Можно ли стоять после пешеходного перехода на машине
ГИБДД разъяснила, за какие нарушения на переходах не нужно штрафовать
Об этом пишет «Коммерсант». Есть типичная ситуация на пешеходном переходе, описанная в ПДД.
Если при повороте водитель видит пешехода, пересекающего проезжую часть там, куда направляется машина, то он обязан уступить дорогу. То есть не начинать и не продолжать движение, если это может заставить пешехода двигаться в другом направлении или с другой скоростью.
Этот момент Верховный суд разъяснил еще в 2012 году: если траектории движения автомобиля и пешехода не пересекаются, то водитель не обязан уступать дорогу, и штрафовать за это не нужно. Однако штрафы были, и немалые: по статье 12.18 КоАП от 1,5 тысячи рублей до 2,5 тысячи. За минувшие девять месяцев этого года было возбуждено свыше 870 тысяч дел только по этой статье.
В документе за подписью главы ГИБДД эта ситуация разъясняется дополнительно. Там подчеркивается, что если водитель своими действиями не вынуждает пешехода ускориться, остановиться, изменить траекторию движения, то состава правонарушения нет. Доказательством нарушения или его отсутствия будет видеозапись. Рекомендуется, по возможности, «истребовать объяснения пешеходов».
Можно ли стоять после пешеходного перехода на машине
ПДД РФ, 12. Остановка и стоянка
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
(см. текст в предыдущей редакции)
На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).
12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 25.09.2003 N 595, от 14.12.2005 N 767, от 22.03.2014 N 221)
(см. текст в предыдущей редакции)
12.3. Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега и тому подобное вне населенного пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги.
12.4. Остановка запрещается:
на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;
на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;
в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
(см. текст в предыдущей редакции)
на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;
на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;
на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.07.2013 N 621)
(см. текст в предыдущей редакции)
в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств (в том числе на велосипедных или велопешеходных дорожках, а также ближе 5 м от пересечения велосипедной или велопешеходной дорожки с проезжей частью), или создаст помехи для движения пешеходов (в том числе в местах сопряжения проезжей части и тротуара в одном уровне, предназначенных для движения маломобильных граждан);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478)
(см. текст в предыдущей редакции)
на полосе для велосипедистов.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
12.5. Стоянка запрещается:
в местах, где запрещена остановка;
вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1;
ближе 50 м от железнодорожных переездов.
12.6. При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест.
12.7. Запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения.
12.8. Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.
Запрещается оставлять в транспортном средстве на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет в отсутствие совершеннолетнего лица.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 28.06.2017 N 761)
Остановка и стоянка у пешеходного перехода: где можно, где нельзя и каков штраф за нарушение
Остановка и стоянка у пешеходного перехода – одно из опасных, но весьма распространенных действий, которые совершают водители. При этом запомнить, как стоять можно, а как нельзя, очень просто, а соблюдение правил поможет избежать аварийных ситуаций, а то и спасти чью-то жизнь. Давайте вспомним, где можно останавливаться около пешеходного перехода, а где этого делать категорически нельзя, и заодно уточним, какое наказание предусмотрено за нарушение.
Чтобы навсегда запомнить, как запрещено останавливаться и парковаться у пешеходного перехода, достаточно понять и запомнить одно правило: нельзя загораживать обзор водителям, подъезжающим к переходу, и подвергать опасности пешеходов, выходящих из-за вашей машины. Этого же, собственно, требуют и правила дорожного движения. Так, пункт 12.4 ПДД указывает, что остановка запрещается на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними, а пункт 12.5 добавляет, что в местах, где запрещена остановка, запрещена и стоянка. То есть на переходе и ближе 5 метров перед ним нельзя ни останавливаться, ни парковаться – ни для посадки-высадки пассажиров, ни для похода в магазин «на пять минут», ни для любых других целей. При этом останавливаться перед переходом нельзя ни на краю проезжей части, ни на обочине: пункт 12.1 правил разрешает остановку и стоянку именно на этих частях дороги, а пункты 12.4 и 12.5 устанавливают запреты. Стоит отметить, что на дорогах с двусторонним движением, на которых остановка и стоянка разрешены на левой стороне дороги, на ней нельзя останавливаться уже ближе 5 метров после перехода, поскольку для встречных водителей ваш автомобиль будет располагаться перед переходом.
