вителлий даже не пытался пресечь акты грабежей и мародёрства солдатни, но при этом объявил о восстановлении законности. Правда законность эта была своеобразной. Все ключевые посты в государстве получили офицеры германских легионов и их союзники. Из солдат и офицеров этих же легионов были набраны новые преторианцы. А что же император? А он в новых условиях имел функции скорее представительные, всецело завися от своих бывших подчинённых. Поэтому кроме регулярных посещений Сената, где Вителлий даже позволял оппозиционные речи (стоит учесть, что он их и запретить-то не мог), главным содержанием его правления стали пиры. Нет, не так — ПИРЫ! Кушал император много и с выдумкой, любил всякой экзотической пищи отведать. Пиры такие обходились недёшево для казны, но гораздо дороже обходилась коррупция его приближенных. Причем те решили наступить на грабли Гальбы и сообщили в провинции, что донативов не будет, опять. Руководствовались они правда не идеалистическим пониманием законов, а банальным жлобством.
Типичное времяпрепровождение Вителлия в недолгую бытность императором
Автор: Владимир Герасименко (@Woolfen).
А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших нам донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Кто на свете всех тупее. v 2.0
Продолжаю уже теперь серию постов Кто на свете всех тупее.
Надеюсь, самоирония и возможность от души посмеятся над своими тупняками повеселит и вас.
Решили мы как-то своим уютным банковским чатом встретиться в реале в столице. Интереса добавляло ещё и то, что в этом чате мы не распространялись о том, кто где и кем работает.
Сняли квартиру, затарились продуктами и стали знакомиться. Общение складывалось легко и непринужденно. Мы знакомились по никам из чата, рассказывали кто кем работает и т.д. Много пили, шутили и смеялись. Народу было много, но больше всего мне запомнились две очень сексуальные хохотушки где-то 35 лет. Как оказалось одна была уже вдова, директор целого департамента, а вторая в свободном полете, начальница базового банковского отделения.
Ближе к 3 часам ночи народ стал разбредаться, кто куда, а меня и одного ИТшника эти девушки позвали курить кальян в отдельную комнату.
Не буду томить. ИТишник перепил и вызвал такси, а мы втроем еще долго общались. Постепенно разговор перешел на интимные темы и девушки рассказывали, что никогда не занимались сексом втроем. Намеки были уже не просто намеками, а прямыми предложениями. Когда дело дошло до игры в бутылочку, я ненадолго вышел покурить и уснул на балконе.
Мы еще потом долго общались, от одной из них я несколько раз получал предложение переехать в столицу и работать в ее департаменте.
Мытая и не мытая. Как стирали в дореволюционной России
И снова немного бытовых зарисовок в продолжение предыдущих постов о быте и нравах Российской империи. На этот раз о том как стирали и ухаживали за своей одеждой и «благородия», и простой народ. Одежда была дорогим удовольствием, к вещам относились бережно, а стирка могла многое только испортить. Но и разговоры о том, какие из-за нестираной одежды кругом стояли амбре, сильно преувеличены. Были другие способы ухода. Но когда стирали, процесс был на редкость муторным.
Харитон Платонов «Прачка»
серебряный набор для ухода за одеждой
По воспоминанию Ивана Пущина, лицейского друга Пушкина, в Царскосельском лицее постельное белье меняли раз в неделю, а свежие рубашки выдавались два раза в неделю. Это как раз укладывалось в санитарные нормы аристократов того времени. Ну а частота «больших стирок» зависела от того, какое количество сменного белья приходилось на каждого члена семьи. Обычно старались накопить побольше, потому что сам процесс был муторным и мог даже растягиваться на 2-3 дня. Обычно данное малоприятное мероприятие совершалось раз в месяц, у людей победнее чаще. В усадьбах и дворцах под стирку были отведены технические помещения, обеспеченные горожане сдавали белье в прачечную, ну а остальные мучались дома самостоятельно.
