Можно ли в европу на дизельной машине
Ограничения на проезд дизельных авто в Германии
Города, в которых введён запрет на дизельные машины в Германии. Суть ограничений на дизель. Законы, текущее положение дел.
В Германии принят закон, позволяющий властям немецких городов запрещать использование дизельных автомобилей с определёнными показателями выброса вредных веществ. Городские чиновники вправе ввести запрет на проезд по конкретной улице или ограничить въезд в установленную зону.
Запреты дизеля по городам
70 городов Германии борются с превышениями NO2. Некоторые уже установили ограничения, другие ведут разборки в земельных судах, третьи находятся в стадии планирования.
Планируется установить ограничения в Аахене, Бонне, Эссене, Франкфурте-на-Майне, Кёльне, Майнце.
Попадающие под запреты автомобили
Городские власти самостоятельно принимают решение, на какие автомобили распространяются ограничения.
Как правило, если дизельный двигатель произведён после 01.09.2014, проблем владелец испытывать в Германии не должен. Сделанные ранее движки надёжны для евро6, остальные под вопросом.
Изначально планировалось ввести наряду с красной, жёлтой и зелёной плакетками на немецких машинах дополнительную голубую.
Сейчас плакетки обязательно должны клеиться на лобовое стекло всех автомобилей в Германии. Цветами ограничивают въезд в экологические зоны и центры большинства германских городов. На 2020 большинство зон допускает машины с только с зелёными плакетками. Но 95% авто, включая дизельные с евро5 и ниже, по действующим законам как раз зелёные наклейки и получают.
Голубая плакетка по задумке выдавалась бы всем авто, не попадающим под дизельные ограничения. Но пока что никаких подвижек с голубыми плакетками нет.
Немецкой полиции для досмотра приходится останавливать водителя, просить документы на машину и сверять, попадает ли данное авто под запрет. Проверки носят единичный характер и настоящего контроля не ведётся.
Исключения
В ряде случаев допускается заезжать в запретные зоны на попадающих под запрет авто:
Каждый город дополнительно может разрешить въезд иным категориям авто.
Официально виновными в возникновении проблемы с загрязнением воздуха в немецких городах признаны производители автомобилей.
Началась история со скандала с Volkswagen. Обнаружилось, что значения выброса NO2 для дизельных автомобилей марок VW, Audi, Skoda, Porsche фальсифицировали на протяжении нескольких последних лет.
Вместо реальных показателей двуокиси азота проверки показывали заниженные в 4-5 раз значения. При подключении измеряющего устройства бортовой компьютер переключал двигатель в специальный режим, в котором выброс вредоносных газов действительно оказывался низким. Но при эксплуатации данный режим никогда не использовался.
Типичный дизельный VW Caddy, попавший под запрет на въезд в Штутгарт.
В итоге немецкие власти проворонили момент, когда дизельные автомобили заполнили немецкие города. Экономичность и неприхотливость дизеля за десятилетие сделали лучшую рекламную кампанию. Ежегодно число машин с дизельными движками вырастало на треть.
Позже помимо VW такие же проблемы обнаружились в BMW, Opel и Mercedes-Benz.
Когда вскрылся обман, оказалось, что никаких путей к отступлению нет. Судебный процесс по делу о возмещении ущерба для покупателей длится до сих пор. Перспективы получить покрытие убытков пока остаются.
Последствия запрета на дизель
Хотя фактически лишь 4 города в ФРГ ввели ограничения на проезд по отдельным улицам, уже сейчас владельцы дизелей испытывают проблемы.
Из-за возникшего негатива подержанные марки сильно упали в цене. Выгодно продать авто можно только за границу. Например, в 2017 немцы экспортировали в Польшу 300000 бывших в употреблении дизелей.
Внутри Германии приходится мириться с падением стоимости в два раза превышающим бензиновый аналог модели.
Существенных подвижек в очищении воздуха пока не наблюдается. Ограничения на проезд дизелей по отдельным улицам бессмысленны из-за отсутствия контроля и возможности проехать по-другому. Получается, NO2 выкидывается в том же количестве, но на соседней улице.
В истории с запретом дизеля в Германии по-прежнему много политики и мало смысла. Нанесён экономический урон владельцам проблемных машин, городам и автопроизводителям. Жители не всегда с пониманием относятся к нововведениям, например, из-за усложнения маршрута до рабочего места. Контролировать въезд в зоны так и не научились.