Более того, остановка перед переходом не только подвергает опасности пешеходов, но и вводит в заблуждение водителей. Ведь пункт 14.1 ПДД обязывает водителей уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу по переходу, а пункт 14.2 добавляет, что если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Таким образом, при наличии автомобиля, в нарушение правил стоящего перед переходом, все остальные водители обязаны снижать скорость или останавливаться, чтобы убедиться в отсутствии пешеходов.
Для пущей строгости и обеспечения безопасности пешеходов существует еще и пункт 14.4, который запрещает въезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пешеходном переходе. Фактически он дублирует запрет остановки на пешеходном переходе для тех водителей, которые пытаются оправдать такую остановку дорожной обстановкой. Кстати, той же безопасностью пешеходов продиктован запрет на переходах разворота и обгона.
При остановке также стоит учитывать, от какой точки идет отсчет тех самых 5 метров от перехода. Согласно ПДД, пешеходный переход должен быть обозначен знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2, а при отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2. То есть при наличии разметки 5 метров отсчитываются от нее, а если ее нет, то от знака «Пешеходный переход».
Единственное исключение, позволяющее остановиться перед пешеходным переходом, – это вынужденная остановка, то есть «прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге». Однако даже при вынужденной остановке перед переходом или на нем пункты 16.2, 7.1 и 7.2 ПДД обязывают водителя обозначить транспортное средство не только включением аварийной сигнализации, но и установкой знака аварийной остановки, а также принять меры для того, чтобы вывести автомобиль на предназначенную для этого полосу (правее линии, обозначающей край проезжей части).
Исходя из сказанного выше, становится ясно, что останавливаться можно за пешеходным переходом, причем без соблюдения определенной дистанции до него. Однако стоит учитывать условие, упомянутое выше: на дорогах с двусторонним движением, на которых остановка и стоянка разрешены на левой стороне дороги, останавливаться на левой стороне можно только более чем в 5 метрах за переходом, поскольку для встречных водителей вы находитесь перед ним.
Остановка и стоянка перед переходом и на нем карается по частям 3 и 6 статьи 12.19 КоАП. Часть 3 устанавливает, что остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки влечет наложение административного штрафа в размере 1000 рублей. Ну а часть 6 гласит, что совершение такого нарушения в Москве и Санкт-Петербурге влечет наложение административного штрафа в размере 3000 рублей.
Правила парковки у пешеходного перехода
Получите консультацию автоюриста:
Это быстро и бесплатно!
Можно ли парковать автомобиль на «зебре»?
Пешеходный переход предназначен для безопасного пересечения дорожного полотна людьми, и обозначается специальной разметкой и установленным дорожным знаком с человечком.
При неправильной стоянке автомобилист подвергает опасности прежде всего пешеходов. «Зебра» на дороге может от непогоды стереться, поэтому ориентиром служит установленный дорожный знак. Под понятием парковки понимают:
Паркинг за пешеходным переходом по линии движения не запрещён ПДД. В этом случае «зебра» полностью открыта для обзора и для переходящих людей, и для движущихся машин. Оставить машину за переходом допускается, если рядом нет автобусной остановки. Но лучше всё-таки остановиться подальше.
Правила паркования
Правила парковки у пешеходного перехода регламентированы в разделе 12 ПДД, где рассматриваются условия остановки и стоянки. Если ТС стоит перед переходом, то закрывается обзор для других авто, и переходящие люди не видны водителям.
На практике имеется много ситуаций, когда пешеход вдруг выскакивает прямо под колёса машины. Учитывая инертность ТС мгновенно остановиться невозможно независимо от реакции водителя, поэтому необходимо соблюдать следующие условия:
Внимание! Если при двух полосной разметке есть необходимость припарковаться с левой стороны, то остановиться можно, либо не доехав 5 метров, либо переехав это же расстояние после «зебры». В первую очередь обеспечивается максимальный обзор для водителей и пешеходов.