С учетом того, что даже к концу 19 века в Петербурге и Москве водопровод был не везде, а во многих других местах о нем даже не слышали, мучения начинались уже на этапе подготовки. Сначала эпопея с доставкой воды (и хорошо если хозяюшка жила рядом с колодцем или ей водовоз привез, а не пришлось как многим бедным горожанам таскать на себе ведра на верхний этаж дешевого доходного дома). Затем белье замачивали в чане, обычно на сутки. У кого была возможность купить мыло, строгали в чан его. Но довольно часто использовали древесную золу, особенно ценилась дубовая. Из нее получали щелочь. Способы внесения золы были у разных хозяек свои. Кто-то заранее ее замачивал и потом добавлял ее в воду, кто-то клал золу в мешочек и кидал его в белье. На следующий день белье стирали вручную, а затем еще и кипятили по несколько часов. Потом одежду доставали из этого супчика и несли полоскать, в идеале в проточной воде. Был и еще один щекотливый момент. Если белое белье серело, его отбеливали в аммиаке. На практике его получали из мочи. То есть, грубо говоря, справляли нужду в лохань, потом в результате своей жизнедеятельности замачивали отбеливаемую вещь, а потом, как и все остальное, несли полоскать.
Обычно несли в ближайший водоем, даже в городах. У крестьянок был еще инструмент валек, его можно увидеть на картине Харитонова (она первая в посте) в руках у ребенка. Белье расстилали на камнях у водоема или подготовленных для этого досках и обрабатывали его этим самым вальком, выбивая грязь. В прачечных делали примерно тоже самое, что и дома небогатые горожанки, только почти в промышленных объемах. Некоторые работали самостоятельно. По переписи 1882 года в Москве было 8439 вольных прачек-женщин и 127 прачек-мужчин
Архип Абрамов «Прачки» (1900)
Работа прачки считалась одной из самых тяжелых. В отличие от домохозяек белье им приходилась таскать на себе целыми тюками, и сухое, и мокрое, а весило это много. Из-за постоянного кипячения трудились они в жаре, духоте и сырости. Из-за этого, по воспоминаниям современников, работать в прачечных многим приходилось полуголыми. Постоянное взаимодействие с водой с щелочью провоцировало серьезные проблемы с кожей. А потом прачки из жары тащили мокрое белье к берегу (прачечные открывали рядом с водоемами). Даже если берег был в двух шагах, это все равно было тяжело. Зимой работа, естественно, не прекращалась, полоскали в проруби.
Для удобства, если это слово вообще уместно при работе прачек, для них делали специальные плоты и понтоны, называемые также портомойнями или платьемойнями. В 1862 году экономист А. С. Ушаков писал о них так: «Это просто плоты, открытые всем влияниям и воды, и воздуха; они не раз обращали на себя, вероятно, не одно наше внимание картиной чисто отечественного колорита. Мороз эдак градусов в двадцать с хвостиком — кругом лед, снег скрипучий, ветер пронизывает насквозь, прорубь то и дело подергивает тонкою пленкою льда, стоишь где-нибудь у моста в теплой шубе, надвинув понадежнее шапку, стоишь, переминаясь с ноги на ногу, и любуешься. На плоту, на открытом воздухе, идет работа; женщины, иные в нагольных тулупах, иные в заячьих шубах, а иные и просто в ватных куцавейках и в серпяных армяках, в сапогах, в калошах и в башмаках, смотря по состоянию и достаточности хозяина… работают вальками, вода мерзнет на белье, валек прилипает — горячо. Кряхтят труженицы, стонут мокрые ноги, плот то и дело покрывается водою, ломит руки, ломит поясницу, горит голова, кое-как укутанная бумажным или шерстяным платком…»
Как не трудно догадаться, скотские условия труда за несколько лет могли угробить здоровье женщины и спровоцировать кучу заболеваний. Ради экономии хозяева подобного бизнеса нанимали на работу часто девочек-подростков. Ко второй половине 19 века были редкие попытки автоматизировать прачечные, но горожане не доверяли машинной стирке и почему-то верили, что стирать вручную в проруби гигиеничнее. В 1884 году в Москве уже была крупная прачечная, где работу упрощали паровыми машинами, но заказы там размещали обычно организации, учебные заведения, гостиницы.
В начале 20 века учреждения, особенно больницы, пытались иногда оборудовать уже появившимися стиральными машинами. Но на практике они были неудобными и и часто выходили из строя. А еще стоили дорого и поставки часто становились очередным способом стырить деньги из госбюджета, списав их на закупку дорогостоящего оборудования, которое потом почему-то таинственно ломалось. Ну в общем примерно также как сейчас.
Альберт Эдельфельт «Прачки» (в тогда еще российской Финляндии)
Генадий Архиреев «Бабушкины утюги»