Добро пожаловать на сайт Федерального министерства иностранных дел
Дизельные авто в Германии попали в опалу. Все больше городов по решению судов ограничивают, а то и вовсе запрещают проезд дизельных автомобилей, не соответствующих экостандартам, по своим улицам.
Гамбург, Франкфурт-на-Майне, Ахен, Штутгарт — едва ли не каждый месяц список пополняется новыми названиями. Однако столь решительная борьба за чистоту городского воздуха затрагивает интересы сотен тысяч не только немецких владельцев дизельных авто, но и иностранных.
Как быть немецким владельцам «дизелей»? Продать за бесценок машины, чтобы соблюсти новые предписания? Модернизировать двигатели своих автомобилей, чтобы уменьшить вредность выбросов? Вопросов пока больше, чем ответов, однако свет в конце туннеля уже начинает проблескивать: 2 октября «большая коалиция» наконец-то согласовала пакет мер, необходимых для того, чтобы избежать запрета на въезд в города дизельных автомобилей. Однако, какие конкретно это меры, политики обещают рассказать чуть позже. Можно предположить, что они так или иначе будут связаны с денежной компенсацией. По всей видимости, правительство либо решится частично компенсировать «дизельным» автовладельцам покупку нового авто, либо, что более вероятно, прибегнет к тотальной модернизации дизельных машин, взяв большую часть расходов (а то и все) на себя.
На последнем варианте настаивал министр транспорта Германии Андреас Шойер (Andreas Scheuer). Однако автопромышленники были совсем не в восторге от этой идеи: это более чем затратно (модернизация лишь одного двигателя стандарта «Евро-5» будет обходиться в несколько сотен евро), к тому же может снизить технические характеристики авто. Кроме того, как уверяют эксперты, «прокачать» двигатели многих машин, соответствующие экостандарту «Евро-4», и вовсе не представляется возможным: они сконструированы таким образом, что оснастить их дополнительными средствами очистки выхлопных газов будет стоить едва ли не дороже, чем сама машина. Как бы то ни было, в Германии сегодня насчитывается около 15 миллионов дизельных авто, из которых как минимум 11 миллионов не отвечают современным экостандартам. И так просто от них не избавишься.
Пока под запрет в некоторых городах попадают (и в обозримой перспективе попадут и в других крупных населенных пунктах) дизельные автомобили, отвечающие стандартам «Евро-4» (а кое-где уже и «Евро-5», выпускавшиеся до 2015 года включительно) и ниже. Стандарт «Евро-6» пока не трогают, но судя по тому, как быстро развиваются события — а решение, разрешающие властям немецких городов запрещать въезд дизельным машинам, было вынесено Федеральным административным судом в Лейпциге в феврале 2017 года — вскоре власти доберутся и до него.
Напомним, что дизельные авто в Германии подверглись «гонениям» из-за того, что именно они в большей степени отвечают за содержание смертельно опасных окисей азота в воздухе, которое во многих немецких городах превышает установленные в ЕС нормы. Введению запрета на проезд автомобилей, не соответствующих экостандартам, способствовал и громкий скандал, получивший в европейской прессе название «дизельгейт». В его эпицентре оказался немецкий автогигант Volkswagen. Выяснилось, что в течение многих лет компания устанавливала на свои дизельные автомобили специальное программное обеспечение, которое в несколько десятков раз занижало реальные показатели количества вредных выбросов.
А пока антидизельная кампания набирает обороты, некоторые автоконцерны, видимо, следуя логике «лучше переждать», и вовсе отказываются от выпуска дизельных автомобилей. Первой «ласточкой» стал немецкий Porsche — не дожидаясь, пока правительство окончательно поставит крест на «дизелях», компания совсем отказалась от их выпуска. Об этом на днях заявило руководство фирмы. Porsche уже полгода как не принимает заявки на дизельные автомобили, однако не отказывается от обслуживания старых машин.
Разумеется, запрет на проезд в городах дизельных авто в Германии волнует и туристов, которые намерены путешествовать по Германии на своем автомобиле. Следует отметить, что для иностранных машин правила въезда в экологические зоны точно такие же, как и для немецких. Поэтому, чтобы не нарваться на штраф (от 80 евро и выше), лучше внимательно следить за знаками. Или скачать на смартфон специальное приложение (Green-Zones-App), чтобы точно знать, где и какие экологические зоны находятся, какие транспортные средства запрещены в них для вождения и по каким дням. Приложение доступно на нескольких европейских языках (русский в их число не входит).