При выборе парковочного места обязательно учитываются дорожные знаки.
Где лучше поставить авто?
Некоторые автомобилисты путают два понятия «стоянка» и «остановка», отождествляя их. Но разница в них есть.
Справка. Главным критерием оценки является временной интервал. Для остановки он не должен превышать 5 минут.
Если идёт загрузка автомобиля или посадка/высадка пассажиров, то временной интервал не так важен. Здесь играет роль также цель действия. Несмотря на то, что по Правилам парковка возле пешеходного перехода разрешена при выполнении определённых условий, автолюбитель должен в первую очередь проверить наличие дорожных знаков, которые всегда в приоритете. И если стоит знак о запрете остановки или парковки, то это условие всегда должно выполняться. При невыполнении – штраф.
Особый спорный случай, когда рассматриваются условия парковки вблизи остановок общественного транспорта. Рядом всегда есть разметка для пешеходов. Существует запрет на паркинг на самих остановках, необходимо обязательно проехать дальше, поэтому учёт расстояний не имеет никакого значения.
Как припарковать ТС до «зебры»?
Многих может заинтересовать вопрос, который вызывает споры: парковка до пешеходного перехода за сколько метров должна быть. По ПДД это расстояние не может быть меньше 5 м. При этом ориентиром отсчёта является знак, а не разметка. Никогда не следует забывать, что размещение автомобиля должно быть правильным по отношению к проезжей части. При паркинге машины на разметке полагается административная ответственность согласно ч.3 ст. 12.9 КоАП РФ.
Размер штрафа в разных городах отличается. В обычном рядовом городе автолюбители штрафуются до одной тысячи рублей. В Москве и Северной столице – до 3 тысяч. Если авто оставлено без присмотра, то инспектор может её увести на эвакуаторе. Вернуть автомобиль можно, но будет потрачено немало времени на поиск и некоторая сумма штрафа. Авто на разметке не штрафуются в следующих случаях:
Во всех остальных случаях будет выписан штраф, который необходимо оплатить в максимально сжатые сроки. Обобщая основные условия парковки около пешеходного перехода, необходимо соблюдать расстояния до линии разметки. При этом каждый водитель обязан помнить, что его действия не должны вызвать аварийную ситуацию и представлять опасность для других пешеходов.
При выборе места для паркинга необходимо дополнительно придерживаться некоторых правил. Запрещено останавливаться:
Точно такие же требования к стоянке. Добавляются только условия: не размещать ТС на проезжей части и на ж/д переезде.
Выводы
Безопасность на дорогах обеспечить несложно. Необходимо строго соблюдать ПДД. До «зебры» нужно расположить машину более чем на 5 м по ходу движения, а после перехода чуть дальше разметки.
Не нашли ответа? Остались вопросы?
Получите бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас: *
* Внимание! Юристы не консультируют по адресам и режимам работы, порядку и форме оплаты услуг стоянок и парковок, не оказывают техническую поддержку сервисов и приложений. Консультация носит исключительно юридический характер!
Можно ли стоять после пешеходного перехода на машине
Данный материал с подробными фотоиллюстрациями подготовлен с целью проинформировать и водителей, и пешеходов об опасностях, которые таит в себе пешеходный переход.
Пешеходный переход – участок проезжей части, обозначенный знаками или разметкой, выделенный для движения пешеходов.
По своему виду бывают РЕГУЛИРУЕМЫЕ и НЕРЕГУЛИРУЕМЫЕ пешеходные переходы.
Порядок движения пешеходов определяется 4 разделом Правил (и некоторыми пунктами 6 раздела). Порядок движения транспортных средств регламентируется 14 разделом Правил.
