Можно ли тормозить ручником если отказали тормоза на ходу автомобиля
Как тормозить ручником, если отказали тормоза?
От внезапных проблем с тормозной системой не застрахован ни один водитель, поэтому очень важно знать, хотя бы в теории, что нужно делать в такой ситуации. Самый частый совет на тот случай, когда отказали тормоза, – это дёргать стояночный тормоз. Но делать этот трюк нужно правильно, иначе можно ещё больше усугубить сложившуюся ситуацию. Сегодня разберём, как правильно нужно дёргать ручник?
Как остановить машину?
В случае отказа тормозов необходимо предпринимать меры по безопасной для себя и окружающих. Первым делом включите аварийную сигнализацию, чтобы предупредить других водителей о том, что у вас технические проблемы с машиной. Если это произошло в городе, то постарайтесь выбрать наиболее безопасную и пустую полосу движения и ни в коем случае не заезжайте на обочину. В случае отказа тормозов на трассе у вас будет больше времени на какие-то действия, так как движение на загородных шоссе более спокойное и размеренное.
На машинах с механической коробкой передач, для остановки можно использовать приём «торможение двигателем». Он заключается в переключении на пониженные передачи, что заставляет машину замедляться, и в конечном итоге совсем остановиться. Но этот способ требует много времени и пустой дороги, а также он не применим на машинах с «автоматами». Поэтому более универсальный метод – это использование стояночного тормоза.
Не дёргай ручник!
Если на большой скорости дёрнуть ручник, это приведёт к блокировке задней оси машины, что вызовет сильный занос. Поэтому данный метод остановки нужно использовать очень осторожно. Ручку стояночного тормоза необходимо поднимать осторожно. Движения руки чем-то похожи на торможение при езде на велосипеде, когда необходимо плавно дозировать силу торможения, чтобы не перелететь через руль.
Нельзя отпускать кнопку-фиксатор на ручнике, так как для того, чтобы разблокировать ручку, её придётся поднять вверх, что ещё больше зажмёт колодки и усилит занос. Кроме того, если резко дёрнуть ручник на большой скорости, то это может привести к срыву натяжительного троса, а в некоторых случаях от колодок могут оторваться фрикционные накладки.
Можно ли тормозить ручником на ходу автомобиля
Стояночный тормоз — он же «ручник» — предназначен, как следует из названия, для удержания авто на месте во время стоянки. Однако тот факт, что это устройство как-никак, но все же является тормозом, наводит некоторых водителей на мысль использовать его в качестве экстренной альтернативы при отказавшей основной тормозной системе. К чему это может привести, выяснил портал «АвтоВзгляд».
Максим Строкер
Ситуации на дороге бывают разные. Случается, что тормоза по той или иной причине вдруг отказывают. О реальной вероятности такого события рано или поздно задумываются, пожалуй, все автомобилисты. И первое, что приходит на ум при мысленном моделировании такой ситуации — воспользоваться стояночным тормозом, «ручником». Сразу оговоримся, что сделать это на ходу удастся далеко не в любой машине. Дело в том, что во многих современных авто, напичканных, как это сейчас положено, всевозможной электроникой, стояночная тормозная система включается не при помощи классического рычага между передними сиденьями, а путем нажатия на специальную кнопочку, занявшую его место.
Шибко умные «мозги» машины не позволят водителю кнопкой активировать стояночный тормоз на ходу. Поэтому все сказанное ниже будет полезно лишь тем автовладельцам, чьи машины оборудованы нормальным «ручником» — с рычагом.
Практическое изучение вопроса выявило следующие нюансы. В принципе, затормозить с помощью стояночного тормоза можно. Однако делать это нужно с умом. Дело в том, что резкое затягивание «ручника» приводит практически к мгновенной блокировке задних колес. При некоторых условиях это может привести к заносу машины и полной потере управляемости со всеми вытекающими последствиями. Поэтому подтормаживать задние колеса «ручником» нужно крайне аккуратно, осторожно — чтобы не заблокировать их.
Отказали тормоза: допускается ли торможение на ходу ручником?
Различные конструкции стояночного тормоза
В прошлом на автомобилях стояночный тормоз был одинаков, он представлял собой крупноразмерную металлическую рукоятку, расположенную поблизости от рычага переключения передач. Однако сегодня используется электромеханический стояночный тормоз. В таких автомобилях уже нет рукоятки, а всё что можно найти, это небольшую кнопку, при нажатии на которую активируется электроника, позволяя зажать тормоза и предупредить откат автомобиля во время стоянки.