В любом случае, автотуристам понадобится наклейка на лобовое стекло, показывающая, какой категории экологичности соответсвует автомобиль (для бензиновых авто наклейка тоже необходима — ред.). Приобрести ее можно в центрах ADAC (Allgemeiner Deutscher Automobil-Club), в офисах TÜV (Technischer Überwachungsverein) и Dekra (Deutscher Kraftfahrzeug-Überwachungs-Verein), которых множество по всей Германии.
Поездка на машине в Европу
Для путешествия в Европу на автомобиле нужна шенгенская виза. Есть некоторые особенности ее оформления и отличия по сравнению с туристами, прилетающими на самолете.
Сбор необходимых документов в 2021 году
Визовые центры, где можно получить шенгенскую визу, открыты в Москве, Ростове, Самаре, Новосибирске Владивостоке, Иркутске, Перми, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде.
Список документов, которые требуются для получения визы в Шенгенскую зону, если решено отправиться на машине:
Сбор необходимых бумаг требуется, даже если оформлением визы занимается туристическая фирма. Однако само оформление не займет много времени, если прийти в визовый центр уже с готовым пакетом документов.
Следует определиться, в какой стране получать визу. Ряд европейских государств не входит в Шенгенскую зону, а некоторые страны могут выдавать визу для легального пребывания только на своей территории. Среди них: Польша, Великобритания, Ирландия.
Однако, путешествуя в Албанию, Боснию и Герцеговину, Македонию, Сербию, Турцию и Черногорию, шенгенскую визу оформлять не нужно. Вопрос только в том, как добраться? Ведь по пути к этим странам, возможно, потребуется пересечь территорию государств, где не разрешат безвизовый транзит. Подробнее о безвизовых странах Европы для россиян.
Безвизовые страны для россиян на карте мира
Одна поездка — несколько стран
Обычно при планировании поездки в Европу на машине целью является посещение нескольких стран. Оформлять документы следует в визовом центре той страны, пребывание в которой будет наиболее продолжительным.
Но, если невозможно выделить одну такую страну, виза оформляется через ВЦ того государства, посещение которого будет первым.
При данном маршруте можно оформить визу Польши. Но если планируется задержаться, например, во Франции, следует оформить соответствующее разрешение
К фотографиям, которые затребует визовый центр, могут быть различные требования, в зависимости от страны, открывающей «шенген». Поэтому есть рекомендация сначала их выяснить.
Все, что нужно знать о путешествии в Европу, вы сможете найти в этом видео.
Страхование туриста, Green Card и финансовые вопросы
Для поездок на личном автомобиле по странам Шенгена необходимо иметь медицинскую страховку с покрытием в 30 000 евро и более. Ее действие должно быть актуальным на протяжении всего времени пребывания за рубежом.
Международный страховой полис транспортного средства «Зеленая карта» выдается только уполномоченным органом страхования в РФ. Green Card, выданная в России, исключает необходимость оформлять страховку гражданской ответственности в стране, которая выдает визу. Страховой полис оформляется на период от 15 суток, его стоимость составляет около 2,5 тыс. рублей с легковой машины.
От чего зависит стоимость страховки на автомобиль?
Данной процедурой нельзя пренебрегать, так как она выполняется только за месяц до планируемой поездки. Получается, что для сбора всех бумаг есть лишь месяц.
Финансовая сторона туристического посещения стран Европы очень важна для работника визового центра. Иностранец должен обеспечить свой отдых в полной мере. Тем более, когда он привязан к постоянной покупке бензина.
Так выглядит грин карта для автомобиля
Документом, подтверждающим финансовую возможность автопутешественника, может выступать выписка с личного счета клиента банка либо справка о владении кредитным лимитом. Подойдут также дорожные чеки, оформленные на личное имя водителя, с указанием суммы из расчета не менее 40 евро/день. Исключением могут быть случаи, когда путешественник представил документ о доходах с места работы.
Об обеспечении ребенка во время путешествия должен заботиться родитель или опекун, что должно подтверждаться письмом, в котором подписывается обязательство материально содержать ребенка на период поездки.