Требования к пешеходам
На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы пользуются преимущественным правом на движение. Однако на пешеходов накладывается обязанность – убедиться, что переход будет для них безопасен. Для этого они обязаны ДО ВЫХОДА НА ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ оценить расстояние и скорость приближающегося транспорта и не выходить на дорогу, если переход не будет безопасен (рис. 3).
Вне зависимости от вида перехода, переходя проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться.
Требования к водителям
При включении разрешающего движение сигнала светофора водители должны дать пешеходам закончить маневр (рис. 6).
Приближаясь к нерегулируемому пешеходному переходу, водитель обязан снизить скорость или остановиться с целью ПРОПУСТИТЬ пешехода. ПРОПУСТИТЬ – означает, что водитель может проехать только за «спиной» у пешехода. Пешеход прошел – водитель проехал. А вот для выполнения требования «пропустить», уже смотрим, что будет достаточно выполнить. Достаточно просто снизить скорость (отпустить педаль газа и/или слегка притормозить) (рис. 7), или потребуется остановка (рис. 8).
Так же, если перед пешеходным переходом замедлилось или остановилось транспортное средство, то водители других транспортных средств могут продолжить движение (проследовать через пешеходный переход) только убедившись, что перед указанным транспортным средством нет пешеходов. (рис. 9).
Казалось бы, все просто и понятно, но люди попадают под колеса, получают травмы, а порой и гибнут.
Чтобы не стать участником подобных происшествий, предлагаем разобрать ряд потенциально опасных ситуаций.
Сперва хотелось бы обратиться к пешеходам.
Остановочный путь складывается из «пути за время реакции водителя» и «тормозного пути» (рис. 10).
Путь за время реакции водителя – путь, который проедет транспортное средство с момента обнаружения водителем опасности до начала действий по ее устранению. Все это время автомобиль двигается без снижения скорости. Никаких шагов водитель еще не предпринял – он увидел опасность и просто перенес ногу с одной педали на другую. Среднее время реакции водителя считают равным 1 секунде. Перед многими пешеходными переходами висит знак, ограничивающий скорость до 40 км/ч. При указанной скорости автомобиль за секунду проезжает порядка 11 метров.
Тормозной путь – путь, который проедет транспортное средство с момента начала торможения до полной остановки. У технически исправного автомобиля тормозной путь при скорости в 40 км/ч не должен превышать 14.7 метра.
Несложным математическим действием «сложение» можно получить, что при скорости всего 40 км/ч, остановочный путь технически исправного автомобиля будет равным порядка 26 метров! Это «голая» физика из школьного учебника – раздел динамика.
Отсюда следует, что когда пешеход, не глядя по сторонам, выходит, или того хуже, выбегает, на дорогу в 10 метрах от автомобиля, быть не сбитым шансов НЕТ!
Как бы парадоксально не звучало, но разметка «зебры» не добавляет +100 брони.
И еще очень важный момент – пешеходный переход – ЭТО ВЫДЕЛЕННЫЙ УЧАСТОК проезжей части. Когда пешеход переходит дорогу в двух, трех, пяти и т.п. метрах перед или после пешеходного перехода – это переход В НЕПОЛОЖЕННОМ МЕСТЕ (рис. 12)
Отдельно хотелось бы затронуть переход дороги на перекрестках «по диагонали». Уважаемые пешеходы. Пункт 4.3 Правил гласит: переходить дорогу на перекрестках допускается ТОЛЬКО ПО ЛИНИИ ТРОТУАРОВ ИЛИ ОБОЧИН. Никаких диагональных пересечений быть не должно! Транспортные средства НЕ ДОЛЖНЫ из-за Вас (Вашего диагонального перехода) менять траекторию своего движения.
Теперь к водителям:
Поэтому, увидев знак или разметку, ВСЕГДА ПОВЫШАЙТЕ ВНИМАНИЕ, осмотритесь по сторонам. Пешехода, намеривающегося переходить дорогу, видно сразу. Если видимость ограничена – СНИЖАЙТЕ скорость движения.