Естественно, что на ходу тормозить таким электрическим стояночным тормозом будет невозможно, водитель может использовать ручник лишь при наличии в машине соответствующего рычага, от которого идут тросики к расположенным внутри тормозных дисков колодкам. Многие современные автомобили имеют электронный блок управления стояночным тормозом, поэтому его даже физически невозможно активировать во время движения автомобиля.
Допускается ли торможение ручником на ходу
По различным причинам, например, если отказала основная тормозная система, водитель может пользоваться ручным тормозом, затягивая колодки и замедляя тем самым автомобиль, или с помощью небольшого заноса эффектно проходить повороты. Какого-либо серьезного вреда при правильном использовании такого ручного тормоза для автомобиля не отмечается. Но при этом нужно действовать аккуратно и предельно внимательно.
Водителю не следует резко затягивать ручной тормоз, так как дозировать усилие в подобном случае будет попросту невозможно, сразу происходит полная блокировка задних колес, теряется управление над автомобилем, развивается занос, контролировать который крайне сложно. Поэтому, если вам необходимо экстренно остановить автомобиль, а основной тормоз потерял свою эффективность, то необходимо постараться как можно плавнее затягивать рычаг ручного тормоза, дозируя усилия с учетом скорости автомобиля и интенсивности его замедления.
Необходимо учитывать погодные условия на дороге, так как на заснеженной или скользкой дороге останавливать машину, затягивая ручник, будет крайне опасно. В подобном случае дозировать усилие на рычаг бывает практически невозможно, часто развивается занос, причём вне зависимости от скорости автомобиля. Использование ручного тормоза в зимнее время года имеет свои определенные особенности, в частности, сцепление задних и передних колёс с асфальтом может различаться, что приводит к ухудшению интенсивности замедления автомобиля, так и к потере контроля над машиной.
При использовании ручного тормоза необходимо также учитывать скорость автомобиля. Естественно, что безопасно затягивать такой ручник можно лишь на относительно небольшой скорости. Тогда как на автомагистрали, затянув ручник на скорости больше 100 километров в час, водитель рискует не только улететь в кювет, но и вовсе перевернуться. Большинство инструкторов по экстремальному вождению рекомендуют пользоваться ручником во время движения лишь в крайнем случае, на сухой и ровной дороге и на невысокой скорости.
Правильное обслуживание
Ручной тормоз, как другая система в автомобиле, потребует грамотного обслуживания. Необходимо проверять состояние тросиков, а раз в 50 тысяч километров в зависимости от стиля управления автомобиля менять колодки ручника, которые меняются отдельно от основных тормозных колодок. Выполняя такое грамотное обслуживание стояночного тормоза, можно быть полностью уверенным в том, что в экстремальной ситуации ручник не подведёт и остановит автомобиль.
Подведём итоги
В движении допускается использование ручного тормоза, которым в экстремальных ситуациях можно остановить автомобиль. Нужно лишь помнить о том, что действовать следует предельно аккуратно, плавно дозируя усилия на рычаг, при этом, по возможности, нужно отказаться от использования ручного тормоза на скользкой дороге и на высокой скорости.
Пять способов остановить машину, если отказали тормоза
Тормозная система большинства автомобилей имеет два независимых контура, которые либо дублируют друг друга, либо делят между собой часть функций тормозной системы.
Соответственно, если в процессе торможения педаль тормоза застопорилась (чаще всего такое случается при неравномерном износе или разрушении тормозных колодок) или провалилась (чаще всего из-за попадания воздуха через негерметичные уплотнения цилиндров) и уперлась в пол, не воспринимайте эту ситуацию как вселенский апокалипсис.
Продолжайте давить на педаль ритмичными поступательными движениями, будто накачиваете колесо ножным насосом. С большой степенью вероятности уже через пять-десять таких выжимов вы прокачаете тормоза и восстановите давление в системе.
Если прокачивание тормозов не увенчалось успехом, а, быть может, даже одновременно с прокачкой, пытаемся затормозить двигателем, переключаясь на пониженные передачи.
Вопреки распространенному мнению, электронный стояночный тормоз тоже можно использовать в критической ситуации для замедления автомобиля. Для этого нужно не нажать на кнопку, а зажать и удерживать ее. В этом случае электромоторы, приводящие в действие тормозные механизмы, зажмут задние колодки с тормозными дисками, активируя экстренное торможение.