Документы на водителя, пассажиров и транспортное средство
В случае автомобильного путешествия следует приложить копию водительских прав и свидетельство о регистрации транспортного средства. Автомобиль должен соответствовать техническим и экологическим нормам, которые действуют в Европейском союзе.
Иногда машиной могут управлять несколько человек. Все водители должны иметь документ, разрешающий делать это в другом государстве. Если в дороге будет несколько водителей, все они должны представить данные в визовом центре. Иначе управление автомобилем, даже при наличии водительских прав, будет незаконным.
Каждый путешественник обязан представить документы с места работы или учебы, если он официально занят в трудовой или образовательной сфере. Данный документ удостоверяет, что за туристом сохраняется рабочее или учебное место, где он продолжит свою деятельность после приезда домой. Индивидуальный предприниматель представляет копию регистрации предпринимательской деятельности, а также выписку из налоговой инспекции о доходах за последние полгода.
Пенсионер обязан представить документ из пенсионного фонда, в котором указывается общая сумма финансовых выплат за полгода, и копию пенсионного удостоверения. На детей школьного возраста необходимо подать справку из учебного заведения.
Маршрутный лист (план поездки) для визы
Маршрутный лист лучше заполнять по образцу, который можно скачать из интернета или посмотреть шаблон в визовом центре. Это документ, который больше всего волнует оформителя визы. Он должен понять, почему именно его страна должна предоставить разрешение на въезд.
Образец маршрутного листа
Маршрутный лист обозначает план поездки, с указанием дат и времени, которое планируется провести в разных местах и странах, переезжая из города в город. Все даты должны быть продуманы. Это поможет правильно подойти к реализации следующего шага — бронирования номеров в гостиницах.
Опытные автопутешественники рекомендуют самый длительный переезд запланировать уже до первого ночлега, который, скорее всего, будет в Польше. Это позволит высвободить время для коротких переездов между городами Европы и более длительных прогулок.
Платные дороги, разрешение на пользование
В Европе много платных дорог. Неопытный водитель может сильно потратиться, выбирая маршрут, только исходя из расстояния или удобства автодорожного сообщения. Обычно онлайн-карты помогают различать обычные дороги и платные.
Платные дороги в Европе
Качество бесплатных дорог ЕС намного превосходит привычные русскому водителю колдобины. Подвох в том, что большинство платных трасс подразумевает оплату на выезде, а не на въезде. Небольшой совет: случайно попав на платный участок дороги, дешевле заплатить за проезд на ближайшем съезде, чем сдавать назад по автомагистрали и потом иметь проблемы с неприступной полицией.
Кстати, о штрафах в Европе. Правила дорожного движения мало чем отличаются от действующих на территории постсоветских стран. Однако за их соблюдением очень пристально наблюдают местные органы правопорядка.
Некоторые особенности ПДД в Европе
Поэтому необходимо всегда помнить о содержании алкоголя в крови после хорошей выпивки вечером, об ограничениях скорости в населенных пунктах и правилах парковки. Последнее может быть испытанием для водителя, привыкшего парковаться где попало.
Требуется специальная виньетка, которая крепится на лобовом стекле и сообщает о полученном разрешении пользоваться автомобильными дорогами разного класса на территории разных стран. Ее стоимость составляет около трёх евро. Штраф за ее отсутствие может быть очень существенным.
Видеоролик об особенностях правил дорожного движения в Европе.
Маршрутный лист и бронирование жилья
В маршрутном листе или отдельно от него нужно указать адреса отелей, в которых планируется ночлег. Они должны быть уже забронированы на имена всех путешественников. Самый удобный и раскрученный онлайн-сервис поиска отелей — booking.com.
Туристы чаще всего пользуются отелями, в которых можно бесплатно отменить бронь. Это позволит вносить коррективы в поездку без лишних финансовых затрат. Скорее всего, какой-то город понравится больше другого или погода внесет свою лепту, и понадобится быстрее уехать или остаться на дольше.
Сравнение цен на жилье в Европе
Однако порой визовый центр может затребовать только платное бронирование, хотя бы с частичной предоплатой. Бумагу, подтверждающую бронирование отелей, необходимо вложить в пакет документов на каждого путешественника.
Кемпинг — один из самых дешевых, но в то же время качественных вариантов жилья или ночлега в Европе. На Западе под кемпингом подразумеваются не стихийные палатки дикарей, а специально оборудованная площадка, обычно расположенная вдали от дороги на природе.