Помните, касаемо пешеходных переходов, Правила запрещают ряд маневров. А именно:
2. Движение задним ходом. Движение задним ходом таит в себе много опасностей. Недаром в Правилах прописано даже обращение за помощью к другим людям. Двигаясь задним ходом, водитель может контролировать только ОДНО направление (либо смотрим в правое, либо в левое зеркало. Либо повернули голову через правое плечо, либо через левое). Сразу два контролировать НЕВОЗМОЖНО (рис. 14).
4. Стоянка. Если у нас запрещено кратковременное прекращение движения, то вполне логично, что также запрещено и долговременное. Как на пешеходном переходе, так и ближе 5 метров перед ним.
5. Обгон. Несмотря на тот факт, что согласно Правил обгон запрещен только при наличии пешеходов на переходе, лучше от этого маневра на переходе воздержаться. Помните, что обгоняемый транспорт может закрывать Вам видимость, и пешеход может неожиданно появиться перед Вами. Хотя еще раз оговорюсь, что запрещен обгон только при наличии пешеходов на переходе.
Потенциально опасные ситуации:
Перед переходом замедляет движение транспортное средство. Особенно, если это крупногабаритный автомобиль (рис. 16).
Опасностей в этой ситуации несколько:
1. Из-за габаритов ни водитель, двигающийся по соседней полосе (в соседнем ряду), ни пешеход, друг друга не видят. Их, как бы, друг для друга не существует.
2. Замедление грузового автомобиля, с точки зрения водителя легковушки, не всегда явно выражено. В груженом состоянии первые пять передач разгоняют автомобиль всего до 20 км/ч. Это означает, что едешь, давишь педаль газа, работаешь рычагом коробки передач, а скорости нет. И если попадаешь в ситуацию с пешеходом, то порой достаточно просто убрать ногу с педали газа. С позиции водителя легковушки, грузовик и так не разгонялся вовсе, т.к. динамика разгона разная.
Поэтому, еще раз. Если перед пешеходным переходом снизило скорость (замедлилось) или остановилось транспортное средство, особенно крупногабаритное, приготовьтесь также ОСТАНОВИТЬСЯ перед переходом.
Пешеход дошел до середины дороги, но со встречного направления двигается транспорт, который его (пешехода) явно не намерен пропускать (рис. 17).
Также распространенная ситуация. Заложником ее могут стать и водитель, и пешеход.
В итоге, пешеход делает шаг (а то, и не один) назад, туда, где по его мнению безопасно (он ведь уже это прошел и ничего с ним не произошло). Водитель уже на пешехода внимания не обращает (он же преодолел мою сторону дороги). Как результат, пешеход шагает в аккурат под колеса проезжающего автомобиля.
Подъезжающие к пешеходному переходу водители не смотрят заранее по сторонам.
Очень распространенная картина, влекущая создание ДТП в попутном направлении.
6. Пешеходные переходы устраивают в местах с хорошей видимостью дороги в обе стороны. Это означает, что и пешеход, и водитель, будь они внимательны, могут заранее друг друга увидеть. Водитель, приближаясь к пешеходному переходу, ЗАРАНЕЕ посмотрите по сторонам. Пешехода, намеревающегося переходить дорогу видно сразу. Не тяните до последнего. Если вы отпускаешь педаль газа, то перенесите ногу и поставьте ее на педаль тормоза. Сзади загорятся стоп-сигналы и двигающиеся позади вас водители будут готовы к остановке ЗАРАНЕЕ!
7. Водители, двигающиеся в потоке, не забывайте также смотреть по сторонам. Вы тоже можете увидеть пешехода. Но очень часто люди смотрят только перед собой, на заднюю часть впереди едущего авто, и что творится по сторонам, они не видят. Если впереди едущий тормозит в последний момент, то как раз аварии в попутном направлении и случаются.
Пешеходы! Носите одежду со светоотражающими вставками
Применение светоотражающих вставок на одежде позволяет ГОРАЗДО раньше ОБНАРУЖИТЬ пешехода в темное время суток.
Надеемся, эти рекомендации позволят лучше осознавать опасности, которые таит в себе пешеходный переход и помогут избежать аварий на переходе.