Более того, электронный или электромеханический «ручник» обеспечивает гораздо более эффективное и безопасное торможение, чем классический, механический аналог. Дело в том, что он задействует гидравлическую тормозную систему, работая в связке с системами ABS и ESP, а потому может задействоваться в том числе и для экстренного торможения на более высоких скоростях.
Перестроения из стороны в сторону создают дополнительное сопротивление качению, что также снижает скорость движения автомобиля.
Однако не применяйте такой прием на высокой скорости! Это чревато заносом и почти неизбежной аварией.
Разумным будет также направить автомобиль на подъем, если такой имеется. Если опыта хватает, скорость не слишком высока (не более 30 км/ч), а дорога свободна, можно попытаться также сделать серию «полицейских разворотов» (маневр автомобиля, при котором транспортное средство совершает разворот на 180 градусов, а затем, проехав определенное расстояние задним ходом, совершает обратные действия, и далее движется вперед).
Помощнику останется лишь задействовать тормозную систему своего авто. Лучше всего выбрать в качестве такого препятствия грузовик-тихоход с противоподкатным брусом.
С большой степенью вероятности сломается кулиса, выкрошатся шестерни или погнутся тяги. Наконец, хотя «бывалые» нередко дают совет заглушить двигатель, не выключая зажигания, делать этого мы не рекомендуем. Хотя бы потому, что в таком случае деактивируются гидро- или электроусилитель руля, что лишь создаст дополнительные сложности.
Что делать, если у машины с «автоматом» на ходу отказали тормоза
Тормозная система — одна из главных, отвечающих за безопасность в машине, а потому ее конструируют с прицелом на максимальную надежность. Выходит из строя она не очень часто, и мало кто из автомобилистов на практике готов к ее нештатному поведению, тем более на авто с автоматической трансмиссией.
«Пропали тормоза» — ситуация крайне неприятная для водителя любой машины, от легковушки до большегрузной фуры. Но у нас-то ситуация еще сложнее — «коробка» автоматическая. В посление годы на множестве моделей легковушек стали применять не классический механический ручной тормоз, а электрический «ручник». На большой скорости электроника просто не даст его включить, а потому он для экстренной остановки при отказавших тормозах не применим.
Итак, мы за рулем авто на скоростной трассе и в какой-то момент понимаем, что нажатие на педаль тормоза к замедлению не приводит. Что делать? Во-первых, нужно прекратить панику и вспомнить, что гидросистема тормозов практически любого авто состоит из нескольких контуров — один отвечает, скажем, за правое переднее и левое заднее, а второй — за правое заднее и левое переднее. И когда давление тормозной жидкости упало в одном из них, второй контур может быть вполне еще работоспособен.
Чтобы заставить его действовать, необходимо резкими сильными выжимами «проваливающейся» педали «прокачать» гидросистему. После подобной процедуры тормоза (хоть какие-то!) могут на некоторое время появиться, дав возможность безопасно остановиться.
Хуже всего ситуация с отказавшими тормозными механизмами в случае, если АКП у нас не имеет ни режима ручного переключения передач, ни возможности включить повышенную, ни принудительного ограничения выбора передачи выше 3-й или даже 2-й.
В любом случае, следует снять ногу с педали газа — машина при этом начнет потихоньку терять скорость. Но этого чаще всего бывает недостаточно. При наличии «ручного режима», сразу же требуем от него включить 1-ю передачу. Электронная «защита от дурака» трансмиссии, разумеется, это делать не будет, но «автомат» начнет перебирать передачи в сторону понижения с максимально безопасной для себя интенсивностью, выполняя, по сути, торможение двигателем.
Включение режима «понижающй передачи» встречается у некоторых кроссоверов с АКП. Прочие легковушки порой могут похвастаться «спортивным режимом» коробки передач. С точки зрения остановки с отказавшими тормозами на «автомате» оба эти режима подойдут. В «спортрежиме» КП выбирает передачу пониже, чем в обычном, а для более эффективного торможения мотором нам именно это и нужно.
Последний способ остановки машины с АКП и без тормозов — выключение двигателя. При этом ведущие колеса мгновенно начинают тормозить машину и надо иметь в виду, что на скользкой дороге это может привести к заносу и прочим прелестям. Выключить двигатель нужно так, чтобы не заблокировался руль. Для этого ключ в замке зажигания следует поворачивать не до конца. И потом потихоньку отруливать к обочине.
Когда в машине мотор запускается с кнопки, все будет зависть от модели авто. На некоторых машинах отключение мотора нажатием кнопки на ходу может быть вообще не предусмотрено. А у других вырубить «движок» можно, но только длительным или многократными нажатиями кнопки.