Здесь доступны оборудованные кухни, туалет, душ, пресная и питьевая вода. Что касается затрат, то этот вариант значительно выигрывает даже в сравнении с недорогими отелями.
Дизельные моторы в Германии: в каких городах они запрещены
Дизельные моторы в Германии в некоторых городах запрещены. Согласно постановлению Федерального административного суда, муниципалитеты Германии могут сами принимать решение о запрете на проезд дизельных автомобилей. Это актуально для транспортных средств, которые имеют высокие показатели выброса вредных веществ. Основанием для ввода ограничений служит превышение нормы содержания в городском воздухе двуокиси азота — NO2. Если полученные в течение 6 месяцев замеры показывают величину выше 40 микрограмм на кубический метр, автовладелец получает задание разработать программу, которая позволила бы исправить экологическую ситуацию.
Дизельные моторы в Германии. В каких городах введён запрет на проезд автомобилей со старыми двигателями
Приведем список городов:
Список был дополнен ещё несколькими городами, в которых наблюдается плохая экологическая ситуация:
Штраф за нарушение в разных городах разный. Например, в Штутгарте — 48,50€ на обычное авто и до 80€ за грузовик. В других городах величина штрафа — 25€ для легковых автомобилей и до 75€ для грузовых.
Какие дизельные авто попадают под запрет?
Какие дизельные моторы в Германии запрещены к использованию? С сентября 2019 года вступил в силу зональный запрет на эксплуатацию автомобилей стандарта Euro–5. С этого времени запрещён проезд автомобилям с параметрами меньше Euro–6. Около 80% транспортных средств на дизеле попали под ограничения.
В будущем возможен запрет на применение автомобилей со стандартами Euro–6. После проведения испытаний стало известно, что транспорт стандарта Euro–6 иногда выбрасывает больше загрязняющих веществ, чем авто стандарта Euro–5.
По решению Федерального административного суда, запрет на дизельные автомобили должен быть целесообразным. Должны быть исключения для таксистов и прочих ремесленников, пострадавших от закона.
Власти города сами решают, на какие автомобили следует распространять запрет. Обычно, если двигатель изготовлен после 1 сентября 2014 года, владельцы не будут иметь проблем.
На лобовом стекле транспорта обязательно клеят плакетки разного цвета. Цвет означает ограничение на въезд в экологические зоны и центры городов Германии. В 2020 году в большинство зон могут въезжать автомобили только с зелёными плакетками. Около 95% машин, в том числе по стандарту Euro–5 и меньше, получают плакетку именно зелёного цвета.
Единственным способом проверки, может ли автомобиль въезжать в зону ограничения движений для дизельных авто, является проверка документа на машину Zulassungsbescheinigung I. Там указывается норма выброса NO2 и катализатор.
Предложения для владельцев дизельных авто
Такие категории граждан получат два альтернативных предложения от государства:
По мнению властей, автомобильная промышленность обязана участвовать в замене автомобилей либо в переоборудовании старых двигателей.
Если владелец старого дизельного автомобиля Euro–5 с системой SCR желает его модернизировать, то производитель авто должен взять на себя расходы по монтажу и модернизации. Это предложение актуально для владельцев авто, купленных пару лет назад, и не способных приобрести новый автомобиль.
Исключения для авто
В некоторых случаях автомобилям разрешается въезжать в запретную зону:
В каждом городе власти могут разрешать либо запрещать въезд другим категориям транспорта.
Последствия запрета
Из–за негативного отношения к подержанным маркам они сильно упали в цене. Выгодная продажа машин возможна только за границу. К сожалению, в Германии пока нет серьёзных сдвигов в отношении улучшения экологической ситуации, поскольку машины, не проезжающие по запрещённым улицам, выбрасывают выхлопные газы на улицах рядом.
Запреты на Дизель в Германии, что и как, и с чем едят
Много раз спрашивали, что же там у вас запретили? всё ли запретили? и как теперь вообще жить трактористам.
Я как отчаянный и верный дизелю, уже наверно лет как 6, водитель, попробую внести немного ясности в происходящее.
Если прям досконально разбираться с этой проблематикой, можно писать не один пост, поэтому я постараюсь максимально сжато объяснить происходящее.
Dieselfahrverbote — запреты на проезд для дизелей
это ничто иное как быстрая и неотложная реакция на якобы катастрофическое загрязнение воздуха в тех или иных городах.
На данный монет действующие европейские нормы:
Мелкодисперсная пыль — сред. годовая норма не больше 40 mg/m3
Оксиды азота — годовая норма 40 µg/m3
Oксиды углерода/ Угарный газ — сред. норма за 8 часов не больше 10 mg/m3
Если быть точным, это уже 3 попытка по снижению вредных веществ в воздухе больших городов.
Первая попытка «улучшить» воздух была — введением 30-ых зон, что якобы должно было снизить выброс вредных веществ.
Вторая попытка «улучшить» воздух — так называемыми Umweltplakette (наклейка на лобовое стекло указывающая на экологические параметры автомобиля, простым языком — показывающая на сколько грязный или чистый тот или иной транспорт) В зависимости от выброса вредных веществ наклейки были 3 цветов. Зелёные, жёлтые и красные. Цвета говорят сами за себя.
При оформлении автотранспорта выдаётся наклейка. Большие города разбиты на зоны, соответствующие цвету наклейки.
Кстати в последнее время больше нет разделения по цвету. Выдается либо зелёная (если авто соответствует) либо вообще никакой наклейки. (Узнал когда оформлял Турана Xотя на оф. сайте этих наклеек, всё ещё есть все цвета. Странно…наверно что-то опять изменится. Но не суть. Штраф за езду без наклейки 80 европейских рубликов Наклейкой должны владеть все! Даже авто с иностранной регистрацией (если вы конечно хотите заезжать в те или иные зоны)
Вообще если хотите поехать в страну евро союза — проинформируйтесь, обязательно ли наносить наклейки для экологических зон.
Дооолгая подводка получилась… ^^
Ну и наконец запреты на дизельный транспорт. Связано это с тем, что по прежнему не выдерживаются нормы по оксидам азота, а конкретно Диоксид азота (NO2), главным виновником которого является непосредственно дизель. (Но это не точно :D)
В связи с этим, решением суда, коммунам была дана возможность вводить запреты на проезд диз. транспорта в тех или иных городах, либо же их частях.
Запреты распространяются пока только на авто до евро 5
K примеру Берлин. И таких городов уже много.
Фиолетовый: улицы которые уже закрыты для дизеля
Оранжевый: проверяется возможность закрытия этих улиц
С 01.01.2019 Город Штуттгарт (Stuttgart) полностью запретил въезд диз. транспорта с евро нормой хуже Евро 5
На сколько это целесообразно и откуда берутся все эти нормы… я конечно не знаю, ясно лишь то что людей опять заставляют тратить деньги. Ведь сколько людей живёт в больших городах и ездят на дизелях евро норма которых хуже евро 5. Я не знаю пока будут ли для них делаться исключения или нет. (скорее всего, да)
Естественно будет вводиться система разрешений на въезд, для спец. транспорта, мастеров и фирм, гостей… (Хрен знает, как по мне так большая часть дизелей всё равно останется в проблемных зонах…)
Можно разобрать это на моём примере. У моего Турана евро4. Езжу я порядка 20-30 тысяч в год. Если бы я жил в том же Stuttgarte и мне пришлось бы менять машину, какую альтернативу я бы мог выбрать?
Свежий дизель? — не могу позволить из-за финансового аспекта. Не забываем цена на мой «старый дизель»
тоже упала.
Бензин? — сожрёт как пить дать. Либо это будет какой нибудь малолитраж на 1.0 литре объёма и макс 80 км/ч на автобане? а прицеп таскать? а инструмент возить?
Газ? — купить нормальный авто, переделать на газ. Тоже не мало € выходит. Ну a кто мне даст гарантию что цену на газ не задерут.
Подытожим
Запреты на дизель пока только в больших городах в основном только в проблемных зонах (отдельные улицы, районы). Правда городов становится всё больше. :/ На данный момент 12.
Меня пока эти запреты не касались. Живу я в маленьком городе, работаю в городе побольше с экологическими зонами, но нам запреты вроде пока не светят. Если надо будет ехать в «запретную зону»
ааа ору…как Чернобыль )))) придётся одолжить тачку
Сказать честно, стараюсь не вникать сильно во всю эту политику, будь что будет. Нам простым смертным всё равно ничего не изменить, а проблемы будем решать по мере их поступления. 🙂
Одно радует… что воздух у нас в германии свой личный. ^^